Цензура в Российской Империи

редактировать

В Российской Империи государственные органы осуществляли различный уровень контроля над содержанием и распространением книги, периодические издания, музыка, театральные постановки, произведения искусства и кинофильмы. Орган, отвечающий за цензуру в Российской Империи, со временем изменился. В начале восемнадцатого века российский император имел прямой контроль, но к концу восемнадцатого века цензура была делегирована Синоду, Сенату и Академии наук. Начиная с девятнадцатого века, он находился в ведении Министерства образования и, наконец, Министерства внутренних дел.

История цензуры в России началась задолго до возникновения империи.. Первая книга, содержащая указатель запрещенных произведений, датируется 1073 годом, в Киевской Руси. В течение нескольких столетий это были просто переводы цензурных списков с других языков; первый подлинный древнерусский цензурный указатель был создан только в XIV веке. Число указателей (а также нелегальных публикаций) неуклонно росло до начала шестнадцатого века. Цензура впервые получила своего рода официальный статус в период царства (1547–1721): она была закодирована в законе Стоглав и была направлена ​​против ересей, расколы и другие предполагаемые отклонения от религиозных догм и священных текстов.

В течение имперского периода произошли значительные изменения в цензурной политике. Реформы Петра I положили начало разделению цензуры церковной и светской. Более четкое разграничение ответственности цензурных организаций произошло при императрице Елизавете. Период правления Елизаветы также примечателен появлением первых частных журналов, которые во многом способствовали развитию журналистики в Российской Империи. Одно из важнейших событий в истории российской цензуры произошло в ходе реформ Екатерины II : создание института цензуры и создание должности профессионального цензура. Павел I, сын Екатерины, продолжил дело своего предшественника, расширив территории, которые находились под контролем государства. Александр I, однако, изменил некоторые из этих принципов и ослабил цензуру. Во второй половине XIX века, при Александре III, свобода печати снова была существенно ограничена.

Многие классики русской литературы подверглись цензуре, и цензор регулярно представлялся как гротескная фигура и сделал мишень сатиры. За имперской цензурой последовала советская цензура, которая приняла многие из своих черт и продолжалась до 1990 года.

Содержание

  • 1 Историческая справка
    • 1.1 Киевская Русь и Великое княжество Московское
    • 1.2 Царство России
  • 2 Реформы Петра I
  • 3 Реформы Елизаветы
  • 4 Реформы Павла I
  • 5 Цензура во время Первой мировой войны
  • 6 Установление советской цензуры
  • 7 Примечания
  • 8 Библиография

Историческая справка

Киевская Русь и Великое княжество Московское

Страница из Изборника 1073 года

Цензура в России восходит к задолго до кодифицированной правовой цензуры в Российской империи. Первый известный список запрещенных книг находится в 1073 году, когда большая часть территории современной европейской части России, Украины и Беларуси находилась под властью государства, известного как Русь, с центром в Киеве. «Изборник», который также содержал большую подборку византийских библейских, богословских и проповеднических писаний, был скопирован с болгарского оригинала, который, вероятно, был создан по инициативе болгарского царя Симеон I. Большинство историков сходятся во мнении, что русская версия была создана по приказу великого князя Изяслава Ярославича, хотя позже была приписана князю Святославу Ярославичу. Список запрещенных книг в «Изборнике» необязательно указывал на то, что запрещенные книги ранее были доступны: Н.А. Кобяк отмечает, что из двадцати трех апокрифических произведений, перечисленных в списке, только девять были доступны в стар. Церковнославянские и старославянские переводы или приспособления.

Вторым переводным произведением, содержащим указатель запрещенных книг, был «Тактикон» монаха Никона Черногорец. Историк Д. Буланин М. отмечает, что это произведение было настолько популярно на Руси, что «редко в книге или оригинальном средневековом сочинении не содержались отрывки из Пандекта или« Тактикона ». Статьи Никона в свое время были включены в славянские правовые кодексы. Особенно популярными они стали в конце пятнадцатого - начале шестнадцатого веков: писатели того времени (Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, Максим Грек и др.) постоянно ссылаются на Никона и включают отрывки из его произведений.

Первым исконно славянским списком запрещенных книг считается указатель Погодинского номоканона XIV века. Это был первый список, в который вошли произведения славянского автора, болгарского священника Иеремии, в том числе его «Рассказ о красном дереве» и некоторые другие произведения. В указателе также были запрещены религиозные тексты, ставшие впоследствии популярными среди так называемых иудействующих : Шестокрыл, Логика и Космография. Вплоть до начала XVI века число указателей запрещенных книг неуклонно росло, но они не могли сдержать массовый приток литературы из Византии и южнославянских стран. Кобяк утверждает, что расширение списков книг отражало те же настроения, которые были обнаружены в учении Иосифа Волоцкого против «нездоровых историй» и Нилуса Сорского против «нечестивых» писаний. Но, как и в этих учениях, списки не достигли в полной мере своих целей.

Царство Русское

Титульный лист Стоглава

По словам Г.В. Жиркова, «официальная» цензура книгоиздателей началась в Русское царство в середине XVI века, когда Стоглавый собор был созван для укрепления позиции церкви против еретических движений. Сборник решений Собора, именуемый Стоглав, состоял в основном из вопросов, заданных царем, и подробных ответов, данных церковными чиновниками. Раздел под названием «О писарях» давал церковным властям право конфисковать не исправленные рукописи. Таким образом, была установлена ​​система предварительной цензуры всех публикаций перед продажей. Среди других изменений совет предложил ретроактивную ревизию книг, уже находящихся в обращении.

Принятый в 1551 году Стоглав был первым официальным цензурным документом в России. Это была реакция на развитие грамотности и появление все большего количества литературных произведений, содержание которых не всегда соответствовало церковным и государственным доктринам. В период с 1551 по 1560 год было опубликовано не менее двенадцати документов и актов, устанавливающих новые меры и правила в соответствии со Стоглавом. Церковь в своем новом качестве цензуры сосредоточилась в основном на борьбе с отклонениями от церковных доктрин и священных текстов, ересью и расколом. Большинство «отступников» бежало за границу, в частности в Литву. Пионеры-первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец также бежали в Литву, опасаясь преследований со стороны иосифитов церковного руководства. С изобретением печатного станка священники-книжники, которые ранее доминировали в книжной индустрии, столкнулись с падением своих доходов и подняли протесты, в результате чего Федорова и Мстиславца обвинили в ереси. После пожара в типографии 1566 года издатели все же решили покинуть Москву. Федоров позже прокомментировал: «Зависть и ненависть изгнали нас из нашей страны, отечества и родных в другие земли, доселе неизвестные».

В XVII веке неоднократно наблюдались запреты на создание книг на территории современной Украины. и Беларусь. Например, в 1626 г. в Москве по рекомендации Киевского митрополита Иова Борецкого был издан «Катехизис». Многие русские священнослужители считали Катехизис еретическими высказываниями, и в феврале 1627 г. Зизаны публично обсудили этот вопрос с редакцией в Московском печатном дворе. После обсуждения экземпляры Катехизиса были уничтожены. В 1628 году ввоз всех книг из «литовской печати» был запрещен, и те книги, которые уже существовали в русских церквях, были изъяты. Патриарх Никон, проводивший значительные реформы в русской церкви, председательствовал на массовая конфискация книг, изданных при его предшественниках, а также книг, написанных старообрядцами, отделившимися от основной церкви после его реформ. Цензура распространилась и на иконы : в октябре 1667 года был принят указ, запрещавший любительскую роспись икон и запрещавший покупать такие иконы в магазинах и на рынках.

Любки - популярные декоративные гравюры- подвергались цензуре и за рисунки религиозных сюжетов, что вызывало возмущение духовенства. Патриарх Иоаким строго запретил их распространение (после 1674 г.), а конфискованные лубки сожгли. В 1679 году царь Федор III приказал создать дворцовую типографию, предназначенную для издания трудов Симеона Полоцкого, обучавшего царя и его братьев. Типографии разрешили обойти церковную цензуру, чтобы поддержать королевского фаворита. В 1683 году, однако, патриарху Иоакиму удалось закрыть неконтролируемую типографию, а после падения регента Софьи Алексеевны, типограф Сильвестр Медведев был казнен. Еще до казни его произведения были запрещены Собором 1690 года в Москве и сожжены. Еще один акт цензурного наказания произошел в октябре 1689 года в Москве, когда немецкий мистик Квиринус Кульман и его преемник Конрад Нордерман были сожжены заживо и чьи произведения были названы еретическими и конфискованы.

Петра I. реформы

Титульный лист церковного регламента (Духовный регламент)

История цензуры приняла новый оборот в ответ на развитие светских изданий. В 1700 году Петр I дал своему другу, амстердамскому купцу, монополию на издание книг для России на пятнадцать лет - книги печатались в Амстердаме, затем импортировались и продавались в России. В то же время петровское правительство установило штрафы за незаконный оборот печатных материалов из других зарубежных типографий и ввело требование о том, чтобы книги издавались «во славу великого государя» и не содержали «унижения нашего Императорского Величества». [...] и наше государство ».

Единственным цензором в то время был сам император, а вся полиграфическая промышленность находилась в руках государства. В рамках церковных реформ Петра он внес законодательные изменения, ограничивавшие власть церкви в области книжной цензуры. Это включало положение, запрещавшее монахам иметь личные письменные принадлежности: Петр в 1701 г. издал декрет, что «монахи в кельях не имеют права писать какие-либо письма; в кельях не должно быть чернил или бумаги, но в трапезной будут указанное место для письма с разрешения настоятеля монастыря ».

В течение четырех лет в Санкт-Петербурге и Москве открылись первые гражданские (в отличие от церковных) типографии. В 1718 году царь приказал Феофану Прокоповичу разработать план преобразования церковного управления по образцу гражданских коллегий. Через два года Петру был представлен текст постановления. Император внес некоторые изменения, и после обсуждения Сенат единогласно принял его без поправок. В 1721 г. был организован специальный орган цензуры, подконтрольный церкви: Церковная коллегия, которая на первом заседании была переименована в Священный Синод. В Коллегию входили три епископа и семь мирян. Церковные правила, которыми руководствовалась Коллегия, описывали организацию как находящуюся «под [контролем] суверенного монарха и учрежденную монархом».

В том же году Петр создал новый орган цензуры, Изуграфскую палату, в качестве контрмеры против тех, кто без разрешения и без присмотра торговал «страницами с различными изображениями» на Спасском мосту в Москве. Печать гравированных лубок и парсунов (портретов) была запрещена «под страхом строгого реагирования и безжалостных штрафов». К 1723 году этот запрет распространился на «неподходящие» королевские портреты. Параллельно с этим была предпринята попытка провести аналогичную обязательную цензуру книг, но только новых публикаций, а не канонических церковных писаний.

Кроме того, Петр положил конец монополии Церкви в вопросах печати. В 1708 году он начал предпринимать шаги по введению гражданского алфавита, для чего подготовил первые проекты. Он также пригласил в Россию зарубежных граверов, чтобы убедиться в качестве иллюстраций в изданных книгах. Были построены бумажные фабрики и новые типографии.

При Петре появилась первая печатная газета в России - «Ведомости» (1702–1728), а вместе с ней и первая цензура периодических изданий. Пётр лично руководил её публикацией, и многие номера выходили в свет только с одобрения царя. Несмотря на то, что цензура приобрела «светский» характер, церковь оставалась властью, ограничивающей распространение «неугодной литературы»; Так, в 1743 году Священный Синод Русской Православной Церкви запретил ввоз книг, напечатанных на русском языке, а также перевод иностранных книг. «Вольная пресса» в Киеве и Чернигове, в основном занимавшаяся богословской литературой, также попала под наблюдение церкви.

Елизаветинские реформы

Окончательное разделение религиозной и светской цензуры было осуществлено императрицей Елизаветой, которая распорядилась, чтобы «все печатные книги в России, относящиеся к Церкви и учениям Церкви, публиковались с одобрения Священного Синода, а гражданские книги и другие виды книг, не относящихся к церкви, с одобрения Правящего Сената ". Тем не менее, по словам Жиркова, цензура Елизаветы была несколько нарушена; Примечательным аспектом правления Елизаветы были попытки уничтожить все следы предыдущего недолгого правления ее изгнанной предшественницы Анны Леопольдовны. Таким образом, указом от 27 октября 1742 г. Елизавета распорядилась рецензировать все книги, изданные в период с 17 октября 1740 г. по 25 ноября 1741 г.

18 сентября 1748 г. Синод постановил, что «везде, где у кого-то обнаруживаются печатные церковные книги с одним из упомянутых названий, их следует собрать... и, вынув из них только те страницы, которые нуждаются в исправлении, отправить их в типографию, где они будут напечатаны, как можно скорее, без промедления и медлительности ". Государство также усилило контроль над ввозом литературы из-за границы; Прежде чем публикации на иностранных языках могли продаваться в Империи, они должны были пройти проверку на случай, если в них упоминались нежелательные лица.

В то же время церковь усилила контроль над лубками. Синод потребовал контроля за изданием всех молитвенников и росписью икон. Указ от 10 мая 1744 г. гласил: «в сельских крестьянских избах иконы почернели и запачканы; лица на них часто не видны; это может вызвать насмешки среди иностранных путешественников, заходящих в избы». Новые правила требовали от священников следить за чистотой икон и руководить крестьянами в этом деле. В то же время, однако, возросла интеллектуальная активность: было напечатано больше книг, появились новые ученые, и университет был основан отдельно от Академии. Печать была полностью сосредоточена в руках правительства, но четкого свода законов о цензуре все еще не существовало.

Реформы Павла I

Император Павел I продолжил дело Екатерины, развивая и поддерживая ее цензурные инициативы; кроме того, он значительно расширил территории, которые находились под контролем государства. Была организована Цензура, которую возглавил князь Александр Куракин. В последние годы восемнадцатого века в Российской империи было конфисковано 639 книг, большая часть из них - 552 тома - на Рижской таможне. Затронутые авторы включают Гете, Шиллер, Кант, Свифт и многие другие.

Цензура во время Первой мировой войны

«Просмотр корреспонденции военных цензоров с театра войны», иллюстрация из журнала Природа и люди, 28 мая 1915 г.

В 1913 г., по Рейфмана, на прессу наложено 372 штрафа, на общую сумму 140 тыс. Руб. Конфисковано 216 номеров, арестованы 63 редактора, закрыто 20 газет. «Полная» цензура была установлена ​​только в районах военных действий, а «частичная» - вне этих районов. Однако власти имели прерогативу определять расположение военных территорий.

Однако Жирков называет этот раз «расцветом российской журналистики», характеризуемым расширением дискуссий о свободе слова и растущим недовольством репрессивные меры МВД среди издателей и журналистов. 20 июля 1914 г. был опубликован закон «Временное положение о военной цензуре». Председатель Совета Министров Горемыкин прокомментировал: «Военная цензура, исследуя готовящиеся к публикации газетные материалы, должна оценивать последние не только с узко военной точки зрения, но и с точки зрения общей политики ".

Установление советской цензуры

Но ты опять, растоптанное слово,.

Бессмертное, свободное живёшь,. И мщение готовишь ты сурово,. И стрелы смертоносные куёшь!.. Но ты опять слово растоптанное,. Живи бессмертным и свободным,. И готовишь суровую месть,.

И коваешь смертоносные стрелы!

Федор Сологуб, «1917»

После падения монархии и краха империи институт цензуры сохранился, но преобразовался. По словам Павла Рейфмана: «Советская цензура возникла не на пустом месте. Она была преемницей дореволюционной российской цензуры, цензуры многовековой самодержавной России». 9 марта 1917 г. Временное правительство ликвидировало главный центр царской цензуры - Главный комитет по делам печати - и ввело должность комиссара по делам печати. 16 мая «Вестник Временного правительства» опубликовал законодательный указ, гласящий: «Печать и торговля печатными произведениями бесплатны. Не допускается применение административных санкций к печати». На самом деле такая свобода никогда не была достигнута полностью. Петр Врангель писал, что с предоставлением свободы левой пропаганде правые газеты были закрыты и конфискованы. Впоследствии, в ответ на кризис июльских дней, правительство предоставило военному министру право закрывать публикации, которые призывали к военному восстанию и неповиновению на фронте, что привело к репрессиям против большевистских газет.

Примечания

Библиография

  • Блиум, Арлен. От неолита до Главлита. СПб: Искусство России, 2009. ISBN 978-5-98361-095-8
  • Блиум, Арлен. Русские писатели о цензуре и цензорах: От Радищева до наших дней, 1790–1990. Одесса: Полиграф, 2011. ISBN 978-5-91868-003-2
  • Энгельгардт, Николай. Очерк истории русской цены в царской России. Перевод М. Галушкиной. Рудомино, 2002.
  • Лемке, Михаил. Эпоха цензурных реформ: 1859—1865 годов. СПб.: М. В. Пирожков, 1904.
  • Михайлов, Владимир. Рассказы о кинематографе старой Москвы. Материк, 2003. ISBN 5-85646-083-9
  • Рейфман Павел. Из истории русской, советской и постсоветской цены. 2001–2003.
  • Сборник создания и распоряжения по цензуре с 1720 по 1862 год. Санкт-Петербург: Типография Морского министерства.
  • Радд, Чарльз А. Боевые слова: Императорская цензура и русская пресса, 1804–1906. Торонто: University of Toronto Press, 2009.
  • Ширков, В.П. Устав о цензуре и печати. СПб.: Мартынов Н.К., 1900.
  • "Устав о цензуре и печати в редакции 1906 г."
  • Жирков Геннадий. История цензуры в России XIX – XX век.. М.: Аспект-Пресс, 2001. ISBN 5-7567-0145-1
Последняя правка сделана 2021-05-14 14:12:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте