Игнаций Красицкий

редактировать

Его Превосходительство. Игнаций Красицкий
Архиепископ Гнезненский. Предстоятель Польши
Игнаций Красицки 111.PNG Портрет автора Пер Крафт Старший, ок. 1768
АрхиепископияГнезно
В должности1796–1801
ПредшественникМихал Ежи Понятовский
ПреемникИгнация Рачиньский
Личные данные
Родился(1735-02-03) 3 февраля 1735 г.. Дубецко, Земля Санока
Умер14 марта 1801 (1801-03-14) (66 лет),. Берлин
НациональностьПольский
ВероисповеданиеРимский католицизм
Род занятийПисатель, примас Польши
ГербIgnacy Krasicki's coat of arms

Игнаций Блавей Францишек Красицкий (3 февраля 1735 - 14 марта 1801), с 1766 г. князь-епископ из Вармия (по-немецки, Эрмланд) и с 1795 архиепископ Гнезненский (таким образом, примас Польши ) был ведущим поэтом эпохи Просвещения Польши ( Князь поэтов »), критик духовенства, Польский La Фонтен, автор первого польского романа, драматург, журналист, энциклопедист и переводчик с французского и греческого.

Его самые примечательными литературными произведениями были его Басни и притчи (1779), Сатиры (1779), а также поэтические письма и религиозные тексты, в которых артистизм его поэтического языка достиг вершины.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Работы
  • 3 Слава
  • 4 Литературные размышления
  • 5 Целевая аудитория
  • 6 Просвещение
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние links

Life

Красицкий родился в Дубецко, на реке Сан южной Польши, в семье, носившей титул граф из Священная Римская Империя. Он был родственником самых прославленных семей Речи Посполитой и провел свое детство в окружении любви и заботы своей семьи.

Он учился в иезуитской школе в Львове, затем учился в Варшаве Католической семинарии (1751–54). В 1759 г. он принял священный сан и продолжил образование в Риме (1759–61). Два его брата также стали священниками.

Вернувшись в Польшу, Красицкий стал секретарем примаса Польши и подружился с будущим королем Станиславом Августом Понятовским. Когда Понятовский был избран королем (1764 г.), Красицкий стал его капелланом. Он участвовал в знаменитых «обедах по четвергам » короля и стал соучредителем Monitor, выдающегося журнала польского просвещения, спонсируемого королем.

Замок из епископов Вармии в Лидзбарке Варминьском

В 1766 году Красицкий, после того как в этом году служил коадъютором князю- Епископ Вармии Адам Станислав Грабовский, сам был возведен в сан князя-епископа Вармии и по должности член Сената Речи Посполитой. Эта должность дала ему высокое положение в социальной иерархии и чувство независимости. Однако тихой гаванью он не оказался. Глава Варминского собора хладнокровно встретила своего начальника, опасаясь перемен. В то же время росли провокации и давление со стороны Пруссии, в рамках подготовки к захвату Вармии в Первом разделе Речи Посполитой. Красицки публично протестовал против внешнего вмешательства.

В 1772 году в результате Первого раздела, спровоцированного королем Пруссии Фридрихом II («Великим»), Красицкий стал прусским подданным. Однако он не воздал должное новому хозяину Вармии.

Он теперь часто бывал в Берлине, Потсдаме и Сан-Суси по приказу Фредерика, с которым он завел знакомство. Это создало тяжелую ситуацию для поэта-епископа, который, будучи другом польского короля, поддерживал тесные отношения с прусским королем. Эти реалии не могли не повлиять на характер и направление последующих литературных произведений Красицкого, возможно, нигде больше, чем в Баснях и притчах (1779).

Летний дворец варминских епископов в Смолайнах

Вскоре после Первого раздела Красицкий совершил церемонию открытия в 1773 году берлинской церкви Св. Собор Хедвиг, который Фридрих построил для католических иммигрантов в Бранденбург и Берлин. В 1786 году Красицкий был призван в Прусскую академию наук. Его резиденции в замке епископов Вармии в Лидзбарке Варминьском (по-немецки Гейльсберг) и в летнем дворце епископов Вармии в Смолайнах стали центры художественного покровительства для всех секторов разделенной Польши.

После смерти Фридриха Великого Красицкий продолжил отношения с преемником Фридриха.

В 1795 году, за шесть лет до своей смерти, Красицкий был возведен в звание архиепископа из Гнезно (таким образом, до примаса Польши ).

Красицкий был удостоен чести короля Польши Станислава Августа Понятовского с Орденом Белого Орла и Орденом Святого Станислава, а также со специальной медалью 1780 г. с изображением латинского знака «Dignum laude virum Musa vetat mori» («Муза не даст погибнуть человеку, достойному славы»); и королем Пруссии Фридрихом Великим, с Орденом Красного Орла.

После его смерти в Берлине в 1801 году Красицкий был похоронен в церкви Святой Ядвиги. Собор, который он освятил. В 1829 году его останки были перенесены в польский Гнезненский собор.

Чеслав Милош описывает Красицкого:

Он был человеком золотой середины, улыбчивым, скептически настроенным мудрецом, [который] восхвалял [ред] умеренность и презирает крайности. Его менталитет возвратился к Горациану идеалам Ренессанса, к созерцательной уединенной жизни. Это не повлияло на его придворные таланты: он был фаворитом [польского короля] Станислава Августа [Понятовского], а после [Первой [П] арты [Польши, 1772], когда его епископство Вармии стало собственностью Пруссии, он был фаворитом короля Фридриха Великого. [Он] был космополитом [e] и обязан своими впечатляющими литературными знаниями чтению на иностранных языках, но... он был обязан менталитету польского «Золотого века», и в этом отношении его восхищение Эразм Роттердамский имеет большое значение. Как поэт, он был [главным образом ответственен] за то очищение [польского] языка, которое на некоторое время смягчило хаотическое богатство барокко. В каком-то смысле он вернулся к ясному и простому языку [Яна] Кохановского, и его роль в польской поэзии можно сравнить с ролью Александра Поупа в английской поэзии. [Он] рассматривал литературу как особое призвание, а именно, как моралист вмешиваться в человеческие дела. Поскольку он не был драчливым по темпераменту (в отличие от одного из своих учителей, Вольтер ), его морализаторство, редко отличимое от чистой игры, [не показывает] язвительных акцентов.

Работы

Игнаций Красицки Красицкий Сборник важной информации (том I, 1781), вторая польская общая энциклопедия на польском языке

Игнаций Красицкий был ведущим литературным представителем польского просвещения - прозаик и поэт, высоко ценимый современниками, которые восхищались его произведениями за их остроумие, воображение и подвижный стиль.

Литературные произведения Красицкого придавали великолепие правлению короля Польши Станислава Августа Понятовского, при этом прямо не пропагандируя политическую программу короля.

Красицкий, ведущий представитель польского классицизма, дебютировал как поэт строфой - гимном, «Święta miłości kochanej ojczyzny» ( «О Священная Любовь Родины Любимой »). Ему тогда было около сорока. Таким образом, это был поздний дебют, который принес необычайный успех этой строфе, которую Красицкий включил в песню IX в его пародийно-героическом стихотворении (Mouseiad, 1775). В «О священной любви» Красицкий сформулировал универсальную идею патриотизма, выраженную в высоком стиле и возвышенном тоне. Позднее строфа на протяжении многих лет служила государственным гимном и была переведена на многие языки, в том числе три на французский.

Князь Варминский епископ дал прекрасную польскую форму всем жанрам европейского классицизма. Он также проложил пути для новых жанров. Среди них выделялся первый современный польский роман Mikołaja Doświadczyńskiego przypadki (Приключения Николая, 1776), синтез всех разновидностей романа Просвещения : социально-сатирический, приключения (а-ля Робинзон Крузо ), Утопия и дидактика.

Традиция гласит, что пародийная героическая поэма Красицкого (Война монахов, 1778 г.)), был вдохновлен беседой с Фридрихом II во дворце Сан-Суси, где Красицкий останавливался в квартире, которую когда-то использовал Вольтер. Тогда публикация стихотворения вызвала общественный скандал.

Самым устойчивым литературным памятником польского Просвещения являются басни Красицкого: Bajki i Przypowieści (Басни и притчи, 1779) и Bajki nowe (Новые басни, опубликованные посмертно. в 1802 г.). Свои проницательные наблюдения за миром и человеческой природой поэт записал также в «Сатирии» («Сатиры», 1779).

Среди других произведений Красицкого - романы Пан Подстоли («Лорд верховный стюард», опубликовано в трех частях, 1778, 1784 и посмертно 1803), которые могут вдохновить на творчество Мицкевича. и (История, 1779 г.); эпос (Чокимская война, 1780 г., о Хотинской войне); и многие другие, в гомилетике, богословии и геральдике.

. В 1781–83 годах Красицкий опубликовал двухтомную энциклопедию Zbiór potrzebniejszych wiadomości (Сборник существенной информации), второй на польском языке. общая энциклопедия по романам Бенедикта Хмелевского «Новые Атени» (Новые Афины, 1745–46).

Красицкий писал «Листы ogrodach» («Письма о садах») и статьи в Monitor, соучредителем которого он являлся, и в своей собственной газете Co Tydzień («Каждую неделю»).

Красицкий перевел на польский, Плутарх, Оссиан, фрагменты Данте «Божественной комедии» и работает Анакреон, Буало, Гесиод и Феокрит. Он написал в 1772 году эссе «О переводе книг» («O przekładaniu ksig») и другое, опубликованное посмертно в 1803 году, «О переводе книг» («O tłumaczeniu ksiąg»).

Слава

Основные произведения Красицкого завоевали европейскую известность и были переведены на латинский, французский, немецкий, итальянский, русский, чешский, хорватский, словенский и венгерский языки. Широкий прием его работ был поддержан на протяжении всего 19 века.

Красицкий был предметом произведений поэтов польского Просвещения - Станислава Трембецкого, Францишека Заблоцкого, - и в 20 веке Константином. Ильдефонс Галчинский. Он был героем прозаических произведений Винценти Пола и Генрика Сенкевича.

Литературная рефлексия

. Ученые рассматривали «Басни и сатиры» Красицкого как приспособленные к культуре, для которой они были написаны как политически заряженные. Характеристики не были основаны на реконструкциях людей на основе прямого наблюдения, а были вымышленными конструкциями, отражающими реальные ценности общества. Красицки считал, что поляками и человечеством в целом управляли жадность, глупость и порок.

Целевая аудитория

Доказательства этого можно найти в предисловии: «Детям, ", адресованная не детям, а сельским жителям, общинам и общинам. Басни должны были привлечь внимание к основным вопросам дня и отстаивать социальные реформы. Хотя Новые басни, продолжение басен и притч, были опубликованы посмертно в 1803 году, более известные басни и притчи нашли свою аудиторию между 1735 годом и смертью Красицкого в 1801 году, большинство из них были опубликованы после Первого раздела Польши., 1772 год. Басни обычно находят свое значение в последней строке, через символику сказки, а не через сложное представление идеологии, тем самым легко передавая даже неграмотным мораль и идеал Просвещения, стоящий за ней.

Вклады в просвещение

Катажина Цехентер утверждает в Польском обозрении, что западные историки обычно не обращали внимания на труды Красицкого, а издатель Польских басен не обращал внимания на важность «политического и социальный контекст, способствующий происхождению [басни] ». Однако легко увидеть влияние Красицкого на его современников и на начало 19 века, как в случае Габриэлы Пузыниной, польской принцессы, поэтессы и автора дневника. В 1846 году она основала газету для интеллигенции Вильнюса и Варшавы и способствовала распространению «Басен Красицкого» в подавленной политической жизни Польши. В своем «Дневнике 1815–1843 годов» Пузынина сосредотачивается на басне «Птицы в клетке» как на комментарии к разделам Польши.

См. Также

.

Примечания

Литература

  • Эдвард Бальцерзан, изд., Pisarze polscy o sztuce przekładu, 1440–1974: Antologia (Польские писатели об искусстве перевода, 1440–1974: антология), Познань, Wydawnictwo Poznańskie, 1977.
  • Ян Зигмунт Якубовский, изд., Literatura polska od śreniowiecza do pozytywizmu (Польская литература от средневековья до позитивизма), Варшава, Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1979, , pp. 245–54.
  • Encyklopedia Polski (Энциклопедия Польши), Краков, Wydawnictwo Ryszard Kluszczyński, 1996, ISBN 83-86328-60-6.
  • Юлиан Кшижановский, Historia literatury polskiej: Alegoryzm - preromantyzm (История польской литературы: аллегоризм - преромантизм), Варшава, Państwowy Instytut Wydawniczy, 1974, стр. 435–54.
  • Збигнев Ландовски, Кристина Возь, Słownik cytatwje łacirań (Словарь латинских цитат: выражения, максимы, пословицы), Краков, Wydawnictwo Literackie, 2002, ISBN 83-08-02866-7.
  • Чеслав Милош, История польской литературы, 2-е изд., Беркли, Калифорнийский университет Press, 1983, ISBN 0-520-04477-0, стр. 176–81.

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с: Игнаци Красицки (категория )
Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные или о:. Игнаци Красицки
Царские титулы
Предыдущий. Адам Станислав Грабовский принц-епископ Вармии (Эрмланд). 1767–1795Преемник. Карл фон Гогенцоллерн-Хехинген
Католические церковные титулы
Предыдущий. Михал Понятовский Предстоятель Польши. Архиепископ Гнезненский. 1795–1801Преемник. Игнаций Рачиньский
Последняя правка сделана 2021-05-23 10:55:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте