Николя Пуссен | |
---|---|
Автопортрет Николя Пуссена, 1650 | |
Родился | (1594-06-00) июнь 1594. около Les Andelys, Нормандия, Франция |
Умер | 19 ноября 1665 (1665-11-19) (71 год). Рим, Папская область (ныне Италия) |
Национальность | Француз |
Известен | Живописью |
Известные работы | Et in Arcadia ego, 1637–1638 |
Движение | Классицизм. Барокко |
Николя Пуссен (UK :, US :, французский: ; Июнь 1594 - 19 ноября 1665) был ведущим художником классического французского стиля барокко, хотя большую часть своей трудовой жизни он провел в Риме. Большинство его работ было написано на религиозные и мифологические темы для небольшой группы итальянских и французских коллекционеров. Он вернулся в Париж на короткое время, чтобы служить первым художником короля при Людовике XIII и кардинале Ришелье, но вскоре вернулся в Рим и возобновил свои более традиционные темы. В последние годы жизни он уделял все большее внимание пейзажам в своих картинах. Его работы характеризуются ясностью, логикой и порядком, и предпочитают линию цвету. До 20 века он оставался главным источником вдохновения для таких классически ориентированных художников, как Жак-Луи Давид, Жан-Огюст-Доминик Энгр и Поль Сезанн.
Подробная информация о Художественная подготовка Пуссена несколько неясна. Примерно в 1612 году он отправился в Париж, где учился у второстепенных мастеров и завершил свои самые ранние сохранившиеся работы. Его энтузиазм по поводу итальянских работ, которые он видел в королевских коллекциях в Париже, побудил его отправиться в Рим в 1624 году, где он изучал работы художников эпохи Возрождения и барокко, особенно Рафаэля, оказавших сильное влияние на его творчество. стиль. Он подружился с рядом художников, которые разделяли его классические тенденции, и встретил важных покровителей, таких как кардинал Франческо Барберини и антиквар Кассиано даль Поццо. Комиссии, полученные Пуссеном за умеренно масштабные картины религиозной, мифологической и исторической тематики, позволили ему развить свой индивидуальный стиль в таких произведениях, как Смерть Германика, Избиение младенцев и первая из двух работ. серия Семи Таинств.
Его уговорили вернуться во Францию в 1640 году, чтобы стать первым художником короля, но, недовольный огромной рабочей нагрузкой и придворными интригами, через немногим более года вернулся в Рим навсегда.. Среди важных работ его более поздних лет - «Ослепленный Орион в поисках солнца», «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» и «Времена года».
Ранним биографом Николя Пуссена был его друг Джованни Пьетро Беллори, который сообщает, что Пуссен родился около Ле Андели в Нормандии и что он получил образование, в том числе латынь, которая сослужила ему хорошую службу. Другой ранний друг и биограф, Андре Фелибиен, сообщил, что «он был занят, постоянно заполняя свои альбомы для рисования бесконечным количеством различных фигур, которые могло создать только его воображение». Его ранние зарисовки привлекли внимание Квентина Варина, который провел некоторое время в Анделисе, но его биографы не упоминают, что он проходил формальное обучение в студии Варина, хотя его более поздние работы показали влияние Варина, особенно их повествованием, точностью выражения лица, тонко нарисованной драпировкой и насыщенными цветами. Его родители явно выступали против его карьеры художника, и примерно в 1612 году, в возрасте восемнадцати лет, он сбежал в Париж.
Он прибыл в Париж во время регентства Марии Медичи, когда искусство процветало благодаря королевским заказам Марии Медичи на украшение ее дворца и появлению богатых парижских купцов, которые покупали предметы искусства. Существовал также значительный рынок картин для ремонта церквей за пределами Парижа, разрушенных во время Французских религиозных войн, которые недавно закончились, а также для многочисленных монастырей в Париже и других городах. Однако Пуссен не был членом могущественной гильдии мастеров живописи и скульпторов, которая имела монополию на выполнение большинства художественных комиссий и подавала иски против посторонних, таких как Пуссен, которые пытались прорваться в профессию.
Его ранние наброски получили признание. ему место в мастерских признанных художников. Три месяца он работал в мастерской фламандского художника Фердинанда Эль, который писал почти исключительно портреты, жанр, мало интересовавший Пуссена. Он перебрался в студию Жоржа Лаллемана, но невнимание Лаллемана к точному рисованию и артикуляции фигур явно не понравилось Пуссену. Более того, Пуссен плохо вписывался в студийную систему, в которой над одной картиной работали несколько художников. После этого он предпочитал работать очень медленно и один. В настоящее время мало что известно о его жизни в Париже. Судебные протоколы показывают, что у него накопились значительные долги, которые он не смог выплатить. Он изучал анатомию и перспективу, но самым важным событием его первой резиденции в Париже было открытие королевских коллекций произведений искусства, благодаря его дружбе с Александром Куртуа, камердинером Марии Медичи. Там он впервые увидел гравюры работ Джулио Романо и особенно Рафаэля, чьи работы оказали огромное влияние на его будущий стиль.
Он первый. пытался поехать в Рим в 1617 или 1618, но добрался только до Флоренции, где, как сообщил его биограф Беллори, «в результате какого-то несчастного случая он вернулся во Францию». По возвращении он начал писать картины для церквей и монастырей Парижа. В 1622 г. предпринял еще одну попытку отправиться в Рим, но до возвращения дошел только до Лиона. Летом того же года он получил свой первый важный заказ: Орден иезуитов запросил серию из шести больших картин в честь канонизации их основателя, Святого Франциска Ксавьера. Оригинальность и энергия этих картин (с тех пор утеряны) принесли ему ряд важных заказов.
Джамбаттиста Марино, придворный поэт Марии Медичи, нанял его для создания серии из пятнадцати рисунки, одиннадцать иллюстрирующих Метаморфозы Овидия и четыре иллюстрирующие батальные сцены из римской истории. «Рисунки Марино», находящиеся в настоящее время в Виндзорском замке, являются одними из самых ранних идентифицируемых работ Пуссена. Влияние Марино привело к заказу украшения резиденции Марии Медичи, Люксембургского дворца, а затем заказу первого архиепископа Парижа Жан-Франсуа де Гонди на создание картины смерти Богородицы (поскольку утрачена) для семейной часовни архиепископа в соборе Нотр-Дам де Пари. Марино взял его в свой дом и, когда он вернулся в Рим в 1623 году, пригласил Пуссена присоединиться к нему. Пуссен остался в Париже, чтобы закончить свои предыдущие поручения, а затем прибыл в Рим весной 1624 года.
Смерть Германика, 1628, Миннеаполисский институт Арт
Венера и Адонис, ок. 1628–1629, Художественный музей Кимбелла
Вдохновение поэта, 1629–30, Лувр
Мученичество святого Эразма 1630, Музей Ватикана
Пуссен был 30 лет, когда он прибыл в Рим в 1624 году. Новый Папа, Урбан VIII, избранный в 1623 году, был полон решимости сохранить позицию Рима как художественной столицы Европы, и здесь собирались художники со всего мира. Пуссен мог посещать церкви и монастыри, чтобы изучить работы Рафаэля и других художников эпохи Возрождения, а также более поздние работы Карраччи, Гвидо Рени и Караваджо (чьи работы Пуссен ненавидел, говоря, что Караваджо был рожден, чтобы уничтожить живопись). Он изучал искусство рисования обнаженной натуры в Академии Доменикино и часто посещал Академию Святого Луки, в которой собрались ведущие художники Рима, и руководителем которого в 1624 году был другой французский художник, Симон Вуэ, который предложил квартиру Пуссену.
Пуссен познакомился с другими художниками в Риме и имел тенденцию дружить с теми, кто имел классические художественные склонности: французским скульптором Франсуа Дюкенуа, с которым он жил у в 1626 г.; французский художник Жак Стелла ; Клод Лоррейн ; Доменикино; Андреа Сакки ; и присоединился к неформальной академии художников и меценатов, выступающих против нынешнего стиля барокко, который сформировался вокруг Иоахима фон Сандрарта. Рим также предложил Пуссену процветающий арт-рынок и знакомство с большим количеством меценатов. Через Марино он был представлен кардиналу Франческо Барберини, брату нового Папы, и Кассиано Даль Поццо, секретарю кардинала и страстному исследователю Древнего Рима и Греции, который оба позже стали его важными покровителями. Новые коллекционеры требовали другого формата картин; вместо больших алтарей и украшений для дворцов они хотели религиозные картины меньшего размера для личного обряда или живописные пейзажи, мифологические и исторические картины.
Первые годы Пуссена в Риме были трудными. Его покровитель Марино отправился из Рима в Неаполь в мае 1624 года, вскоре после прибытия Пуссена, и умер там в 1625 году. Другой его главный спонсор, кардинал Франческо Барберини, был назначен папским легатом в Испанию и также вскоре отбыл, взяв с собой Кассиано Даль Поццо.. Пуссен заболел сифилисом, но отказался ехать в больницу, где лечение было крайне плохим, и он не мог рисовать в течение нескольких месяцев. Он выжил, продав свои картины за несколько экю. Благодаря помощи шеф-повара Жака Дюге, семья которого взяла его к себе и позаботилась о нем, он в значительной степени поправился к 1629 году, а в 1630 году он женился на Анн-Мари Дюге, дочери Дюге. Два его зятя были художниками, и Гаспар Дуге позже взял фамилию Пуссена.
Кардинал Барберини и Кассиано дал Поццо вернулись в Рим в 1626 году, и благодаря их патронату Пуссен получил два крупных титула. комиссии. В 1628 году по заказу кардинала Барберини он завершил свой первый шедевр «Смерть Германика» (Миннеаполисский институт искусств ). Частично он был вдохновлен рельефами саркофага Мелеагра. В феврале 1628 года он получил еще более престижный заказ на роспись алтаря «Мученичество святого Эразма» для капеллы Эразма в Ватикане (ныне в Пинакотеке Ватикана). Первоначально этот заказ был отдан Пьетро да Кортона, но когда переговоры между Ватиканом и Гвидо Рени были прерваны по поводу другой картины в Часовне Святого Таинства, да Кортона заменил Рени и Пуссена получил поручение причастия. Пуссен позаимствовал оригинальный дизайн Пьетро да Кортона, но написал работу в своем собственном стиле.
Мученичество святого Эразма было единственным поручением Ватикана, полученным Пуссеном, но оно укрепило его репутацию крупного художника. С отъездом Вуэ из Рима в 1627 году Пуссен стал самым выдающимся французским художником в Риме. До 1630 года он писал быстро («с яростью демона», как записал Марино) и создавал большое количество картин разного качества. После этого он отказался от получения заказов на крупные декоративные работы, которые были престижными, но требовали конкурсов и имели множество ограничений, и вместо этого сосредоточился на живописи для меценатов и коллекционеров, для которых он мог работать медленнее и развивать свои собственные предметы и стиль. В 1632 году он купил пожизненную долю в небольшом доме на Виа Паолина для своей жены и для себя и вступил в свой самый продуктивный период.
Помимо кардинала Барберини, его известными покровителями в этот период были Кассиано даль Поццо, для которого написал первую серию Таинств; ханаин Джан Мария Рошиоли, купивший несколько важных работ, в том числе «Спасенный молодой Пирр»; Кардинал Роспильози, для которого он написал вторую версию «Пастухов Аркадии»; кардинал Луиджи Омодеи, для которого он создал Триумфы Флоры (ок. 1630–1632, Лувр ); Винченцо Джустиниани, для которого он написал Резню младенцев, и похитителя драгоценностей и мошенника, Фабрицио Вальгуарнера, который купил Ашдодскую чуму и поручил Империю Флоры. Он также получил свои первые заказы от Франции; сначала от Маршала де Креки, французского посланника в Италии, затем по поручению кардинала де Ришелье за серию вакханалов.
Чудо святого Франциска Ксавьера, 1641 г., Лувр
Время, защищающее Истину от нападок Зависти и раздора, для исследования кардинала Ришелье, 1642 г., Лувр
Фронтиспис работ Вергилия для королевская типография, 1641 г., музей Метрополитен
Когда работы Пуссена стали широко известны в Риме, он получил приглашения вернуться в Париж для выполнения важных королевских поручений, предложенных Субле де Нуа, суперинтендантом зданий для Людовика XIII. Когда Пуссен отказался, Нуайе послал своих кузенов, Ролана Фреара де Шамбре и Поля Фреара, в Рим, чтобы убедить Пуссена вернуться домой, предложив ему титул Первого художника королю, а также солидную резиденцию во дворце Тюильри. Пуссен уступил, и в декабре 1640 года он вернулся в Париж.
Переписка Пуссена с Кассиано дал Поццо и другими его друзьями в Риме показывает, что он ценил деньги и почести, но быстро был поражен. большое количество заказов, тем более что он привык работать медленно и осторожно. Его новые проекты включали Институты Евхаристии для часовни Шато де Сен-Жермен-ан-Лэ и Чудо Святого Франциска-Ксавьера для алтаря церкви новициата иезуитов.. Кроме того, его попросили исследовать потолки и своды Большой галереи Лувра и написать большую аллегорическую работу для исследования кардинала Ришелье на тему «Время, защищая истину от атак зависти». и Дискорд, где фигура «Истины» явно обозначает кардинала Ришелье. Ожидалось, что он также предоставит дизайн для королевских гобеленов и фасадов книг королевской типографии. Он также подвергался значительной критике со стороны сторонников других французских художников, в том числе его старого друга Симона Вуэ. Он завершил картину Тайной вечери (сейчас находится в Лувре), восемь карикатур для гобеленов мануфактуры гобеленов, рисунки для предлагаемой серии гризайлей картин подвигов Геракла для Лувр, картина «Триумф истины» для кардинала Ришелье (сейчас находится в Лувре). Его все больше не устраивали придворные происки и подавляющее количество комиссий. Осенью 1642 г., когда король и двор покинули Париж в Лангедоке, он нашел предлог, чтобы покинуть Париж и навсегда вернуться в Рим.
Пейзаж с Орфеем и Эвридикой, 1650–51
Слепой Орион в поисках восходящего солнца, 1658, Музей Метрополитен
Времена года (лето), 1660–1664, Лувр
Вернувшись в Рим в 1642 году, он обнаружил, что мир искусства находится в переходном состоянии. Папа Урбан VIII умер в 1644 году, и новый Папа, Иннокентий X, меньше интересовался покровительством искусства и предпочитал испанский язык французской культуре. Великие покровители Пуссена, Барберини, отправились из Рима во Францию. У него все еще было несколько важных покровителей в Риме, в том числе Кассиано Даль Поццо и будущий кардинал Камилло Массими, но он стал чаще рисовать для покровителей, которых нашел в Париже. Кардинал Ришелье умер в 1632 году, а Людовик XIII умер в 1643 году, и парижский спонсор Пуссена, Субле де Нуайер, потерял свое положение, но преемник Ришелье, кардинал Мазарини, начал коллекционировать работы Пуссена. В октябре 1643 года Пуссен продал обстановку своего дома в Тюильри в Париже и поселился на всю оставшуюся жизнь в Риме.
В 1647 году Андре Фелибиен, секретарь посольства Франции в Риме, стал другом и учеником Пуссена, изучающим живопись, и опубликовал первую книгу, полностью посвященную его творчеству. Среди его растущих французских покровителей был аббат Луи Фуке, брат Николя Фуке, знаменитого управляющего финансами молодого Людовика XIV. В 1655 году Фуке добился для Пуссена официального признания его прежнего титула Первого художника короля, наряду с оплатой его прошлых французских комиссий. Чтобы поблагодарить Фуке, Пуссен разработал дизайн ванн, которые Фуке строил в своем замке в Во-ле-Виконт.
Другим важным французским покровителем Пуссена в этот период был Поль Фреар де Шантелу, который приехал в Рим в 1643 г. и пробыл там несколько месяцев. Он заказал Пуссену некоторые из своих самых важных работ, в том числе вторую серию Семи таинств, написанную между 1644 и 1648 годами, и его Пейзаж с Диогеном. {{Sfn | Wright | 1985 | p = 211} В 1649 году он написал «Видение святого Павла» для поэта-комика Поля Скаррона, а в 1651 году - «Святое семейство» для герцога де Креки. Пейзажи были второстепенной чертой его ранних работ; в его более поздних работах природа и пейзаж часто были центральным элементом картины.
Он жил суровой и комфортной жизнью, работая медленно и явно без помощников. Художник Шарль Лебрен присоединился к нему в Риме на три года, и работы Пуссена оказали большое влияние на стиль Ле Бруна. В 1647 году его покровители Шантелу и Пуантель запросили портреты Пуссена. В ответ он сделал два автопортрета, завершенные вместе в 1649 году.
Он страдал от ухудшения здоровья после 1650 года, и его беспокоил усиливающийся тремор в руке, свидетельство которого очевидно в его поздних рисунках. Тем не менее, за последние восемь лет он написал некоторые из самых амбициозных и знаменитых своих работ, в том числе «Рождение Бахуса», «Ослепленный Орион в поисках солнца», «Пейзаж с Гераклом и Какусом», четыре картины «Времена года» и «Аполлон, влюбленный в». Дафне.
Его жена Анн-Мари умерла в 1664 году, и после этого его собственное здоровье быстро ухудшилось. 21 сентября он продиктовал свою волю и умер в Риме 19 ноября 1665 г. и был похоронен в церкви Сан-Лоренцо в Лучине.
Каждая картина Пуссена рассказывала историю. Хотя у него было небольшое формальное образование, Пуссен стал очень хорошо разбираться в нюансах религиозной истории, мифологии и классической литературы и, обычно после консультации со своими клиентами, брал предметы из этих тем. Многие из его картин объединили несколько разных инцидентов, происходящих в разное время, в одну картину, чтобы рассказать историю, а аффетти или выражения лиц участников показали их разные реакции. Помимо автопортретов, Пуссен никогда не писал современных сюжетов.
Избиение младенцев, 1625–1629, Musée Condé, Chantilly
Семь таинств - рукоположение, 1647, Лувр
Суд Соломона, 1649, Лувр
Религия была наиболее частым предметом его картин, так как церковь была самым важным покровителем искусства в Риме, а также потому, что богатые покровители испытывали растущий спрос на религиозные картины дома. Он взял большую часть своих тем из Ветхого Завета, который предлагал больше разнообразия, а истории часто были более расплывчатыми и давали ему больше свободы для изобретений. Он нарисовал разные версии рассказов Элиазера и Ребекки из Книги Бытия и сделал три версии Моисея, спасенного из вод. Новый Завет стал предметом одной из его самых драматических картин «Избиение младенцев», где массовая резня была сведена к одному жестокому инциденту. В его «Суде над Соломоном» (1649) эту историю можно прочесть по различным выражениям лиц участников.
Его религиозные картины иногда критиковались его соперниками за их отклонение от традиции. Его картина Христа в небе на картине Святого Франциска Ксавьера была подвергнута критике со стороны сторонников Симона Вуэ за то, что он «слишком гордился и больше напоминал бога Юпитера, чем бога милосердия». Пуссен ответил, что «он не может и не должен представлять себе Христа, что бы он ни делал, выглядящим как нежный отец, учитывая, что, когда он был на земле среди людей, ему было трудно смотреть в глаза». 299>
Самыми известными из его религиозных сочинений были две серии под названием Семь Таинств, представляющие значение моральных законов, лежащих в основе каждой из основных церковных церемоний, проиллюстрированных жизненными событиями. Христа. Первая серия была написана в Риме его главным покровителем Кассиано дал Поццо и была закончена в 1642 году. Ее просмотрел его более поздний покровитель Поль Фреар де Шантелу, который спросил за копию. Вместо того, чтобы делать копии, Пуссен написал совершенно новую серию картин, которая была закончена к 1647 году. В новой серии было меньше свежести и оригинальности первой серии, но она поражала своей простотой и строгостью в достижении своих эффектов; вторая серия проиллюстрировала его мастерство баланса фигур, разнообразия выражений и сопоставления цветов.
Империя Флоры, 1631, 'Gemäldegalerie Dresden
Изнасилование сабинянок, ок. 1638, Лувр
Аполлон и Дафна, 1664, Лувр
Классическая греческая и римская мифология, история и литература послужили сюжетами для многих его картин, особенно в первые годы его пребывания в Риме. Его первая успешная картина в Риме «Смерть Германика» была основана на рассказе из «Анналов» Тацита. В ранние годы он посвятил серию картин, полных цвета, движения и чувственности, вакханалиям, красочным изображениям церемоний, посвященных богу вина Вакху и прославлению богинь Венеры и Флора. Он также создал «Рождение Венеры» (1635), рассказывая историю римской богини через сложную композицию, полную динамических фигур для французского покровителя, кардинала Ришелье, который также заказал вакханалии. Многие из его мифологических картин изображали сады и цветочные мотивы; его первые римские покровители, семья Барберини, владели одним из крупнейших и самых известных садов Рима. Другой его ранней главной темой было Изнасилование сабинянок, повествующее о том, как король Рима Ромул, желая жен для своих солдат, пригласил членов соседнего сабинянского племени для фестиваль, а затем, по его сигналу, похитили всех женщин. Он написал две версии: одну в 1634 году, теперь в Метрополитен-музее, и другую в 1637 году, теперь в Лувре. Он также написал две версии, иллюстрирующие историю Овидия в «Метаморфозах», в которой Венера, оплакивающая смерть Адониса после несчастного случая на охоте, превращает его кровь в цвет цветка анемона.
На протяжении своей карьеры Пуссен часто достигал того, что историк искусства Виллибальд Зауэрландер называет «созвучием... между языческим и христианским миром». Примером могут служить «Времена года» (1660–64), в которых христианские и языческие темы смешаны: Весна, традиционно олицетворяемая римской богиней Флорой, вместо этого изображает Адама и Еву в Эдемском саду; Лето символизирует не Церера, а библейская Руфь.
. В более поздние годы его мифологические картины стали более мрачными и часто представляли символы смертности и смерти. Последней картиной, над которой он работал перед смертью, был «Аполлон, влюбленный в Дафну», который он подарил своему покровителю, будущему кардиналу Массими, в 1665 году. Фигуры слева от холста, вокруг Аполлона, в значительной степени олицетворяли жизненную силу и жизнь. а те, кто справа, вокруг Дафны, были символами бесплодия и смерти. Он не смог закончить картину из-за дрожи руки, а фигуры справа - незаконченные.
Renaud et Armide, 1635, ГМИИ
Et in Arcadia ego (Пастухи Аркадии), вторая версия, конец 1630-х годов, Лувр
Танец под музыку времени, 1640 год, Собрание Уоллеса, Лондон
Помимо классической литературы и мифов, он часто черпал из произведений романтической и героической литературы своего времени, обычно темы, определенные заранее с его покровителями. Он написал сцены из эпической поэмы «Иерусалим, доставленный Торквато Тассо (1544–1595), опубликованной в 1581 году и одной из самых популярных книг при жизни Пуссена. Его картина «Рено и Армида» проиллюстрировала смерть христианского рыцаря Арно от руки мага Армиды. которая, увидев его лицо, увидела, как ее ненависть превратилась в любовь. Другое стихотворение Тассо на аналогичную тему вдохновило Танкреда и Гермиену; женщина находит на дороге раненого рыцаря, плачет и находит в любви силы исцелить его.
Аллегории смерти часто встречаются в творчестве Пуссена. Один из наиболее известных примеров - Et in Arcadia ego, сюжет, который он нарисовал примерно в 1630 году и снова в конце 1630-х годов. Идеализированные пастыри осматривают гробницу с надписью «Даже в Аркадии я существую», напоминая, что смерть была вездесущей.
Плодородным источником для Пуссена был кардинал Джулио Роспильози, который писал моралистические театральные пьесы, которые ставились во дворце Барберини, его раннем покровителе. Одно из его самых известных произведений, Танец под музыку времени, было вдохновлено другим произведением Роспильози. Согласно его ранним биографам Беллори и Фелибиен, четыре фигуры в танце представляют этапы жизни: бедность ведет к работе, работа к богатству, а богатство к роскоши; затем, согласно христианскому учению, роскошь снова ведет к бедности, и цикл начинается снова. Три женщины и один мужчина, которые танцуют, представляют разные сцены и отличаются своей разной одеждой и головными уборами, от простых до украшенных драгоценностями. В небе над танцующими фигурами движется колесница Аполлона в сопровождении богини Авроры и часов, символа уходящего времени.
Пейзаж со Святым Иоанном на Патмосе (Конец 1630-х) (Художественный институт Чикаго )
Пейзаж с прахом Фокиона (1648) (Художественная галерея Уокера )
Пейзаж с Пирамом и Тисбой (1651) (Städel) )
Смерть Сапфиры (1654 г.) (Лувр)
Пуссен - важная фигура в развитии пейзажной живописи. В его ранних картинах пейзаж обычно образует изящный фон для группы фигур., но позже пейзаж играл все большую и большую роль и доминировал над фигурами, иллюстрируя истории, обычно трагические, взятые из Библии, мифологии, древней истории или литературы. Его пейзажи были очень тщательно составлены, с тщательно сбалансированными вертикальными деревьями и классическими колоннами. горизонтальными водоемами и плоскими строительными камнями, организованными так, чтобы взгляд на часто крошечные фигурки. Листва на его деревьях и кустах нарисована очень тщательно, часто виден каждый лист. Его небеса сыграли особенно важную роль: голубое небо и серые облака с яркими солнечными краями (зрелище, которое во Франции часто называют «небом Пуссена»), чтобы проиллюстрировать сцены спокойствия и безмятежности веры, такие как Пейзаж со Святым Иоанном на Патмосе, написанным в конце 1630-х годов перед отъездом в Париж; или чрезвычайно мрачный, бурный и угрожающий, как декорации для трагических событий, как в его Пейзаже с Пирамом и Фисбой (1651). Во многих его пейзажах есть загадочные элементы, заметные только при ближайшем рассмотрении; например, в центре пейзажа с Пирамом и Тисбой, несмотря на бурю в небе, поверхность озера совершенно спокойна, отражая деревья.
Между 1650 и 1655 годами Пуссен также написал серию картин сейчас часто называют «городскими пейзажами», где классическая архитектура заменяет деревья и горы на заднем плане. В картине «Смерть Сапфира» эта установка используется для одновременной иллюстрации двух историй; на переднем плане жена богатого купца умирает после того, как святой Петр отчитал его за то, что он не дал больше денег бедным; а на заднем плане другой человек, более щедрый, подает милостыню нищему.
Вакханалия, или Вакх и Ариадна, 1624–1625, Музей Прадо
Триумф Давида, c. 1630, Музей Прадо
Времена года (Весна), ок. 1664, Лувр
Триумф Пана, ок. 1635 г., Перо и тушь с размывкой, поверх черного мела и стилуса, Королевская коллекция
На протяжении всей своей жизни Пуссен стоял в стороне от популярной тенденции к декоративному оформлению во французском искусстве своего времени. В работах Пуссена выживание импульсов Возрождения сочетается с сознательным обращением к искусству классической античности как эталону мастерства. Отвергая эмоциональность художников эпохи барокко, таких как Бернини и Пьетро да Кортона, он подчеркивал церебральность. Его целью была ясность выражения, достигаемая за счет дизайна или «благородства дизайна» в предпочтении цвету или цвету.
В конце 1620-х и 1630-х годах он экспериментировал и формулировал свой собственный стиль. Он изучал античность, а также такие произведения, как Тициана Вакханалии (Вакханалия Андриана, Вакх и Ариадна и Поклонение Венере ) в Casino Ludovisi и картины Доменикино и Гвидо Рени.
В отличие от теплого и атмосферного стиля В своих ранних картинах Пуссен к 1630-м годам развил более холодную палитру, более сухой штрих и более сценическое представление фигур, рассредоточенных в четко определенном пространстве. В «Триумфе Давида» (ок. 1633–1634; Далвич Колледж Картинная галерея) фигуры, разыгрывающие сцену, расположены рядами, которые, как архитектурный фасад, служащий фоном, параллельны картине. самолет. Жестокость «Изнасилования сабинянок» (ок. 1638; Лувр) имеет ту же абстрактную хореографию, что и в Танец под музыку времени (1639–40).
Вопреки стандартной практике студии своего времени, Пуссен не делал подробных рисунков фигур в качестве подготовки к живописи, и, похоже, он не использовал помощников при выполнении своих картин. Он создал несколько рисунков как самостоятельные работы, кроме серии рисунков, иллюстрирующих Метаморфозы Овидия, которые он сделал в начале своей карьеры. Его рисунки, обычно выполненные пером и тушью, включают пейзажи, нарисованные с натуры, которые можно использовать в качестве эталонов для живописи, и исследования композиции, в которых он заблокировал свои фигуры и их настройки. Чтобы помочь ему в составлении своих композиций, он сделал миниатюрные восковые фигуры и поместил их в коробку, которая была открыта с одной стороны, как театральная сцена, чтобы служить моделями для его композиционных эскизов. Пьер Розенберг описал Пуссена как " не блестящий, элегантный или соблазнительный рисовальщик. Отнюдь нет. Его недостаток виртуозности, однако, компенсируется бескомпромиссной строгостью: никогда не бывает несоответствующей отметки или лишней строчки. "
В годы после смерти Пуссена его стиль оказал сильное влияние на французское искусство, в частности, благодаря Шарлю Лебрену, который недолго учился у Пуссена в Риме и который, как и Пуссен, стал придворный художник короля, а затем глава Французской академии в Риме. Творчество Пуссена оказало большое влияние на картины 17-го века Жака Стеллы и Себастьяна Бурдона, итальянского художника Пьера Франческо Мола и голландского художника Жерар де Лересс. В мире искусства возник спор между сторонниками стиля Пуссена, которые считали рисунок наиболее важным элементом картины, и сторонниками Рубенса, которые ставили цвет выше рисунка. Во время Французской революции стиль Пуссена защищал Жак-Луи Давид отчасти потому, что лидеры революции стремились заменить легкомыслие французского придворного искусства республиканской строгостью и гражданственности. Влияние Пуссена проявлялось в таких картинах, как «98» Брут и «Смерть Марата». Бенджамин Уэст, американский художник 18 века, работавший в Британии, нашел вдохновение для своего полотна Смерть генерала Вульфа в «Смерти Германика» Пуссена.
XIX век принес с собой возрождение энтузиазма к Пуссену. Одним из его величайших поклонников был Энгр, который учился в Риме и стал там директором Французской академии. Энгр писал: «Только великие исторические художники могут нарисовать красивый пейзаж. Он (Пуссен) был первым и единственным, кто запечатлел природу Италии. Характером и вкусом своих композиций он доказал, что такая природа принадлежит ему. ; настолько, что, глядя на красивое место, можно сказать и правильно сказать, что оно «Пуссинское». Еще одним поклонником Пуссена в 19 веке был великий соперник Энгра, Эжен Делакруа ; он писал в 1853: «Жизнь Пуссена отражена в его произведениях; это прекрасно гармонирует с красотой и благородством его изобретений... Пуссен был одним из величайших новаторов в истории живописи. Он пришел в среднюю школу маньеризма, где ремесло предпочиталось интеллектуальной роли искусства. Он порвал со всей этой фальшивкой ».
Сезанн высоко оценил версию классицизма Пуссена.« Представьте себе, как Пуссен полностью переделал природу, я имею в виду классицизм. Чего я не приемлю, так это ограничивающего вас классицизма. Я хочу, чтобы визит к мастеру был помогите мне найти себя. Каждый раз, покидая Пуссена, я лучше знаю, кто я ». Морис Дени описал Сезанна в 1907 году как« Пуссен импрессионизма ». Жорж Сёра был другим Постимпрессионист художник, восхищавшийся формальными качествами работ Пуссена.
В 20 веке некоторые искусствоведы предположили, что аналитические кубистские эксперименты Пабло Пикассо и Жорж Брак также были основаны на примере Пуссена. В 1963 году Пикассо создал серию картин по «Изнасилованию сабинянок» Пуссена. Андре Дерен, Жан Элион, Бальтус и Жан Гюго были другими современными художниками, признавшими влияние Пуссена. Маркус Люперц в 1989–1990 годах написал серию картин по мотивам картины Пуссена.
Лучшая коллекция картин Пуссена сегодня находится в Лувре в Париже. Другие значительные коллекции находятся в Национальной галерее в Лондоне, Национальной галерее Шотландии, Картинная галерея Далвич ; Musée Condé, Chantilly ; Эрмитаж, Санкт-Петербург; и Museo del Prado, Мадрид.
Цефал и Аврора, 1627, Национальная галерея, Лондон
Ацис и Галатея, 1629, Национальная галерея Ирландии, Дублин
Спящая Венера с Амуром, 1630, Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден
Венера, фавн и путти, 1630-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поклонение волхвов, 1633, Картинная галерея Далвич, Лондон
Похищение сабинянок, ок. 1633–1634, Метрополитен-музей
Поклонение золотому тельцу, 1633-1634, Национальная галерея, Лондон
Переход через Красное море, 1633–1634, Национальная галерея Виктории
Гелиос и Фаэтон с Сатурном и Временами года, ок. 1635
Диана и Эндимион, 1630-е годы, Детройтский институт искусств
Рождение Венеры, 1635 или 1636
Триумф Пана, 1636, Национальная галерея, Лондон
Таинство рукоположения (Христос преподносит ключи святому Петру), ок. 1636–1640, Художественный музей Кимбелла
Святое Семейство, ок. 1649, Национальная галерея Ирландии
Святое Семейство со Святой Елизаветой и Иоанном Крестителем, ок. 1655, Эрмитаж
Пейзаж со штилем, 1650–1651, Центр Гетти
Благовещение, ок. 1655–1657, Национальная галерея, Лондон
| 1 =
()Викискладе есть материалы, связанные с Николя Пуссеном. |