Додона

редактировать
Додона
Δωδώνη
Додона-Греция-April-2008-107.JPG Вид на булейтерион в Додоне
Додона находится в Греции ДодонаПоказано в Греции
МестоположениеДодони, Иоаннина, Эпир, Греция
РегионЭпир
Координаты39 ° 32′47 ″ N 20 ° 47'16 ″ E / 39,54639 ° N 20,78778 ° E / 39,54639; 20,78778 Координаты : 39 ° 32'47 ″ N 20 ° 47'16 ″ E / 39,54639 ° N 20,78778 ° E / 39,54639; 20.78778
ТипГород и святилище
История
ОснованиеВторое тысячелетие до нашей эры
Заброшенный391–392 н.э.
ПериодыМикенские греки - Римская Империя
КультурыГреческие, Римские
Заметки о местонахождении
СостояниеРазрушенные
СобственностьPublic
Public accessДа

Dodona (; дорический греческий : Δωδώνα, Dōdṓnā, Ионический и Аттический греческий : Δωδώνη, Dōdṓnē) в Эпире на северо-западе Греции был старейшим эллинским оракулом, возможно, датируемым второе тысячелетие до нашей эры согласно Геродоту. Самые ранние записи в Гомере описывают Додону как оракула Зевса. Расположенный в отдаленном районе вдали от главного греческого полиса, он считался вторым после оракула Дельфий по престижу.

Аристотель считал регион вокруг Додоны частью Эллады и регионом, откуда эллины произошли. Оракул сначала находился под контролем феспротийцев, а затем перешел в руки молоссов. Он оставался важным религиозным святилищем до подъема христианства в эпоху позднего Рима.

Содержание
  • 1 Описание
  • 2 История
    • 2.1 Ранняя история
    • 2.2 Классика Греция
  • 3 Геродот
  • 4 Страбон
  • 5 Другие комментарии
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Источники
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Описание

Во времена классической античности, согласно различным источникам, жрицы и жрецы священной рощи интерпретировали шелест дубовых (или буковых) листьев, чтобы определить правильные действия, которые необходимо предпринять. Согласно новой интерпретации, оракульный звук исходил от бронзовых предметов, свисающих с дубовых ветвей, и звучал с дующим ветром, подобно перезвону ветра.

Согласно Николасу Хаммонду, Додона был оракул посвященный Богине-Матери (на других сайтах обозначен как Рея или Гайя, но здесь называется Дионой ) к которому в исторические времена присоединилось и частично вытеснило греческое божество Зевс.

История

Ранняя история

Жертвенный молот из Додоны. Бронза, 7 век до н.э. Лувр

Хотя самые ранние надписи на этом месте датируются ок. 550–500 г. до н. музей поблизости Янина. Существовала древняя традиция, согласно которой Додона была основана как колония из города, также называемого Додона, в Фессалии.

Культовая деятельность в Додоне в той или иной форме была установлена ​​уже в конце бронзового века ( или микенский период). В послемикенский период (или «греческое средневековье ») свидетельства активности в Додоне скудны, но контакты между Додоной и южной Грецией возобновляются в архаический период (8 век до н.э.) с наличием бронзовых жертвоприношений (т.е. треножников ) из южных греческих городов. Археологи также нашли иллирийские посвящения и предметы, которые были получены оракулом в 7 веке до нашей эры. До 650 г. до н. Э. Додона был религиозным и пророческим центром, главным образом для северных племен; только после 650 г. до н. э. он стал важным для южных племен.

Зевсу поклонялись в Додоне как «Зевсу Найосу» или «Наосу» (богу источника под дубом в теменосе или святилище, ср. Naiads ) и как «Zeus Bouleus» (Советник). Согласно Плутарху, поклонение Юпитеру (Зевсу) в Додоне было основано Девкалионом и Пиррой.

. Самое раннее упоминание о Додоне находится в Гомере, и в этом сообщении упоминается только Зевс. В Илиаде (около 750 г. до н.э.) Ахиллес молится «Высокому Зевсу, Владыке Додоны, Пеласгиан, живущему вдали, размышляющему о зимней Додоне» (таким образом демонстрируя, что Зевс также мог можно вызывать на расстоянии). Никакие постройки не упоминаются, и священники (называемые Селлой ) спали на земле немытыми ногами. У Гомера жрицы не упоминаются.

Оракул также фигурирует в другом отрывке с участием Одиссея, рассказывающего о его посещении Додоны. Слова Одиссея «свидетельствуют о знакомстве с Додоной, осознании ее важности и понимании того, что было нормально консультироваться с Зевсом по проблеме личного поведения».

Детали этой истории следующие. Одиссей говорит свинопасу Евмею (возможно, давая ему вымышленный рассказ), что он (Одиссей) был замечен среди феспротийцев, отправившись узнать у оракула в Додоне, должен ли он вернуться на Итаку открыто или тайно (поскольку замаскированный Одиссей является делаю). Позже Одиссей повторяет ту же историю Пенелопе, которая, возможно, еще не разглядела его маскировку.

По мнению некоторых ученых, Додона изначально была оракулом Богини-Матери, которую сопровождали жрицы. На других сайтах она была идентифицирована как Рея или Гайя. Оракула также разделяла Диона (чье имя просто означает «божество»). В классические времена Дионе отводили второстепенную роль в других частях классической Греции, превращая ее в аспект более обычного супруга Зевса, Геры - но никогда не в Додоне.

Было обнаружено множество дарственных надписей. с сайта упоминают как "Диону", так и "Зевс Найос".

По мнению некоторых археологов, только в 4 веке до н.э. к этому месту был пристроен небольшой каменный храм Дионы. К тому времени, как Еврипид упомянул Додону (отрывок пьесы Меланиппа), а Геродот написал о оракуле, на месте появились жрицы.

Классическая Греция

Карта основных святилищ Классической Греции.

, хотя она никогда не затмевала Оракула Аполлона в Дельфах, Додона приобрел репутацию далеко за пределами Греции. В «Аргонавтике» Аполлония Родосского - пересказ более ранней истории Ясона и аргонавтов, корабля Ясона, «Арго ", имел дар пророчества, потому что он содержал древесину дуба, привезенную духом из Додоны.

В ок. 290 г. до н. Э., царь Пирр сделал Додону религиозной столицей своих владений и украсил ее, выполнив ряд строительных проектов (например, грандиозно перестроил Храм Зевса, построил множество других зданий, добавил фестиваль спортивных игр, музыкальные конкурсы, спектакли в театре). Стена была построена вокруг самого оракула и священного дерева, а также храмов Дионы и Геракла.

В 219 г. до н.э. этолийцы под предводительством генерала Доримаха вторглись и сожгли храм до земли. В конце III в. До н. Э. Король Македонский Филипп V (вместе с Эпиротами) реконструировал все здания в Додоне. В 167 г. до н. Э. Додона была разрушена римлянами (во главе с Эмилием Павлом), но позже была восстановлена ​​императором Августом в 31 г. до н. Э. К тому времени, когда путешественник Павсаний посетил Додону во II веке нашей эры, священная роща превратилась в единственный дуб. В 241 году н. Э. Священник по имени Поплий Меммиус Леон организовал фестиваль Найя в Додоне. В 362 г. н.э. император Юлиан советовался с оракулом перед своими военными кампаниями против персов.

Паломники все еще консультировались с оракулом до 391-392 г. н.э., когда император Феодосий закрылся все языческие храмы, запретили всякую языческую религиозную деятельность и срубили древний дуб у святилища Зевса. Хотя уцелевший город был незначительным, давно освященное языческое место должно было сохранить значение для христиан, учитывая, что епископ Феодор из Додоны присутствовал на Первом Эфесском соборе в 431 году н.э.

Панорама театра Додона, современная деревня Додони и заснеженная гора Томарос видны на заднем плане
Геродот
План святилища, как он развился до римского периода. №16 на этой карте - христианская базилика, которая занимает место бывшего храма Зевса.

Геродоту (Истории 2: 54–57) рассказывали священники в египетских Фивах в V веке до н. Э. " что две жрицы были увезены из Фив финикийцами : одна, как они слышали, была увезена и продана в Ливии, другая - в Элладе; по их словам, эти женщины были первыми основателями мест гадания в вышеупомянутых странах ». Самый простой анализ цитаты: Египет, как для греков, так и для египтян, был источником человеческой культуры почти неизмеримой древности. Этот мифический элемент говорит о том, что оракулы в оазисе Сива в Ливии и Додоне в Эпире были одинаково древними, но аналогичным образом переданы финикийской культурой, а прорицательницы - Геродот - нет. скажем "сивиллы " - были женщинами.

Геродот следует тому, что ему сказали пророчицы, названные пелеядами («голуби») в Додоне:

, что два черных голубя прилетели из Фив в Египет, один в Ливию и один в Додону; последний сел на дуб и произнес там человеческую речь, заявив, что там должно быть место гадания от Зевса; люди Додоны поняли, что послание было божественным, и поэтому основали святыню оракулов. Голубь, который прилетел в Ливию, сказал ливийцам (как они говорят) сделать оракул из Аммона; это тоже свято для Зевса. Такова история, рассказанная додонскими жрицами, старшей из которых была Променея, следующей Тимарет и самой младшей Никандрой; и остальные служители храма в Додоне также придерживались этого мнения.

В простейшем анализе это было подтверждением традиции оракула в Египте. Элемент голубя может быть попыткой объяснить народную этимологию, применяемую к архаичному имени священных женщин, которое больше не имело смысла, и возможной связи с Зевсом, оправданной сказкой, рассказанной жрицей. Связан ли элемент pel- в их имени с «черным» или «мутным» корневым элементом в таких именах, как «Peleus» или «Pelops»? Поэтому голуби были черными?

Геродот добавляет:

Но я считаю, что это так. Если финикийцы действительно унесли священных женщин и продали одну в Ливии, а другую в Элладе, то, на мой взгляд, место, где эта женщина была продана, на территории нынешней Эллады, но раньше называлось Пеласгией, было Thesprotia ; а потом, будучи там рабыней, она устроила храм Зевса под росшим там дубом; ибо было разумно, что, поскольку она была служанкой храма Зевса в Фивах, она запомнила тот храм в стране, в которую пришла. После этого, как только она поняла греческий язык, она начала учить гаданию; и она сказала, что ее сестра была продана в Ливии теми же финикийцами, которые продали ее. Я полагаю, что этих женщин жители Додоны называли «голубками», потому что они говорили на странном языке, и люди думали, что это похоже на крик птиц; затем женщина говорила то, что они могли понять, и поэтому говорят, что голубь произносил человеческую речь; пока она говорила на иностранном языке, они думали, что ее голос был похож на голос птицы. Ибо как голубь мог произносить человеческую речь? Рассказ о том, что голубь был черным, означает, что женщина была египтянкой.

Теспротия на побережье к западу от Додоны была доступна для морских финикийцев, которых читатели Геродота не ожидали проникнуть так далеко вглубь страны, как Додона.

Страбон

Согласно Страбону, оракул был основан пеласгами:

Этот оракул, согласно Эфору, был основан пеласгами. А пеласги называются первыми из народов, владевших властью в Греции.

На месте оракула доминировала гора Томарос, территория контролировалась феспротийцами, а затем молосцами :

В древние времена тогда Додона находился под властью феспротийцев; так же была и гора Томарос, или Тмарос (потому что она называется обеими путями), у подножия которой расположен храм. И трагические поэты, и Пиндар называли Додону «Теспротианским Додоной». Но позже он попал под власть молосов.

Согласно Пиндару, пророчества первоначально были произнесены людьми:

Вначале, это правда, те, кто произносили пророчества, были мужчинами (возможно, это тоже указывает поэт, поскольку он называет их «гипофетами» [толкователи] ] и пророков можно было бы причислить к ним), но позже три старухи были назначены пророками после того, как Диону также назначили храмовой сподвижницей Зевса.

Пиндар также сообщает как ненадежную историю о том, что предшественник Додонского оракула находился в Фессалии :

... храм [оракул] был перенесен из Фессалии, из части Пеласгии, которая находится примерно Скотусса (и Скотусса действительно принадлежит территории, называемой Фессалия Пеласгиотис ), а также то, что большинство женщин, чьи потомки являются сегодняшними пророчицами, жили в то же время; и именно поэтому Зевс был назван «пеласгианским».

Во фрагменте Пиндара мы находим следующее:

У феспротийцев и молосов старухи называют «пелиаи», а стариков - «пелиои», как и у македонцев; во всяком случае, эти люди называют своих сановников «пелигонами» (сравните геронтов у лаконийцев и массалиотов). И это, как говорят, является источником мифа о голубях [пелеядах] на додонском дубе.

Другие комментарии

Согласно сэру Ричарду Клаверхаусу Джеббу, эпитет Neuos Зевса в Додоне в первую очередь обозначал «бога потоков и, вообще, воды». Джебб также указывает, что Ахелус, как водное божество, удостоился особых почестей в Додоне. Район оракула был довольно болотистым, с озерами в этом районе, и упоминание о «святом источнике» Додоны может быть добавлено позже.

Джебб в своем анализе в основном следует Страбону. Соответственно, он отмечает, что Селлои, пророки Зевса, также назывались томурои, что произошло от имени горы Томарес. Томурой был также вариантом прочтения, найденным в Одиссее.

. Согласно Джеббу, Пелейады в Додоне были очень ранними и предшествовали назначению Фемоной, пророчицы в Дельфах. Появление служанок, вероятно, произошло в пятом веке. Время перемен явно предшествует Геродоту (5 век до н.э.) с его рассказом о голубях и Египте.

Аристотель (Meteorologica, 1.14) помещает «Элладу» в местах около Додоны и Ахела и говорит, что она была населена «селлоями, которых раньше называли грайкоями, а теперь - эллинами. "

Альтернативное прочтение Селлоя - Хеллои. Аристотель явно использует слово «Додона» как обозначение всего района, в котором находился оракул. Таким образом, по мнению некоторых ученых, слова «эллины» и «эллада» произошли от Додоны. Кроме того, слово «Греция» могло быть получено из этой области.

См. Также
Ссылки

Цитаты

Источники

Далее чтение
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, связанные с Додоной.
Последняя правка сделана 2021-05-17 11:00:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте