Готическое искусство

редактировать

Западный (Королевский) портал в Шартрский собор (ок. 1145). Эти архитектурные статуи являются самыми ранними готическими скульптурами, революцией стиля и образцом для поколения скульпторов. Позднее готическое изображение Поклонения волхвов из Страсбургского собора. Готическая скульптура, конец 15 века, собор Амьена.

готическое искусство было стилем средневекового искусства, который развился в Северной Франции из романского искусства в XII веке. века нашей эры, во главе с параллельным развитием готической архитектуры. Он распространился на всю Западную Европу и большую часть Северной, Южной и Центральной Европы, никогда не стирая более классических стилей в Италии.. В конце 14 века развился утонченный придворный стиль международной готики, который продолжал развиваться до конца 15 века. Во многих регионах, особенно в Германии, искусство поздней готики продолжалось вплоть до XVI века, прежде чем было отнесено к искусству эпохи Возрождения. Основные средства массовой информации в период готики включали скульптуру, панно, витраж, фреску и иллюминированные рукописи. Легко узнаваемые сдвиги в архитектуре от романского к готическому и от готического к ренессансному стилям обычно используются для определения периодов в искусстве во всех средствах массовой информации, хотя во многих отношениях фигуративное искусство развивалось разными темпами.

Самым ранним готическим искусством была монументальная скульптура на стенах соборов и аббатств. Христианское искусство часто было типологическим по своей природе (см. Средневековая аллегория ), показывая истории Нового Завета и Ветхого Завета бок о бок. Часто изображали жития святых. Образы Девы Марии изменились с византийской иконической формы на более человечную и нежную мать, обнимающую своего младенца, покачивающуюся с бедра и демонстрирующую утонченные манеры знатной аристократической придворной дамы.

Светское искусство начало проявляться в этот период с ростом городов, основанием университетов, ростом торговли, созданием экономики, основанной на деньгах, и созданием буржуазный класс, который мог позволить себе покровительствовать искусству и заказывать произведения, что привело к быстрому распространению картин и иллюминированных рукописей. Повышенная грамотность и рост светской народной литературы способствовали отражению светских тем в искусстве. С ростом городов были образованы торговые гильдии, и художникам часто требовалось быть членами гильдии художников. В результате, благодаря лучшему ведению записей, в этот период нам известно больше артистов по именам, чем в любой предыдущий; некоторые художники осмелились даже поставить свою подпись.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Этимология
  • 3 Живопись
    • 3.1 Фрески
    • 3.2 Витражи
    • 3.3 Рукописи и эстамп
    • 3.4 Алтарь и панно
  • 4 Скульптура
    • 4.1 Монументальная скульптура
    • 4.2 Передвижная скульптура
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Истоки

14 век Международная готика Мария Магдалина в соборе Св. Иоанна в Торунь.

Готическое искусство возникло в Иль-де-Франс, Франция, в начале XII века в Аббатская церковь Сен-Дени, построенная аббатом Сугером. Этот стиль быстро распространился за пределы своей архитектуры в скульптуру, как монументальную, так и личную по размеру, текстильное искусство и живопись, которые принимали самые разные формы, включая фрески, витражи, иллюстрированный манускрипт и панно. Монашеские ордена, особенно цистерцианцы и картезианцы, были важными строителями, которые распространили этот стиль и разработали его отличительные варианты по всей Европе. Региональные вариации архитектуры оставались важными, даже когда к концу 14 века сформировался единый универсальный стиль, известный как международная готика, который продолжался до конца 15 века и далее в многие области.

Хотя светского готического искусства было гораздо больше, чем принято думать сегодня, поскольку в целом выживаемость религиозного искусства была лучше, чем для светских эквивалентов, большая часть произведенного в тот период искусства была религиозной, независимо от того, по заказу церкви или мирян. Готическое искусство часто было типологическим по своей природе, отражая веру в то, что события Ветхого Завета предшествовали событиям Нового, и что это действительно было их главным значением. Сцены Ветхого и Нового Завета были показаны бок о бок в таких произведениях, как Speculum Humanae Salvationis, а также в украшении церквей. Готический период совпал с большим возрождением в Марианской преданности, в которой изобразительное искусство играло большую роль. Образы Девы Марии развились от византийских иератических типов через Коронацию Богородицы до более человеческих и интимных типов, и очень популярны были циклы Жизни Девы. Такие художники, как Джотто, Фра Анджелико и Пьетро Лоренцетти в Италии и ранняя нидерландская живопись, привнесли в искусство реализм и более естественную человечность.. Западные художники и их покровители стали намного более уверенными в новаторской иконографии, и стало заметно больше оригинальности, хотя скопированные формулы все еще использовались большинством художников.

На иконографию повлияли изменения в теологии, с изображениями Успения Марии, получившими распространение на более древней Смерти Девы, а также в религиозных практиках, таких как Devotio Moderna, в котором представлены новые трактовки Христа в таких предметах, как Человек печали, Задумчивый Христос и Пьета, в которых подчеркивается его человеческие страдания и уязвимость в параллельном движении с изображениями Богородицы. Даже в Страшных Судах теперь обычно изображали Христа, обнажающего грудь, чтобы показать раны его Страстей. Святых показывали чаще, и запрестольные изображали святых, имеющих отношение к конкретной церкви или жертвователю, присутствовавших на Распятии или возведенных на трон Богородицы с младенцем, или занимающих центральное пространство сами (обычно это для работ, предназначенных для приделов). В течение этого периода многие древние иконографические особенности, возникшие в новозаветных апокрифах, были постепенно устранены под давлением духовенства, как, например, повивальные бабки на Рождестве, хотя другие были слишком хорошо известны и считались безвредными..

Этимология

Слово «готика » для искусства изначально использовалось как синоним «варварский » и поэтому использовалось уничижительно. Его критики считали этот тип средневекового искусства неочищенным и слишком далеким от эстетических пропорций и форм классического искусства. Авторы эпохи Возрождения считали, что Разграбление Рима готские племена в 410 г. вызвали упадок классического мира и всех ценностей, которыми они дорожили. В 15 веке различные итальянские архитекторы и писатели жаловались, что новые «варварские» стили, просачивающиеся с севера от Альп, представляют собой аналогичную угрозу возрождению классики, продвигаемому ранним Возрождением. Определитель "готики" для этого искусства был впервые использован в письме Рафаэля Папе Льву X ок. 1518 г. и впоследствии популяризирован итальянским художником и писателем Джорджо Вазари, который использовал его еще в 1530 г., назвав готическое искусство «чудовищным и варварским» «беспорядком». Рафаэль утверждал, что заостренные арки северной архитектуры были отголоском примитивных хижин, построенных германскими лесными обитателями путем сгибания деревьев вместе - миф, который всплывет гораздо позже в более позитивном смысле в произведениях немецких романтиков движение. «Готическое искусство» подвергалось резкой критике со стороны французских авторов, таких как Буало, Лабрюйер, Руссо, прежде чем стать признанной формой искусства, и формулировка стала фиксированной. Мольер так классно прокомментировал готику:

Безумный вкус готических памятников,. Эти одиозные монстры невежественных веков,. Которые извергали потоки варварства.

Вначале готическое искусство первоначально называлось «французским произведением» (Opus Francigenum), что свидетельствует о приоритете Франции в создании этого стиля.

Живопись

Симона Мартини (1285–1344). Французские позднеготические фрески.

Живопись в стиле, который можно назвать готическим, появилась только примерно в 1200 году, почти через 50 лет после зарождения готической архитектуры и скульптуры. Переход от романского стиля к готическому очень неточен и вовсе не является явным разрывом, и готические орнаментальные детали часто вводятся до того, как заметны большие изменения в стиле фигур или самих композиций. Затем фигуры становятся более оживленными в позе и выражении лиц, имеют тенденцию быть меньше по сравнению с фоном сцен и более свободно располагаются в живописном пространстве, где есть место. Этот переход происходит сначала в Англии и Франции около 1200, в Германии около 1220 и Италии около 1300. Живопись в готический период практиковалась в четырех основных средах: фрески, панно, освещение рукописей и витражи.

Фрески

Фрески продолжали использоваться в качестве основного художественного повествования на стенах церквей в южной Европе как продолжение ранних христианских и романских традиций. Несчастный случай выживания дал Дании и Швеции самые большие группы сохранившихся церковных настенных росписей в стиле Biblia pauperum, обычно доходящих до недавно построенных крестовые своды. И в Дании, и в Швеции они почти все были покрыты известковым раствором после Реформации, сохранившей их, но некоторые из них также остались нетронутыми с момента их создания. Среди лучших примеров из Дании - работы Мастера Эльмелунде с датского острова Мён, который украшал церкви Фанефьорд, Келдби и Эльмелунде. Альбертус Пиктор, возможно, самый известный художник-фресковый художник того периода, работавший в Швеции. Примеры шведских церквей с хорошо сохранившимися фресками включают церкви Tensta, Gökhem и Anga.

Витражи

В северной Европе витражи были важной и престижной формой живописи до 15 века, когда его вытеснили панно. Готическая архитектура значительно увеличила количество стекла в больших зданиях, отчасти для того, чтобы обеспечить широкие стеклянные пространства, как в окнах-розетках. В начале этого периода использовалась в основном черная краска и прозрачное или ярко окрашенное стекло, но в начале 14 века использование составов серебра, нанесенных на стекло, которое затем подвергалось обжигу, позволило создать ряд вариаций цвета, сосредоточенных на желтые, для использования с прозрачным стеклом в одном куске. К концу этого периода в дизайне все чаще использовались большие куски стекла, окрашенные в желтый, в качестве доминирующего цвета, и относительно немного меньших кусков стекла других цветов.

Рукописи и гравюра

Иллюминированные рукописи представляют собой наиболее полную запись готической живописи, обеспечивая запись стилей в местах, где никакие монументальные произведения не сохранились. Самые ранние полные рукописи с французскими готическими иллюстрациями относятся к середине 13 века. Многие из таких иллюминированных рукописей были королевскими библиями, хотя псалтыри также содержали иллюстрации; Парижская Псалтырь Святого Людовика, датируемая с 1253 по 1270 год, содержит 78 полностраничных иллюстраций, выполненных темперой краской и сусальным золотом.

Часы Жанны д'Эврё, автор Жан Пусель, Париж, 1320-е гг.

В конце 13 века книжники начали создавать молитвенники для мирян, часто известные как часовые книги из-за их использования в установленное время дня. Среди самых ранних - пример Уильяма де Брайля, который, кажется, был написан для неизвестной мирянки, жившей в маленькой деревушке около Оксфорда примерно в 1240 году. часто покупали такие тексты, щедро платя за декоративные иллюстрации; среди наиболее известных их создателей - Жан Пусель, чьи Часы Жанны д'Эвре были заказаны королем Карлом IV в качестве подарка своей королеве., Жанна д'Эврё. Элементы французской готики, присутствующие в таких произведениях, включают использование декоративного обрамления страниц, напоминающего архитектуру того времени, с удлиненными и детализированными фигурами. Использование пространственных индикаторов, таких как строительные элементы и природные объекты, такие как деревья и облака, также обозначают стиль освещения французской готики.

С середины 14 века блокбук с обоими текстами а изображения, вырезанные в виде ксилографии, по-видимому, были доступны приходским священникам в Нижних странах, где они были наиболее популярны. К концу века печатные книги с иллюстрациями, все еще в основном на религиозную тематику, быстро становились доступными для зажиточного среднего класса, равно как и гравюры довольно высокого качества, сделанные граверами вроде Исрахель ван Меккенем и Мастер ES В XV веке появление дешевых гравюр, в основном гравюр на дереве, сделало возможным даже крестьянам иметь дома религиозные образы. Эти крошечные изображения в нижней части рынка, часто грубо окрашенные, продавались тысячами, но сейчас они крайне редки, большинство из них приклеено к стенам.

Алтарь и панно

Живопись маслом на холсте не стала популярной до 15-16 веков и была визитной карточкой искусства эпохи Возрождения. В Северной Европе важная и новаторская школа ранней нидерландской живописи находится в основном в готическом стиле, но может также рассматриваться как часть Северного Возрождения, поскольку до этого была большая задержка. Возрождение итальянского интереса к классицизму оказало большое влияние на север. Такие художники, как Роберт Кампин и Ян ван Эйк, использовали технику масляной живописи для создания мельчайших подробных работ, правильных в перспективе, где очевидный реализм сочетался с богато сложный символизм, проистекающий именно из реалистичных деталей, которые они теперь могли включать даже в небольшие произведения. В ранней нидерландской живописи из богатейших городов Северной Европы новый миниатюрный реализм масляной живописи сочетался с тонкими и сложными теологическими аллюзиями, выраженными именно через очень подробные настройки религиозных сцен. Алтарь Мерод (1420-е годы) Роберта Кампена и Вашингтонское Благовещение Ван Эйка или Мадонна канцлера Ролена (оба 1430-х годов, автор Ян ван Эйк ) являются примерами. Для богатых, маленькие панно, даже полиптихи в масляной живописи становились все более популярными, часто показывая портреты доноров рядом, хотя часто намного меньше, чем изображенная Богородица или святые. Обычно они выставлялись дома.

Скульптура

Монументальная скульптура

Богородица с младенцем из французской слоновой кости, конец XIII века, высота 25 см, изгиб, повторяющий форму бивня из слоновой кости.

Готический период по существу определяется готической архитектурой и не полностью соответствует развитию стиля в скульптуре ни в его начале, ни в конце. На фасадах больших церквей, особенно вокруг дверей, по-прежнему были большие барабанные перепонки, но вокруг них тянулись ряды скульптурных фигур.

Статуи на Западном (Королевском) портале в Шартрском соборе (ок. 1145) демонстрируют элегантное, но преувеличенное столбчатое удлинение, но статуи на юге трансепт портал, с 1215–1220 гг., демонстрируют более натуралистический стиль и растущую отрешенность от стены позади, а также некоторую осведомленность о классической традиции. Эти тенденции были продолжены в западном портале Реймсского собора несколько лет спустя, где фигуры почти круглые, что стало обычным явлением, когда готика распространилась по Европе. Бамбергский собор имеет возможно, самый крупный комплекс скульптур 13 века, кульминацией которого стало создание в 1240 году Бамбергского всадника, первой конной статуи в натуральную величину в западном искусстве с VI века.

В Италии Никола Пизано (1258–78) и его сын Джованни разработали стиль, который часто называют прото-ренессансом, с безошибочным влияние римских саркофагов и сложных и многолюдных композиций, включая сочувственное отношение к наготе, на рельефных панно на их кафедре Сиенского собора (1265–68), Фонтана Маджоре в Перуджа и кафедра Джованни в Пистойе 1301 года.

Еще одно возрождение классического стиля замечено в Интернациональной готике работе Клауса Слютера. и его последователи в Бургундии и Фландрии около 1400 года. Поздняя готическая скульптура продолжилась на Севере, где появилась мода на очень большие деревянные скульптурные алтари со все более виртуозной резьбой и большими числа взволновали выразительные фигуры; большинство сохранившихся примеров находится в Германии, после многих повсюду бунтарств. Тильман Рименшнайдер, Вейт Штосс и другие продолжали стиль вплоть до 16 века, постепенно впитывая влияния итальянского Возрождения.

Гробницы в натуральную величину из камня или алебастр стал популярным среди богатых, и возникли величественные многоуровневые гробницы с гробницами Скалигера в Вероне, настолько большими, что их пришлось перенести за пределы церкви. К 15 веку существовала отрасль, экспортирующая ноттингемский алебастр алтарные рельефы в виде групп панелей на большую часть Европы для экономных приходов, которые не могли позволить себе каменные лавки.

Переносная скульптура

Крышка Шкатулки Уолтерса, слева - Осада Замка Любви и рыцарский турнир. Париж, 1330–1350 гг. Изображение Кристо де ла Лагуна (Тенерифе, Испания) из Фландрии, датируемое периодом 1510–1514 гг.

Мелкие резные фигурки, предназначенные в основном для мирских и часто женских рынков, превратилась в крупную промышленность в Париже и некоторых других центрах. Типы слоновой кости включали маленькие религиозные полиптихи, отдельные фигуры, особенно Девы, зеркала, гребни и сложные шкатулки со сценами из романсов, использованные как помолвка. Очень богатые люди собирали экстравагантно сложные, украшенные драгоценными камнями и эмалированные металлические изделия, как светские, так и религиозные, такие как герцог Берри Реликварий святого шипа, пока у них не закончились деньги, когда они были снова переплавили за деньги.

Готические скульптуры, независимые от архитектурного орнамента, в первую очередь создавались как религиозные предметы для дома или предназначались как пожертвования местным церквям, хотя небольшие рельефы из слоновой кости, кость и дерево покрывают как религиозные, так и светские предметы и предназначались для церковного и домашнего использования. Такие скульптуры были работой городских мастеров, и наиболее типичным предметом для трехмерных небольших статуй является Дева Мария одна или с ребенком. Париж был основным центром мастерских по изготовлению слоновой кости и экспортировался в большую часть Северной Европы, хотя в Италии также было значительное производство. Образец этих независимых скульптур находится среди коллекций церкви аббатства Сен-Дени; Позолоченная серебром Дева с младенцем датируется 1339 годом и изображает Марию, окутанную струящимся плащом, держащую в руках инфантильную фигуру Христа. Как простота плаща, так и юность ребенка предвещают другие скульптуры, найденные в Северной Европе и датируемые 14-м и началом 15-го веков. Такая скульптура демонстрирует эволюцию от более раннего жесткого и вытянутого стиля, все еще частично романского, к пространственному и натуралистическому ощущению в конце 12-го и начале 13-го веков. Другие предметы французской готической скульптуры включали фигуры и сцены из популярной литературы того времени. Образцы из поэзии трубадуров пользовались особой популярностью у мастеров изготовления зеркал и шкатулок, предположительно для женщин. Шкатулка со сценами романсов (Уолтерс 71264) 1330–1350 годов - необычно большой образец, в котором есть место для ряда сцен из разных литературных источников.

Сувениры паломничества к святыням, такие как глиняные или свинцовые значки, медали и ампулы с изображениями также были популярны и дешевы. Их светский эквивалент, значок ливреи, проявлял признаки феодальной и политической лояльности или союза, которые стали расцениваться как социальная угроза в Англии при ублюдочном феодализме. Более дешевые формы иногда раздавались бесплатно, как, например, в случае с 13000 значков, заказанных в 1483 г. королем Ричардом III Английским из фустиан ткани с его эмблемой белого кабана за провозглашение своего сына Эдварда принцем Уэльским, огромное количество, учитывая население в то время. Dunstable Swan Jewel, полностью смоделированный в круглой форме из эмалированного золота, является гораздо более эксклюзивной версией, которую можно было бы подарить кому-то очень близкому или важному для дарителя.

См. Также

  • icon художественный портал
Викискладе есть материалы, связанные с готическим искусством.
На Викискладе есть материалы, связанные с готическими художниками.

Примечания

Ссылки

  • Калкинс, Роберт Дж..; Памятники средневекового искусства, Даттон, 1979, ISBN 0525475613
  • Черри, Джон. Реликварий Holy Thorn, 2010, British Museum Press (объекты Британского музея в центре внимания), ISBN 0-7141-2820-1
  • Черри, Джон, в Марксе, Ричарде и Уильямсон, Пол, ред. Готика: Искусство для Англии 1400–1547, 2003, VA Publications, Лондон, ISBN 1-85177-401-7
  • Хендерсон, Джордж. Готика, 1967, Penguin, ISBN 0-14-020806-2
  • Хью Хонор и Джон Флеминг, Всемирная история искусства, 1-е изд. 1982 (много более поздних изданий), Macmillan, Лондон, ссылки на страницу 1984 Macmillan 1-е изд. мягкая обложка. ISBN 0333371852
  • Олсон, Роберта Дж. М., Скульптура итальянского Возрождения, 1992, Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN 978-0-500-20253-1
  • Робинсон, Джеймс, Шедевры средневекового искусства, 2008, British Museum Press, ISBN 978-0-7141-2815-3
  • Рудольф, Конрад, изд., Компаньон средневекового искусства: романский и готический в Северной Европе, 2006, ISBN 978-1405198783
  • Рудольф, Конрад, «Изобретая готический портал: Сугер, Хью из Сен-Виктора и строительство нового общественного искусства в Сен-Дени», История искусства 33 (2010) 568–595
  • Рудольф, Конрад, «Изобретая экзегетическое Витражи: Сугер, Хью и новое элитное искусство », Art Bulletin 93 (2011) 399–422
  • . Искусство Северного Возрождения, 1985, Гарри Н. Абрамс, ISBN 0136235964

Внешние ссылки

Стиль Средневековое искусство развивалось в Северной Франции
Последняя правка сделана 2021-05-22 14:55:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте