Мамбо (Водоу)

редактировать
Для использования в других целях, см Мамбо. Три гаитянских мамбо на церемонии приведения к присяге вуду, проводимой Конфедерасьоном Насьонал Водоуизан Айисен (KNVA) в Гарлеме, Нью-Йорк.

Мамбо (также пишется как MANBO) является жрицей (в отличие от Houngan, мужчина священника ) в гаитянского вуду религии. Концепции священства Гаити Вуду происходят из религиозных традиций порабощенных людей из Дагомеи, на территории современного Бенина. Например, термин мамбо происходит от Fon слова NaNbO ( «мать магии»). Как и их западноафриканские коллеги, гаитянские мамбо - женщины-лидеры в храмах Вуду, которые выполняют целительную работу и направляют других во время сложных ритуалов. Эта форма женского лидерства распространена в городских центрах, таких как Порт-о-Пренс (столица Гаити). Как правило, между мамбо и хунганами нет иерархии. Эти жрицы и священники служат в качестве глав автономных религиозных групп и осуществляют свою власть над преданными или духовными служителями в их хоунфо (храмах).

Мамбо и хунганы призываются к силе через одержимость духом или откровения во сне. Они получают квалификацию после выполнения нескольких ритуалов инициации и технических тренировочных упражнений, в ходе которых они изучают духов Вуду по их именам, атрибутам и символам. Первым шагом в посвящении является lave tèt (омовение головы), которое направлено на духов, пребывающих в голове человека. Второй шаг известен как коуч (лечь), когда посвященный входит в период уединения. Как правило, заключительным этапом является владение асоном (священной погремушкой), которое позволяет мамбо или хунганам начать свою работу. Одной из главных целей церемонии инициации Vodou является усиление мамбо ' ы konesans ( знания), который определяет священническую власть.

Особые навыки и знания, полученные мамбо, позволяют им быть посредником между физическим и духовным миром. Они используют эту информацию, чтобы призывать духов с помощью песен, танцев, молитв, подношений и / или рисования vèvès (духовных символов). Во время этих ритуалов мамбо могут либо быть одержимы самими лоа (также пишется как лва, духи Вуду), либо могут наблюдать за владением других преданных. Одержимость духом играет важную роль в Вуду, потому что она устанавливает связь между людьми и божествами или духами Вуду. Хотя лоа могут « садиться » на кого угодно, у тех, кто не является жрецом Вуду, нет навыков для непосредственного общения с духами или богами. Это потому, что человеческое тело - это просто плоть, которую духи могут позаимствовать, чтобы проявить себя через обладание. Мамбо, однако, может разговаривать с духами Вуду и слышать их. В результате они могут интерпретировать советы или предупреждения, посланные духом конкретным людям или сообществам.

Сесиль Фатиман - гаитянская мамбо, известная тем, что принесла в жертву черную свинью во время церемонии Вуду в августе 1791 года в Буа-Каймане - акт, который, как говорят, спровоцировал гаитянскую революцию. Есть также известные мамбо в Соединенных Штатах. Например, Мари Лаво (1801–1888) прославилась в Новом Орлеане, штат Луизиана, своим личным обаянием и практиками луизианского вуду. Известная как «королева вуду» Луизианы, наследие Лаво сохранилось в американской поп-культуре (например, в телесериале « История ужасов Америки: Ковен» ). Мама Лола - еще один выдающийся духовный лидер мамбо и вуду в Соединенных Штатах. Она прославилась после публикации этнографического отчета Карен Маккарти Браун « Мама Лола: жрица вуду в Бруклине». Успех мамы Лолы предоставил ей платформу для того, чтобы бросить вызов западным заблуждениям о гаитянском водоу и появиться на телевидении.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Этимология и история
  • 2 Священство Вуду
  • 3 ритуала инициации
  • 4 Известные мамбо и популярная культура
  • 5 ссылки
Этимология и история

Исторические корни гаитянского водоу уходят в бывшее западноафриканское королевство Дагомея, которое европейцы также называли «Бенинской бухтой». Населенный народами фон, эве и йоруба, этот регион охватывает примерно то, что сегодня известно как Бенин и западная Нигерия. Во время работорговли, многие Fon и Эве -speaking дагомейцы были порабощены и использовались в качестве рабочей силы для сахарной промышленности Франция Сен - Доминго (современный Гаити ). В результате в Vodou есть элементы, которые можно проследить до людей Fon. Например, термин Мамбо происходит от Fon термина NaNbO, что означает «мать магии ». Подобно нанбо в западноафриканском водуне, гаитянские мамбо играют жизненно важную роль в храмах и ритуалах воду.

Контакт с божествами или духами считается опасным. По этой причине во многих западноафриканских религиях требуются профессионалы мужского и / или женского пола (священники, жрицы, прорицатели, травники и т. Д.), Знающие ритуалы, танцы, песни и предметы, с помощью которых можно приближаться к божествам или духам, не расстраивая их.. Порабощенные африканцы принесли эти гендерные представления о религиозном лидерстве с собой в Новый Свет. В результате женщины-религиозные деятели являются частью религий африканской диаспоры (например, мамбо в гаитянском водоу ). Доминирование женщин-практикующих Вуду позже стало преобладать в городских условиях Гаити и Новом Орлеане девятнадцатого века во французской Луизиане.

Священство Вуду

Как правило, мамбо и хунганы служат в качестве глав автономных религиозных групп вуду, а не клерикальных иерархий, и проявляют свою власть над преданными или духовными слугами в своих храмах. У них есть способность призывать божеств или духов, чтобы устранить преграды между духовным и земным царствами. Прежде чем они смогут применить эти навыки на практике, эти жрецы и жрицы получают техническое образование, в котором они узнают о различных духах Вуду и ритуальных практиках. Они также должны развивать конесанс ( знание ), которое обычно считается интуицией, психической силой или «даром глаз». Происходящий от сверхъестественных даров, конесанс дает жрецам и жрицам Вуду способность читать людей и исцелять их. Это, в свою очередь, позволяет им диагностировать и лечить человеческие страдания, которые они приписывают живым, мертвым или духовному миру.

Духи Вуду выбирают мамбо и хунганов либо через откровения во сне, либо через высказывания одержимого человека. Затем этих кандидатов в священники берут под опеку мамбо или хунгана на несколько дней, месяцев или даже лет. Хотя любой может получить призыв духов стать священником, профессия хунган и мамбо часто передается по наследству. Тем не менее, те, кто призван быть мамбо или хунганом, редко отказываются от этой должности, опасаясь сурового наказания богов.

В хумфо (храм Вуду) мамбо и хунганы обычно называют манман (мать) и папа (отец) соответственно. Хунфо - это богато украшенные религиозные места поклонения, в которых есть один или несколько каменных алтарей для божеств или духов. Некоторые жрецы или жрицы привлекают в свои хунфо большое количество последователей, что помогает им завоевать известную репутацию. Таким образом, с должностью хунгана или мамбо приходят власть, престиж и богатство. Однако есть и другие должности и роли, призванные помочь главному жрецу или жрице. Например, хунси - это преданные, которые прошли через обряд огня, соблюдают приказы мамбо и способны помогать в ритуальных действиях. Далее хунси подразделяются в зависимости от конкретных задач (например, хунгеникон (лидер песни) и лаплас (церемониймейстер и держатель меча)).

Патриархальные структуры с мужским священством часто преобладают в сельских районах Гаити. С другой стороны, женское лидерство часто наблюдается в городских центрах, таких как Порт-о-Пренс (столица Гаити). Автономный характер жречества Вуду позволяет мамбо осуществлять лидерство, полностью независимое от мужского контроля. Несмотря на предоставление женщинам-практикующим большей социальной мобильности, Вуду по-прежнему отражает аспекты женоненавистничества в гаитянской культуре. Например, хунганы более склонны подвергаться проверке на предмет жестокого обращения с женщинами- хунси в их висках.

Ритуалы инициации
Сцены из ритуала Вуду на Гаити, изображающие движения тела женщины-практикующей Вуду.

Мамбо должны пройти многоэтапный процесс инициации, чтобы войти в священство и установить связь с духами Вуду. Одной из главных целей церемонии инициации Vodou является укрепление мамбо ' s konesans. Первым шагом в посвящении является lave tèt (омовение головы), которое направлено на духов, пребывающих в голове человека. Считается, что в голове находится gwo bonanj (большой ангел-хранитель ) - дух, который направляет сознание человека и дает наследственную / духовную мудрость. Взволнованный gwo bonanj может привести к тому, что человек потеряет способность проникновения в суть и понимание. Мытье головы помогает обойти эту проблему, «освежая» этих беспокойных голов.

Канзо, испытание огнем, - это второй этап посвящения. Во время этого обряда посвящения горячие материалы из кипящих котлов прижимаются к левой руке и левой ноге посвященного. Этот шаг используется для очищения посвященных и превращения их страданий в силу. Канзо ритуал важен, поскольку он ставит посвященному под непосредственным присмотром лоа (также пишется LWA, вуду духов).

Следующий шаг известен как коуч (лечь), когда посвященный входит в период уединения. Будущее мамбо запирают в d jévò (комнате посвящения) на девять дней с асоном. ASON является бисерной трещоткой, что mambos и houngans использовать в Южном Гаити, чтобы дать им рычаги в духовной сфере. Заключительный этап инициации является передано правом собственности на ASON к мамбу или Houngan в обучении. Обладание асоном позволяет посвященным взять на себя свои формальные роли и начать свою лечебную работу.

Ассон, погремушка из бисера, используемая хунганами и мамбо в потомках ассонов.

Существуют разные причины, по которым практикующие Вуду проводят ритуалы и церемонии. Некоторые верующие рассматривают свои отношения с богами и духами как обязывающий договор, по которому люди обязаны проводить духовные ритуалы или церемонии в обмен на защиту. Служа духам и общаясь с ними с помощью ритуалов, преданные могут приносить удачу, отражать зло и исцелять больных. Как религиозные специалисты, мамбо знают духов Вуду по их именам, атрибутам и символам. Они используют эту информацию во время ритуалов, чтобы призвать духов и взаимодействовать с ними - будь то песня, танец, молитва, подношения или рисование вевэ (духовных символов). Театральные аспекты, такие как игра на барабанах, пение и танцы, используются мамбо как средство «разогрева» процесса, посредством которого человек входит в состояние одержимости или транса.

Во время ритуалов мамбо могут быть одержимы самими лоа или могут наблюдать за владением других преданных. Одержимость духом - одна из самых важных целей ритуалов Вуду, потому что она ставит людей в прямой контакт с духами. Во время одержимости индивидуальное сознание и чувство контроля покидают его тело, что увеличивает умственное и телесное восприятие духов. Одержимый человек становится сосудом для духа, раскрывающим свою личность и космические знания. Это важно, потому что духи Вуду могут давать советы, исцеления или даже предупреждения людям в месте поклонения. Хотя лоа могут воплотиться в кого бы то ни было, близость, предоставляемая преданным, не включает прямого общения с духами или богами. Это потому, что человеческое тело - это просто плоть, которую духи могут позаимствовать, чтобы проявить себя через обладание. Мамбо, однако, обладают знаниями и подготовкой, необходимыми, чтобы разговаривать с духами Вуду и слышать их. Поскольку человеческий контакт с духовным царством может быть опасным занятием, мамбо используют свои навыки, чтобы контролировать имущество и активно направлять людей обратно в сознание.

Известные мамбо и популярная культура
Портрет жрицы вуду Нового Орлеана Мари Лаво.

Сесиль Фатиман известна своим участием в августовской церемонии Вуду 1791 года в Буа-Каймане, которая считается катализатором Гаитянской революции. Эта историческая жрица Вуду вдохновила первый акт восстания, принеся в жертву черную свинью и поделившись кровью с другими рабами. После церемонии в Буа-Каймане 21 августа 1791 года началось восстание рабов, в результате которого были разрушены плантации, окружающие Кап-Франсэ (современный Кап-Аитьен ), и погибли тысячи французских мужчин, женщин и детей.

Еще одним известным мамбо была Мари Лаво (1801–1888), креолка из Луизианы, которая стала легендарным практикующим вуду в Новом Орлеане. Как и его гаитянский аналог, вуду Нового Орлеана было принесено порабощенными африканцами из Западной Африки во французскую Луизиану во время работорговли. Вопреки распространенному мнению, гаитянское вуду и луизианское вуду - не одно и то же - у этих религий африканских диаспор есть своя история и идентичность. С самого начала женщины-практикующие играли доминирующую роль в Новом Орлеане Вуду. Приблизительно восемьдесят процентов лидеров вуду во времена Лаво были женщинами. Сама Лаво прославилась своим личным обаянием и практиками вуду. Сегодня она по-прежнему известна как «королева вуду» Луизианы. Ее наследие и образ практикующего вуду живут в современной популярной культуре. Например, вымышленная Мари Лаво (ее играет актриса Анджела Бассетт ) появляется в третьем сезоне « Американской истории ужасов: Ковен».

Мари Тереза ​​Алурдес Масена Шампанское Ловински, широко известная как Мама Лола, является выдающимся духовным лидером мамбо и вуду в Соединенных Штатах. Она прославилась после публикации этнографического отчета Карен Маккарти Браун « Мама Лола: жрица вуду в Бруклине». В 1962 году мама Лола покинула родное Гаити и эмигрировала в Бруклин, штат Нью-Йорк, в поисках лучшей жизни. В обратном путешествии на Гаити дух воина Ого овладел матерью Мамы Лолы и раскрыл призвание Мамы Лолы в жречество Вуду. Она прошла долгую серию ритуалов инициации на Гаити, чтобы завершить этот духовный переход. Браун отмечает, что как практикующая мамбо, мама Лола «сочетает в себе навыки врача, психотерапевта, социального работника и священника». Благодаря своей успешной репутации она проводила ритуалы и исцеляла на востоке США, в Канаде, странах Карибского бассейна и в Бенине. Внимание, оказанное Мама Лоле после публикации книги « Мама Лола: Жрица Вуду» в Бруклине, предоставило ей платформу для изменения американского восприятия Вуду и закрепления роли общественного деятеля в гаитянском сообществе Нью-Йорка. В 2007 году Мама Лола появилась в качестве гостя в 7-м сезоне 2-го эпизода («Мама Лола знает лучше») реалити-шоу « Тори и Дин: Дом, милый Голливуд».

использованная литература
Последняя правка сделана 2024-01-01 04:53:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте