Адам Фергюсон

редактировать

Адам Фергюсон
Адам Фергюсон в картине Джошуа Рейнольдса в 1782 году
Родился(1723-07-01) 1 июля 1723 года. Логиераит, Пертшир, Шотландия
Умер22 февраля 1816 (1816-02 -22) (92 года). Сент-Эндрюс, Файф, Шотландия
НациональностьШотландец
Alma materЭдинбургский университет. Университет Сент-Эндрюс
ЭпохаФилософия XVIII века
РегионЗападная философия
Школа Шотландский реализм здравого смысла. Шотландское Просвещение
УчрежденияЭдинбургский университет
Основные интересыСоциология, политическая философия, этика, история
Влияния
Под влиянием
Адам Фергюсон в образе его могилы Могила Адама Фергюсона, кладбище собора Сент-Эндрюс

Адам Фергюсон, FRSE ( шотландский гэльский : Adhamh MacFhearghais), также известный как Фергюсон из Raith(1 июля N.S. / 20 июня O.S. 1723 - 22 февраля 1816 г.), шотландский философ и историк эпохи шотландского просвещения.

Фергюсон симпатизировал традиционным обществам, таким как Хайлендс, за проявление храбрости и верности. Он критиковал коммерческое общество за то, что оно делает людей слабыми, бесчестными и равнодушными к своему сообществу. Фергюсона называют "отцом современной социологии " за его вклад в раннее развитие этой дисциплины. Самая известная его работа - Очерк истории гражданского общества.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Этика
  • 3 Социальная мысль
  • 4 Семья
  • 5 Основные работы
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Life

Родился в Logierait в Atholl, Пертшир, Шотландия, сын преподобного Адама Фергюсона, он получил образование в приходской школе Логиерейт, Пертской гимназии, а также в Эдинбургском университете и Университет Сент-Эндрюс (MA 1742). В 1745 году, благодаря знанию гэльского, он получил назначение заместителем капеллана 43-го (впоследствии 42-го) полка (Black Watch ), лицензия на проповедь была предоставлена ​​ему по особому разрешению, хотя он не завершил требуемых шести лет теологического обучения.

Остается предметом споров относительно того, сражался ли Фергюсон в битве при Фонтенуа (1745 г.) целый день в строю и отказался покинуть поле боя, хотя и получил приказ сделать это его полковник. Тем не менее, он определенно преуспел, став главным капелланом в 1746 году. Он продолжал служить в полку до 1754 года, когда, разочаровавшись в том, что ему не удалось заработать на жизнь, оставил духовенство и решил посвятить себя литературным занятиям.

Прожив какое-то время в Лейпциге, он вернулся в Эдинбург, где в январе 1757 года сменил Дэвида Хьюма в качестве библиотекаря в Факультет адвокатов (см. Библиотека адвокатов ), но вскоре отказался от этой должности, став наставником в семье графа Бьютского. В 1759 году Фергюсон стал профессором естественной философии в Эдинбургском университете, а в 1764 году перевелся на кафедру «пневматики» (философия мысли ) »и моральная философия ".

В 1767 году он опубликовал свой Очерк истории гражданского общества, который был хорошо принят и переведен на несколько европейских языков. В середине 1770-х он снова отправился на Континент и встретил Вольтера. Его членство в Покерном клубе записано в его журнале за 1776 год.

В 1776 году появилась его анонимная брошюра об Американской революции в оппозиции к доктору <3.>Ричарда Прайса, в котором он сочувствовал взглядам британского законодательного органа. В 1778 году Фергюсон был назначен секретарем Комиссии мира Карлайла , которая безуспешно пыталась договориться с восставшими колониями.

В 1780 году он написал статью «История» для второго издания Британской энциклопедии. Статья объемом 40 страниц заменила статью в первом издании, где был всего один абзац.

В 1783 г. появился его, он стал очень популярным и выдержал несколько редакций. Фергюсон считал, что история Римской республики в период их величия служила практической иллюстрацией тех этических и политических доктрин, которые он изучал особенно. Историю читают хорошо и беспристрастно, и демонстрирует добросовестное использование источников. Влияние военного опыта автора проявляется в определенных частях повествования. Устав от преподавания, он оставил свою профессуру в 1785 году и посвятил себя пересмотру своих лекций, которые он опубликовал (1792) под названием.

На семидесятом году жизни Фергюсон, намереваясь подготовить новое издание истории, посетил Италию и некоторые из главных городов Европы, где был с честью принят ученые общества. С 1795 года он последовательно проживал в Neidpath Castle около Peebles, в Hallyards на Manor Water и в St Andrews, где он умер на 22 февраля 1816 г. Он похоронен на кладбище собора Святого Андрея, у восточной стены. Его большой настенный монумент включает резной профиль из мрамора.

Этика

В своей этической системе Фергюсон рассматривает человека как социальное существо, иллюстрируя свои доктрины политическими примерами. Как сторонник развития человеческой расы, он поместил принцип морального одобрения в достижение совершенства. Виктор Кузен раскритиковал предположения Фергюсона (см. Его Cours d'histoire de la Philosophie morale an dix-huitième siècle, pt. II., 1839–1840):

Мы находим в его методе мудрость и осмотрительность. шотландской школы, с чем-то более мужественным и решающим в результатах. Принцип совершенства является новым, одновременно более рациональным и всеобъемлющим, чем доброжелательность и симпатия, что, на наш взгляд, ставит Фергюсона как моралиста выше всех своих предшественников.

Этим принципом Фергюсон пытался примирить все моральные системы. Вместе с Томасом Гоббсом и Юмом он признает силу личного интереса или полезности и вводит его в мораль как закон самосохранения. Теория всеобщей доброжелательности Фрэнсиса Хатчесона и идея взаимной симпатии Адама Смита (теперь эмпатия ) он объединяет в соответствии с законом общества. Но поскольку эти законы выглядят скорее средством, чем целью человеческой судьбы, они остаются подчиненными высшей цели и высшей цели совершенства.

В политической части своей системы Фергюсон следует Монтескье, и выступает за хорошо отрегулированную свободу и свободное правительство. Его современники, за исключением Юма, считали его труды очень важными (см. сэр Лесли Стивен, «Английская мысль в восемнадцатом веке», Cambridge University Press, 2011, стр. 214).

Социальная мысль

Очерк истории гражданского общества (1767) Фергюсона (1767) опирался на классических авторов и современную литературу о путешествиях, чтобы проанализировать современное коммерческое общество с критикой отказ от гражданских и общественных добродетелей. Центральными темами теории гражданства Фергюсона являются конфликт, игра, участие в политической жизни и военная доблесть. Он подчеркивал способность ставить себя на место другого, говоря, что «сочувствие» было в такой степени «принадлежностью человеческой натуры», как «характеристикой вида». Подобно своим друзьям Адам Смит и Дэвид Хьюм, а также другим шотландским интеллектуалам, он подчеркивал важность спонтанного порядка; то есть согласованные и даже эффективные результаты могут быть результатом нескоординированных действий многих людей.

Фергюсон рассматривал историю как двухуровневый синтез естественной истории и социальной истории, к которой принадлежат все люди. Естественная история создана Богом ; так поступают люди, которые прогрессивны. Социальная история, в соответствии с этим естественным прогрессом, осуществляется людьми, и из-за этого фактора она время от времени терпит неудачи. Но в целом люди уполномочены Богом добиваться прогресса в социальной истории. Люди живут не для себя, а для Божьего провиденциального плана. Он подчеркивал аспекты средневекового рыцарства как идеальные мужские характеристики. Британским джентльменам и молодым мужчинам посоветовали отказаться от аспектов вежливости, которые считались слишком женскими, таких как постоянное желание доставить удовольствие, и принять менее поверхностные качества, которые предполагали внутреннюю добродетель и Вежливость по отношению к «представительницам слабого пола».

Фергюсон был одним из ведущих защитников Идеи прогресса. Он считал, что рост коммерческого общества через преследование личных интересов может способствовать устойчивому прогрессу. Тем не менее, как это ни парадоксально, Фергюсон также считал, что такой коммерческий рост может способствовать упадку добродетели и, таким образом, в конечном итоге привести к краху, подобному римскому. Фергюсон, набожный пресвитерианин, разрешил очевидный парадокс, поместив оба развития в контекст божественно установленного плана, который требовал как прогресса, так и свободы воли человека. Для Фергюсона знания, которые человечество приобретает своими действиями, даже теми действиями, которые приводят к временному регрессу, составляют неотъемлемую часть его прогрессивного, асимптотического движения к в конечном итоге недостижимому совершенствованию.

Фергюсон находился под влиянием классического гуманизма и прочего. писатели как Тацит, Никколо Макиавелли и Томас Гоббс. Другие члены Эдинбургского избранного общества, в которое входили Дэвид Хьюм и Адам Смит, также оказали большое влияние. Фергюсон считал, что цивилизация во многом основана на законах, которые ограничивают нашу независимость как личности, но обеспечивают свободу в смысле безопасности и справедливости. Он предупреждал, что социальный хаос обычно ведет к деспотизму. Члены гражданского общества отказываются от своей свободы как автономии, которой обладают дикари, в обмен на свободу как безопасность или гражданскую свободу. Монтескье использовал аналогичный аргумент.

Смит подчеркивал накопление капитала как движущую силу роста, но Фергюсон предположил, что инновации и технический прогресс были более важны, и поэтому он в некотором смысле больше соответствует современное мышление. По словам Смита, коммерция делает мужчин «подлыми». Это предвещает тему, которую Фергюсон, свободно заимствуя у Смита, использовал для критики капитализма. Критика коммерческого общества Фергюсоном вышла далеко за рамки критики Смита и повлияла на Гегеля и Маркса.

Эссе было воспринято как новаторская попытка возродить традицию гражданского республиканского гражданство в современной Британии и влияние на идеи республиканизма, проводимые американскими отцами-основателями.

семьей

Он женился на Кэтрин Бернетт в 1767 году. Фергюсон был первым двоюродный брат, близкий друг и коллега Джозефа Блэка, доктор медицины, а Кэти Бернетт была племянницей Блэка. Они родили семерых детей: старший Адам Фергюсон (офицер британской армии) близкий друг сэра Вальтера Скотта, за которым следуют Джеймс, Джозеф, Джон, Изабелла, Мэри и Маргарет.

Основные работы
Ссылки
Источники
  • Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Кузен, Джон Уильям (1910). Краткий биографический словарь английской литературы. Лондон: J. M. Dent & Sons - через Wikisource.
  • Статьи в Dictionary of National Biography
  • Hamowy, Ronald (2008). «Фергюсон, Адам (1723–1816)». Энциклопедия либертарианства. Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE ; Институт Катона. С. 176–77. doi : 10.4135 / 9781412965811.n107. ISBN 978-1412965804. LCCN 2008009151. OCLC 750831024.
  • Хэмови, Рональд (1969). Социальная и политическая философия Адама Фергюсона: комментарий к его Очерку истории гражданского общества (PhD). Чикагский университет. OCLC 22572105.
  • Хилл, Лиза. «Адам Фергюсон и парадокс прогресса и упадка», История политической мысли, 1997 г. 18 (4): 677–706
  • Кеттлер, Дэвид Адам Фергюсон: его социальная и политическая мысль. Нью-Брансуик: Транзакция, 2005.
  • МакДэниел, Иэн. Адам Фергюсон в шотландском Просвещении: римское прошлое и будущее Европы (Harvard University Press; 2013) 276 страниц
  • Маккош, Джеймс, Шотландская философия, биографическая, пояснительная, критическая, от Хатчесона до Гамильтона (1875)
  • Оз-Зальцбергер, Фания. «Введение» в Адаме Фергюсоне, «Очерке истории гражданского общества», под редакцией Ф. Оз-Зальцбергера, Кембридж: Cambridge University Press, 1995
  • Оз-Зальцбергер, Фания. Перевод Просвещения: шотландский гражданский дискурс в Германии восемнадцатого века, (Oxford: Clarendon Press, 1995)
  • Vileisis, Danga: Der unbekannte Beitrag Adam Fergusons zum materialistischen Geschichtsverständnis von Карл Маркс. В: Beiträge zur Marx-Engels-Forschung. Neue Folge 2009. Argument Verlag, Hamburg 2010, S. 7-60 ISBN 978-3-88619-669-2
  • «Адам Фергюсон» Энциклопедия Routledge of Философия 1998
Дополнительная литература
  • Броди, Александр, изд. Шотландское Просвещение: Антология (2001).
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Адамом Фергюсоном .
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Адамом Фергюсоном
Последняя правка сделана 2021-06-08 22:36:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте