Александр Герцен

редактировать
Александр Герцен
Герцен ge.png Портрет Герцена Николай Ге (1867)
РодилсяАлександр Иванович Герцен. 6 апреля 1812 (1812-04-06). Москва, Московский уезд, Московская губерния, Русский Империя
Умер21 января 1870 (1870-01-22) (57 лет). Париж, Франция
Alma materМосковский университет
Эпохафилософия 19 века
РегионРусская философия
Школа западников. Аграрный популизм
Основные интересыПолитика, экономика, классовая борьба
Известные идеиАграрство
Влияния
Под влиянием
Подпись
БСЭ1. Автограф. Автографы. 8.svg

Александр Иванович Герцен (русский язык: Алекса́ндр Ива́нович Ге́рцен, романизированный: Александр Иванович Гертсен; 6 апреля [OS 25 марта] 1812 г. - 21 января [OS 9 января] 1870) - русский писатель и мыслитель, известный как «отец русского социализма "и один из главных отцов аграрного народничества (являясь идейным предком народников, эсеров, трудовиков и аграрных американских народников Партия ). Своими произведениями, многие из которых были написаны во время изгнания в Лондон, он пытался повлиять на ситуацию в России, способствуя созданию политического климата, который привел к освобождению крепостных в 1861 году. Он опубликовал важные социальные Роман Кто виноват? (1845–46). Его автобиография Мое прошлое и мысли (написано 1852–1870) часто считается одним из лучших примеров этого жанра в русской литературе.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Политическая позиция
  • 3 Писания
    • 3.1 Произведения
  • 4 Свободная русская пресса
  • 5 Современная репутация
  • 6 Влияние в XIX и XX веках
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Жизнь

Герцен (или Герцен) родился вне брака у богатого русского помещика Ивана Яковлева и молодой немецкой протестантки Генриетты Вильгельмины Луизы Хааг из Штутгарт. Яковлев якобы дал своему сыну фамилию Герцен, потому что он был «чадом сердца» (нем. Herz).

Он приходился двоюродным братом графу Сергею Львовичу Левицкому, считавшемуся патриархом России. фотография и один из самых важных пионеров фотографии, изобретателей и новаторов в Европе. В 1860 году Левицкий увековечит Герцена на знаменитой фотографии.

Герцен родился в Москве, незадолго до вторжения Наполеона в Россию и кратковременной оккупации города. Его отцу после личной беседы с Наполеоном было разрешено покинуть Москву после того, как он согласился нести письмо от французов к русскому императору в Санкт-Петербурге. Семья сопровождала его до русских линий.

Через год семья вернулась в Москву и оставалась там до тех пор, пока Герцен не закончил учебу в Московском университете. В 1834 году Герцен и его давний друг Николай Огарев были арестованы и осуждены за участие в празднике, на котором исполнялись нелестные для царя стихи Соколовского. Он был признан виновным и в 1835 г. сослан в Вятку, ныне Киров, на северо-востоке европейской части России. Он оставался там до 1837 года, когда царский сын великий князь Александр (впоследствии ставший царем Александр II ) в сопровождении поэта Жуковского посетил город и выступил за него.. Герцену разрешили выехать из Вятки во Владимир , где он был назначен редактором городской официальной газеты. В 1837 году он сбежал со своей двоюродной сестрой Натальей Захариной, тайно женившись на ней.

В 1839 г. он был освобожден и в 1840 г. вернулся в Москву, где познакомился с литературным критиком Виссарионом Белинским, на которого он оказал сильное влияние. По прибытии он был назначен секретарем графа Александра Строганова в министерстве внутренних дел по адресу Санкт-Петербург ; но из-за жалобы на смерть по вине сотрудника милиции был отправлен в Новгород, где он был статским советником до 1842 года. В 1846 году умер его отец, оставив ему большое наследство.

В 1847 году Герцен эмигрировал с женой, матерью и детьми в Италию, чтобы больше никогда не вернуться в Россию. Из Италии, узнав о революции 1848 года, он поспешил в Париж, а затем в Швейцарию. Он поддерживал революции 1848 года, но после их провала горько разочаровался в европейских социалистических движениях. Герцен приобрел репутацию политического писателя. Его активы в России были заморожены из-за его эмиграции, но барон Ротшильд, с которым его семья поддерживала деловые отношения, договорился об освобождении активов, которые номинально были переданы Ротшильду.

У Герцена и его жены Натальи было четверо детей. Его мать и один из его сыновей погибли в кораблекрушении в 1851 году. Его жена завела роман с немецким поэтом Георгом Гервегом и умерла от туберкулеза в 1852 году. В том же году Герцен уехал из Женевы в Лондон, где поселился на долгие годы. Он нанял Мальвиду фон Мейзенбуг, чтобы дать образование своим дочерям. С помощью публикаций своей Свободной русской печати, которую он основал в Лондоне в 1853 году, он пытался повлиять на ситуацию в России и улучшить положение русского крестьянства, которого он боготворил.

В 1856 году к нему присоединился в Лондоне его старый друг Николай Огарев. Они вместе работали над своим российским периодическим изданием Колокол ("Колокол"). Вскоре Герцен завязал роман с женой Огарева Натальей Тучковой, дочерью героя войны генерала Тучкова. Тучкова родила Герцену еще троих детей. Огарев нашел новую жену, и дружба между Герценом и Огаревым сохранилась.

Герцен провел время в Лондоне, занимаясь организацией с Международным Товариществом Рабочих, хорошо знакомясь с революционными кругами, включая подобные Бакунин и Маркс. Именно во время своего пребывания в Лондоне Герцен начал прославлять себя «разжиганием скандалов», когда он сказал Бакунину, только что прибывшему из Сибири, что Маркс обвинил его в том, что он русский агент; на самом деле они были в очень хороших отношениях.

В 1864 году Герцен вернулся в Женеву, а через некоторое время уехал в Париж, где умер в 1870 году от осложнений туберкулеза. Первоначально похороненный в Париже, его останки были перевезены в Ниццу через месяц.

Политические позиции

Герцен продвигал идеи западничества Виссарион Белинский после своей смерти в 1848 году. находился под влиянием Вольтера, Шиллера, Сен-Симона, Прудона и особенно Гегеля и Фейербаха. Герцен начинал как либерал, но все больше принимал социализм. Он навсегда покинул Россию в 1847 году, но его информационный бюллетень «Колокол», издаваемый в Лондоне с 1857 по 1867 год, был широко читаем. Герцен соединил ключевые идеи Французской революции и немецкого идеализма. Он не любил буржуазные ценности или ценности среднего класса и искал аутентичности среди крестьян. Он боролся за освобождение русских крепостных, и после этого в 1861 году он ужесточил свои требования относительно конституционных прав, общей собственности на землю и управления народом.

Герцен разочаровался в Революции 1848 года но не разочаровались в революционной мысли. Он стал критически относиться к революционерам 1848 года, которые были «настолько возмущены реакцией после 1848 года, настолько рассержены всем европейским, что поспешили в Канзас или Калифорнию». Герцен всегда восхищался Французской революцией и широко принимал ее ценности. В своих ранних произведениях он рассматривал Французскую революцию как конец истории, заключительный этап социального развития общества, основанного на гуманизме и гармонии. На протяжении всей своей ранней жизни Герцен считал себя радикальным революционером, призванным бороться с политическим притеснением Николая I в России. По сути, Герцен боролся против правящих элит в Европе, против христианского лицемерия, за личную свободу и самовыражение.

Он пропагандировал как социализм, так и индивидуализм и утверждал, что полное расцвет личности лучше всего может быть реализовано при социалистическом порядке. Однако он всегда отвергал великие нарративы, такие как предопределенное положение для общества, и его труды в изгнании продвигали мелкомасштабную общинную жизнь под защитой индивидуальной свободы со стороны невмешательского правительства.

Писания

Его литературная карьера началась в 1842 году с публикации на русском языке эссе о дилетантизме в науке под псевдонимом Искандер, турецкой формой его христианское имя. Второй его работой, также на русском языке, были «Письма об изучении природы» (1845–46). В 1847 году появился его роман Кто виноват? Это рассказ о том, как семейное счастье молодого гувернера, который женится на непризнанной дочери русского сенсуалиста старого образца, стало скучный, невежественный и гениальный, обеспокоен русским сенсуалистом новой школы, умным, образованным и черствым, поскольку невозможно сказать, кто больше всего виноват в трагическом финале.

Также в 1847 году. были опубликованы в российских периодических изданиях рассказы, которые впоследствии были собраны и напечатаны в Лондоне в 1854 году под названием «Прерванные рассказы». В 1850 г. появились две переведенные с русских рукописей работы: «С другого берега» и «Lettres de France et d'Italie». На французском языке также появились его эссе Du Developpement des idées Revolutionnaires en Russie и его Memoirs, которые после того, как были напечатаны на русском языке, были переведены под названием Le Monde russe et la Révolution (3 тома, 1860–1862 гг.) И были частично переведено на английский как «Мое изгнание в Сибирь» (2 тома, 1855 г.).

Произведения

Александр Герцен, Сергей Львович Левицкий, 1860 г.

Вольная русская пресса

Основав в 1853 г. в Лондоне свою Вольную русскую прессу, состояние которой он дал Интересный отчет в книге, опубликованной (на русском языке) в 1863 году, он опубликовал большое количество русских работ, направленных против существующей в России системы правления. Некоторые из них были эссе, например, его «Крещеное имущество» (1853 г.), нападение на крепостное право ; другие - периодические издания: «Полярная звезда», «Колокол», «Колокол», «Колокол», «Голос из России».

Как первый независимый русский язык. Политический издатель Герцен начал публиковать «Полярную звезду», рецензию, которая выходила нечасто, а позже к ней присоединился журнал «Колокол», выходивший между 1857 и 1867 годами на личные средства Герцена. Оба издания приобрели большое влияние благодаря нелегальному распространению на территории России; Говорили, что их читал сам император. Обе публикации оказали влияние на Герцена в России, репортажи с либеральной точки зрения о некомпетентности царя и российской бюрократии.

Первые три года существования Русской Свободной Прессы продолжали печатать, не продав ни единого экземпляра, и с трудом могли доставить ни одного экземпляра в Россию; поэтому, когда, наконец, книготорговец купил крещеную собственность на 10 шиллингов, полусверен был отложен удивленными редакторами на особом почетном месте. Смерть императора Николая в 1855 году привела к полному изменению. Произведения Герцена и журналы, которые он редактировал, контрабандным путем ввозились в Россию, и их слова звучали по всей стране и по всей Европе. Их влияние росло.

1855 год дал Герцену повод для оптимизма; Александр II вступил на престол, и реформы казались возможными. Герцен призывал царский режим «Вперед, вперед» к реформам в «Полярной звезде» в 1856 году. В 1857 году Герцен был взволнован возможностью социальных изменений при Александре II: «Новая жизнь, несомненно, бурлит в России, даже правительство увлекается этим ". Колокол разоблачил историю о том, что правительство рассматривало возможность освобождения крепостных в июле 1857 года, добавив, что у правительства нет возможности решить этот вопрос. Однако к 1858 году полного освобождения крепостных крестьян добиться не удалось, и Герцен с нетерпением ждал реформ. К маю 1858 г. «Колокол» возобновил свою кампанию за полное освобождение крепостных. После того, как реформа эмансипации 1861 года в России была проведена, кампания «Колокола» сменилась на «Свобода и земля», программу, которая пыталась добиться дальнейших социальных изменений в поддержку прав крепостных. Александр II предоставил крепостным свободу, суды были перестроены, суд присяжных был учрежден, а свобода в значительной степени была предоставлена ​​прессе.

Мемориальная доска Александра Герцена на Джадд-стрит в Лондоне

Современная репутация

Герцен подвергался критике как со стороны либералов, выступавших против насилия, так и со стороны радикалов, считавших Герцена слишком мягким. Либералы во главе с Борисом Чичериным и Константином Кавелиным считали, что свобода личности будет достигнута через рационализацию общественных отношений. Их этатистскому варианту либерализма противостоял Герцен, поскольку он предполагал, что российское общество эволюционирует до идеального государства, основанного на гегелевском взгляде на разум. Они считали, что революционеры просто отложат создание идеального государства, а Герцен считал, что, наоборот, они слепы к исторической реальности.

Русские радикалы не любили Герцена как слишком умеренного. Такие радикалы, как Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, хотели большей приверженности насильственной революции и отказа от всякой надежды на реформистского царя. Радикалы просили Герцена использовать «Колокол» как рупор насильственной радикальной революции, но Герцен отклонил эти просьбы. Он утверждал, что российские радикалы не были сплоченными и недостаточно сильными, чтобы добиться успешных политических изменений, заявив: «Я полагаю, вы хотите счастья? Осмелюсь сказать, что вы хотите! Счастье нужно завоевать. Если вы сильны, примите его. слабые, молчите ". Герцен опасался, что новое революционное правительство просто заменит диктатуру другой диктатурой.

Радикалы описывают Герцена как либерала за то, что он не хочет немедленных изменений, но Герцен отвергает их призывы, аргументируя это тем, что изменения будут такими темпами, которые обеспечат успех. Герцен на короткое время присоединился к другим русским либералам, таким как Кавелин, чтобы способствовать крестьянскому «пробуждению» в России. Герцен продолжал использовать «Колокол» как средство продвижения единства со всеми слоями российского общества за требованием создания национального парламента.

. Однако его надежды действовать в качестве объединяющей силы были разрушены январским восстанием. 1863/1864 гг., Когда либеральная поддержка царской мести полякам разорвала связь Герцена с ними; Герцен защищал повстанцев. Это нарушение привело к сокращению читательской аудитории «Колокола», который прекратил публиковаться в 1867 году. К его смерти в 1870 году Герцен был почти забыт.

Влияние в XIX и XX веках

«Есть два автора, для которых я веду пропаганду: один - Герцен, другой - Шестов. Оба они совершенно порядочные, открытые- мыслящие, открытые люди ».

Исайя Берлин

Герцен выступал против аристократии, правившей Россией в XIX веке, и поддерживал аграрно-коллективистскую модель социальной структуры. Подъем народничества к 1880 г. привел к благоприятной переоценке его сочинений. В России отчетливо западное понятие «прогресс» было заменено консервативным обещанием модернизации, основанной на внедрении современных технологий для обслуживания устоявшейся системы. Обещание модернизации на службе самодержавия испугало Герцена, который предупреждал о России, управляемой «Чингисханом с телеграфом».

Наряду с популизмом Герцен также известен своим неприятием коррупции. правительство любого политического толка и за его поддержку прав личности. Гегельян в молодости, это не привело к какой-либо конкретной теории или единой доктрине, доминирующей в его мысли. Герцен пришел к выводу, что на сложные вопросы общества невозможно ответить и что русские должны жить настоящим моментом, а не причиной, по сути, жизнь - это самоцель. Герцен нашел большее понимание, не впадая в крайности, а жил беспристрастно, что позволило ему в равной степени критиковать конкурирующие идеологии. Герцен считал, что великие доктрины в конечном итоге приводят к порабощению, жертвоприношениям и тирании.

Толстой заявил, что никогда не встречал другого человека «с таким редким сочетанием искрометного блеска и глубины». Герцен был героем философа 20 века Исайи Берлина. Слова Герцена, которые Берлин повторял наиболее настойчиво, были осуждением человеческих жертв на алтаре абстракций, подчинения реальности личного счастья или несчастья в настоящем славным мечтам о будущем. Берлин, как и Герцен, считал, что «конец жизни - это сама жизнь» и что каждую жизнь и каждую эпоху следует рассматривать как свою собственную цель, а не как средство для достижения какой-то будущей цели. Берлин назвал автобиографию Герцена «одним из величайших памятников русскому литературному и психологическому гению... литературным шедевром, который стоит поставить рядом с романами его современников и соотечественников, Толстой, Тургенев, Достоевский... ".

Русские мыслители (The Hogarth Press, 1978), сборник берлинских эссе с участием Герцена, послужил источником вдохновения для работы Тома Стоппарда Берег утопии, трилогия пьес, поставленных в Лондонском Национальном театре в 2002 году и в Нью-Йоркском Линкольн-центре в 2006–2007 годах. На фоне раннего развития русской социалистической мысли, революции 1848 года и последующего изгнания, пьесы исследуют жизнь и интеллектуальное развитие, среди других россиян, анархиста Михаил Бакунин, литературовед Виссарион Белинский, романист Иван Тургенев и Герцен, характер которых доминирует в пьесах.

См. Также

Примечания

Дополнительная литература

  • Эктон, Эдвард. Александр Герцен и роль интеллектуального революционера, Cambridge University Press, 1979.
  • Карр, Э.Х., Романтические изгнанники, Виктор Голланц, 1933
  • Коутс, Рут. «Ранняя интеллектуальная карьера Бахтина и Герцена: к философии закона», «Исследования восточноевропейской мысли», Vol. 52, No. 4, Dec., 2000.
  • Eckardt, Julius. Современная Россия, Смит, Элдер и Ко, 1870.
  • Гэвин, У. Дж. «Герцен и Джеймс: свобода как радикал», Исследования советской мысли, т. 14, No. 3/4, сентябрь / декабрь 1974 г.
  • Гренье, Светлана. «Кто виноват Герцена ?: Риторика новой морали», Славянский и восточноевропейский журнал, Vol. 39, No. 1, Spring, 1995.
  • Искандер, Фасил. Александр Герцен (1812–1870): Russe de coeur, Europeen d'esprit, Suisse d'adption. L'errance d'un temoin prophetique, Meandre Editions, Fribourg 1997, ISBN 2-88359-017-6
  • Келли, Эйлин. "Уничтожение идолов: Александр Герцен и Фрэнсис Бэкон", Журнал истории идей, Vol. 41, No. 4, Oct./Dec., 1980.
  • Келли, Эйлин М. Открытие случая: жизнь и мысль Александра Герцена, Harvard University Press, 2016, ISBN 9780674737112.
  • Малиа, Мартин Эдвард. Александр Герцен и рождение русского социализма, Grosset Dunlap, 1965.
  • Морсон, Гэри Сол, "Герцен: герой скептического идеализма" (рецензия на Эйлин М. Келли, The Discovery of Chance: The Life и мысль Александра Герцена, издательство Гарвардского университета, 592 стр., 39,95 долл. США), The New York Review of Books, vol. LXIII, нет. 18 (24 ноября 2016 г.), с. 45–46, 48.
  • Орлова-Копелева, Раиса : Als die Glocke verstummte. Alexander Herzens letztes Lebensjahr, Karin Kramer Verlag, Berlin 1988, ISBN 3-87956-190-7
  • Palmieri, F. Aurelio. «Ранние теоретики русской революции», Католический мир, т. CVIII, октябрь 1918 / март 1919.
  • Куропатка, Моника. "Александр Герцен и английская пресса", The Slavonic and East European Review, Vol. 36, No. 87, июнь 1958.
  • Партридж, Моника. «Александр Герцен: сборник этюдов», ЮНЕСКО, 1993
  • Ржевский Николай. «Форма хаоса: Герцен, война и мир», Российское обозрение, т. 34, No. 4, Oct., 1975.
  • Smith-Peter, Susan. Воображая российские регионы: субнациональная идентичность и гражданское общество в России девятнадцатого века. Brill, 2018.
  • Weidemeier, William Cannon. "Герцен и Ницше: звено в росте современного пессимизма", Русское обозрение, т. 36, № 4, октябрь 1977 г.
  • Императорский Московский университет: 1755-1917: энциклопедический словарь. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). А. Андреев, Д. Цыганков. 2010. С. 153–155. ISBN 978-5-8243-1429-8.

Внешние ссылки

В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Александром Герценом
  1. ^Партридж, Моника (1 января 1984). Александр Герцен: 1812-1870 гг.. ЮНЕСКО, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. ISBN 978-92-3-102255-5.
Последняя правка сделана 2021-06-10 21:04:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте