Ибн Хавшаб

редактировать

Абу'л-Касим аль-Хасан ибн Фарадж ибн Саушаб ибн Задан аль-Наджар аль-Куфи (Арабский : بو القاسم الحسن ابن فرج بن حوشب زاذان النجار الكوفي; умер 31 декабря 914 г.), более известный просто как Ибн Цаушаб, или по его чести <199 Манюр аль-Яман (арабский : منصور اليمن, лит. «Завоеватель Йемена»), был старшим исмаилитским миссионер (дани ) из окрестностей Куфы. В сотрудничестве с Али ибн аль-Фадл аль-Джайшани, он установил исмаилитское вероучение в Йемене и завоевал большую часть этой страны в 890-х и 900-х годах во имя Исма. 'или имам, Абдаллах аль-Махди, который в то время все еще скрывался. После того, как аль-Махди публично провозгласил себя в Ифрикии в 909 году и учредил Фатимидский халифат, Ибн аль-Фадл повернулся против него и заставил Ибн Хавшаба занять подчиненное положение. Жизнь Ибн Хавшаба известна из написанной им автобиографии, а более поздняя исмаилитская традиция приписывает ему два теологических трактата.

Содержание

  • 1 Происхождение и обращение в исмаилизм
  • 2 Миссия в Йемен
  • 3 Расширение и столкновение с Ибн аль-Фадлем
  • 4 Смерть и последствия
  • 5 Писаний
  • 6 См. Также
  • 7 Сноски
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники

Происхождение и обращение в исмаилизм

Ибн Хавшаб родился в деревне у канала, в окрестностях Куфа на юге Ирака. Его происхождение неизвестно, хотя более поздняя исмаилитская традиция считала его потомком Муслима ибн Акиля ибн Аби Талиба (племянник Али ибн Аби Талиба ).

Источники различаются по его профессии, изображая его ткачом или плотником. Он происходил из семьи, которая была приверженцем двунадесятного шиизма. Согласно его собственному отчету, он переживал кризис веры после смерти одиннадцатого имама, Хасана аль-Аскари в 874 году, по-видимому, без мужского потомства. В конце концов, двунадесятники поверили в маленького сына аль-Аскари как в двенадцатый и скрытый имам (отсюда и имя «Двенадцать»), который однажды вернется как махди, мессианская фигура исламской эсхатологии, который, согласно легенда свергнет узурпаторов халифов Аббасидов и разрушит их столицу Багдад, восстановит единство мусульман, завоюет Константинополь, обеспечит окончательное торжество ислама и установит правление мир и справедливость. Однако в первые годы после смерти Хасана аль-Аскари эта вера еще не утвердилась. Подобно Ибн Хавшабу, многие шииты сомневались в утверждениях о двенадцатом имаме и были еще более деморализованы политическим бессилием и квиетизмом руководства двунадесятников.

По его собственным словам. Согласно рассказу, Ибн Хавшаб был обращен в конкурирующую исмаилитскую ветвь шиизма стариком, который пришел к нему, когда он изучал Коран на берегу Евфрата. По мнению сторонников Фатимидов, агентом (дани ), о котором идет речь, был Фируз, который был главным дани в штаб-квартире движения в Саламия и главным доверенным лицом (bāb, «ворота») для скрытый исмаилитский имам, тогда как антифатимидская карматская традиция утверждает, что это был Ибн Абил-Фаварис, лейтенант Абдана, главного дани Ирака.

Вскоре после этого Ибн Хавшаб утверждает, что он встречался с исмаилитским имамом, тогда тайно жившим в Саламии. После завершения обучения ему было поручено распространить исмаилитское вероучение в Йемене. К нему присоединился недавно обращенный уроженец Йемена Али ибн аль-Фадл аль-Джайшани, и он отправился в конце мая или в начале июня 881 года.

Миссия в Йемен

Ибн Хавшаб находится в Йемене Sa'adaСа ' ада Забид Забид Таиз Таиз Шибам Шибам Аден Аден Sana'aСана Джейшан Джайшан Основные города Йемена в IX веке

Два миссионера отправились в Куфу, где они присоединились к караванам паломников, толпы которых, собравшиеся со всех уголков исламского мира, позволяли им путешествовать анонимно. Завершив ритуалы паломничества в Мекке, двое мужчин прибыли в северный Йемен в августе 881 года. Йемен был в то время беспокойной провинцией империи Аббасидов. Власть халифа традиционно была слабой и в основном ограничивалась столицей Саной, в то время как в остальной части страны продолжались племенные конфликты, иногда относящиеся к доисламским временам. Ко времени прибытия Ибн Хавшаба и Ибн аль-Фадля страна была политически раздроблена и лишь частично находилась под сюзеренитетом Аббасидов. Большая часть внутренних помещений принадлежала династии Ю'фиридов, которая как сунниты признала Аббасидов. После захвата Саны их правление распространилось от Саада на севере до [ar ] (к северо-востоку от Таиза ) на юге и Хадрамавт на востоке. Соперничающая династия, Зиядиды, также номинально лояльная Аббасидам, держала Забидов на западном побережье и временами осуществляла значительный контроль над обширными территориями внутри страны. Семья управляла южным нагорьем вокруг Таиза, в то время как северные части страны фактически находились под властью враждующих племен, никому не подчинявшихся. Отсутствие политического единства, удаленность провинции и ее труднодоступная местность, наряду с глубоко укоренившимися шиитскими симпатиями местного населения, сделали Йемен «явно плодородной территорией для любого харизматического лидера, обладающего упорством и политической проницательностью для реализации своих амбиций.

Пройдя через Сану и аль-Джанад, Ибн Хавшаб некоторое время останавливался в Адене, где он выдал себя за торговца хлопком. Ибн Хавшаб, очевидно, был старшим из двоих, но в какой-то момент Али ибн аль-Фадл оставил его, переехав в свой родной город Джайшан (около современного [ar ]), где он независимо начал свою миссию в горах Джебель-Яфии. Ибн Хавшаб, похоже, не имел большого успеха в обращении в Аден. Когда он встретил некоторых про-шиитских членов северного клана Бану Муса, которые были открыты для его учения и пригласили его присоединиться к ним на их родине, он покинул Аден и поселился в деревне Адан Ла. 'а, к западу от Саны. Там Ибн Хавшаб поселился в доме шиитского партизана, который умер в подземельях Ю'фирид, женился на своей осиротевшей дочери и в 883/88 г. начал свою общественную миссию (daʿwa ), провозглашая неизбежное Появление карты махди.

карты фрагментированной империи Аббасидов ок. 892 г., где районы, все еще находящиеся под прямым контролем центрального правительства Аббасидов, обозначены темно-зеленым цветом, а автономные правители придерживаются номинального сюзеренитета Аббасидов светло-зеленым

Как и в других частях исламского мира, этот призыв вскоре привлек многих последователей. Широко распространенные милленаристские ожидания того периода совпали с глубоким кризисом Аббасидского халифата (анархия в Самарре, за которым последовало восстание Занджа ) и с неудовлетворенностью среди многих сторонников двунадесятников, чтобы повысить привлекательность революционного исмаилитского послания. Ибн Хавшаб быстро обратил в христианство многих, в первую очередь из семьи его жены: один из ее двоюродных братьев, аль-Хайсам, был отправлен в качестве дани в Синд, что положило начало долгой истории присутствия исмаилитов в стране. Индийский субконтинент. Кроме того, Абдаллах ибн аль-Аббас аль-Шавири был отправлен в Египет ; Абу Закария аль-Тамами Бахрейну ; и другие в Ямаму и некоторые части Индии (скорее всего, Гуджарат ). Наиболее влиятельным среди дани, обученных и посланных Ибн Хавшабом, был Абу Абдаллах аль-Ши'и, уроженец Саны. По указанию Ибн Хавшаба в 893 году он уехал в Магриб, где начал проповедовать среди Кутама берберов. Его миссия была чрезвычайно успешной. При поддержке Кутамы в 903 году он поднял восстание против аглабидских эмиров Ифрикии, что привело к их свержению и установлению халифата Фатимидов в 909 г.

К 885 г. исмаилитская данва была достаточно сильной, чтобы Ибн Хавшаб запросил и получил разрешение от Саламия собрать войска и открыто участвовать в военном соревновании за власть. В 885/88 г., отразив атаку местных ю'фиридов, Ибн Хавшаб и его последователи построили укрепленную цитадель в Абр Мухаррам у подножия гор Джабал Масвар (или Мисвар), к северо-западу от Саны. Говорят, что 500 человек трудились, чтобы построить форт за семь дней, и Ибн Хавшаб и пятьдесят самых известных из его последователей поселились там. Через несколько дней он повел своих последователей на гору Джабаль аль-Джумайма.

С этой базы его войска захватили Байт-Фаиз в Джабаль-Тухле. Это была крепость, возвышавшаяся над массивом Масвар, который пал, когда Ибн Хавшаб сумел подчинить себе часть гарнизона. Крепость Байт-Райб, расположенная примерно в километре от нее и защищенная отвесными скалами со всех сторон, была захвачена с третьей попытки. Вскоре он стал резиденцией и главной цитаделью Ибн Хавшаба, который назвал его дар аль-хиджра, «убежищем». Этот термин преднамеренно повторял изгнание Мухаммеда и его первых последователей из Мекки в поисках защиты в Медине ; подразумевается, что те, кто присоединился к Ибн Хавшабу, должны были оставить коррумпированный мир позади, чтобы воссоздать более чистую веру, подражая первым мусульманам.

Фотография Шибама (Кавкабана) сегодня

Эти три недоступные крепости составляли основную территорию из которого Ибн Хавшаб затем начал распространять свой контроль на близлежащие долины и горы. После захвата горы Джебель-Тайс он назначил правителем дани Абу'л-Малахима. Также были захвачены населенные пункты Билад-Шавир, Айян и Хумлан. Первая атака Ибн Хавшаба на столицу Ю'фирид Шибам провалилась, но вскоре он смог захватить ее благодаря измене внутри стен, но через месяц был вынужден покинуть ее. Точные даты этих операций неизвестны, за исключением общего terminus ante quem 903 года, но к 892/3 его положение прочно утвердилось, что в конечном итоге принесло ему почетный эпитет (laqab ) Мансура аль-Ямана («Завоеватель Йемена») или просто аль-Мансура.

Расширение и столкновение с Ибн аль-Фадлем

Между тем, товарищ миссионер Ибн Хавшаба, Али ибн аль-Фадл заручился поддержкой местного правителя аль-Мудхайхира. С его помощью он расширил свой контроль над высокогорьем к северу от Адена. В то же время, в 897 г., в Йемен вошел другой лидер шиитов: аль-Хади ила'л-Хакк Яхья, который основал зайдитское государство с самим собой. как имам.

В первоначальной доктрине исмаилитов ожидаемым махди был Мухаммад ибн Исмаил. Однако в 899 году исмаилитский давва был расколот, когда карматы отказались от тайного руководства движением в Саламии, когда будущий основатель Фатимидского халифата Абдаллах аль-Махди бросил идея возвращения Мухаммада ибн Исмаила и провозгласил себя махди. И Ибн Хавшаб, и Ибн аль-Фадль остались верны аль-Махди. Вскоре Абдаллах аль-Махди был вынужден бежать из Саламии, а в 905 году он раздумывал, переехать ли в Йемен или в Магриб, оба из которых принимали успешные исмаилитские миссии. Принимая во внимание более поздние события, Вильферд Маделунг предполагает, что сомнения в лояльности Ибн аль-Фадля, возможно, сыграли роль в его конечном решении выбрать Магриб.

25 января 905 года Ибн аль-аль-Фадл -Фадл изгнал своего бывшего союзника из аль-Мудхайхира. Два лидера исмаилитов теперь использовали политическое разделение страны для расширения своих владений: в ноябре 905 года Ибн аль-Фадль захватил Сану, что позволило Ибн Хавшабу, в свою очередь, захватить Шибам. За исключением Зайди-Саада на севере, Зиядида-Забида на западном побережье и Адена на юге, весь Йемен теперь находился под контролем Исмаилитов. В конце 905 года, впервые после приезда в Йемен 25 лет назад, двое мужчин встретились в Шибаме. Маделунг пишет, что встреча «была явно непростой», так как Ибн Хавшаб предостерег Ибн аль-Фадля от чрезмерного расширения своих сил, на что последний не обратил внимания. Из этих двоих Ибн аль-Фадл был наиболее активным в последующие годы, проводя кампанию по всей стране против тех, кто все еще выступал против даввы; но когда он совершил набег, Ибн Хавшаб был вынужден поддержать его.

И Сана, и Шибам были ненадолго потеряны Зайдийским имамом аль-Хади в 906 году, но Шибам был восстановлен до конца года, а Сана 'a в апреле 907. В июне / июле 910 года, после того, как Зайди снова заняли Сану, а затем отступили, люди Ибн Хавшаба ненадолго заняли город, но не смогли удержать его из-за своей малочисленности. Вместо этого город пал Юфиридам, а затем снова взят Ибн аль-Фадлом в августе 911 года.

Золотой динар халифа аль-Махди, отчеканенный в Кайруане в 912 году

В этот момент Ибн аль-Фадл публично отказался от верности Абдаллаху аль-Махди, который показал себя после успехов Абу Абдаллаха аль-Ши'и и установления халифата Фатимидов в 909 году. Действительно, теперь Ибн аль- Фадл объявил себя долгожданным махди.

Когда Ибн Хавшаб отверг требования своего коллеги присоединиться к нему и раскритиковал его действия, Ибн аль-Фадль выступил против Ибн Хавшаба. Шибам и Джабал Зухар были взяты в плен, и после нескольких сражений Ибн Хавшаб был заблокирован в Джабал Масваре. После восьми месяцев осады, в апреле 912 года, Ибн Хавшаб добивался условий и передал своего сына Джафара в заложники. Джафар был возвращен через год с золотым ожерельем в подарок.

Смерть и последствия

Ибн Хавшаб умер 31 декабря 914 года, а в октябре 915 года умер Ибн аль-Фадл. За обоими наследовали их сыновья, но их власть быстро пришла в упадок, и владения Ибн аль-Фадля вскоре были разрушены ю'фиридами. Более века, до появления династии Сулайхид , исмаилизм оставался в основном подпольным движением в Йемене с немногими политическими покровителями. Три сына Ибн Хавшаба были отстранены от руководства Дани Шавири, и один из них, Джафар, бежал к двору Фатимидов в Ифрикии, унеся с собой работы своего отца и став самим значительным автором раннего периода Фатимидов. Тем не менее, община северного Йемена, основанная Ибн Хавшабом, выжила и стала ядром для продолжающегося существования исмаилизма в Йемене до наших дней.

Письма

Известна жизнь Ибн Хавшаба. в деталях через квази-агиографическую "Жизнь" (Сира), написанную им самим или его сыном Джафаром. Сейчас он утерян, но известен благодаря обширным цитатам более поздних авторов и, по словам историка Хайнца Хальма, «является одним из наиболее важных источников по истории давва»

Более поздняя исмаилитская традиция приписала ему два самых ранних известных исмаилитских богословских трактата. Первая из них, Книга праведности и истинного руководства (Китаб ал-Рушд ва'л-хидайа), сохранилась только во фрагментах, которые были опубликованы (включая английский перевод) Владимиром Ивановым. Этот труд представляет собой экзегезу Корана и является одним из самых ранних сохранившихся исмаилитских произведений, поскольку в нем до сих пор упоминается Мухаммад ибн Исмаил как ожидаемый махди. Вторая, Книга Мудреца и Ученика (Китаб аль-Алим ва'л-гулам), чаще приписывается его сыну Джафару. Он состоит из серии встреч между новичком и его духовным наставником (дани), который постепенно раскрывает скрытое, эзотерическое знание (батин ) своему ученику. Подлинность обеих атрибуций сомнительна. Йеменский дани XII века Ибрагим аль-Хамиди, кроме того, в своей работе цитирует послание (рисала), приписываемое Ибн Хавшабу.

См. Также

Сноски

Ссылки

Источники

  • логотип Портал Фатимидского халифата
  • Исламский портал
  • Биографический портал
Последняя правка сделана 2021-05-23 09:52:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте