Адриан Кербаг (1633 - 1669) был голландским ученым и писателем, критиком религии и общепринятой морали. 86>Содержание
Адриан Кербаг учился в университетах Утрехта и Лейден, став доктором медицины и магистром юриспруденции. Он был одной из самых радикальных фигур эпохи Просвещения, отвергая и осуждая церковь и государство как ненадежные институты и выставляя язык богословов и юристов как расплывчатый и непрозрачный инструмент, чтобы ослепить людей, чтобы ослепить людей. поддерживать свою власть. Кербаг ставил авторитет разума выше авторитета догм и, таким образом, считался истинным вольнодумцем, хотя представления двадцатого века о нем как о анархисте или либертарианце не могут быть применяется с уверенностью.
Кербаг описал Библию и догматы, такие как Троица и божественная природа Христа, как только дело рук людей. Также, как и его современник Барух де Спиноза, он утверждал, что Бог тождественен природе и что ничего не существует вне природы. Следовательно, утверждал он, естествознание, а не богословие, является настоящим богословием мира. В своих взглядах на секуляризацию Республики Нидерланды и ограничение церковных полномочий он утверждал, что религия иррациональна и сохраняет свою позицию только посредством обмана и насилия.
Он писал в книгах 't Nieuw Woorden-Boeck der Regten "(Новый словарь прав, 1664) и в" Een Bloemhof vanallerley lieflijkheyd "(" Цветочный сад всего " Sorts of Delights, 1668), под псевдонимом Vreederijk Waarmond. В этой книге объяснялись различные технические термины и иностранные слова. Церковные власти были оскорблены статьями словаря на религиозные и политические темы, что вынудило Кербага бежать в Кулемборг, юридически автономный город в другой провинции, который не будет его экстрадировать, а затем в Лейден.
Адриан Кербаг яростно выступил против Голландской реформатской церкви в своем третьем труде «Een Ligt schynende in duystere plaatsen, om te verligten de voornaamste saaken der Godsgeleerdtheyd en Godsdienst "(" Свет, сияющий в темных местах, проливающий свет на вопросы теологии и религии "). Он отправился в Лейден, где его предал печатник, который знал содержание его работы и арестован властями. Его брат Йоханнес также арестован.
В 1668 году он был признан виновным в богохульстве и приговорен к 10 годам заключения в тюрьме Расфуйс в Амстердаме, где он был вынужден выполнять принудительные работы, а затем ссылка и штраф 4000 гульденов. Он умер несколько месяцев спустя в 1669 году в Расфуйе из-за давления тюремной жизни. Его публикации были в значительной степени уничтожены властями республики. Его брат Йоханнес был освобожден из-за отсутствия улик против него, но он больше никогда не публиковался. Он умер три года спустя, в 1672 году.
История Кербага показывает, что терпимость Голландской республики, какой бы большой она ни была по сравнению с почти любой другой страной в то время, определенно не была безграничной.