Ричард Мэтисон | |
---|---|
Мэтисон в 2008 году. | |
Родился | Ричард Бертон Мэтисон, 20 февраля 1926 г., Аллендейл, Нью-Джерси, США. ( 1926-02-20) |
Умер | 23 июня 2013 г. (2013-06-23)(87 лет) Лос-Анджелес, Калифорния, США |
Псевдоним | Логан Суонсон |
Занятие |
|
Альма-матер | Университет Миссури |
Период | 1950–2013 |
Жанр | Научная фантастика, фэнтези, ужасы |
Известные работы | |
Известные награды | Премия World Fantasy за жизненные достижения, Премия Брэма Стокера за жизненные достижения, Зал славы научной фантастики (2010) |
Супруг | Рут Энн Вудсон ( м. 1952) |
Дети | 4 |
Подпись |
Ричард Бертон Мэтисон (20 февраля 1926 - 23 июня 2013) был американским писателем и сценаристом, преимущественно в жанрах фэнтези, ужасов и научной фантастики.
Он наиболее известен как автор научно-фантастического романа ужасов 1954 года « Я - легенда», который трижды экранизировали. Сам Мэтисон был соавтором первой версии фильма, The Last Man на Земле, в главной роли Винсент Прайс, который был выпущен в 1964 году два других приспособлений были Омега Человек, в главных ролях Чарльтон Хестон, и I Am Legend с Уиллом Смитом. Мэтисон также написал 16 телевизионных эпизодов Сумеречной зоны, в том числе « Кошмар на 20 000 футов » и « Сталь », а также несколько адаптаций рассказов Эдгара Аллана По для Роджера Кормана и American International Pictures - House of Usher, The Pit and the Pendulum., Сказки ужаса и ворона. Он адаптировал свой рассказ 1971 года «Дуэль» по сценарию Стивена Спилберга к телевизионному фильму « Дуэль» в том же году.
Вдобавок к фильмам «Я - легенда» и « Дуэль» еще девять его романов и рассказов были адаптированы как кинофильмы: «Сжимающийся человек» (снятый как «Невероятно уменьшающийся человек» ), « Адский дом» (снятый как «Легенда об адском доме» ), « Что? «Мечты могут прийти», « Предложить время вернуться» (снято как « Где-то во времени» ), «Шевеление отголосков», « Сталь» (снято как « Настоящая сталь» ) и « Кнопка, кнопка» (снято как «Коробка» ). Фильм Холодный Пот был основан на его романе Riding Кошмар и Les Seins - де - Глас ( « Ледяная грудей ») был основан на его романе Кто - то кровотечение. И Сталь, и Баттон, Баттон ранее были эпизодами «Сумеречной зоны».
Мэтисон родился в Аллендейле, штат Нью-Джерси, в семье норвежских иммигрантов Бертольфа и Фанни Мэтисон. Они развелись, когда ему было восемь лет, и его воспитывала мать в Бруклине, штат Нью-Йорк. На его раннее писательское влияние оказали влияние фильм « Дракула» (1931), романы Кеннета Робертса и стихотворение, которое он прочитал в газете Brooklyn Eagle, где он опубликовал свой первый рассказ в возрасте восьми лет. Он поступил в Бруклинскую техническую школу в 1939 году, окончил ее в 1943 году и служил в армии в Европе во время Второй мировой войны ; это легло в основу его романа 1960 года «Безбородые воины». Он учился в Школе журналистики Миссури при Университете Миссури, получил степень бакалавра в 1949 году, затем переехал в Калифорнию.
Его первый написанный роман « Голод и жажда» несколько десятилетий игнорировался издателями, прежде чем был опубликован в 2010 году, но его рассказ « Рожденный мужчиной и женщиной » был опубликован в журнале «Фэнтези и научная фантастика» летом 1950 года. Третий выпуск нового ежеквартального журнала и привлек внимание. Это рассказ о чудовищном ребенке, которого приковали его родители в подвале, который был написан как дневник существа на остром неидиоматическом английском. Позже в том же году он разместил рассказы в первом и третьем номерах Galaxy Science Fiction, нового ежемесячного журнала. Его первая антология работ была опубликована в 1954 году. В период с 1950 по 1971 год он написал десятки рассказов, часто смешивая элементы жанров научной фантастики, ужасов и фэнтези.
Он был членом организации «Маги Южной Калифорнии» в 1950-х и 1960-х годах, в которую входили Чарльз Бомонт, Рэй Брэдбери, Джордж Клейтон Джонсон, Уильям Ф. Нолан, Джерри Сол и другие.
Некоторые из его рассказов, в том числе « Третий от солнца » (1950), «Крайний срок» (1959) и «Пуговица, пуговица» (1970), представляют собой простые наброски с закрученными концовками ; другие, такие как «Нарушение границ» (1953), «Бытие» (1954) и «Немой» (1962), исследуют дилеммы своих персонажей на 20 или 30 страницах. Некоторые сказки, такие как «Кукла, которая делает все» (1954) и «Похороны» (1955), содержат сатирический юмор в ущерб жанровым клише и написаны преувеличенной прозой, сильно отличающейся от обычного урезанного стиля Мэтисона. Другие, такие как «Испытание» (1954) и «Сталь» (1956), изображают моральную и физическую борьбу обычных людей, а не почти вездесущих тогда ученых и супергероев, в ситуациях, которые одновременно футуристичны и повседневны. Третьи, такие как «Безумный дом» (1953), «Любопытное дитя» (1954) и, возможно, больше всего, «Дуэль» (1971), представляют собой рассказы о паранойе, в которых повседневная среда сегодняшнего дня становится необъяснимо чуждый или угрожающий. «Поединок» был адаптирован в одноименном телефильме 1971 года.
Первый роман Мэтисона, который был опубликован, « Кто-то истекает кровью», вышел из Lion Books в 1953 году. В 1960 году Мэтисон опубликовал нефантастический автобиографический роман «Безбородые воины» о американских солдатах-подростках во Второй мировой войне. Он был снят в 1967 году как «Молодые воины», хотя большая часть сюжета Мэтисона была отброшена. В 1950-х он опубликовал несколько западных рассказов (позже собранных в « У пистолета»); и в течение 1990-х он опубликовал западные романы, такие как « Журнал оружейных лет», «Перестрелка», «Мемуары дикого Билла Хикока» и « Тень на солнце».
Среди других его ранних романов - «Уменьшающийся человек» (1956, снят в 1957 г. как «Невероятно уменьшающийся человек», опять же по собственному сценарию Мэтисона) и научно-фантастический роман о вампирах « Я - легенда» (1954) (снятый как «Последний человек на Земле в 1964 году»). Omega Man в 1971 году и I Am Legend в 2007 году).
Мэтисон написал сценарии для нескольких телевизионных программ, включая Westerns Cheyenne, Have Gun - Will Travel и Lawman. Он наиболее тесно связан с американским сериалом «Сумеречная зона», для которого он написал более десятка эпизодов, в том числе « Сталь » (1963), « Кошмар на высоте 20 000 футов » (1963), « Потерянная девочка » (1962)., и « Корабль смерти » (1963). Для всех своих сценариев « Сумеречной зоны» Мэтисон написал вступительное и заключительное заявление, произнесенное создателем Родом Серлингом. Он адаптировал пять работ Эдгара Аллана По для серии « По» Роджера Кормана, в том числе « Дом Ашера» (1960), «Яма и маятник» (1961) и «Ворон» (1963).
Он написал серию « Звездный путь » «Враг внутри » (1966).
Для Hammer Film Productions он написал сценарий фильма « Фанатик» (1965; название в США: Die! Die! My Darling!) По роману Энн Блейсделл « Кошмар » с Таллулой Бэнкхед и Стефани Пауэрс в главных ролях ; он также адаптировал к фильму Хаммера Денниса Уитли « Дьявол едет» (1968).
В 1973 году Мэтисон получил премию Эдгара от загадочных писателей Америки за телеспектакль «Ночной сталкер», одного из двух телефильмов, написанных Мэтисоном и снятых Дэном Кертисом (другим был «Ночной душитель», предшествовавший телесериалу « Колчак»: Ночной Сталкер ). Мэтисон много работал с Кертисом; телефильм 1977 года « Мертвая ночь» включает в себя три истории, написанные для экрана Мэтисоном - «Второй шанс» (по рассказу Джека Финни ); «Нет ничего лучше вампира» (по одноименной истории Мэтисона); и «Бобби», оригинальный сценарий, написанный Мэтисоном для этого сборного фильма. Позже «Бобби» был переосмыслен с другими актерами как второй сегмент « Трилогии террора II».
Три его рассказа были сняты вместе как « Трилогия ужаса» (1975), в том числе «Добыча» (первоначально опубликованная в апрельском выпуске журнала Playboy 1969 года) с ее знаменитой фетиш-куклой воина зуни. Кукла-фетиш Зуни снова появилась в заключительной части запоздалого продолжения первого фильма « Трилогия террора II».
Другие романы Мэтисона, превратившиеся в известные фильмы в семидесятых, включают Bid Time Return (как « Где-то во времени» ) и « Адский дом» (как «Легенда об адском доме» ), адаптированные и написанные самим Мэтисоном.
В 1980-х Мэтисон опубликовал роман « Связанные с землей», написал несколько сценариев к сериалу « Удивительные истории» и продолжил публиковать короткометражные художественные произведения.
За это десятилетие Мэтисон опубликовал четыре вестерна, плюс роман-саспенс « Семь шагов до полуночи» (1993) и мрачно-комический детективный роман о запертой комнате « Теперь вы видите…», удачно посвященный Роберту Блоху (1995).
Он также написал несколько фильмов - необычную комедию и кассовый провал « Свободные пушки», биографический фильм «Мечтатель из страны Оз» (о Л. Фрэнке Бауме), отрывок из «Утраченной классики» Рода Серлинга и отрывки из « Трилогии террора II». Рассказы продолжали литься из-под его пера, и он видел адаптации другими руками еще двух его романов для большого экрана - « Куда могут прийти мечты» и «Возбуждение отголосков» (как « Перемешивание отголосков» ). В 1999 году Мэтисон опубликовал научно-популярный труд «Путь», вдохновленный его интересом к психическим явлениям.
Многие ранее не публиковавшиеся романы Мэтисона появились в конце его карьеры, равно как и различные сборники его работ и ранее не публиковавшиеся сценарии. Он также написал новые произведения, такие как роман- интрижка, преследуемая прошлым разумом (2002). и иллюстрированный детский фэнтези « Абу и семь чудес».
Мэтисон привел конкретные источники вдохновения для многих своих работ. Дуэль произошла из инцидента, в котором он и его друг, Джерри Сол, в тот же день, когда произошло убийство Джона Ф. Кеннеди, попали в опасную зону на большом грузовике.
По словам кинокритика Роджера Эберта, научный подход Мэтисона к сверхъестественному в « Я - легенда» и других романах 1950-х и начала 1960-х годов «предвосхитил псевдореалистические фэнтези-романы, такие как « Ребенок Розмари » и « Экзорцист ».
В 1952 году Мэтисон женился на Рут Энн Вудсон, с которой познакомился в Калифорнии. У них было четверо детей: Беттина Мэйберри, Ричард Кристиан, Кристофер Дэвид и Али Мари Мэтисон. Ричард, Крис и Али стали писателями художественной литературы и сценариев.
Мэтисон умер 23 июня 2013 года в своем доме в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, в возрасте 87 лет.
Мэтисон получил премию World Fantasy Award за жизненные достижения в 1984 году и премию Брэма Стокера за жизненные достижения от Ассоциации писателей ужасов в 1991 году. Зал славы научной фантастики ввел его в должность в 2010 году.
На ежегодных конференциях World Fantasy Conventions он выиграл две ежегодные литературные награды за отдельные работы: World Fantasy Awards за Bid Time Return как лучший роман 1975 года и Ричард Мэтисон: Сборник рассказов как лучший сборник 1989 года.
Мэтисон умер всего за несколько дней до того, как должен был получить премию Visionary на 39-й церемонии вручения наград Saturn Awards. Как дань уважения, ему была посвящена церемония, и награда была вручена посмертно. Президент Академии Роберт Холгин сказал: «Достижения Ричарда навсегда останутся в воображении каждого, кто читал или видел его вдохновенные и неподражаемые работы».
Антология дани He is Legend была опубликована Gauntlet Press в 2009 году.
Стивен Кинг назвал Мэтисона человеком, оказавшим творческое влияние, и его романы « Клетка» и « Высота» посвящены Мэтисону вместе с режиссером Джорджем А. Ромеро. Ромеро часто признавал Мэтисона источником вдохновения и перечислял неуклюжих существ-вампиров, которые появляются в «Последнем человеке на Земле», первой киноверсии « Я - легенда», как источник вдохновения для зомби-«упырей», которых он вообразил в « Ночи живых мертвецов».
Энн Райс заявила, что когда она была ребенком, рассказ Мэтисона «Платье из белого шелка» рано повлиял на ее интерес к вампирам и фантастической литературе.
После его смерти несколько деятелей воздали дань уважения его жизни и работе. Режиссер Стивен Спилберг сказал:
Ироничное и культовое воображение Ричарда Мэтисона создало основополагающие научно-фантастические рассказы и дало мне первый шанс, когда он написал рассказ и сценарий для « Дуэли». Его Twilight Zone были среди моих любимых, и недавно он работал с нами над Real Steel. Для меня он в той же категории, что и Брэдбери и Азимов.
Другой частый сотрудник, Роджер Корман, сказал:
Ричард Мэтисон был моим близким другом и лучшим сценаристом, с которым я когда-либо работал. Я всегда снимал его первые черновики. Я буду скучать по нему.
В Твиттере режиссер Эдгар Райт написал: «Если это правда, что великий Ричард Мэтисон скончался, 140 персонажей не могут начать освещать то, что он дал жанру научной фантастики и ужасов». Режиссер Ричард Келли добавил: «Мне очень понравились произведения Ричарда Мэтисона, и для меня было огромной честью адаптировать его рассказ« Кнопка, кнопка »в фильм. RIP».