Бернар Ле Бовье де Фонтенель | |
---|---|
Портрет | |
Родился | (1657-02-11) 11 февраля 1657. Руан, Франция |
Умер | 9 января 1757 (1757-01-09) ( в возрасте 99 лет). Париж, Франция |
Род занятий | Эссеист |
Известные работы | Несколько |
Родственников | Томас Корнель и Пьер Корнель |
Бернар Ле Бовье де Фонтенель (французский: ; 11 февраля 1657 - 9 января 1757), также называемый Бернар Ле Буйе де Фонтенель, был французским писателем и влиятельным членом трех академий Institut de France, особенно известным своим доступным подходом к научным темам в период развития эпохи Просвещения.
Фонтенель родился в Руане, Франция (тогда столица Нормандии ) и умер в Париже всего за месяц до своего 100-летия. Его мать была сестрой великих французских драматургов Пьера и Томаса Корнеля. Его отец, Франсуа ле Бовье де Фонтенель, был юристом, работал в провинциальном суде Руана и происходил из семьи юристов из Алансона. Он обучался юриспруденции, но бросил после одного случая, посвятив свою жизнь написанию о философах и ученых, особенно защищая картезианскую традицию. Несмотря на несомненные достоинства и ценность его работ как для мирян, так и для научного сообщества, нет никаких сомнений в том, что он внесет основной вклад в эту область. Он был комментатором и экспликатором, а иногда и страстным, хотя в целом добродушным, спорщиком.
Он получил образование в колледже иезуитов, лицея Пьера Корнеля (хотя имя своего дяди (Пьер Корнель) он не принял до 1873 года, примерно 200 лет спустя). В лицее он отдавал предпочтение литературе и отличился.
Он начал как поэт, написав стихотворение на латыни в возрасте 13 лет и неоднократно соревновался за призы Французской академии, но он никогда ничего не выигрывал. Время от времени он бывал в Париже и сблизился с аббатом Сен-Пьером, аббатом Верто и математиком Пьером Вариньоном. В 1680 году он стал свидетелем полного провала своей трагедии Аспар. Впоследствии Фонтенель подтвердил общественный приговор, сжег свою злополучную драму. Его либретто на оперу Паскаля Колласса Тетис и Пеле («Фетида и Пелей »), премьера которой состоялась в Парижской опере в январе 1689 года, было встречено с большим успехом. признание.
Его Lettres galantes du chevalier d'Her..., анонимно опубликованные в 1685 году, представляли собой собрание писем, изображающих мирское общество того времени. Это сразу оставило свой след. В 1686 году его знаменитая аллегория Рима и Женевы, слегка замаскированная под соперничающих принцесс Мрео и Эенегу, в «Отношении де л'иль де Борнео» доказала его смелость в религиозных вопросах. Но именно в его «Новых диалогах смерти» (1683) Фонтенель действительно претендовал на высокий литературный ранг; и это заявление было усилено тремя годами позже тем, что было обобщено как наиболее влиятельная работа о множественности миров того периода, Entretiens sur la pluralité des mondes (1686). Он много писал о природе вселенной : «Узрите вселенную настолько огромную, что я потеряюсь в ней. Я больше не знаю, где я. Я просто ничто. Наш мир ужасает своей незначительностью.
Фонтенель поселился в Руане, но в 1687 году переехал в Париж; и в том же году он опубликовал свою «Историю оракулов», книгу, которая произвела значительный резонанс в теологических и философских кругах. Он состоял из двух эссе, первое из которых было разработано, чтобы доказать, что оракулы не были даны сверхъестественной силой демонов, а второе, что они не исчезли с рождением Иисуса. Это вызвало подозрение у церкви, и иезуит по имени Жан-Франсуа Бальтус опубликовал громоздкое опровержение его; но миролюбивый нрав ее автора побудил его оставить своего оппонента без ответа. К следующему году (1688 г.) принадлежит его «Экскурсовод о древних и современных», в котором он занял современную сторону в бушевавшей тогда полемике; его «Doutes sur le système Physique des причин» (против Николя Мальбранша ) появился вскоре после этого.
Он оставался влиятельным и в старшие годы, и когда в 1742 году неизвестный Жан-Жак Руссо встретил его, когда Фонтенелю было 85, он передал совет, который давал всем молодым писателям, которые приезжали. ему: «Вы должны смело предлагать свой лоб лавровым венкам и свой нос сморкаться».
Известный гурман, он объяснил свое долголетие употреблением клубники. В девяносто два года одна женщина написала, что он жив, как мужчина двадцати двух лет. Когда, когда ему было чуть больше девяноста, он встретил прекрасную мадам Гельвециус, он, как сообщается, сказал ей: «Ах, мадам, если бы мне снова было восемьдесят!»
В 1691 году он был принят во Французскую Академию, несмотря на решительные усилия сторонников «древних», особенно Расина и Буало, который четыре раза ранее добивался его отказа. Таким образом, он был членом Академии надписей и Академии наук ; а в 1697 году он стал бессменным секретарем последнего и занимал эту должность сорок два года; и именно в этом официальном качестве он написал Histoire du renouvellement de l'Académie des Sciences (Париж, 3 тома, 1708, 1717, 1722), содержащий выдержки и анализ протоколов, а также éloges членов, написанные с большой простотой и тонкостью. Возможно, самый известный из его произведений, которых всего шестьдесят девять, - это его дядя Пьер Корнель. Впервые это было напечатано в «Новых республиках литературы» (январь 1685 г.) и, как «Вие де Корнель», было включено во все издания «Жювров» Фонтенеля. Другими важными работами Фонтенеля являются его «Геометрические элементы» (1727 г.) и «Теория турбийонов» (1752 г.). В последнем он поддержал взгляды Рене Декарта относительно гравитации, материала, который к тому времени был фактически вытеснен работами Исаака Ньютона.
. Он известен доступностью своих работ - особенно его романский стиль. Это позволило людям, не являющимся учеными, оценить научные разработки в то время, когда это было необычно, а ученым - извлечь выгоду из мыслей общества в целом. Если его сочинение часто рассматривается как попытка популяризировать астрономические теории Декарта, величайшим представителем которого он иногда считается, он также обращался к грамотному обществу того времени с призывом к более активному участию в «натурфилософии», тем самым обогащая работу раннего Просвещения ученые. Несмотря на бесспорную ценность и качество его работ, он не имел серьезных претензий на оригинальные научные или математические работы, но это не позволяло ему останавливать его от прямой поддержки предложенных Декартом концепций роли вихрей в физике.
Фонтенель был популярной фигурой в образованном французском обществе своего периода и занимал почетное положение, сравнимое только с Вольтером. Однако, в отличие от Вольтера, Фонтенель избегал наживать серьезных врагов. Он уравновешивал свою склонность к универсальному критическому мышлению щедрыми дозами лести и похвалы соответствующим людям в аристократическом обществе.
Фонтенель является связующим звеном между двумя очень разными периодами французской литературы: Корнелем, Расином и Буало с одной стороны, и Вольтера, Даламбера и Дидро с другой стороны. Это можно сказать о нем не только в силу его преклонного возраста; на самом деле у него было много общего с beaux esprits 17 века, а также с философами 18 века. Но он по праву принадлежит скорее второму периоду, чем первому. Согласно Шарлю Огюстену Сент-Беву, он заслуживает места «dans la classe des esprits infiniment различий», но с отличием от интеллекта, а не интеллекта, и в меньшей степени за счет силы интеллекта. говоря больше, чем силой сказать немного хорошо. Было выпущено несколько сборников произведений Фонтенеля, первое из которых напечатано в трех томах. в Гааге в 1728–1729 гг. Лучшее из них - Парижское, в 8 томах, 1790 г. Некоторые из его отдельных работ часто переиздавались, а также переводились. Pluralité des mondes был переведен на современный греческий в 1794 году. Sainte-Beuve имеет интересный очерк о Фонтенелле с несколькими полезными ссылками в Causeries du lundi, т. iii. См. Также Villemain, Tableau de la littérature française au XVIIIe siècle; аббат Трюбле, Воспоминания о служении истории жизни и творчества г-на де Фонтенеля (1759 г.); A Laborde-Milaà, Fontenelle (1905), из серии «Grands écrivains français»; и L. Maigron, Fontenelle, l'homme, l'œuvre, l'influence (Париж, 1906).
Его Диалоги мертвых демонстрируют его эрудицию и остроумие, представляя вымышленные - но правдоподобные - диалоги между мертвыми древними и мертвыми современниками и целую книгу, посвященную диалогам между древним и древним. современное. На Монтеня, спрашивающего его, было ли в одни века мудрецы больше, чем в другие, Сократ грустно отвечает, что «общий порядок естеств кажется очень постоянным». В одной из книг Рокселана и Анна Болейн обсуждают политику и способ, которым женщина решает, чтобы мужчина женился на ней. Диалог между Монтесумой и Кортезом позволяет первому опровергнуть некоторые мифы о мудрости в Древней Греции, цитируя некоторые контрпримеры.
В 1935 году лунный кратер Fontenelle был назван его именем.
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Бернар Ле Бовье де Фонтенель |