Анамнез (философия)

редактировать
Концепция в эпистемологической и психологической теории Платона

В философии, анамнез (; Древнегреческий : ἀνάμνησις) - это концепция в эпистемологической и психологической теории Платона, которая он развивает в своих диалогах Менон и Федон и ссылается на его Федр.

. Идея состоит в том, что люди обладают врожденными знаниями (возможно, приобретенными ранее рождение), и что обучение состоит в том, чтобы заново открыть это знание изнутри.

Содержание
  • 1 Менон
  • 2 Федон
  • 3 Неоплатонизм
  • 4 Ссылки
  • 5 Библиография
Менон

Мено, персонаж Платона (и старый учитель) Сократа Мено бросает вызов тому, что стало известно как софистический парадокс, или парадокс знания:

Менон: А как вы собираетесь искать [природу добродетели? ] когда ты совсем не знаешь, что это, Сократ? Что из всего, чего вы не знаете, вы установите в качестве цели поиска? И даже если вы действительно столкнетесь с этим, как вы узнаете, что это то, чего вы не знаете?

Другими словами, тот, кто не знает никаких атрибутов, свойств и / или других описательных маркеров любого вид, который помогает обозначить, что есть что-то (физическое или иное), не распознает это даже после того, как столкнется с этим. Следовательно, если верно обратное и кто-то знает атрибуты, свойства и / или другие описательные маркеры этого предмета, ему вообще не нужно искать его. Вывод таков, что в любом случае нет смысла пытаться получить это «что-то»; в случае с вышеупомянутой работой Платона нет смысла искать знания.

В ответ Сократ развивает свою теорию анамнеза и предполагает, что душа бессмертна и неоднократно воплощалась ; знание находится в душе от вечности (86b), но каждый раз, когда душа воплощается, ее знание забывается в травме рождения. Таким образом, человек воспринимает обучение как восстановление того, что он забыл. (Как только оно было возвращено, это истинная вера, которая будет превращена в подлинное знание посредством понимания.) Таким образом, Сократ (и Платон) видит себя не учителем, а акушеркой, помогающей рождению знания, которые уже были у ученика.

Теория иллюстрируется тем, что Сократ задает мальчику-рабу вопросы о геометрии. Сначала мальчик дает неправильный ответ; когда ему на это указывают, он недоумевает, но, задавая вопросы, Сократ помогает ему найти правильный ответ. Это сделано для того, чтобы показать, что, поскольку мальчику не сказали ответа, он достиг истины, только вспомнив то, что он когда-то знал, но позже забыл.

Федон

В Федон Платон развивает свою теорию анамнеза, частично сочетая ее со своей теорией Форм. Во-первых, он подробно описывает, как можно достичь анамнеза: в то время как в «Меноне» предлагается не что иное, как метод допроса Сократа, в «Федоне» Платон представляет образ жизни, который позволил бы преодолеть вводящую в заблуждение природу тела с помощью катарсис (греч. κάθαρσις; «очищение» (от вины или осквернения), «очищение»). Тело и его чувства - источник ошибок; знание не может быть восстановлено, кроме как с помощью разума, созерцания вещей душой (noesis ) (см. 66 b – d).

Во-вторых, Платон поясняет, что подлинное знание, в отличие от простого истинного убеждения (doxa ), отличается своим содержанием. Можно знать только вечные истины, поскольку они - единственные истины, которые, возможно, были в душе от вечности. Может быть очень полезно иметь истинное убеждение, скажем, о наилучшем способе добраться из Лондона в Оксфорд, такое убеждение не квалифицируется как знание; как могла человеческая душа знать такие фактические условные предложения на всю вечность?

Неоплатонизм

Для более поздних интерпретаторов Платона концепция анамнеза стала менее эпистемологической и более онтологической. Плотин сам не постулировал воспоминание в строгом смысле этого слова, потому что все знания об универсально важных идеях (логос ) пришли из источника вне времени (Диада или божественное nous ) и был доступен душе посредством созерцания как часть noesis. Они были больше объектами опыта, внутреннего знания или озарения, чем воспоминаний. Однако в неоплатонизме теория анамнеза стала частью мифологии нисхождения души.

Короткий труд Порфирия De Antro Nympharum (якобы комментарий к короткому отрывку из Одиссеи 13) прояснил это понятие, как и более длинный комментарий Макробия к сну Сципиона. Идея психической памяти использовалась неоплатониками для демонстрации небесного и нематериального происхождения души и для объяснения того, как воспоминания мировой души могут быть вызваны в памяти обычными людьми. Таким образом, психическое воспоминание было неразрывно связано с платонической концепцией души. Поскольку содержание индивидуальных «материальных» или физических воспоминаний было тривиальным, только универсальное воспоминание о формах или божественных объектах приближало человека к бессмертному источнику бытия.

Анамнез - это самое близкое, что человеческий разум может приблизиться к познанию свободы души до того, как она будет обременена материей. Процесс воплощения описывается в неоплатонизме как травма, заставляющая душу забыть о своих переживаниях (а часто и о своем божественном происхождении). Голос рассказчика скрывается Джоном и Платоном, чтобы продолжить свои анамнетические усилия и побудить следующие поколения быть не только читателями, но и участниками своих первоначальных дискуссий о душе. Благодарность, как пример божественного спасения, выражалась в принесении Богу первых плодов урожая, который поддерживает идентичность с теми, кто совершал эти действия в прошлом, и, следовательно, актуализирует их в настоящем.

Ссылки
Библиография
  • Платон Федон, 1911: отредактировано с введением и примечаниями Джона Бернета (Oxford: Clarendon Press)
  • Джейн М. Дэй 1994 Платон Менон в фокусе ( London: Routledge) - содержит введение и полный перевод Дей, вместе с статьями о Мено, написанными различными философами
  • Доном С. Арментроутом и Робертом Боаком Слокумом [edd], Епископальный словарь церкви, удобный для пользователя Справочник для епископалов (Нью-Йорк, Church Publishing Incorporated)
  • Джейкоб Кляйн, Комментарий к Менону Платона (Чикаго, 1989), стр. 103–173.
  • Норман Галли, Теория познания Платона (Лондон, 1962), стр. 1–47.
Последняя правка сделана 2021-06-10 22:13:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте