Сергей Нечаев

редактировать
Нечаев Сергей Геннадьевич
Сергей Геннадиевич Нечаев
Старший Nechayev.jpg
РодилсяНечаев Сергей Геннадьевич. (1847 -10-02) 2 октября 1847 г.. Иваново, Владимирская губерния, Российская Империя
Умер21 ноября или 3 декабря 1882 г. (35 лет). Св. Петербург, Российская Империя
НациональностьРусский
Известен
ДвижениеРусское нигилистическое движение

Сергей Геннадьевич Нечаев (русский : Серге́й Генна́диевич Неча́ев) (2 октября 1847 г. - 21 ноября или 3 декабря 1882 г.) был русским социалистическим революционером и видным деятелем русского нигилистического движения., известный своим целеустремленным стремлением к революции любыми средствами, включая терроризм. Он был автором радикального Катехизиса революционера.

. Нечаев бежал из России в 1869 году после причастности к убийству бывшего товарища. Из-за сложных отношений с другими революционерами он был исключен из Международной ассоциации рабочих. Арестованный в Швейцарии в 1872 году, он был экстрадирован обратно в Россию, где получил двадцатилетний срок и умер в тюрьме.

Персонаж Петра Верховенского в антинигилистическом романе Федора Достоевского Демоны основан на Нечаеве. Нечаева часто называют «большевиком перед большевиками », а многих других русских революционеров их оппоненты обвиняли в Нечаевщине. Этот термин ассоциировался с авторитаризмом, радикализмом и сектантством во времена, предшествовавшие русской революции 1917 года.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь в России
  • 2 Женевские изгнанники
  • 3 Катехизис революционера
  • 4 Возвращение в Россию
  • 5 Крушение
  • 6 Влияние
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Ранняя жизнь в России

Дом, в котором родился Нечаев и прожил до 1862 г.

Нечаев родился в Иваново, тогда еще небольшом текстильном городке, в семье бедных родителей - его отец был официантом и расписным мастером. Его мать умерла, когда ему было восемь лет. Его отец снова женился и родил еще двоих сыновей. Они жили в трехкомнатном доме с двумя его сестрами, бабушкой и дедушкой. Это были бывшие крепостные, перебравшиеся в Иваново. В юности он уже осознал социальное неравенство и обиделся на местную знать. В возрасте 10 лет он изучил ремесло своего отца - ожидание на банкетах и ​​рисование вывесок. Его отец устроил его мальчиком на побегушках на фабрике, но он отказался от работы слугой. Его семья платила за хороших репетиторов, которые учили его латыни, немецкому, французскому, истории, математике и риторике.

Нечаев в 1865 году

В 18 лет Нечаев переехал в Москву, где работал у историка. Михаил Погодин. Через год он переехал в Санкт-Петербург, сдал учительский экзамен и начал преподавать в приходской школе. С сентября 1868 г. Нечаев слушал лекции в Петербургском университете в качестве вольнослушателя (не был принят) и познакомился с подрывной русской литературой декабристов, Петрашевский кружок и Михаил Бакунин среди прочих, а также растущие студенческие волнения в университете. Говорят даже, что Нечаев спал на голом дереве и питался черным хлебом, подражая Рахметову, революционеру-подвижнику из романа Николая Чернышевского Что делать?.

Вдохновленный неудавшимся покушением на царя со стороны Дмитрия Каракозова, Нечаев участвовал в студенческой деятельности 1868–1869 годов, возглавив радикал меньшинство с Петром Ткачевым и другими. Нечаев принимал участие в разработке «Программы революционных действий» этого студенческого движения, конечной целью которой позднее была названа социальная революция. В программе также были предложены способы создания революционной организации и ведения подрывной деятельности. В частности, программа предполагала составление Катехизиса революционера, которым прославился Нечаев.

В декабре 1868 года Нечаев познакомился с Верой Засулич (которая в 1878 году собиралась совершить покушение на генерала Фёдора Трепова, губернатора Санкт-Петербурга) на собрании учителей.. Он попросил ее прийти к нему в школу, где он проводил чтения революционных брошюр при свечах. Во время чтения он кладет на стол фотографии Максимилиана Робеспьера и Луи Антуана де Сен-Жюста. На этих собраниях он замышлял убийство царя Александра II в 9-ю годовщину отмены крепостного права. Последнее из этих студенческих собраний произошло 28 января 1869 года, когда Нечаев подал петицию, призывающую к свободе собраний для студентов. Два дня спустя он передал его в полицию, намереваясь радикализировать студентов через тюрьму и ссылку.

Женевские ссыльные

В январе 1869 года Нечаев распространил ложные слухи о своем аресте в Санкт-Петербурге. затем уехал в Москву перед отъездом за границу. Он пытался уговорить Веру Засулич эмигрировать с ним, признавшись в любви к ней, но она отказалась. Он отправил ей письмо, в котором утверждал, что был арестован. В Женеве, Швейцария он представил себя представителем революционного комитета, который бежал из Петропавловской крепости и победил доверие революционера в изгнании Михаила Бакунина (который называл его «мой мальчик») и его друга и соратника Николая Огарева. Бакунин видел в Нечаеве подлинный голос русской молодежи, которую считал «самой революционной в мире». Он сохранял это идеализированное видение еще долго после того, как его связь с Нечаевым стала для него разрушительной. По предложению Бакунина Огарев посвятил Нечаеву стихотворение «Студент»:

Моему юному другу Нечаеву. Он был рожден несчастной судьбой. И учился в тяжелой школе,. И претерпевал бесконечные муки. В годы непрекращающегося труда.. Но с течением времени. Его любовь к народу становилась все сильнее. И все сильнее его жажда общего блага. Жажда улучшить судьбу человека.

Нечаев, Бакунин и Огарев организовали пропагандистскую кампанию подрывных материалов для отправки в Россию, финансируемую Огаревым из так называемого Бахметьевского фонда, предназначавшегося для субсидирования революционного деятельность. Александр Герцен не любил фанатизм Нечаева и решительно выступал против кампании, полагая, что Нечаев побуждает Бакунина к более радикальной риторике. Однако Герцен уступил и передал Нечаеву большую часть фонда, который он должен был передать России для мобилизации поддержки революции. У Нечаева был список из 387 человек, которым было отправлено 560 пакетов листовок для распространения с апреля по август 1869 года. Идея заключалась в том, что активистов поймают, накажут и радикализируют. Среди этих людей был Засулич, получивший пять лет ссылки из-за грубо закодированного письма Нечаева.

Катехизис революционера

В конце весны 1869 года Нечаев написал Катехизис революционера, программу «беспощадного уничтожения» общества и государства. Главный принцип революционного катехизиса - цель оправдывает средства - стал лозунгом Нечаева на протяжении всей его революционной карьеры. Он видел безжалостную безнравственность в стремлении церкви и государства к полному контролю и считал, что борьба с ними должна поэтому вестись любыми необходимыми средствами, с непоколебимым упором на их уничтожение. Индивидуальное «я» должно быть подчинено более великой цели своего рода духовного аскетизма, который для Нечаева был гораздо больше, чем просто теория, но руководящим принципом, по которому он жил своей жизнью, утверждая:

Революционер - обреченный человек. У него нет личных интересов, дел, чувств, связей, собственности и даже собственного имени. Все его существо поглощено одной целью, одной мыслью, одной страстью - революцией. Сердцем и душой, не только словом, но и делом, он разорвал все связи с общественным порядком и со всем цивилизованным миром; с законами, хорошими манерами, условностями и моралью этого мира. Он является ее безжалостным врагом и продолжает населять ее с единственной целью - уничтожить... Революционер «должен проникнуть во все социальные образования, включая полицию. Он должен эксплуатировать богатых и влиятельных людей, подчиняя их себе. Он должен усугубить страдания простых людей, чтобы истощить их терпение и побудить их к восстанию. И, наконец, он должен объединиться с диким словом жестокого преступника, единственного настоящего революционера в России ».

Книга должна была повлиять на поколения радикалов и была переиздана Партией Черной Пантеры в 1969 году, через сто лет после ее первоначальной публикации. Это также повлияло на формирование боевиков красных бригад в Италии в том же году.

Возвращение в Россию

Незаконно покинув Россию, Нечаев был вынужден тайком вернуться в Москву через Румыния в августе 1869 г. с помощью подпольных контактов Бакунина. По дороге он встретил Христо Ботева, болгарского революционера. В Москве он вел аскетичный образ жизни, тратя средства только на политическую деятельность. Он притворился доверенным лицом российского отделения Всемирного революционного союза, которого не существовало, и создал филиал тайного общества под названием «Общество народных репрессий» (русский : Общество народной расправы, романизированный : Общество народной расправы), который издавал журнал People's Reprisal (русский : Народная расправа, романизированный : Народная расправа). Он утверждал, что общество существует уже довольно давно во всех уголках России. Он горячо говорил студентам-диссидентам о необходимости организовываться. Марксист писатель Вера Засулич (чья сестра Александра приютила его в Москве) вспоминает, что когда она впервые встретила Нечаева, он сразу же попытался завербовать ее:

Нечаев начал рассказывать мне свои планы за проведение революции в России в ближайшее время. Я чувствовал себя ужасно: мне было очень больно говорить: «Это маловероятно», «Я не знаю об этом». Я видел, что он настроен очень серьезно, что это не пустая болтовня о революции. Он мог и будет действовать - разве он не был главой студентов? [...] Я не мог представить себе большего удовольствия, чем служение революции. Я осмелился только мечтать об этом, а теперь он говорил, что хочет меня завербовать. [...] А что я знал о «народе»? Я знал только крепостных из Биаколово и членов своего ткацкого коллектива, а он сам был рабочим по происхождению.

Многие были впечатлены молодым пролетарием и присоединились к группе. Однако и без того фанатичный Нечаев, похоже, стал более недоверчивым к окружающим его людям, даже объявляя Бакунина доктринером, «праздно бегая по устам и по бумаге». Член «Народной расправы» И. И. Иванов не согласился с Нечаевым по поводу распространения пропаганды и покинул группу. 21 ноября 1869 года Нечаев и несколько товарищей избили, задушили и застрелили Иванова, спрятав тело в озере через дыру во льду.

Вскоре тело нашли и арестовали некоторых из его коллег, но Нечаев избежал ареста и в конце ноября уехал в Санкт-Петербург, где пытался продолжить свою деятельность по созданию подпольного общества. 15 декабря 1869 года он бежал из страны, направляясь обратно в Женеву. Этот инцидент был беллетризован писателем Федором Достоевским в его антинигилистическом романе Бесы (опубликованном через три года), в котором персонаж Петра Степановича Верховенского основан на Нечаеве.

Падение

Бакунин и Огарев обняли Нечаева по его возвращении в Швейцарию в январе 1870 года, при этом Бакунин писал: «Я так прыгнул от радости, что чуть не разбил потолок своей старой головой!». Вскоре после их воссоединения Герцен умер (21 января 1870 г.), и Нечаев получил большой фонд из его личного состояния для продолжения его политической деятельности. Нечаев издал ряд прокламаций, направленных на разные слои русского населения. Вместе с Огаревым издавал журнал Колокол (апрель – май 1870 г., номера с 1 по 6). В статье «Основы будущего общественного строя», опубликованной в «Народной репрессии» (1870, № 2), Нечаев поделился своим видением социалистического строя, который Карл Маркс и Фридрих Энгельс позже назовет казарменным коммунизмом..

Нечаев подозрительно относится к своим товарищам и начал воровать письма и личные документы, которыми в случае необходимости шантажировал Бакунина и его товарищей по ссылке. Он заручился помощью дочери Герцена Натали. Хотя явно не порывая с Нечаевым, Бакунин упрекнул Нечаева в его двуличности, сказав: «Ложь, хитрость [и] запутывание [являются] необходимыми и чудесными средствами для деморализации и уничтожения врага, хотя, безусловно, не являются полезным средством получения и привлечение новых друзей ». Бакунин тогда пригрозил Нечаеву разорвать с ним отношения, написав:

По вашему мнению, вы ближе к иезуитам, чем к нам. Вы фанатик. В этом ваша огромная и особенная сила. Но в то же время это ваша слепота, а слепота - великая и смертельная слабость; слепая энергия ошибается и спотыкается, и чем она мощнее, тем неизбежнее и серьезнее грубые ошибки. Вы страдаете от огромного отсутствия критического мышления, без которого невозможно оценивать людей и ситуации и согласовывать средства с целями. [...]

Вследствие этих соображений и несмотря на все, что произошло между нами, я хотел бы не только остаться с вами в союзе, но и сделать этот союз еще более тесным и прочным. при условии, что вы полностью измените систему и сделаете взаимное доверие, искренность и правдивость основой наших будущих отношений. В противном случае разрыв между нами неизбежен.

Генеральный совет передовой левой организации, Международное Товарищество Рабочих 1864–1876 годов, официально отделился от Нечаева, заявив, что он злоупотребил именем организация. После того, как Нечаев написал письмо издателю от имени Бакунина, в котором пригрозил убить издателя, если он не освободит Бакунина от контракта, он стал еще более изолированным от своих товарищей. Член международного сообщества Герман Лопатин обвинил его в теоретической беспринципности и пагубном поведении, что побудило Огарева и Бакунина публично заявить о разрыве их отношений с ним в 1870 году. Однако Бакунин продолжал писать Нечаеву в частном порядке, предлагая продолжить работать вместе.

В сентябре 1870 года Нечаев опубликовал номер журнала «Коммуна» в Лондоне, когда Вторая Французская империя времен Наполеона III рухнула. Скрывается от царской полиции. позже он ушел в подполье в Париже, а затем в Цюрихе. Он также поддерживал связь с польскими бланкистами, такими как Каспар Турски и другие. В сентябре 1872 года Карл Маркс представил письмо с угрозами (которое Нечаев написал издателю) на Гаагском конгрессе Интернационала, на котором Бакунин также был исключен из организации <38.>

14 августа 1872 года Нечаев был арестован в Цюрихе и передан российской полиции. Он был признан виновным 8 января 1873 года и приговорен к двадцати годам каторги (каторжные работы) за убийство Иванова. Находясь в равелине Петропавловской крепости, Нечаев сумел убедить своих охранников силой своих убеждений и к концу 1870-х годов использовал их для передачи корреспонденции. с революционерами снаружи. В декабре 1880 года Нечаев установил контакт с Исполнительным комитетом народной воли (Народная воля ) и предложил план своего побега. Однако он отказался от этого плана из-за своего нежелания отвлекать усилия членов «Народной воли» от покушения на царя Александра II, которое они осуществили только в марте 1881 года.

Вера Засулич, десятью годами ранее имевшая место. был среди тех, кого расследуют по делу об убийстве Иванова, услышал в 1877 году, что начальник петербургской полиции генерал Трепов приказал избить Алексея Боголюбова, молодого политзаключенного. Хотя Засулич не был последователем Нечаева, он был возмущен жестоким обращением с Боголюбовым и тяжелым положением других политических заключенных. 5 февраля она вошла в кабинет Трепова и ранила его. В знак популярного политического настроя того времени присяжные признали ее невиновной на том основании, что она действовала из благородных намерений.

В 1882 году Нечаев умер в своей камере. Несмотря на его личное мужество и фанатичную приверженность революционному делу, методы Нечаева (позже названные Нечаевщина ) рассматривались как наносящие вред российскому революционному движению, подвергая опасности подпольные организации. Историк Эдвард Радзинский предполагает, что многие революционеры успешно реализовали методы и идеи Нечаева, в том числе Владимир Ленин и Иосиф Сталин.

Влияние

Теории Нечаева имели большое влияние на других русских революционеров, таких как Петр Ткачев и Владимир Ленин. Он первым принес в Россию тему профессионального революционера. Брат Ленина Александр Ульянов входил в организацию, которая основывала свою программу на программе Нечаева. Другие его теории о том, как будет функционировать социалистическое государство, изложенные в «Фундаментальном тезисе» и «Основах будущей социальной системы», были идентичны теории Советского Союза и другие марксистско-ленинские государства. Например, Ленин много раз заявлял, что Нечаев был «титаном революции» и что все коммунисты-революционеры должны «читать Нечаева». Многие критики как в Советском Союзе, так и за его пределами называли его версию революционного социализма той версией, которая имела место в самом Советском Союзе, причем советские политики после сталинской эпохи сами много раз признавали это. Он также оказал влияние на последующие поколения русских революционных нигилистов. Он был реабилитирован при Сталине.

Примечания

Ссылки

  • Робинский (1994). Нечаев и Бакунин: Лавандовая линия левого либертарианства. Норткот, Вик: автономная тенденция.
  • Шивли, Чарли; Дайнс, Уэйн Р., изд. (1990). "Анархизм". Энциклопедия гомосексуализма. Нью-Йорк: Гарленд. п. 51.
  • Ходжес, Эндрю ; Хаттер, Дэвид. (1977). С подавленными геями. Pink Triangle Press.
  • Пейн, Роберт (1967). Крепость. Нью-Йорк.
  • Помпер, Филипп (зима 1976 г.). «Бакунин, Нечаев и« Катехизис революционера »: аргументы в пользу совместного авторства». Канадские славяноведение. С. 534–551.
  • Бакунин упрекает Нечаева и его хатехизм в авангардизме.
  • Аврич, Павел. «Бакунин и Нечаев». Freedom Press. ISBN 0-900384-09-3.
  • Кутзи, Дж. М. (1994). Мастер Петербурга. Секер и Варбург.
  • Эмблер, Эрик. (1981). Забота о времени. Нью-Йорк. В последнем романе Эмблера в качестве основного сюжетного устройства используются мемуары Нечаева.
  • Правдин, Майкл (1961). Неописуемый Нечаев: ключ к большевизму. Лондон: Джордж Аллен и Анвин. Утверждает, что Нечаев оказал большое влияние на Ленина.
  • Semprún, Jorge (1987). Netchaïev est de retour. Роман-саспенс, в котором один из центральных персонажей использует Нечаева как псевдоним.
  • Пейн, Пьер (1975). Коррумпированное общество. Нью-Йорк: Praeger. п. 202. ISBN 978-0-275-51020-6..
  • Хаймс, Эдвард (1975). Террористы и терроризм. ISBN 978-046-00786-3-4.

Внешние ссылки

В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Сергей Нечаев
Последняя правка сделана 2021-06-08 00:54:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте