Кристоф Мартин Виланд (немецкий: ; 5 сентября 1733 - 20 января 1813) был немецким поэтом и писателем. Он известен прежде всего тем, что написал первый Bildungsroman (Geschichte des Agathon), а также эпос Oberon, который лег в основу Carl Maria von Weber Одноименная опера . Его мысль представляла космополитизм немецкого Просвещения, проиллюстрированное в его замечании: «Только настоящий космополит может быть хорошим гражданином».
Кристоф Мартин Виланд родился в Оберхольцхайме (ныне часть Ахштеттен ), половина из которых тогда принадлежала Вольному Имперскому городу из Биберах-ан-дер-Рис, а другая половина - аббатству Гутенцелль. на юго-востоке современного штата Баден-Вюртемберг.
Его отец, который был пастором в Оберхольцхайме, а затем в Биберахе, очень старался воспитывать сына.. Из городской школы Биберах в возрасте двенадцати лет он перешел в гимназию Клостер Берге , расположенную недалеко от Магдебурга. Он был не по годам развитым ребенком, и когда он окончил школу в 1749 году, его широко читали в латинских классиках и ведущих современных французских писателях; среди немецких поэтов его любимыми были Брокес и Клопшток.
Летом 1750 года он влюбился в кузину Софи Гутерманн, и эта любовная интрига вдохновила его планировать свое первое амбициозное произведение Die Natur der Dinge (Природа вещей, 1752), дидактическую поэму в шести книгах. В 1750 году он поступил в Тюбингенский университет, изучая право, но его время было в основном занято литературными исследованиями. Стихи, которые он написал в университете - «Герман», эпос (опубликовано Ф. Мункером, 1886 г.), «Zwölf moralische Briefe in Versen» («Двенадцать моральных писем в стихах», 1752 г.), «Анти-Овидий» (1752 г.) - пиетистские по тональности и преобладающие под влиянием Клопштока.
Поэзия Виланда привлекла внимание швейцарского литературного реформатора Дж. Я. Бодмер, который пригласил Виланда навестить его в Цюрихе летом 1752 года. Однако через несколько месяцев он не почувствовал симпатии к Виланду, поскольку двумя годами ранее он почувствовал себя с Клопшток и друзья расстались; но Виланд оставался в Швейцарии до 1760 года, проведя последний год в Берне, где он получил должность частного учителя. Здесь он сблизился с подругой Жан-Жака Руссо Жюли де Бондели.
Место рождения Кристофа Мартина Виланда в Оберхольцхейме, (1840)Вкусы Виланда были изменено; сочинения его ранних швейцарских лет - Der geprüfte Abraham (Испытание веры Авраама, 1753), Sympathien (1756), Empfindungen eines Christen (1757) - все еще были в манере его ранних сочинений, но с трагедиями леди Джоанна Грей (1758 г.) и Клементина фон Порретта (1760 г.) - последняя основана на сэре Чарльзе Грэндисоне Сэмюэля Ричардсона - эпическом фрагменте Сайрус (первые пять песнь, 1759 г.) и «моральной истории в диалогах» «, Araspes und Panthea (1760), Виланд, как сказал Готтхольд Лессинг,« покинул эфирные сферы, чтобы снова скитаться среди сынов человеческих ». В Кире он был вдохновлен деяниями Фридриха Великого на написание стихотворения, демонстрирующего идеал героя. Araspes und Panthea основан на эпизоде из Cyropaedia Xenophon.
View of Schloss Warthausen Johann Heinrich Tischbein (1781)Обращение Виланда было завершено в Биберахе, вернувшись в 1760 году. как директор канцелярии. Однообразие его жизни здесь было облегчено дружбой графа Стадиона, библиотека которого в замке Вартхаузен, недалеко от Бибераха, была хорошо снабжена французской и английской литературой. Виланд снова встретил свою раннюю любовь Софи Гутерманн, ставшую женой Хофрата Ла Роша, управляющего имением графа Стадиона.
В романе «Дон Сильвия фон Розальва» (1764), имитирующем Дон Кихота, он высмеивал свою прежнюю веру, а в Comische Erzählungen (1765) он дал свое экстравагантное воображение только слишком вольный повод.
Бывший Komödienhaus in der Schlachtmetzig в Биберах-ан-дер-Рис, где в 1762 году Буря (Шекспир ) в переводе Кристофа Мартин Виланд впервые был поставлен в Германии.Более важен роман Geschichte des Agathon (1766–1767), в котором Виланд под видом греческой фантастики описал свой духовный и интеллектуальный рост. Это произведение, рекомендованное Лессингом как «роман классического вкуса», знаменует собой эпоху в развитии современного психологического романа. Не меньшее значение имел перевод Виландом двадцати двух пьес Шекспира в прозу (8 томов, 1762–1766); это была первая попытка представить английского поэта немецкому народу в чем-то, приближающемся к целостности. Стихами Musarion oder die Philosophie der Grazien (1768), Idris (1768), Combabus (1770), Der neue Amadis (1771) Виланд открыл серию легких и изящных стихотворных романсов, которые так неотразимо понравились его современникам и действовали. как противоядие от сентиментальных эксцессов последующего движения Sturm und Drang. Musarion выступает за рациональное единство чувственного и духовного; Амадис празднует торжество интеллектуальной красоты над физической красотой.
Виланд женился на Анне Доротее фон Хилленбранд (8 июля 1746 - 9 ноября 1801) 21 октября 1765 года. У них было 14 детей. Дочь Виланда София Катарина Сюзанна Виланд (19 октября 1768 - 1 сентября 1837) вышла замуж за философа Карла Леонхарда Рейнхольда (1757-1823) 18 мая 1785 года.
Между 1769 и 1772 годами. Виланд был профессором философии в Эрфуртском университете. В «Verklagter Amor» («Обвиняемый купидон») он защищал любовные стихи; а в «Диалоге диогена фон Синопа» (1770) он дал общее обоснование своих философских взглядов.
В 1772 году он опубликовал «Der goldene Spiegel oder die Könige van Scheschian», педагогический труд в форме восточных рассказов; это привлекло внимание герцогини Анны Амалии Брауншвейг-Вольфенбюттель и привело к его назначению наставником ее двух сыновей, герцога Карла Августа и его брата принца Константина, Веймар. За исключением нескольких лет, проведенных в Оссманнштедте, где в дальнейшем он купил имение, Веймар оставался домом Виланда до его смерти. Обратив внимание на драматическую поэзию, он написал оперы либретто, такие как «Валь де Геркулес» («Выбор Геракла») и Альцест Антона Швейцера.
В 1773 году он основал Der teutsche Merkur, который под его редакцией (1773–1789) стал самым влиятельным литературным обозрением Германии. Однако его взгляды, представленные в нем, показали настолько узкий, условный дух французской критики, что он подвергся нападкам со стороны Гете в сатире Götter, Helden und Wieland ("Боги, герои и Виланд"). На этот Виланд очень добродушно ответил, рекомендуя это всем, кто любит остроумие и сарказм. Гете и Иоганн Готфрид Гердер вскоре были привлечены в Веймар, где герцогиня Анна Амалия образовала круг талантов и гений, к которому позже присоединился Фридрих Шиллер.
В политическом отношении Виланд был умеренным либерал, который выступал за конституционную монархию, свободную прессу и средний путь между крайностями левого и правого. По крайней мере, три его работы, Geschichte des Agathon, Der goldene Spiegel oder die Könige van Scheschian и Beiträge zur geheimen Geschichte des menschlichen Verstandes und Herzens, оказались в официальном списке чтения баварских иллюминатов.
Он также был либреттистом театральной труппы Сейлер театра Абеля Сейлера. Из его более поздних сочинений наиболее важными являются замечательная сатира на немецкую провинциальность - самое привлекательное из всех его прозаических произведений - Die Abderiten, eine sehr wahrscheinliche Geschichte (Очень вероятная история абдеритов, 1774 г.), ( перевел на французский Антуан Гильбер Гриффе де Лабом ) и очаровательные поэтические романы «Винтермерхен» (1776 г.), «Дас Соммермархен» (1777 г.), Герон дер Аделидж (1777 г.), «Первонте одер ди Вюнше» (1778 г.), а завершается поэтическим шедевром Виланда романтической эпопеей Оберон (1780). В 1780 году он создал зингшпиль Розамунде с композитором Антоном Швейцером.
В более поздних романах Виланда, таких как Geheime Geschichte des Philosophen Peregrinus Proteus (1791) и Аристипп и einige seiner Zeitgenossen (1800–1802 гг.), дидактическое и философское направление затемняет их небольшой литературный интерес. Он также перевел Сатиры Горация (1786), Произведения Люциана (1788–1789), Письма Цицерона (1808 и сл.) И с 1796 по 1803 год он редактировал Аттишеский музей, который внес ценный вклад в популяризацию греческих исследований. На Виланда также сильно повлияла французская сказочная мода XVIII века, он опубликовал сборник сказок под названием «Дчинистан» (1786–1789), в который вошли три оригинальные сказки «Der Stein der Weisen» («Философский камень»)., «Timander und Melissa» и «Der Druide oder die Salamanderin und die Bildsäule» («Друид или Саламандра и расписной столб»). Виланд оказал сильное влияние на немецкую литературу своего времени.
Он умер в Веймаре.