Сэн но Рикю

редактировать
Сэн но Рикю от Хасэгава Тохаку

Сэн но Рикю (千 利 休, 1522 - 21 апреля, 1591), также известный как Рикю, считается исторической фигурой, оказавшей самое глубокое влияние на чаною, японский «Путь чая», особенно традицию ваби-ча. Он также был первым, кто подчеркнул несколько ключевых аспектов церемонии, в том числе деревенскую простоту, прямоту подхода и честность. Эти аспекты чайной церемонии, восходящие к периоду Сэнгоку и периоду Адзути-Момояма, сохраняются. Рикю известен под многими именами; для единообразия в этой статье он будет называться Рикю.

Существуют три иемото (сёке ), или «головные дома» японского способа чая, которые непосредственно произошли от Рикю: Омотесенке, Урасенке и Мушакодзисэнке, все три из которых посвящены передаче учений их общего основателя семьи, Рикю.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Поздние годы
  • 3 Смерть
  • 4 В популярной культуре
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Ранние годы

Рикю родился в Сакаи в современной префектуре Осака. Его отец был владельцем склада по имени Танака Ёхей (田中 与 兵衛), который позже также использовал фамилию Сэн, а его матерью была Гэсшин Мьочин (月 岑 妙 珎). В детстве его звали Ёсиро.

В молодости Рикю изучал чай у горожанина Сакаи по имени Китамуки Дотин (1504–62), а в девятнадцать лет, благодаря представлению Дочина, он начал изучать чай до <45 лет.>Такено Джо, который также связан с развитием ваби эстетики чайной церемонии. Считается, что он получил буддийское имя Соэки (宗 易) от священника Риндзай Дзэн Дайрин Сото (1480–1568) из храма Нансюдзи в Сакаи. Он женился на женщине, известной как Хосин Мёдзю (ум. 1577), примерно в двадцать один год. Рикю также прошел дзен обучение в храме Дайтоку-дзи в Киото. О его средних годах известно немногое.

Более поздние годы

В 1579 году, в возрасте 58 лет, Рикю стал мастером чая для Ода Нобунага, а после смерти Нобунаги в 1582 году он стал мастером чая. для Тоётоми Хидэёси. Его отношения с Хидэёси быстро углубились, и он вошел в круг доверенных лиц Хидэёси, фактически став самой влиятельной фигурой в мире чаною. В 1585 году, поскольку ему потребовались дополнительные верительные грамоты для входа в Императорский дворец, чтобы он мог помочь на чаепитии, которое Хидэёси устроит для Императора Одимати и проведет в Императорском дворце, император пожаловал его буддийское мирское имя и титул «Рикю Кодзи» (利 休 居士). Еще одним важным событием тяною Хидэёси, в котором Рикю сыграл центральную роль, была Большая чайная церемония Китано, которую Хидэёси проводил на Китано Тэнман-гу в 1587 году.

Его тасицу Тай -ан в Мёки-ан, Киото Суйгецу (Опьяненный луной) бумажный свиток для чайной церемонии Сен-но Рикю, ок. 1575 Ваза для цветов Онкёку, автор Сен-но Рикю, 16 век

В последние годы своей жизни Рикю начал использовать очень крошечные деревенские чайные комнаты, именуемые сё-ан («травяной пустырь» "), например, чайная комната с двумя татами циновками под названием Tai-an, которую сегодня можно увидеть в храме Myōki-an в Ямадзаки, пригороде Киото, и которая является приписывают его дизайну. Эта чайная была признана национальным достоянием. Он также разработал множество принадлежностей для чайной церемонии, в том числе цветочные контейнеры, чайные чашечки и подставки для крышек из бамбука, а также использовал повседневные предметы для чайной церемонии, часто по-новому.

Раку чайные чаши были созданы в результате его сотрудничества с мастером плитки по имени Раку Чоуджиро. Рикю предпочитал простые деревенские предметы, сделанные в Японии, а не дорогие китайские предметы, которые были модными в то время. Хотя Рикю не является изобретателем философии ваби-саби, которая находит красоту в очень простом, он является одним из тех, кто несет наибольшую ответственность за ее популяризацию, развитие и внедрение в чайную церемонию. Он создал новую форму чайной церемонии, используя очень простые инструменты и обстановку. Это и другие его верования и учения стали известны как сōан-ча (стиль чаною, покрытый соломой травы), или, в более общем смысле, ваби-ча. Эта линия чаною, которую продолжали его потомки и последователи, была признана Сэнкэ-рю (千家 流, «школа дома Сэн»).

Писатель и поэт, чайный мастер упомянул посуду и ее связь с чайной церемонией, сказав: «Хотя вы вытираете руки и смахиваете пыль и грязь с сосудов, какая польза от них? вся эта возня, если сердце все еще нечисто? "

Двумя из его основных учеников были Нанбо Сокей (南 坊 宗 啓; даты неизвестны), несколько легендарный священник Дзэн; и Ямануэ Соджи (1544–1590), житель Сакаи. Другой был Фурута Орибе (1544-1615), который стал знаменитым мастером чая после смерти Рикю. Нанбо считается первым автором Nanp roku, записи учения Рикю. Однако ведутся споры относительно того, существовал ли Нанбо вообще, и некоторые ученые предполагают, что его сочинения на самом деле были написаны самураем-литератором Татибана Дзицзан (1655-1708), который утверждал, что нашел и переписал эти тексты. Хроника Ямануэ, Ямануэ Соджи ки (山上 宗 二 記), дает комментарии об учении Рикю и состоянии чаною на момент написания.

У Рикю было несколько детей, включая сына, известного в истории как Сен Доан и дочь, известная как Окаме. Эта дочь стала невестой сына второй жены Рикю от предыдущего брака, известного в истории как Сэн Шоан. Из-за множества сложных обстоятельств Сэн Сёан, а не законный наследник Рикю, Доан, стал человеком, считающимся вторым поколением в традиции чаною семьи Сэн (см. «Сан-сэнкэ» в школах японской чайной церемонии ).

Рикю также писал стихи и практиковал икебана.

Один из его любимых садов, как говорят, был Тишаку-ин в Киото.

Смерть

Хотя Рикю был одним из ближайших доверенных лиц Хидэёси, из-за принципиальных различий во мнениях и из-за того, что он был слишком независим, Хидэёси приказал ему совершить ритуальное самоубийство. Годом ранее после осады Одавары (1590) его знаменитый ученик Ямануэ Соджи был замучен и обезглавлен по приказу Хидэёси. Хотя причина, по которой Хидэёси никогда не может быть установлена ​​наверняка, известно, что Рикю совершил сэппуку в своей резиденции на вилле Хидэёси Джуракуда в Киото в 1591 году, 28-й день 2-го месяца (г. по традиционному японскому лунному календарю ; или 21 апреля по современному григорианскому календарю ), в возрасте семидесяти лет.

Согласно Окакура Какудзо в Книге чая последним актом Рикю было проведение изысканной чайной церемонии. Обслужив всех своих гостей, он представил для их осмотра каждую часть чайного инвентаря вместе с изысканным какемоно, который Окакура описал как «чудесное сочинение древнего монаха, посвященное мимолетности всего сущего. ". Рикю подарил каждому из своих гостей часть оборудования в качестве сувенира, за исключением чаши, которую он разбил, когда произнес слова: «Никогда больше эта чаша, оскверненная губами несчастья, не будет использована. мужчина." Когда гости ушли, один остался свидетелем смерти Рикю. Последние слова Рикю, которые он записал как стихотворение о смерти, были в стихах, адресованные кинжалу, которым он покончил с собой:

Добро пожаловать в тебя,. О меч вечности!. Через Будду. И так же через Даруму. Ты расщепил свой путь.

Когда Хидэёси строил свою роскошную резиденцию в Фусими в следующем году, он заметил, что желает его строительства и украшения, чтобы понравиться Рикю. Хидэёси был известен своим вспыльчивым характером и, как говорят, выразил сожаление по поводу обращения с Рикю.

Могила Рикю находится в храме Дзукёин на территории Дайтоку-дзи в Киото; его посмертное буддийское имя - Фушинъан Рикю Соэки Кодзи.

Мемориалы Рикю ежегодно отмечаются многими школами японской чайной церемонии. Ежегодный мемориал школы Омотесенке проходит в штаб-квартире семьи каждый год 27 марта, а школа Урасенке проходит в штаб-квартире своей собственной семьи каждый год 28 марта. Три семьи Сен (Омотесенке, Урасенке, Мушакодзисенке) по очереди проводят мемориал Служба 28 числа каждого месяца в их общем семейном храме, дополнительном храме Дзукёин в храме Дайтоку-дзи.

В популярной культуре

Рикю (利 休 Rikyū, 1989) - это фильм Хироши Тешигахара о мастере. Фильм фокусируется на поздних этапах жизни Рикю, во время очень бурного периода Сэнгоку феодальной Японии. Фильм получил ряд наград.

Смерть чайного мастера (千 利 休 本 覺 坊 遺 文, Sen no Rikyu: Honkakubô ibun, также известный как Sen no Rikyū: Студенческие сочинения Хонкакубо) - биографический драматический фильм 1989 года режиссера Кей Кумай с Тоширо Мифунэ в качестве главного персонажа. Он основан на событиях, связанных с его ритуальным самоубийством. Он был включен в основной конкурс 43-го Венецианского международного кинофестиваля, где выиграл Серебряный лев.

Hyouge Mono (へ う げ も の Hyōge Mono, "Jocular Fellow" ") - это манга, написанная и проиллюстрированная Ёсихиро Ямада. Хёге Моно - это вымышленный пересказ эпохи, в которой жил Сен-но Рикю, и того, насколько близка чайная культура была к миру политики. Он получил несколько комических наград и был адаптирован в сериал аниме в 2011 году.

Спроси это у Рикю (利 休 に た ず ね よ, Rikyū ni tazuneyo) был снят в 2013 году с участием кабуки актер Итикава Эбизо XI, Рей Дан, Акира Эмото и Сейджи Фукуши. Он основан на романе Кеничи Ямамото.

Сен-но Рикю - один из главных героев Цветок и меч (花 戦 さ Hana Ikusa), трагикомического фильма 2017 года автора Тецуо Шинохара. Роль Рикю исполняет Коити Сато.

См. Также
Заметки
Ссылки
Дополнительная литература
  • Танака, Сено, Танака, Сендо, Рейшауэр, Эдвин О. «Чайная церемония», Kodansha International; Пересмотренное издание, 1 мая 2000 г. ISBN 4-7700-2507-6, ISBN 978-4-7700-2507-4.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Сэн но Рикю.
Последняя правка сделана 2021-06-07 09:53:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте