Бояре Валахии и Молдавии

редактировать
Ворнич Шербан Грэдиштяну в калпаке, указание на его боярское звание Боярское звание жена; рисунок 1729 г.

бояре Валахии и Молдавии были дворянством Дунайских княжеств Валахии и Молдавии. Титул был либо унаследован, либо предоставлен Господаром, часто вместе с административной функцией. Бояре обладали значительной политической властью в княжествах и до эры фанариотов они избирали хосподара. Таким образом, до XIX века система колебалась между олигархией и автократией с властью, сосредоточенной в руках господара.

Содержание

  • 1 Истоки
  • 2 Феодальная эпоха
  • 3 Эпоха фанариотов
  • 4 Раннее Новое время
  • 5 Революция 1848 года
  • 6 Современная Румыния
  • 7 Наследие
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Происхождение

В средние века румыны жили в автономных сообществах, называемых obște, которые смешивали частную и общую собственность, используя систему открытого поля. Частное владение землей получило распространение в XIV и XV веках, что привело к разногласиям внутри общества по расслоению членов общины.

Имя «бояр» (boier на румынском языке; институт называемый boierie) был заимствован у славян, с которыми румыны были в тесных отношениях в раннем средневековье.

Создание феодальных владений, в которых помещики были известны как бояр, в основном через систему даний («пожертвований»): господари отдавали целые села военным служащим, узурпируя право собственности обте. К 16 веку многие из еще свободных деревень были насильно захвачены боярами, а некоторые люди были вынуждены согласиться стать крепостными (см. Крепостное право в Валахии и Молдавии ) из-за голод, нашествия, высокие налоги, долги, что еще больше ухудшило экономическое положение свободных крестьян.

Помимо придворных бояр и военной элиты, некоторые бояре («сельские бояре») возникли из деревень., когда предводитель обте (обычно называвшийся князь ) присягнул на верность господару и стал помещиком села.

Феодальная эпоха

Господар считался хозяином села. верховный правитель земли, и он получал земельную ренту от крестьян, которые также должны были платить ренту боярину, владевшему землей. Бояре обычно освобождались от налогов и ренты господару. Бояре имели право на ренту, которая составляла процент от продукции крестьян (первоначально одна десятая, отсюда и название - диджма), в дополнение к количеству дней неоплачиваемого труда (барщина, в местном масштабе известная как clacă или robotă).

Однако не все помещики, владевшие деревнями, были боярами, существовал другой класс помещиков без боярского титула, называемый cneji или judeci в Валахии и nemeși в Молдавии. Однако они не были освобождены от налогов, как бояре. Высшие бояре (известные как властелины в Валахии) должны были снабдить хосподара количеством воинов, пропорциональным количеству деревень, которыми они владели.

Некоторые бояре были придворными чиновниками, а служба была называли дрэгэториями, а другие были боярами без функции. Важные должности при дворе, которые занимали бояре, включали вестье (казначей ), стольнич (пантлер), ворник (консьерж ) и логофэт (канцлер ). В то время как раньше придворные чиновники не играли важной роли и часто они даже не были боярами, со временем бояре стали желать функций, чтобы участвовать в управлении страной, а также получать доходы, соответствующие каждой функции.

Хотя в румынской историографии эту эпоху часто называют «феодальной», между статусом западных феодалов и статусом румынских бояр существовали некоторые существенные различия. В то время как иерархия существовала в Валахии и Молдавии, как и на Западе, баланс сил был направлен в сторону господара, у которого все были подданными и который имел власть понижать в должности даже самого богатого боярина, конфисковать его богатство или даже обезглавить его. Однако власть для избрания господара принадлежала великим боярским семьям, которые объединялись в группы и союзы, что часто приводило к беспорядкам и нестабильности.

Хосподар Николай Мавроген и боярский совет

Эпоха фанариотов

Боярин Иордаче Филипеску, одетый в боярскую моду фанариотов, сидит на диване

После установления режима фанариотов в Молдавии (1711 г.) и Валахии (1716 г.) многие из боярского сословия были сделаны из константинопольских греков, которые принадлежали к фанариотам клиентами, которые стали чиновниками и были ассимилированы с боярами или местными жителями, купившими их титулы. Приезжая в Бухарест или Яссы, новые господа-фанариоты приезжали с греческой свитой, которой давали самые важные официальные должности; многие из этих греков женились на местных боярских семьях. Чтобы упрочить свое положение в сословии валашских и молдавских бояр, чиновникам было разрешено сохранить свой боярский титул после окончания срока их полномочий.

Официальные функции, которые традиционно давались на год, часто были покупается за деньги в качестве инвестиции, поскольку эта функция часто дает взамен большие доходы. Хотя официальные функции часто возлагались как на румын, так и на греков, было исключение: на протяжении всей эпохи фанариотов казначеями были в основном местные бояре, поскольку они были более компетентны в сборе налогов. Когда потомки боярина не могли получить даже самую низкую функцию, они становились «падшими боярами» (мазили), которые, тем не менее, сохранили некоторые фискальные привилегии.

Многие из вновь пожалованных местных бояр были богатыми купцами. которые платили, чтобы стать боярами, в некоторых случаях они были даже вынуждены господарами стать боярами (и, таким образом, заплатить господару определенную сумму). Княжеские дворы Бухареста и Яссы вели реестры титулов, которые включали список всех бояр (известных как). Поскольку господар хотел максимизировать свой доход, в его интересах было создать как можно больше бояр (и получать от каждого деньги), что привело к увеличению числа бояр.

Экономическая основа класс бояр был землевладением: к 18 веку им принадлежало более половины земель Валахии и Молдавии. Например, по молдавской переписи 1803 года из 1711 деревень и торговых городков боярам принадлежало 927 из них. Процесс, начавшийся в феодальную эпоху, когда бояре отбирали собственность у свободных крестьян, продолжался и ускорялся в этот период.

Бояре носили костюмы, похожие на костюмы турецкой знати, с той разницей, что вместо тюрбан, большинство из них носило очень большой калпак. Представительницы боярского сословия также носили костюмы в турецком стиле. Многие бояре тратили большие суммы денег на демонстративное потребление, особенно на роскошную одежду, а также на экипажи, украшения и мебель. Роскошь боярской жизни сильно контрастировала не только с убожеством румынских деревень, но и с общим видом столиц, и этот контраст поражал иностранцев, посещавших княжества. В первом десятилетии XIX века женщины из боярского сословия начали перенимать западную моду: в июле 1806 года жена господара в Яссах Сафта Испиланти приняла жену французского консула, одетую по французской моде.. Бояре мужского пола, однако, не меняли свой костюм в соответствии с западной модой примерно до 1840-х годов.

Переход в сторону Западной Европы означал, что бояре переняли западные нравы, и расходы на роскошь увеличились. В то время как более крупные бояре могли позволить себе эти расходы за счет интенсификации эксплуатации своих владений (и крестьян, работающих на них), многие более мелкие бояре были разорены ими.

Раннее современное

Общественное собрание бояр, 1837

Революция 1848 года

Сожжение Regulamentul Organic и реестра боярских чинов во время революции 1848 года

Современная Румыния

Начиная с середины 19 века, слово «боярин» стало терять значение «дворян» и означать просто «крупный помещик». Конституция Кузы (известная как Статут) 1864 г. лишила бояр законных привилегий, и чины официально исчезли, но благодаря своему богатству они сохранили свое экономическое и политическое влияние, особенно благодаря избирательной системе избирательного права по переписи. Некоторые из низших бояр примкнули к буржуазии, занимавшейся торговлей и промышленностью.

Около 2000 крупных землевладельцев владели более 3 млн га или около 38% всей пашни. Большинство этих бояр больше не принимали участия в управлении своими имениями, а жили в Бухаресте или в Западной Европе (особенно во Франции, Италии и Швейцарии). Они сдали свои имения за фиксированную сумму арендаторам. Многие бояре оказались в затруднительном финансовом положении; многие из их имений были заложены. Отсутствие интереса к сельскому хозяйству и их владениям привело к распаду боярского сословия.

Наследие

Движение, окружающее журнал Sămănătorul, оплакивало исчезновение боярского сословия., при этом не аргументируя их возвращение. Историк Николае Йорга видел в системе не эгоистичную эксплуатацию крестьян боярами, а скорее как рудиментарную демократию. На другой стороне политического спектра мыслитель-марксист Константин Доброджану-Гера считал, что реформы не зашли достаточно далеко, утверждая, что положение крестьян было неокрепостничеством.

Примечания

Литература

  • В. Костэчел, П. П. Панайтеску, А. Казаку. (1957) Viața feudală în ara Românească și Moldova (secolele XIV – XVI) («Феодальная жизнь на румынской и молдавской земле (14–16 вв.)», Бухарест, Editura Științifică
  • Штефан Ионеску, Bucuretia fanarioților («Бухарест во времена фанариотов»), Editura Dacia, Cluj, 1974.
  • Neagu Djuvara, ntre Orient și Occident. ările române la începutul epocii moderne, Humanitas, Bucharest, 2009. ISBN 978-973-50-2490-1
  • Кейт Хитчинс, Румыния: 1866–1947, Oxford University Press, 1994

Внешние ссылки

На сайте Wikimedia Commons есть СМИ, относящиеся к румынским боярам.

.

Последняя правка сделана 2021-05-13 08:47:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте