Дельфийские изречения - это набор из 147 изречений, начертанных на Храм Аполлона в Дельфах. Первоначально считалось, что они были даны греческим богом Аполлоном Оракулом в Дельфах, Пифия, и поэтому были приписаны Аполлону. доксограф Диоген Лаэртий приписал их семи мудрецам Греции, как и ученый V века Стобей. Однако современные ученые считают, что их первоначальное авторство неизвестно и что «скорее всего, это были популярные пословицы, которые впоследствии, как правило, приписывались определенным мудрецам». Римский педагог Квинтилиан утверждал, что студенты должны часто копировать эти афоризмы, чтобы улучшить свои моральные принципы. Возможно, самая известная из этих максим - «познай самого себя », которая была первой из трех максим, высеченных над входом в храм Аполлона в Дельфах.
Конкретный порядок и формулировка каждой максимы различаются в зависимости от версии (и перевода) текста. Не все максимы присутствуют во всех версиях.
В столбец pronaos были вписаны три правила. (передний двор) Храма Аполлона в Дельфах :
147 Дельфийские изречения | ||
---|---|---|
No. | Греческий | Английский |
001. | Ἕπου θεῷ | Следуй за Богом |
002. | Νόμῳ πείθου | Соблюдай закон |
003. | Θεοὺς σέβου | Уважай богов |
004. | Γονεῖς αἰδοῦ | Уважайте своих родителей |
005. | Ἡττῶ ὑπὸ δικαίου | Будьте праведными |
006. | Γνῶθι μαθών | Узнай, изучив |
007. | Ἀκούσας νόει | Слушайте и поймите |
008. | Σαυτὸν ἴσθι | Познай себя, а также γνῶθι σεαυτόν |
009. | Γαμεῖν μέλλε | Намерены жениться |
010. | Καιρὸν γνῶθι | Знайте свои возможности |
011. | Φρόνει θνητά | Думайте смертные мысли |
012. | Ξένος ὢν ἴσθι | Знайте, когда вы посторонний |
013. | Ἑστίαν τίμα | Почитай огонь |
014. | ρχε σεαυτοῦ | Управляйте собой |
015. | Φίλοις βοήθει | Помогите своим друзьям |
016. | υμοῦ κράτει | Управляйте своим характером |
017. | Φρόνησιν ἄσκει | Проявляйте осмотрительность |
018. | Πρόνοιαν τίμα | Чти предусмотрительность |
019. | Ὅρκῳ μὴ χρῶ | Не произносить клятву |
020. | Φιλίαν ἀγάπα | Обними дружбу |
021. | Παιδείας ἀντέχου | Цепляйтесь за образование |
022. | Δόξαν δίωκε | Стремитесь к чести |
023. | Σοφίαν ζήλου | Стремитесь к мудрости |
024. | Καλὸν εὖ λέγε | Хвалите добро |
025. | Ψέγε μηδένα | Ни к кому не придираться |
026. | Ἐπαίνει ἀρετήν | Хвалите добродетель |
027. | Πρᾶττε δίκαια | Практикуйте то, что просто |
028. | Φίλοις εὐνόει | Покажи друзьям |
029. | Ἐχθροὺς ἀμύνου | Отрази своих врагов |
030. | Εὐγένειαν ἄσκει | Проявляйте благородство характера |
031. | Κακίας ἀπέχου | Избегайте зла |
032. | Κοινὸς γίνου | Будьте беспристрастны |
033. | Ἴδια φύλαττε | Берегите то, что принадлежит вам |
034. | Ἀλλοτρίων ἀπέχου | Избегайте того, что принадлежит другим |
035. | Ἄκουε πάντα | Слушайте все |
036. | Εὔφημος ἴσθι | Будьте честны |
037. | Φίλῳ χαρίζου | Заботьтесь о своем |
038. | Μηδὲν ἄγαν | Ничего лишнего |
039. | Χρόνου φείδου | Экономьте время |
040. | ρα τὸ μέλλον | Посмотрите на future |
041. | Ὕβριν μίσει | Презирайте наглость |
042. | Ἱκέτας αἰδοῦ | Уважайте просителей |
043. | Πᾶσιν ἁρμόζου | Будьте любезны со всеми |
044. | Υἱοὺς παίδευε | Обучайте своих сыновей |
045. | Ἔχων χαρίζου | Если да, дайте |
046. | Δόλον φοβοῦ | Страх обмана |
047. | Εὐλόγει πάντας | Говори хорошо обо всех |
048. | Φιλόσοφος γίνου | Будьте искателем мудрости |
049. | Ὅσια κρῖνε | Выбирайте то, что свято |
050. | Γνοὺς πρᾶττε | Действуйте, исходя из знания |
051. | Φόνου ἀπέχου | Избегайте убийства |
052. | Εὔχου δυνατά | Молитесь о возможном |
053. | Σοφοῖς χρῶ | Посоветуйтесь с мудрыми |
054. | Ἦθος δοκίμαζε | Проверьте своего персонажа |
055. | Λαβὼν ἀπόδος | Если вы получили, верните |
056. | φορῶ μηδένα | Ни на кого не смотреть |
057. | Τέχνῃ χρῶ | Мак Использование знаний |
058. | Ὃ μέλλεις, δός | Дайте то, что вы хотите дать |
059. | Εὐεργεσίας τίμα | Уважайте щедрость |
060. | Φθόνει μηδενί | Не завидуйте никому |
061. | Φυλακῇ πρόσεχε | Будьте настороже |
062. | Ἐλπίδα αἴνει | Слава надежде |
063. | Διαβολὴν μίσει | Презирать клевету |
064. | Δικαίως κτῶ | Зарабатывайте имущество справедливо |
065. | Ἀγαθοὺς τίμα | Чтите добрых людей |
066. | Κριτὴν γνῶθι | Знайте, кто судья |
067. | Γάμους κράτει | Управляйте своими браками |
068. | Τύχην νόμιζε | Признавайте удачу |
069. | Ἐγγύην φεῦγε | Не давайте рискованных обещаний |
070. | Ἁπλῶς διαλέγου | Говори прямо |
071. | Ὁμοίοις χρῶ | Общайтесь с единомышленниками |
072. | Δαπανῶν ἄρχου | Контролируйте свои расходы |
073. | Κτώμενος ἥδου | Радуйтесь тому, что имеете |
074. | Αἰσχύνην σέβου | Уважайте чувство стыда |
075. | Χάριν ἐκτέλει | Возмещайте услугу |
076. | Εὐτυχίαν εὔχου | Молитесь об успехе |
077. | Τύχην στέργε | Примите свою судьбу |
078. | Ἀκούων ὅρα | Слушайте и наблюдайте |
079. | Ἐργάζου κτητά | Работайте ради того, чем можете владеть |
080. | ριν μίσει | Презирать раздор |
081. | Ὄνειδος ἔχθαιρε | Унизить позор |
082. | Γλῶτταν ἴσχε | Сдержать язык |
083. | βριν ἀμύνου | Избегайте насилия |
084. | Κρῖνε δίκαια | Делайте справедливые суждения |
085. | ρῶ χρήμασιν | Используйте то, что у вас есть |
086. | Ἀδωροδόκητος δίκαζε | Судья неподкупно |
087. | Αἰτιῶ παρόντα | Обвиняйте лицом к лицу |
088. | Λέγε εἰδώς | Говорите, опираясь на знания |
089. | Βίας μ ἔχου | Нет грузовика с насилием |
090. | Ἀλύπως βίου | Живи без сор строка |
091. | Ὁμίλει πρᾴως | Любезно общайтесь |
092. | Πέρας ἐπιτέλει μὴ ἀποδειλιῶν | Завершите гонку и не бойтесь t цыпленок |
093. | Φιλοφρόνει πᾶσιν | Обращайтесь со всеми любезно |
094. | Υἱοῖς μὴ καταρῶ | Не проклинайте своих сыновья |
095. | Γυναικὸς ἄρχε | Управляйте своей женой |
096. | Σεαυτὸν εὖ ποίει | Получите выгоду |
097. | Εὐπροσήγορος γίνου | Будьте вежливы |
098. | Ἀποκρίνου ἐν καιρῷ | Своевременно отвечайте |
099. | Πόνει μετ 'εὐκλείας | Борьба за славу |
100. | Πρᾶττε ἀμετανοήτως | Действуй решительно |
101. | Ἁωναιτά 65> | Покайтесь в своих ошибках |
102. | Ὀφθαλμοῦ κράτει | Управляйте своим глазом |
103. | Βουλεύου χρόνῳ | Своевременно дайте совет |
104. | Πρᾶττε συντόμως | Действуйте без колебаний |
105. | Φιλίαν φύλαττε | Дружба на страже |
106. | Εὐ γνώμων γίνου | Будьте благодарны |
107. | Ὁμόνοιαν δίωκε | Стремитесь к гармонии |
108. | Ἄρρητον κρύπτε | Храните в секрете, что должно быть секретом |
109. | Τὸ κρατοῦν φοβοῦ | Бойтесь каких правил |
110. | Τὸ συμφέρον θηρῶ | Продолжать что выгодно |
111. | Καιρὸν προσδέχου | Принять должную меру |
112. | Ἔχθρας διάλυε | Развести вражду |
113. | Γῆρας προσδέχου | Примите старость |
114. | Ἐπὶ ῥώμῃ μὴ καυχῶ | Не хвастайтесь властью |
115. | Εὐφημίαν ἄσκει | Упражнение (религиозное) молчание |
116. | Ἀπέχθειαν φεῦγε | Избегайте ненависти |
117. | Πλούτει δικαίως | Достаточно получить богатство |
118. | Δόξαν μὴ λεῖπε | Не отказываться от чести |
119. | Κακίαν μίσει | Презирайте зло |
120. | Κινδύνευε φρονίμως | Совершайте разумный риск |
121. | Μανθάνων μὴ κάμνε | Никогда не утомляйте обучения |
122. | Φειδόμενο ς μὴ λεῖπε | Никогда не переставай быть бережливым |
123. | ρησμοὺς θαύμαζε | Восхищаться оракулами |
124. | Οὓς τρέφεις, ἀγάπα | Любите тех, кого вы воспитываете |
125. | Ἀπόντι μὴ μάχου | Не сражайтесь с отсутствующим противником |
126. | Πρεσβύτερον αἰδοῦ | Уважайте старых |
127. | Νεώτερον δίδασκε | Наставляйте молодых |
128. | Πλούτῳ ἀπίστει | Делайте не полагайтесь на богатство |
129. | Σεαυτὸν αἰδοῦ | Уважайте себя |
130. | Μὴ ἄρχε ὑβρίζειν | Не инициируйте насилие |
131. | Προγόνους στεφάνου | Венчайте своих предков |
132. | Θνῆσκε ὑπὲρ πατρίδος | Умри за свою страну |
133. | Τῷ βίῳ μὴ ἄχθου | Не проживайте свою жизнь в недовольстве |
134. | Ἐπὶ νεκρῷ μὴ γέλα | Не шутите из мертвых |
135. | Ἀτυχοῦντι συνάχθου | Разделите ношу несчастных |
136. | Χαρίζου ἀβλαβῶς | Удовлетворяйте, не причиняя вреда |
137. | Μὴ ἐπὶ παντὶ λυποῦ | Не печальтесь |
138. | Ἐξ εὐγενῶν γέννα | Зародите добро от добра |
139. | Ἐπαγγέλλου μηδενί | Никому не давай обещаний |
140. | Φθιμένους μὴ ἀδίκει | Не обижай мертвых |
141. | Εὖ πάσχε ὡς θνητός | Делайте так, как позволяет ваш смертный статус |
142. | Τύχῃ μὴ πίστευε | Не надейтесь на случай |
143. | αῖς ὢν κόσμιος ἴσθι | В детстве ведите себя хорошо |
144. | βῶν ἐγκρατής | В юности будьте самоуверенными. дисциплинирован |
145. | Μέσος δίκαιος | Как человек среднего возраста будь честным |
146. | Πρεσβύτης εὔλογος | Как старый человек будь разумным |
147. | Τελευτῶν ἄλυπος | Будь без печали |
На руинах эллинистического города Ай-Ханум (бывшее греко-бактрийское царство, и современный Афганистан ), на Herõon (погребальный памятник), идентифицированный по-гречески как гробница Киния (также описываемого как ойкистес (основатель) греческого поселения) и датируется 300-250 гг. до н.э., была найдена надпись, описывающая часть Дельфийских максим (максимы 143-147):
Заповеди поместил грек по имени Clearchos, который мог быть, а мог и не быть Клеархом Соли диском iple of Аристотель, который, согласно той же надписи, скопировал их с Delphi :
учеником Сократа, Ксенофонт в своих памятных вещах описал использование Сократом максимы «познай самого себя» в качестве организующей темы его диалога с Евтидемом. В этом диалоге Сократ указывает, что познание себя является отправной точкой для всех хороших вещей, а неспособность познать себя - отправной точкой заблуждения, но даже с этой отправной точки нельзя быть уверенным, что он знает, что хорошо, а что плохо.
Ученик Сократа, Платон, широко использует принцип «познай самого себя», заставляя характер Сократа использовать его для мотивации своих диалогов. В указателе Бенджамина Джоветта к его переводу Диалогов Платона перечислены шесть диалогов, в которых обсуждается или исследуется дельфийская максима: «познай самого себя». Эти диалоги (и числа Стефана, индексирующие страницы, на которых начинаются эти обсуждения): Чармид (164D), Протагор (343B), Федр (229E), Филеб (48C), Законы (II.923A), Алкивиад I (124A, 129A, 132C).
В платоне Хармид Критий утверждает, что «последующие мудрецы, которые добавили« никогда не слишком много »или« дают клятву, и зло близко », по-видимому, так неправильно их поняли; ибо они вообразил, что «познай себя!» был советом, который дал бог, а не его приветствием поклоняющимся при их первом входе; и они посвятили свою собственную надпись под мыслью, что они тоже дадут столь же полезные советы ». По мнению Крития, «познай себя!» было увещеванием входящим в священный храм помнить или знать свое место и «познать самого себя!» и «будь умеренным!» одинаковы. В балансе Хармид Платон предлагает Сократу более длительное исследование того, как мы можем познать самих себя.
В платоне Федр Сократ использует максиму «познай самого себя» в качестве объяснения Федру, чтобы объяснить, почему у него нет времени на попытки рационального объяснения мифологии или других обширных тем. Сократ говорит: «Но у меня совсем нет для них досуга; и причина, друг мой, в том, что я еще не в состоянии, как гласит Дельфийская надпись, узнать себя; поэтому мне кажется смешным, когда я еще не знаю этого, чтобы исследовать не относящиеся к делу вещи ".
В платоновском Протагоре Сократ хвалит авторов лаконичных и лаконичных высказываний, поставленных точно в нужный момент и говорит, что Лакедемон, или Спарта, обучает свой народ этой цели. Сократ перечисляет Семь мудрецов как Фалеса, Питтака, Биаса, Солона, Клеобула, Майсона и Хилона, которые, по его словам, одарены лакедемонским искусством кратких слов, «скрученных вместе, как тетива, где небольшое усилие дает большую силу». Сократ говорит, что примерами из них являются «знаменитые надписи, которые есть у всех на устах:« познай самого себя »и« ничего лишнего ». Высоко оценив максимы, Сократ затем объясняет, что означает одно из них - высказывание Питтака: «Трудно быть хорошим». Ирония здесь заключается в том, что, хотя высказывания Дельф несут в себе «огромную силу», непонятно, как жить жизнью в соответствии с их смыслами. Хотя краткий и широкий характер высказываний предполагает активное участие в использовании и личном открытии каждой максимы; как если бы предполагаемая природа высказывания заключалась не в словах, а в саморефлексии и самоотнесении их личности.
В диалоге Платона Филеб Сократ ссылается на то же использование слова «познай себя» из Федра, чтобы построить пример нелепого для Протарха. Сократ говорит, как и в «Федре», что люди выставляют себя нелепыми, когда они пытаются узнать непонятные вещи, прежде чем они узнают себя. Платон также сослался на тот факт, что понимание «самого себя» было бы более важным фактором понимания природы человека.
Диоген Лаэртий в своем рассказе о жизни Пиррона, основателя пирронизма, что Семь мудрецов Греции считались предшественниками философского скептицизма Пиррона, потому что Дельфийские максимы были скептичными. «Максимы Семи мудрецов тоже они называют скептическими; например,« Соблюдай золотую середину »и« Клятва - это проклятие в локте », что означает, что тот, кто стойко и доверчиво поступает своей честью, налагает проклятие на его собственная голова. "