Леонид Гайдай | |
---|---|
Родился | Леонид Иович Гайдай. (1923-01-30) 30 января 1923 года. Свободный, РСФСР, Советский Союз |
Умер | 19 ноября 1993 (1993-11-19) (70 лет). Москва, Россия |
Место упокоения | Кунцевское кладбище, Москва |
Известные работы |
|
Звание | Народный артист СССР (1989) |
Супруг (и) | Нина Гребешкова (р. 1930) |
Леонид Иович Гайдай (Русский : Леонид Иович Гайдай; 30 января 1923 - 19 ноября 1993) был советским и российским режиссером комедийного фильма, пользовавшимся огромной популярностью и широким общественным признанием в бывшем Советском Союзе. Его фильмы побили рекорды посещаемости кинотеатров и до сих пор остаются одними из самых продаваемых DVD в России. Его называют «королем советской комедии».
Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской области, где он проживает. отмечен статуей. Его отец Иов Исидорович Гайдай происходил из украинской семьи крепостных Полтавской губернии. В 22 года был приговорен к нескольким годам каторги за революционную деятельность и отправлен на Дальний Восток для работы на железной дороге. Мать Леонида Мария Ивановна Любимова родилась в Рязанской области у русских родителей. Она познакомилась со своей любовью через своего брата Егора, также работника каторги, который отправил ей фотографию своего друга вместе с предложением руки и сердца. По истечении срока полномочий Гайдая они поселились в Амурской области, где Гайдай продолжил работу на стройке железной дороги.
Леонид был третьим ребенком в семье. Его старший брат Александр (1919–1994) был известным поэтом и военным корреспондентом. Леонид с юных лет участвовал в любительской драматургии. Школу окончил 20 августа 1941 года. Всего за два дня началась Великая Отечественная война.
В феврале 1942 года он был зачислен в Красную Армию. Сначала он служил в Монголии, затем закончил сержантские курсы, став командиром отделения. Работал в военной разведке. 20 декабря 1942 года Гайдай был награжден медалью «За боевые заслуги» за убийство трех фашистских солдат и захват заложников во время боя за село Енкино. 20 марта 1943 года он был тяжело ранен в результате подрыва фугаса. Он провел девять месяцев в военных госпиталях. В январе 1944 года его отправили домой инвалидом войны. В 1945 году вступил в Коммунистическую партию.
Гайдай учился в школе-студии Иркутского окружного драматического театра, а после ее окончания в 1947 году снимался в театральных постановках. Впоследствии он посещал Московский институт кинематографии, мастерскую Григория Александрова, завершив учебу в 1955 году. Он женился на актрисе Нине Гребешковой, сыгравшей второстепенные роли в его творчестве. будущие фильмы. Сначала он работал ассистентом режиссера Бориса Барнета над фильмом 1955 года, а затем снял первый из своих фильмов в 1956 году (историческая драма «Долгий путь»). Его комедия 1958 года «Мертвый роман» была описана министром культуры как «высмеивание советской реальности», в результате цензоры урезали ее до 47 минут и выпустили как Жених из другого мира. Впоследствии он избегал откровенно политических тем.
Его первый успех пришел через шесть лет после окончания учебы с фрагментом из короткометражного фильма из сборника «Совершенно серьезно» (1961), который сразу стал очень популярным. В этом фильме Гайдай впервые представил комическое трио мошенников - Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов (он же «ВиНиМор», играющий персонажей Балбеса., Бывали, Трус), который позже снялся в нескольких других своих фильмах. После того, как его персонажи и режиссерский стиль завоевали любовь публики, его имя стало широко продаваться в кинотеатрах СССР.
В период с 1961 по 1975 годы Гайдай снял ряд самых продаваемых фильмов. каждая из них имела огромный финансовый успех и стала бешено популярной в Советском Союзе. В эти годы он снял новые приключения озорной троицы в фильме «Бутлегеры » (1961), экранизации О. Рассказы Генри, «Строго по делу» (1962), Операция Y и другие приключения Шурика (1965), и Похищение в кавказском стиле (1966). После разрыва с Моргуновым, Гайдай распустил трио, в то время как Никулин снялся в том, что должно было стать самой популярной советской комедией из когда-либо созданных, Бриллиантовая рука (1968
Комедийное трио Балбес, Бывалы и Трус в комедии Гайдая Похищение людей по-кавказски (1966)В 1970-е годы Гайдай работал преимущественно с комиками из собственной студийной группы, в том числе Вицин Леонид Куравлев, Михаил Пуговкин, Савелий Крамаров, Наталья Селезнева, Наталья Крачковская и его жена Нина Гребешкова. Весь этот состав был показан в его экранизации рассказов Михаила Зощенко Этого не может быть! (1975). Он также снял пьесы Михаила Булгакова, Иван Васильевич: Назад в будущее (1973), Ильфа и Петрова Двенадцать стульев (1971), Николай Гоголь Incognito из Санкт-Петербурга (1977) и Заимствование спичек (1980), рассказ финского автора Майю Лассила.
Самый кассовый фильм Гайдая Бриллиантовая рука продано 76,7 миллиона билетов только в Советском Союзе, став третьим по кассовым сборам советским фильмом. При цене 8 долларов за билет (обычная плата за проезд в американском кинотеатре в 2005 году) он принес бы доход, сопоставимый с кассовым чемпионом США Титаником. В обзоре 1995 года, проведенном РТР, она была признана лучшей комедией из когда-либо созданных. За ним последовали другие комедийные фильмы Гайдая - Похищение людей, кавказский стиль (четвертое место с 76,5 млн зрителей), Операция Ы и другие приключения Шурика (седьмое место с 69,6 млн зрителей) и Иван Васильевич: Назад в будущее (17-е место с 60,7 млн зрителей).
Из-за того, что киноиндустрия СССР контролировалась государством, вся выручка от продажи фильмов возвращалась государству. казна. Однако Гайдай лично получил небольшой процент от продаж билетов в качестве поощрения государства. Однако это длилось недолго, так как вскоре стало очевидно, что даже с предложенной крошечной лицензией он быстро станет законным советским мультимиллионером.
После 1975 года Гайдай вошел в период значительного спада; его единственной другой заметной работой был совместный советско-финский фильм «Заимствование спичков» (русский : За спичками; финский : Tulitikkuja lainaamassa), снятый в 1980 году. После распада Советского Союза он снял только один фильм, опираясь на раннюю перестройку коммерческую деятельность и с Дмитрием Харатьяном в главной роли. У Гайдая есть эпизодическая роль в финальном, «Хорошая погода на Дерибасовской», где он играет старого игрока, который пытается победить однорукого бандита. В реальной жизни Гайдай пристрастился к азартным играм. Эти работы оказались самыми популярными из его работ, снятых после 1975 года, но им не хватило успеха его более ранних работ. Гайдай стал народным артистом РСФСР в 1974 году, народным артистом СССР в 1989 году, скончался в Москве в пятницу 19 ноября 1993 года. похоронен на Кунцевском кладбище.
В комедиях Гайдая очень визуальный стиль комедии, с использованием фарса и физического юмора, с диалогами, которые были описаны как «содержательные, афористичен или бессмысленен ». Он был мастером динамичной комедии, его стиль и ритм несколько напоминали Стэнли Крамера Это безумный, безумный, безумный, безумный мир. Хотя его фильмы на поверхности изображают социалистические идеалы, есть подрывные элементы и сатира. Он продолжал страдать от вмешательства цензоров и сказал о своих фильмах: «Мы будем использовать средства сатиры, чтобы бороться с недостатками, которые до сих пор иногда мешают жизни советских людей».
Гайдай остается наиболее известным благодаря выдающейся серии комедий, которые он снял в период с 1961 по 1975 год, когда девять из десяти созданных им фильмов стали русской классикой, продав от 20 до 76 миллионов билетов в кино каждый и становясь лидерами кассовых сборов в течение нескольких лет подряд. Он менее известен за пределами бывшего Советского Союза из-за специфики его комедий, неразрывно связанных с советской культурой и образом жизни - в отличие от мотивов персонажей «Безумного мира» Крамера, которые легко понимает российская публика, живущая в в высшей степени материалистический мир позднего Советского Союза. Международное признание Гайдая включило номинацию на лучший короткометражный фильм на Каннском кинофестивале 1961 года за фильм Собака Барбос и Необычный крест. Гран-при «Серебряного дракона Вавеля» на Краковском кинофестивале (Польша) в 1965 году за роман «Дежавю» из фильма «Операция and и другие приключения Шурика».
Год | Название | Исходное название | |||
---|---|---|---|---|---|
Режиссер | Сценарист | Примечания | |||
1955 | Ляна | Ляна | Актер (Алеша Мамулат), помощник режиссера | ||
1956 | Утомленная дорога | Долгий путь | |||
1958 | Ветер | Ветер | Актер (Красный комиссар Науменко) | ||
Жених из потустороннего мира | Жених с света | ||||
1960 | Трижды воскресший | Трижды воскресший | Камея (изобретатель) | ||
В пути | В пути | Актер (Толя) | |||
1961 | Собака Барбос и Необычный Кросс | Пёс Барбос и необычный кросс | Часть Top Serious (Русский : Совершенно серьёзно) фильм-антология | ||
Самогонщики | Самогонщики | ||||
1962 год | Деловые люди | Деловые люди | |||
1965 | Operation Y и другие приключения Шурика | Операция «Ы» и другие приключения Шурика | Камея (вор / студент) | ||
1966 | Похищение в кавказском стиле | Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика | |||
1969 | Бриллиантовая рука | Бриллиантовая рука | Камея (пьяница / Рука Горбункова во сне Козодоева / Руки "Повара") | ||
1971 | Двенадцать стульев | 12 стульев | Актер (Варфоломей Коробейников) | ||
1973 | Иван Васильевич: Назад в будущее | Иван Васильевич меняет профессию | Камея (прохожий) | ||
1975 | Этого не может быть! | Не может быть! | |||
1977 | Инкогнито из Петербурга | Инкогнито из Петербурга | |||
Ничего не предпринято, ничего не выиграно | Риск - благородное дело | Камея (кинорежиссер) | |||
1978 | По улицам водили комод | По улицам комод водили | Креативный директор | ||
1980 | Спички взаймы | За спичками | Советские - Финское совместное производство | ||
1981–1988 | Фитил | Фитиль | Всего 14 шорт | ||
1982 | Спортлото-82 | Спортлото-82 | |||
1985 | Опасно для твоей жизни! | Опасно для жизни! | |||
1989 | Частный детектив, или Операция Сотрудничество | Частный детектив, или Операция «Кооперация» | |||
1992 | Погода на Дерибасовской хорошая, на Брайтон-Бич снова идет дождь | На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди | Камея (безумный игрок); Русский - Американский совместное производство |