Небесный бог в протоиндоевропейской мифологии
Небо среднеазиатской степи.
Дьюс (букв. "бог дневного света"), также Дийус фетур (букв. "Отец дневного бога неба"), это реконструированное имя бога дневного неба. в протоиндоевропейской мифологии. Диеус был ярким дневным небом, задуманным как божественная сущность и как место пребывания богов, * deyws. Связанный с бескрайним дневным небом и плодородными дождями, Диес часто сочетался с * Дхэтом, Матерью-Землей, в отношениях союза и контраста.
Хотя его существование прямо не подтверждается археологическими или письменными материалами, ученые считают Диеса наиболее надежно реконструированным божеством индоевропейского пантеона, поскольку идентичные формулы, относящиеся к нему, можно найти среди последующих Индоевропейские языки и мифы ведических индоариев, латинян, греков, фригийцев, Мессапийцы, фракийцы, иллирийцы, албанцы и хетты.
Содержание
- 1 Имя
- 1.1 Этимология
- 1.2 Эпитеты
- 2 Роль
- 3 Доказательства
- 3.1 Эпитет Небесного Отца
- 3.2 «Небесные» производные
- 4 Наследие
- 5 В неиндоевропейских традициях
- 6 Ссылки
- 7 Библиография
- 8 Дополнительная литература
Имя
Этимология
Божественное имя * Dyēus происходит от корня * dyeu-, обозначающего «дневное небо». "или" яркость дня "(в отличие от темноты ночи), в конечном счете происходящее от * di или dei- (" к s хайн, будь ярким "). Разъясняет в индоевропейских языках, вращаясь вокруг понятий« день »,« небо »и« божество »и разделяя корень * dyeu как etymon предполагают, что Диеус был огромным и ярким небом того дня, задуманным как божественная сущность.
A производное vṛddhi появляется в * deywós («небесный»), обычном слове, обозначающем «бог» в протоиндоевропейском. В классическом индоевропейском языке, связанном с поздней хвалынской культурой (3900–3500), * Dyēus также имел значение «Небеса», тогда как он обозначал «бог» вообще (или бог Солнца в в частности) в анатолийской традиции. производное от суффикса * diwyós («божественный») также засвидетельствовано в латинском, греческом и санскрите.
Корень * deynos («день»), интерпретируемый как обратное образование от * deywós, имеет потомков в ведическом санскрите divé-dive («день за днем»), латинском diēs («день») и Dies, богиня дня и аналог Греческий Гемера, Хеттский сиват («день»), Палайский Тийат- («Солнце, день») Древнегреческий endios (« полдень »), древнеармянский tiw (տիւ,« светлый день »), древнеирландский noenden (« девятидневный период »), валлийский heddyw (« сегодня »), или славян Полудница (« Полдень леди »).
В то время как греческая богиня Пандея или Пандиа (греч. : Πανδία, Πανδεία, «вся яркость») могло быть другим именем Богини Луны Селены, в ее имени до сих пор сохраняется корень * di - / * dei-, что означает «сиять, быть ярким».
Эпитеты
Самый постоянный эпитет, связанный с * Дьесом, - «отец» (* ph₂tḗr). Слово «отец Диес» было унаследовано в ведическом Дьяу Пите, греческом Зевсе Патере, иллирийском Дей-Патрусе, римском Юпитере ( * Djous patēr), даже в форме «папа» или «папа» в скифском Папайос для Зевса, или палайском выражении Тияз папаз. Эпитет * Ph₂tḗr Ǵenh₁-tōr («Отец-Создатель») также засвидетельствован в ведических, иранских, греческих и, возможно, римских ритуальных традициях.
Роль
Диес был Небом или Днем задумано как божественное существо, и, следовательно, жилище богов, Небеса. Как врата к божествам и отец как Божественных Близнецов, так и богини Рассвета (Хаус ), Диес был выдающимся божеством в протоиндо- Европейский пантеон. Однако он, вероятно, не был их правителем или держателем верховной власти, как Зевс и Юпитер.
Диес ассоциировался с ярким и обширным небом, но также и с пасмурной погодой в ведических и греческих формулах * Dyēus ' дождь. Хотя некоторые рефлексы Диеса являются божествами шторма, такими как Зевс и Юпитер, это считается поздним развитием, характерным только для средиземноморских традиций, вероятно, происходящим из синкретизма с ханаанскими божествами и древними -Индоевропейский бог Перквунос.
Из-за своей небесной природы Дай часто описывается как «всевидящий» или «с широким видением» в индоевропейских мифах. Однако маловероятно, что он отвечал за соблюдение справедливости и праведности, как это было в случае с Зевсом или индо-иранским Митрой - Варуной дуэт; но он годился, по крайней мере, в качестве свидетеля клятв и договоров. Протоиндоевропейцы также визуализировали солнце как «светильник Диеса» или «глаз Диеса», что можно увидеть в различных рефлексах: «светильник бога» в Еврипиде 'Мидяне, «небесная свеча» в Беовульф, «земля факела Хатти» (богиня Солнца Аринны ) в хеттской молитве Гелиос как глаз Зевса, Хваре-хшает как глаз Ахура Мазда, а солнце как «глаз Бога» в румынском фольклоре.
Консорт
Диеса часто используют в паре с * Dʰéǵʰōm, богиня Земли, описанная как объединяющаяся с ней, чтобы обеспечить рост и поддержание земной жизни; земля беременеет, когда дождь падает с неба. Отношения между Отцом Небом (* Dyēus Ph₂tḗr) и Матерью-Землей (* Dʰéǵʰōm Méhₐtēr) также контрастируют: последняя изображается как огромное и темное жилище смертных, расположенное под ярким престолом богов. Однако, согласно Джексону, поскольку бог грома часто ассоциируется с плодоносящими дождями, она может быть более подходящим партнером для Перкуноса, чем для Диеуса.
В то время как Хаусос и Божественные Близнецы - обычно считающиеся потомками одного Диеса, некоторые ученые предложили реконструировать супругу-богиню как * Diwōnā или * Diuneh, с возможным потомком в супруге Зевса Dione. Тематическое эхо встречается в ведической традиции, поскольку жена Индры Индрана проявляет подобное же ревнивое и сварливое расположение при провокации. Второй потомок может быть найден в Дайе, смертном, который, как сказано в греческом мифе, соединяется с Зевсом. История в конечном итоге приводит к рождению Кентавров после скрещивания мужа Дайи Иксиона с призраком Геры, супруги Зевса. Другое женское имя, производное от * Dyeus, может быть найдено в микенском греческом Diwia, засвидетельствованном во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры и которое, возможно, сохранилось в памфилийском диалекте Малой Азии.. Однако реконструкция основана только на греческой - и в меньшей степени на ведической - традиции, и поэтому остается незащищенной.
Если богини-женщины Гера, Юнона, Фригг и Шакти имеют общую ассоциацию с браком и плодородием, Мэллори и Адамс отмечают, однако, что «эти функции очень важны. слишком общий характер, чтобы поддерживать предположение об особой «богине-супруге» ПИРОГА, и многие из «супругов», вероятно, представляют собой ассимиляции более ранних богинь, которые, возможно, не имели ничего общего с браком ».
Доказательства
Родственные, происходящие либо от корня * dyeu («дневной свет, яркое небо»), эпитета * Dyēus Ph₂ter («Отец Небо»), производного от vṛddhi * deiwós («небесный», «бог "), производное * diwyós (" божественный ") или обратное образование * deynos (" день ") - одни из наиболее широко засвидетельствованных в индоевропейских языках.
- Лавровый венец голова из Зевса, c 360–340 до н.э. ПИРОГ : * dyēus, the dayli ght-бог неба,
- индоиранский : * dyaus,
- санскрит : Dyáuṣ (द्यौष्), бог неба, и dyú (द्यु), общий слово для «небес»,
- древнеавестийский : dyaoš (𐬛𐬫𐬀𐬊𐬱), «небеса», упоминается в одном стихе Авесты, и молодой авестийский: diiaoš, «ад», как результат зороастрийской религиозной реформации,
- микенского греческого : di-we (𐀇𐀸 / diwei /), дательный падеж имени, которое иначе вряд ли засвидетельствовано,
- Кипрская слоговая азбука : ti-wo, интерпретируется как относящаяся к Зевсу и возможному родительному падежу Дивой.
- Греческий : Зевс (Ζεύς), бог Неба, также Беотийское озеро., Коринф., Род. Deús (Δεύς),
- Курсив : * djous (dious),
- древнелатинский : Диуэ или луу,
- латинское: Юпитер (Йов), бог Неба, и Диус (Фидиус), бог клятв,
- Оскан : Diúvei (Διουϝει), родительный падеж единственного числа,
- умбрийский : Di or Dei (Grabouie / Graboue), засвидетельствовано в игувинских таблицах,
- пэлиньских : Ioviois (Pvclois) и Ioveis (Pvcles), интерпретируется как calque греческого теонима Diós-kouroi,
- анатолийский : * diéu-, * diu-, «бог»,
- Хетт : šīuš (𒅆𒍑), «бог» или бог Солнца,
- палайский : тиуна, «божественный», «бог»,
- лидийский : ciw-, «бог»,
- иллирийский : dei- или -dí, что означает «небо» или «Бог», как в Dei-pátrous, «отец неба»,
- прото-мессапик : * dyēs,
- мессапик : Зис или Дис, бог неба,
- албанский : Зойз, небо и молния бог, и Perën-di, бог неба и грома (суффикс -di прикреплен к per-en-, расширение от PIE * per- "наносить удар"),
- фракийец : Зи-, Диу- или Диас- (в личных именах),
- Фригийский : Тий-.
- Лидийский : Лефс или Левс, лидийский Зевс.
- Вифиния : Тиес и анатолийский город Тиум (Τιεῖον).
Эпитет Небесного Отца
Ритуальные и шаблонные выражения, происходящие от словаря * Dyēus Ph₂ter («Отец Дей») были унаследованы в следующая литургия и поэма тические традиции :
- Римский бог Юпитер (Iovis-pater), 1811. PIE : * Dyēus Ph₂ter, «Отец Небо»,
- греч. : Zeus Pater (Ζεῦ πάτερ),
- ведический : Dyáuṣ-pitṛ́ (द्यौष्पितृ),
- Курсив : * Djous-patēr,
- латинский : Юпитер (Iūpiter), наряду с архаичными формами Diespiter и Iovispater,
- Oscan : Dípatír, Умбрия : Iupater (или Iuve patre), Южный Пичен : (Toutiks) dipater,
- Иллирийский : Dei-pátrous, записанный Исихием как Δειπάτυροϛ («Deipáturos»), бог, которому поклонялись в Tymphaea.
Другие рефлексы являются вариантами которые сохранили как потомков корня * dyeu - («небо»), так и исходную структуру «Бог Отец». Некоторые традиции заменили эпитет * ph₂ter детским словом papa («папа, папа»):
- Luwian : Tātis tiwaz, «Папа Tiwaz », Бог Солнца,
- Палай : Тияз папаз, «Папа Тияз », бог Солнца,
- скиф : Папа ios (Папа Зиос), «отец Зевс», бог неба,
- древнеирландский : в Даг dae Олл-атайр, «Великий Отец» Дагда "(из протокельтской формулы * sindos dago- dēwos ollo fātir,« Великий Отец, Добрый Бог »).
Другие варианты менее надежны:
- хетты : attas Isanus, «Отец-бог Солнца»; имя бога неба было заменено на Хаттик заимствование бога солнца, но первоначальная структура формулы осталась нетронутой,
- латышский : Debess tēvs, «Отец Небес»,
- Древнескандинавский : inn Alföðr, «Один, Всеотец» или «Один Отец всего»,
- русский : Стрибог ŭ, «Бог Отец»,
- албанский : Зот, «господин» или «Бог», эпитет Зойза, отца неба (обычно считается, что он происходит от протоалбанского * dźie̅u ̊ a (t) t-, «небесный отец»; хотя была предложена этимология * w (i) tš- pati-, «господин дома»).
«Небесный» происхождение
Родословные, происходящие от * deywós, vṛddhi-производного от * dyēus (бога неба) засвидетельствованы в следующих традициях:
- ПИРОГ: * deywós (букв скайлинг, мн. * deywṓs), что означает «небесный, небесный», отсюда «бог»,
- индоиранский : * daivá (daiua), «бог»,
- германский бог Тир, 1895. Санскрит : дева (देव), что означает «небесный, божественный., что-нибудь выдающееся », и деви, женский титул означает« богиня »;
- авестийский : daēva (𐬛𐬀𐬉𐬎𐬎𐬀, daēuua), термин для« демонов »в зороастризм в результате религиозной реформации, которая снизила статус предшествующих божеств,
- древнеперсидский : daiva означает «ложные божества, демоны»,
- балто-славянский : * deiwas,
- балтийский : * deivas,
- литовский : Diēvas (древнелитский deivas), старопрусский : Deywis (или Dìews), латышский : Диев, верховный бог неба; и балтийский Dievaitis («Маленький Бог» или «Принц»), имя, используемое для обозначения Бога Грома Перкунас, или Бога Луны Менуо.
- германцев : * tīwaz (мн. * tīwōz), слово, обозначающее «бог», хотя конкретно связано с германским богом, имя которого было заменено титулом «Бог», * Tīwaz,
- древнескандинавский : Týr, связанных с правосудием; множественное число tívar сохранилось как поэтическое слово для обозначения «богов», а týr появляется в kennings для Odin и Thor, например, в Odin's имена Сигтыр («бог победы»), Гаутатир («бог геатов »), Фимбултыр («могущественный бог») или Гертир («бог-воин»),
- Древнеанглийский : Tīw (или Tīg), Древневерхненемецкий : Zio (или * Ziu), бог,
- готский : * Teiws, и связанная с ним руна ᛏ (Tyz ),
- Слово 'вторник ' в ON Týs-dagr, OE Tīwes-dæg и OHG Zies-tag, кальке латинского умирает Мартис ; интерпретировано как остаток неба и военных функций * Тиваза Г. Крооненом, хотя М.Л. Вест считает это маловероятным,
- Курсив : * deiwos, «бог, божество»,
- древнелатинское : deivos (deiuos), «боги»,
- латинское : deus, общее название «бога», божество »; и Деа (« богиня »), титул, присвоенный различным римским богиням, таким как Деа Тацита, Бона Деа или Деа Диа («Богиня дневного света» или «Яркая Богиня»).
- Оскан : deivas, венетский : deivos, «боги»,
- волскиец : deue Decluna, засвидетельствовано в надписи из Velitrae, возможно, III века до нашей эры.
- Кельтский : * dēwos, «бог, божество», и * dago-dēwos, «добрый бог», старое имя Дагда,
- кельтиберов : teiuo, «бог» ",
- галльский : dēuos," бог ",
- галльский: Девона (/ deuona /) или Дивона (/ diuona /), божество священных вод источники и реки, чье название означает «Божественный»,
- стар. валлийский : Dubr Duiu («Вода Божественности»), эволюционирующий в Mod. Валлийский Дифрдви (Ривер Ди, Уэльс). Форма deva, diva («богиня») также встречается в кельтских названиях рек по всей Западной Европе, например, в шотландских реках Dēoúa (современный Dee, Galloway ) и Деуана (Δηουανα; современный Дон, Абердиншир ),
- Древнеирландский : диа, «бог» и Ан Даг-да, друид -бог мудрости,
- ирландский : Dhe («бог»), засвидетельствованный в современной молитве Sùil Dhé mhóir («Око великого Бога», по ссылке к Солнцу), фигурирует в Кармина Гаделика.
- Мессапик : дейва, дива, «богиня»,
- фригийский : девос.
Другие родственники менее защищены:
- Славянское : * дива (>* dîvo), возможно, слово для «доброго божества», которое постепенно принимало значение «чудо», отсюда «злое существо»,
- старославянское : divo, Старопольское : dziwo, русский : dívo, сербохорватский : dîvo, «чудо (я)»,
- OCS : divŭ, «демон», южнославянский : div, «великан, демоническое существо», чешский : divo-žena, «колдунья, ведьма», Словацкий : divo, «чудовище», хотя протославянский корень * divŭ (jĭ) («дикий») также был предложен,
- лузитанский : Рео, неизвестное божество.
- лузитанский : Дейба и Дейбо, засвидетельствованные в вотивных надписях на алтарах; означает «местное» или «коренное» произношение Deae и Deo.
Другие родственные слова, происходящие от слова * diwyós (* dyeu «небо» + yós, тематический суффикс), засвидетельствованы в следующих традициях:
- ПИРОГ: * diwyós, что означает «божественный, небесный»,
- микенское греческое : di-wi-jo (/ diwjos /), di-wi-ja (/ diwja /),
- греческое : dîos (δῖος), «принадлежащий небу, подобный богу», также «принадлежащий Зевсу» в трагедиях,
- греч. : Día (Δῖα < *Díw-ya), a goddess venerated in classical times at Phlius и Сикион, и, возможно, отождествляется с Гебой, виночерпием богов,
- санскрит : дивья, «небесный»,
- авестийский : daeuuiia, «дьявольский, дьявольский»,
- латинский : dīus, «богоподобный»,
- латинский: Diāna (от более древнего Dīana), богиня луны и сельской местности.
- Латинский: Dīs Pater, от dīves («богатый, богатый»), вероятно, образованного от dīus через промежуточную форму * deiu- (o / д) т- («кто подобен богам, защищенный богами»).
Наследие
Как пантеоны В ходе эволюции отдельных мифологий, связанных с протоиндоевропейской религией, атрибуты Диеса, по-видимому, были переданы другим божествам. В греческой и римской мифологии Дий был главным богом, в то время как этимологический преемник Диеса стал очень абстрактным богом в ведийской мифологии, и его изначальная известность над другими богами в значительной степени уменьшилась.
В неиндоевропейские традиции
Различные заимствования * deiwós были введены в неиндоевропейские языки, такие как эстонский taevas или финский taivas («небо»), заимствовано из прото-индоиранского. В тюркской мифологии, Тенгри изображается как Небесный Отец, а Мирча Элиаде отмечает, что «морфологически и в общих чертах, индоевропейская религия напоминает религию тюрко-татар - верховенство небесного бога, отсутствие или меньшее значение богинь, культ огня и т. д. »
Список литературы
Библиография
Дополнительное чтение
- «Индоевропейские * Deiwos и родственные слова» Грейс Стертевант Хопкинс, языковые диссертации номер XII, декабрь 1932 г. (приложение к Language, журналу Linguistic Общество Америки ).
- Кук, Артур Бернар. «Европейский бог неба. III: Итальянцы». Фольклор 16, № 3 (1905): 260-332. Www.jstor.org/stable/1253947.
- Кук, Артур Бернар. «Зевс, Юпитер и Дуб. (Заключение).» The Classical Review 18, № 7 (1904): 360-75. Www.jstor.org/stable/694614.
- Керини, Карл и Кристофер Холм. «Слово« Зевс »и его синонимы,« Теос »и« Даймон ». «В архетипических образах в греческой религии: 5. Зевс и Гера: архетипические образы отца, мужа и жены, 3-20. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1975. doi: 10.2307 / j.ctt13x190c.5.
- Kretschmer, Paul. "Dyaus, Ζεὺς, Diespiter Und Die Abstrakta Im Indogermanischen". Глотта 13, вып. 1/2 (1923): 101-14. www.jstor.org/stable/40265088.
- Ларош, Э. "Les Noms Anatoliens Du" dieu "Et Leurs Dérivés". Журнал клинописных исследований 21 (1967): 174-77. DOI: 10.2307 / 1359369.
- Сибольд, Эльмар. "Der Himmel, Der Tag Und Die Götter Bei Den Indogermanen". Historische Sprachforschung / Историческая лингвистика 104, вып. 1 (1991): 29-45. www.jstor.org/stable/40849007.