Григорий Александров

редактировать
Григорий Александров. Григо́рий Алекса́ндров
Григорий Александров в его 30s.jpg Григорий Александров в возрасте 30 лет
РодилсяГригорий Васильевич Мормоненко. (1903-01-23) 23 января 1903. Екатеринбург, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния, Российская Империя (ныне Россия )
Умер16 декабря 1983 (1983-12-16) (80 лет). Москва, СССР (ныне Россия)
Место упокоенияНоводевичье кладбище, Москва. 55 ° 43′29 ″ N 37 ° 33′15 ″ E / 55,72472 ° N 37,55417 ° E / 55,72472; 37,55417
НациональностьРусский
Другие именаГригорий Васильевич Александров
Род занятийАктер, Режиссер, Сценарист
Супруга ( s)Ольга Иванова (1925–1933). Любовь Орлова (1934–1975; ее смерть). Галина Крылова (1979–1983; его смерть)

Григорий Васильевич Александров или Александров (русский : Григо́рий Васи́льевич А лекса́ндров; оригинальная фамилия Мормоненко или Мормоненко; 23 января 1903 г. - 16 декабря 1983 г.) был выдающимся советским кинорежиссером, получившим звание Народного артиста СССР в 1947 году и Героя СССР. Социалистический труд в 1973 году. Награжден Сталинскими премиями за 1941 и 1950 годы.

Первоначально был связан с Сергеем Эйзенштейном, с которым он работал в качестве соавтора. -директор, сценарист и актер, Александров стал самостоятельным главным режиссером в 1930-х годах, когда поставил Веселых ребят и ряд других музыкальные комедии с женой Любовью Орловой.

Хотя Александров оставался активным до самой смерти, его мюзиклы, среди первых, снятых в Советском Союзе, остаются его самыми популярными фильмами. Они соперничают с фильмами Ивана Пырьева как наиболее эффектную и веселую витрину, когда-либо созданную для сталинского СССР.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь и сотрудничество с Эйзенштейном
  • 2 Мюзикл комедии
  • 3 Во время Второй мировой войны
  • 4 После Второй мировой войны
    • 4.1 Во время хрущевской оттепели
    • 4.2 Во время брежневского застоя
  • 5 Почести и награды
  • 6 Личная жизнь
    • 6.1 Сергей Эйзенштейн
    • 6.2 Браки
  • 7 Наследие
  • 8 Фильмография
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки

Ранние годы и сотрудничество с Эйзенштейном

Александров, идущий по проволоке, как Глумов для Эйзенштейна Мудрый Человек постановка

Александров родился Григорий Васильевич Мормоненко в Екатеринбурге, Россия в 1903 году. С девяти лет Александров подрабатывал в Екатеринбургском оперном театре, в конце концов, его путь к помощнику директора. Он также получил музыкальное образование, изучая игру на скрипке в Екатеринбургском музыкальном училище, которое он окончил в 1917 году.

Александров приехал в Москву после обучения режиссуре и недолгому руководству. кинотеатр. В 1921 году, выступая в Театре Пролеткульта, он познакомился с тогдашним 23-летним Сергеем Эйзенштейном. В 1923 году Александров получил главную роль в экранизации Эйзенштейна комедии Александра Островского 1868 года Достаточно глупости на всякого мудреца и в первом фильме Эйзенштейна «На всякого мудреца» 61>Дневник Глумова (Дневник Глумова), короткометражный фильм, вошедший в спектакль. Эйзенштейн и Александров сотрудничали в нескольких пьесах, прежде чем Эйзенштейн снял свой первый полнометражный фильм Strike, который Александров написал в соавторстве с Эйзенштейном, и. Затем последовала эпоха Эйзенштейна Броненосец «Потемкин», в которой Алексданров сыграл Ипполита Гиляровского. Александров был одним из режиссеров следующих двух фильмов Эйзенштейна, Октябрь: Десять дней, которые потрясли мир и Генеральная линия, которые также были их последними работами в эпоху молчания.

Вместе с другим крупным сотрудником Эйзенштейна, кинематографистом Эдуардом Тисс, Александров присоединился к режиссеру, когда он приехал в Голливуд в начале 1930-х годов. Он также ездил с ними в Мексику на съемки нереализованного проекта Эйзенштейна о стране. Отредактированная версия видеозаписи, известная как ¡Qué viva México!, была создана Александровым в 1979 году.

Музыкальные комедии

Александров вернулся в Советский Союз в 1932 г. по прямому приказу Иосифа Сталина. В следующем году он поставил просталинский фильм «Интернационал» и после встречи со Сталиным и Максимом Горьким приступил к созданию первого советского мюзикла Jolly Fellows, в главных ролях Леонид Утесов и Любовь Орлова, на которой впоследствии женился Александров. (Ранее Орлова была замужем за экономистом, арестованным в 1930 году.) Она снялась в его самых успешных фильмах: Цирк, Волга Волга, Таня.

Во время Вторая мировая война

Великая Отечественная война (июнь 1941 г.) началась, когда Александров и его жена Орлова отдыхали недалеко от Риги, Латвия. Они поспешно вернулись в Москву. Во время одного из налетов фашистской авиации Александров получил ушиб и травму позвоночника. Он снял пропагандистский фильм Fighting Film Collection # 4, в котором Орлова поет новую версию знаменитого марша из Jolly Fellows : «Орда темных негодяев напала на наш трудящийся и веселый народ...»

В конце октября 1941 г. вместе с другими сотрудниками Мосфильма Александров и Орлова были эвакуированы в Алма-Ата Казахской ССР. Вскоре режиссера отправили в азербайджанский Баку, чтобы он руководил местной студией. Там Александров и его жена сняли фильм Семья, запрещенный к показу в кинотеатрах за «плохое отражение борьбы советского народа против немецко-фашистского захватчика». В сентябре 1943 года Александров получил приказ вернуться в Москву в качестве главного менеджера киностудии «Мосфильм».

После Второй мировой войны

первый послевоенный фильм Александрова был Весна, еще одна музыкальная комедия с Любовью Орловой в главной роли, а также с несколькими другими первоклассными актерами, в том числе Николаем Черкасовым, Эрастом Гарином и Фаиной Раневской. Он также снял фильм о русском композиторе Михаиле Глинке, явно подталкиваемом его Московской консерваторией воспитанной женой.

У популярных общественных деятелей Советского Союза, Александрова и Орлова были сложные отношения со Сталиным, который восхищался их фильмами (он, как сообщается, подарил президенту США отпечаток Волга-Волга Франклин Д. Рузвельт ), но часто унижал их.

С 1951 по 1957 год преподавал во ВГИКе, Леонид Гайдай был среди его учеников. Он также снял несколько фильмов о годах, предшествовавших русской революции, в том числе несколько фильмов о Владимире Ленине.

Во время хрущевской оттепели

Парадоксально, но Александрову было труднее работать в более политически расслабленная атмосфера под названием «хрущевская оттепель », которая последовала за смертью Сталина. Его даже наказали за успехи в сталинские времена. Уровень резкой критики его фильма Русский сувенир (1960) был очень уничижительным, сатирический журнал Крокодил опубликовал посвященный фильму фельетон под названием «Эта специфика?» Сразу же, как по команде, стали появляться критические статьи в других изданиях. Дело дошло до того, что коллеги Александрова были вынуждены защищать директора. Известия опубликовали письмо в поддержку Александрова, подписанное Петром Капицей, Дмитрием Шостаковичем, Сергеем Образцовым, Юрием Завадским и Сергей Юткевич. Нападения на Александрова прекратились, но после этого он практически прекратил снимать. По словам российского актера Александра Шпагина, юмор Александрова тогда не понимался так ясно, как сейчас.

Во время брежневского застоя

Двенадцать лет после его предыдущего художественного фильма, на пике брежневского. застой, Александрову внезапно дали денег на фильм о советских шпионах во время ВОВ. Последней его повествовательной картиной была [ru ] (Старлинг и Лира) (1973), в которой Орлова снялась в последней роли, и она не была выпущена. Однако существование фильма стало источником отсылки к популярной шутке «Склероз и климакс». Орлова умерла в 1975 году. В 1983 году он работал над документальным фильмом о карьере покойной жены. Он умер в декабре 1983 года от почечной инфекции и был похоронен на одной линии с Орловой, но не рядом с ней, на Новодевичьем кладбище в Москве.

Знак отличия и награды

Личная жизнь

Александров поет с женой Орлова в 1937 году

Сергей Эйзенштейн

Десятилетнее партнерство Александрова с Сергеем Эйзенштейном стало источником слухов об их романтических отношениях. По словам кинокритика Виталия Вульфа, «дружба до сих пор является предметом домыслов и сплетен, хотя нет никаких доказательств того, что у них были сексуальные отношения. Сам Александров воспринял эти слухи спокойно:« Может, он был увлечен я... Я никогда не был им увлечен. Эйзенштейн до конца своей жизни считал, что Александров предал его, когда женился на Орловой."

Браки

Первый брак с актрисой Ольгой Ивановой (умерла в июне 1941 года) с 1925 по 1933 год. Во время трехлетнего путешествия Григория в Европу и Голливуд она познакомилась с известным актером [ru ], рассталась с Александровым и в конце концов вышла замуж за Тенина.Она умерла во время родов вместе с ребенком Тенина незадолго до родов. начало Великой Отечественной войны.

  • Сын, Дуглас Александров (1926–1978), названный в честь Дугласа Фэрбенкса, любимого актера Александрова, насильно переименован в Василия во время ареста ОГПУ в 1952 году. Ему было предъявлено ложное обвинение в государственной измене, когда тайная полиция пытала его, чтобы дать показания о том, что его отец является американским шпионом. Он был освобожден вскоре после смерти Иосифа Сталина в 1953 году, после того, как он впервые сердечный приступ в тюрьме. Дуглас-Василий умер после второго сердечного приступа в 1978 году, пережил его вдова Галина Крыль. ova.
    • Ольга (род. 1946), внучка
    • Григорий (1954–2012), внук

Второй брак с Любовью Орловой, с 1934 по 1975 год (ее смерть). В июне 1941 года она удочерила Дугласа после смерти его матери. По словам владельца архива Орловой-Александрова, еврейского юриста Александра Добровинского: «Многие утверждали, что между Орловой и Александровым не было никаких отношений. Но они были, однако, очень странными. Они никогда не разговаривали друг с другом. Эти люди, которые жили с друг другу десятки лет, не сказали друг другу ни слова! Переписывались. У нас в офисе тонны этих записок. Любовь Петровна настаивала на таком способе общения. Конечно, публично, на вечеринке они разговаривали, но в частном порядке только письменно. Клавдия Шульженко, зная об этом, посвятила им свой романс «Не говори о любви». Почему? Потому что Орлова не хотела, чтобы ее муж признавался. ей о его предыдущих отношениях. И она согласилась с ним, что они играют в такую ​​игру, они не говорили в шутку. Поскольку Веселые парни, он должен был доказать ей свою любовь, и он сделал так, как хотел, но не на словах. Зачем словами, когда можно объясниться на СК reen? Конечно, между ними были сексуальные отношения ».

Добровинский также добавил:« А легенда о фиктивных отношениях возникла из-за того, что Орлова и Александров никогда не спали вместе в постели. И это правда. Но нам удалось выяснить почему. В дневнике директора есть запись: «Первого мужа, Андрея Берзина, чекисты чуть не вытащили из супружеской постели. Эта травма осталась с ней навсегда, и она не могла физически заснуть с другим человеком. Ей приходилось спать одной ».

Третий брак с вдовой его сына Галиной Крыловой, с 1979 по 1983 год (его смерть). Психическое здоровье Григория Александрова после смерти второй жены не позволило ему оформить смерть его сына в 1978 году. Он был уверен, что «Дуглас пошел купить буханку хлеба». Однако документы были подписаны, и его новая вдова помешала родственникам сестры Орловой наследовать имущество.

Наследие

Александров (второй ряд, 2 справа) и его жена Орлова (с почтовым ящиком) в Москве во время съемок сборника боевых фильмов №4 в августе 1941 года

На международном уровне Григорий Александров воспринимается кинокритиками единодушно как менее талантливая русскоязычная версия немецкого режиссера Лени Рифеншталь. Обычно в этой версии СССР под Иосиф Сталин приравнивается к Адольфу Гитлеру Германия (см. Сравнение нацизма и сталинизма ). Логично, что это восприятие часто воспринимается ботами. h этнических и неэтнических русских как признак стереотипного западноевропейского отношения к русским, потому что, в отличие от Гитлера, Сталин был этническим грузином (неславянским), который не мог даже говорят на русском языке без сильного акцента. Согласно популярной антикавказской версии, во время правления Сталина большая часть бывшей империи была оккупирована стремящимся к власти иностранцем, который не представлял одновременно славянскую этническую принадлежность и, в определенной степени,, даже русский язык и культура, предательски извлекая выгоду из антинационалистической идеологии марксизма. Однако на Западе Александров больше известен своими ранними работами с Сергеем Эйзенштейном.

. В России довоенные фильмы Григория Александрова получили признание за «помощь в победе в войне», успех Советского Союза против нацистов в Вторая мировая война. По той же причине его фильмы до сих пор вызывают споры в современной России, учитывая цену невосполнимых потерь и последующих последствий, оставляя место для теории о том, что русские извлекают больше пользы из победы гипотетической оси во Второй мировой войне. Покорившись Гитлеру, СССР мог бы спасти свое нееврейское население и примерно 20 миллионов советских людей, а в 1990-е годы - русский крест в демографии, после идеологического поворота страны к противоположному ». праведное направление, не произойдет. Согласно опросу, только 13 процентов европейцев считают, что СССР сыграл ключевую роль в освобождении Европы от нацизма.

В 2016 году русскоязычный еврейский актер Валентин Гафт сказал о Фильм Александрова: «Те [ужасные] происходили, и был этот фильм, который перевесил все. Он принес большую радость части населения». Согласно этой версии, народ СССР мог успешно восстать против Сталина в начале 1930-х годов, но качественные пропагандистские фильмы, такие как фильм Александрова с его женой, не позволили им свергнуть подчиненный режим. И Вторая мировая война, в которой славяне и евреи несли большинство жертв, Восточный фронт.

После победы Америки в холодной войне в 1991 году фильмы Орловой-Александрова о расширении прав и возможностей женщин, их бокс 1936 года. -офисный хит Цирк с главным героем-американцем-католиком, были обвинены в том, что создали проигрышную тенденцию для кино СССР в так называемой пропагандистской войне, в конечном итоге проиграв его аналогу 1939 года Ниночка, который Также включен фильм Comrade X. Майя Туровская о связи Ниночки с Цирком: «Это история о том, как советская женщина из СССР приехала во Францию ​​и осталась там, потому что полюбила французского виконта. В отличие от Марион Диксон, она не похоже, меняют идеологию, но на самом деле, как и в Цирке, там не все хорошо идеологически ». По словам доктора философии О.В. Рябова, «злодейство СССР» в целом было главным американским кино на эту тему, но не единственным: «Подводя итоги, использованные в процессе злодейства СССР. Голливудские репрезентации советского порядка выполняя построение «красной репрезентации». В то же время они служат важным компонентом дискурса «мистицизма женственности», описанного в бестселлере Бетти Фридан. Наконец, я хотел бы подчеркнуть что многие сюжеты и образы американского кино использовались в антикоммунистическом дискурсе перестройки с ее лозунгами «возвращение к нормальной жизни», включая «естественные отношения между мужчинами и женщинами». По мнению обозревателя Евгений Баженов, американские кинематографисты даже использовали все средства, включая псевдокириллицу и типографику с перевернутыми серпом и молотом, чтобы изобразить букву G на плакате к фильму Русские идут, русские - C Минг "(1966), чтобы дегуманизировать идеологического врага, в то время как советские кинематографисты никогда не могли сделать то же самое достаточно эффективно.

В 2014 году гендерный исследователь Наталья Пушкарева написала сравнительный анализ женщины в науке образ: «Героиня фильма Григория Александрова Весна - первый персонаж физика Ирины Никитиной в исполнении Любови Орловой. Ученый жила одна в двухэтажной квартире буржуазного вида с домработницей, она пила чай из тончайшего фарфора и приручила солнечную энергию. Власть формировала такой стереотип о жизни ученых, миф о богатстве. А у тех, кто тогда был лоялен властям и занимался только разрешенной темой, были дачи и квартиры. Для сравнения возьмем фильм 2013–2014 годов «Второе дыхание», тоже о женщине-физике Маше Шевелевой. В нем главной героине изменяет муж, без домработницы, у нее жестокая нехватка денег (а на руках двое детей), ее не принимают в «наноцентр». То есть, за более чем полвека наше кино превратилось из образа женщины-профессора, той, которой советское правительство отдало все только для ее работы, в современного научного работника, чей труд не ценится и не получает должного внимания. платят. И они пытаются внушить женщине, что личное счастье женщины важнее ее успехов в науке, и, если она хочет научного достижения, ей следует искать мужа, который заменит ее в семье. Помню такие фразы из сериала (сценаристы мужчины): «Ты хорошая женщина, Маша, хоть и умница!» или «Мне не нужен синий чулок, полный идей, мне нужна жена!»... Это идеологические концепции правящей партии, и связанные с ней женские организации однозначно понимают: нужно возвращать женщин в семью., чтобы увеличить рождаемость. Этот консервативный поворот к пронаталистской политике был очевиден с начала 2000-х ».

Фильмография

ГодНазваниеОригинальное название
РежиссерСценаристАктерЗаписки
1922Ой, Русская Судьба, ЖенщинаДоля ты русская, доляшка женская ДаВасилий, сын зажиточного крестьянина Егора, фильм пропал
1923Дневник ГлумоваДневник ГлумоваДаГлумов
1925Удар СтачкаДаДаБригадир
1925Линкор Потемкин Броненосец «Потёмкин»ДаСтарший офицер Гиляровский, помощник директора
1928Октябрь: Десять дней, которые потрясли мир ОктябрьДаДаСо- Режиссер Сергей Эйзенштейн
1928Девушка с далекой реки Девушка с далекой рекиДа
1929Генеральная линия Старое и новоеДаДаДаTraсt или водитель, в соавторстве с Сергеем Эйзенштейном
1930Женские проблемы - Женское счастьеНемецкий : Frauennot - FrauenglückДаДаШорт, Швейцария
1930Спящая красавицаСпящая красавицаДаАдаптация Спящая красавица
1931Землетрясение в ОахакеИспанский : La destrucción de OaxacaДаКороткий документальный фильм
1931Сентиментальный романс Французский : Romance sentimentaleДаДаДокументальный фильм, официальный со-режиссер Сергея Эйзенштейна
1932¡Que viva México! Испанский : ¡Que viva México!ДаДаСовместно с Сергеем Эйзенштейном
1932Пятилетний планПятилетний планДаКороткометражный документальный фильм
1933InternationaleИнтернационалДаКороткий документальный фильм
1933Гром над МексикойГром над МексикойДа
1934Весёлые ребята Весёлые ребятаДаДа
1936Цирк ЦиркДаДа
1936Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на внеочередном VIII Всесоюзном съезде СоветовДоклад товарища Сталина И. В. о проекте Конституции СССР на чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде СоветовДаДокументальное
1938Волго-Волга Волга-ВолгаДаДаДаКапитан спасательного буксира
1938Спорт-парадФизкультурный парадДаДокументальный фильм
1940Таня Светлый путьДаДа
1940Время на СолнцеВремя на солнцеДаДокументальный фильм, режиссер Сергей Эйзенштейн
1941Fightin Film Collection # 4Боевой киносборник № 4 Да
1943Семья Одна семьяДа
1944КаспийцыКаспийцыДаДадокументальный
1947Весна ВеснаДаДа
1949Встреча на Эльбе Встреча на ЭльбеДа
1952Композитор Глинка Композитор ГлинкаДаДа
1953Великий траурВеликое прощаниеДаДокументальный фильм о смерти Сталина
1958От человека к человекуЧеловек человекуДаДаДокументальный фильм, Перевод названия : слово «человек», часто переводимое на английский как «мужчина», гендерно нейтрально в русском языке
1960Русский Сувенир Русский сувенирДаДаДаЛетчик (в титрах не указан)
1961Ленин в ПольшеЛенин в ПольшеДаДокументальный
1962Спутник королевыСпутница королевыДаОбразовательный, мультфильм, анимация
1965До октябряПеред ОктябрёмДаДокументальный
1965Ленин в ШвейцарииЛенин в ШвейцарииДаДаДокументальный фильм, режиссер Дмитрий Васильев
1966НаканунеНаканунеДаДокументальный фильм, режиссер Дмитрий Васильев
1974Старлинг и ЛираСкворец и Лира ДаДаДаГенерал
1983Любовь ОрловаЛюбовь ОрловаДаДаДокументальное кино

Ссылки

Внешние ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-05-22 10:54:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте