Шотландское Просвещение

редактировать
Интеллектуальное движение в Шотландии 18–19 веков Дэвид Хьюм и Адам Смит на Шотландская национальная портретная галерея

шотландское Просвещение (Scots : Scots Enlichtenment, шотландский гэльский : Soillseachadh na h-Alba) был периодом в Шотландия 18-го и начала 19-го веков характеризовалась излиянием интеллектуальных и научных достижений. К восемнадцатому веку в Шотландии была сеть приходских школ в Лоулендсе и четыре университета. Культура Просвещения была основана на внимательном чтении новых книг, и интенсивные дискуссии происходили ежедневно в таких интеллектуальных местах в Эдинбурге, как The Select Society и, позднее, The Poker Club, а также в древних университетах Шотландии (Сент-Эндрюс, Абердин, Глазго и Эдинбург ).

Разделяя гуманистический и рационалистический взгляд на европейское Просвещение того же периода времени, мыслители шотландского Просвещения утверждали важность человеческого разума в сочетании с отказ от любого авторитета, который не может быть оправдан разумом. В Шотландии эпоху Просвещения характеризовали всесторонний эмпиризм и практичность, где главными ценностями были улучшение, добродетель и практическая польза для человека и общества как

Среди быстроразвивающихся областей были философия, политическая экономия, инженерия, архитектура, медицина, география логика, археология, ботаника и зоология, право, сельское хозяйство, химия и социология. Среди шотландских мыслителей и ученых того периода были Фрэнсис Хатчесон, Дэвид Хьюм, Адам Смит, Дугальд Стюарт, Томас Рид, Роберт Бернс, Адам Фергюсон, Джон Плейфэр, Джозеф Блэк и Джеймс Хаттон.

Шотландское Просвещение имело влияние далеко за пределы Шотландии, не только из-за того, что шотландские достижения ценились за пределами Шотландии, но и потому, что его идеи и взгляды распространились по всей Европе и через Атлантический мир как часть шотландская диаспора, а также европейские и американские студенты, которые учились в Шотландии.

Содержание
  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Экономический рост
    • 1.2 Система образования
    • 1.3 Интеллектуальный климат
  • 2 Основные интеллектуальные области
    • 2.1 Эмпиризм и индуктивные рассуждения
    • 2.2 Литература
    • 2.3 Экономика
    • 2.4 Социология и антропология
    • 2.5 Математика, наука и медицина
  • 3 Значимость
    • 3.1 Культурное влияние
    • 3.2 Более широкое влияние
    • 3.3 Культурные представления
  • 4 Ключевые цифры
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
    • 7.1 Первичные источники
  • 8 Внешние ссылки
История вопроса

Союз с Англией в 1707 году означал конец шотландского парламента. Парламентарии, политики, аристократы и ставленники переехали в Лондон. Шотландское право, однако, оставалось полностью отделенным от английского права, поэтому гражданские суды, юристы и юристы остались в Эдинбурге. Штаб-квартира и руководство Церкви Шотландии также остались, как и университеты и медицинское учреждение. Юристы и богословы вместе с профессорами, интеллектуалами, медиками, учеными и архитекторами сформировали новую элиту среднего класса, которая доминировала в городской Шотландии и способствовала шотландскому Просвещению.

Экономический рост

При объединении 1707 года в Англии было примерно в пять раз больше населения Шотландии и примерно в 36 раз больше богатства, но было четыре шотландских университета (Сент-Эндрюс, Глазго, Абердин и Эдинбург) против двух английских. Шотландия пережила начало экономического роста, который позволил ей преодолеть этот разрыв. Контакты с Англией привели к сознательной попытке улучшить сельское хозяйство среди дворянства и знати. Хотя некоторые владельцы поместья улучшили качество жизни своих перемещенных рабочих, ограждения привели к безработице и вынужденной миграции в города или за границу. Основным изменением в международной торговле стало быстрое расширение рынка Северной и Южной Америки. Глазго особенно выиграл от этой новой торговли; Первоначально поставляя в колонии промышленные товары, он стал центром торговли табаком, реэкспортируя, в частности, во Францию. Торговцами, занимавшимися этим прибыльным бизнесом, стали богатые табачные лорды, которые доминировали в городе большую часть восемнадцатого века. Банковское дело также развивалось в этот период. Банк Шотландии, основанный в 1695 году, подозревался в симпатиях к якобитам, и поэтому в 1727 году был основан его соперник Королевский банк Шотландии. основана в таких городах, как Глазго и Эр. Это сделало капитал доступным для бизнеса, улучшения дорог и торговли.

Система образования

Гуманистический акцент на образовании в Шотландии завершился принятием Закона об образовании 1496 года., который постановил, что все сыновья баронов и землевладельцев должны посещать гимназии. Цели сети приходских школ были приняты в рамках протестантской программы в 16 веке и ряда актов Тайного совета и парламента в 1616, 1633, 1646 и 1696 пытались поддержать его развитие и финансирование. К концу 17 века в Лоулендсе существовала в значительной степени полная сеть приходских школ, но в Хайлендсе базовое образование во многих областях все еще отсутствовало. Одним из следствий этой обширной сети школ стал рост «демократического мифа», который в 19 веке породил широко распространенное убеждение, что многие «парнишки» смогли подняться через систему и занять высокие должности., и эта грамотность была гораздо более распространена в Шотландии, чем в соседних штатах, особенно в Англии. В настоящее время историки расходятся во мнениях относительно того, отличались ли способности мальчиков, следовавших этим путем к социальному продвижению, от таковых в других сопоставимых странах, потому что образование в некоторых приходских школах было базовым и непродолжительным, а посещение не было обязательным. Независимо от того, какой на самом деле был уровень грамотности, очевидно, что многие шотландские студенты усвоили полезную форму визуальной грамотности, которая позволила им систематизировать и запоминать информацию превосходным образом.

К 17 веку в Шотландии было пять университетов по сравнению с двумя английскими. После срыва гражданских войн, Содружества и чисток в Реставрации они выздоровели с лекционной программой, которая могла охватывать экономику и науку, предлагая высококачественное гуманитарное образование сыновьям дворянства и дворянства. Все видели создание или восстановление кафедр математики. Обсерватории были построены в Сент-Эндрюсе и в колледжах Кингс и Маришаль в Абердине. Роберт Сиббалд (1641–1722) был назначен первым профессором медицины в Эдинбурге, и он стал одним из основателей Королевского колледжа врачей Эдинбурга в 1681 году. Эти разработки помогли университетам стать крупными центрами медицинского образования и поставить Шотландию на передний план нового мышления. К концу века Медицинская школа Эдинбургского университета, возможно, была одним из ведущих научных центров в Европе, имея такие имена, как анатом Александр Монро (secundus), химики Уильям Каллен и Джозеф Блэк, и естествоиспытатель Джон Уокер. К 18 веку доступ в шотландские университеты был, вероятно, более открытым, чем в современной Англии, Германии или Франции. Посещаемость была дешевле, а студенчество более представительным в социальном плане. В восемнадцатом веке Шотландия пожинала интеллектуальные плоды этой системы.

Интеллектуальный климат

Во Франции эпоха Просвещения была основана на салонах и достигла своей высшей точки в Энциклопедия (1751–1772 гг.) Под редакцией Дени Дидро и (до 1759 г.) Жана ле Рон д'Аламбер (1713–84) при участии сотен ведущих интеллектуалов, таких как как Вольтер (1694–1778), Руссо (1712–78) и Монтескье (1689–1755). Было продано около 25 000 экземпляров этого набора из 35 томов, половина из них - за пределами Франции. В интеллектуальной жизни Шотландии культура была ориентирована на книги. В 1763 г. в Эдинбурге было шесть типографий и три бумажных фабрики; к 1783 г. было 16 типографий и 12 бумажных фабрик.

Интеллектуальная жизнь вращалась вокруг ряда клубов, начиная с Эдинбурга в 1710-х годах. Одним из первых был Easy Club, соучредителем которого в Эдинбурге был якобитский печатник Томас Руддиман. Клубы не доходили до Глазго до 1740-х годов. Одним из первых и наиболее важных в городе был Клуб политической экономии, нацеленный на установление связей между академиками и торговцами, одним из первых видных членов которого был известный экономист Адам Смит. Другие клубы в Эдинбурге включали The Select Society, созданную молодым Алланом Рамзи, выдающимся художником, и философами Дэвидом Хьюмом и Адамом Смитом, а позже The Poker Club, созданный в 1762 году и названный Адамом Фергюсоном с целью «высунуть» мнение по вопросу о милиции.

Историк Джонатан Израэль утверждает, что к 1750 году В крупных городах Шотландии создана интеллектуальная инфраструктура взаимно поддерживающих институтов, таких как университеты, читательские общества, библиотеки, периодические издания, музеи и масонские ложи. Шотландская сеть была «преимущественно либеральной кальвинистской, ньютоновской и ориентированной на« дизайн »по характеру, сыгравшей важную роль в дальнейшем развитии трансатлантического Просвещения». Брюс Ленман говорит, что их «главным достижением была новая способность распознавать и интерпретировать социальные модели».

Основные интеллектуальные области

Эмпиризм и индуктивное мышление

Первый крупный философ Шотландским просветителем был Фрэнсис Хатчесон (1694–1746), который был профессором моральной философии в Глазго с 1729 по 1746 год. Он был важным связующим звеном между идеями Шафтсбери и более поздней школой. из шотландского реализма здравого смысла, развивающего утилитаризм и консеквенциалистское мышление. Также под влиянием Шефтсбери был Джордж Тернбулл (1698–1748), который был регентом Маришальского колледжа в Абердине и опубликовал новаторские работы в области христианской этики, искусства и образования.

Дэвид Юм (1711–76), чей Трактат о человеческой природе (1738) и Очерки, моральные и политические (1741) помогли очертить параметры философского эмпиризма и Скептицизм. Он окажет большое влияние на более поздних деятелей Просвещения, включая Адама Смита, Иммануила Канта и Джереми Бентама. Аргумент Юма о том, что в природе не существует эффективных причин, был поддержан и развит Томасом Брауном (1778–1820), который был преемником Дугальда Стюарта (1753–1828) в Эдинбурге. и кто будет иметь большое влияние на более поздних философов, включая Джона Стюарта Милля.

В отличие от Юма Томас Рид (1710–1796), ученик Тернбулла, вместе с министром Джордж Кэмпбелл (1719–1996) и писатель и моралист Джеймс Битти (1735–1803) сформулировали реализм здравого смысла. Рид изложил свои теории в «Исследовании человеческого разума на принципах здравого смысла» (1764 г.). Этот подход утверждал, что существуют определенные концепции, такие как человеческое существование, существование твердых предметов и некоторые основные моральные «первые принципы», которые являются неотъемлемыми для человека и из которых должны быть выведены все последующие аргументы и системы морали.. Это можно рассматривать как попытку примирить новые научные разработки эпохи Просвещения с религиозными убеждениями.

Литература

Среди крупных литературных деятелей Шотландии этого периода были Джеймс Босуэлл (1740–95), чьи «Повествования о Корсике» (1768) и Журнал путешествия на Гебриды (1785) основывались на его обширных путешествиях и чья жизнь Сэмюэля Джонсона (1791) является основным источником об одном из главных писателей английского Просвещения и его круге. Аллан Рамзи (1686–1758) заложил основы пробуждения интереса к старой шотландской литературе, а также руководит тенденцией пасторальной поэзии, помогая развить строфу Хабби как поэтическую форму. Юрист Генри Хоум, лорд Камс (1696–1782) внес большой вклад в изучение литературы с помощью Elements of Criticism (1762), которая стала стандартным учебником по риторике и стилю.

Хью Блэр (1718–1800) был священником Шотландской церкви и занимал кафедру риторики и художественной литературы в Эдинбургском университете. Он выпустил издание произведений Шекспира и наиболее известен своими Проповедями (1777–1801), пятитомным подтверждением практической христианской морали и Лекциями по риторике и изящной словесности (1783). Первый соединил ораторское искусство гуманизма с сложной теорией о взаимосвязи между познанием и происхождением языка. Это повлияло на многих ведущих мыслителей шотландского Просвещения, включая Адама Смита и Дугальда Стюарта.

Блэр был одним из тех, кто первым привлек внимание общественности к циклу Оссиана Джеймса Макферсона. Макферсон (1736–1796 гг.) Был первым шотландским поэтом, получившим международную репутацию. Утверждая, что нашел стихи, написанные древним бардом Оссианом, он опубликовал «переводы», которые были объявлены кельтским эквивалентом классического эпоса. «Финал», написанный в 1762 году, был быстро переведен на многие европейские языки, и его оценка естественной красоты и обработка древней легенды была признана более чем какой-либо отдельной работой, вызвавшей романтическое движение в европейской, и особенно в немецкой литературе, благодаря его влияние на Иоганна Готфрида фон Гердера и Иоганна Вольфганга фон Гете. В конце концов стало ясно, что эти стихи не были прямым переводом с гэльского, а были адаптированы в цветочек, чтобы удовлетворить эстетические ожидания аудитории.

До Роберта Бернса (1759–96) больше всего важным шотландским поэтом был Роберт Фергюссон (1750–74), который также работал на английском языке. Его работы часто прославляли его родной Эдинбург и веселость эпохи Просвещения, как в его самой известной поэме «Auld Reekie» (1773). Бернс, эрширский поэт и автор текстов, теперь широко известен как национальный поэт Шотландии и стал важной фигурой в романтическом движении. Помимо создания оригинальных композиций, Бернс также собирал народные песни со всей Шотландии, часто пересматривая или адаптируя их. Поэзия Бернса основывалась на знании классической, библейской и английской литературы, а также шотландской макарской традиции..

Экономика

Адам Смит разработал и опубликовал Богатство народов, отправную точку современной экономики. В этом исследовании, оказавшем непосредственное влияние на экономическую политику Великобритании, до сих пор ведутся дискуссии о глобализации и тарифах. В книге земля, труд и капитал определены как три фактора производства и основные составляющие богатства нации, в отличие от физиократической идеи, что только сельское хозяйство является продуктивным. Смит обсудил потенциальные преимущества специализации посредством разделения труда, включая повышение производительности труда и выгоды от торговли, будь то между городом и деревней или между странами. Его «теорема» о том, что «разделение труда ограничено масштабами рынка», была описана как «ядро теории функций фирмы и отрасли » и «фундаментальный принцип экономической организации». В аргументе, который включает в себя «один из самых известных отрывков во всей экономической теории», Смит представляет, что каждый человек пытается использовать любой капитал, которым он может распоряжаться, для своей выгоды, а не общества, и ради прибыли, что является необходимо на определенном уровне для использования капитала в отечественной промышленности и положительно связано со стоимостью продукции. Экономисты связали концепцию «невидимой руки» Смита с его заботой об обычных мужчине и женщине посредством экономического роста и развития, обеспечивающих более высокий уровень потребления, который Смит описывает как «единственную цель и цель всего производства ».

Социология и антропология

Шотландские мыслители Просвещения разработали то, что называли такие ведущие мыслители, как Джеймс Бернетт, лорд Монбоддо (1714–1999) и лорд Камес наука о человеке, которая исторически была выражена в трудах таких мыслителей, как Джеймс Бернетт, Адам Фергюсон, Джон Миллар, Уильям Робертсон и Джон Уокер, все из которых объединили научные исследования того, как люди ведут себя в древних и примитивных культурах, с осознанием определяющих сил современности. Современные представления о визуальной антропологии пронизывают лекции ведущих шотландских ученых, таких как Хью Блэр, и Алан Свингвуд утверждает, что современная социология зародилась в Шотландии. Лорд Монбоддо сегодня наиболее известен как основоположник современной сравнительно-исторической лингвистики. Он был первым крупным деятелем, который утверждал, что человечество развило языковые навыки в ответ на его изменяющуюся среду и социальные структуры. Он был одним из многих ученых, участвовавших в разработке ранних концепций эволюции, и ему приписывают принципиальное предвосхищение идеи естественного отбора, развившейся в научная теория от Чарльза Дарвина и Альфреда Рассела Уоллеса.

Математика, наука и медицина

Одним из центральных столпов шотландского Просвещения были научные и медицинские знания. Многие из ключевых мыслителей получили медицинское образование, изучали естественные науки и медицину в университете или самостоятельно в какой-то момент своей карьеры. Точно так же было заметно присутствие специалистов с университетской медицинской подготовкой, особенно врачей, аптекарей, хирургов и даже министров, которые жили в провинциальных условиях. В отличие от Англии или других европейских стран, таких как Франция или Австрия, интеллигенция Шотландии не была обязана влиятельным аристократическим покровителям, и это побудило их смотреть на науку глазами полезности, усовершенствования и реформ.

Колин Маклорен (1698–1698). 1746) был назначен заведующим кафедрой математики в возрасте 19 лет в Маришаль-колледже и был ведущим британским математиком своей эпохи. Математик и физик сэр Джон Лесли (1766–1832) известен прежде всего своими экспериментами с теплом и был первым человеком, который искусственно создал лед.

Среди других крупных деятелей науки Уильям Каллен (1710–90), врач и химик, Джеймс Андерсон (1739–1808), агроном. Джозеф Блэк (1728–1799), физик и химик, открыл двуокись углерода (неподвижный воздух) и скрытую теплоту и разработал то, что многие считают первыми химическими формулами.

Джеймс Хаттон (1726–97) был первым современным геологом, его Теория Земли (1795) бросила вызов существующим представлениям о возрасте Земли. Его идеи популяризировал ученый и математик Джон Плейфэр (1748–1819). До Джеймса Хаттона, преп. Дэвид Ур, тогдашний министр округа Ист-Килбрайд, был первым, кто изобразил ракушки «энтрочи» на иллюстрациях и сделал отчеты о геологии южной Шотландии. Находки Дэвида Юра оказали достаточно влияния, чтобы вдохновить шотландцев на запись и интерпретацию естественной истории и ископаемых, основной части шотландского Просвещения.

Эдинбург стал крупным центром медицинского обучения и исследований.

Значение

Представителем далеко идущего влияния шотландского Просвещения была новая Британская энциклопедия, который был разработан в Эдинбурге Колином Макфаркуаром, Эндрю Беллом и другими. Впервые он был опубликован в трех томах между 1768 и 1771 годами, с 2659 страницами и 160 гравюрами, и быстро стал стандартным справочным изданием в англоязычном мире. Четвертое издание (1810 г.) насчитывало 16 000 страниц в 20 томах. Энциклопедия продолжала публиковаться в Эдинбурге до 1898 года, когда она была продана американскому издателю.

Культурное влияние

Шотландское Просвещение имело множество аспектов, оказывая влияние на культуру нации в нескольких областях. включая архитектуру, искусство и музыку.

Шотландия родила некоторых из самых значительных архитекторов того периода, которые были вовлечены в интеллектуальную культуру Просвещения. Роберт Адам (1728–1792) был дизайнером интерьеров, а также архитектором; его братья разработали стиль Адама. Он оказал влияние на развитие архитектуры в Британии, Западной Европе, Северная Америка и в России. Главным соперником Адама был Уильям Чемберс, другой шотландец, но родившийся в Швеции. Чемберс был назначен наставником по архитектуре у принца Уэльского, позднее Георга III, а в 1766 году вместе с Робертом Адамом в качестве архитектора короля

Среди художников Джон Александр и его младший современник Уильям Моссман (1700–71). Они нарисовали многие фигуры раннего Просвещения Эдинбурга. Ведущий шотландский художник конца восемнадцатого века, Аллан Рамзи, учился в Швеции, Лондоне и Италии, прежде чем обосноваться в Эдинбурге, где он зарекомендовал себя как ведущий портретист шотландской знати и создал портреты многих крупных фигур Шотландии. Шотландское Просвещение, включая его друга философа Дэвида Юма и гостя Жан-Жака Руссо. Гэвин Гамильтон (1723–1998) провел почти всю свою карьеру в Италии и стал пионером Неоклассический художник исторических и мифических тем, в том числе его изображения сцен из Илиады Гомера, а также выступал в качестве неофициального наставника британских художников и в качестве одного из первых археологов и антикваров. Многие из его работ можно рассматривать как рассуждения эпохи Просвещения о происхождении общества и политики, включая Смерть Лукреции (1768 г.), событие, которое, как считается, имеет решающее значение для рождения Римской республики. Его классицизм оказал большое влияние на французского художника Жака-Луи Давида (1748–1825).

Рост музыкальной культуры в столице ознаменовался учреждением Музыкального общества Эдинбурга в 1728 году. Известно, что в этот период действовали шотландские композиторы: Александр Манро (около 1732 года), Джеймс Фоулис (1710–73) и Чарльз Маклин (около 1737 года). Томас Эрскин, Шестой граф Келли (1732–81) был одним из самых важных британских композиторов своей эпохи и первым шотландцем, который, как известно, написал симфонию. В середине восемнадцатого века группа шотландских композиторов начала откликаться на призыв Аллана Рэмси «владеть и совершенствовать» свою собственную музыкальную традицию, создав то, что Джеймс Джонсон охарактеризовал как «стиль шотландской гостиной», взяв, главным образом, шотландские мелодии из низин. и добавление простых фигурных басов и других элементов итальянской музыки, которые сделали их приемлемыми для аудитории среднего класса. Он набрал обороты, когда к 1740 году присоединились такие крупные шотландские композиторы, как Джеймс Освальд (1710–69) и Уильям МакГиббон ​​ (1690–1756). Любопытное собрание шотландских песен Освальда (1740) было один из первых, кто включил гэльские мелодии наряду с лоулендскими мелодиями, установив общую моду к середине века и помогая создать единую шотландскую музыкальную идентичность. Однако с изменением моды количество публикаций сборников шотландских мелодий сократилось в пользу их включения в британские сборники.

Более широкое влияние

В то время как шотландское Просвещение традиционно является Считается, что к концу 18-го века непропорционально большой вклад Шотландии в британскую науку и литературу продолжался еще 50 лет или более, благодаря таким цифрам, как Томас Карлайл, Джеймс Уотт, Уильям Мердок, Джеймс Клерк Максвелл, лорд Кельвин и сэр Вальтер Скотт. Влияние движения распространилось за пределы Шотландии по Британской империи и на континент. Политические идеи оказали большое влияние на отцов-основателей США, которые откололись от империи в 1775 году. Философия реализма здравого смысла была особенно влиятельной в американской мысли XIX века. и религия.

Культурные репрезентации

Шотландский драматург Роберт Маклеллан (1907-1985) написал ряд полнометражных сценических комедий, которые дают застенчивое представление Эдинбург на пике шотландского просвещения, особенно (1957). Эти пьесы содержат отсылки ко многим фигурам, исторически связанным с движением, и высмеивают различные социальные противоречия, особенно в области разговорной речи, между традиционным обществом и англизированными шотландцами, которые представили себя как представители так называемого новые манеры ». Другие более поздние примеры включают (1962) сценический портрет молодого Джеймса Босвелла и (1967), который привлекает внимание к консервативной религиозной реакции в стране, которая угрожала остановить просвещение. Маклеллан представляет эти противоречия в национальных терминах комплексно, беспристрастно и многогранно.

Ключевые фигуры

Плюс те, кто посещал и переписывался с шотландскими учеными:

См. также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Аллан, Дэвид, Добродетель, Обучение и Шотландское Просвещение: Идеи стипендии по ранней современной истории, Edinburgh University Press, 1993, ISBN 978-0-7486-0438-8.
  • Берри, CJ, Социальная теория Of The Scottish Enlightenment, Edinburgh University Press 1997, ISBN 0-7486-0864-8.
  • Броди, Александр. Шотландское Просвещение: исторический век исторической нации. Бирлинн 2002. Мягкая обложка: ISBN 1-84158-151-8, ISBN 978-1-84158-151-4.
  • Броди, Александр, изд. Кембриджский компаньон шотландского просвещения. (Cambridge Companions to Philosophy) Cambridge University Press, 2003. ISBN 978-0-521-00323-0.
  • Брюс, Дункан А. Марк шотландцев: их удивительный вклад в историю, науку, демократию, литературу и искусство. 1996. Твердый переплет: ISBN 1-55972-356-4, ISBN 978-1-55972-356-5. Citadel, Kensington Books, 2000. Мягкая обложка: ISBN 0-8065-2060-4, ISBN 978-0-8065 -2060-5.
  • Бьюкен, Джеймс переполнен гением: Эдинбургский момент разума. (Harper Perennial, 2004). ISBN 978-0-06-055889-5.
  • Кэмпбелл Р. Х. и Эндрю С. Скиннер, ред. Истоки и природа шотландского просвещения (1982), 12 эссе ученых, в особенности. по истории науки
  • Дайче, Дэвид, Питер Джонс и Джин Джонс. Рассадник гения: шотландское просвещение, 1730–1790 (1986), 170 стр; хорошо иллюстрированное введение
  • Дерри, Дж. Ф. Дарвин в Шотландии: Эдинбург, эволюция и просвещение. Whittles Publishing, 2009. Мягкая обложка: ISBN 1-904445-57-8.
  • Daiches, David, Peter Jones, Jean Jones (ред.). Рассадник гения: шотландское Просвещение 1731–1790. (Издательство Эдинбургского университета, 1986); ISBN 0-85411-069-0
  • Даньяк, Жан-Франсуа и Энн Томсон, ред. Просвещение в Шотландии: национальные и международные перспективы (2015)
  • Эдди, Мэтью Дэниел. Язык минералогии: Джон Уокер, химия и Эдинбургская медицинская школа, 1750–1800 (2008).
  • Голди, Марк. "Шотландское католическое просвещение", Журнал британских исследований, том. 30, No. 1 (январь 1991 г.), стр. 20–62 в JSTOR
  • Graham, Gordon. «Нравственность и чувства в шотландском Просвещении», Philosophy Vol. 76, № 296 (апрель 2001 г.), стр. 271–82 в JSTOR
  • Герман, Артур. Как шотландцы изобрели современный мир: правдивая история о том, как беднейшая нация Западной Европы создала наш мир и все в нем (Crown Publishing Group, 2001), ISBN 0-609-80999-7.
  • Крюк, Эндрю (ред.) История шотландской литературы. Vol. 2. 1660–1800 (Абердин, 1987).
  • Израиль, Джонатан «Шотландское просвещение и человеческий прогресс», глава 9 в «Демократическое просвещение: философия, революция и права человека» 1750–1790 (2011) стр. 233–69 отрывок и текстовый поиск
  • Ленман, Брюс П. Просвещение и перемены: Шотландия 1746–1832 (2-е изд. Серия «Новая история Шотландии». Издательство Эдинбургского университета, 2009). 280 стр. ISBN 978-0-7486-2515-4 ; 1-е издание также опубликовано под заголовками «Интеграция, просвещение и индустриализация: Шотландия, 1746–1832 (1981)» и «Интеграция и просвещение: Шотландия, 1746–1832» (1992); общий обзор
  • Скотт, Пол Х. (ред.) Шотландия. Краткая культурная история (Эдинбург, 1993).
  • Свингвуд, Алан. «Истоки социологии: случай шотландского просвещения», Британский журнал социологии, Vol. 21, No. 2 (июнь 1970 г.), стр. 164–80 в JSTOR
  • Таузи, Марк Р.М. Читая шотландское просвещение: книги и их читатели в провинциальной Шотландии, 1750–1820 (2010)

Первоисточники

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-07 06:32:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте