Джахм ибн Тафван (جَهْم بن وان) был исламским теологом, который присоединился к Аль-Харису ибн Сурайджу, диссиденту из Хорасана ближе к концу периода Омейядов, и который был казнен в 745 году Салмом б. Аваз.
Джахм ибн Сафван | |
---|---|
Родился | 696 M. Самарканд |
Умер | 745 M. Мерв |
Эра | Золотой век ислама |
Школа | Джахми |
Основные интересы | Калам ·Философия |
Известные идеи | Основатель школы Джахми ·Фатализм |
Влияния | |
Возможного персидского происхождения, он родился в Куфе, но поселился в Хурасане в Тирмизе. Он учился под. аль-Джад б. Дирхам был учителем последнего халифа Омейядов, Марвана II, и описывается как Дахри и Зиндик. Он был первым мусульманином, который, как сообщается, говорил о сотворении Корана и отвергал дружбу Авраама с Богом и то, что Моисей говорил с Ним. Имя Джама б. Позже Шафван будет приписан - возможно, ложно - теологическому движению, известному как Джахмия (см.: Джахмиты ).
Джахм работал помощником Аль-Хариса ибн Сурайджа во время его восстания против Губернатор Омейядов Наср ибн Сайяр. Джахм был убит во время первой попытки захватить Мерв в 746 году, хотя восстание значительно ослабило власть Омейядов и косвенно способствовало успеху Аббасидов Революция.
Установить положительное содержание доктрин Джама трудно, поскольку они воспроизводятся (в сокращенной форме) только в более поздних полемических трудах, которые невозможно проверить. Однако, говорят, что он учил что только некоторые атрибуты могут быть приписаны Богу, такие как творение, божественная сила и действие, в то время как другие, такие как речь, не могут. Поэтому он считал, что было неправильно говорить о вечном слове Корана, поскольку Бог ( согласно Джаму) вообще не оратор.
Джам был сторонник крайнего детерминизма, согласно которому человек действует только метафорически, так же, как считается, что солнце садится: согласно Джаму, это скорее лингвистическая конвенция, чем точное описание, поскольку на самом деле Бог делает закат.
Доктрины Джама о Боге и Его качествах были подняты в критике мутазилов, которых их противники иногда называли джахмитами. Мутазилы считали, что Коран был создан, и это положение согласуется с записанной точкой зрения Джама.
Джахм не оставил никаких работ, но многие мусульманские ученые писали о его доктринах, и несколько современных ученых написали о нем исследования.
Джахм бин Тафван подвергся резкой критике со стороны более поздние ученые за его теологические учения. Многие исследователи хадисов писали опровержения доктрин Джахма бин Кафвана, в частности, Ахмад ибн Ханбал, аль-Бухари и аль-Дарими. Последний также написал большое опровержение известного джахмита, именем которого он объявил его кафиром (неверующим).