Рабство в Румынии

редактировать

Рабство (румынский : sclavie) существовало на территории современного Румыния с момента основания княжеств Валахия и Молдавия в 13–14х, до упразднения поэтапно в течение 1840-х и 1850-х годов, а также до 1783 г. в Трансильвании и Буковине (часть Габсбургской монархии ). Большинство рабов были цыганами. В частности, в Молдавии также были рабы татарской национальности, вероятно, пленные, захваченные в ходе войн с ногайскими и крымскими татарами.

. Рабы принадлежали бояре, православные монастыри или гос. Первоначально они использовались только в качестве кузнецов, золотодобытчиков и сельскохозяйственных рабочих, но когда княжества стали более урбанизированными, все больше их использовалось в качестве домашних работников.

Отмена рабства была проведена в результате кампании молодых революционеров, принявших либеральные идеи Просвещения. Заметным среди них был Михаил Когэлничану, который разработал закон об отмене рабства в Молдавии. В 1843 году валашское государство освободило своих рабов, а к 1856 году в обоих княжествах были освобождены все категории рабов.

После отмены были попытки (как со стороны государства, так и со стороны частных лиц) оседлать кочевников и интегрировать цыган в румынское общество, но они имели довольно ограниченный успех..

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 Состояние рабов
    • 2.1 Общие характеристики и категории рабов
    • 2.2 Статус и обязанности
    • 2.3 Правовые споры и нарушение традиционного образа жизни
    • 2.4 Брак правила
  • 3 Трансильвания, Буковина и Бессарабия
  • 4 Оценка рабского населения
  • 5 Появление аболиционистского движения
  • 6 Законы об отмене смертной казни
  • 7 Положение цыган после отмены
  • 8 Наследие
  • 9 Примечания
  • 10 Источники
  • 11 Внешние ссылки
Истоки

Точные истоки рабства в Дунайских княжествах неизвестны. Историк Николае Йорга связал приход цыган с монгольским вторжением в Европу в 1241 и считал их рабство пережитком той эпохи, когда румыны забрали цыган у монголов рабами и сохраняя свой статус. Другие историки считают, что они попали в плен в плен во время сражений с татарами. Практика порабощения пленных также могла быть заимствована у монголов. Этническая принадлежность «татарских рабов» неизвестна, они могли быть пленными татарами Золотые Орды, половцами или рабами татар и половцев.

Хотя возможно, что некоторые цыгане были рабами или вспомогательными войсками монголов или татар, основная их часть прибыла с юга Дуная в конце XIV века, спустя некоторое время после основание Валахии. К тому времени институт рабства уже был установлен в Молдавии, возможно, в обоих княжествах, но с приходом цыган рабство стало широко распространенной практикой. Татарские рабы, меньшие по численности, в конечном итоге были объединены с цыганским населением.

Рабство было обычной практикой в ​​Восточной Европе в то время (см. Рабство в средневековой Европе ). В частности, нехристиане взяты в рабство в христианской Европе: в Венгерском королевстве сарацины (мусульмане ) и евреи Хазар держали в рабстве до тех пор, пока не были вынуждены принять христианство в 13 веке; Русские поработили пленников, захваченных у татар (см. Холоп ), но их статус в конечном итоге слился со статусом крепостных.

Есть некоторые споры о том, были ли цыгане люди приезжали в Валахию и Молдавию как свободные люди или как рабы. В Византийской империи они были рабами государства, и, похоже, ситуация была такая же в Болгарии и Сербии, пока их социальная организация не была разрушена Османское завоевание, что предполагает, что они пришли в качестве рабов, у которых сменилось «владение». Альтернативное объяснение, предложенное румынским ученым П. П. Панайтеску, заключил, что после крестовых походов важный торговый путь Восток-Запад проходил через румынские государства, и местные феодалы поработили цыган ради экономической выгоды из-за отсутствия других мастеров. Однако эта теория опровергается тем фактом, что рабство существовало до того, как торговый путь приобрел значение.

Легенда гласит, что цыгане пришли в Румынские княжества по приглашению молдавского правителя Александра Доброго, который предоставил в хартии 1417 года «землю и воздух для, и огонь и железо жизни для работы», но самое раннее упоминание о нем можно найти в трудах Михаила Когэлничану, и такой хартии не найдено, и обычно считается подделка.

Историк Неагу Джувара также предполагает, что группы пришли в эти две страны как свободные личности и были порабощены господарами и землевладельцами бояринами элита.

Самый первый документ, подтверждающий присутствие цыган в Валахии, датируется 1385 годом и регистрирует эту группу как aţigani (от: athiganoi греческое слово, означающее "еретики ", и происхождение румынского термина игани, синонима "цыган"). В документе, подписанном князем Даном I, было отнесено 40 сэлаше (деревень или жилищ) агигани к первой из таких даров, должны быть зарегистрированы. В Молдавии впервые засвидетельствован в молдавском документе 1470 года институт, в котором рабдавский князь Стефан Великий освобождает Оанэ, татарского раба, который бежал в 8>Ягеллон Польша.

Антрополог Сэм Бек утверждает, что происхождение цыганского рабства легче всего объяснить практикой захвата военнопленных в качестве рабов, практики, имеющей долгую историю в регионе, и что изначально свободные и порабощенные сосуществовали на территории, которая стала румынской.

Согласно некоторым сведениям, некоторые из рабов-цыган были захвачены во время войн. Например, в 1445 году Влад Дракул силой вывел из Болгарии в Валахию около 11000-12000 человек, «похожих на египтян », предположительно цыган. В немецкоязычных молдавских хрониках записано, что в 1471 году, когда Стефан столкнулся с валашскими войсками во главе с князем Раду чел Фрумос ат и разбил их, «он взял с собой [и] в рабство 17 000 цыган ". Цифры, скорее всего, были преувеличены.

Семья кочевых ромов, путешествующая по Молдавии, Огюст Раффе, 1837 г.
Состояние рабов

Общие характеристики и категории рабов

Дунайские княжества на протяжении большей части истории были единственной территорией своей Восточной и Центральной Европы, где рабство рома было узено, и место, где это было Вследствие этого британский социолог Уилл Гай в Румынии как наиболее «уникальный случай» и одну из основных моделей развития в том, что касается групп рома в регионе (наряду с теми, кто присутствует в странах, которые) в недавнем прошлом принадлежали османам, Австро-Венгрия и Российская Империя ).

Традиционно рабы-ромы делилис ь на три категории. Самая маленькая принадлежала господарам, а использовалось румынскоязычное название igani domneşti («Цыгане, принадлежащие лорду»). Две другие категории включали ţigani mănăstireşti («Цыгане, принадлежащие к монастырям»), которые были собственностью <120 человек.>Румынские православные и греческие православные монастыри и ţigani boiereşti («боярские цыгане»), которые были порабощены категорией землевладельцев. Статус igani domneşti был лучше, чем рабов, удерживаемых боярами или монастырями, и многих рабов, отданных князем в частную собственность RS или в монастыре сбежали и присоединились к общинам рабов принца.

Кузнец-рома и его кузница в Валахии, [фр ], 1860 г. Золотодобытчики рома (Бояш, Аурари или Рудари)) на работе, добыча золота

Каждая из категорий рабов была разделена на две группы: и; первая была оседлой категорией, в то время как последнее было позволено сохранить свое кочевничество. Категория lăieşi включала несколько профессиональных подгрупп: вместе с Калдераш (căldărari или «медники»), Лэутари («игроки на струнных инструментовх»), Бояш (lărari или «Изготовители ложек») и Урсари («укладчики медведей»), все из которых развились как отдельные этические подгруппы, они включали фиерари («кузнецы»). Долгое время цыгане были единственными кузнецами и скобяниками в Валахии и Молдавии. Среди фиерари более ценились специализированные потковари («кузнецы »). Боярских женщин часто нанимали в качестве горничных к бояре, и им, и некоторым из порабощенных мужчин можно было поручить административные функции в усадьбе. С самого начала истории рабства в Румынии многих других рабов заставляли работать на соляных копях.

Категорией были или Рудари (золотодобытчики ), которые были рабами князя, мыли золото в теплое время года в горных реках Карпат, а оставались зимой на равнинах, вырезая деревянную утварь. Золотодобытчики за счет использования ресурсов приносили больше, чем другие виды доходов, и их было много, но по мере того, как залежи исчерпывались, их число уменьшалось. К 1810 году в Валахии было всего 400 аурари, добывающих золото.

В 14-15 веках в городах было обнаружено очень мало рабов. Лишь с начала XVI века в городах стали открываться монастыри, которые привозили с собой цыганских рабов, а вскоре бояре и горожане стали использовать их для различных задач. Сэлаши рабов-ромов селились на окраинах, в районе, известном как ăigănie, и вскоре почти все города имели такой район, причем самый большой из них был в международных городах, включая Тырговиште, Рымник или Бухарест.

Средневековое общество допускает определенную социальную мобильность, о чем свидетельствует карьера Штефана Рэзвана, валашского раба рома, смог дослужился до боярина, был послан на службу в службе в Османскую империю и, объединившись с поляками и казачьими группой, стал молдавским князем (апрель - август 1595 г.)

<344.>В дополнение к удерживанию порабощенного населения цыган, страны на короткие промежутки времени в начале 18 века были транзитным маршрутом, через который османские торговцы рабами присоединились к африканской торговле с рынками в пределах Царства Русского. Вероятно, именно этим маршрутом Абрам Петрович Ганнибал, африканский прадед поэта Александра Пушкина, был перевезен в Россию.

Статус и обязанности

Рабы считались личной собственностью хозяина, которым разрешалось заставлять, продавать их или обменивать на другие товары и имущество рабов (обычно крупный рогатый скот) также оставалось на усмотрение хозяина. Хозяину было разрешено физически наказывать своих рабов посредством заключения в его поместье, но он или она не имела над ними власти жизни и смерти, единственная обязанность хозяина заключалась в том, чтобы одевать и кормить рабов, которые работали в его поместье. Обычное обращение с рабами, отмечает Джувара, было унизительным, и обычно жители считали, что «нельзя ничего [от цыган] получить без кнута». В 1821 году, когда бояре из Молдавии бежали из своей страны, спасаясь от экспедиции Характеристикиа, австрийские власти Буковины были встревожены, заметив, что вновь поселившиеся беженцы приобрели привычку публично избивать своих рабов на улицах Черновца и, следовательно, издали приказ, прямо запрещающий такой практику. Последовал спор, после которого получили разрешение избиения, пока они осуществляли их в частной собственности.

Акт дарения, посредством которого Стефан III из Молдавии жертвует количество sălașe цыганских рабов

Социальный престиж рабовладельца часто пропорционален количеству и типу квалифицированных рабов, он владел, а выдающиеся повара и вышивальщицы использовались для символической демонстрации высокого статуса боярских семей. Хорошие музыканты, вышивальщицы или повара ценились и продавались дороже: например, в первой половине XVIII века обычный раб оценивался примерно в 20–30 леев, повар - в 40 леев.

Однако Джувара, основывает свои аргументы на некоторых современных системах, также отмечает, что рабы были исключительно по любым стандартам: в 1832 году контракт, используемый приданое бояринки, показывает, что тридцать рабов -ромов были обменены на одну повозку, в то время как британский дипломат Уильям Уилкинсон отметил, что работорговля была полу-подпольным делом, и что vătraşi рабы могли получить скромную сумму в пять или шестьсот пиастров. По оценке Джувара, лаэши могли стоить только половину суммы, засвидетельствованной Уилкинсоном.

В княжествах рабы управлялись общие права. К 17 веку появились первые писаные законы, в которых упоминалось рабство. Валашский [ro ] (1640) и [ro ] (1652) и молдавский (1646), которые, среди прочего, регулировали рабство, основывались на Византийский закон о рабстве и об общем праве в употреблении. Однако на практике почти всегда использовалось обычное право (obiceiul pământului).

Если рабдел собственностью, он должен был бы платить те же налоги, что и свободные люди. Обычно не было налога на рабов, находящихся в частной собственности, за исключением короткого периода в Молдавии: между 1711 и 1714 годами Фанариот князь Николай Маврокордатос ввел igănit («цыганский налог»), налог в размере двух гальбени (стандартные золотые монеты) на каждого принадлежащего рабу. (Иояре, и монастыри нередко регистрировали своих крепостных как «цыган», чтобы они не платили налоги, налагаемые на крепостных.

Точно так же боярские лэеши должны собираться в хозяйстве своего господина, обычно в осенний праздник Святой Димитрия (некоторые из них были странствующими ремесленниками), должны платить ежегодный налог под названием дайди. в настоящее время совпадает с празднованием 26 октября в Православный календарь ). В данном случае каждый человек старше 15 лет должен был получить сумму от тридцати до сорока пиастров.

Рабовладелец имел право разрешать своих рабов для хорошей службы, либо при жизни, либо в период своей жизни. будет, но такие случаи были довольно редкими. Произошло и обратное: свободные цыгане продались монастырям или боярам, ​​чтобы заработать на жизнь.

Правовые споры и нарушение традиционного образа жизни

Шатра (деревня), основанная рабами-цыганами, т.к. изображено на гравюре 1860 года [fr ].

Первоначально и вплоть до 15 века рабыа и татар сгруппированы в самоуправляющиеся сэлаши (старославянский : челѣдь, челядь), которые были по-разному описывается историками как большая семья, домашнее хозяйство или даже сообщество. Лидеры, сами рабы, были как известны cneji, juzi или vămani, и кроме разрешения юридических споров, собирали налоги и организовывали рабочую силу для владельцев. Со временем, которые споры между двумя рабами рома обычно разрешались лидерами общины, стали известны как. Иногда более крупных сообществ рабов избирали себя башбулибашей, которые были задействованы выше вызовы разногласий или сложных приложений внутри группы. Система нерегулируемой, что часто приводило к ожесточенным заболеваниям, которые приводятся в одном случае, засвидетельствованном в XIX веке, введении к вмешательству бояр и забиению ногами тех, кого считали виновным в неподчинении.

Споры с не рабами и дела непредумышленное убийство рассматривались судебной системой штата. Рабам не разрешается защищать себя или свидетельствовать в суде, но они также несли ответственность за ущерб, причиненный свободным людям, при этом владелец несет ответственность за любой такой ущерб, а компенсация иногда представляет собой отказ от права собственности на раба. другая сторона. Раб, убивший другого раба, был приговорен к смертной казни, но они также могли быть отданы хозяину мертвого раба. Свободный человек, убивающий раба, также подлежал смертной казни, а боярину не разрешалось убивать собственных рабов, но такой приговор не подтвержден. Однако считаются, что такие убийства действительно имели место в значительных количествах.

Православная церковь, которая сама являлась рабовладельцем, не оспаривала институт рабства, хотя среди первых сторонников отмены был Евфросин Потека, священник. Время от времени членов церковной иерархии вмешивались, чтобы ограничить жестокое обращение с рабами, которым она не владела: Валашский митрополит потребовал от князя Константина Ипсилантиса от преследований юная цыганка по имени Домница. Молодую женщину называли одну из рабынь домнешти, хотя к тому моменту она была освобождена.

Как и многие из крепостных в двух княжествах, склонны к побегам из имения и искать лучшую жизнь в других владениях или за границей, что заставило бояр организовать поисковые отряды и приложить усилия для их возвращение. Беглые рабы селились за границей в Венгрии, Польше, на землях казаков, в Османской империи, Сербии или от Молдавии до Валахии и наоборот. Администрации двух государств поддержали поиск и возвращение беглых рабов своим хозяевам. Иногда господари организовывали заграничные экспедиции в поисках беглецов или дипломатическим путем обращались к правителям земель, где поселились беглецы. Например, в 1570 году логофат Дрэган был отправлен Богданом IV Молдавским к королю Польши с просьбой вернуть 13 сэлаше рабов.

В XVI веке сбор десятины во время войны и поиск беглецов выполняла категория, называемая globnici, многие из которых также были рабами. Начиная с 17 века, большая часть населения кальдераша покинула регион, чтобы поселиться на юге, на Балканы, а позже также перебралась в другие регионы Европы.

A небольшой части коренного населения рома удалось избежать системы (либо не будучи изначально порабощенным как группа, либо перегруппировав беглых рабов). Они жили изолированно на обочине общества и обычно селились в местах, где доступ был затруднен. Они были известны местным жителям как netoţi (букв. «Неполные» - снисходительный термин, обычно используемый для обозначения людей с психическими расстройствами или людей с плохой рассудительностью). Примерно в 1830 году они стали объектом регулярных облав, захваченных превращали в igani domneşti.

Особая проблема заключалась в том, чей образ жизни был сильно нарушен принудительным поселением и требованием выполнять черную работу. Традиционно эта категория старалась избегать сельскохозяйственных работ на службе у хозяев. Джувара утверждает, что это произошло потому, что их экономическая модель находилась на стадии охотника-собирателя. Кристин Рейнхард, интеллектуал начала XIX века и жена французского дипломата Шарля-Фредерика Рейнхарда, записала, что в 1806 году член молдавской семьи Стурдза нанял на своей фабрике группу вэтраши. По общему мнению, проект был заброшен после того, как Стурдза осознал, что причиняет сильные страдания своим служащим.

Ремесленникам-цыганам иногда разрешалось заниматься своим ремеслом вне боярского дома в обмен на их собственный доход. Так было с Лэутари, которые обычно присутствовали на ярмарках и в публичных домах как независимые тарафы. Рабы могли владеть определенным количеством коров, но часть других их доходов собирал хозяин. Параллельно считается, что лэеши часто прибегали к воровству крестьянского имущества. По словам Джувара, домработницы рома часто избегали тяжелой работы, особенно в тех случаях, когда количество рабов на семью обеспечивало более справедливое разделение труда.

Брачные правила

Брачные правила между двумя рабами разрешены только при наличии одобрения двух владельцев, обычно через финансовое соглашение, в результате которого один раб продается другому владельцу или через обмен. Когда соглашение не было достигнуто, пара была разделена, и дети, рожденные от брака, были разделены между двумя рабовладельцами. Рабовладельцы вели строгий учет своих рабов-лэеши и, по словам Джувара, были особенно плохи, что родители рабских детей могли продать свое потомство другим хозяевам.

Рабовладельцы разлучили пары рома, продав одного из супругов.. Эта практика была запрещена Константином Маврокордато в 1763 году не одобрена Православной церковью, которая постановила в 1766 году, что «хотя они называются цыганами [т.е. рабами], Господь их создал, и неприлично разделять их, как крупный рогатый скот ». Тем не менее, разделение женатых супругов было обычным явлением в XIX веке.

Был возможен только тогда, когда свободный человек стал рабом, хотя позже это было возможно и для свободного человека. сохранить свой социальный статус и чтобы дети, рожденные от брака, были свободными людьми.

В течение нескольких периодов истории этот вид полового акта был прямо запрещен:

В Молдавии в 1774 г. князь Александр Морусис запретил браки между свободными людьми и рабами. Аналогичный хризобул был издан в 1785 году, но и признал недействительными любые запреты браки.

В Валахии Александр Ипсилантис (1774–1782)) запретил смешанные браки в своем кодексе законов, но дети, рожденные от таких браков, должны были рождаться свободными. В 1804 году Константин Ипсилантис принудительно развестись с одной такой супружеской парой и приказал, чтобы священники запечатывали подобные союзы, чтобы их начальство наказало их.

Брачные отношения между цыганами и большинством этническое румынское население было редким из-за разницы в статусе и как отмечает Джувара, из-за развивающей формы расовых предрассудков. Тем не менее внебрачные отношения между мужчинами-рабовладельцами и женщинами-рабынями, а также изнасилование цыганских женщин их владельцами были широко распространены, незаконнорожденные дети сами содержались в качестве рабов в поместье.

Трансильвания, Буковина и Бессарабия
Семья рома, Сибиу, Трансильвания, ок. 1862 г., фото [de ]

Рабство цыган на границе Трансильвании было обнаружено, в частности, в феодальных владениях и территориях, находящихся под Валахии и Молдавии, где сохраняется практика рабство даже после того, как они больше не находились под властью валахов или молдаван. Самое раннее упоминание о цыганах в Трансильвании датируется примерно 1400 годом, когда было зарегистрировано, что боярин владел 17 жилищами цыган в Фэгэраш, территория, которая в то время принадлежала Валахии. Социальная организация Фэгэраша была такая же, как и в Валахии, рабы рома были рабами бояр, институт рабства сохранялся в воеводстве Трансильвании в пределах Венгерского королевства и в автономном Княжество Трансильвания, упраздненное только с началом Габсбургского господства в 18 веке. Например, в 1556 г. венгерская королева Изабелла Ягелло подтвердила владения некоторых бояр Реча, в том числе рабов-цыган. Этот документ был также подтвержден в 1689 году принцем Михаилом I Апафи.

Поместья, принадлежащие замку Бран, также содержали большое количество рабов, около 1500 в начале XVI века право быть рабовладельцем, вероятно, унаследовано от того времени, когда замок принадлежал Валахии. Районы, находящиеся под областью Молдавии, также содержат рабов: например, известно, что молдавский князь Петру Рареш купил семью цыган у мэра Бистрицы, и что другие бояре также купили рабов. из Трансильвании. Большинство из которых были «королевскими крепостными», находившимися под прямым руководством короля, требовалось только платить налоги и некоторые услуги для государства, причем некоторым группам рома было предоставлено разрешение на свободное передвижение по стране.

В 1775 году Буковина, место происшествия 1821 года, было аннексировано Габсбургами в Молдавии и унаследовала практику рабства, тем более что во многих монастырях региона содержалось большое количество рабов-ромов. Число цыган, проживавших на Буковине, оценивалось в 1775 году в 800 семей, или 4,6% населения. Иосиф II, император Священной Римской империи издал приказ об отмене рабства 19 июня 1783 года в Черновице., аналогично другим приказам, отданным по всей Империи против рабства (см. Иосифинизм ). Орден встретил сопротивление крупных рабовладельцев: румынских православных монастырей и бояр. Бояре громко заявляет о своей правоте властям Буковины и Галиции, утверждая, что раб запрета является нарушением автономии и традиций провинции, что кабала подходящее положение для государства цыган и что она была для их же блага. Потребовалось еще несколько лет, чтобы приказ был полностью осуществлен, но к концу 1780-х годов рабы официально пополнили ряды безземельного крестьянства. Многие из «новых крестьян» (как их называли в некоторых документах) остались работать в поместьях, в которых они были рабами, и освобождение мало что изменило в их жизни.

После восточной части Молдавии., известная как Бессарабия, была присоединена к Российской Империи в 1812 году, а затем образована как Бессарабская губерния, статус рабов для цыган был сохранен. Рабство было законодательно закреплено в законе «Об учреждении Бессарабской губернии» 1818 года, согласно которому рома были социальной категорией, разделенной на государственных рабов и частных рабов, которые принадлежали боярам, ​​духовенству или торговцам. Власти Империи пытались оседлать кочевых государственных рабов, превратив их в крепостных государственных. Два села были созданы в Южной Бессарабии, и оба (теперь в Украине ) путем заселения 752 цыганских семей. Однако дела пошли не так, как ожидалось, состояние сел «упало до плачевного уровня», а их жители отказались платить налоги. По переписи 1858 г. в Бессарабии насчитывалось 11 074 раба рома, из которых 5615 принадлежали государству, а 5 459 - боярам. Рабство вместе с крепостным правом было отменено только законами об освобождении 1861 года. Как следствие, рабы превратились в крестьян, продолжая работать на своих бывших хозяев или присоединившись к кочевым мастерам-цыганам и музыкантам.

Оценки рабского населения

Рабы-цыгане были включены в список налоговые переписи, и поэтому нет достоверной статистики о них, за исключением рабов, принадлежащих государству. Тем не менее, было несколько оценок XIX века. Согласно Джуваре, согласно оценкам, количество рабов составляло около 150 000-200 000 человек, что, как он, отмечает было эквивалентно 10% населения двух стран. На момент отмены рабства в двух княжествах насчитывалось от 200 000 до 250 000 рома, что составляло 7% от общей численности населения.

ГодИсточникМолдавияВалахия
1819Дионисия Фотино -120,000
1837Михаил Когэлничану 200,000
1838139,255119,910
1844-180,000
1849250,000
1857Жан Александр Вайан 137,000125,000
1857Жан Анри Абдолоним Убини 100,000150 000
1859перепись (освобожденные рабы)250 000
Возникновение аболиционистского движения
Pedeapsa robilor («Наказание рабов»), изображение о африканском рабстве в Америке, напечатанном журналом Romanian-language Transylvanian (около 1830 г.). На основе английской гравюры 1831 года Джорджа Крукшенка.

Моральные и социальные проблемы, связанные с рабством рома, впервые были признаны в эпоху Просвещения, в первую очередь западноевропейскими посетителями в две страны. По словам румынского Джувара: «Нет иностранца, который бы не ужаснулся видом цыган в княжествах».

Эволюция румынского общества и отмена крепостного права имели влияние на цыган, которые в XIX веке находились в тех же условиях, что и на протяжении веков. Только после смены режима фанариота, вскоре после 1821 года, румынское общество начало модернизироваться и проводить различные реформы (см. Regulamentul Organic ). Однако рабство цыган не считалось приоритетом и игнорировалось большинством реформаторов.

Тем не менее, администрация Дунайских княжеств действительно пыталась изменить статус государства цыган, пытаясь оседлать кочевники. Были составлены два приложения к Regulamentul Organic: «Положение об улучшении государственного государственного цыган» в Валахии в апреле 1831 г. и «Положение о поселении цыган» в Молдавии. В правилах была предпринята попытка седентеризоватьа и обучать их обработку земли, использовать их селиться в частных владениях.

К концу 1830-х годов либеральные и радикальные бояре, многие из учились в западных странах. Европа, особенно в Париже, сделала первые шаги к цели борьбы с рабством. В этот период Ион Кампиняну, как и братья-помещики Николае и Штефан Голеску, освободили всю свою свиту рабов, а боярин освободил своих рабов и организовал для них Scăieni Phalanstery, утопическая социалистическая община. В 1836 году валашский принц Александру II Гика освободил 4000 рабов-домнешти и заставил группу землевладельцев записать их в качестве оплачиваемой рабочей силы, одновременно проводя политику, посредством которой государство покупало рабов в частной собственности и отпускало их на свободу <193.>

Освобождение рабов, находящихся в собственности государства и румынских православных и греческих православных монастырей, было упомянуто в программе конфедеративного заговора 1839 г. в Молдавии, давая им равные права с румыны. В Валахии в меморандуме предлагалось положить конец рабству, позволив рабам покупать свою свободу. Поколение 1848 года, которое училось в Западной Европе, особенно в Париже, вернулось в свои страны с прогрессивными взглядами и желанием их модернизировать, следуя примеру Запада. Рабство было отменено в большей части «цивилизованного мира», и поэтому либеральная румынская интеллигенция с чувством стыда рассматривала свое рабство как варварскую практику

.

В 1837 году Михаил Когэлничану опубликовал книгу о цыганах, в которой выразил надежду, что она послужит аболиционистам. В 1840-х годах интеллектуалы начали кампанию, направленную на то, чтобы убедить рабовладельцев освободить своих рабов. Валашский Сезар Боллиак опубликовал в своем обращении к интеллектуалам призыв поддержать движение аболиционистов. Всего лишь несколько голосов, выступавших за аболиционизм в 1830-х годах, в 1840-х годах стали предметом больших дискуссий в румынском обществе. Политическая власть находилась в руках консерваторов бояр, которые также были владельцами большого количества рабов и как таковые не соглашались с любыми реформами, которые могли их затронуть.

Отмена власти категория рабов
СтранаГосударство. рабыЦерковь. рабыЧастные. рабы
Валахия184318471856
Молдавия184418441855
Законы об отмене
рабов свидетельство об освобождении, выданное во время валашской революции 1848 года. Аллегория отмены рабства во время валашской революции 1848 года, рисунок Теодора Амана.

Самый ранний закон, освободивший определенную категорию рабов, был принят в марте 1843 года в Валахии. Он передал контроль над государственными рабами, принадлежащими тюремной администрации, местным властям, что привело к их оседлости и превращению в крестьян. Год спустя, в 1844 году, молдавский князь Михаил Стурдза предложил закон об освобождении рабов, принадлежащих церкви и государству. В 1847 г. в Валахии по закону князя Георгия Бибеску освобожденные рабы принадлежали церкви, а остальные рабы принадлежали государственным учреждениям.

В течение Валашская революция 1848 года, повестка дня недолговечного Временного правительства включала эмансипацию (дезробирь) цыган как одно из основных социальных требований. Правительство издало указ о полной эмансипации рома путем выплаты компенсации владельцам и создало комиссию (состоящую из трех членов: Боллиака, Иоасафа Знаговяну и Петраче Поэнару ), что было задумано выполнить указ. Некоторые бояре освобождали своих рабов, не требуя компенсации, а другие решительно выступали против идеи отмены. Тем не менее, после того, как революция была подавлена ​​Османской и Российской Империей войсками, рабы вернулись к своему прежнему статусу.

К 1850-м годам, после того, как ее принципы получили широкую популяризацию, движение получило поддержку почти всего румынского общества, спорным вопросом является точная дата освобождения цыган и получение их владельцами какой-либо компенсации (мера, которую аболиционисты сочли «аморальной»).

В Молдавии в декабре 1855 г. по предложению князя Григоре Александру Гика законопроект, подготовленный Михаилом Когэлничану и Петре Маврогени, был принят Диван; Закон освободил всех рабы статуса налогоплательщиков (то есть граждан). Эта мера была вызвана личной трагедией: Гика и общественное мнение в целом были шокированы, когда Динке, рабу и незаконнорожденному ребенку боярина Кантакузино, не разрешили жениться на своей французской любовнице и выйти на свободу. что привело его к убийству своего любовника и самоубийству. Владельцы получат компенсацию в размере 8 гальбени за лингурари и 4 гальбени за деньги, предоставленные налогами, уплаченными ранее освобожденными рабами.

В Валахии всего два месяца спустя, в феврале 1856 г., аналогичный закон был принят Национальным собранием, в котором каждому рабу выплачивалась компенсация в размере 10 гальбени поэтапно в течение нескольких лет. Освобожденные рабы должны были быть в городе или деревне и оставаться там по крайней мере на две переписи, и они должны были платить налоги в компенсационный фонд.

Положение цыган после отмены рабства
Цыганская деревня в Румынии после отмены рабства, 1884 г.

Румынские аболиционисты обсуждали будущее бывших рабов как до, так и после червей. Этот вопрос взаимосвязанным с «крестьянским вопросом», целью стал использование барщины и превращения рабов в мелких землевладельцев. Урсари (кочевые дрессировщики медведей) наиболее сдержанны в отношении идей оседания, потому что они видели, что оседание снова превращается в рабов-владельцев земли, на которые они поселились. Сами аболиционисты превращают бывших рабских в рабов чем-то нежелательным, поскольку они должны быть снова стать зависимыми. Тем не менее, спор закончился после того, как румынские княжества приняли либерально-капиталистическое законодательство о собственности, когда барщина была ликвидирована, а земля была поделена между бывшими боярами и крестьянами.

Многие аболиционисты поддержали ассимиляцию. цыган в румынской нации, Когэлничану, отмеченная, что были оседлые рабы-ромы, которые отказались от своих обычаев и языка, и их нельзя было отличить от румын. Среди методов социальной инженерии, предложенных для ассимиляции, были: рассредоточение рома по румынским деревням (внутри деревни, а не на окраинах), поощрение межэтнических браков, запрет на использование цыганского языка и использование обязательного образования для своих детей. После эмансипации государственного средства использовать использование слова țigan (цыган), когда это было необходимо (например, в случае налоговых льгот), официальным термином был эмансипат.

Несмотря на то, что на добрую волю многих аболиционистов, социальные интеграция бывших рабов осуществлена ​​только для части из них, многие из рома оставались вне социальной организации валашского, молдавского, а и румынского общества. Политика социальной интеграции, как правило, оставалась на усмотрение местных властей. В некоторых частях страны кочевые рома селились в деревнях под управлением местной полиции, но по всей стране кочевничество рома не было ликвидировано.

Наследие

Поддержка аболиционистов нашло отражение в румынской литературе середины 19 века. Проблема рабства цыган стала темой литературных произведений различных либеральных и романтических интеллектуалов, многие из которых были активными сторонними сторонниками аболиционистского лагеря. Цезарь Боллиак опубликовал такие стихи, как Fata de boier şi fata de igan («Боярская дочь и цыганская дочь», 1843 г.), iganul vândut («Солдат-цыган», 1843 г.), O igancă cu pruncul său la Statuia Libertăţii («Цыганка с младенцем у Статуи Свободы», 1848), Ион Гелиаде Рэдлеску написал рассказ под названием Jupân Ion (грубо говоря, «Мастер Джон», с румынского -языковая версия упан ; 1844), Василе Александри также написал рассказ Istoria unui Galbân («История золотой монеты», 1844), а Георге Асаки написал пьесу «Чигании» («Цыгане», 1856) и В. А. Уречия роман «Колиба Мэрюкэй» («Хижина Мэриуки», 1855). Спустя поколение судьба Штефана Рэзвана пьезила вдохновения для вдохновения Богдана Петрисейку Хасдеу («Рэзван и Видра», 1867). Тема рабства цыган снова была подхвачена искусством в начале 21 века, и эта тема была исследована в фильме Раду Джуд 2015 года Аферим!, действие которого происходит в начале XIX века. Валахия.

Румынское движение за отмену смертной казни находилось под более крупным движением против рабства чернокожих в вызвать через сообщения в прессе и перевод Гарриет Бичер- Стоу Хижина дяди Тома. Переведено Теодором Кодреску впервые опубликовано в Яссы в 1853 году под названием Coliba lui Moşu Toma sau Viaţa negrilor în Sudul Statelor Unite din America (что переводится как «Хижина дяди Тома или жизнь черных в Америке»). Южные Соединенные Штаты Америки "), это был первый американский роман, опубликованный на румынском языке, и в него входило предисловие к исследованию рабства Михаила Когэлничану, текст Бичер-Стоу был также дополнительным вдохновением для романа Урехии 1855 года.

Влияние рабства на румынское общество стало темой историографического интереса в десятилетия после румынской революции 1989 года.. В 2007 году премьер-министр Кэлин Попеску-Тэричану одобрил создание Comisia pentru Studierea Robiei Romilor («Комиссия по изучению рабства рома»), которая представит свои выводы в отчете. И будет давать рекомендации для румынской системы образования и по популяризации истории и культуры рома. Комиссия под председательством Неагу Джувара также порекомендует создать музей рома, исследовательский центр, отметить день памяти рабства рома и построить мемориал, посвященный рабству рома.

Примечания
Ссылки
  • , Цыгане в истории Румынии, Central European University Press, Будапешт, 2004. ISBN 963 -9241-84-9
  • , «Румынские аболиционисты о будущем эмансипированных цыган», в Transylvanian Review, Vol. XIX, Дополнение № 4 (2010) с. 22-36
  • Елена Марушякова, Веселин Попов. 2009. «Цыганское рабство в Валахии и Молдавии». В: Камуселла, Томаш и Кшиштоф Яскуловски, ред. Национализмы сегодня. Оксфорд: Питер Лэнг, ISBN 9783039118830 стр. 89-124. [1]
  • Сэм Бек, «Истоки цыганского рабства в Румынии», в «Диалектической антропологии», том 14, номер 1 / март, 1989 г., Спрингер, стр. 53-61
  • В. Костэчел, П. П. Панайтеску, А. Казаку, Viaţa feudală în ara Românească şi Moldova (secolele XIV – XVI), Бухарест, 1957
  • Неагу Джувара, Центр Востока на Западе. Ările române la începutul epocii moderne, Humanitas, Bucharest, 1995. ISBN 973-28-0523-4
  • Уилл Гай, Между прошлым и будущим: Рома из Центральной и Восточной Европы, University of Hertfordshire Press, Hatfield, 2001. ISBN 1-902806-07-7
  • Штефан Штефэнеску, Istoria medie a României, Vol. I, Бухарест, 1991
Внешние ссылки

СМИ, связанные с рабством в Румынии на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-06-08 05:34:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте