Девиз | Ελευθερία ή θάνατος. Eleftheria i thanatos. Свобода или смерть |
---|---|
Формация | 14 сентября 1814 г. |
Цель | Подготовка Греческая война за независимость |
Место |
|
Поля | Греческий национализм. Эгалитаризм. европеизм |
Ключевые люди | Николаос Галатис (ранний член). Эммануил Ксант хост (основатель). Николаос Скуфас (основатель). Афанасиос Цакалов (основатель). Александр Ипсилантис (руководитель). Александрос Маврокордатос. Теодорос Колокотронис. Антимос Газис. Германос III из Старых Патр. Эммануэль Паппас |
Филики Этерия или Общество друзей (греческий : Φιλική Εταιρεία или Εταιρεία των Φιλικών) была секретной организацией, основанной в 1814 году в Одессе, целью которой было свержение османского правления Греции и создать независимое греческое государство. Членами общества были в основном молодые греки-фанариоты из Константинополя и Российской империи, местные политические и военные лидеры с материковой Греции и островов, а также несколько православных христиан. лидеры других народов, которые находились под эллинским влиянием, такие как Караджорке из Сербии Тудор Владимиреску из Румынии и Арваните военачальники. Одним из ее руководителей был видный принц фанариотов Александр Ипсилантис. Весной 1821 года Общество инициировало Греческую войну за независимость.
Прямой перевод слова «Φιλική» - «Дружелюбный», а прямой перевод «Εταιρεία» - «Общество», «Компания» или «Ассоциация»). Распространенная транслитерация «Филики Этерия» отражает произношение этого имени на современном греческом языке. Другими возможными транслитерациями являются «Филике Этайрейя», что отражает греческую орфографию, и «Филике Хетайрея», которая отражает древнегреческую этимологию.
В контексте горячего стремления к независимости от турецкой оккупации и при явном влиянии подобных тайные общества в других частях Европы, трое греков собрались вместе в 1814 году в Одессе, чтобы принять решение о конституции тайной организации масонским способом. Его целью было объединить всех греков в вооруженную организацию для свержения турецкого правления. Тремя основателями были Николаос Скуфас из провинции Арта, Эммануил Ксантос из Патмос и Афанасиос Цакалов из Янина. Вскоре после того, как они инициировали четвертого члена, Панайотиса Анагностопулоса из Андритсайна.
Паспорт Филики Этерии, с его знаками отличия и написанным закодированным алфавитом.Скуфас встретился с Константиносом Радосом, который был инициирован в карбонаризм. Ксантос был посвящен в масонскую ложу на Лефкаде («Общество свободных строителей Святой Мавры»), а Цакалов был одним из основателей Hellenoglosso Xenodocheio ( Греческий: Ελληνόγλωσσο Ξενοδοχείο, что означает грекоязычный отель) более раннее относительное общество освобождения Греции, которое было основано в Париже и продвигало греческие националистические идеи.
В начале, между 1814 и 1816 годами. насчитывалось около двадцати членов. В течение 1817 года общество инициировало членов из диаспоры греков России и Дунайских княжеств Молдавии и Валахии. Сам князь Молдавский Михаил Соцос стал членом. Массовые посвящения начались только в 1818 году, а к началу 1821 года, когда Общество распространилось почти на все регионы Греции и греческие общины за рубежом, количество членов исчислялось тысячами. Среди его членов были купцы, духовенство, русские консулы, османские чиновники из Фанара и революционеры сербы, в большинстве своем. в частности, лидер Первого сербского восстания, отец современной Сербии и основатель династии Караджорджевичей Карагеорге Петрович. Среди его членов были главные зачинщики греческой революции, в частности Теодорос Колокотронис, Одиссей Андроутсос, Димитрис Плапутас, Папафлессас и митрополит епископ Герман Патрский.
Филики Этерия находилась под сильным влиянием карбонаризма и масонства. Команда лидеров принимала и распространяла свои решения, говоря, что они передают похвалы «Невидимой Власти» (Αόρατος Αρχ), которая считалась одним или несколькими сильными людьми, поэтому с самого начала это было окутано тайной, секретностью. и гламур. Принято считать, что членами были многие важные личности, не только выдающиеся греки, но и известные иностранцы, такие как царь России Александр I. Реальность заключалась в том, что изначально «Невидимая власть» состояла всего из трех основателей. С 1815 по 1818 год к невидимой власти добавились еще пять, а после смерти Скуфаса - еще три. В 1818 году Невидимая Власть была переименована в «Власть Двенадцати Апостолов», и каждый апостол взял на себя ответственность за отдельный регион.
Организационная структура была пирамидальной с «невидимой властью», координировавшейся сверху. Никто не знал и не имел права спрашивать, кто создал организацию. Команды несомненно выполнялись, и члены не имели права принимать решения. Члены общества собрались в так называемом «Храме» с четырьмя уровнями посвящения : а) Братья (Αδελφοποίητοι) или Вламиды (Βλάμηδες), б) Рекомендуемые (Συστημένοι), в) Жрецы (Ιερείς) и г) пастыри (Ποιμένες). На священников была возложена обязанность посвящения.
Я клянусь во имя истины и справедливости перед Всевышним, чтобы охранять, жертвуя своей жизнью и перенося самые тяжелые труды, тайну, которая должна быть объяснена
— Клятва посвящения в ФиликиКогда священник подошел к новому члену, это было первым, чтобы убедиться в его патриотизме и проповедовать его в цели общества; последним этапом было приведение его к длительной основной присяге, называемой Великой клятвой (Μέγας Όρκος). Большая часть его сути содержалась в его заключении:
И, наконец, я клянусь Тобой, моя священная и страдающая Страна, - клянусь твоими долгими пытками, - клянусь горькими слезами, которые так многие столетия были пролиты твоими несчастными детьми, моими собственными слезами, которые я проливаю в этот самый момент, - клянусь будущей свободой моих соотечественников, что я полностью посвящаю себя Тебе; что с этого момента ты будешь причиной и объектом моих мыслей, твое имя - руководителем моих действий, а твое счастье - вознаграждением за мои труды.
— Заключение Великой клятвы ФиликиКогда было применено вышеупомянутое Затем священник произнес слова принятия новичка в качестве нового члена:
Перед лицом невидимого и вездесущего истинного Бога, который по своей сущности является справедливым, мстителем за преступление, карателем зла, по законам Этерии Филики, и властью, которой ее могущественные жрецы доверили мне, я принимаю вас, как я сам был принят, в лоно Этерии.
— слова принятия в ФиликиЗатем посвященные были считается неофитом члена общества со всеми правами и обязанностями своего ранга. Жрец немедленно должен был показать все знаки признания между Вламидами или Братьями. Вламидес и Рекомендованные не знали о революционных целях организации. Они знали лишь о том, что существует общество, которое очень старается для общего блага нации, и в его ряды входят важные личности. Этот миф распространялся намеренно, чтобы поднять боевой дух членов, а также облегчить прозелитизм.
Члены тайного общества разделены на три части: a) Etairoi: пастыри с важными обязанностями, b) апостолы : Священники с важными обязанностями и в) все остальные члены.
Этаирои | Апостолы |
---|---|
| |
В источнике упоминается как Христодулос Перрайвос (стр. 44).. В источнике упоминается как Н. Галатис (стр. 44) и Галанис (стр. 45).. В источнике упоминается Георгиос Катаказис (стр. 44).. †Члены, убитые как предатели (стр. 45). | |
Источник: Список из 12 Этаиров и 15 Апостолов, отсортированных по дате их посвящения. |
В 1818 г. резиденция Филики Этерия мигрировала из Одессы в Константинополь, и смерть Скуфаса была серьезной утратой. Остальные основатели пытались найти крупную личность, которая возьмет на себя бразды правления, которая добавит обществу престижа и свежего импульса. В начале 1818 года у них была встреча с Иоаннисом Каподистриасом, который не только отказался, но и позже написал, что считает Филики Этерия виновным в опустошении, которое было предсказано в Греции.
С Александросом Ипсилантисом связались и попросили взять на себя руководство Филики Этерия, что он и сделал в апреле 1820 года. Он начал активную подготовку к восстанию и с создания военного подразделения с целью, которую он назвал Священный отряд. Были сделаны различные предложения относительно места прорыва революции. Один из них должен был находиться в Константинополе, сердце империи, которое было давней целью революционеров. В конечном итоге было принято решение начать с Пелопоннеса (Морея) и Дунайских княжеств для совершения финта одновременно. Общество особенно хотело воспользоваться участием значительных сил Османской империи, в том числе паши Мореев, против Али-паши из Иоаннины.
На Викискладе есть материалы, связанные с Филики Этаирейя. |