Кутама

редактировать

Кутама (бербер : икутамен) было берберским племенем на севере Алжира, входившим в берберскую конфедерацию баварцев. Кутама засвидетельствована гораздо раньше, в форме Koidamousii греческим географом Птолемеем.

Кутама сыграла ключевую роль во время Фатимидского халифата (909–1171), сформировав армию Фатимидов, которая в конечном итоге свергли Аглабидов, которые контролировали Ифрикию и которые затем завоевали Египет и южный Левант в 969–975 годах. Кутама оставалась одним из оплотов армии Фатимидов вплоть до 11 века. Их роль в династии была настолько велика, что Ибн Халдун причислял эту династию к берберским династиям.

Содержание

  • 1 Древняя история
  • 2 Постклассическая история
    • 2.1 Ранняя исламская история
    • 2.2 Эпоха Аглабидов
    • 2.3 Эра Фатимидов
      • 2.3.1 Переход в исмаилизм
      • 2.3.2 Завоевание эмирата Аглабид
      • 2.3.3 Известность в эпоху ранних Фатимидов
      • 2.3.4 Упадок
  • 3 Ссылки
  • 4 Источники

Древняя история

Кутама засвидетельствована в форме Koidamousii греческим географом Птолемеем, чьи африканские документы датируются 100-110 гг. Тогда они находились в районе реки Ампсага (уд эль-Кебир) в Mauretania Caesariensis. Он находит их выше по течению от племени Хитуэ и ниже по течению от племени Тодукаэ, которые сами расположены недалеко от истоков реки. Во втором веке они составили часть племенной конфедерации Бавар, что дало тяжелые времена римской власти как в Кесаревом сечении Мавритании, затем в Ситифии после 303 года, так и в Нумидии. Эта политическая и военная оппозиция не помешала определенной латинизации, по крайней мере, пунктуально, таким образом, создание важной республики Vahartanensium, вероятно, было связано с необходимостью проезда через массив, что едва ли было подтверждено до правления Адриана. В 411 г. их главный город Керамуса или Ceramudensis plebsis засвидетельствован как резиденция епископства. Это же епископское кресло в эпоху вандалов занимал некий Монтан из Cedamusa. В VI веке, во время византийского правления, кутама засвидетельствована христианской надписью, где царь Ucutumani - берберский префикс u- указывает на происхождение - на латинском Dei servus (раб. Бог). Эта надпись была обнаружена на перевале Фдуле, к югу от Игилгили, на одном из последних перевалов перед спуском на Милевум.

Постклассическая история

Ранняя исламская история

В древнейших описаниях мусульманского завоевания Магриба Ибн Абд аль-Хакам и Халифа ибн Хайят не упоминают о них, не более чем ал-Якуби (ум. 897) и Ибн ал-Факих (ум. после 903 г.). Их имя впервые появляется среди имен других берберских племен в ал-масалик из Ибн Хордадбеха (ум. 885). Племя в то время не имело большого значения.

Кутама, вероятно, приняла ислам, сначала в его хариджитской версии, незадолго до середины VIII века. Факт остается фактом, что в 757-758 гг., Во время захвата Кайруана ибадитами, Кутама был среди хариджитских войск в союзе с Абу аль-Хаттабом аль-Маафири и Абд ар-Рахман ибн Рустам. Последний, тогдашний губернатор Кайруана, назначил его главой одного из своих, Укайбу.

эпоха Аглабидов

Мало что известно о Кутаме до конца восьмого века, после наступление аглабидов в Кайруане в 789 году. Кутама довольствовались тем, что игнорировали власти Аглабидов и приветствовали восставших солдат в их недоступных горах. Их многочисленное население и изоляция в горах заставили их не подвергаться никакому угнетению со стороны этой династии.

Эпоха Фатимидов

Переход в исмаилизм

конец IX века, в 893/4, некоторые знатные люди Кутамы встретили в Мекке исмаилиты даи Абу Абдаллаха аль-Ши'и, который привлек их к исмаилитам шиизм и сопровождал их по возвращении. В Икджане, их главном городе, да'и сумели завоевать симпатию населения.

Вероятно, примерно в это же время началось их географическое и человеческое расширение. Территория, которую занимала Кутама с этого времени, кажется намного более обширной, чем в римские времена; затем он охватывал северные горные цепи, простирающиеся от Буги примерно до Константина, который аль-Бакри называет Джабал Кутама, «горами Кутамы». Эта область, ограниченная на западе страной Зоуауа (Кабили Джурджура, долина Суммам и регион Беджая), простиралась на юг до Сетиф, Мила, Константин, Колло и Джиджель. Он состоял из Малой Кабилии, массива Колло, части цепи Бибанов, гор Ферджуа, нумидической цепи. Этот регион имеет чрезвычайно пересеченную местность с крутым берегом, окаймленным лесистыми горами с очень трудным доступом, прорывы здесь крайне редки, горы достигают почти 2000 м. Деревни расположены на труднодоступных вершинах и хребтах. Регион представляет собой почти неприступную природную крепость. Позже Кутама была основана южнее на равнинах. Это расширение предполагает, что, воспользовавшись слабостью центрального правительства, Кутама воссоздала под своим собственным именем старую Баварскую конфедерацию, расширилась на юг, отвоевав окраину высоких равнин, граничащих с южным склоном своих гор (Мила, Области Сетиф и т. Д.), Территория, благоприятная для выращивания зерновых, которых их предки были лишены во времена Римской империи, ради блага романо-берберских городов.

Завоевание эмирата Аглабидов

Карта падения эмирата Аглабид в Кутаму под предводительством Абу Абдаллаха

Абу Абдаллах сформировал мощную армию и направил свои войска против крепостей Аглабидов в Малой Кабилии. Первая атака провалилась: после захвата Милы в 902 году да'и были разбиты сыном эмира Ибрагимом II, который, однако, не смог преследовать его до Икджана. Кутама смогли адаптироваться и составить грозное ополчение. По приказу Абу Абдаллаха они взяли Сетиф в 904 году, Белезму в 905 году, затем Беджу, против превосходящих армий как по численности, так и по вооружению. В 907/8 г. они атаковали ядро ​​Ифрикии. После капитуляции Мескианы и Тебессы они захватили Константина. Абу Абдаллах победил армию Зиядата Аллаха III в аль-Урбусе (древнем); Аглабиды, разбитые со всех сторон, брошенные своими последователями, бежали на Восток. Победители вошли в Кайруан, маршируя в Раккаде в марте 909 года. Да'и объявил амнистию, но распределил трофеи среди своих войск. Уверенный в победе, он открыл имя своего господина, Абдаллаха аль-Махди Биллаха, и отправился в Сиджилмасу, где его держали, чтобы сопроводить его в Кайруан. По пути армия Кутамы захватила имамата Рустамида и изгнала ибадитов из Тиарета, которые укрылись в Садрате, столице Оазис Уаргла.

Известность в эпоху ранних Фатимидов

Кутама были опорой и элитой первых армий Фатимидов. Хотя другие берберские племена вскоре стекались под знамя Фатимидов - особенно большая Санхаджа конфедерация во время правления аль-Мансур би-Наср Аллах - Кутама продолжала обеспечивать основную часть Фатимидов. армии вплоть до завоевания Египта Фатимидами в 969 году. Согласно историку Хайнцу Хальму, раннее государство Фатимидов можно сравнить с «гегемонией Кутамы», особенно четырех субплемена Джимала, Лахиса, Малуса и Иджана. В 948 году халиф аль-Мансур публично заметил, что Бог даровал им превосходство среди всех других народов, поскольку они впервые увидели и приняли истину.

С другой стороны, это владычество полуцивилизованных народов. Кутама вызывал сильное негодование не только со стороны других берберских племен, но главным образом со стороны арабов и арабизированных жителей городов. Как пишет Халм, ситуация была похожа на сценарий, когда «в начале восемнадцатого века в Северной Америке ирокезы, обращенные в католицизм иезуитскими миссионерами, наводнили Пуритане провинции Новой Англии назначили своих вождей губернаторами Бостона, Провиденса и Хартфорда и провозгласили европейца с сомнительными полномочиями королем Англии ». Неизбежно высокомерие и поборы Кутамы привели к восстаниям во вновь завоеванных владениях Фатимидов, в которых Кутама особенно была выделена и убита повстанцами.

Упадок

После перемещения резиденцией халифата был Египет в 973 году, большая часть Кутамы сопровождала династию на восток. Однако набеги на Левант в 970-х годах выявили недостатки армии, основанной исключительно на Кутаме, а с 978 года фатимиды начали объединять этнические группы, в частности турок и дайламитов из восточных исламских земель в свою армию. В сочетании с возрастающими трудностями обновления их пула новобранцев Кутамы после c. 987/88, эти события поставили под сомнение положение Кутамы в армии. После этого возникло ожесточенное соперничество между кутамами и «жителями Востока» (Машарика).

В 996 году, после прихода на престол аль-Хакима би-Амр Аллаха, Кутама отказался признать нового халифа, если лидер Кутамы аль-Хасан ибн Аммар не был назначен визирем. Это было сделано, но явно проберберский режим Ибн Аммара быстро оттолкнул других членов элиты, и год спустя он был свергнут. Наконец, когда аль-Хаким принял бразды правления в 1000 году, он начал чистку фатимидской элиты, в ходе которой были казнены Ибн Аммар и многие другие известные Кутамы.

После этого положение Кутамы стабильно. отказались, так что в ноябре 1025 года во время официального обзора некогда многочисленная и гордая Кутама была вынуждена требовать хлеба, чтобы утолить голод. Вскоре после этого они не смогли за короткий срок мобилизовать даже 100 всадников. С другой стороны, персидский путешественник Насир Хусрав упоминает, что во время его визита в Египет в 1047 году было 20 000 всадников Кутамы.

Во время хаоса 1062–1073 годов Кутама объединилась. сами с Суданом против турок и дайламитов. Последние остатки Кутамы были уволены из армии Фатимидов после того, как Бадр аль-Джамали пришел к власти в 1073 году.

Ссылки

Источники

Последняя правка сделана 2021-05-26 03:53:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте