в древняя греческая мифология, Амфитрита (; греч. : Ἀμφιτρίτη) была морской богиней и женой Посейдона и царица моря. Она была дочерью Дориды и Нерея (или Океана и Тетиса). Под влиянием олимпийского пантеона она стала супругой Посейдона и позже использовалась как символическое изображение моря. В римской мифологии, й Супругой Нептуна, сравнительно второстепенной фигуры, была Салация, богиня соленой воды.
Амфитрита была дочерью Нерея и Дорис (и таким образом, Нереида ), согласно Теогонии Гесиода, но Океана и Тетии (и, таким образом, Океанид ), согласно Библиотеке, которая фактически относит ее как к нереидам, так и к океанидам. Другие называли ее олицетворением самого моря (соленая вода ). Потомство Амфитриты включало тюленей и дельфинов. Она также разводила морских чудовищ, и ее огромные волны разбивались о скалы, подвергая опасности моряков. У Посейдона и Амфитриты были сын Тритон, который был водяным, и дочь Родос (если этот Родос на самом деле не был отцом Посейдона на Галии или был не дочь Асопа, как утверждают другие). Bibliotheca (3.15.4) также упоминает дочь Посейдона и Амфитриты по имени kymopoleia.
Амфитрит («Афирита») с трезубцем на пинаксе из Коринф (575–550 гг. До н. Э.).Амфитрита не полностью персонифицирована в гомеровских эпосах : «в открытом море, среди разбойников Амфитриты» (Одиссея iii.101), «стонущая Амфитрита» питает рыб «бессчетным числом» (Odyssey xii.119). Она разделяет свой гомеровский эпитет Галосидн («питаемый морем») с Фетидой, в некотором смысле морские нимфы - дублеты.
Хотя Амфитрита не фигурирует в греческом культе, на архаической стадии она имела выдающееся значение, поскольку в Гомеровском гимне Делианскому Аполлону она появляется при рождении Аполлона среди, в переводе Хью Г. Эвелин-Уайт, «всех главных из богинь, Дионы и Реи и Ихнея и Фемида и громко стонущая Амфитрита; " более поздние переводчики единодушны в переводе «Ичнейской Фемиды», а не в трактовке «Ичнаэ» как отдельного тождества. Тесей в подводных залах своего отца Посейдона видел дочерей Нерея, танцующих на жидких ногах, и «августейшую амфитриту с волчьими глазами», которая обвила его своим свадебным венком, согласно фрагменту Бакхилиды. Джейн Эллен Харрисон признала в поэтическом трактате подлинный отзвук ранней важности Амфитриты: «Посейдону было бы намного проще узнать своего собственного сына... этот миф принадлежит к тому раннему слою мифологии, когда Посейдон еще не был богом моря или, по крайней мере, не был там верховным богом - там правили Амфитрита и Нереиды со своими слугами тритонами. Даже так поздно, как Илиада Амфитрита еще не была Нептуни uxor '"[жена Нептуна]".
A Римская мозаика на стене в Доме Нептуна и Амфитриты, Геркуланум, ИталияАмфитрита, "третий, кто окружает [ море] ", была настолько ограничена в своей власти морем и живущими в нем существами, что почти никогда не ассоциировалась со своим мужем ни в целях поклонения, ни в произведениях искусства, за исключением тех случаев, когда его явно считали бог, управлявший морем. Исключением может быть культовый образ Амфитриты, который Павсаний видел в храме П. Осейдон на Коринфском перешейке (ii.1.7).
Пиндар в своей шестой олимпийской оде признал роль Посейдона как «великого бога моря, мужа Амфитриты, богини золотого веретена». Для более поздних поэтов Амфитрита стала просто метафорой моря: Еврипид в «Циклопе» (702) и Овидий, Метаморфозы, (I.14).
Триумф Амфитриты. Автор Джованни Баттиста Кросато (1745-1750). Хранится в Национальной галерее искусств.Евстафий сказал, что Посейдон впервые увидел ее танцующую на Наксосе среди других нереид и унес ее. Но в другой версии мифа она сбежала от его достижений в Атлас, на самом дальнем конце моря; там дельфин Посейдона искал ее через острова моря и, найдя ее, убедительно говорил от имени Посейдона, если мы можем верить Гигину, и был вознагражден тем, что был помещен среди звезд в созвездие Дельфин.
Море тиас, изображающий свадьбу Посейдона и Амфитриты, из алтаря Домиция Агенобарба в Марсовом поле, низ- рельеф, Римская республика, II век до н.э.В искусстве вазописи и мозаики Амфитрита отличалась от других нереид только по своим царственным атрибутам. В произведениях искусства, как древних, так и пост-ренессансных, Амфитрита изображена либо восседающей на троне рядом с Посейдоном, либо едущей с ним в колеснице, запряженной морскими коньками (гиппокампами ) или другими сказочными созданиями глубин. и сопровождались тритонами и нереидами. Она одета в королевские мантии, а волосы запутаны в сети. Иногда изображают клешни краба прикрепленными к ее вискам.
Тесей и Амфитрита сцепляют руки, Афина смотрит на (краснофигурную чашу от Евфрония и Онисима, 500-490 до н.э.)
Нептун и Амфитрит Якоба де Гейн II (конец XVI века)
Триумф Нептуна Николаса Пуссена, показывая Амфитрит velificans (1634)
Амфитрит с опущенным трезубцем, по (1866)
На Викискладе есть материалы, связанные с Amphitrite. |
Найдите Амфитрит в Викисловаре, бесплатном словаре. |