Азарика

редактировать
Не путать с Азраки.

Azariqa ( арабский : الأزارقة, аль-azāriqa) были экстремистская ветвь хариджитов, который следовал за руководство Нафи ибн ал-Азрак аль-Ханафи. Приверженцы азракизма участвовали в вооруженной борьбе против правителей Омейядского халифата и объявляли тех, кто уклонялся от этого долга, неверными - кафирами - и допускали их убийство. Нафи ибн аль-Азрак даже разрешил убивать женщин и детей своих противников. В то же время азракиты не распространяли принцип убийства «отступников» на христиан и евреев, поскольку считали, что не предали учения пророков Иисуса и Моисея.

Как и все хариджиты, они объявили мусульман, совершивших великие грехи ( аль- Кабаир ) неверными, и заявили, что они будут вечно страдать в адском огне. Азракиты отрицали принцип «разумного сокрытия веры» ( такия ). Они признали имамат, как «достойный» ( أفضل 'afḍal), то есть заявитель, который придет с оружием и людьми, призыв к борьбе «неверными» и не позволит имамат быть «превосходил» ( مفضول mafḍūl). На основании этого они объявили халифа Али ибн Абу Талиба, Усмана ибн Аффана и их приверженцев неверующими. Азракиты считали неподконтрольные им территории « землей войны » ( دار الحرب Dār al-arb), и ее население подвергалось истреблению.

История

В 680-х годах Нафи ибн аль-Азрак во главе 30-тысячной армии поднял в Ираке восстание, направленное как против Омейядов, так и против шиитов. В хариджитах из Омана и Йемаме присоединились к повстанцам. Нафи ибн аль-Азрак двинулся из Басры в Ахваз и взял его под свой контроль вместе с Фарсом и Кирманом.

Освобождая рабов и выступая в качестве защитников угнетенных, азарика нашла поддержку среди сельского населения Омейядского халифата, в основном среди персов. Однако их фанатичная нетерпимость и жестокость по отношению к тем, кто не разделял их взглядов, сузили социальную базу движения. Кроме того, враждебность вспыхнула между персами и арабами в самом лагере азракитов. После смерти Нафи ибн аль-Азрака в 685 году в битве при Дулабе руководство перешло к Убайд-Аллаху ибн аль-Махуз.

В течение нескольких месяцев регион между Басрой и Ахвазом был театром разграбления и разрушения; Генерал Аль-Мухаллаб ибн Аби Суфра победил и убил Убайд-Аллаха ибн аль-Махуза в битве при Дуджайле (686 г.). Его сменил его брат Зубайр ибн аль-Махуз, который реорганизовал свои силы, вернувшись в Ирак, откуда ему пришлось отступить. Зубайр погиб во время нападения на Исфахан (687 или 688), и его люди рассеялись, спасаясь бегством в Фарс и Кирман.

Катар ибн аль-Фуджа аль-Мазини был избран лидером азракитов, принявших титул халифа и « эмира верующих». Он руководил реорганизацией азракитов и начал чеканить свое имя на монетах в 688 году, продолжаясь 9 лет. В конце концов он занял Ахваз и вернулся в Ирак, двигаясь в направлении Басры.

Впоследствии губернатор Мосула аль-Мухаллаб ибн Абу Суфр был послан против азракитов, которые в течение 19 лет вели вооруженную борьбу против государства. Правительственные войска начали добиваться относительного успеха только после 694 г., когда Юсуф аль-Хаджадж был назначен губернатором Ирака. Военные успехи аль-Хаджаджа дополнили подрывную деятельность аль-Мухаллаба: он отправил в катарский лагерь фальшивые письма с благодарностями и деньгами за якобы оказанные услуги; отправил якобы наивных людей с каверзными вопросами, решение которых вызвало разногласия и даже раскол между хариджитами. Разногласия теоретического, правового и теологического характера подогревали уже существующее недовольство фигурой Катара и его окружения: многие считали, что командир был деспотичным, не учел мнение общины, казнил невиновных и помиловал виновных в совершении преступления. его собственное окружение. К этому добавились различия между арабами и мавласами, которых арабы считали более низкими по положению, но которые составляли 2/3 катарских войск.

Нападение хариджитов на Сабур на Курбан-байрам (20 марта 696 г.) было отражено; части, отступавшие по дороге на Шираз, снова были разбиты и двинулись на Истахр. После осады, которая длилась несколько месяцев, азракиты покинули город и, устроив погром, чтобы наказать жителей за связи с аль-Мухаллабом, укрылись в городке под названием аль-Байда. Вокруг аль-Байды произошло несколько сражений, после которых азракиты сдали город, отступив на восток.

Эта серия поражений подорвала моральный дух азракитов; недовольство лидером привело к открытым обвинениям и неповиновению. Было предложение отказаться от халифата и передать полномочия более достойному человеку; Катар согласился передать власть некоему аль-Мука'тари аль-Абди, что привело к еще большему недовольству и расколу войск на 3 лагеря. Около 7-8 тысяч солдат присягнули Абд Рабби аль-Кабриру, 4 тысячи - Абд Рабби ас-Сагиру, и только 4 тысячи остались с Катаром. Первые 2 группы состояли в основном из мавла, последние - арабы. Эти азракитские группы объединились в Джефруд-э-Бала в битве, в которой катарские сторонники победили, аль-Кабир отступил, а ас-Сагир погиб. Полноценная армия азарика, однако, прекратила свое существование, поэтому Катар, оставив лишь фрагменты своего отряда, отступил на север, в горы Табаристана. Регион признавал власть халифа только номинально, обеспечивая азракитам защиту.

Большинство азракитов присягнули Абд Рабби аль-Кабиру в качестве нового халифа, что вызвало недовольство Атии, претендовавшего на этот титул. Произошла ссора, во время которой аль-Кабир убил Атию, после чего сторонники Атии покинули лагерь азракитов и пришли к аль-Мухаллабу с просьбой о помиловании, которое они и получили. Даже имея такое преимущество, аль-Мухаллаб не стремился форсировать события и ждал дальнейшего раскола среди азракитов. Ему удалось перекрыть подачу продовольствия в лагерь азракитов, превратив город Джефруд-и-Бала в ловушку. Одна за другой попытки прорвать осаду заканчивались неудачей, и начался голод. В последней отчаянной попытке прорвать блокаду азракиты были окончательно разбиты и покинули поле битвы, оставив на нем 4000 убитых, среди которых был и сам Абд Раббихи аль-Кабир. Аль-Мухаллаб проявил милосердие к сдавшимся и даже позволил родственникам брать раненых врагов для исцеления, при условии, что они откажутся от своих «вредных убеждений», а те, кто этого не сделал, будут казнены. Семьи убитых азракитов стали добычей победителей.

Весной следующего года аль-Хаджадж позвонил аль-Мухаллабе для отчета, разрешив ему оставить в качестве губернатора любого, кого он пожелает; он выбрал своего сына Язида. За это время Катар сумел взять верх над территорией Табаристана, которая укрывала его, и Суфьян ибн аль-Абрад был отправлен подавить восстание с отрядом сирийской кавалерии. Никаких подробностей о боевых действиях в Табаристане не сообщается, даже смерть Катара описывается по-разному, достоверно известно только то, что он умер со сломанным бедром и был убит маула по имени Базам. Отколовшаяся фракция Катара во главе с Убайдом была осаждена Суфьяном в одной из крепостей Кумыс. Никто не отреагировал на предложение помилования в обмен на казнь подстрекателей, и когда вся еда закончилась и все лошади были съедены, азракиты покинули крепость и дали свой последний бой, в котором Убайд погиб.

В VIII - IX веках азракиты продолжали удерживать присутствие в Иране, где Систан был центром их боевых действий. В Южном Ираке и Хузистане, то зинджи Восстание продолжалось в течение 14 лет, лидер которого был azariqa Али ибн Мухаммад. На сегодняшний день у этой секты нет последователей и она считается исчезнувшей.

использованная литература

  • Левинштейн, Кейт. «Азарика». Энциклопедия ислама, ТРИ. Под редакцией: Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас, Эверетт Роусон. Brill Online, 2016. 12 мая 2016 г. [1]
Последняя правка сделана 2023-04-20 09:46:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте