Хамдан Кармат

редактировать

Хамдан Кармат ибн аль-Ашас
حمدان قرمط بن الأشعث
Личный
РодилсяФурат Бадакла
Умер899 или позже
РелигияШиитский ислам
ВероисповеданиеИсмаилизм
СектаКарматы

Хамдан Кармат ибн ал -Аш'ат (арабский : حمدان قرمط بن الأشعث, латинизированный : amdān Qarmaṭ ибн аль-Ашат; fl. c.874–899 CE ) был одноименным основателем карматской секты исмаилизма. Первоначально главный миссионер исмаилитов (даи ) в нижнем Ираке, в 899 году он поссорился с руководством движения в Саламии после того, как оно было захвачено Саид ибн ал-Хусейн (будущий первый Фатимидский халиф ) и со своими последователями откололись от них. Затем Хамдан исчез, но его последователи продолжали существовать в Сирийской пустыне и аль-Бахрейн в течение нескольких десятилетий.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Миссионерская деятельность
    • 1.2 Доктрина
    • 1.3 Раскол с Саламией и возможное примирение
  • 2 Последующая история карматского движения
  • 3 Сноски
  • 4 Ссылки
  • 5 Источники
Жизнь

Ранняя жизнь Хамдана неизвестна, за исключением того, что он происходил из деревни ад-Дур в районе Фурат Бадакла, к востоку от Куфы. Изначально он был погонщиком, занимавшимся перевозкой товаров. Он вошел в историческую летопись своим обращением к доктрине Исмаилита миссионером (да'и ) аль-Хусейном аль-Ахвази. Согласно средневековым источникам о его жизни, это произошло примерно в 261 году хиджры (874/75 CE ) или 264 году хиджры (877/78 CE)

Считается, что его фамилия «Кармат» имеет, вероятно, арамейское происхождение. В источниках зафиксированы различные формы и значения: согласно ат-Табари, его звали Кармита, «красноглазый»; ан-Навбахти и Низам аль-Мульк представляют уменьшительное Кармануйя; другие предполагают, что его имя означало «коротконогий». Традиционно считается, что последователи Хамдана были названы в его честь Карамина (в единственном числе Кармани), «люди Кармата». Однако известно, что шиитский двунадесятник ученый ал-Фадл ибн Шадхан, умерший в 873/74 году, написал опровержение «карматских» доктрин. Это означает, что либо Хамдан начал свою деятельность за несколько лет до даты, указанной в источниках, либо, альтернативно, он взял свою фамилию из секты, а не наоборот.

Миссионерская деятельность

Карта Ирака в конце IX века

да'и аль-Хусейн аль-Ахвази был послан руководством исмаилитов в Саламия, и когда он умер (или покинул этот район), Хамдан принял на себя руководство миссионерской деятельностью исмаилитов в сельских окрестностях (савад ) Куфы и южного Ирака. Вскоре он переехал в город Калвада, к югу от Багдада, и быстро завоевал множество новообращенных среди крестьян и бедуинов. Его успеху способствовали беспорядки времени. Аббасидский халифат был ослаблен, и Ирак пребывал в хаосе из-за восстания Занджа. В то же время основные приверженцы двунадесятников-шиитов становились все более недовольными из-за политического квиетизма их руководства, а также из-за вакуума, оставшегося после смерти одиннадцатого имама Хасана ал -Аскари и предполагаемое «затмение » двенадцатого имама, Мухаммада аль-Махди, в 874 году. В этом климате миллениализм Исмаилис, проповедовавший о скором возвращении мессии или махди, был очень привлекателен для недовольных двунадесятников.

Его самым выдающимся учеником и помощником был его зять, который " пользовался высокой степенью независимости »(Дафтари) и назначил своих даи в Ираке, Бахрейне и южной Персии. Среди мужчин, обученных и посланных на миссии как даи Хамданом и Абу Мухаммадом, были Абу Саид аль-Джаннаби (Персия и Бахрейн), Ибн Хавшаб и Али ибн аль-Фадл аль-ДжайшаниЙемен ), а также Абу Абдаллах аль-Ши, который позже помог обратить Кутаму в Ифрикии и открыли путь к созданию Фатимидского халифата. Согласно сунни хересиологу XI века Абу Мансур аль-Багдади, аль-Мамун, да'и, действовавший в южной Персии, был братом Хамдана.

Агенты Хамдана собирали налоги с новообращенных, включая пятую часть налога на весь доход (хумс ), который оставался за махди. Хотя Хамдан переписывался с группой Саламия, их личность оставалась секретом, и Хамдан мог проводить свою собственную политику на местном уровне. Таким образом, в 880 году его число было достаточно большим, чтобы сделать попытки заключить союз с лидером Занджа, который отклонил это предложение. В 890/91 г. Хамдан основал укрепленное убежище (дар аль-хиджра ) для своих сторонников недалеко от Куфы.

В течение нескольких лет после подавления восстания Занджа в 883 году Аббасид Власть в саваде не была восстановлена. Только в 891/92 г. сообщения из Куфы, осуждающие эту «новую религию» и сообщения о нарастающей активности карматов, начали вызывать беспокойство в Багдаде. Однако в то время против них не было принято никаких мер. Поскольку эта группа первой привлекла внимание властей Аббасидов, ярлык «карматы» вскоре стал применяться суннитскими источниками к исмаилитскому населению в целом, в том числе к тем, кто не был обращен в свою веру Хамданом.

Доктрина

Нет прямой информации о доктрине, проповедуемой Хамданом и Абу Мухаммедом, но современные ученые, такие как Фархад Дафтари, считают, что это, по всей вероятности, то же самое, что и распространялась в то время из Саламии и описана в трудах ан-Навбахти и Ибн Бабавайха. По сути, они возвестили о скором возвращении седьмого имама, Мухаммада ибн Исмаила в качестве махди, и, таким образом, начало новой эры справедливости; махди провозгласил новый закон, заменяющий ислам, и раскрыл своим последователям «скрытые» или «внутренние» (батин ) истины религии. До этого это знание было ограничено, и только те, кто был посвящен в эту доктрину, могли получить доступ к его части. В результате этих верований карматы часто отказывались от традиционных исламских законов и ритуалов. Современные исламские источники утверждают, что это привело к распутному поведению среди них, но это не заслуживает доверия, учитывая их враждебную позицию по отношению к карматам.

Раскол с Саламией и возможное примирение

В 899 г., после смерти предыдущего лидера секты в Саламии, Саид ибн ал-Хусейн, будущий основатель Фатимидского халифата, стал лидером. Вскоре он начал вносить изменения в доктрину, что беспокоило Хамдана. Абу Мухаммад отправился в Саламию, чтобы расследовать это дело, и узнал, что Саид утверждал, что ожидаемым махди был не Мухаммад ибн Исмаил, а сам Саид. Это вызвало серьезный раскол в движении, так как Хамдан осудил руководство Саламии, собрал иракских даи и приказал им прекратить миссионерские усилия. Вскоре после этого Хамдан «исчез» из своей штаб-квартиры в Калвадхе. Антиисмаилитский писатель XIII века Ибн Малик сообщает довольно ненадежную информацию о том, что он был убит в Багдаде, а Ибн Хаукал, писавший в 970-х годах, утверждает, что он примирился с Саидом и стал даи для дела Фатимидов под именем Абу Али Хасан ибн Ахмад. Согласно Вильферду Маделунгу, учитывая симпатии и дружбу Ибн Хаукала к сыну Абу Али, «его информация вполне может быть достоверной».

Абу Али Хасан утверждал, что происходит от Муслима ибн Акиля ибн Аби Талиб и поселился в Фустате, столице Египта. Оттуда он попытался восстановить поддержку последователей Хамдана, но те, кто в Ираке и Бахрейне, отказались; Ибн Хавшаб в Йемене и Абу Абдалла аль-Ши'и в Ифрикии, однако, признали его власть и использовали его в качестве посредника с Саидом в Саламии. Когда Саид бежал из Сирии и провел год в Фустате в 904/905 годах, Абу Али отвечал за их безопасность. После создания халифата Фатимидов в 909 году Абу Али посетил Саида, ныне халифа, в Ифрикии и был отправлен распространять ислам в Византии Малой Азии, где он был захвачен и заключен в тюрьму на пять лет. После освобождения он вернулся в Ифрикию, где сын и наследник Саида, будущий халиф аль-Каим би-Амр Аллах, назначил его главным дани с титулом «Врата Врат». (баб аль-абваб). В этом посте он составил работы, объясняющие доктрину Фатимидов; в Уммахат аль-Ислам, он опроверг использование философии среди антифатимидских восточных исмаилитов (в том числе в учении Абу Мухаммада Абдана), и вместо этого «утверждал примат принципа тахвил, эзотерической интерпретации, в Исма» Или религиозное учение ». Он умер в 933 году, и его сын Абу'л-Хасан Мухаммад стал его преемником в качестве главного дани.

Последующая история карматского движения

После исчезновения Хамдана термин «карматы» был сохранен все исмаилиты, которые отказались признать притязания Саида, а затем и династии Фатимидов. Иногда это также применялось неисмаилитами в уничижительном смысле и по отношению к сторонникам Фатимидов. Абу Мухаммад был убит в том же году по наущению Закаравайха ибн Михравайха, очевидно, по указанию Саламии. Последователи Хамдана и Абу Мухаммеда угрожали убить Закаравайха, который сам был вынужден скрываться. Затем даи, назначенные Абу Мухаммедом, возобновили свою работу, осудив притязания Саида в Саламии и продолжив карматское движение, хотя Абу Мухаммад часто упоминался как источник их религиозных и философских работ. Карматское движение (так называемое Баклийа ) просуществовало в нижнем Ираке в течение нескольких десятилетий после этого, и их учение в значительной степени приписывалось Абу Мухаммаду.

В Сирийской пустыне и в нижнем Ираке Закаравайх вскоре взял на себя инициативу, сначала тайно. Через своих сыновей Закаравайх поддержал великое восстание в Сирии 902–903 гг., Которое было положено конец битве при Хаме в ноябре 903 г.; Хотя, вероятно, он был разработан для того, чтобы вызвать про-фатимидскую революцию, широкомасштабная реакция Аббасидов, которую она вызвала, и внимание, которое она привлекла к нему, вынудила Саида покинуть Саламию на Магриб, где он нашел бы Фатимидов. указать в Ифрикия. Сам Закаравайх вышел в открытую в 906 году, заявив, что он махди, возглавив последние нападения карматов на Аббасидов в Ираке, прежде чем в начале следующего года был разбит и взят в плен. Карматы добились большего успеха в Бахрейне, где Абу Саид аль-Джаннаби, который был отправлен в регион ок. 886/87 гг. Хамданом и Абу Мухаммадом, основал независимый Карматское государство, ставшее главной угрозой для Аббасидов в 10 веке. Другие карматские группы существовали независимо в Йемене, Рэй и Хорасане.

Сноски
Ссылки
Источники
  • Исламский портал
  • Портал биографии
  • logo Портал Фатимидского халифата
Последняя правка сделана 2021-05-22 11:45:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте