Иоганн Готфрид Гердер | |
---|---|
Гердер Антон Графф, 1785 | |
Родился | 25 августа 1744 г.. Мохрунген, Пруссия. (ныне Моронг, Польша ) |
Умер | 18 декабря 1803 (1803-12-18) (59 лет). Веймар, Саксен-Веймар, Священная Римская империя. (ныне Веймар, Тюрингия, Германия ) |
Alma mater | Кенигсбергский университет |
Эра | Философия 18 века |
Регион | Западная философия |
Школа | Просвещение. Контрпросвещение. Романтический национализм. Антиколониализм космополитизм. Буря и натиск. Веймарский классицизм. Историзм. Романтическая герменевтика. Классический либерализм |
Научные руководители | Иммануил Кант |
Основные интересы | Филология, философия языка, культурная антропология, философия разума, эстетика, философия истории, политическая философия, философия религии |
Известные идеи | Мысль по существу зависит от языка. Телеологическая концепция истории. Культурный релятивизм. Volksgeist. Эмпирический подход к исследованию языков и культур |
Влияния | |
Под влиянием | |
Иоганн Готфрид (после 1802 г., фон ) Гердер (; Немец: ; 25 августа 1744 г. - 18 декабря 1803 г.) был немецким философом, теолог, поэт и литературный критик. Он связан с Просвещением, Sturm und Drang и Веймарским классицизмом.
Родился в Мохрунгене (ныне Моронг, Польша) в Королевстве Пруссия (ранее Герцогская Пруссия ), Гердер вырос в бедной семье, изучая Библию и песенник своего отца. В 1762 году, когда ему было 17 лет, он поступил в Кенигсбергский университет, примерно в 60 милях (100 км) к северу от Мохрунгена, где он стал учеником Иммануила Канта. В то же время Гердер стал интеллектуалом протеже Иоганна Георга Хаманна, кенигсбергского философа, который оспаривал притязания на чистую светская причина.
Влияние Хаманна побудило Гердера позже признаться своей жене, что «у меня слишком мало причин и слишком много идиосинкразии», но Гердер может справедливо утверждать, что основал новую школу немецкого языка. политическая мысль. Хотя сам Гердер был нелюдимым человеком, он оказал большое влияние на своих современников. Один друг написал ему в 1785 году, назвав его работы «вдохновленными Богом». Позже различные теоретики нашли вдохновение в дразняще неполных идеях Гердера.
В 1764 году, теперь священнослужитель, Гердер отправился в Ригу преподавать. Именно в этот период он создал свои первые крупные произведения: литературную критику. В 1769 году Гердер отправился на корабле во французский порт Нант и продолжил свой путь в Париж. Это привело как к описанию его путешествий, так и к сдвигу в его собственном восприятии себя как автора. К 1770 году Гердер отправился в Страсбург, где познакомился с молодым Гете. Это событие оказалось ключевым моментом в истории немецкой литературы, так как Гете был вдохновлен литературной критикой Гердера на развитие своего собственного стиля. Это можно рассматривать как начало движения «Буря и натиск ». В 1771 году Гердер занял должность главного пастора и придворного проповедника в Бюкебурге при Вильгельме, графе Шаумбург-Липпе.
. К середине 1770-х годов Гете был известным писателем и использовал его влияние при дворе Веймара, чтобы обеспечить Гердеру должность генерального суперинтенданта. Гердер переехал туда в 1776 году, где его взгляды снова сместились в сторону классицизма.
2 мая 1773 года Гердер женился на Марии Каролине Флаксланд (1750-1809) в Дармштадте. 1774 г. его сын (1774-1806) родился в Бюкебурге. 1776 г. в Бюкебурге родился его второй сын Август (1776-1838). Его третий сын родился в 1778 году. Его четвертый сын (1779-1857) родился в 1779 году в Веймаре. 1781 г. в Веймаре родилась его дочь (1781-1860). 1783 г. - его пятый сын (1783-1855) родился в Веймаре. 1790 г. в Веймаре родился его шестой сын.
Ближе к концу своей карьеры Гердер одобрил Французскую революцию, чем вызвал к нему неприязнь многих его коллег. В то же время он и Гете пережили личный раскол. Другая причина его изоляции в более поздние годы была связана с его непопулярными нападками на кантианскую философию.
В 1802 году Гердер был облагорожен курфюрстом из Баварии, который добавил к своей фамилии приставку «фон». Он умер в Веймаре в 1803 году в возрасте 59 лет.
В 1772 году Гердер опубликовал «Трактат о происхождении языка» и пошел дальше в продвижении языка, чем его более раннее предписание «извергнуть уродливую слизь Сены. Говори по-немецки, о ты, немец». Теперь Гердер заложил основы сравнительной филологии в рамках новых течений политического мировоззрения.
В течение этого периода он продолжал разрабатывать свою собственную уникальную теорию эстетики в работах, подобных приведенным выше, в то время как Гете создал такие работы, как Печали молодого Вертера - родилось движение Штурм и натиск.
Гердер написал важный очерк о Шекспире и Auszug aus einem Briefwechsel über Ossian und die Lieder alter Völker (отрывок из переписки об Оссиане и песнях древних народов) опубликован в 1773 году в манифесте вместе с вкладами Гете и Юстуса Мёзера. Гердер писал, что «поэт является создателем нации вокруг себя, он дает им мир, который можно увидеть, и держит их души в своих руках, чтобы вести их в этот мир». Для него такая поэзия имела наибольшую чистоту и силу в народах до того, как они стали цивилизованными, как показано в Ветхом Завете, Эдде и Гомере, и он пытался найти такие достоинства в древнегерманских народных песнях, норвежской поэзии и мифологии. Гердер - особенно ярко после того, как в 1791 году был переведен Георгом Форстером пьеса санскрит пьеса Шакунтала - находился под влиянием религиозных образов индуизма и индийской литературы, которые он видел в позитивного света, написания нескольких эссе на эту тему и предисловия к изданию Шакунталы 1803 года.
Статуя Иоганна Готфрида Гердера в Веймаре перед церковью Св. Питер и ПолСтав в 1776 году генеральным суперинтендантом, философия Гердера снова сместилась в сторону классицизма, и он создал такие работы, как его незаконченный «Очерк философской истории человечества», который во многом положил начало школе исторической мысли. Философия Гердера имела глубоко субъективный характер, подчеркивая влияние физических и исторических обстоятельств на человеческое развитие, подчеркивая, что «нужно идти в эпоху, в регион, во всю историю и чувствовать свой путь во всем». Историк должен быть «возрожденным современником» прошлого, а история - наукой как «орудием подлинно патриотического духа».
Гердер дал немцам новую гордость своим происхождением, изменив то преобладание внимания, которое уделялось греческому искусству (греческое возрождение ), превозносимому, в частности, Иоганном Иоахимом Винкельманом. и Готтхольд Эфраим Лессинг. Он заметил, что он хотел бы родиться в Средневековье, и размышлял о том, «не заслуживают ли« времена швабских императоров », чтобы« быть изложенными в их истинном свете в соответствии с немецким образом мышления? ». Гердер приравнивал немецкий язык к готике и отдавал предпочтение Дюреру и всему остальному готическому. Как и в сфере искусства, он провозгласил национальное послание в сфере языка. Он возглавил линию немецких авторов, происходящих от Мартина Опица, который написал свой Aristarchus, sive de contemptu linguae Teutonicae на латинском в 1617 году, призывая немцев к славе на их до сих пор презираемом языке. Обширные сборники народной поэзии Гердера положили начало огромному увлечению этой забытой темой в Германии.
Гердер был одним из первых, кто утверждал, что язык способствует формированию рамок и моделей, с которыми каждое языковое сообщество думает и чувствует. Для Гердера язык - «орган мысли». Однако это часто неверно истолковывали. Ни Гердер, ни великий философ языка Вильгельм фон Гумбольдт не утверждают, что язык определяет мышление. Язык является одновременно средством и выражением творческой способности человека мыслить вместе с другими. И в этом смысле, когда Гумбольдт утверждает, что все мышление мыслит языком, он увековечивает традицию Гердера. Но для обоих мыслителей культура, язык, мышление, чувства и, прежде всего, литература отдельных людей и народные традиции являются выражением свободных духом групп и людей, выражающих себя в пространстве и времени. Двумя веками позже эти идеи продолжают вдохновлять мыслителей, лингвистов и антропологов, и они часто считались центральными в гипотезе Сепира – Уорфа и в традиции американской лингвистической антропологии, вдохновленной Боасом, а в последнее время - Деллом Хаймс. Фокус Гердера на языке и культурных традициях как связях, которые создают «нацию», распространился на фольклор, танцы, музыку и искусство, и вдохновил Якоба и Вильгельма Гримм на их сборник немецких народные сказки. Возможно, величайшим наследником лингвистической философии Гердера был Вильгельм фон Гумбольдт. Большой вклад Гумбольдта заключался в развитии идеи Гердера о языке как «органе мысли» в его собственное убеждение в том, что языки - это определенные мировоззрения (Weltansichten), как утверждает Юрген Трабант в лекциях Вильгельма фон Гумбольдта на веб-сайте Руанского этнолингвистического проекта.
Гердер придавал исключительное значение концепции национальности и патриотизма - «тот, кто потерял свой патриотический дух, потерял себя и все миры вокруг себя», при этом учит, что «в определенном смысле каждое человеческое совершенство есть национальный ". Гердер довел народную теорию до крайности, заявив, что «в государстве существует только один класс, фольк (не чернь), и король принадлежит к этому классу так же, как и крестьянин». Объяснение того, что народ - не сброд, было новой концепцией в ту эпоху, и у Гердера можно увидеть появление «народа» как основу для возникновения бесклассового, но иерархического национального тела.
Нация, однако, была индивидуальной и обособленной, отличавшейся для Гердера климатом, образованием, иностранными связями, традициями и наследственностью. Провидение он хвалил за то, что он «прекрасно разделил народы не только лесами и горами, морями и пустынями, реками и климатом, но и, в частности, языками, наклонностями и характерами». Гердер похвалил племенное мировоззрение, написав, что «дикарь, который любит себя, свою жену и ребенка тихой радостью и светится ограниченной активностью своего племени в отношении своей собственной жизни, по моему мнению, более реальное существо, чем эта культивированная тень, которая восхищается тенью всего вида », изолированное, поскольку« каждая национальность содержит центр счастья внутри себя, как пуля в центре тяжести ». Нет нужды в сравнении, поскольку «каждая нация несет в себе эталон своего совершенства, полностью независимого от всякого сравнения с эталоном других», ибо «национальности не различаются во всем, в поэзии, внешности, вкусах, обычаях, обычаях. и языки? Разве религия, которая их разделяет, также не должна различаться среди национальностей? "
После поездки в Украину Гердер написал в своем дневнике (Journal meiner Reise im Jahre 1769) предсказание, что славянские народы однажды станут реальной силой в Европе, как и западные европейцы. отвергнет христианство и сгниет, в то время как восточноевропейские народы будут придерживаться своей религии и своего идеализма и таким образом станут силой в Европе. В частности, он похвалил Украину за «прекрасное небо, веселый темперамент, музыкальный талант, плодородную почву и т. Д. [...] когда-нибудь пробудит там культурную нацию, влияние которой распространится [...] по всему миру». Одно из его предсказаний заключалось в том, что венгерская нация исчезнет и будет ассимилирована окружающими славянскими народами; это пророчество вызвало большой резонанс в Венгрии и широко цитируется по сей день.
Этот вопрос получил дальнейшее развитие в жалобе Гердера о том, что Мартин Лютер не знал основать национальную церковь, и его сомнения, не купила ли Германия христианство слишком высокой ценой, ценой истинной национальности. Патриотизм Гердера временами граничил с национальным пантеизмом, требующим территориального единства, поскольку «Он заслуживает славы и благодарности, кто стремится способствовать единству территорий Германии посредством писаний, мануфактур и учреждений» и звучит как еще более глубокий зов:
В своих« Идеях философии и истории человечества »он писал:« Сравните Англию с Германией: англичане - это немцы, и даже в последнее время немцы руководил англичанами в величайших делах ».
Гердер, который ненавидел абсолютизм и прусский национализм, но был проникнут духом всего немецкого народа, но как историк-теоретик отвернулся от идей восемнадцатого века. Стремясь согласовать свои мысли с этой более ранней эпохой, Гердер стремился согласовать свою концепцию сантиментов с рассуждениями, согласно которым все знания заложены в душе; самая элементарная стадия - чувственное и интуитивное восприятие, которое по мере развития может стать самосознательным и рациональным. Для Гердера это развитие представляет собой гармонизацию примитивной и производной истины, опыта и интеллекта, чувств и рассуждений.
Гердер - первый в длинной череде немцев, озабоченных этой гармонией. Этот поиск сам по себе является ключом к пониманию многих немецких теорий того времени; однако Гердер понимал и опасался крайностей, к которым может привести его народная теория, и поэтому выступил с конкретными предупреждениями. Он утверждал, что евреи в Германии должны пользоваться полными правами и обязанностями немцев, и что неевреи мира в долгу перед евреями за столетия жестокого обращения, и что этот долг может быть погашен только за счет активной помощи тем евреям, которые хотели сделать это, чтобы восстановить политический суверенитет на своей древней родине, Израиле. Гердер отказался придерживаться жесткой расовой теории, написав, что «несмотря на разнообразие человеческого облика, на всей земле есть только один и тот же вид людей».
Он также объявил, что «национальная слава - обманчивый соблазнитель. Когда она достигает определенной высоты, она обхватывает голову железной лентой. Заключенный не видит в тумане ничего, кроме своего собственного изображения; он восприимчив к никаких посторонних впечатлений ".
Прошло время, чтобы продемонстрировать, что, хотя многие немцы должны были найти влияние в убеждениях и влиянии Гердера, меньшее число отметили его квалификационные условия.
Гердер подчеркивал, что его концепция нации поощряет демократию и свободное самовыражение идентичности народа. Он провозгласил поддержку Французской революции, позиция, которая не вызывала у него любви к королевской семье. Он также отличался от философии Канта, не помещающей рассуждения в контекст языка. Гердер не считал, что разум можно критиковать, поскольку он не существует, кроме как процесса рассуждения. Этот процесс зависел от языка. Он также отказался от движения Sturm und Drang, чтобы вернуться к стихам Шекспира и Гомера.
. Чтобы продвигать свою концепцию народа, он опубликовал письма и собраны народные песни. Последние были опубликованы в 1773 году как «Голоса народов в их песнях» («Stimmen der Völker in ihren Liedern»). Поэты Ахим фон Арним и Клеменс фон Брентано позже использовали Стиммен дер Фёлькер в качестве образцов для «Волшебного рога мальчика» (Des Knaben Wunderhorn ).
Гердер также проповедовал идеал индивидуальности человека. Хотя он с самого начала отстаивал индивидуальность культур - например, в своей «Это тоже философия истории для формирования человечества» (1774 г.), он также отстаивал индивидуальность людей в рамках культуры; например, в его «Писаниях Томаса Эббта (1768) и« О познании и ощущении человеческой души »(1778).
В «О трудах Томаса Эббта» Гердер заявил, что «человеческая душа - это индивидуальность в сфере разума: она чувствует в соответствии с индивидуальным образованием и мыслит в соответствии с силой своих ментальных органов... Моя долгая аллегория преуспела, если в ней удалось представить разум человека как индивидуальное явление, как редкость, которая заслуживает того, чтобы занимать наши глаза ».
Гердер был описан как протоэволюционный мыслитель некоторыми историками науки, хотя другие оспаривали это. Что касается истории жизни на Земле, Гердер предложил натуралистические и метафизические (религиозные) идеи, которые трудно различить и интерпретировать. Он был известен тем, что предлагал великую цепочку бытия.
. В своей книге «От греков до Дарвина» Генри Фэрфилд Осборн писал, что «в целом он поддерживает доктрину трансформации мира. низшие и высшие формы жизни, непрерывное преобразование от низших типов к высшим и закон Совершенствования ». Однако биограф Вульф Кёпке не согласился с этим, отметив, что «биологическая эволюция от животных к человеческому виду была за пределами его размышлений, которые все еще находились под влиянием идеи божественного творения».
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Иоганн Готфрид Гердер |
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Иоганном Готфридом Гердером. |