Зомби

редактировать
Вымышленная нежить

Ночь живыхецов Джорджа А. Ромеро (1968)) считается прародителем вымышленного зомби современной культуры

A зомби (гаитянский французский : зомби, гаитянский креол : zonbi) является вымышленной нежитью телесный ревенант, созданный путем реанимации трупа. Зомби чаще всего встречаются в произведениях жанра ужасы и фэнтези. Термин происходит из гаитянского фольклора, в котором зомби - это мертвое тело, оживленное с помощью различных методов, чаще всего магии. Современные изображения воскрешения мертвых не обязательно связаны с магией, но часто используют научно-фантастические методы, такие как носители, радиация, психические заболевания, состояние, патогены, паразиты, случайности в науке и т. Д.

Английское слово «зомби» было впервые зарегистрировано в 1819 году в истории поэт Роберт Саути, в образе «зомби». Оксфордский словарь английского языка дает слово как западноафриканское происхождение и сравнивает его со словами Конго нзамби (бог) и зумби или нзумби (фетиш ). Некоторые авторы также сравнивают его со словом Конго вумби (мвумби) (призрак, ревенант, труп, который все еще поддерживает душу), (нвумби) (тело без души). В кимбунду-португальский язык 1903 года родственное слово нзумби определяет как душа, тогда как более поздний кимбунду-португальский словарь определяет его как «дух, который должен блуждать по земле, чтобы мучить живых». Одной из первых книг, познакомивших западную культуру с концепцией зомби-вуду, была У. «Волшебный остров» Б. Сибрука (1929), сенсационный рассказ рассказчика, который сталкивается с культами вуду на Гаити и их возрожденными рабами.

Новая версия зомби, отличная от той, что описана в гаитянском фольклоре, появилась в массовой культуре во второй половине 20 века. Эта интерпретация зомби в степени заимствована из фильма Джорджа А. Ромеро Ночь живых мертвецов (1968), частично был вдохновлен Ричардом Мэтисоном Роман Я - легенда (1954). Слово зомби не используется в «Ночи живых мертвецов», но фанаты использовали его позже. После фильмов о зомби, таких как Рассвет мертвецов (1978) и Майкла Джексона, музыкальное видео Триллер (1983), жанр на несколько лет пришел в упадок.

В Восточной Азии в конце 1990-х японские видеоигры о зомби Resident Evil и The House of the Dead привели к возрождению зомби в массовой культуре. Кроме того, в «Доме мертвых» появился новый тип зомби, отличный от медленных зомби Ромеро: быстро бегающий зомби. За этими играми последовала волна низкобюджетных азиатских фильмов о зомби, как комедия о зомби Bio Zombie (1998) и боевик Versus (2000), а затем новая волна западных фильмов о зомби в начале 2000-х, включая фильмы с участием быстро бегающих зомби, такие как 28 дней спустя (2002), Resident Evil и Дом мертвых и римейк Рассвет мертвецов 2004 года, в то время как британский фильм Шон из мертвых (2004) был в зомби комедийный поджанр. Концепция «зомби-апокалипсис », в которой цивилизованный мир низвергается глобальным нашествием зомби, с тех пор стала основным элементом современного популярного искусства.

В конце 2000-х и в 2010-х годах произошла гуманизация и романтизация архетипа зомби, когда зомби все чаще изображались как друзья и любовные интересы людей. Яркими примерами последним являются фильмы Теплые тела и Зомби, романы Американские боги Нила Геймана, Поколение мертвых Дэниела Уотерса и Песня костей Джона Мини, анимационный фильм Труп невесты, сериал Pushing Daisies и iZombie и манга / роман / аниме серия Санкария: Бессмертная любовь и Это зомби? В данном контексте зомби часто рассматриваются как подставные лица для дискриминируемых, борющихся за равенство, а романтические отношения между людьми, интерпретируются как метафора сексуального освобождения и нарушения табу (учитывая, что зомби подвержены диким желаниям и свободны от социальных условий).

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Народные верования
    • 2.1 Гаитянская традиция
    • 2.2 Африканские и связанные с ними легенды
    • 2.3 Истоки верований зомби
      • 2.3.1 Химическая гипотеза
      • 2.3.2 Социальные гипотеза
  • 3 Эволюция архетипа современного зомби
  • 4 Режим художественная литература
    • 4.1 В кино и на телевидении
      • 4.1.1 Джордж А. Ромеро и современный фильм о зомби (1968–1985)
      • 4.1.2 Относительный упадок в западном мире (1985–1995)
      • 4.1.3 Ранние азиатские фильмы о зомби (1985–1995)
      • 4.1.4 Возрождение зомби на Дальнем Востоке (1996–2001)
      • 4.1.5 Мировое возрождение фильмов о зомби (2001–2008)
      • 4.1.6 Продолжающийся успех фильмов и сериалы о зомби (2008–2015)
      • 4.1.7 Относительный спад (2015 - настоящее время)
      • 4.1.8 Зомби-апокалипсис
      • 4.1.9 Подтекст
      • 4.1.10 Элементы сюжета
    • 4.2 В печати и литературе
    • 4.3 В аниме и манге
    • 4.4 В искусстве
    • 4.5 В видеоиграх
    • 4.6 В государственных СМИ
    • 4.7 В музыке
    • 4.8 В общественной деятельности
    • 4.9 В теоретических академических исследованиях
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Цитированные тексты
  • 7 Дополнительная литература
Этимология

Английское слово «зомби» впервые было записано в 1819 г. в истории поэта Бразилии Робертом Саути, в форме «зомби», имея в виду афро-бразильского лидера повстанцев. амед Зумби и этимология его имени в «нзамби». Оксфордский словарь английского языка указывает происхождение слова как центральноафриканский и сравнивает его со словами Конго «нзамби» (бог) и «зумби» (фетиш).

В гаитянском фольклоре зомби (гаитянский французский : зомби, гаитянский креол : зонби) - это оживший труп воспитанный магическими средствами, такими как колдовство.

. Эта концепция обычно ассоциируется с религией вуду, но она не играет никакой роли в формальных практиках веры.

Не совсем ясно, как существовать из современных фильмов о зомби стали называть «зомби». В фильме «Ночь живых мертвецов» не упоминалось о своих противниках-нежити как о «зомби», вместо этого они были продвижения как «упыри » (хотя упыри, происходящие из арабского фольклора, являются демонами, а не нежитью)). Хотя Джордж Ромеро использовал термин «гуль» в своих оригинальных сценариях, в более поздних интервью он использовал термин «зомби». Слово «зомби» используется исключительно Ромеро в сценарии своего продолжения Рассвет мертвецов (1978), в том числе один раз в диалоге. По словам Джорджа Ромеро, кинокритики оказали влияние на то, что термин «зомби» ассоциировался с его созданием, и особенно французский журнал Cahiers du Cinéma. В конце концов он принял эту связь, хотя он оставался убежденным в то время, что «зомби» соответствовали рабам-нежитью гаитянского вуду, как изображено в Белом зомби с Белой Лугоши.

Народные верования

Гаитянская традиция

Изображение зомби в сумерках на поле сахарного тростника

Зомби широко представляет в сельском фольклоре Гаити как мертвые люди, физически возрожденные в результате акта некромантии бокора, колдуна или ведьмы. Бокору противостоят хунган (жрец) и мамбо (жрица) формальной религии вуду. Зомби остается под контролем бокора как личный раб, не имея собственной воли.

Гаитянская традиция также включает бестелесный тип зомби, «зомби астрал », который является частью души. Бокор может захватить астрал зомби, чтобы усилить его духовную силу. Зомби-астрал также может быть запечатан внутри специально украшенной бутылки и продан клиенту, чтобы принести удачу, исцеление или успех в бизнесе. Считается, что Бог в конечном итоге вернет зомби, поэтому зомби - временное духовное существо.

Два типа зомби отражают дуализм души, верование гаитянского вуду. Таким образом, каждому типу легендарного зомби не хватает половины своей души (плоти или духа).

Вера в зомби уходит корнями в традиции, принесенные на Гаити порабощенными африканцами и их последующим опытом в Новом Свете. Считалось, что божество вуду барон Самеди соберет их из могилы, чтобы перенести в райский загробный мир в Африке («Гвинея »), если они не обидят его каким-либо образом, и в этом случае они останутся рабами после смерти, как зомби. Зомби также можно было спасти, накормив их солью. Английский профессор Эми Вилентц написала, что на современную концепцию зомби сильно повлияло гаитянское рабство. Водители рабов на плантациях, которые обычно сами были рабами, иногда и священниками вуду, использовали страх перед зомбификацией, чтобы отговорить рабов от самоубийства.

Хотя большинство ученых связывает гаитянских зомби с африканскими культурами, существует также связь, предложенная коренным народом таино острова, частично основанным на ранних рейтингах местных шаманистских практик, написанных монахом- иеронимитом, товарищем Христофора Колумба.

гаитянского Феномен зомби впервые привлекательное широкое международное внимание во время оккупации Гаити Соединенными Штатами (1915–1934), когда начал появляться ряд историй болезни предполагаемых «Зомби». Первой популярной книгой, посвященной этой теме, была «Волшебный остров» Уильяма Сибрука (1929). Сибрук процитировал статью 246 гаитянского уголовного кодекса, который был принят в 1864 году, утвержддая, что это было официальное признание зомби. Этот отрывок позже был использован в рекламных материалах к фильму 1932 года Белый зомби.

Также как покушение на убийство может быть использовано любое лицо, использующее вещество, не вызывающее фактической смерти, вызывающее летаргическую кому. или менее продолжительный. Человек был похоронен, это деяние будет считаться независимо от того, какой результат последует.

— Код pénal

В 1937 году при исследовании фольклора на Гаити, Зора Нил Херстон столкнулась со случаем, когда женщина появилась в деревне. Семья утверждала, что это Фелиция Феликс-Ментор, родственница, которая умерла и была похоронена в 1907 году в возрасте 29 лет. Женщина была осмотрена врачом; Рентген показал, что у нее не было перелома ноги, который, как известно, был у Феликс-Ментора. Херстон продолжала распространять слухи о том, что пострадавшим давали сильнодействующее психоактивное средство, но она не смогла найти людей, готовых предоставить много информации. Она писала: «Более того, если наука когда-нибудь докопается до сути Вуду на Гаити и в Африке обнаружится, что некоторые важные медицинские секреты, до сих пор неизвестные медицине, придают силу, а не жесты процедуры».

Африканские и связанные с ними легенды

Центральное или западноафриканское происхождение гаитянского зомби было постулировано на основе двух этимологий языка Конго, нзамби («бог») и зумби ("фетиш "). Этот корень помогает сформировать имена нескольких божеств, в том числе божества-создателя Конго Нзамби а Мпунгу и божества-змея Луизианы Ли Гранд Зомби (местная версия гаитянского Дамбалла ), но на самом деле это общее слово для обозначения божественного духа. Распространенное африканское представление о самых под этими именами больше похоже на бестелесный «зомби-астрал», как у духов Конго Нкиси.

Родственное, но также часто бестелесное существо-нежить - это jumbee из русскоязычных стран Карибского бассейна, имеющего ту же этимологию; во Французской Вест-Индии также признаются местные «зомби», но они более общую духовную природу.

Идея физических зомби-подобных присутствует в некоторых южноафриканских странах. культур, где они называются ксидачане в Сото / Цонга и мадуксване в Венда. В некоторых сообществах считается что маленький ребенок может зомбировать мертвого человека. Говорят, что заклинание может быть снято достаточно мощной сангомой. В некоторых регионах Южной Африки также считается, ведьмы могут зомбировать человека, убивая и завладев телом жертвы, чтобы заставить ее работать рабами. После того, как были построены железнодорожные пути для перевозки рабочих-мигрантов, стали появляться истории о «колдовских поездах». Эти поезда казались обычными, но были укомплектованы зомбированными рабочими управляемыми ведьмами. Поезда похищали человека, садившегося ночью, и этого человека либо зомбировали, либо избивали из поезда на расстояние от местоположения.

Истоки верований зомби

Химия гипотеза

Через несколько десятилетий после работы Херстона Уэйд Дэвис, гарвардский этноботаник, представил фармакологический аргумент в пользу зомби в статье 1983 года в Журнал этнофармакологии, а затем в двух популярных книгах: Змей и радуга (1985) и Прохождение тьмы: этнобиология гаитянского зомби (1988).

Дэвис побывал на Гаити в 1982 году и в результате своих исследований утверждал, что живого человека можно превратить в зомби, введя в кровоток два специального порошка (обычно через рану). Первый, французский : coup de poudre («пороховой удар»), включает тетродотоксин (TTX), мощный и часто смертельный нейротоксин, обнаруженный в плоти иглобрюха (семейство Tetraodontidae). Второй порошок состоит из делириантных препаратов, таких как дурман. Говорят, что вместе эти порошки вызывают состояние, подобное смерти, в котором воля жертвы полностью подчиняется воле бокора. Дэвис также популяризировал историю Клэрвиуса Нарцисса, который, как утверждалось, стал жертвой этой практики. Самый сомнительный с этой точки зрения и наименования изученный с научной точки зрения ингредиент порошков - это часть мозга недавно похороненного ребенка.

Процесс, описанный Дэвисом, был начальным состоянием смертоносного анабиоза, за которым следовало повторное -пробуждение - обычно после похорон - до психотического состояния. Психоз, вызванный наркотиком и психологической травмой, был выдвинут Дэвисом, чтобы укрепить культурно усвоенные убеждения и побудить человека воссоздать свою идентичность как зомби, поскольку они «знали» что они мертвы и не имеют никакой другая роль в гаитянском обществе. Социальное подкрепление веры было предположено Дэвисом, чтобы подтвердить для зомби-индивида состояние зомби, и такие люди, как известно, слонялись на кладбищах, демонстрируя низкое эмоциональное отношение.

Заявление Дэвиса подверглось критике, особенно предположение, что гаитянские знахари могут удерживать «зомби» в состоянии фармакологически индуцированного транса в течение многих лет. Симптомы отравления ТТХ рассматриваются от онемения и тошноты до паралича - особенно мышц диафрагмы - потери сознания и смерти, но не включают скованность походки или смертельный транс. По словам психолога Теренса Хайнса, научное сообщество отвергает тетродотоксин как причину этого состояния, оценка Дэвисом характера сообщений о гаитянских зомби рассматриваются как чрезмерно легковерная.

Социальные сети. гипотеза

шотландский психиатр Р. Д. Лэинг Соглашение между социальными и культурными ожиданиями и принуждением в контексте шизофрении и других психических заболеваний, предположив, что шизогенез может быть причиной некоторых психологических проблем зомбиции. В частности, это предполагает случаи, когда шизофрения проявляется в состоянии кататонии.

Роланд Литтлвуд, профессор антропологии и психиатрии, опубликованное исследование, подтверждающее социальное объяснение феномена зомби, в медицинском журнале The Lancet в 1997 году. Социальное объяснение рассматривает наблюдаемые случаи, идентифицированных как зомби, как синдром, связанный с культурой, с особой культурной усыновления, практикуемой в Гаити, которая объединяет бездомные и психически больные со скорбящими семьями, которые видят в них своих «вернувшихся» потерянных близких, как Литтлвуд резюмирует свои выводы в статье в Times Higher Education :

, я пришел к выводу, хотя это Маловероятно, что существует единое объяснение для всех случаев, когда зомби узнаются местными родителями на Гаити, ошибочное опознание блуждающего психически больного незнакомца родственниками, потерявшими близких, наиболее вероятным объяснением во многих случаях. Люди с хроническим шизофреническим заболеванием, повреждением головного мозга или неспособностью к обучению не редкость в области Гаити, и их особенно часто называют зомби.

Эволюция архетипа современного зомби

Пуллиам и Фонсека (2014) и Walz (2006) прослеживают происхождение зомби до древней Месопотамии. В «Нисхождении Иштар» богиня Иштар угрожает:

Если ты не откроешь ворота, чтобы я мог войти,. я разобью дверь и разобью засов,. я выбьет косяк двери и опрокинет двери,. подниму мертвых, и они съедят живых:. и мертвых будет больше живых!

Она повторяет ту же угрозу в слегка измененной форме в Эпосе о Гильгамеше.

Одной из первых книг, раскрывающих западную культуру концепции зомби-вуду, была «Волшебный остров» (1929 г.) W. Б. Сибрук. Это нашумевший рассказ рассказчика, который сталкивается с культами вуду на Гаити и их воскресшими рабами. Time прокомментировал, что книга «ввела слово« зомби »в американскую речь». У зомби сложное литературное наследие, от Ричарда Мэтисона до Х. От П. Лавкрафта до Мэри Шелли Франкенштейна, основанного на европейском фольклоре нежити. Виктор Гальперин снял Белый зомби (1932), фильм ужасов с Белой Лугоши в главной роли. Здесь зомби изображены как бездумные, бездумные приспешники под чарами злого мага. Зомби, часто все еще использующие это логическое обоснование, вдохновленное вуду, изначально были редкостью в кино, но время от времени их появления продолжались в течение 1930-1960-х годов с фильмами, включая Я шел с зомби (1943) и План 9 из космоса (1959).

Актер Т. П. Кук в роли Монстра Франкенштейна в постановке 1823 года романа

Франкенштейн Мэри Шелли, хотя и не является романом о зомби как таковом, но является прообразом многих представлений о зомби 20-го века. в том, что воскресение мертвых изображается скорее как научный, чем мистический процесс, и что воскресшие мертвые деградированы и более жестокие, чем их живые я. История Франкенштейна, опубликованная в 1818 году, уходит корнями в европейский фольклор, рассказы которого о мстительных мертвецах также повлияли на эволюцию современной концепции вампира. Позже известные истории 19-го века о мстительной нежити включали Амброуза Бирса «Смерть Халпина Фрейзера » и различные рассказы готического романтизма Эдгара. Аллан По. Хотя их работы нельзя было должным образом считать вымыслом о зомби, сверхъестественные сказки Бирса и По оказали влияние на более поздних авторов, таких как Х. П. Лавкрафт, по собственному признанию Лавкрафта.

В 1920-х и начале 1930-х годов американский автор ужасов Х. П. Лавкрафт написал нескольконовелл, в которых исследуется тема нежити. «Холодный воздух », «В Убежище » и «Посторонний » - все они имеют дело с нежитью, но Герберт Вест-Реаниматор (1921) «помог определить зомби в массовой культуре». В этой серии рассказов фигурирует Герберт Уэст, безумный ученый, который пытается восстановить человеческие трупы с неоднозначными результатами. Примечательно, что воскресшие мертвые неконтролируемы, в основном немые, примитивные и жестокие; хотя их не называют зомби, их изображение было пророческим, опережая современную концепцию зомби на несколько десятилетий. Эдгар Райс Берроуз аналогичным образом изобразил ожившие трупы во второй книге своего Venus series, опять же без использования терминов «зомби» или «нежить».

Зомби-мстители будут занимать видное место в начале 1950-х годов Комиксы ЕС, которые Джордж А. Ромеро позже заявят как влияние. Комиксы, включая Tales from the Crypt, Vault of Horror и Weird Science, довольно регулярно показывали мстительную нежить в готической традиции, включая адаптации рассказов Лавкрафта, в том числе "In the Vault", "Cool Air" и Герберт Уэст-реаниматор.

Роман Ричарда Мэтисона 1954 года Я - легенда, хотя и классифицируется как вампирская история, тем не менее менее решающее влияние на жанр зомби посредством Джордж А. Ромеро. Роман и его экранизация 1964 года Последний человек на Земле, в котором рассказывается о выжившем одиноком человеке, ведущем войну против мира вампиров, по собственному признанию Ромеро сильно повлияли бы на его малобюджетный фильм 1968 года «Ночь живых» мертвецов », работа, которая оказывает большее влияние на концепцию зомби, чем любая литературная или кинематографическая работа до нее.

Монстры из фильма и его продолжений, такие как Рассвет мертвецов (1978) и День мертвых (1985), а также многие фильмы о зомби, которые на вдохновил, такие как Возвращение живых мертвецов (1985) и Зомби 2 (1979), обычно жаждут обратно плоти, хотя «Возвращение живых мертвецов »Представило популярную концепцию зомби, поедающих мозги.

Популярная эволюция зомби - это «быстрый зомби» или бегущий зомби. В отличие от классических медленных зомби Ромеро, «быстрые зомби» могут бегать, они более агрессивны и часто более умны. Этот тип зомби появился в японских хоррор-видеоиграх 1990-х годов. В 1996 году в видеоигре Survival Horror Resident Evil Capcom от Capcom были изображены собаки-зомби, которые бегут к игроку. Позже в том же году Sega аркадный шутер Дом мертвых представил бегущих человеческих зомби, которые бегут к игроку. Бегущие зомби-люди, представленные в видеоиграх Дом Мертвых, стали популярными в фильмах о зомби в начале 21 века, начиная с 28 дней спустя (2002), фильмы Обитель зла и Дом мертвых и римейк Рассвет мертвецов 2004 года.

Тор Джонсон в роли зомби с его жертвой в культовом фильме План 9 из космоса (1959)
Современная фантастика

В кино и на телевидении

Фильмы с участием зомби были частью кино с 1930-х годов, одним из самых ранних примеров является Белый зомби (режиссер Виктор Гальперин в 1932 году). С Джорджем А. Ромеро «Ночью живых мертвецов» (1968) Джорджа А. Ромеро (1968), зомби образ начал все больше ассоциироваться с потреблением и культурным потреблением. Сегодня фильмы о зомби выпускаются с такой регулярностью (только в 2014 году было выпущено не менее 55 фильмов), что они составляют отдельный поджанр фильмы ужасов.

Зомби-тематики вуду также появлялись в шпионах или приключенческих произведениях. вне жанра ужасов. Например, оригинальный сериал «Джонни Квест » (1964) и Джеймс Бонд роман Живи и дай умереть, а также его экранизация в обоих фигурируют карибские злодеи, которые ложно заявляют о силе зомбификации вуду, чтобы другие боялись их.

На современный архетип зомби Джорджа Ромеро в «Ночи живых мертвецов» повлияли несколько более ранних фильмов на тему зомби, в числе «Белый зомби», Восстание зомби (1936) и Чума. Зомби (1966). Ромеро также был вдохновлен романом Ричарда Мэтисона Я - легенда (1954), а также его экранизацией Последний человек на Земле (1964).

Джордж А. Ромеро и современный фильм о зомби (1968–1985)

Зомби
Апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика персонаж
Первое появлениеНочь живых мертвецов, 1968
СозданоДжорджем Ромеро
Информация во вселенной
Псевдоним«Ромеро-зомби»
ТипНежить (под реги гаитян зомби), вампир, упырь
молодой зомби (Кира Шон), питающийся плотью, из Ночи живых мертвецов (1968)

почти полностью связано с фильмом Джорджа А. Ромеро 1968 года Ночь живых мертвецов. В своих фильмах Ромеро «скрестил зомби с вампиром, и в результате он получил гибридную силу ужасного чумного монстра». Это повлекло за собой апокалиптическое видение монстров, которые известны как зомби Ромеро.

Роджер Эберт из Chicago Sun-Times, упрекавших владельцев театров и родителей, которые разрешили детям доступ к фильму. «Я не думаю, что младшие дети действительно знали, что их поразило, - жаловался Эберт, - они привыкли ходить в кино, конечно, но это было что-то другое». По словам Эберта, фильм сразу произвел впечатление на зрителей:

Дети в зале были ошеломлены. Была почти полная тишина. К середине фильма фильм перестал быть восхитительно пугающим и стал неожиданно устрашающим. Через проход от меня была маленькая девочка лет девяти, которая сидела неподвижно на своем месте и плакала.

Новое изобретение зомби Ромеро примечательно своей тематикой; он использовал зомби не только ради них, но и как средство «критики социальных болезней мира - таких как неумелость правительства, биоинженерия, рабство, жадность и эксплуатация - одновременно наша постапокалиптическая фантазия». «Ночь» была первым из шести фильмов в серии «Живые мертвецы» Ромеро. Его первое продолжение, Dawn of the Dead, было выпущено в 1978 году.

Zombi 2 Люцио Фульчи был выпущен через несколько месяцев после Dawn of the Dead как эрзац. продолжение (Dawn of the Dead был выпущен в нескольких других странах как Zombi или Zombie). «Рассвет мертвецов» был самым коммерчески успешным фильмом о зомби за десятилетие, вплоть до возрождения зомби в 2000-х. В фильме 1981 года Ад живых мертвецов включается мутагенный газ как источник заражения зомби: идея также использовалась в фильме Дэна О'Бэннона 1985 года Возвращение Живые мертвецы. В «Возвращении живых мертвецов» были зомби, жаждущие именно мозгов.

Относительный упадок в западном мире (1985–1995)

Фильмы о зомби в 1980-х и 1990-х годах не имели такого коммерческого успеха, как «Рассвет мертвецов» в конце 1970-х. В середине 1980-х было снято несколько примечательных фильмов о зомби. Возможно, самая известная запись, серия Зловещие мертвецы, хотя и имеет большое влияние, технически это не фильмы о зомби, а фильмы о одержимости демонами, несмотря на присутствие нежити. Re-Animator 1985 года, основанный на истории Лавкрафта, выделялся в жанре, добившись почти единодушного одобрения критиков и добившись скромного успеха, почти опередив День мертвых Ромеро для коробки. офис возвращается.

После середины 1980-х этот поджанр по большей части ушел в андерграунд. Среди известных работ - ультра-кровавый фильм режиссера Питера Джексона Braindead (1992) (выпущенный в США как Dead Alive), комикс Боба Балабана 1993 фильм Возвращение моего парня, где осознающий себя школьник возвращается, чтобы заявить о своей любви к девушке и своей любви к обратной плоти, и фильм Мишель Соави Делламорте (1994) (выпущен как Cemetery Man в США).

Ранние азиатские фильмы о зомби (1985–1995)

В 1980-е годы Гонконгское кино, китаец цзянши, зомбиоподобное существо, жившее в до династии Цин эпохи фантастики цзянши 18 и 19 веков, представленные в достаточно фильмах о цзянши, популяризированных г-ном. Вампир (1985). Гонконгские фильмы о цзянши были популярны на Дальнем Востоке с середины 1980-х до начала 1990-х годов.

До 1990-х было не так много японских фильмов, относящихся к тому, что на Западе, можно было бы считать фильмом о зомби. В ранних фильмах, таких как Развернутые (1988), мало крови и нет каннибализма, но в них говорится о мертвых, возвращающихся к жизни в поисках любви, а не об истории апокалиптического разрушения. Один из самых ранних японских фильмов о зомби, в котором много крови и насилия был «Боевая девушка: Живые мертвецы в Токийском заливе» (1991).

Возрождение зомби на Дальнем Востоке (1996–2001)

Согласно Ким Ньюман в книге Nightmare Movies (2011), «возрождение зомби началось на Дальнем Востоке »в конце 1990-х годов, во многом вдохновленное двумя японцами. игры про зомби, выпущенные в 1996 году: Capcom Resident Evil, которая положила начало серии видеоигр Resident Evil, которая к 2006 году разошлась по всему миру тиражом 24 миллиона копий, и аркадный шутер Sega House of the Dead. Успех этих двух зомби-игр 1996 года вызвал волну азиатских фильмов о зомби. С конца 1990-х пережили ренессанс в малобюджетном азиатском кино, с внезапным потоком разнородных работ, в том числе Bio Zombie (1998), Wild Zero (1999), Хлам (1999), Versus (2000) и Стейси (2001).

Большинство японских фильмов про зомби появились после выхода Resident Evil, например, Versus, Wild Zero и Junk, все из 2000 года. Фильмы о зомби, выпущенные после Resident Evil, вели себя так же, как фильмы о зомби 1970-х, за исключением того, что на них повлияли видеоигры на зомби, которые вдохновили их больше на действиях по сравнению с более старыми фильмами Ромеро.

Зомби во всем мире. возрождение фильмов (2001–2008)

Возрождение зомби, начавшееся на Дальнем Востоке, в конечном итоге стало глобальным после всемирного успеха японских игр про зомби Resident Evil и The Дом мертвых. Resident Evil, в частности, вызвала возрождение жанра зомби в массовой культуре, что привело к возобновлению глобального интереса к фильмам о зомби в начале 2000-х годов. Помимо адаптации к фильмам Resident Evil и House of the Dead с 2002 года, оригинальные видеоигры также вдохновили фильмы о зомби, такие как 28 дней спустя (2002) и Шон из мертвых (2004). Это привело к возрождению фильмов о зомби в мировой популярной культуре.

Рубеж тысячелетий совпал с десятилетием кассовых сборов, когда поджанр зомби пережил возрождение: фильмы Resident Evil (2002–2016 гг.)), британские фильмы 28 дней спустя и 28 недель спустя (2007), римейк «Рассвет мертвецов» (2004), а также комедии «Мертвый Шон» и Танец. из мертвых (2008). Новый интерес позволил Ромеро создать четвертую запись в своей серии про зомби: Земля мертвых, выпущенную летом 2005 года. Ромеро вернулся в сериал с фильмами Дневник мертвых (2008) и Выживание мертвецов (2010). Как правило, зомби в этих шоу - медлительные, неуклюжие и неразумные, впервые ставшие популярными в «Ночи живых мертвецов». Фильмы «Обитель зла», «28 дней спустя» и римейк «Рассвет мертвецов» установили рекорды кассовых сборов для жанра зомби, достигнув уровня коммерческого успеха, невиданного со времен «Рассвета мертвых» в 1978 году.

Движение В картинах 2000-х годов, таких как «28 дней спустя», фильмы «Дом мертвых» и «Обитель зла» и римейк «Рассвет мертвецов», были изображены зомби, которые более проворны, злобны, умны и сильнее традиционных зомби. Этот новый тип зомби, быстро бегающий зомби, берет свое начало в видеоиграх, с бегающих зомби-собак в Resident Evil и особенно с бегущими человеческими зомби в игре The House of the Dead.

Продолжающийся успех фильмов и сериалы о зомби ( 2008–2015)

Успех «Шона из мертвых» привел к появлению более успешных комедий о зомби в конце 2000-х - начале 2010-х, таких как Zombieland (2009) и Cockneys vs Zombies (2012). К 2011 году экранизация Resident Evil также стала самой кассовой серией фильмов , основанных на видеоиграх, после того как они собрали в мировом прокате более 1 миллиарда долларов. В 2013 году сериал AMC Ходячие мертвецы имел наивысшие рейтинги аудитории в Соединенных Штатах среди всех шоу, транслируемых по телевидению или по кабелю, в среднем 5,6 миллиона зрителей в возрасте от 18 до 49 лет. -летняя демографическая. Фильм Мировая война Z стал самым кассовым фильмом о зомби и одним из самых кассовых фильмов 2013 года.

В то же время, начиная с середины 2000-х, появился новый Набирает популярность фильм о зомби: тот, в котором зомби изображаются как человекоподобные по внешнему виду и поведению, сохраняющие личностные черты, которые у них были при жизни, и которые становятся друзьями или даже романтическими партнерами для людей, а не угрозой для человечества. Известные примеры романов между людьми и зомби включают анимационный фильм Corpse Bride, боевик Warm Bodies, Camille, Life After Beth, Похоронение бывшего и Нина навсегда, а также сериал Толкающие маргаритки и Вавилонские поля. По словам зомби-ученого Скотта Роджерса, «то, что мы видим в Pushing Daisies, Warm Bodies и iZombie, во многом является той же самой трансформацией [зомби], которую мы наблюдали с вампирами с 1931 года Дракула Дракула как человек по сути своей - значительный отход от чудовищного изображения в фильме 1922 года Носферату ". Роджерс также отмечает сопутствующее визуальное преобразование живых мертвецов: в то время как «традиционные» зомби отмечены заметным обезображиванием и разложением, «романтические» зомби практически не проявляют таких черт.

Относительное снижение (2015 – настоящее время))

В конце 2010-х годов популярность фильмов о зомби начала снижаться, их место постепенно заняли фильмы ужасов, такие как Ведьма (2015), Убирайся (2016), Тихое место (2018) и (2018). Исключение составляет малобюджетная японская комедия о зомби One Cut of the Dead (2017), которая стала хитом в Японии и вошла в истории кассовых сборов, заработав в тысячу раз больше своего бюджета. One Cut of the Dead получил всемирное признание, где Rotten Tomatoes заявлено, что он «оживляет умирающий жанр зомби с освежающей смесью формальной смелости и умной сатиры».

«Романтический зомби» «ракурс по-прежнему остается популярным: в конце 2010-х были выпущены сериалы Американские боги и iZombie, а также фильм Disney Канал Original Movie 2018 года. Zombies (его продолжение, Zombies 2, планируется выпустить в 2020 году).

Зомби-апокалипсис

С концепцией современного зомби сочетания «зомби-апокалипсис»: распад общества в результате начального распространения зомби-вспышки. Этот архетип возник как плодовитый поджанр апокалиптической фантастики и был изображен во многих связанных с зомби СМИ после «Ночи живых мертвецов». В зомби-апокалипсисе широко распространенное (обычно глобальное) восстание зомби, враждебных назад жизни, совершает общее нападение на цивилизацию. Жертвы зомби могут сами стать зомби. Это приводит к тому, что вспышка становится экспоненциально нарастающим кризисом: феномен распространения затопляет обычные и правоохранительные организации, приводя к паническому коллапсу цивилизованного общества, пока не останутся лишь отдельные группы выживших, которые ищут пищу и припасы в мире, уменьшенном доиндустриальная враждебная природа. Возможные причины поведения зомби в современной популяции могут быть связаны с вирусами, бактериями или другими явлениями, которые заставляют их вести себя очень примитивно и деструктивно.

Подтекст

Обычный подтекст зомби-апокалипсиса состоит в том, что цивилизация по своей природе уязвима перед неожиданностями, и что большинство людей, если они достаточно отчаялись, не могут считывать на соблюдение авторский этос. Повествование о зомби-апокалипсисе связано с неспокойным социальным ландшафтом Соединенных Штатов в 1960-х годах, когда «живые мертвецов» косвенно комментировали опасность конформизма, тема, исследая в романе Тело Похитители (1954) и связанные с ним ним фильм Вторжение похитителей тел (1956). Многие также считают, что зомби позволяют людям справиться с собственными опасениями по поводу конца света. Один ученый пришел к выводу, что «больше, чем любой другой монстр, зомби полностью и апокалипсичны... они знаменуют конец света, каким мы его знали». Хотя сценарии зомби-апокалипсиса носят светский характер, следуют религиозному образцу, основанному на христианских идеях войны последнего времени и мессии.

Саймон Пегг, который снялся в комедии о зомби 2004 года и написал его соавтором Шон из мертвых писал, что зомби были «самым могущественным метафорическим монстром». По словам Пегга, в то время как вампиры олицетворяют секс, зомби олицетворяют смерть: «Медленный и устойчивый в своем приближении, слабом, неуклюжий, часто абсурдный, зомби безжалостно приближается, неудержимый, непокорный». Он выразил неприязнь к изображениям быстрыми зомби и утверждал, что зомби должны быть медленными и неумелыми; Так же, как здоровая диета и упражнения отсрочить смерть, зомби легко избежать, но не навсегда. Он также утвержден, что это было необходимо для того, чтобы сделать их «странно сочувствующими... трагическими антигероевыми...», которые нужно жалеть, сочувствовать, даже болеть за них. В тот момент, когда они кажутся сердитыми или раздражительными, в ту же секунду они испускают яростного велоцираптора. визги (в отличие от правильных жалоб каких стонов тоски), они перестают иметь-либо двусмысленность. Они просто подлые ».

Элементы истории

Джон А. Руссо изображает зомби в Ночь живых мертвецов
  1. Первоначальные контакты с зомби опасны и травматичны, вызывая шок, панику, недоверие и, возможно, отрицание, препятствие способности выживших противостоять враждебным столкновениям.
  2. Реакция властей на угрозу медленнее, чем скорость ее роста, что дает зомби-чуме время выйти за пределы сдерживания. Это приводит к краху данного общества. Зомби берут на себя полный контроль, в то время как небольшие группы живых должны бороться за свое выживание.

Истории обычно рассказывают об одной группе выживших, захваченных внезапным напором кризиса. Повествование обычно развивается от начала чумы зомби, затем от первых попыток обращения за помощью к властям, их провала и до внезапного катастрофического краха всей крупномасштабной организации и последующих попыток персонажей выжить на своих своя. Такие истории часто прямо сосредоточены на том, как их персонажи реагируют на такую ​​экстремальную катастрофу и как их личности меняются под воздействием стресса, часто действуя на более примитивных мотивах (страх, самосохранение), чем они проявляли бы в обычной жизни.

В печати и литературе

Одно из различных групповых обсуждений зомби на конференции New York Comic Con 2012 года с участием писателей, которые работали в этом жанре (слева направо): Джонатан Маберри, Дэниел Краус, Стефан Петруча, Уилл Хилл, Рэйчел Кейн, Чейз Новак и Кристофер Кроватин. Также присутствует, но не видно на фотографии, Барри Лига.

В 1990-х годах фантастика о зомби возникла как отдельный литературный поджанр с публикацией Книги мертвых (1990) и последующими за ней. -up Still Dead: Book of the Dead 2 (1992), оба отредактированы авторами ужасов Джоном Скиппом и Крейгом Спектором. Сборники «Книги мертвых», в которых представлены вдохновленные Ромеро рассказы из подобных Стивена Кинга, считаются влиятельными в жанре ужасов и, возможно, первой настоящей «литературой о зомби». Писатель ужасов Стивен Кинг написал о зомби, в том числе его рассказ «Доставка на дом » (1990) и его роман Cell (2006), касающийся борющихся молодых людей. художник в пути из Бостона в Мэн в надежде спасти свою семью от возможной всемирной вспышки зомби-маньяков.

Роман Макса Брукса Мировая война Z (2006) стал бестселлером New York Times. Брукс ранее был автором The Zombie Survival Guide (2003), пародии на тематику зомби на руководства по выживанию из популярной литературы. Брукс сказал, что зомби настолько популярны, потому что «другие монстры могут угрожать отдельным людям, но живые мертвецы угрожают всему человечеству... Зомби - это дворники». Смешанный роман Сета Грэхема-Смита Гордость, предубеждение и зомби (2009) объединяет полный текст Джейн Остин Гордость и предубеждение (1813 г.) с рассказом об эпидемии зомби в контексте романа Британское Регентство. В 2009 году Кэти Хершберегер из St. Martin's Press заявила: «В мире традиционного ужаса сейчас нет ничего более популярного, чем зомби... Живые мертвецы никуда не денутся».

2000-е и 2010-е были отмечены совершенно новым тип романа о зомби, в котором зомби сохраняют свою человечность и становятся друзьями или даже романтическими партнерами для людей; критики в основном связывают эту тенденцию с влиянием серии Стефани Майер Сумерки. Один из самых ярких примеров - Generation Dead Дэниела Уотерса, в котором подростки-нежить борются за равенство с живыми, а главный герой-человек влюбляется в своего лидера. Другие романы этого периода, связанные с романтическими отношениями между людьми и зомби, включают Bone Song Джона Мини, American Gods Neil Gaiman, Midnight Tides Стивена Эриксона и сериал Эми Плам «Умри для меня»; гораздо более ранними примерами, относящимися к 1980-м годам, являются Дракон на пьедестале Пирс Энтони и Конан Непокорный Стив Перри.

In аниме и манга

За последнее десятилетие наблюдался рост количества зомби манги, а также в списке «10 великих зомби-манга», Anime News Network <Джейсон Томпсон из 484>поместил I Am a Hero под номером 1, посчитав его «вероятно, величайшей манга про зомби». На втором месте был «Живой труп», а на третьем - Биомега, которую он назвал «величайшей научно-фантастической мангой о зомби-вирусах». В конце 2000-х и начале 2010-х было несколько серий манги и аниме, которые очеловечивали зомби, представляя их в качестве главных героев или любовных увлечений, таких как Sankarea: Undying Love и Is This a Zombie? (оба дебютировали в 2009 году).

З ~ Зед ~ был адаптирован в живое действие в 2014 году.

В искусстве

Художник Джиллиан Макдональд создала несколько произведений видеоарта с участием зомби и представила их в своем шоу «Horror Make-Up» в 2006 году, которое дебютировало 8 сентября 2006 года в Art Moving Projects, галерее в Вильямсбурге, Бруклин.

Художник Карим Чарредиб посвятил свою работу фигуре зомби. В 2007 году он сделал видеоинсталляцию на вилле Savoye под названием «Они !!!», в которой зомби ходили по вилле, как туристы.

В видеоиграх

Выпуск двух хоррор-игр 1996 года Capcom Resident Evil и Sega The House of the Dead вызвали международное увлечение зомби-играми. В 2013 году Джордж А. Ромеро сказал, что именно видеоигры Resident Evil и House of the Dead «больше всего» способствовали популяризации зомби в начале 21 века . культура. Современные быстро бегающие зомби берут свое начало в этих играх, с бегающих зомби-собак в Resident Evil и особенно бегущих человеческих зомби из Дома мертвых, которые позже стали основным продуктом современных фильмов о зомби.

Зомби впоследствии стали популярная тема для видеоигр, особенно в жанрах survival horror, stealth, шутер от первого лица и ролевая игра. Важные медиа-франшизы жанра ужасов в этой области включают Resident Evil, The House of the Dead, Silent Hill, Dead Rising, Dead Island, Left 4 Dead, Dying Light, State of Decay, The Last of Us и игра Зомби режимы из серии заголовков Call of Duty. Также была выпущена серия игр на основе широко популярного телешоу The Walking Dead, впервые вышедшего в эфир в 2010 году. World of Warcraft, впервые выпущенный в 2004 году, является ранним примером этого. видеоигра, в которой в качестве игрового персонажа может быть выбрано отдельное зомби-подобное существо (предыдущая игра той же серии, Warcraft III, позволяла игроку контролировать армию нежити).

PopCap Игры 'Plants vs. Zombies, юмористическая игра Tower Defense, была инди хитом в 2009 году и фигурировала в нескольких списках лучших конец того года. многопользовательская ролевая онлайн-игра Urban Dead, бесплатная браузерная игра на основе сетки, в которой зомби и выжившие сражаются за контроль над разрушенным городом, является одной из самых популярных игр его тип.

DayZ, основанный на зомби survival horror мод для ARMA 2, продал более 300000 единиц своей родительской игра в течение двух месяцев после ее выпуска. Более года спустя разработчики мода создали автономную версию той же игры, которая была в раннем доступе на Steam, и с момента ее выпуска было продано 3 миллиона копий. в декабре 2013 года.

Позже Ромеро высказал мнение, что, по его мнению, большая часть навязчивых идей 21-го века зомби больше связана с видеоиграми, чем с фильмами, отмечая, что это было только в фильме 2009 года Зомбиленд, что фильм о зомби смог собрать более 100 миллионов долларов.

Помимо видеоигр, зомби часто появляются в карточных играх, таких как Magic: The Gathering или Ю-Ги-О! Коллекционная карточная игра (в которой даже есть зомби-тип для своих «монстров»), а также в ролевых играх, таких как Dungeons Dragons, настольные игры такие как Zombies !!! и Dead of Winter: A Cross Roads Game и настольные варгеймы, такие как Warhammer Fantasy и 40K. Игра Humans vs. Zombies - это игра на тему зомби с живым действием, в которую играют в университетских городках.

Написание для Scientific American, Кайл Хилл похвалил игру 2013 года The Last of Us за правдоподобие игры, в которой зомби-враги основаны на вымышленном штамме гриба Cordyceps, который обладает паразитическими свойствами в реальном мире. Несмотря на правдоподобие, на сегодняшний день не было зарегистрировано случаев заражения людей кордицепсом. Видеоигры о зомби оставались популярными в конце 2010-х годов, о чем свидетельствует коммерческий успех ремейка Resident Evil 2 и Days Gone в 2019 году., к тому факту, что враги-зомби не должны демонстрировать значительный уровень интеллекта, что делает их относительно простыми в программировании. Однако менее прагматические преимущества, например, связанные с повествованием и репрезентацией, становятся все более важными.

В государственных СМИ

18 мая 2011 года Центры по контролю за заболеваниями США и Prevention (CDC) опубликовали графический роман «Готовность 101: зомби-апокалипсис», в котором даются советы, как пережить нашествие зомби, как «новый увлекательный способ обучения важности готовности к чрезвычайным ситуациям». CDC продолжает резюмировать культурные ссылки на зомби-апокалипсис. Он использует их, чтобы подчеркнуть ценность закладки воды, еды, медикаментов и других предметов первой необходимости для подготовки к любым и всем потенциальным катастрофам, будь то ураганы, землетрясения, торнадо, наводнения или орды зомби.

17 октября 2011 года The Weather Channel в Соединенных Штатах опубликовал статью «Как пережить зомби-апокалипсис», в которую вошло вымышленное интервью с директором по исследованиям CDD, «Центр развития болезней». Ответы на вопросы включают: «Как температура влияет на способности зомби? Они бегают быстрее при более высоких температурах? Замерзают ли они, если становится слишком холодно?»

В 2011 году правительство США разработало проект КОНПЛАН 8888, тренировочное упражнение, подробно описывающее стратегию защиты от нападения зомби.

В музыке

видеоклип Майкла Джексона Триллер (1983), в котором он танцует с отрядом зомби, был сохранен как культурное сокровище Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса. Многие СМИ поп-культуры отдали дань уважения этому видео, например, собрание 14000 студентов университета, одетых как зомби в Мехико, и 1500 заключенных в оранжевых комбинезонах, воссоздающих танец зомби в вирусном видео.

The Бруклин хип-хоп-трио Flatbush Zombies включает в себя множество сюжетов из фантастики о зомби и играет на тему зомби-апокалипсиса в своей музыке. Они изображают себя «живыми мертвецами», описывая употребление ими психоделиков, таких как ЛСД и псилоцибиновых грибов, как вызвавших их смерть эго и возрождение.

В общественной деятельности

Прогулка зомби в Питтсбурге

Зомби также появляется как метафора в песнях протеста, символизирующих бездумную приверженность власти, особенно в правоохранительных органах и вооруженных силах. Хорошо известные примеры включают альбом Фелы Кути 1976 года Zombie и The Cranberries сингл 1994 года «Zombie ».

Организованные прогулки зомби были организованы либо как перформанс, либо как часть протестов, пародирующих политический экстремизм или апатию.

Вариантом похода зомби является зомби запустить. Здесь участники выполняют бег на 5 км с поясом с несколькими флажками «жизни». Если преследующие зомби захватывают все флаги, бегун становится «зараженным». Если он или она достигает финишной черты, что может включать большие объездные пути, впереди зомби, то участник является «выжившим». В любом случае вручается соответствующая медаль за участие.

В теоретических академических исследованиях

Исследователи использовали теоретические инфекции зомби для проверки моделирования эпидемиологии. Одно исследование показало, что все люди оказываются обращенными или мертвыми. Это связано с тем, что основной эпидемиологический риск зомби, помимо трудностей с их нейтрализацией, заключается в том, что их популяция продолжает расти; поколения людей, которые просто «выживают», все еще имеют тенденцию кормить популяции зомби, что приводит к их значительному численному превосходству. Исследователи объясняют, что их методы моделирования могут быть применимы к распространению политических взглядов или болезней с скрытой инфекцией.

Адам Чодороу из Юридического колледжа Сандры Дэй О'Коннор в Университет штата Аризона исследовал последствия налога на имущество и подоходного налога в результате зомби-апокалипсиса в соответствии с федеральным и налоговым кодексом штата США. Нейробиологи Брэдли Войтек и Тимоти Верстинен сделали побочную карьеру в экстраполяции того, как идеи нейробиологии теоретически применимы к мозгу зомби. Их работы были представлены в Forbes, New York Magazine и других публикациях.

См. Также
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Zombie.
Ссылки

Цитированные тексты

  • Balmain, Colette (2006). Введение в Японский фильм ужасов. Edinburgh University Press. ISBN 978-1903254417. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Дополнительная литература
  • Ackermann, HW ; Gauthier, J. (1991). "Пути и природа зомби". The Journal of American Folklore. 104 (414): 466–494. doi : 10.2307 / 541551. JSTOR 541551.
  • Блэк, Дж. Андерсон (2000) The Dead Walk Noi r Publishing, Херефорд, Херефордшир, ISBN 0-9536564-2-X
  • Курран, Боб (2006) Энциклопедия нежити: полевое руководство для существ, которые не могут отдыхать в Peace New Page Books, Франклин Лейкс, Нью-Джерси, ISBN 1-56414-841-6
  • Флинт, Дэвид (2008) Зомби-холокост: как живые мертвецы пожирали поп-культуру Plexus, Лондон, ISBN 978-0-85965-397-8
  • Забудьте, Томас (2007) Представляем Zombies Rosen Publishing, Нью-Йорк, ISBN 1-4042-0852-6 ; (несовершеннолетний)
  • Грейвс, Захари (2010) Зомби: полное руководство по миру живых мертвецов Сферы, Лондон, ISBN 978-1-84744- 415-8
  • Херстон, Зора Нил (2009) Скажи моей лошади: Вуду и жизнь на Гаити и Ямайке, Harper Perennial. ISBN 978-0-06169-513-1
  • Марс, Луис П. (1945). «Медиа-жизнь зомби для мира». Мужчина. 45(22): 38–40. DOI : 10.2307 / 2792947. JSTOR 2792947.(Копия в Университете Вебстера )
  • Макинтош, Шон и Леверетт, Марк (редакторы) (2008) Культура зомби: вскрытия of the Living Dead Scarecrow Press, Лэнхэм, Мэриленд, ISBN 0-8108-6043-0.
  • Морман, Кристофер М. и Кори Джеймс Раштон (редакторы) (2011) Зомби - это мы: Очерки человечности ходячих мертвецов. Макфарланд. ISBN 978-0-7864-5912-4.
  • Шака МакГлоттен и Джонс, Стив (редакторы) (2014) Зомби и сексуальность: Очерки о желании и живых мертвецах. Макфарланд. ISBN 978-0-7864-7907-8.
  • Епископ, Кайл Уильям (2015) Как зомби завоевали популярную культуру: множество ходячих мертвецов в 21 веке. Макфарланд. ISBN 978-1-4766-2208-8.
  • Сзантер, Эшли и Ричардс, Джессика К. (редакторы) (2017) Роман с зомби: Очерки нежити как Вторая половинка". Макфарланд. ISBN 978-1-4766-6742-3.
  • Рассел, Джейми (2005) Книга мертвых: полная история зомби-кино FAB, Годалминг, Англия, ISBN 1-903254-33-7
  • Уоллер, Грегори А. (2010) Жизнь и нежить: убийство вампиров, истребление зомби University of Illinois Press, Урбана, Индиана, ISBN 978-0-252-07772-2
Последняя правка сделана 2021-06-23 11:07:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте