Polska Roma

редактировать

Польские рома - самая большая и одна из старейших этнолингвистической подгруппы цыган, проживающих в Польша, например. Некоторые польские рома также живут в Северной Америке, Швейцарии, Швеции, Великобритании и странах Европейского Союза <26.>. Термин «польские рома» является одновременно этнонимом группы и термином, используемым в академической литературе. По существу, он отличается от терминов «польские рома» или «рома в Польше», которые лучше обозначают более широкую часть населения рома в Польше. Польский этнограф Ежи Фицовский, писавший в 1950-х и 1960-х годах, использовал термин «польские низменные цыгане» (польский: Polscy Cyganie Nizinni) для обозначения той же группы, хотя эта терминология больше не имеет широкого распространения.

Содержание
  • 1 Культура
  • 2 История
    • 2.1 Истоки
    • 2.2 В Речи Посполитой
    • 2.3 Во время разделов Польши
    • 2.4 Межвоенная Польша
    • 2.5 Пораймос
    • 2.6 После Второй мировой войны
  • 3 Польские рома сегодня
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
Культура

Польские рома были кочевниками до двадцатого века. Они не ассимилировались ни в более широкое польское общество, ни в нецыганскую культуру других стран, где они живут. Фактически, они являются одной из самых традиционных цыганских групп. Единственным исключением из этого правила является то, что наиболее распространенные фамилии среди польских цыган являются типично польскими (например, Квятковский или Маевский) или иногда полонизированными немцами (например, Вайс или Шварц). Польские рома обычно очень строго интерпретировали цыганские культурные законы и обычаи. Однако некоторые культурные различия возникли внутри общины во время и после Второй мировой войны, потому что те польские цыгане, которые провели войну в районах, контролируемых Советским Союзом, смогли придерживаться ортодоксальной практики, в то время как те, кто находился под властью Германии. оккупация и угроза геноцида вынуждены были пойти на компромисс со строгостью своих традиций, чтобы выжить.

Они тесно связаны с Xaladitka Roma, или "Ruska Roma", которые эмигрировали в Речь Посполитую вместе с Polska Roma. Поскольку халадитки поселились в регионах современной Беларуси, на них больше повлияла русинская, а не польская культура.

История

Происхождение

Польские цыгане как особая этнолингвистическая группа, сформировавшаяся в XVI веке на западе Польши из беженцев-цыган, которые мигрировали в Речи Посполитой, чтобы избежать преследований цыган в Священной Римской империи. Миграция была результатом волны погромов, преследований и антицыганских законов на территории Германии, и это оказало глубокое влияние на культуру и язык польских цыган. По сравнению с другими группами рома, такими как цыгане бергитки (польские карпатские цыгане или польские горские цыгане по терминологии Фицовского), которые действительно прибыли в Польшу в начале 15 века, общины польских ромов более закрыты и закрыты. подозрительно относится к посторонним (Гаджо ), менее «ассимилирован» и более привязан к традиционной культуре рома. Их версия диалекта рома также включает в себя много немецких слов и идиом.

В Речи Посполитой

Между 16 и 18 веками Речи Посполитой, как и другие европейские государства, приняли антицыганское законодательство. Однако, в отличие от большинства европейских стран, эти законы редко соблюдались в значительной мере, потому что цыгане находили сильных защитников среди шляхты (польское дворянство) и доброжелательное пренебрежение. Польские дворяне, магнаты и землевладельцы высоко ценили традиционные ремесла цыган, такие как металлургия, земледелие и колесостроение, а также музыкальные навыки (которые стали стандартным атрибутом важных событий), польские рома обычно освобождались от феодальных ограничений, которые связывали польских крестьян с землей. Они могли свободно вести кочевой образ жизни в течение большей части года, если они прибывали в «родной город» в заранее определенные рыночные дни. В этом отношении польские цыгане занимали социальные слои выше, чем у польских крестьян и других цыганских групп населения, таких как карпатские цыгане (чья мобильность была ограничена).

Во многих крупных магнатах латифундиях общинам польских ромов также было дано право иметь «короля », избранного для представления их интересов в юридических спорах с посторонними.. Однако со временем офис стал источником коррупции. В XVIII и XIX веках людей часто выбирали вне своей группы, и они стремились преследовать личные, а не общественные интересы.

Дополнительные антицыганские законы были приняты в Польше и Литве, когда Август Сильный, курфюрст Саксонии, был избран королем Польши в 1697 году. В Саксонии, как и в большинстве немецких земель того времени, существовало очень строгое антицыганское законодательство (цыганские мужчины должны были быть убиты на месте, часто с оплатой за уши, а цыганские женщины и дети были обезображены, заклеймены и изгнаны) и после инаугурации Августа некоторые из этих законов были переданы Содружеству наций. Тем не менее, было проведено различие между законами, применимыми в Саксонии, где родился Август, и собственно Содружеством, где самые суровые меры были смягчены денежными штрафами или просто мягким пренебрежением к местным властям.

Незадолго до Разделы Польши, польские рома, как и другие классы, не принадлежащие к шляхте, получили полное гражданство в соответствии с Конституцией от 3 мая. Однако эти привилегии были потеряны с разделами, и польские рома были вынуждены вернуться в рабский статус иностранными державами (Австрия, Пруссия, Россия).

Во время польских разделов

После разделов Польши преследование польских цыган стало более жестоким, особенно в русском разделе. В результате численность группы уменьшилась, в какой-то момент упав до 1000 человек в рамках Конгресс Польши. Другой причиной общего упадка было то, что в пределах прусского раздела часть группы под влиянием немецкой культуры выработала идентичность, отличную от таковой других польских цыган, и впоследствии стала цыганами-саситками. Наконец, в XIX веке на территории бывшего Речи Посполитой произошел приток других ромов, в частности, Кальдераш и Ловари. Эти группы экономически конкурировали с польскими рома в рамках их традиционных ремесел и во многих местах успешно вытесняли их с точки зрения занятости.

Межвоенная Польша

После восстановления независимости Польши польские власти, как правило, признавали калдераш в качестве общих представителей цыганского населения в стране.. Следовательно, «цыганские короли» в этот период выбирались из числа кальдерашей, и политика в целом отражала интересы этой группы, часто за счет польских цыган. Как и большинство других подгрупп цыган в Польше, которые не были Кальдерашами, последние не признавали авторитет этих представителей и делали все возможное, чтобы игнорировать или обходить его.

Пораймос

Ромские женщины в Люблинском гетто, 1940

После Вторжение Германии и оккупация Польши нацисты осуществили запланированный геноцид цыганского населения как часть окончательного решения. Польские рома, как и другие группы ромов в Польше, сильно пострадали. Как правило, в то время как других цыган обычно помещали в гетто, а затем отправляли в нацистские концентрационные лагеря, немецкие СС обычно убивали польских цыган (а также бергитских цыган) в массовых казнях в лесах и укромных местах (например, в Щуровой резне ).

После Второй мировой войны

цыганские девушки недалеко от Конина, 1970

Хотя до Второй мировой войны небольшая часть польских цыган вела оседлый образ жизни, большинство из них продолжали традиционный кочевой образ жизни. В отличие от ловариев и калдерашей, которые часто совершали межнациональные путешествия по Европе, польские рома, как правило, оставались в пределах межвоенной Польши или соседних стран.

Однако после войны коммунистическое правительство Народной Польши провело политику, направленную на «расселение» рома, пережившего Холокост. Первоначально это принимало форму финансовых стимулов, включая бесплатное жилье и «фонды поселений», но поскольку эта политика не достигла целей, на которые надеялись коммунистические власти, к концу 1950-х годов политика превратилась в политику принудительных поселений и прямых запретов. против «кочевого» образа жизни. Все польские цыгане должны были зарегистрироваться, "бродяжничество" было объявлено вне закона, а родители цыган часто попадали в тюрьму, если их дети не посещали одну и ту же школу в течение года (что было невозможно в контексте кочевого образа жизни). Эта принудительная политика привела к тому, что около 80% ранее кочевых цыган стали оседлыми, в то время как часть оставшихся ушли в подполье. Тем не менее, другие эмигрировали за границу.

Поэт польских цыган Папуша (Бронислава Вайс) приобрел национальную известность в этот период, как и ее племянник Эдвард Дембицки.

Польские цыгане сегодня
Эдвард Дембицкий с цыганской музыкальной группой Terno в Гожув-Велькопольском в 2007 году.

В настоящее время польские цыгане живут в основном на юго-востоке Польши, в районе Новы-Сонч, в Подхале и Спиш.

В июне 1991 г. произошел бунт в Млаве, который представлял собой серию насильственных инцидентов против польских цыган, которые вспыхнули после того, как один поляк был убит, а другой поляк был убит. получил непоправимый ущерб, когда подросток-рома на пешеходном переходе врезался в трех этнических поляков, убив одного, а затем покинул место происшествия. После аварии бунтующая толпа напала на зажиточные цыганские поселения в польском городе Млава. И начальник полиции Млавы, и исследователи-социологи Варшавского университета заявили, что погром произошел в первую очередь из-за классовой зависти (некоторые цыгане разбогатели на торговле золотом и автомобилями). В то время мэр города, а также цыгане и другие жители заявили, что инцидент был главным образом мотивирован расовой почвой.

Во время освещения беспорядков произошло изменение этнических стереотипов про цыган в Польше упоминалось: цыган больше не бедный, грязный или веселый. Они также не просят и не притворяются скромными. В наши дни цыган водит престижную машину, живет в шикарном особняке, щеголяет своим богатством, хвастается, что местные власти и полиция получают зарплату, и поэтому он никого не боится. При этом он по-прежнему аферист, вор, аферист, уклонист от военной службы и имеющий легальную, достойную работу. Негативные «метастереотипы» - или собственное восприятие цыганами стереотипов, которые члены доминирующих групп придерживаются о своей собственной группе - были описаны Обществом польских цыган в попытке интенсифицировать диалог об исключительности.

См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 10:23:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте