Думитру К. Морузи

редактировать
Думитру Константин Морузи. Дмитрий Константинович Мурузи
Moruzi at his writing desk, ca. 1912 год Морузи за своим письменным столом, ок. 1912
Родился(1850-07-01) 1 июля 1850 г.. Яссы, Молдавия
Умер9 октября, 1914 (1914-10-09) (64 года). Яки, Королевство Румыния
Род занятийгосударственный служащий, композитор, переводчик, журналист
Национальностьмолдаванин (1850–1854). Императорская Россия (1854–1883). Румынский (1883–1914)
Периодок. 1863–1914
Жанрэссе, социальный роман, исторический роман, новелла, мемуары, сатира, лирическая поэзия
Литературное движениеНеоклассицизм, Саманэторул

Думитру Константин Морузи (также известный как Димитри Морузи или Моруцци ; русский : Дмитрий Константинович Мурузи, Дмитрий Константинович Мурузи; 1 или 2 июля 1850 - 9 октября 1914) был молдаван по рождению Императорский русский и румынский аристократ, государственный служащий и писатель. Потомок престижных семей Моуруси и Стурдза, он был сыном авантюриста Константина Д. Морузи, который переключился на Молдавию, Россию и Объединенные княжества. Дядей Думитру был Александру «Алеку» Морузи, который некоторое время руководил молдавским правительством, а его сводная сестра Наталья Кецко-Морузи какое-то время была королевой Сербии. Думитру был также дядей по материнской линии историка Георге И. Брэтиану.

Писатель, получивший образование во Франции, Морузи занимал должность в российской военной бюрократии во время турецкой войны 1877. Вопреки русофилии своего отца, он выбрал румынский национализм и при этом потерял свои родовые поместья в Бессарабии. Он эмигрировал во вновь образованное Королевство Румыния и принял румынское гражданство в 1880-х годах. Затем он помогал управлять Северной Добруджей, играя важную роль в модернизации Сулина, а также в этнической колонизации региона.

Также в Сулине Морузи заразился болезнями, которые в конечном итоге оставили его глухим и прикованным к постели. Финансово бедный, он пытался заработать себе на жизнь оперным композитором, прежде чем стать журналистом. Морузи начал писать анализ царского самодержавия во время русской революции 1905, когда он утверждал, что многонациональная империя рухнет по этническому признаку. Эти сериализованные эссе постепенно завоевывали внимание и энтузиазм более выдающихся националистов, в том числе историка Николае Йорга. Последний познакомил Морузи со своим кругом сэманэтористов, разместив его мемуары и статьи в Unirea и приветствуя его в рядах Демократической националистической партии.

. Основные литературные заслуги Морузи - социальные романы, беллетризирующие его семейную историю и в целом общую судьбу бессарабской элиты. В таких произведениях сочетаются идеи национализма и консерватизма, переходящие в антисемитизм и антимасонство, с классической традицией рассказывания историй. Они были распространены среди румынских интеллектуалов по обе стороны границы и заслужили одобрение критиков, но не оказали значительного влияния на культуру. Посмертно подвергнутый цензуре как в Коммунистической Румынии, так и в Советском Союзе, Морузи был восстановлен после 1993 года и был признан одним из первых авторов румынской и молдавской литературы..

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Происхождение и детство
    • 1.2 Изгнание и возвращение
    • 1.3 Сулина и литературный дебют
    • 1.4 «Социологический» романист
    • 1.5 Последние годы
  • 2 Примечания
  • 3 Источники
Биография

Происхождение и детство

Думитру Морузи принадлежал к семье Мурусис, которая составляла часть греческой иммигранты в Молдавию ; интегрированные с местной аристократией, или боярством, они возникли в Трапезундской империи и поселились в Стамбуле в 17 веке. Он был прямым потомком знати Фанариота, его прапрадед, Константин Морусис, служивший принцем Молдавии в 1777–1782 годах. Первенец Константина Александр также поднялся на этот пост и ненадолго занял княжеский трон в Валахии. И он, и его отец были интеллектуалами и модернизаторами. Александра помнят как одного из основателей румынского масонства, а спонсором неоклассической архитектуры.

братом Александра был Бейзадеа Димитри, который служил драгоманом в Османской империи и помогал составить Бухарестский договор 1812 года. В результате Молдавия уступила Бессарабию Российской империи - эпизод, который, по-видимому, указывал на разделенную лояльность Дмитрия. Его неспособность защитить интересы Османской империи привела к тому, что его повесили янычары из Шумла. В 1820 году должность Драгомана занимал его племянник Константин, казненный таким же образом за то, что он не разоблачил своих друзей в Филики Этерия. Семье пришлось бежать с территории Османской империи, в том числе из Дунайских княжеств, после того, как несколько ее членов участвовали в греческой войне за независимость. Они стали гражданами России, но сумели сохранить свои молдавские владения с помощью уловок - формально передав их ветви семьи Розетти. Претензия на молдавское наследство было заявлено одним из дядей Думитру по отцовской линии, Александру «Алеку» Морузи (ок. 1815–1878), который женился на дочери Хатман Рэдукану Русет (Розетти).). Историк и полемист Михаил Когэлничану утверждал, что к 1861 году семья все еще была полностью греческой, а их связь с Розетти была «слабым основанием» для их притязаний на молдавские корни. Также, по словам Когэлничану, в 1830-х годах у Морузи были российские паспорта, и Алеку просил, чтобы к нему обращались немолдавским титулом, как Княз Морузи.

Думитру. отец, Константин Морузи (1816–1886), или Костах Моруз Печяну, был офицером греческого флота. У него был сын от первой жены, Пульхерии Кантакузино, русского дипломата Александру К. Морузи (1842–1900). Константин унаследовал поместья как в Молдавии, так и в Валахии, включая Фэурей, Графство Вранча. Привлеченный либеральными идеями, он, как сообщается, пытался освободить своих рабов-ромов, но был вынужден отказаться от них, когда они восстали. Позже братья Морузи участвовали в молдавской революции 1848 года : Алеку был быстро арестован и депортирован в Дунайский вилайет ; Константин стал преступником и его многие подозревали в сборе частной армии, прежде чем его схватили и изгнали в Россию. Колоритный персонаж, однажды он появился в испанском костюме на балконе Одессы гостиницы, провозгласив себя последним потомком императоров Трапезунда. Он заявил, что такой красивый мужчина, как он, появлялся только раз в столетие.

фамильный герб Морузи с изображением орла России и молдавских зубров

Возвращение домой в 1850-х годах Константин женился во второй раз, на Екатерине Стурзе. Эта внучка князя Иоана Стурдза, как сообщается, была очень уродливой, но в то же время очень умной и энергичной; она была матерью Думитру. Родившийся в Яссах, Думитру провел свои первые четыре года в Фэуреи, который позже он объявил своим любимым местом в мире. В это время его отец стал соперником принца Григоре Александру Гика. По-прежнему имея российское гражданство, он, возможно, действовал как российский агент влияния в Молдавии. В 1854 году, в разгар Крымской войны, Константин и его семья перебрались из Молдавии в Бессарабию (к тому времени Российская губерния ). Это было сделано по приказу австрийских оккупационных властей, по запросу османской армии или, наоборот, самого принца Гики. В 1860-х годах Константин принимал непосредственное участие в российской цензуре либеральных молдавских газет и журналов.

В марте 1857 года, после смерти Каймакама Теодора Бала., Алеку Морузи имел реальные шансы стать его преемником на посту принца, но регентство было продлено и перешло к Николае Вогориде. По словам Когэлничану, Алеку был отсутствующим арендодателем и аполитичной фигурой на протяжении большей части десятилетия, прежде чем, наконец, занял место в; другие сообщения предполагают, что он сплотился с Национальной партией, прежде чем стать гражданским администратором Galați. Другие Морузи вернулись в тот же период, когда Молдавия сливалась с Валахией в Объединенные княжества - однако они по-прежнему перебрались в Бессарабию, где теперь владели имением Данушени. Как и его брат, Константин поддерживал Национальную партию, подружившись с ее кандидатом на княжеский пост, Александру Иоан Куза.

Изгнание и возвращение

Князь Алеку тем временем ненадолго возглавил молдавское правительство и сохранил свое место в Собрании, хотя его право на избрание, включая его гражданство, открыто подвергалось сомнению Когэлничану. Последний в конечном итоге спровоцировал падение кабинета министров. Затем Алеку служил в первом объединенном правительстве Румынии в качестве министра финансов, но ушел в отставку всего через несколько дней. Он присоединился к другим боярам в сопротивлении проекту Кузы и Когэлничану земельной реформы, поддерживая более консервативное предложение, также выдвинутое в парламенте Димитрием Гика и Апостолом Арсаче. Алеку поднялся на последнюю стойку бояр до того, что попросил посредничества Австрии. У него было четверо детей, вышедших замуж за русскую и европейскую аристократию, включая Марию, которая вышла замуж за сына Кузы, претендента Александру «Сана» Куза. Позже она была замужем всего на один день с румынским политиком Ионом IC Брэтиану, родившим ему сына, историком Георге И. Брэтиану.

Куза и Морузи расходились во мнениях по аграрным вопросам, но оставались близкими по другим вопросам политики. Алеку подписал свое имя под различными актами, укрепляющими молдо-валашский союз, и, решительный сторонник свободной торговли, входил в правление Румынского банка. В начале 1866 года ему предстояло сменить Николае Крешулеску на посту премьер-министра Румынии в том, что должно было стать «русофильским» кабинетом. Этот план рухнул в том же году с появлением антикуза «чудовищной коалиции », свергнувшей Домнитора. Позже в том же году Морузи перешли на сторону молдавского сепаратизма. Наиболее спорно, оба брат подстрекал, с, молдавские сепаратистские бунты. Нежеланный в Румынии, с 1869 года Константин был признан князем и принят в русское дворянство, служа депутатом в земстве России, где он поддерживал бессарабский автономизм. Бессарабские морузи спонсировали литературные собрания, музыкальные вечеринки и благотворительные организации, а в 1870-х годах принимали писателя.

Думитру провел остаток своего детства в Кишиневе (Кишинев) и в имениях его отца Косэуць и Чирипцэу, оба в окрестностях Сорока. Его мать научила его элементарным понятиям математики, литературы и французской грамматики, пробудив в нем понимание Мольера, Пьера Корнеля и Жана Расина. Он выучил русский язык, а затем французский, получив формальное образование в Яссах. В юности он путешествовал и познакомился с крупными городами Империи, включая Санкт-Петербург, Москву и Киев. Его очаровала Одесса, куда он прибыл по приглашению своей тети, Профирини Моруци-Кенько. Некоторые из его первых литературных попыток - это стихи, написанные в честь этого города. Вскоре после этого Профириня умерла, оставив свою дочь Наталью Кецко, которую воспитывали Константин и Екатерина, как сводная сестра Думитру и Александру.

В 1863 году Морузи был отправлен в лицей Св. Людовик в Париже. Вероятно, впоследствии он учился в военной академии или Сорбонне, а в 1869 году вернулся в Бессарабию как франкофил. В 1873 году по инициативе отца он поступил на службу к предводителю дворянства Сорокского уезда. В 1875 году он и его семья стали родственниками жены династии Обреновичей, правившей княжеством Сербией : благодаря заступничеству Константина Морузи Наталья вышла замуж за Милана I, с 1882 г. король Сербии. В то время его дядя Алеку служил в Собрании депутатов Румынии, где он примкнул, хотя и условно, к консервативному большинству.

С 1877 года Думитру стал переводчиком дипломатической службы. служба Российской Империи. В этом качестве он сопровождал русские войска на различных полях сражений в Румелии во время русско-турецкой войны 1877–1878. В начале 1878 года он переехал в Кёстенс, на оккупированной русскими Северной Добрудже. Затем он был отправлен на дипломатическую работу в столицу Румынии Бухарест. Там в апреле 1878 года он вошел в состав совместной комиссии по анализу протестов румынского гражданского населения против российских войск, пересекающих страну, и заседал более года, пока группа не была распущена. В декабре Домнитор Кэрол I наградил его Орденом Звезды Румынии. Кроме того, он получил Орден Таковского креста от Милана I и Орден Святого Александра от Александра I Болгарии.

Морузи отчуждал своих родителей, когда он отказался стать дипломатом, как его сводный брат, обратившись к румынскому национализму и выступив за включение Бессарабии в новое Королевство Румыния. Он также женился против воли Константина на французской гувернантке, которую встретил в Бессарабии. Она родила сына. Эти трое навсегда покинули Россию и поселились в Бухаресте, получив румынское гражданство в 1882 или 1883 году. К тому времени Александр II из России приказал лишить его российского гражданства и, формально, права наследования.

Сулина и литературный дебют

Сулина в 1877 году (гравюра Le Monde Illustré )

Морузи, который хвастался тем, что таким образом «потерял состояние стоимостью более двух миллионов». ", вскоре после этого был назначен администратором уезда Констанца, вернувшись на то место, которое к тому времени было румынской Северной Добруджей. Он помогал строить дороги, школы и церкви, а также организовал нотариальную службу и назначил румынских мэров. Согласно его собственному заявлению, он также участвовал в румынизации «ассимилируемых» греков и болгар и неофициально колонизировал территорию валашами. Эта работа была освещена в 1886 году ежедневной газетой România Liberă, которая называла его «хорошим администратором», но, как жаловался Морузи, в конечном итоге была отменена его преемником. В июне 1887 года он был назначен администратором и заместителем префекта в порту Сулина, в дельте Дуная, принимал меры по борьбе с наводнениями и организовывал добровольный пожар. бригада по австрийскому образцу. Он уделил особое внимание средней школе для музыкантов, помог построить театр и отремонтировать местную церковь, а также предпринял шаги по «ассимиляции всех, кто может ассимилироваться».

Константин Морузи умер в Одессе, играя в карты, и был похоронен в Данушенах, а Екатерина похоронена в Сулине. К 1895 году деятельности Думитру угрожали интриги Национал-либеральной партии политико, Евгения Стэтеску, которые хотели его понизить в должности. Когда смена правительства предвещала понижение в должности и перевод в Мэцин, Думитру ушел с государственной службы. Наступил трудный период, особенно потому, что он потратил большую часть из 250 000 золотых леев, оставленных его матерью. В 1897 году, когда он жил на улице Зимбрулуй в Галацях, он подал в суд на одного из местных ломбардов, заявив, что его обманули на 40 956 леев.

Морузи к тому времени женился и развелся с Терезой з Гижицкич ( или Гизыка), написавшего биографию Морузи, где она описывает его роман с другой женщиной. В конце концов она присоединилась к Сестрам Святого Семейства Назарета в Вадовице. Сам Морузи перебрался в однокомнатную квартиру без мебели на Деалул Спири, пробуя свои силы в становлении композитором. Комическая опера Морузи в трех действиях, Pescarii din Sulina («Рыбаки Сулины»), была поставлена ​​в Национальном театре Бухареста в феврале 1902 года.

К 1903 году, его последняя надежда на работу лежал в сыне Натальи, короля Сербии Александра, но последний был убит в том же году. Наталья купила ему дом в квартале Тэтарацы города Яссы, недалеко от кладбища Этернитатеа. В тот момент он был вынужден зарабатывать на жизнь писательской деятельностью - практикой, которой он занялся не только из-за обязательств, но и из чувства долга, чтобы сохранить жизнь исчезнувшему миру. По словам журналиста Корнелиу Карпа, хотя он и был «немощным», его первые годы в Татарац, «одном из самых приятных» пригородов [Ясс], были безмятежными и «почти монашескими». Тем не менее, «никто не знает, что происходит в его жизни, даже его состоятельные родственники с их законным княжеским великолепием; только время от времени молодые студенты навещают его, стремясь узнать из его милого пожилого голоса истории его родителей» Бессарабия ».

По мере того, как Морузи стареет, болезни, появившиеся в дни его Дельты, обостряются, и он постепенно теряет слух, к тому же из-за финансовых проблем. Он начал интенсивную журналистскую работу с Basarabia și viitorul ei 1812–1905 («Бессарабия и ее будущее 1812–1905»), впервые опубликованной в газете Cronica с февраля 1905 года, а позднее в том же году в виде книги. Под влиянием русской революции января, Морузи предположил, что Россия рухнет, что приведет к освобождению Польши-Литвы или к независимой «Малороссии », но заявил, что «я, конечно, не намерен продвигать румынский ирредентизм». Тем не менее, он призвал бессарабских румын заняться «производительным трудом» и «возродить бессарабский гений». Он также осудил румынское государство за то, что оно не распространяет пропаганду в регионе, отметив, что Бессарабия и Румыния разделены «великой стеной». За этим текстом в том же году последовала серия статей под названием Rușii («Русские»). Сборник Rușii și românii («Русские и румыны», 1906) был предварен влиятельным историком Николае Йорга и подпольно распространялся среди бессарабской интеллигенции.

«Социологический» романист

Йорга, который восхищался «острым умом» Морузи, сохранял свою связь с Бессарабией в течение следующего десятилетия. При поддержке Йорги Морузи начал писать мемуары и литературные отрывки для газеты Unirea и для ее литературного приложения. По словам самого писателя, покровительство Йорги заставило его родственников Морузи понять, что он не был «глупцом и смущением», и побудило их предоставить ему пенсию. Он присоединился к Демократической националистической партии (ДНП) Йорги после ее создания в 1910 году, но отказался читать уставы, просто считая их созвучными его собственному национализму. Он по-прежнему критически относился к антиэлитарным фракциям в ННД; Историк Флорин Маринеску рассматривал Морузи как «стойкого антисемита», и он заявил, что «задача натравливания классов друг на друга должна быть предоставлена ​​жидам и социалистам». Он также предложил создать «христианское масонство», чтобы противостоять влиянию настоящих масонов.

Основные работы Морузи, опубликованные в литературной прессе PND, - Înstrăinații. Studiu social în formă de roman («Отчужденные люди. Социальный этюд в форме романа», 1910) и Pribegi în ară răpită. Римский социальный басарабин ("Изгои на украденной земле. Бессарабский социальный роман", 1912). Как объяснил сам Морузи, эти произведения следует читать не как романы, а как документы; для своих сторонников он был «мыслителем и социологом». Сам Йорга рекомендовал Морузи, наряду с Анри Шталем, Ромулом Чофлеком и Ионом Агарбичану, как каноника традиционалистского прозаического письма в Неамул-Романском. Как отмечалось в 2015 году критиком, из-за таких стандартов Морузи опоздал в движение Йорги Sămănătorist. Тем не менее, Морузи в частном порядке жаловался на то, что Нямул Романец подвергает цензуре его призывы к сосуществованию классов, а также его выпады против социалистов в.

Главными героями Анстрэинаци являются его отец Константин, изображающий боярина Агапие. Варлаам и сам Димитрий - здесь Артур. История охватывает события 1848 и 1854 годов, но главным образом известна своими проблесками светской жизни Бессарабии и Молдавии в целом. В первом манифесте книги описывались опасности русификации и францизации, особенно среди высших слоев общества: крестьяне, как отмечал Морузи, по-прежнему были румынами по языку и обычаям, в то время как бессарабские бояре показаны без учета своего родного языка для престижных языков. Другие части книги, показывающие споры между Варлаамами и принцем Гикой или Александру Иоан Куза, занимают более консервативную позицию, настаивая на сотрудничестве классов; рассказчик хвалит Кэрол и Ласкэр Катарджиу за то, что они нашли и сохранили умеренный курс.

Прибеги în ară răpită было написано с отмеченными документальными вкладами Ионом Пеливаном, бессарабцем. активист. Отчасти это ответ на роман Павла Крушевана «Миллионы» и дань уважения Бессарабии к столетию ее присоединения к России. Морузи, включая брата Думитру Александру, представлены как клан Маврокоста, и роман углубляется в их политические убеждения и интимные дела. Книга также беллетризует события, связанные с Keșcos и бессарабским анархистом Замфиром Арборе ; Константин Морузи появляется и как он сам, и как патриарх Маврокоста (двое - зятья). Здесь русификация изображена в более серьезных тонах, что привело к оптовому импорту таможни и созданию новых диалектов пиджин. Маврокоста разрывается между своей верностью России и молдавским патриотизмом. Снова проявляется авторский консерватизм, направленный на революционные идеологии. Например, Морузи восхваляет рациональность и дух социал-демократии, противопоставляя их русскому нигилизму.

Помимо Йорги, на сочинения Морузи обратил внимание А. Д. Ксенополь и Георге Карда, приветствовавшие его привязанность к Бессарабии и ее прошлому, а также к природе. Раду Розетти, соперник Йорги на Viaa Romînească, также признал Морузи «талантливым писателем», его техника «ясна и прекрасна». Согласно Евгению Ловинеску, Морузи и Розетти в равной степени входили в линию великих молдавских рассказчиков, наряду с Георге Сион. Критик Мариана Конта-Кернбах хвалит «плавный и мрачный стиль» Морузи, причисляя его к одному из неоклассицистов, последовавших за революционно-оптимистичным поколением своего отца. Только Джордж Кэлинеску написал о нем краткую заметку, указав неверный год рождения; Петре В. Хане в своем исследовании бессарабских писателей 1942 года уделяет гораздо больше места анализу творчества Морузи. Другие комментаторы отмечают, что его романы, в частности, имеют определенное русское влияние, вероятно, из-за авторского прочтения Ивана Тургенева и Льва Толстого. Идеология проникает в «Прибеги în rară răpită» и побуждает историка литературы Георгия Безвикони предложить исключить ее «бесполезные, совершенно бесполезные диалоги» из будущих изданий. По словам Безвикони, более описательные части являются «изысканными». Напротив, Ловинеску считает, что в творчестве Морузи художественная литература «сведена к минимуму, и на самом деле это единственный аспект, который раздражает читателя». Вонку также утверждает, что «хотя Морузи не обладал большим литературным талантом, он был культурным и политическим сознанием».

Последние годы

Другие произведения Морузи охватывали различные жанры, включая образцы поэзии сэманэторизма. Комедия в трех действиях, название которой неизвестно, была опубликована в 1911 году, примерно в то же время, что и сатирическая новелла Pe viscol («Во время метели»). Последний показал уловки боярина, который переходит от либерализма к консерватизму по собственному усмотрению. «Моральный этюд» с прологом и тремя действиями, Sărutarea lui Iuda sau Iuda în casă de boier, Iuda la sat, Iuda în Capitală și Iuda parvenit («Поцелуй Иуды или Иуда в боярском жилище, Иуда в деревнях, Иуда в столице и Иуда как Parvenu ») появился в 1912 году. В том же году он опубликовал книгу под названием Basarabia noastră и сборник народных песен Cântece basarabene. Он также был вовлечен в диалог с русским историком Николаем Николаевичем Дурново, отцом лингвиста. Дурново положительно отзывался о румынском национализме, пытаясь заручиться поддержкой Румынии в надвигающейся войне между Россией и Тройственным союзом ; он также предлагал раздел Бессарабии и Буковины между двумя союзными народами. Морузи, считавший, что Дурново выступает от лица правительства России, приветствовал изменение политики. Он признал, что либеральная Россия - удобный союзник для Румынии, но попросил гарантий, что российский империализм будет обуздан. Он также обвинил Дурново в лицемерии, отметив, что Бессарабия не была традиционно русской, а была колонизирована «хохлами ». Поэтому он принципиально отверг разделение.

Как вспоминал Йорга, оба романа Морузи были законченными и «полными юношеского, храброго, национализма», но также «почти никогда не читались и не читались». По словам критика Раду Драгня, Морузи не соответствовал стилистическому шаблону 1910-х, «как будто нет литературы, которую он мог бы признать»; также, согласно Карпу, князь ненавидел работы румынских символистов, показывая в этом сходство с традиционалистами, такими как Ион Горун, Джордж Пану и Михаил Садовяну. Поэтому Драгня пришел к выводу, что Морузи «не пишет для нас, своих современников, которые ничем не удовлетворены [...]. Вся его работа станет ценным документом в ближайшие дни». Неоднократно отказываясь писать настоящую автобиографию, Морузи начал работу над Moartea lui Cain («Смерть Каина»), которая была опубликована только посмертно. В некотором роде продолжение nstrăinații, оно подробно описывает крестьянское восстание 1907 года..

В марте 1914 года Морузи вернулся к антисемитским темам, внося свой вклад в полемику по еврейскому освобождению в статье Problema jidovească și poporul român («Еврейский вопрос и румынский народ»). Определяя себя как «скромного самоучки», Морузи утверждал, что румынские евреи менее квалифицированы для получения гражданства, чем этнические румыны из-за пределов Королевства. Он назвал натурализацию на таких основаниях «ложной, неестественной и чуждой». Тем летом Unirea опубликовал свою колонку о стиле румынской знати, в которой Морузи протестовал против бояр, принявших «иностранные титулы».

Жизнь в почти полной изоляции после потери слуха («самая жестокая из всех болезней» ", как он это определил), Морузи также страдал от астмы. Он умер в бедности в Яссах в октябре 1914 года, но устроил пышные похороны в Этернитатеа, где А. К. Куза произнес хвалебную речь. Куза называл Морузи «человеком великодушного видения [и] честно националистических идей», утверждая, что его мировоззрение было сформировано «истиной христианских учений» и приверженностью Румынской православной церкви. В своем некрологе Йорга также отметил, что Морузи был примером для подражания, но также и остатком своего возраста, возраста, «когда молодость можно было найти только среди шестидесятилетних людей, и когда те, кто работал на страну, не получали вознаграждения, были окружены смертельная болезнь и беднейшие из бедных ". У Думитру остался сын, который жил в Париже как «принц Морузи» и, как отмечает Йорга, вел экстравагантный образ жизни.

Февральская революция 1917 года принесла Бессарабскую автономию, освященную как «Молдавская Демократическая Республика ». Во время Октябрьской революции, которая сделала возможным объединение Бессарабии с Румынией, Пеливан, к тому времени лидер Национальной молдавской партии, публично воздал должное Морузи.. В своей речи перед Sfatul ării он назвал «Pribegi în ară răpită» «чем-то вроде молдавского евангелия». В июне 1925 года делегация Бессарабских культурных обществ ухаживала за могилой Морузи и свергала венки. Однако в 1936 году бывший коллега Пеливана, Эманойл Кателли, предположил, что Морузи предал бессарабское движение профсоюзов, отбыв в Румынию, «сдавшись еще до того, как началась его борьба».

советская оккупация Бессарабии, а затем влияние Второй мировой войны вернули ему почти полную анонимность: Морузи был проиндексирован и подвергнут цензуре как в Коммунистической Румынии, так и в Молдавской ССР.. Как отмечает Вонку: «Румынские коммунисты наложили запрет на произведения Думитру К. Морузи, потому что они были одержимы бессарабским вопросом и бесстыдным поведением России. Для« молдовенистов »из Кишинева Думитру К. Морузи был вдвое лучше. противник: с одной стороны, он был «боярином», коньком коммунистической пропаганды, а с другой - тем, кто поддерживал представление о том, что Бессарабия была в высшей степени румынской ». Переоценка последовала за распадом Советского Союза, особенно в независимой Молдове. В 2001 году Юрий Колесник выпустил новое издание «Руий șи романий», первую из нескольких таких книг, выпущенных в «Собрании Завещания» в издательстве Музея. Еще в 1993 году филологи и Андрей Гропотинский подготовили издание собрания сочинений; он был напечатан только в 2014 году, когда оба ученых были мертвы.

Примечания
Ссылки
  • Георге Г. Безвикони,
    • Boierimea Moldovei dintre Prut și Nistru, Vol. II. Бухарест: Национальный институт истории, 1943.
    • Profiluri de ieri și de azi. Артикуль. Bucharest: Editura Librăriei Universitare I. Carabaș, 1943.
  • Corneliu Carp, "Cronica literară. Scriitorul basarabean Dumitru C. Moruzi și aniversarea luărei Basarabiei. — O scriere festivă: Pribegi în țara răpită", in Tribuna, Nr. 168/1911, pp. 5–6.
  • Ion Constantin, Ion Negrei, Gheorghe Negru,
    • Ion Pelivan, părinte al mișcării naționale din Basarabia. Bucharest: Editura Biblioteca Bucureștilor, 2011. ISBN 978-606-8337-04-3
    • Ioan Pelivan: istoric al mișcării naționale din Basarabia. Bucharest: Editura Biblioteca Bucureștilor, 2012. ISBN 978-606-8337-39-5
  • (in Romanian) Haralambie Corbu, "Dumitru C. Moruzi (1850–1914), distins scriitor basarabean, rătăcit în suburbiile istoriei", in Philologia, Nr. 5–6, September–December 2013, pp. 75–90.
  • Anton Coșa, "Stemele familiei Moruzi și paharele armoriate de la Bacău", in Carpica, Vol. XLII, 2013, pp. 399–432.
  • Anghel Demetriescu, "Barbu Katargiu" and explanatory notes, in Barbu Catargiu, Discursuri parlamentare. 1859–1862 iunie 8. Bucharest: Editura Minerva, 1914. OCLC 8154101
  • Radu Dragnea, "Ultimul scriitor basarabean: Dl Dumitru C. Moruzi", in Tribuna, Nr. 31/1912, pp. 1–3.
  • Nicolae Iorga,
    • Istoria literaturii românești contemporane. II: În căutarea fondului (1890–1934). Bucharest: Editura Adevĕrul, 1934.
    • Oameni cari au fost, Vol. II. Bucharest:, 1935.
    • Istoria românilor. Volumul 9: Unificatorii. Bucharest Vălenii de Munte: Așezământul Grafic Datina Românească, 1938. OCLC 490479129
  • Mihail Kogălniceanu, "Cuvîntu în contra alegeriĭ și a eligibilitățiĭ D-luĭ Alecsandru C. Morud̦i", in Românulŭ, December 26, 1861, pp. 1133–1136.
  • , "Marea Britanie se interesează, din nou, de Țările Române", in Magazin Istoric, February 1996, pp. 48–52.
  • Eugen Lovinescu, Istoria literaturii române contemporane. Chișinău:, 1998. ISBN 9975740502
  • Dumitru C. Moruzi,
    • "Din amintirile unuĭ bătrîn. Întâmplare petrecută înainte de desrobirea țiganilor", in, Nr. 1/1909, pp. 520–526.
    • "Problema jidovească și poporul român", in Românul (Arad), Nr. 87/1914, pp. 2–3.
  • Georgeta Penelea Filitti, "Cronici de familie. Moruzi: din satul Moruzanda – în scaunele domnești de la București și Iași", in Magazin Istoric, March 1997, pp. 59–63.
  • Radu Rosetti, "Revista revistelor. Unirea femeilor romîne", in Viața Romînească, Nr. 6/1914, pp. 385–389.
  • Nicolae Scurtu, "Câteva precizări la biografia lui Dumitru C. Moruzi", in Litere, Nr. 5/2011, pp. 73–75.
  • A. D. Xenopol, Istoria partidelor politice în România. Bucharest: Albert Baer, 1910.
  • (in Romanian) Ala Zavadschi, "Istoriografie și ficțiune în opera lui Dumitru C. Moruzi (în baza romanului Pribegi în țara răpită, Iași, 1912)", in Philologia, Nr. 3–4, May–August 2010, pp. 9–18.
Последняя правка сделана 2021-05-18 06:06:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте