Период Адзути-Момояма

редактировать
Период Адзути-Момояма.
  • 安 土 桃山 時代
  • Адзути-Момояма дзидай
1568– 1600
Флаг периода Адзути-Момояма Пн из клана Ода. (1568–1582) Мон из клана Тоётоми (1583–1598) периода Адзути-Момояма Пн клана Тоётоми. (1583–1598)
Расположение Адзути– Период Момояма
Столица
Общие языкиПоздний среднеяпонский
ПравительствоФеодальный военный конфедерация
Император
• 1557–1586Огимачи
• 1586–1611Го-Ёзей
Сёгун
• 1568–1573Асикага Ёсиаки
Глава правительства
• 1568–1582Ода Нобунага
• 1583–1598Тоётоми Хидэёси
• 1598–1600Совет Пять старейшин
Законодательное собраниеСовет пяти старейшин
История
Ода Нобунага захватывает Киото 18 октября 1568 года
• Смерть Такэда Сингэн 13 мая 1573 года
сегунат Асикага упразднен2 сентября 1573 года
• Смерть Уэсуги Кеншина 19 апреля, 1578
Убийство Ода Нобунага 21 июня 1582 г.
Тоётоми - Токугава сформирован альянс1584
Битва при Сэкигахара 21 октября 1600
ВалютаПн
ПредыдущийПреемник
сёгуната Асикага
клан Ода
клан Тоётоми
сёгунат Токугава
  1. резиденция императора и де-юре столица Японии.
  2. резиденция Ода Нобунага и де-факто столица Японии.

период Адзути-Момояма (安 土桃山 時代, Адзути-Момояма дзидай) является заключительной фазой периода Сэнгоку (戦 国 時代, Сэнгоку дзидай) в истории Японии с 1568 по 1600 год.

Период Адзути-Момояма начался с того, что Ода Нобунага вошел в Киото в 1568 году, чтобы установить Асикага Ёсиаки в качестве 15-го и, в конечном итоге, сёгуна Сёгунат Асикага, который рухнул после начала Войны Онин в 1467 году и положил начало хаотическому периоду Сэнгоку. Нобунага сверг Ёсиаки и распустил сёгунат Асикага в 1573 году, начав захватническую войну с целью политического объединения Японии силой со своей базы в Адзути. Нобунага был вынужден покончить жизнь самоубийством в инциденте Хонно-дзи в 1582 году, а его преемник Тоётоми Хидэёси завершил свою кампанию объединения, завершив период Сэнгоку и вступив в силу реформы, чтобы укрепить его власть. Хидэёси начал японское вторжение в Корею в 1592 году, но неудача вторжения подорвала его престиж, и его юному сыну и преемнику Тоётоми Хидэёри бросил вызов Токугава Иэясу после его смерть в 1598 году. Период Адзути-Момояма закончился победой Токугавы в битве при Сэкигахара в 1600 году, неофициально установив сёгунат Токугава и начав период Эдо.

Период Адзути-Момояма наблюдал за переходом японского общества и культуры от средневековья к раннему современному периоду. Период Адзути-Момояма назван в честь Замка Адзути Нобунаги и Замка Момояма Хидэёси, а также известен как период Сёкухо (織 豊 時代, Shokuhō jidai) в некоторые японские тексты, сокращенные из фамилий двух лидеров того периода в при чтении : Сёку (織) для Ода (織田) плюс Hō (豊) для Тоётоми (豊 臣).

Содержание
  • 1 Ода Нобунага
  • 2 Хидэёси завершает объединение
  • 3 Япония под началом Хидэёси
    • 3.1 Обследование земель
    • 3.2 Меры контроля
    • 3.3 Объединение
    • 3.4 Корейские кампании
  • 4 Сэкигахара и конец правила Тоётоми
  • 5 Социальные и культурные события
  • 6 Знаменитый сенрю
  • 7 Хронология
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
Ода Нобунага

В течение второй половины XVI века несколько даймё стали достаточно сильными, чтобы либо манипулировать сёгунатом Асикага в своих интересах, либо полностью его свергнуть. Одна попытка свергнуть бакуфу (японский термин для обозначения сёгуната) была предпринята в 1560 году Имагава Ёсимото, чей поход к столице был позорно завершен от рук Ода Нобунага в битве при Окехазаме. В 1562 году клан Токугава, прилегавший к востоку от территории Нобунаги, стал независимым от клана Имагава и вступил в союз с Нобунага. Восточная часть территории Нобунага не была захвачена этим союзом. Затем Нобунага двинул свою армию на запад. В 1565 году союз кланов Мацунага и Миёси предпринял попытку переворота, убив Асикага Ёситеру, 13-го Асикага сёгун. Однако внутренние ссоры не позволили им действовать быстро, чтобы узаконить свои притязания на власть, и только в 1568 году им удалось назначить двоюродного брата Ёситеру, Асикага Ёсихидэ, в качестве следующего сёгуна. Неспособность войти в Киото и получить признание императорского двора, однако, оставила под вопросом преемственность, и группа вассалов бакуфу во главе с Хосокавой Фудзитакой вела переговоры с Нобунагой, чтобы заручиться поддержкой младшего брата Ёситеру, Ёсиаки.

Нобунага, который годами готовился именно к такой возможности, заключив союз с кланом Азаи в северной провинции Оми, а затем завоевав соседний Провинция Мино, теперь двинулась к Киото. После разгрома клана Роккаку на юге Оми, Нобунага вынудил Мацунага капитулировать, а Миёси отступить в Сетцу. Затем он вошел в столицу, где он успешно получил признание от императора для Ёсиаки, который стал 15-м и последним Асикага-сёгуном.

Нобунага, однако, не собирался служить бакуфу Муромати., и вместо этого теперь обратил свое внимание на усиление контроля над регионом Кинай. Сопротивление в виде соперничающих даймё, непримиримых буддийских монахов и враждебных торговцев было быстро и безжалостно устранено, а Нобунага быстро завоевал репутацию безжалостного и безжалостного противника. В поддержку своих политических и военных действий он провел экономическую реформу, устранив барьеры для торговли, аннулировав традиционные монополии, принадлежащие святыням и гильдиям, и продвигая инициативу путем создания свободных рынков, известных как ракуичи-ракуза.

Недавно установленный сёгун Асикага Ёсиаки также крайне осторожно относился к своему могущественному номинальному слуге Нобунаге и немедленно начал заговор против него, сформировав широкий союз почти всех даймё, прилегающих к царству Ода. Сюда входили близкий союзник и зять Оды Азаи Нагамаса, в высшей степени могущественный Такэда Сингэн, а также монахи-воины из тендай буддистов монастырский центр на горе Хиэй недалеко от Киото (который стал первой крупной жертвой этой войны, поскольку он был полностью разрушен Нобунагой).

Поскольку армия Оды увязла в битвах на каждом углу, Такэда Сингэн возглавил то, что к тому времени считалось самой могущественной армией в Японии, и двинулся к домашней базе Ода в Овари, легко сокрушая молодого союзника Нобунаги и будущего сёгуна Токугава Иэясу в битве при Микатагахаре по пути.

Однако, когда армия Такэда была на пороге уничтожения союза Ода-Токугава, Такэда Сингэн внезапно погиб при загадочных обстоятельствах. (Множественные предположения о его кончине включают смерть на поле боя от стрелка, убийство ниндзя и рак желудка.) Внезапно потеряв своего лидера, армия Такэда быстро отступила на свою базу в провинции Кай, и Нобунага был спасен от на грани разрушения.

Со смертью Такэда Шингена в начале 1573 года, «Альянс против Ода», который Асикага Ёсиаки создал, быстро распался, поскольку Нобунага быстро разрушил альянс Клан Асакура и клан Азаи, которые угрожали его северному флангу и вскоре после этого изгнали самого сёгуна из Киото.

Даже после смерти Сингена оставалось несколько даймё, достаточно могущественных, чтобы противостоять Нобунаге, но ни один из них не находился достаточно близко к Киото, чтобы представлять политическую угрозу, и казалось, что объединение под знаменем Ода было вопросом времени.

Врагами Нобунаги были не только другие даймё, но и приверженцы Дзёдо Синсю секты буддизма, которые посещали Икко-икки, возглавляемые Кеннё. Он выдержал, хотя Нобунага продолжал нападать на его крепость в течение десяти лет. Нобунага изгнал Кеннё на одиннадцатый год, но из-за беспорядков, вызванных Кеннё, территория Нобунаги понесла основную часть ущерба. Эта долгая война называлась Война Исияма Хонган-дзи.

Нобунага очень интересовался иностранными культурами, особенно западноевропейскими. Значительная часть западной христианской культуры была привнесена в Японию миссионерами из Европы. Благодаря этой экспозиции Япония получила новые продукты питания, новый метод рисования, астрономию, географию, медицину и новые методы печати. Важнее всего то, что торговля с Европой обеспечила армии Нобунаги новым оружием, в том числе винтовкой с фитильным замком или аркебузой.

Нобунага решил уменьшить власть буддийских монастырей и предоставил защиту Христианство, хотя сам никогда не обращался в христианство. Он убил многих буддийских священников, которые сопротивлялись ему, и сжег их укрепленные храмы.

Деятельность европейских торговцев и католических миссионеров (Алессандро Валиньяно, Луис Фруа, Gnecchi-Soldo Organtino и многие миссионеры) в Японии, равно как и зарубежные японские предприятия, придали этому периоду космополитический оттенок.

В период с 1576 по 1579 год, Нобунага построен на берегу озера Бива в Адзути, Замок Адзути, великолепный семиэтажный замок, который должен был служить не просто как неприступное военное укрепление, но также и как роскошная резиденция, которая станет символом объединения.

Закрепив свою власть над регионом Кинай, Нобунага теперь был достаточно могущественным, чтобы поручить своим генералам подчинить себе отдаленные провинции. Сибате Кацуиэ было поручено завоевать клан Уэсуги в Этчу, Такигава Кадзумасу противостоял провинции Синано что сын Сингена Такэда Кацуёри правит, и Хашиба Хидэёси получил грандиозную задачу - противостоять клану Моури в регионе Тюгоку западного Хонсю.

В 1575 году Нобунага одержал значительную победу над кланом Такэда в битве при Нагасино. Несмотря на прочную репутацию самурайской конницы Такэды, Ода Нобунага применил относительно новую технологию аркебузы и нанес сокрушительное поражение. Наследие этой битвы заставило капитальный ремонт традиционной японской войны.

В 1582 году, после длительной кампании, Хидэёси просил помощи Нобунагов в преодолении цепкого сопротивления. Нобунага, делая остановку в Киото по пути на запад с небольшим отрядом охранников, подвергся нападению одного из своих разочарованных генералов, Акэти Мицухидэ и покончил с собой.

Хидэёси завершает объединение
Боевой жилет Тоётоми Хидэёси

За этим последовала схватка самых могущественных вассалов Нобунаги, чтобы отомстить за смерть своего лорда и тем самым занять доминирующую позицию в переговорах о предстоящей реорганизации клан Ода. Ситуация стала еще более острой, когда стало известно, что старший сын и наследник Нобунаги, Нобутада, также был убит, оставив клан Ода без явного преемника.

Быстро заключив перемирие с клан Моури, прежде чем они узнали о смерти Нобунаги, Хидэёси двинул свои войска в форсированный марш к своему противнику, которого он победил в битве при Ямазаки менее чем через две недели.

Хотя Хидэёси был простолюдином, поднявшимся по служебной лестнице из пехотинцев, теперь он имел возможность бросить вызов даже самому высокопоставленному из потомственных слуг клана Ода и предложил младшему сыну Нобутады, Санпоси (который стал Ода Хидэнобу ), называться наследником, а не взрослым третьим сыном Нобунаги, Нобутакой, дело которого защищал Сибата Кацуие. Заручившись поддержкой других старших вассалов, в том числе Нива Нагахидэ и Икэда Цунеоки, Санпоуши был назван наследником, а Хидэёси назначен со-опекуном.

Однако политические интриги продолжались., в итоге привело к открытому противостоянию. После победы над Сибатой в битве при Шизугатаке в 1583 году и выживания в дорогостоящей, но в конечном итоге выгодной тупиковой ситуации с Токугавой Иэясу в битве при Комаки и Нагакутэ ​​ в 1584 году, Хидэёси удалось решить вопрос о чтобы получить полный контроль над Киото и стать бесспорным правителем бывших владений Оды. Даймё из Сикоку клан Чосокабэ сдался Хидэёси в июле 1585 года, а даймё из Кюсю клана Симадзу также сдался два года спустя. Он был усыновлен кланом Фудзивара, получил фамилию Тоётоми и получил превосходный титул Канпаку, представляющий гражданский и военный контроль над всей Японией. К следующему году он заключил союзы с тремя из девяти основных коалиций даймё и перенес объединительную войну на Сикоку и Кюсю. В 1590 году, во главе армии в 200000 человек, Хидэёси победил клан Ходзё, своего последнего грозного соперника на востоке Хонсю в осаде Одавары. Оставшиеся даймё вскоре капитулировали, и военное воссоединение Японии было завершено.

Япония под властью Хидэёси

Обследование земель

Теперь, когда вся Япония находится под контролем Хидэёси, возникла новая структура. для национального правительства было создано. Страна была объединена под одним лидером, но повседневное управление людьми оставалось децентрализованным. Основой власти было распределение территории по производству риса в единицах коку. В 1598 году было проведено национальное обследование, в ходе которого было оценено производство риса в стране в 18,5 миллионов коку, 2 миллиона из которых находились под непосредственным контролем самого Хидэёси. Напротив, Токугава Иэясу, которого Хидэёси перевел в регион Канто, имел 2,5 миллиона коку.

Опросы, проведенные Хидэёси до и после того, как он получил титул тайко, стали известны как «исследования тайко» (Taik ​​kenchi).

Меры контроля

1584 флаг торгового судна Япония-Мин, с надписью подписи и kaō, или стилизованные подписи трех торговцев династией Мин; будут подняты в следующем году по прибытии в то, что сейчас называется Симоносеки (Архив префектуры Ямагути )

. Был введен ряд других административных нововведений для поощрения торговли и стабилизации общества. Чтобы облегчить транспорт, Пункты взимания платы за проезд и другие контрольно-пропускные пункты вдоль дорог были в значительной степени ликвидированы, как и ненужные военные опорные пункты. Были приняты меры, которые фактически заморозили классовые различия, включая требование о том, чтобы разные классы проживали отдельно в разных районах города, и запрет на ношение оружия или владение им фермерами. Хидэёси приказал собрать оружие в великой «охоте на мечах » (катанагари).

Объединение

Хидэёси стремился закрепить свое положение, переставив владения В частности, он перевел семью Токугава в регион Канто, расположенный вдали от столицы, и окружил их новую территорию более надежными вассалами. создал систему заложников, при которой жены и наследники даймё проживали в его замковом городе в Осаке.

Хидэёси пытался обеспечить упорядоченную преемственность, приняв титул тайко, или «отставной канпаку (имперский регент)», в 1591 г. и передал регентство своему племяннику и приемному сыну Тоётоми Хидэцугу. Лишь позже он попытался формализовать баланс сил путем создания административных органов. В их число входили Совет пяти старейшин, которые поклялись хранить мир и поддерживать Тоётоми, Совет администраторов домов из пяти человек, который занимался повседневной политикой и административными вопросами, и Совет посредников из трех человек, которым было поручено поддерживать мир между двумя первыми советами.

Корейские кампании

Последней главной целью Хидэёси было завоевание династии Мин Китай. В апреле 1592 года, получив отказ в безопасном проходе через Корею, Хидэёси послал 200-тысячную армию, чтобы вторгнуться и пройти через Корею силой. Во время японского вторжения в Корею (1592–1598) японцы оккупировали Сеул к маю 1592 года, а в течение трех месяцев после вторжения японцы достигли Пхеньяна. Король Сончжо из Чосона бежал, а Като Киёса захватил двух корейских принцев. Сонджо отправил эмиссара в суд Мин, прося срочно о военной помощи. Китайский император послал адмирала Чэнь Линя и полководца Ли Русуна на помощь корейцам. Командующий Ли вытеснил японцев из северной части Корейского полуострова. К январю 1593 г. японцы были вынуждены отойти до южной части Корейского полуострова и контратаковали Ли Русонга. Эта битва зашла в тупик, и Япония и Китай в конце концов вступили в мирные переговоры.

Во время мирных переговоров, которые состоялись между 1593 и 1597 годами, Хидэёси, считая Японию равной Китаю Мин, потребовал раздела Кореи, свободного - торговый статус и китайская принцесса как супруга императора. Чосон и китайские лидеры не видели причин ни уступать таким требованиям, ни относиться к захватчикам как к равным в торговой системе Мин. Таким образом, запросы Японии были отклонены, и мирные усилия зашли в тупик.

Второе вторжение в Корею началось в 1597 году, но оно также закончилось неудачей, поскольку японские войска встретили более организованную корейскую оборону и усилили участие Китая в конфликте. После смерти Хидэёси в 1598 году его назначенному преемнику Тоётоми Хидэёри было всего 5 лет. Таким образом, внутриполитическая ситуация в Японии стала нестабильной, что затруднило продолжение войны и вынудило японцев уйти из Кореи. На этом этапе большинство оставшихся японских командиров было больше озабочено внутренними сражениями и неизбежной борьбой за контроль над сёгунатом.

Сэкигахара и конец правления Тоётоми

Хидэёси был на месте. его предсмертное ложе назначило группу самых могущественных лордов Японии - Токугава, Маэда, Укита, Уэсуги, Мори - править Советом пяти старейшин до его маленький сын Хидейори достиг совершеннолетия. Непростой мир продлился до смерти Маэды Тосии в 1599 году. После этого Исида Мицунари обвинил Иэясу в неверности имени Тоётоми, что спровоцировало кризис, который привел к битве при Секигахара. Обычно считается последним крупным конфликтом периода Адзути-Момояма и сэнгоку-дзидай, победа Иэясу при Сэкигахаре ознаменовала конец правления Тоётоми. Три года спустя Иэясу получил титул Сэй-и Тай-сёгун и основал бакуфу Эдо, который просуществовал до Реставрации Мэйдзи в 1868 г.

Социальное и культурное развитие

Период Момояма был периодом интереса к внешнему миру, который также был отмечен развитием крупных городских центров и подъемом класса купцов. Изысканная архитектура замка и интерьеры, украшенные расписными ширмами, украшенными сусальным золотом, были отражением силы даймё, но также демонстрировали новое эстетическое чувство, которое знаменовало явный отход от мрачных монотонных тонов, характерных для периода Муромати. Возникший в это время жанр был назван стилем нанбан - экзотические изображения европейских священников, торговцев и других «южных варваров».

Искусство чайной церемонии также процветало в это время, и Нобунага и Хидэёси расточал время и деньги на это времяпрепровождение, собирая чайники, кедди и другие принадлежности, спонсируя щедрые светские мероприятия и покровительствуя известным мастерам, таким как Сен-но Рикю.

Хидэёси оккупировал Нагасаки в 1587 году., и впоследствии стремился взять под контроль международную торговлю и регулировать торговые ассоциации, которые контактировали с внешним миром через этот порт. Хотя Китай отверг его попытки добиться торговых уступок, коммерческие миссии Хидэёси успешно призвали нынешнюю Малайзию, Филиппины и Таиланд на кораблях с красной печатью. Он также с подозрением относился к христианству в Японии, которое считал потенциально подрывным, и некоторые миссионеры были распяты его режимом.

Знаменитый сенрю

Контрастные личности три лидера, внесшие наибольший вклад в окончательное объединение Японии, - Нобунага, Хидэёси и Иэясу - заключены в серию из трех хорошо известных сэнрю, которым все еще преподают японские школьники:

  • Наканунара, корошитешимэ, hototogisu. (Если кукушка не поет, убейте ее.) 「鳴 か ぬ な ら 殺 し て し ま え ホ ト ギ ス」
  • Наканунара, накасетемию, хототогису. (Если кукушка не поет, уговори ее.) 「鳴 か ぬ な ら 鳴 か せ て み よ う ト ト ギ ス」
  • Наканунара, накумадематоу, хототогису. (Если кукушка не поет, подождите.) 「鳴 か ぬ な ら 鳴 く ま で ま と う ト ト ギ ス」

Нобунага, известный своей безжалостностью, является предметом первой; Хидэёси, известный своей находчивостью, является предметом второго; и Иэясу, известный своей настойчивостью, является предметом третьего стиха.

Хронология
Заметки
Ссылки
Дополнительная литература
Предшествующий. период Сэнгоку. 1467–1573История Японии. Адзути – Момояма период . 1573–1603Преемник. период Эдо. 1603–1868
Предыдущий. период Муромати. 1336–1573
Последняя правка сделана 2021-06-12 21:30:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте