Экономическая география - это подполе географии человека, изучающее экономическую деятельность. Его также можно рассматривать в качестве подполя или метода в экономике.
Экономическая география использует множество подходов ко многим различным темам, включая расположение отраслей, экономику агломерации (также известную как «связи "), транспорт, международная торговля, девелопмент, недвижимость, джентрификация, этническая экономика, гендерная экономика, основные- теория периферии, экономика городской формы, взаимосвязь между окружающей средой и экономикой (связанная с долгой историей географов, изучающих взаимодействие культуры и окружающей среды) и глобализация.
Есть разные методологические подходы. Неоклассические теоретики местоположения, следуя традициям Альфреда Вебера, обычно сосредотачиваются на промышленном размещении и используют количественные методы. С 1970-х годов две широкие реакции на неоклассические подходы существенно изменили дисциплину: марксистская политическая экономия, выросшая из работ Дэвида Харви ; и новая экономическая география, которая учитывает социальные, культурные и институциональные факторы пространственной экономики.
Такие экономисты, как Пол Кругман и Джеффри Сакс, также проанализировали многие черты, связанные с экономической географией. Кругман назвал свое применение пространственного мышления к теории международной торговли «новой экономической географией», которая напрямую конкурирует с подходом в рамках географической дисциплины, которую также называют «новой экономической географией». В качестве альтернативы было предложено название географическая экономика.
Ранние подходы к экономической географии можно найти в семь китайских карт государства Цинь, датируемых 4 веком до нашей эры, и в «Географике» греческого географа Страбона, составленных почти 2000 лет назад. По мере развития картографии географы осветили многие аспекты, используемые сегодня в этой области; Карты, созданные различными европейскими державами, описывают ресурсы, которые могут быть найдены на территориях Америки, Африки и Азии. Самые ранние путевые журналы включали описания коренных народов, климата, ландшафта и продуктивности различных мест. Эти ранние отчеты способствовали развитию моделей трансконтинентальной торговли и открыли эру меркантилизма.
Вторая мировая война способствовала популяризации географических знаний в целом, а послевоенное восстановление экономики и развитие способствовали росту экономической географии. как дисциплина. В период популярности экологического детерминизма Элсворт Хантингтон и его теория климатического детерминизма, подвергавшаяся впоследствии резкой критике, оказали заметное влияние на эту область. Ценный вклад внесли и такие теоретики локации, как Иоганн Генрих фон Тюнен или Альфред Вебер. К другим влиятельным теориям относятся Уолтер Кристаллер Теория центрального места, теория ядра и периферии
Статья Фреда К. Шефера «Исключительность в географии: A Методологическая экспертиза », опубликованная в американском журнале Annals of the Association of American Geographers, и его критика регионализма оказали большое влияние на эту область: статья стала объединяющим фактором для молодого поколения экономических географов. которые были полны решимости заново изобрести эту дисциплину как науку, и количественные методы стали преобладать в исследованиях. К известным экономическим географам этого периода относятся Уильям Гаррисон, Брайан Берри, Уолдо Тоблер, Питер Хаггетт и Уильям Бандж..
Современные экономисты-географы обычно специализируются в таких областях, как теория местоположения и пространственный анализ (с помощью географических информационных систем ), исследования рынка, география. транспорта, оценка цен на недвижимость, региональное и глобальное развитие, планирование, география Интернета, инновации, социальные сети.
Поскольку экономическая география очень широка При этом экономическая география использует множество различных методологий при изучении экономических явлений в мире, некоторые различные подходы к изучению со временем эволюционировали:
Экономическая география иногда бывает рассматривается как раздел антропогеографии, который фокусируется на региональных системах хозяйственной деятельности человека. Альтернативное описание различных подходов к изучению экономической деятельности человека может быть организовано на основе пространственно-временного анализа, анализа производства / потребления экономических объектов и анализа экономических потоков. Пространственно-временные системы анализа включают экономическую деятельность региона, смешанные социальные пространства и развитие.
В качестве альтернативы, анализ может быть сосредоточен на производстве, обмене, распределении и потреблении предметов экономической деятельности. Допуская изменение параметров пространства-времени и объекта, географ может также исследовать материальный поток, товарный поток, поток населения и информационный поток из различных частей системы экономической деятельности. Благодаря анализу потоков и производства промышленные районы, сельские и городские жилые районы, транспортные объекты, объекты коммерческих услуг, а также финансовые и другие экономические центры объединяются в систему экономической деятельности.
Тематически экономическую географию можно разделить на следующие субдисциплины:
Традиционно считается отраслью экономической географии, которая исследует те части земной поверхности. которые трансформируются людьми в результате деятельности первичного сектора. Таким образом, он фокусируется на структурах сельскохозяйственных ландшафтов и спрашивает о процессах, которые приводят к этим пространственным структурам. Хотя большинство исследований в этой области сосредоточено скорее на производстве, чем на потреблении [1], можно провести различие между номотетическими (например, распределение пространственных моделей и процессов сельского хозяйства) и идиографическими исследованиями (например, взаимодействие человека и окружающей среды и формирование сельскохозяйственных ландшафтов).. Последний подход сельскохозяйственной географии часто применяется в региональной географии.
Эти области изучения могут пересекаются с другими географическими науками.
Как правило, экономисты, интересующиеся пространством, изучают влияние космоса на экономику. Географов же интересует влияние экономических процессов на пространственные структуры.
Более того, экономисты и экономисты-географы по-разному подходят к пространственно-экономическим проблемам в своих методах. Экономический географ часто применяет более целостный подход к анализу экономических явлений, который заключается в концептуализации проблемы с точки зрения пространства, места и масштаба, а также открытой экономической проблемы, которая изучается. Экономистский подход, по мнению некоторых экономистов-географов, имеет главный недостаток - гомогенизацию экономического мира способами, которых экономисты-географы пытаются избежать.
Отрасли имеют разные модели экономической географии. Добывающая промышленность, как правило, сосредоточена вокруг своих конкретных природных ресурсов. В Норвегии, например, большинство рабочих мест в нефтяной отрасли приходится на один избирательный округ. Отрасли промышленности являются географически сконцентрированными, если им не нужно быть рядом со своими конечными потребителями, например, концентрация автомобильной промышленности в Детройте, США. Сельское хозяйство также имеет тенденцию к концентрации. Отрасли являются географически рассредоточенными, если им необходимо быть ближе к своим конечным потребителям, например, парикмахерские, рестораны и индустрия гостеприимства.
С подъемом новой экономики, экономическое неравенство увеличивается в пространстве. Новая экономика, в целом характеризуемая глобализацией, все более широким использованием информационных и коммуникационных технологий, ростом интеллектуальных товаров и феминизацией, позволила экономическим географам изучить социальные и пространственные разделения, вызванные ростом Новой экономики, включая появление цифровых технологий. Разделить.
Новые экономические регионы состоят в основном из секторов экономики, основанных на услугах, которые используют инновационные технологии, например, в отраслях, где люди полагаются на компьютеры и Интернет. В их рамках происходит переход от производственной экономики к цифровой экономике. В этих секторах конкуренция делает технологические изменения устойчивыми. Эти высокотехнологичные секторы в значительной степени полагаются на межличностные отношения и доверие, поскольку разработка таких вещей, как программное обеспечение, сильно отличается от других видов промышленного производства - это требует интенсивного сотрудничества между множеством разных людей, а также использования неявных знаний. В результате того, что сотрудничество становится необходимостью, в высокотехнологичной новой экономике происходит объединение многих фирм.
Согласно работам Дайан Перрон в англо-американской литературе, новая экономика состоит из двух различных типов. Новая экономическая география 1 (NEG1) характеризуется сложным пространственным моделированием. Он пытается объяснить неравномерное развитие и появление промышленных кластеров. Это достигается за счет изучения взаимосвязей между центростремительными и центробежными силами, особенно эффекта масштаба.
Новая экономическая география 2 (NEG2) также пытается объяснить кажущееся парадоксальным появление промышленных кластеров в современном контексте, однако подчеркивает реляционные, социальные и контекстные аспекты экономического поведения, особенно важность неявного знания.. Основное различие между этими двумя типами заключается в акценте NEG2 на аспектах экономического поведения, которые NEG1 считает нематериальными.
Обе новые экономические географии признают транспортные издержки, важность знаний в новой экономике, возможные эффекты внешних факторов и эндогенные процессы, которые приводят к увеличению производительности. Эти двое также разделяют акцент на фирме как на наиболее важном подразделении и на росте, а не на развитии регионов. В результате фактическому влиянию кластеров на регион уделяется гораздо меньше внимания, чем сосредоточению внимания на кластеризации связанных видов деятельности в регионе.
Однако сосредоточение внимания на фирме как на главном значимом субъекте мешает обсуждению новой экономической географии. Это ограничивает обсуждение в национальном и глобальном контексте и ограничивает его контекстом меньшего масштаба. Это также накладывает ограничения на характер деятельности фирмы и ее положение в глобальной цепочке создания стоимости. Дальнейшая работа, проделанная Бьорном Асхаймом (2001) и Гернотом Грабхером (2002), бросает вызов идее фирмы с помощью подходов к исследованию действий и картирования организационных форм и их взаимосвязей. Короче говоря, фокус на фирме в новых экономических географических регионах недооценен в NEG1 и недостаточно контекстуализирован в NEG2, что ограничивает обсуждение его влияния на пространственное экономическое развитие.
Пространственные разделения внутри этих возникающих новых экономических географических регионов проявляются в форме цифрового разрыва, поскольку регионы привлекают талантливых работников вместо развития навыков на местном уровне (см. Creative Class для дальнейшего чтения). Несмотря на растущую взаимосвязь за счет развития информационных коммуникационных технологий, современный мир по-прежнему определяется его расширяющимся социальным и пространственным разделением, большинство из которых все более гендерно. Дэнни Куа объясняет эти пространственные разделения через характеристики интеллектуальных товаров в Новой экономике: товары, определяемые их бесконечной расширяемостью, невесомостью и неконкуренцией. Социальное разделение выражается через новую пространственную сегрегацию, которая иллюстрирует пространственную сортировку по доходу, этнической принадлежности, способностям, потребностям и предпочтениям в образе жизни. Сегрегация в сфере занятости подтверждается чрезмерной представленностью женщин и этнических меньшинств на низкооплачиваемых должностях в секторе услуг. Эти разногласия в новой экономике преодолеть гораздо труднее из-за небольшого количества четких путей перехода к более высококвалифицированной работе.
Викискладе есть средства массовой информации, относящиеся к экономической географии. |