Али ибн аль-Фадл аль-Джайшани

редактировать

ʿАли ибн аль-Фал аль-Джайшани (арабский : علي بن الفضل الجيشاني) был старшим исмаилитским миссионером (дани ) из Йемена. В сотрудничестве с Ибн Хавшабом он утвердил исмаилитское вероисповедание в своей родной стране и завоевал большую его часть в 890-х и 900-х годах во имя исмаилитского имама, Абдаллах аль-Махди Биллах, который в то время все еще скрывался. После создания Фатимидского халифата в Ифрикии и публичного провозглашения аль-Махди халифом в 909 году Ибн аль-Фадль осудил аль-Махди Биллаха. Он объявил себя ожидаемым махди и отвернулся от своего бывшего коллеги Ибн Хавшаба, когда тот отказался последовать за ним. Власть Ибн аль-Фадла быстро рухнула после его смерти в октябре 915 года. В январе 917 года его цитадель Мудхайкхира был захвачен Ю'фиридами, его дети и двое его сыновей были взяты в плен. выполнен.

Содержание

  • 1 Источник
  • 2 Миссия в Йемен
  • 3 Восстание против Абдаллаха аль-Махди Биллаха
  • 4 См. Также
  • 5 Сноски
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники

Происхождение

Али ибн аль-Фадл родился в деревне Сухайб, недалеко от города (ныне разрушенный, недалеко от современного [ar ]) на юге Йемена. Член сабейского племени, он был шиитом. Вместе с другими представителями своего племени он совершил паломничество в Мекку в 880 г., а затем продолжил путь на север, чтобы посетить шиитский храм Кербела в <93 г.>Ирак. Именно там его пылкая преданность перед могилой аль-Хусейна была замечена агентом исмаилитов (дани ), что привело к его вербовке в дело Исмаилитов.

Миссия в Йемен

Обращение Ибн аль-Фадля открыло перспективу распространения миссионерской миссии Исмаилитов (dawa ) на Йемен. С этой целью Ибн ал-Фадл объединился с более старым новообращенным, Куфаном Ибн Хавшабом. Отправившись в конце мая или начале июня 881 года, двое мужчин направились в Куфу, где присоединились к караванам паломников, толпы которых, собравшиеся со всех уголков исламского мира, позволили им путешествовать анонимно. Завершив ритуалы паломничества в Мекку, двое мужчин прибыли в северный Йемен в августе.

Али ибн аль-Фадл аль-Джайшани находится в Йемене Sa'adaСаада Забид Забид Таиз Таиз Шибам Шибам Аден Аден Sana'aСана Джейшан Джайшан Основные города Йемена в IX веке

Йемен в то время был неспокойной провинцией империи Аббасидов. Власть халифа традиционно была слабой и в основном ограничивалась столицей Саной, в то время как в остальной части страны продолжались племенные конфликты, иногда относящиеся к доисламским временам. Ко времени прибытия Ибн аль-Фадля и Ибн Хавшаба страна была политически раздроблена и лишь частично находилась под сюзеренитетом Аббасидов. Большая часть внутренних территорий принадлежала династии Юфиридов, которая как сунниты признавала Аббасидов. После захвата Саны их правление распространилось от Саада на севере до [ар ] (северо-восток от Таиза ) на юге и Хадрамавт на востоке. Соперничающая династия, Зиядидов, также номинально верная Аббасидам, держала Забид на западном побережье и временами осуществляла значительный контроль над обширными территориями внутри страны. Семья управляла южным нагорьем вокруг Таиза, в то время как северные части страны фактически находились под властью враждующих племен, никому не подчинявшихся. Отсутствие политического единства, удаленность провинции и ее труднодоступная местность, наряду с глубоко укоренившимися шиитскими симпатиями местного населения, сделали Йемен «явно плодородной территорией для любого харизматического лидера, обладающего упорством и политической проницательностью для реализации своих амбиций.

Пройдя через Сану и аль-Джанад, Ибн Хавшаб некоторое время оставался в Адене. В какой-то момент тогда или раньше Ибн аль-Фадл оставил своего коллегу, вернувшись в свой родной регион, где он начал самостоятельно проповедовать в веру в горах Джебель-Яфи'и. Со своего горного стрионгхолда он начал распространять свое послание в окрестностях. Вскоре он заручился поддержкой правителя Мудхайкхира. С его помощью он провел успешные атаки на эмира Лахджа, который контролировал высокогорье к северу от Адена, в то же время Ибн Хавшаб создал еще одну крепость исмаилитов на севере страны, в горах к северо-западу от Саны.. Оба мужчины проповедовали веру в скорое пришествие махди, мессианской фигуры исламской эсхатологии, который, согласно легенде, свергнет узурпаторов Аббасидов и разрушит их столицу Багдад, восстановить единство мусульман, завоевать Константинополь, обеспечить окончательный триумф ислама и установить царство мира и справедливости. В то время как два исмаилитских дани расширяли свое влияние, в 897 году в Йемен вошел другой лидер шиитов: аль-Хади ила'л-Хакк Яхья, который основал зайдитское государство на основе в Саада с самим собой как имам.

В изначальной доктрине исмаилитов ожидаемым махди был Мухаммад ибн Исмаил. Однако в 899 году исмаилитский данва был расколот, когда карматы отказались от тайного руководства движением в Саламии, когда будущий основатель Фатимидского халифата, Абдалла аль-Махди Билла, отказался от мысли о возвращении Мухаммада ибн Исмаила и провозгласил себя махди. И Ибн Хавшаб, и Ибн аль-Фадль остались верны аль-Махди. Аль-Махди вскоре был вынужден бежать из Саламии, и в 905 году, когда он был в Египте, он раздумывал между переездом в Йемен или Магрибом. Принимая во внимание более поздние события, Вильферд Маделунг предполагает, что сомнения в лояльности Ибн аль-Фадла могли сыграть роль в его окончательном решении выбрать Магриб. Действительно, вождь исмаилитов Дани Фируз, который в Саламии был главным доверенным лицом (баб, «ворота») аль-Махди, покинул последнего в Египте и присоединился к Ибн аль-Фадлю.

25 января 905 года Ибн аль-Фадль изгнал своего бывшего союзника из Мудхайкхиры. Два лидера исмаилитов теперь использовали политическое разделение страны для расширения своих владений: в ноябре 905 года Ибн аль-Фадль захватил Сану, что позволило Ибн Хавшабу, в свою очередь, захватить базу ю'фиридов в Шибаме. За исключением Зайди-Саада на севере, Зиядида-Забида на западном побережье и Адена на юге, весь Йемен теперь находился под контролем Исмаилитов. В конце 905 года, впервые после приезда в Йемен 25 лет назад, двое мужчин встретились в Шибаме. Маделунг пишет, что встреча «была явно непростой», так как Ибн Хавшаб предостерег Ибн аль-Фадля от чрезмерного расширения своих сил, на что последний не обратил внимания. Ибн аль-Фадл был самым активным из этих двоих в последующие годы, проводя кампании по всей стране против тех, кто все еще выступал против даввы: весной 906 года он покорил горные массивы Хадур и Хараз и завоевал города и, на короткое время, даже Забид.

И Сана, и Шибам были ненадолго утеряны Зайдитским имамом аль-Хади в 906 году, но Шибам был восстановлен до конца года, и Ибн аль-Фадль вновь занял Сану 17 Апрель 907. В последующие годы Сана несколько раз переходила из рук в руки, пока не была окончательно захвачена Ибн аль-Фадлом в августе 911 года.

Восстание против Абдаллы аль-Махди Биллаха

В этот момент Ибн аль-Фадл публично отказался от верности Абдаллаху аль-Махди Биллаху, который раскрыл себя и основал халифат Фатимидов в Ифрикии в 909 году. ; Возможно, это были личные амбиции после его многочисленных успехов или разочарование в аль-Махди. Аль-Махди, очевидно, ожидал, что движение, которое привело его к власти в Ифрикии, скоро пойдет на восток, в сторону Египта, где его силы соединятся с его йеменскими сторонниками. По этой причине он отправил верующим Йемена письмо, в котором документально подтверждал свое происхождение от Джафара ас-Садика, последнего обычного имама, признанного как двунадесятниками, так и исмаилитами. Это письмо вызвало много беспокойства и разногласий, поскольку не только заявленная генеалогия была явно ложной, но аль-Махди постарался уточнить, что, хотя он и был «ожидаемым» махди, его правление не принесло конца времен, но просто представляют собой еще одно звено в линии имамов, которая должна была продолжаться бесконечно в будущем, тем самым противореча всем миллениалистским ожиданиям, возложенным на его личность. Историк Фархад Дафтари называет Ибн аль-Фадля «карматом», обозначая его несогласие с притязаниями аль-Махди, как и первые карматы в 899 году. Действительно, Ибн аль-Фадл объявил себя махди вместо этого.

Когда Ибн Хавшаб отверг требования своего коллеги присоединиться к нему и раскритиковал его действия, Ибн аль-Фадль выступил против Ибн Хавшаба. Шибам и Джабал Зухар были взяты в плен, и после нескольких сражений Ибн Хавшаб был заблокирован в Джабал Масваре. После восьми месяцев осады, в апреле 912 года, Ибн Хавшаб добивался условий и передал своего сына Джафара в заложники. Джафар вернулся через год с золотым ожерельем в подарок. Ибн ал-Фадл умер 28 октября 915 года в Мудхайкхире от болезни; позже легенда Исмаилитов утверждала, что он был отравлен агентами аль-Махди, выдававшими себя за врачей.

Его смерть, последовавшая за смертью его бывшего коллеги Ибн Хавшаба в декабре прошлого года, оставила вакуум власти, который был быстро эксплуатировался правителем Ю'фирид, который признал сюзеренитет Ибн аль-Фадля и получил контроль над Саной. В январе 916 года Ас'ад начал возвращать крепости, захваченные исмаилитами в предыдущие годы. Сын и преемник Ибн аль-Фадля, Фа'фа (или Га'фа), не смог остановить его продвижение, и 6 января 917 года войска ю'фиридов штурмовали Мудхайкхиру, захватив двух сыновей и трех дочерей Ибн аль-Фадля. Заключенный Фадль. По возвращении в Сану Асад казнил двух братьев и двадцать их последователей и отправил их головы халифу Аббасидов в Багдаде. В отличие от стремительного конца южных владений Исмаилитов, северная община, основанная Ибн Хавшабом, сохранилась до наших дней.

См. Также

Сноски

Ссылки

Источники

Последняя правка сделана 2021-06-10 23:01:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте