Лаутари

редактировать
Эта статья о румынских музыкантах. О фильме 1971 года см. Lăutarii. Лаутари в 19 веке

Румынский слово Lautar ( произносится  [lə.utar], множественное число: лэутары) обозначает класс музыкантов, традиционно член профессионального клану цыганских музыкантов, также называется Тигани лэутар ( румынское произношение:  [tsiɡanʲ lə.utarʲ] ). Термин происходит от lăută, румынского слова, обозначающего лютню. Лаутари обычно выступают в группах, называемых тарафами.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Терминология
  • 2 История
  • 3 Lăutărească музыка
  • 4 инструмента, на которых часто играет лаутари
  • 5 Влияние на Джорджа Энеску
  • 6 Список известных музыкантов / групп, играющих музыку на лэутари
    • 6.1 Полосы / тарафы
    • 6.2 Музыканты
  • 7 Разное
  • 8 См. Также
  • 9 ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Терминология
Lăutari

Lăutar, согласно DEX («Dicționarul Explicativ al Limbii Române» - «Толковый словарь румынского языка»), образован из lăută (что означает « лютня ») и суффикса агента -ar, общего для названий профессий. Следует различать родовое слово lăutar на румынском языке и клан рома. Первоначально это слово использовалось только для тех, кто играл на лютэ. Остальные также были названы в честь своих инструментов, например: scripcar ( игрок скрипка ), cobzar ( игрок на кобце ) и naingiu ( игрок наи / панфлейте ). С 17 века слово lăutar использовалось независимо от инструмента, на котором играли.

Следует провести еще одно различие между музыкой lăutărească, которую исполняет lăutari, и румынской крестьянской музыкой. Более подходящим термином для того, кто играет крестьянскую музыку, то есть народным музыкантом, является рапсод.

История

Лэутары клан, вероятно, происходит от других исторических цыганских кланов, присутствующих в Румынии, такие как урсары, ловари и Kalderash. Имена цыганских кланов в Румынии обычно являются румынскими профессиональными названиями: Căldărar (изготовитель ведер, căldare = ведро; -aș заменяет -ar на региональном уровне), Lingurar (изготовители ложек, lingură = ложка), Florar (продавцы цветов, floare = цветок) и т.п.

Первое упоминание о лэутарах от 1558, когда Мирча Ciobanul, то воевода из Валахии, дает Русте lăutarul ( Руст в Lautar) в качестве подарка к Vornic Дынге из Молдавии. В 1775 году в Валахии была основана первая гильдия lăutărească ( breaslă).

Лэутары оба были рабом рома и свободные румыны, но цыганя составляли большинство. Их предпочитали, потому что считалось, что они обладают лучшими музыкальными способностями. Со временем были также еврейские и турецкие лаутари.

До XIX века цыганские музыканты часто использовались для развлечения при дворах князей и бояр. В 19 веке большинство этих музыкантов поселились в сельской местности, где они искали новую работу на свадьбах, похоронах и других традиционных румынских праздниках. Их называли țigani vătrași, и их родным языком был румынский, а иногда и венгерский. Лишь немногие из них, у которых были предки из калдераша или из групп урсари, все еще говорили на языке рома.

Лэутары существовали в основном в Молдове, MUNTENIA, Олтении и Добруджа регионах современной Румынии. В Трансильвании традиционных профессиональных музыкантов не существовало до 19 века. По этой причине крестьянская музыка Трансильвании оставалась более «чистой». Похожая ситуация была в Банате. Сегодня цыгане- лэутари также преобладают в Трансильвании.

Как исполнители, лэутари обычно свободно организованы в группу, известную как тараф, которая часто состоит в основном из мужчин из большой семьи. (Есть лэутари- женщины, в основном вокалистки, но их намного меньше, чем мужчин.) Каждым тарафом руководит прима, основная солистка.

Традиционно на лэутари играют на слух, но сегодня все больше и больше лэутари изучают музыку и могут читать ноты.

В лэутары считают себя элитой рома. По этой причине лэутари хотят, чтобы их дети женились только на других лэутари.

Lăutărească музыка

Музыка лэутари называется muzica lăutărească. Не существует единого музыкального стиля лэутари, музыкальный стиль варьируется от региона к региону, наиболее известным из которых является южная Румыния. Музыка lăutărească сложна и продумана, с плотными гармониями и изысканными орнаментами, и ее исполнение требует хорошей техники. Музыка lăutărească не следует путать с румынской крестьянской музыкой.

Лэутары черпал вдохновение из всех музык они имели контакт с: пастырской музыкой Румынии, в византийской музыке, которую играют в церкви, а также зарубежную музыку, такие как турецкие, русский или Западной Европа. Хотя лэутари черпали вдохновение в местной музыке, они также оказали влияние на румынскую крестьянскую музыку.

Импровизация - важная часть латинской музыки. Каждый раз, когда лэутар играет мелодию, он интерпретирует ее заново. По этой причине музыка lăutărească сравнивается с джазовой музыкой. Lautar от Damian Draghici группы, который также играл джаз, сказал, что lăutărească музыка своего рода джаз.

Из-за того, что музыка lăutărească является импровизацией на определенных базовых принципах, ее сравнивают с другими музыкальными произведениями Дези, такими как Rāg. Иегуди Менухин считал музыку лаутари необходимым шагом на пути к Индии.

Музыка лэутари устанавливает структуру сложных румынских крестьянских свадеб, а также обеспечивает развлечение (не только музыку, но и фокусы, рассказы, дрессировку медведя и т. Д.) Во время менее событийных частей ритуала. Лэутары также функционировать в качестве руководства через свадебные обряды и умеренные любые конфликты, которые могут возникнуть во время того, что может быть долгим, алкоголь питаемой партии. В течение почти 48 часов это может быть очень физически напряженным.

В репертуаре лэутаров включает хор, sârba, brâul (высокий темп Hora), doiul, мелодии с Турецким полученными ритмами ( geamparaua, Breaza, rustemul, maneaua lăutărească, cadâneasca), Дойна, де ascultare (примерно "песня для прослушивания", его можно считать более сложной формой doina), cântecul bătranesc, călușul, ardeleana, corăgheasca, ardeleana, batuta

На юге Румынии музыка lăutărească имеет сельский и городской слои. Музыка городского lăutărească известна как городской фольклор или музыка Махала.

Следуя обычаю, почти наверняка восходящему, по крайней мере, к средневековью, большинство лэутари быстро тратят деньги за эти свадебные церемонии на расширенные банкеты для своих друзей и семей в течение нескольких дней сразу после свадьбы.

Инструменты, на которых часто играет лаутари
  • пан флейта (называемая «мускал», затем «най» на румынском языке) - вероятно, пришла с турками (и «мускал», и «най» - слова турецкого происхождения). Один из основных инструментов старого лаутари, сегодня он редко используется.
  • скрипка - всегда популярна среди лэутари.
  • против скрипки
  • контрабас - Хотя часто присутствуют в Тарафе, бас не получил много внимания со стороны лэутаров, потому что она не позволяет «mărunt» (виртуозные) играм.
  • cobza / lăuta - инструмент, похожий на лютню, но, вероятно, не связанный напрямую. Это либо прямой потомок уда, привезенный румынскими музыкантами, либо производный от украинского кобза. Как и у кобзы, у него короткая шея, и он используется в основном для ритмического сопровождения, но, как и у уда, у него нет ладов. Сегодня он практически исчез.
  • cimbalom (называемый «ambal» на румынском языке) - он заменил cobza / lăuta, имея больше возможностей.
  • аккордеон - очень популярен в современной латинской музыке.
  • кларнет - используется особенно в южной городской музыке lăutarească.
  • tárogató («тарагот» на румынском языке) - используется особенно в Банате, хотя сегодня саксофон в значительной степени заменил tárogató.
  • духовые инструменты - австрийское влияние, особенно используемое в Молдавии.

Лэутары редко используются перегоревшие инструменты, используемые в крестьянской музыке, из - за своих ограниченных возможностей, но были некоторые лэутары, которые использовали флейта ( «fluier») или волынка ( « Cimpoi »)

Сегодня лэутари также использовали множество электрических, электронных и электроакустических инструментов: различные клавиатуры (включая электронные аккордеоны), электрические и электроакустические гитары и басы и т. Д.

Влияние на Джорджа Энеску

Лаутари и их музыка оказали большое влияние на румынского композитора Джорджа Энеску. Его любовь к музыке началась, когда в детстве он услышал тараф лэутари во время поездки в Бельцэшти со своей матерью. Некоторые румынские музыковеды с трудом согласились с этим, пытаясь внушить мысль, что, должно быть, Энеску услышал в той поездке каких-то крестьянских музыкантов. Первые уроки музыки Энеску получил от лэутара по имени Николае (Лаэ) Чиору («Слепой Ник»), настоящее имя которого - Николае Филип. За свою жизнь он подружился со многими лэутари, у которых он научился их музыке. В отличие от Белы Бартока, который избегал цыганских лэутари и искал только крестьянскую музыку, Энеску не интересовал такой вид националистической аутентичности. Он черпал вдохновение как в крестьянской, так и в местной музыке (сельской и городской). Его первые композиции, « Поэма румэн» и « Румынские рапсодии № 1 и 2», были написаны с прямым цитированием отрывков из городской фольклорной музыки, что также придало им сильный турецкий / ближневосточный колорит. Этот аспект его музыки был настолько беременным, что немецкий критик ошибочно подумал, что Энеску сам был цыганом, услышав «Румынскую рапсодию».

Список известных музыкантов / групп, исполняющих музыку на лэутари

Полосы / тарафы

Большинство тарафов не имеют конкретного названия, но построены вокруг человека ( прима) или семьи. Большинство групп, у которых есть название, созданы на коммерческой основе. Вот несколько примеров:

Музыканты

Разнообразный
Смотрите также
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-08 04:19:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте