Тасицу (茶室, «чайная комната») в японской традиции - это архитектурное пространство, предназначенное для собраний чайной церемонии (чаною).
Архитектурный стиль, разработанный для тясицу, называется стилем сукия (сукия-дзукури ), а термин сукия (数 奇 屋) может использоваться как синоним тясицу. Родственные японские термины - это часэки (茶 席), что в широком смысле означает «место для чая» и подразумевает любое место, где люди сидят для участия в чайной церемонии, и чабана, «чайные цветы», стиль цветочная композиция, связанная с чайной церемонией.
Типичными чертами тясицу являются сёдзи окна и раздвижные двери, сделанные из деревянной решетки, покрытые прозрачной японской бумагой ; татами циновки на полу; токонома ниша; и простые, приглушенные цвета и стиль. Идеальный размер пола для тясицу - 4,5 татами.
В японском языке отдельно стоящие конструкции, специально предназначенные для эксклюзивного использования в чайной церемонии, а также отдельные комнаты, предназначенные для чайной церемонии, называются тясицу. Термин может использоваться для обозначения самой чайной комнаты, где принимают гостей, или этой комнаты и прилегающих к ней помещений, даже простирающейся до садовой дорожки roji, ведущей к ней. В английском языке часто проводится различие между отдельно стоящими зданиями для чая, называемыми чайными домиками, и комнатами, используемыми для чайной церемонии, включенными в другие структуры.
Чайные домики обычно представляют собой небольшие простые деревянные постройки. Они расположены в садах или на территории частных домов. Другими распространенными объектами являются территории храмов, музеев и парков. Самый маленький чайный домик будет иметь две комнаты: главную комнату, где собираются хозяева и гости и подают чай, и мидзуя, где хозяин готовит сладости и оборудование. Вся конструкция может иметь общую площадь всего из трех татами.
В очень больших чайных домах может быть несколько чайных комнат разного размера; большая, хорошо оборудованная мидзуя, напоминающая современную кухню; большой зал ожидания для гостей; гостеприимная зона, где гостей встречают и где можно снять и оставить обувь; отдельные туалеты для мужчин и женщин; раздевалка; кладовая; и, возможно, несколько прихожих, а также сад с дорожкой для родзи, открытая зона ожидания для гостей и одна или несколько уборных.
Чайные комнаты - это специально построенные помещения для проведения чайных встреч. Они могут располагаться в более крупных чайных домиках или в частных домах или других строениях, не предназначенных для чайной церемонии. Площадь пола чайной комнаты может составлять всего 1,75 татами (один полный татами для гостей плюс татами, называемый дайме (台 目), около 3/4 длины полного татами для переносной жаровни. (фуро) или затонувший очаг (ро), где должен находиться хозяин, чтобы сесть и приготовить чай); или размером до 10 татами или более; 4,5 циновки обычно считаются идеальными в современных чайных комнатах. В чайной обычно есть токонома и затонувший очаг для приготовления чая зимой.
Термин тясицу вошел в употребление после начала периода Эдо ( (c.1600). Раньше для обозначения пространств, используемых для чайной церемонии, использовались различные термины, такие как чаною дзасики (茶湯 座 敷, «гостиная для чаною»), сукия (место для поэтических эстетических поисков [фурю, 風流]), таких как чаною), и kakoi (囲, «разделенное пространство»). В сообщении говорилось, что именно сёгун Асикага Ёсимаса построил первую тясицу на своей вилле Хигасияма в Киото. Он был описан как небольшая комната из четырех с половиной татами и была отделена от основной резиденции.
Согласно японскому историку Мории Такеши в его статье «Горное жилище в городе», идеал чайной церемонии в стиле ваби (ваби-ча) уходит корнями в городское общество периода Муромати (1336–1573 гг.) и обретает форму в чайных домиках, построенных горожанами в их резиденциях, что сказалось на облике соломенных хижин в горных деревнях. До этого чайная церемония обычно проводилась в комнатах, построенных в архитектурном стиле сёин-дзукури, стиле, который часто используется в чайных комнатах, построенных сегодня.
Чайные домики впервые появились в период Сэнгоку ( середина 15 века - начало 17 века), время, когда центральное правительство почти не имело практической власти, в стране царил хаос, а войны и восстания были обычным делом. Стремясь вернуть себе Японию, самураи были заняты приобретением и защитой территорий, продвижением торговли и контролем за производством ферм, мельниц и рудников как фактические правители, и многие бедняки стремились искать спасения в загробной жизни. как учит буддизм. Чайные домики строили в основном дзэнские монахи или даймё, самураи и торговцы, которые практиковали чайную церемонию. Они стремились к простоте и спокойствию - центральным принципам философии дзэн. Признание простоты и незамысловатости, которые являются основной мотивацией чайного дома, продолжало оставаться особой японской традицией в более поздние периоды.
Золотая чайная (Художественный музей MOA )Золотая чайная (黄金 の 茶室, Ōgon no chashitsu) была переносной позолоченной тясицу, построенный в 16 веке период Адзути-Момояма для японского регента лорда Тоётоми Хидэёси для чайных церемоний. Первоначальная комната утеряна, но был проведен ряд реконструкций. Золотая чайная комната была построена, чтобы произвести впечатление на гостей мощью и мощью регента. Это контрастировало с деревенской эстетикой, кодифицированной при его чайном мастере Сэн-но Рикю, хотя предполагается, что Рикю мог Помогли в дизайне. Роскошь комнаты была в высшей степени необычной и, возможно, также противоречила нормам ваби-саби. В то же время простота общего дизайна с его чистыми линиями могла быть замечена как в пределах канон. Степень участия тиммейстера Рикю в оформлении комнаты неизвестна, однако он присутствовал несколько раз, когда чай был g подается для гостей в комнате.
Идеальная отдельно стоящая чайная комната окружена небольшим садом, ведущим к тропинке. в чайную комнату. Этот сад называется родзи (露 地, «росистая земля») и разделен на две части воротами, называемыми чумон. Вдоль дорожки - скамейка для гостей и уборная. Помимо собственного сада, тясицу располагается - вместе с другими павильонами, такими как дзасики, оку-но дзасики и ханаре дзасики - вокруг большого основного сада.
Рядом с чаем есть каменный бассейн с водой. дом, где гости ополаскивают руки и рот перед входом в чайную комнату через низкую квадратную дверь, называемую нидзиригути, или «вход для ползания», который требует низко наклониться, чтобы пройти, и символически отделяет маленький, простой, тихий внутренний от переполненный, подавляющий внешний мир. Нидзиригути ведет прямо в чайную.
В чайной комнате низкий потолок и нет мебели: гости и хозяин сидят на полу в стиле сэйдза. Все используемые материалы намеренно просты и просты. Помимо гостевого входа, может быть еще несколько входов; как минимум, есть вход для хозяина, известного как садогучи, который обеспечивает доступ к мидзуя. Окна, как правило, небольшие и покрыты тканью сёдзи, которая позволяет естественному свету проникать внутрь. Окна не предназначены для того, чтобы открывать вид снаружи, который отвлекал бы участников от концентрации. На татами рядом с татами хозяина расположен затонувший очаг (炉 ro) для использования в холодные месяцы; этот очаг покрыт простым татами и не виден в теплые месяцы, когда вместо него используется переносная жаровня (風 炉 furo).
Там будет токонома (ниша для свитков) со свитком каллиграфии или рисования кистью и, возможно, небольшая простая цветочная композиция, называемая чабана (茶花), но никаких других украшений.
Планировка идеальной чайной комнаты 4.5 с токонома и мидзуя докоЧасицу широко классифицируются в зависимости от того, имеют ли они площадь пола больше или меньше, чем 4,5 татами, дифференциация, которая влияет на стиль церемонии, которая может проводиться, конкретный тип оборудования и декора, которые можно использовать, размещение различных архитектурных элементов и очага, а также количество гостей, которые могут быть размещены. Часицу, размер которых превышает 4,5 циновки, называют хирома («большая комната»), а те, что меньше - кома («маленькая комната»). Хирома часто представляют собой комнаты в стиле шоин, и по большей части не ограничиваются использованием для чаною.
Другими факторами, влияющими на чайную комнату, являются архитектурные ограничения, такие как расположение окон, входов, затонувшего очага и токономы, особенно когда чайная комната не расположена внутри специально построенной конструкции. Другими факторами, влияющими на построение тясицу как пространства в иемото, являются иконография прошлого и память конкретных людей.
Не весь чай комнаты могут быть сделаны в соответствии с идеалом, который виден на изображении.
Обычно тясицу дают имя в честь их владельцев или благотворителей. Имена обычно включают иероглиф «хижина », «зал» или «беседка» и отражают дух деревенской простоты чайной церемонии и учения дзен-буддизма. Характерные имена включают:
Рокусо-ан, ранее из Кофуку-дзи в Нара
Внутренняя часть Сёкин-тей в Кацура I. царская вилла
Югао-тей в Канадзава, Исикава
Кодай-дзи Ихо-ан
Рокуон-дзи Секка-тей
Чайный дом Куринин (Дзикоуин)
Сёко-кен
Исомэ-ши
Кайсуян: многоуровневые окна сикиси
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Chashitsu. |