Дуализм души или несколько душ - это диапазон убеждений, что у человека есть две души. или более видов душ. Во многих случаях одна из душ связана с функциями тела («телесная душа»), а другая может покинуть тело («свободная душа» или «блуждающая душа»). Иногда множество типов души может быть еще более сложным. Иногда «свободная душа» шамана может считаться способной совершить духовное путешествие.
Вера в дуализм души, встречающаяся в большинстве австронезийских шаманских традиций. Реконструированное протоавстронезийское слово для «души тела» - * nawa («дыхание», «жизнь» или «жизненный дух»). Он расположен где-то в брюшной полости, часто в печени или сердце (протоавстронезийский * qaCay). «Свободная душа» находится в голове. Его имена обычно происходят от протоавстронезийского * qaNiCu («призрак», «дух [мертвых]»), которые также применимы к другим нечеловеческим природным духам. «Свободная душа» также упоминается в именах, которые буквально означают «близнец» или «двойник» от протоавстронезийского * duSa («два»). Добродетельный человек - это тот, чьи души находятся в гармонии друг с другом, в то время как злой человек - это тот, чьи души находятся в конфликте.
Говорят, что «свободная душа» покидает тело и отправляется в духовный мир во сне, состояния, подобные трансу, бред, безумие и смерть. Двойственность также прослеживается в традициях исцеления австронезийских шаманов, где болезни рассматриваются как «потеря души», и, таким образом, чтобы исцелить больных, нужно «вернуть» «свободную душу» (которая могла быть украдена злым духом). или заблудились в духовном мире) в тело. Если «свободная душа» не может быть возвращена, пораженный человек умирает или навсегда сходит с ума.
В некоторых этнических группах также может быть более двух душ. Как среди народа тагбанва, где у человека есть шесть душ - «свободная душа» (которая считается «истинной» душой) и пять вторичных душ с различными функциями.
Традиционная китайская культура различает двух хун и по духов или душ, которые соотносятся с ян и инь соответственно. В рамках этого дуализма души у каждого человека есть как эфирный хун 魂 «духовная душа; дух; настроение», покидающее тело после смерти, так и существенное по 魄 «физическая душа; дух; сила», остающаяся с трупом. Китайские традиции различаются по количеству душ хун и по в человеке, например, даосизм имеет санхунципо 三 魂 七 魄 «три хун и семь по».
Калбо Инуиты группы верят, что у человека есть более одного типа души. Один связан с дыханием, другой может сопровождать тело как тень. Представления о душах разных инуитских групп разнообразны; они не похожи. В некоторых случаях это связано с шаманскими верованиями различных групп инуитов. Также группы карибу инуитов верили в несколько типов душ.
Представление о большем количестве душ можно найти также у нескольких финно-угорских народов.. См. Понятие души-тени (способность свободно покидать тело), например «íz» в венгерских народных верованиях. Концепция дуалистической теневой души, называемой itse, связанная с венгерской концепцией, также является частью финского и общего балтийско-финского фольклора. К концепции эстонской души подходили несколько авторов, некоторые из которых использовали довольно сложные рамки (онлайн).