Абу Язид Махлад ибн Кайдад ан-Нуккари( арабский : أبو يزيد مخلد بن كيداد; c.883-19 августа 947), известный как Человек на осле(арабский : صاحب الحمار, романизированный :Тахиб аль-Химар), был Ибади бербером из Бану Ифран племя, возглавившее восстание против Фатимидского халифата в Ифрикии (современный Тунис и восточный Алжир ) начиная с 944 года. Абу Язид завоевал Кайруан на время, но в конечном итоге был отброшен и побежден халифом Фатимидов аль-Мансур би-Наср Аллах.
Отец Абу Язида Кайрад был Зената Бербер транс -Сахарский торговец из Такьюса или Тозер в районе Шотт эль-Джерид, тогда еще известный под своим древним именем. Его мать Сабика была чернокожей африканкой рабыней, купленной Кайрадом в. Абу Язид родился ок.883, к югу от пустыни Сахара, либо в Гао, либо в Тадмакке (современный Эсук ). В сочетании с происхождением его матери это принесло ему прозвище «Черный эфиоп» (аль-Табаши аль-Асвад). Абу Язид изучал доктрину Ибади (мазхаб ) и работал в Тахерте школьным учителем, а затем переехал в Такюс около 909 г., во время свержения Аглабид эмир и создание Фатимидского халифата Абдуллой аль-Махди Биллахом (r909–934).
Горы Орес были оплотом, из которого Абу Язид начал свое восстаниеВ 928 году Абу Язид начал свою антифатимидскую агитацию. Он был арестован, но вскоре освобожден и переехал в горы Оррес на территории нынешнего восточного Алжира, найдя убежище у племени хавара. В предыдущие десятилетия этот район был преобразован в нуккари ветвь ибадитского ислама, и был крупным центром секты со своим местным имамом. Абу Язиду вскоре удалось получить большое количество последователей среди хавваров, и они были избраны ими в качестве их лидера (шейх аль-Муслимин, «старейшина истинных верующих»). Вслед за этим Абу Аммар передал свое руководство ему как более достойному (афаль) в соответствии с доктриной Нуккари. Когда агенты Фатимидов снова арестовали Абу Язида в Тозеуре, Абу Аммар вырвал его из тюрьмы. Затем Абу Язид провел год на Сумате, прежде чем вернуться в Орес.
С 937 года Абу Язид начал открыто проповедовать священную войну против Фатимидов. Его движение было духовным наследником ряда тенденций, присущих Магрибу: движения Ибади с его антиарабским и проберберским шовинизмом и его настойчивым утверждением, что лидерство принадлежит «лучшим мусульманам», в отличие от Фатимидов. претензии к потомственному имамату ; антиимперские традиции великого берберского восстания против Омейядского халифата в 740 году; и сильные мессианские традиции Магриба, которые приветствовали и укрывали Алидов, преследуемых Аббасидским халифатом, и которые будут повторяться на протяжении всей истории, достигнув высшей точки в мессианская империя Альмохадов.
Сам Абу Язид имел мессианскую фигуру: его внешний вид соответствовал знакам пророка в исламской мессианской традиции, например, родинке на плече; в преклонном возрасте, одетый в лохмотья и хромой, он ехал на осле, что дало ему прозвище «Человек на осле» или «Повелитель ослов» (Шахиб аль-Химар). «Ожидаемый пророк, который приедет верхом на осле» был фигурой с давними традициями в иудаизме, а затем и в исламской, эсхатологии, был связан с Иисусом и Мухаммадом, и ему подражали несколько потенциальных пророков. в первые века ислама. Даже его уничижительное прозвище аль-Табаши часто считалось мессианским. С другой стороны, фатимидские враги Абу Язида провозгласили его «Ложным Мессией» (аль-Масих ад-Даджал ).
В 943 году последователи Абу Язида спустились с гор в свергнуть Фатимидов. Атака поначалу была особенно успешной, захватив Тебессу, Мармаджанну, аль-Урбуса (древний) и Беджу. Его войска наконец захватили старую столицу Аглабидов, Кайруан, 15 октября 944 г., где он казнил кади и командира гарнизона. Большинство суннитов жителей Кайруана, которые сильно возмущались правлением Фатимидов, изначально поддерживали его Однако после завоевания Кайруана Абу Язид начал отказываться от своих спартанских привычек к шелковой одежде и своего характерного осла к породистым лошадям, что оттолкнуло его более суровых
Оставив Абу Аммара и его собственного сына править В Кайруане от своего имени Абу Язид двинулся, чтобы захватить последнюю крепость Фатимидов, прибрежный город-дворец аль-Махдия. 2 ноября 944 года он победил и убил фатимидского генерала Майсура, открыв путь к городу. Первая атака на город 21 января 945 г. достигла внутреннего двора дворцовой мечети (muṣallā ), но в конце концов была отброшена. Город находился в осаде, которая продолжалась до сентября 945 года, когда контратаки Фатимидов вынудили Абу Язида отступить в Кайруан. Там он отказался от роскоши, которую принял, и вернулся к своей прежней суровой жизни, что привело к возрождению берберской поддержки его дела. В поисках союзников против Фатимидов, Абу Язид также послал некоторых кайруанских знати в качестве послов к испанским Омейядам. После того, как это первое посольство было хорошо принято, Абу Язид послал своего сына Айюба присягнуть халифу Омейядов Абд аль-Рахману III, который, в свою очередь, пообещал оказать поддержку.
В течение следующего месяцев, ожесточенные бои между силами Абу Язида и Фатимидов произошли в Тунисе, который неоднократно был захвачен обеими сторонами, и Бежа. В ноябре один из сыновей Абу Язида, Айюб, потерпел поражение от Фатимидов под командованием аль-Хасана ибн Али аль-Кальби, прежде чем, в свою очередь, победил последнего. Аль-Хасан ибн Али отступил на территории Кутамы берберов в Малой Кабилии, которые были опорой режима Фатимидов; оттуда он захватил крепости Тиджис и Багайя, угрожая тылу Абу Язида.
13 января 946 года Абу Язид начал осаду прибрежного города Сусс. 18 мая 946 г. умер халиф аль-Каим би-Амр Аллах, и ему наследовал его сын аль-Мансур Биллах. Чтобы не дать повстанцам какого-либо преимущества, аль-Мансур и его правительство скрыли смерть своего отца, задачу облегчила затворническая жизнь, которую вел Аль-Каим, редко отваживающийся покидать свой дворец во время его правления. Все общественные дела и церемонии по-прежнему проводились от имени Аль-Каима, и Исмаил действовал якобы только как его назначенный наследник. Даже царственное имя аль-Мансур («Победоносный») было публично принято только после окончательного подавления восстания.
Новый правитель быстро доказал свои способности. Еще до смерти своего отца, 16 мая, он отправил морским транспортом оружие и припасы в Сусс и через несколько дней начал скоординированную атаку, чтобы освободить город: 26 мая гарнизон Сусса при содействии Кутама Берберская конница с юга и войска высадились по морю с севера, прорвали осаду города и вынудили Абу Язида отвести свои войска вглубь страны к Кайруану.
Абу Язид отступил к Кайруану только для того, чтобы обнаружить, что население, раздраженное требованиями его берберских партизан, подняло мятеж и закрыло перед ним ворота. Выкупив Абу Аммара из плена, он основал лагерь в двух днях пути от города. Тем временем аль-Мансур объявил полную амнистию знати Кайруана в обмен на их новую лояльность, и 28 мая халиф вошел в город со своими войсками и разбил укрепленный лагерь к югу от него. Абу Язид атаковал лагерь утром 5 июня и был отброшен назад с большим трудом, поскольку, как сообщается, сам аль-Мансур сплотил защитников.
Две армии оставались укрепленными вокруг Кайруана в течение следующих двух месяцев. участвуя в частых столкновениях. Абу Язид несколько раз пытался захватить городские ворота штурмом, но аль-Мансур построил укрепленные лагеря меньшего размера для их защиты. Абу Язид пытался заставить Фатимидов отступить, послав своего сына совершить набег на окрестности аль-Махдии, где многие из Кутамы поселили свои семьи; но хотя аль-Мансур послал несколько войск, чтобы защитить их, он отказался двинуть свою главную армию. В то время как аль-Мансур медленно наращивал свои численно уступающие силы контингентами из отдаленных провинций империи Фатимидов, поддержка Абу Язида начала уменьшаться, поскольку его последователи покинули его лагерь; только берберы Хавара и Бану Камлан остались ему непоколебимо верны. С возрастающей уверенностью аль-Мансур выступил со своей армией, чтобы спровоцировать генеральное сражение, но Абу Язид отказался. Наконец, 13 августа Фатимиды штурмовали лагерь повстанцев, и Абу Язид со своими войсками разбился и бежал.
Победа оказалась вдвойне удачной для аль-Мансура, поскольку флот Омейядов, посланный на помощь Абу Язиду, повернул назад после достижения Тенеса, когда его командир услышал новости о победе Фатимидов при Кайруане. Тем временем аль-Хасан аль-Кальби собрал свою Кутаму в Константине и отбил Беджу и Тунис. Теперь, когда Абу Язид отступил, он присоединился к своим силам с армией аль-Мансура.
24 октября аль-Мансур покинул Кайруан в погоне за отступающим Абу Язидом.. К началу декабря халиф Фатимидов восстановил Мармаджанну, Бежу, Биллизму, Тубну (древний Тубуна ) и Бискру. Местные жители приветствовали Фатимидов как освободителей и получили представление от Ибн Хазара, лидера Зената берберов и губернатора Мсилы и региона Заб. Теперь, когда для него были закрыты земли Зенаты, Абу Язид повернул на юг, чтобы обойти их через пустыню. Аль-Мансур попытался последовать за ним, но в Бискре он был вынужден остановиться, так как местные гиды предупредили его, что маршрут, по которому шел лидер хариджитов и его последователи, чрезвычайно опасен.
Вид на горы ХоднаПосле пересекая пустыню, Абу Язид обосновался в горах Джебель-Салат, к западу от озера Шотт-эль-Ходна. В результате армия Фатимидов повернула назад от Бискры к Тубне и оттуда двинулась на запад, вдоль северного берега Шотт-эль-Ходна. Абу Язид противостоял им в Маккаре, но потерпел поражение в битве 9 декабря 946 года, после чего бежал в горы Джабаль Салат. Победа позволила аль-Мансуру получить контроль над Мсилой и покорила местные племена и города. Вскоре после этого Абу Язид атаковал армейский лагерь аль-Мансура возле Мсилы, но снова был отброшен. Аль-Мансур послал свои войска в горы Ходна, чтобы преследовать мятежника, но Абу Язид снова бежал в Джебель-Салат. Когда войска Фатимидов преследовали его там в конце декабря, он снова бежал в пустыню, и на этот раз аль-Мансур был полон решимости последовать за ним. После изнурительного одиннадцатидневного марша в пустыне он был вынужден повернуть назад, только потому, что тяжелая зима нанесла еще больший урон его армии; сам халиф Фатимидов тяжело заболел из-за суровых условий кампании и две недели был прикован к постели. В этот момент Абу Язид был близок к отчаянию и собирался отказаться от битвы и вернуться на свою родину к югу от Сахары. Только протесты его последователей из племен хаввара и бану камлан убедили его упорствовать.
Абу Язид теперь поселился в разрушенной крепости Азбих (византийская эпоха) недалеко от Мсилы. Между тем, Зената берберы также подчинились властям Фатимидов, перекрыв тем самым маршруты снабжения Абу Язида. 6 марта аль-Мансур в сопровождении 4000 своей кавалерии и 500 санхаджи отправился в Азбих. Они обнаружили, что крепость заброшена, но когда они повернули назад, на арьергард внезапно напали Абу Язид и его люди. В завязавшемся сражении правитель Фатимидов снова одержал победу, и Абу Язиду, раненному, с трудом удалось спастись. Его сын Юнус был убит, а 1070 отрубленных голов его последователей были отправлены аль-Мансуром в знак победы в Кайруан.
Абу Язид снова бежал в Кайруан. Горы Ходна и аль-Мансур преследовали его там. Войска Фатимидов безжалостно преследовали лидера повстанцев по узким горным тропам. Лагерь Абу Язида был захвачен и сожжен, но ему удалось найти убежище в крепости Кияна (недалеко от более позднего форта Бени Хаммада ). Аль-Мансур не сразу напал на него там, а вместо этого методично покорил окружающие горы, чтобы лишить его всякой поддержки. 26 апреля аль-Мансур начал осаду крепости с помощью осадных машин, отправленных из Ифрикии по морю и переброшенных через горы. Осажденные неоднократно пытались прорвать осаду вылазками, но были отброшены. В начале июня соседние крепости Шакир и Аккар, также удерживаемые повстанцами, сдались, и 14 августа 947 года было совершено последнее нападение на Кияну. После ожесточенных боев около полудня оборона была сломлена, и осажденные отошли в крепость . Аль-Мансур предложил помилование, если они выдадут Абу Язида, но они отказались. На рассвете следующего дня осажденные попытались прорваться в безопасное место, но потерпели поражение. Абу Аммар был убит, но Абу Язиду удалось бежать, но он упал в овраг и попал в плен. Тяжело раненный, он был допрошен халифом, и через четыре дня, 19 августа, он скончался от полученных ран.
Кожа Абу Язида была засолена и набита чучелами, чтобы ее выставлять напоказ в каждом городе, где проходил победоносный халиф. На обратном пути он сел на верблюда в высокой еретической шапке, а специально обученные обезьяны теребили его бороду и наносили удары по голове. Сын Абу Язида Фадл некоторое время сопротивлялся в Оресе и в районе Кафсы, но был убит в битве в мае / июне 948 года. Его отрубленная голова была отправлена халифу, который отправил ее вместе с набил кожу своего отца Сицилией в качестве предупреждения. Корабль затонул, но труп Абу Язида был выброшен на берег в аль-Махдии, где он был распят и выставлен на всеобщее обозрение. Другие сыновья Абу Язида, Язид и Айюб, пытались продолжить сопротивление в Оресе, но вскоре были убиты.
Поражение Абу Язида стало переломным моментом для династии Фатимидов.. Как комментирует историк, «при жизни Абу Язид поставил династию [Фатимидов] на грань разрушения; в смерти он был находкой», поскольку он позволил династии возобновить себя после неудач правления Аль-Каима.. Увековеченное в историографии Фатимидов как Даджаль, восстание было задумано как апокалиптическое событие, предсказанное аль-Махди, для чего он построил аль-Махдийю, «как убежище для династии от великого врага и цитадель, из которой тогда весь мир будет завоеван », и победа над ним будет как воскресение династии. В самый день смерти Абу Язида аль-Мансур объявил себя имамом и халифом и публично принял свой царственный титул аль-Мансур би-Накр Аллах, «Победитель с помощью Бога». В то же время восстание Абу Язида знаменует собой лебединую песнь воинствующего хариджизма в Магрибе. После его поражения хариджизм был ограничен маргинализированными группами на окраинах заселенных территорий - оазисами Гардая и Варгла, островом Джерба и Горы Нафуса - в основном занимаются теологической деятельностью.
Один ученый утверждает, что хауса культурный герой Баяджидда представляет собой народное олицетворение сторонников Абу Язида. который бежал из Северной Африки после своего поражения.
Различные легенды о Баяджида в фольклоре хауса описывают, как Баяджида, сын короля Багдада, приехал в Борну и женился на дочери правителя. Позже он сбежал и переехал в Дауру, став отцом основателей семи государств хауса. Легенды, похоже, описывают события, произошедшие в X веке нашей эры, и Баяджида может быть идентичен сектанту ибатов Абу Язиду, который сопротивлялся фатимидам Туниса, пока он не был убит ими в 947 году. Обломки его армии, возможно, бежали через реку. Сахара и прибыл в Борну, затем к северу от озера Чад. Через некоторое время часть этой неассимилированной черни двинулась на юго-запад и скрестилась с коренными жителями вокруг Дауры, образовав аристократию хауса. Различные составляющие легенд могут быть народными воспоминаниями о событиях около Мекки, берберскими мифами о происхождении и, возможно, греческой мифологией, а также объяснением появления лошадей и прохождения колодцев в скалах прибывающими берберами.
ПримечанияИсточники
- Портал биографии
- Портал Фатимидского халифата
- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов. Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8.
- Гарсия-Ареналь, Мерседес (2006). Мессианизм и пуританская реформа: Махди мусульманского Запада. Перевод Мартина Бигля. Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-15051-5.
- Халлам, В. К. Р. (1966). «Легенда Баяджида в фольклоре хауса». Журнал африканской истории. 7(1): 47–60. doi : 10.1017 / S002185370000606X. JSTOR 179458.
- Хальм, Хайнц (1991). Das Reich des Mahdi: Der Aufstieg der Fatimiden [Империя Махди: Подъем Фатимидов] (на немецком языке). Мюнхен: К. Х. Бек. ISBN 3-406-35497-1.
- Левики, Т. (1995). "ан-Нуккар". В Bosworth, C.E. ; ван Донзель, Э. ; Heinrichs, W. P. & Lecomte, G. (ред.). Энциклопедия ислама, новое издание, том VIII: Нед – Сэм. Лейден: Э. Дж. Брилл. С. 112–114. ISBN 978-90-04-09834-3.
- Рапопорт, Юсеф; Сэвидж-Смит, Эмили, ред. (2013). Путеводитель по Вселенной одиннадцатого века: Книга курьезов. Лейден: Брилл. С. 467–469. ISBN 978-90-04-25564-7.
- Стерн, С.М. (1960). «Абу Язид Мак̲хлад бен Кайдад ан-Нуккари». В Gibb, H.A.R. ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э. ; Schacht, J. ; Льюис, Б. & Пеллат, гл. (ред.). Энциклопедия ислама, новое издание, том I: A – B. Лейден: Э. Дж. Брилл. С. 163–164. OCLC 495469456.
Внешние ссылки