Скандинавская мифология

редактировать
Свод мифов северогерманского народа A скандинавская провидица Велва рассказывает владыку копья Одину о том, что было и что будет в Odin and Völva Лоренц Фрёлих (1895)

Скандинавская мифология является основой мифов Севера Германские народы, происходящие из скандинавского язычества и продолжающиеся после христианизации Скандинавии, а также в скандинавском фольклоре современного периода. Самое северное расширение германской мифологии, скандинавская мифология состоит из рассказов о различных божествах, существах и героях, полученных из многочисленных источников как до, так и после языческого периода, включая средневековые рукописи, археологические раскопки. представления и народные традиции.

В исходных текстах упоминается множество богов, таких как владеющий молотом, защищающий человечество бог грома Тор, который безжалостно сражается со своими врагами; одноглазый, вороновий бог Один, который ловко преследует знания во всех мирах и даровал человечеству рунический алфавит ; прекрасная, sei работающая, одетая в перья богиня в плаще Фрейя, которая едет на битву, чтобы выбирать среди убитых; мстительная богиня лыжного спорта Скали, которая предпочитает волчий вой зимних гор морскому берегу; могущественный бог Ньёрр, который может успокоить и море, и огонь, и дать богатство и землю; бог Фрейр, чьи погодные и фермерские ассоциации приносят мир и удовольствие человечеству; богиня Игунн, хранящая яблоки, дающие вечную молодость; таинственный бог Хеймдалль, рожденный от девяти матерей, может слышать, как растет трава, у него золотые зубы и звучный рог; jötunn Локи, принесший трагедию богам, спровоцировав смерть прекрасного сына богини Фригг Бальдра ; и множество других божеств.

Большая часть сохранившейся мифологии сосредоточена на бедственном положении богов и их взаимодействии с некоторыми другими существами, такими как человечество и йотнар, существами, которые могут быть друзьями, любовниками., враги или члены семьи богов. космос в скандинавской мифологии состоит из девяти миров, которые примыкают к центральному дереву, Иггдрасиль. Единицы времени и элементы космологии персонифицируются как божества или существа. Перечисляются различные формы мифа о творении, в котором мир создан из плоти изначального существа Имир, а первые два человека - Аск и Эмбла. Было предсказано, что эти миры переродятся после событий Рагнарёка, когда между богами и их врагами происходит грандиозная битва, и мир охвачен пламенем, чтобы возродиться заново. Там выжившие боги встретятся, и земля станет плодородной и зеленой, и два человека снова заселят мир.

Норвежская мифология была предметом научных дискуссий с 17 века, когда ключевые тексты привлекли внимание интеллектуальных кругов Европы. Посредством сравнительной мифологии и исторической лингвистики ученые определили элементы германской мифологии, восходящие к протоиндоевропейской мифологии. В современный период Романтизм Возрождение викингов вновь пробудило интерес к предмету, и ссылки на скандинавскую мифологию теперь можно найти во всей современной поп-культуре. В дальнейшем мифы были возрождены в религиозном контексте среди приверженцев германского неоязычества.

Содержание

  • 1 Терминология
  • 2 Источники
  • 3 Мифология
    • 3.1 Боги и другие существа
    • 3.2 Космология
    • 3.3 Человечество
    • 3.4 Влияние на массовую культуру
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
    • 7.1 Общие второстепенные произведения
    • 7.2 Романтизм
    • 7.3 Современные пересказы
  • 8 Внешние ссылки

Терминология

Историческую религию норвежцев обычно называют скандинавской мифологией. В определенной литературе использовались термины скандинавская мифология, северогерманская мифология или нордическая мифология.

Источники

рунический камень Рёк (Ög 136 ), расположенный в Рёк, Швеция, имеет Младший Футарк руническую надпись, которая содержит различные ссылки на скандинавскую мифологию.

Норвежская мифология в основном засвидетельствована на диалектах Древнескандинавский, северогерманский язык, на котором говорили скандинавы в течение европейского средневековья и предок современных скандинавских языков. Большинство этих древнескандинавских текстов было создано в Исландии, где устные традиции, восходящие к дохристианским жителям острова, были собраны и записаны в рукописях. Произошло это в основном в 13 веке. К этим текстам относятся Прозаическая Эдда, составленная в 13 веке Снорри Стурлусоном, и Поэтическая Эдда, сборник стихов из более ранних традиционных материалов, анонимно собранных в 13 век.

Прозаическая Эдда была составлена ​​как руководство по прозе для создания скальдической поэзии - традиционной древнескандинавской поэзии, составленной скальдами. Первоначально составленная и переданная устно, скальдическая поэзия использует аллитерационный стих, кеннингс и несколько метрических форм. Прозаическая Эдда представляет собой многочисленные примеры произведений различных скальдов до и после процесса христианизации, а также часто ссылается на стихи, найденные в Поэтической Эдде. Поэтическая Эдда почти полностью состоит из стихов с добавлением прозаического повествования, и эта поэзия - эддическая поэзия - использует меньше кеннингов. По сравнению со скальдической поэзией, эддическая поэзия относительно не украшена.

Прозаическая Эдда содержит слои эвгемеризации, процесса, в котором божества и сверхъестественные существа представляются как действительные, магические- владеющие людьми, обожествленными во времени, или существами демонизированными посредством христианской мифологии. Такие тексты, как Heimskringla, составленные в XIII веке Снорри и Gesta Danorum, составленные на латыни Saxo Grammaticus в Дании в XII век - это результат интенсивной эвгемеризации.

Многочисленные другие тексты, такие как саги, предоставляют дополнительную информацию. Корпус саг состоит из тысяч сказок, записанных на древнескандинавском языке, от исландских семейных историй (Саги исландцев ) до периодов переселения народов, в которых упоминаются исторические личности, такие как гунн Аттила (легендарные саги ). Объекты и памятники, такие как рунический камень Рёк и амулет Квиннеби, содержат рунические надписи - тексты, написанные руническим алфавитом, алфавитом коренных народов. германских народов - в которых упоминаются фигуры и события из скандинавской мифологии.

Объекты из археологических памятников также могут быть истолкованы как изображения предметов из скандинавской мифологии, например, амулеты молота бога Тора Мьёльнир, найденные среди языческих захоронений, и маленькие серебряные женские фигурки, интерпретированные как валькирии или дисир, существа, связанные с войной, судьбой или культами предков. Посредством исторической лингвистики и сравнительной мифологии, сравнения с другими засвидетельствованными ветвями германской мифологии (такими как древневерхненемецкий Мерзебургские заклинания ) также может дать понимание. Более широкие сравнения ученых с мифологией других индоевропейских народов привели к потенциальной реконструкции гораздо более ранних мифов.

Лишь небольшое количество стихов и сказок сохранилось от мифических сказок и поэм, которые, как предполагается, имеют существовали в средние века, в эпоху викингов, в период миграции и раньше. Более поздние источники, относящиеся к современному периоду, такие как средневековые амулеты, использованные норвежской женщиной Рагнхильд Трегагос, осужденной за колдовство в Норвегии в XIV веке, и заклинания, найденные в Исландский Гальдрабок гримуар 17 века также иногда ссылается на скандинавскую мифологию. Другие следы, такие как названия мест с именами богов, могут предоставить дополнительную информацию о божествах, такую ​​как потенциальная связь между божествами, основанная на расположении мест, носящих их имена, их местной популярности и ассоциациях с геологическими

Мифология

Боги и другие существа

Бог Тор идет вброд через реку, а Асир едет по мосту, Бифрёст, в иллюстрации Лоренца Фрёлиха (1895).

Центральное место в рассказах о скандинавской мифологии занимает бедственное положение богов и их взаимодействие с различными другими существами, такими как йотнар, которые могут быть друзьями, любовниками, врагами или членами семьи богов. В первоисточниках упоминаются многочисленные боги. Как свидетельствуют записи личных имен и географических названий, самым популярным богом среди скандинавов в эпоху викингов был Тор, который изображается как неумолимо преследующий своих врагов, его сокрушающий горы, громовой молот Мьёльнир в руке. В мифологии Тор опустошает многочисленных йотнаров, которые являются врагами богов или человечества, и женат на прекрасной златовласой богине Сиф.

Бог Один также часто упоминается в сохранившихся текстах. Одноглазый, волк - и ворон с флангом, с копьем в руке, Один стремится к знаниям во всех мирах. В акте самопожертвования Один описывается как повесившийся вверх ногами в течение девяти дней и ночей на космологическом дереве Иггдрасиль, чтобы получить знания о руническом алфавите, который он передал человечеству, и тесно связан со смертью, мудростью и поэзией. Один изображается как правитель Асгарда и лидер озиров. Жена Одина - могущественная богиня Фригг, которая может видеть будущее, но никому не говорит, и вместе у них есть любимый сын, Бальдр. После серии снов, снятых Бальдром о его надвигающейся смерти, его смерть была спровоцирована Локи, и после этого Бальдр проживает в Хель, царстве, которым правит одноименная сущность.

Один должен разделить половину своей доли мертвых с могущественной богиней, Фрейей. Она красива, чувственна, носит накидку с перьями и практикует сейор. Она едет на битву, чтобы выбрать среди убитых, и приводит избранных на ее загробное поле Фолквангр. Фрейя оплакивает своего пропавшего мужа r и ищет его в далеких странах. Брат Фрейи, бог Фрейр, также часто упоминается в сохранившихся текстах, и его связь с погодой, королевской властью, человеческой сексуальностью и сельским хозяйством приносит мир и удовольствие человечеству. Глубоко тоскующий по любви после того, как увидел прекрасного йотуна Герра, Фрейр ищет и завоевывает ее любовь, но ценой своей будущей гибели. Их отец - могущественный бог Ньёрр. Njörr прочно ассоциируется с кораблями и мореплаванием, а также с богатством и процветанием. Мать Фрейи и Фрейра - сестра Ньёрра (ее имя не указано в исходном материале). Однако есть больше информации о его соединении с богиней лыжного спорта и охоты Скали. Их отношения злополучны, поскольку Скади не может оставаться вдали от своих любимых гор, а Ньёрд - от берега моря. Вместе Фрейя, Фрейр и Ньёрд составляют часть богов, известных как ванир. Хотя озиры и ваны сохраняют различную идентификацию, они объединились в результате войны асов и ванов.

. Хотя о них упоминают меньше, в исходном материале упоминается множество других богов и богинь. (Список этих божеств см. Список германских божеств.) Некоторые из богов, о которых мало слышали, включают богиню-яблоко Игунн и ее мужа, скальдического бога Браги ; золотозубый бог Хеймдалль, рожденный девятью матерями ; древний бог Тир, потерявший правую руку при связывании великого волка Фенрира ; и богиня Гефьон, которая сформировала современную Зеландию, Данию.

Упоминаются различные существа вне богов. Эльфы и гномы обычно упоминаются и кажутся связанными, но их атрибуты расплывчаты, а связь между ними неоднозначна. Эльфов называют сияющими и красивыми, в то время как гномы часто выступают в роли кузнецов. Группа существ, описываемых по-разному как йётнар, турсар и тролли (на английском они все часто обозначаются как «гиганты») часто появляются. Эти существа могут помогать, сдерживать или занимать свое место среди богов. норны, дисир и вышеупомянутые валькирии также часто упоминаются. Хотя их функции и роли могут совпадать и различаться, все они являются коллективными женскими существами, связанными с судьбой.

Космология

Космологическое центральное дерево Иггдрасиль изображено в «Пепеле Иггдрасиль» Фридрих Вильгельм Гейне (1886) Соля, Солнца, и Мани, Луны, преследуют волки Сколл и Хати в «Волки, преследующие Сол и Мани» Дж. К. Доллман (1909)

В скандинавской космологии все существа живут в Девяти мирах, которые сосредоточены вокруг космологического древа Иггдрасиль. Боги населяют райское царство Асгарда, тогда как человечество населяет Мидгард, регион в центре космоса. Помимо богов, человечества и йотнаров, эти Девять миров населены существами, такими как эльфы и гномы. Путешествие между мирами часто упоминается в мифах, где боги и другие существа могут напрямую взаимодействовать с человечеством. На Иггдрасиле обитает множество существ, таких как оскорбительная белка-посланник Рататоскр и сидящий ястреб Вёрфёльнир. Само дерево имеет три основных корня, и у основания одного из этих корней живут трио норн, женских существ, связанных с судьбой. Олицетворены элементы космоса, такие как Солнце (Соль, богиня), Луна (Мани, бог) и Земля (Джоро, богиня), а также единицы времени, такие как день (Дагр, бог) и ночь (Нотт, йотунн).

Загробная жизнь - это сложный вопрос в скандинавской мифологии. Мертвые могут отправиться в мрачное царство Хель - царство, которым управляет женщина с таким же именем, могут быть увезены валькириями к Одину. боевой зал Валгалла, или может быть выбран богиней Фрейей, чтобы жить на ее поле Фолквангр. Богиня Ран может требовать тех, кто умирает в море, а богиня Гефьон, как говорят, сопровождается девственницами после их смерти. Тексты также ссылаются на реинкарнацию. Само время представлено между циклическим и линейным, и некоторые ученые утверждали, что циклическое время было исходным форматом для мифологии. В исландских источниках представлены различные формы космологического творения, а в некоторых текстах часто упоминаются ссылки на будущее разрушение и возрождение мира - Рагнарок.

Человечество

Согласно Прозаической Эдде и поэме Поэтической Эдды, Völuspá, первая человеческая пара состояла из Аск и Эмбла ; коряги, найденные троицей богов и наполненные жизнью в виде трех даров. После катаклизма на Рагнароке этот процесс отражается в выживании двух людей из леса; Лиф и Лиферасир. Благодаря этим двум людям предсказано, что человечество вновь заселит новую и зеленую землю.

Влияние на массовую культуру

С повсеместной публикацией переводов древнескандинавских текстов, рассказывающих о мифологии северных германцев, ссылки на скандинавских богов и героев распространились в европейской литературной культуре, особенно в Скандинавии, Германии и Великобритании. В конце 20 века ссылки на скандинавскую мифологию стали обычным явлением в научной фантастике и фэнтези литературе, ролевых играх и, в конечном итоге, в других культурных продуктах, таких как комикс. книги и японская анимация. Следы религии также можно найти в музыке, имеющей свой собственный жанр, викинг-метал. Такие группы, как Амон Амарт, Батори и Монегарм, написали песни о скандинавской мифологии.

См. Также

  • Портал мифологии
Викискладе есть материалы, связанные с скандинавской мифологией.

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

Общие вторичные труды

  • Абрам, Кристофер (2011). Мифы языческого Севера: боги норвежцев. Лондон: Continuum. ISBN 978-1-84725-247-0.
  • Aalsteinsson, Jón Hnefill (1998). Кусок конской печени: миф, ритуал и фольклор в древних исландских источниках (перевод Терри Ганнелла и Джоан Турвиль-Петре ). Рейкьявик: Félagsvísindastofnun. ISBN 9979-54-264-0.
  • Андрен, Андерс. Дженнберт, Кристина. Раудвере, Катарина. (редакторы) (2006). Древнескандинавская религия в долгосрочной перспективе: истоки, изменения и взаимодействия. Лунд: Nordic Academic Press. ISBN 91-89116-81-X.
  • Бранстон, Брайан (1980). Боги Севера. Лондон: Темза и Гудзон. (Отредактировано из более раннего издания 1955 года в твердом переплете). ISBN 0-500-27177-1.
  • Кристиансен, Эрик (2002). Норвежцы в эпоху викингов. Молден, Массачусетс: Блэквелл. ISBN 1-4051-4964-7.
  • Клунис Росс, Маргарет (1994). Продолжительное эхо: древнескандинавские мифы в средневековом северном обществе, т. 1: Мифы. Odense: Odense Univ. Нажмите. ISBN 87-7838-008-1.
  • Дэвидсон, Х. Р. Эллис (1964). Боги и мифы Северной Европы. Балтимор: Пингвин. Новое издание 1990 года издательством Penguin Books. ISBN 0-14-013627-4. (Несколько рунных камней )
  • Дэвидсон, HR Ellis (1969). Scandinavian Mythology. Лондон и Нью-Йорк: Hamlyn. ISBN 0-87226-041-0. Переиздан в 1996 году как Viking and Norse Mythology. New York: Barnes and Noble.
  • Davidson, HR Ellis (1988). Myths and Symbols in Pagan Europe. Syracuse, NY: Syracuse Univ. Press. ISBN 0-8156-2438-7.
  • Дэвидсон, Х.Р. Эллис (1993). Утраченные верования Северной Европы. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-04937-7.
  • de Vries, Jan. Altgermanische Religionsgeschichte, 2 тома, 2-е изд., Grundriss der germanischen Philologie, 12–13. Berlin : W. de Gruyter.
  • DuBois, Thomas A. (1999). Nordic Religions in the Viking Age. Philadelphia: Univ. Pennsylvania Press. ISBN 0- 8122-1714-4.
  • Дюмезил, Джордж (1973). Боги древних северян. Ред. И перевод Эйнара Хаугена. Беркли: University of California Press. ISBN 0-520-03507-0.
  • Гримм, Иаков (1888). Тевтонская мифология, 4 тома. Пер. С. Сталлибрас. Лондон. Перепечатано Кессинджером в 2003 году. ISBN 0-7661-7742-4, ISBN 0-7661-7743-2, ISBN 0-7661 -7744-0, ISBN 0-7661-7745-9. Переиздано Dover Publications 2004 года. ISBN 0-486-43615-2 (4 тома), ISBN 0-486-43546-6, ISBN 0-486-43547-4, ISBN 0-486-43548-2, ISBN 0-486-43549-0.
  • Линдоу, Джон (1988). Скандинавская мифология: аннотированная библиография, Garland Folklore Bibliographies, 13. Нью-Йорк: Гарленд. ISBN 0-8240-9173-6.
  • Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям. Оксфорд: Oxford University Press. ISBN 0-19-515382-0. (Словарь скандинавской мифологии.)
  • Мирачандра (2006). Сокровище скандинавской мифологии, том I ISBN 978-3-922800-99-6.
  • Моц, Лотте (1996). Король, чемпион и колдун: исследование германского мифа. Вена: Фассбендер. ISBN 3-900538-57-3.
  • О'Донохью, Хизер (2007). От Асгарда до Валгаллы: замечательная история скандинавских мифов. Лондон: И. Б. Таурис. ISBN 1-84511-357-8.
  • Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд Касселла. Лондон: Касселл. ISBN 0-304-36385-5.
  • Пейдж, Р. И. (1990). Скандинавские мифы (Легендарное прошлое). Лондон: Британский музей; и Остин: издательство Техасского университета. ISBN 0-292-75546-5.
  • Прайс, Нил С. (2002). Путь викингов: религия и война в Скандинавии позднего железного века. Упсала: Диссертация, кафедра археологии и древней истории. ISBN 91-506-1626-9.
  • Симек, Рудольф (1993). Словарь северной мифологии. Пер. Анджела Холл. Кембридж: Д. С. Брюэр. ISBN 0-85991-369-4. Новое издание 2000 г., ISBN 0-85991-513-1.
  • Симрок, Карл Джозеф (1853–1855) Handbuch der deutschen Mythologie.
  • Сванберг, Фредрик (2003). Деколонизация эпохи викингов. Стокгольм: Альмквист и Викселл. ISBN 91-22-02006-3 (версия 1); 9122020071 (т. 2).
  • Турвиль-Петре, Е. О. Габриэль (1964). Миф и религия Севера: религия Древней Скандинавии. Лондон: Вайденфельд и Николсон. Перепечатано в 1975 году, Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0-8371-7420-1.

Романтизм

  • Андерсон, Расмус (1875). Скандинавская мифология или религия наших предков. Чикаго: S.C. Griggs.
  • Guerber, H.A. (1909). Мифы норманнов: из Эдд и саг. Лондон: Джордж Г. Харрап. Перепечатано 1992, Минеола, Нью-Йорк: Довер. ISBN 0-486-27348-2.
  • Кири, AE (1909), Герои Асгарда. Нью-Йорк: компания Macmillan. Перепечатано в 1982 году издательством Smithmark Pub. ISBN 0-8317-4475-8. Перепечатано в 1979 году Пэном Макмилланом ISBN 0-333-07802-0.
  • Мейбл, Гамильтон Райт (1901). Скандинавские истории, пересказанные из Эдд. Мид и компания. Перепечатано в 1999 г., Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-7818-0770-0.
  • Маккензи, Дональд А. (1912). Тевтонский миф и легенда. Нью-Йорк: W H Wise Co. 1934. Перепечатано в 2003 году Тихоокеанским университетом. ISBN 1-4102-0740-4.
  • Ридберг, Виктор (1889). Тевтонская мифология, пер. Расмус Б. Андерсон. Лондон: Swan Sonnenschein Co. Перепечатано в 2001 году, Elibron Classics. ISBN 1-4021-9391-2. Перепечатано в 2004 году, издательство Kessinger Publishing Company. ISBN 0-7661-8891-4.

Современные пересказы

Внешние ссылки

СМИ, связанные с скандинавской мифологией на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-05-31 12:51:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте