Немецкий линкор Tirpitz

редактировать
Линкор класса «Бисмарк» нацистской Германии Kriegsmarine

Tirpitz-2.jpg Признательный рисунок Тирпица, подготовленный ВМС США
История
Германия
Тезка:Альфред фон Тирпиц
Строитель:Kriegsmarinewerft Wilhelmshaven
Заложен:2 ноября 1936 г.
Запущен:1 апреля 1939 г.
Поступил в эксплуатацию:25 февраля 1941 г.
Судьба:Потоплен бомбардировщиками Королевских ВВС 12 ноября 1944 г.
Общие характеристики
Класс и тип:типа «Бисмарк» линкор
Водоизмещение:
Длина:
Ширина:36 м (118 футов 1 дюйм)
Осадка:9,30 м (30 футов 6 дюймов) стандартная
Установленная мощность:
Силовая установка:
Скорость:30 узлов (56 км / ч; 35 миль / ч)
Диапазон:8,870 морских миль (16430 км; 10210 миль) при скорости 19 узлов (35 км / ч; 22 миль / ч)
Дополнение:
  • 103 офицеры
  • 1962 рядовых
Датчики и. системы обработки:FuMO 23
Вооружение:
Броня:
На борту самолета:4 × Arado Ar 196 гидросамолеты
Авиационные средства:1 двусторонняя катапульта

Тирпиц была второй из двух класса «Бисмарк» линкоры построены для нацистской Германии <19 4 Кригсмарине (флот) до и во время Второй мировой войны. Названный в честь гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица, архитектор Kaiserliche Marine (Императорский флот), корабль был заложен в Kriegsmarinewerft Wilhelmshaven в ноябре 1936 г. и ее корпус был спущен на воду два с половиной года спустя. Работы были завершены в феврале 1941 года, когда он был принят на вооружение германского флота. Как и ее родственный корабль, Бисмарк, Тирпиц был вооружен главной батареей из восьми 38-сантиметровых (15 дюймов) орудий в четырех спаренных башнях. После модификаций военного времени он был на 2000 тонн тяжелее Бисмарка, что сделало его самым тяжелым линкором, когда-либо построенным европейским флотом.

После завершения ходовых испытаний в начале 1941 года, Тирпиц недолго служил в качестве центрального элемента Балтийского флота, предназначенный для предотвращения возможной попытки прорыва советского Балтийского флота. В начале 1942 года корабль отправился в Норвегию, чтобы сдержать вторжение союзников. Находясь в Норвегии, Тирпиц также предназначен для перехвата конвоев союзников, направляемых в Советский Союз, и в 1942 году были приняты две такие миссии. Это была единственная возможная роль для нее, поскольку рейд на Сен-Назер сделал операции против атлантических конвоев слишком рискованными. Тирпиц действовал как флот, будучи, вынуждая британский Королевский флот сохранить значительные военно-морские силы в этом районе, чтобы сдержать линкор.

В сентябре 1943 года Тирпиц, вместе с линкором Шарнхорст обстреляли позиции союзников на Шпицбергене, единственный раз, когда корабль использовал свою главную батарею в наступательной роли. Вскоре после этого корабль был поврежден в результате атаки британских мини-подводных лодок и подвергся серии крупномасштабных воздушных налетов. 12 ноября 1944 года британские корабль бомбардировщики Lancaster, оснащенные 12000 фунтов (5400 кг) бомбами «Tallboy», нанесли два прямых попадания и один промах, в результате которого перевернулся. быстро. Палубный пожар распространился на магазин боеприпасов одной из башен ГК, что произошло к сильному взрыву. Цифры с количеством убитых в результате атаки колеблются от 950 до 1204 человек. В период с 1948 по 1957 год обломки корабля были разрушены в результате совместной норвежско-немецкой спасательной операции.

Содержание
  • 1 Дизайн
  • 2 История обслуживания
    • 2.1 Развертывание в Норвегии
    • 2.2 Операции против конвоевых союзников
    • 2.3 Британские атаки на Тирпиц
      • 2.3.1 Источник операции
      • 2.3.2 Операция «Вольфрам»
      • 2.3.3 Операции «Планета», «Браун», «Коготь тигра», «Талисман» и «Гудвуд»
      • 2.3.4 Операции «Параван и устранение последствий»
      • 2.3.5 Операционный катехизис
  • 3 Сноски
  • 4 Цитаты
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Дизайн

Два линкора класса Бисмарк были спроектированы в середине 1930-е годы немецкими Кригсмарине в противовес французской военно-морской экспансии, в частности, два линкора типа Richelieu Франция начали в 1935 году. Заложены после подписания англо- Военно-морское соглашение Германии 1935 года, Тирпиц и ее сестра Бисмарк номинально находились в пределах 35000-тонного (36000-тонного) лимита, установленного Вашингтонским режимом, которые управляли постройкой линкоров в межвоенном периоде. Международные договоры об обслуживании Японии в 1937 году, что разрешено сторонам ссылаться на «оговорку об эскалаторах», которая разрешила водоизмещение до 45000 длинных тонн (46 000 т).

Опознавательный чертеж, подготовленный ВМС США

Тирпитц , водоизмещение 42900 т (42200 длинных тонн ) в исходном состоянии и 52 600 т (51 800 длинных тонн) при полной загрузке длиной 251 м (823 футов 6 дюймов), балкой 36 м (118 футов 1 дюйм) и максимальный осадка 10,60 м (34 футов 9 дюймов). Ее стандартный экипаж насчитывал 103 офицера и 1962 рядовых; во время войны это число увеличилось до 108 офицеров и 2500 человек. Она была приведена в действие тремя Brown, Boveri Cie редукторными паровыми турбинами, каждая из которых приводила в движение винтовой пропеллер, с паром от двенадцати работающих на жидком топливе паровых турбин Вагнера водотрубные котлы. Ее силовая установка развивала в общей сложности 163023 л.с. (160,793 л.с. ; 119,903 кВт ) и обеспечла максимальную скорость 30,8 узла (57,0 км / ч; 35,4 миль / ч).) на скоростных испытаниях.

Она была вооружена восемью 38 cm SK C / 34 L / 52, расположенными в четырех спаренных орудийных башнях : две суперстрела турели вперед - Антон и Бруно - и две на корме - Цезарь и Дора. Ее вторичное вооружение состояло из двенадцати орудий 15 см L / 55, шестнадцати 10,5 см L / 65 и шестнадцати 3,7 см (1,5 дюйма) L / 83, а также использовать двенадцать 2 см (0,79 дюйма) зенитных орудий C / 30. Количество 2-см орудий в итоге было увеличено до 58. 1942 года восемь надводных торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21 дюйм) были установлены в двухместных установках, по одной с каждой стороны корабля.

В исходном состоянии «Тирпиц» был оборудован поисковыми радарами модели 23, установленными на переднем, носовом и заднем дальномерах. Позже они были заменены радарами Модель 27, а Модель 26, которые имели большую антенную решетку. РЛС Model 30, известная как Hohentwiel, была установлена ​​в 1944 году на ее стенькую мачту, а радар управления огнем Model 213 Würzburg был добавлен на ее корму 10,5 см (4, 1 дюйма). Зенитные дальномеры.

Главный пояс корабля имел толщину 320 мм (13 дюймов) и прикрывался парой и верхний основной бронепалуб толщиной 50 мм (2 дюйма) и 100 мм. 120 мм (от 3,9 до 4,7 дюйма) соответственно. Башни диаметром 38 см были защищены торцами толщиной 360 (14 дюймов) и стенками толщиной 220 мм (8,7 дюйма).

История обслуживания
Тирпиц соскальзывала со стапеля при запуске

Тирпиц был заказан как Эрзац Шлезвиг-Гольштейн в качестве замены пре-дредноут Шлезвиг-Гольштейн под контрактным названием "G". Судостроительный завод Kriegsmarinewerft в Вильгельмсхафене получил контракт, где 20 октября 1936 года был заложен киль. 1 апреля 1939 года спущен на воду корпус; во время сложных наборов вводила дочь адмирала Альфреда фон Тирпица, тезки корабля Адмирал фон Трота, бывший адмирал Императорского германского флота выступал на спуске корабля на воду, на также присутствовал Адольф Гитлер. Работы по достройке были завершены к февралю 1941 года. Британские бомбардировщики неоднократно атаковали гавань, в которой находился корабль. строился; в Тирпиц не попали бомбы, но строительные работы замедлились. Тирпиц был введен в состав флота 25 февраля для ходовых испытаний, которые проводились на Балтике.

После ходовых испытаний Тирпиц был размещен в Киле и выполнял интенсивные обучение в Прибалтике. Пока корабль находился в Киле, Германия вторглась в Советский Союз. Временный Балтийский флот был создан для предотвращения прорыва советского флота, базирующегося в Ленинграде. Тирпиц был ненадолго сделан флагманом эскадры, которая состояла из тяжелого крейсера адмирал Шеер, легких крейсеров Кельн, Нюрнберг, Лейпциг и Эмден, несколько эсминцев и две флотилии тральщиков. Балтийский флот под командованием вице-адмирала Отто Килиакса патрулировал Аландские острова с 23 по 26 сентября 1941 г., после чего подразделение было расформировано и Тирпиц возобновил тренировки. Во время периода обучения Тирпиц проверила свои основные и второстепенные орудия на старом линкоре до дредноута Hessen, который был преобразован в радиоуправляемый корабль-мишень. Британские Королевские военно-воздушные силы (RAF) продолжали безуспешные бомбардировки Тирпица, когда он находился в Киле.

Развертывание в Норвегии

Тирпиц, замаскированный в Феттен-фьорде

Гранд-адмирал Эрих Редер, командующий Кригсмарине, 13 ноября использует Тирпиц в Норвегию. Корабль сможет атаковать конвои, направляющиеся в Советский Союз, и действовать как флот,, чтобы связать британские военно-морские силы и сдержать вторжение союзников в Норвегию. Гитлер, который запретил атлантический вылет после согласился Бисмарка,ился с предложением. Корабль доставлен в док для доработки для развертывания. Зенитная батарея корабля усилена, 10,5-сантиметровые устройства на надстройке рядом с катапультой были перемещены за борт для увеличения поля огня. Во время переоборудования также были установлены четверные 53,3-сантиметровые установки торпедных аппаратов. Командир корабля Kapitän zur See (KzS - капитан в море) Карл Топп объявил корабль готовым к боевым действиям 10 января 1942 года. На следующий день Тирпицился в Вильгельмсхафен, ход, предназначенный для того, чтобы скрыть свое настоящее место назначения.

Корабль покинул Вильгельмсхафен в 23:00 14 января и направился в Тронхейм. Британская военная разведка, которая способна расшифровать сообщения Enigma, отправила германским флотом, обнаружила уход судна, но плохую погоду в Великобритании, помешала действиям ВВС Великобритании. Адмирал Джон Тови, главнокомандующий британским Флотом метрополии, не был осведомлен о деятельности Тирпица до 17 января, намного позже прибытия корабля Норвегию. 16 января британская воздушная разведка обнаружила корабль в Тронхейме. Затем Тирпиц перебрался в Феттен-фьорд, к северу от Тронхейма. Движение получило кодовое название Operation Polarnacht (Полярная ночь); Линкор сопровождали в рейс эсминцы Z4 Ричард Бейтцен, Z5 Пол Якоби, Z8 Бруно Хайнеманн и Z29. Норвежское движение сопротивления передало местоположение в Лондон. Она была пришвартована рядом с обрывом, который защищал от воздушных атак с юго-запада. Экипаж корабля срубил и поместил их на борт Тирпица, чтобы замаскировать ее. Экипаж также часто укрывал весь корабль от воздушной разведки и атакует внутри облака искусственного тумана, созданного с использованием воды и хлорсерной кислоты. Вокруг фьорда были установлены дополнительные зенитные батареи, а также противоторпедные сети и тяжелые стрелы у входа на якорную стоянку. Тирпиц была известна как «Одинокая королеваера», потому что ее так редко использовали, а жизнь ее команды была очень однообразной. Из-за частой нехватки топлива обучение ограничивалось, и линкор и его эскорт оставались на якоре за защитными сетками. Экипаж в основном занимался обслуживанием корабля и постоянным укомплектованием противовоздушной обороной. Были организованы спортивные мероприятия, чтобы экипаж был занят и был в хорошей физической форме.

Действия против конвоев союзников

Свободу действий Тирпица в Норвегии мешали несколько факторов. Наиболее острыми были нехватка топлива и вывод немецких эсминцев для поддержки операции Cerberus, перемещение линкоров Scharnhorst и Gneisenau и тяжелого крейсера. Принц Ойген через Ла-Манш. Это привело к тому, что запланированная атака на исходящий конвой PQ 8 в конце января была прекращена. Запланированная британская воздушная атака в конце января четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков была сорвана из-за плохой погоды над целью, которая помешала самолету найти корабль. В начале февраля Тирпиц принял участие в обмане, отвлекшем британцев в преддверии операции «Цербер». В их числе выход из фьорда и подготовка к вылазке в Северное море. Позже в том же месяце корабль был усилен тяжелыми крейсерами, адмирал Шеер и Принц Ойген и территориями эсминцами. Принц Ойген был торпедирован британской подводной лодкой у входа в Феттен-фьорд и временно выведен из строя.

Тирпиц в пути, вероятно, в 1941 году

В марте 1942 года Тирпиц и Адмирал Шеер вместе с эсминцами Z14 Friedrich Ihn, Z5 Paul Jakobi, Z7 Hermann Schoemann и Z25, а также пара торпедных катеров предназначались для атаки отправлявшегося домой конвоя QP 8 и исходящий Convoy PQ 12 в составе Unternehmen Sportpalast (Операция «Дворец спорта»). Адмирал Шеер с расчетной скоростью 26 узлов (48 км / ч; 30 миль в час) был слишком медленным, чтобы работать с Тирпицем, и был оставлен в порту, как и эсминец Пол Якоби. Два миноносца также были выведены из операции. 5 марта самолет-разведчик люфтваффе заметил PQ 12 около острова Ян-Майен ; разведка не смогла построек линкор HMS Duke of York или линейный крейсер HMS Renown, которые сопровождают конвой вместе с четырьмя эсминцами. Немцы не знали, что адмирал Тови оказывал дальнюю поддержку конвоям с помощью линкора HMS King George V, авианосца HMS Victorious, тяжелого крейсера HMS Berwick и шесть эсминцев. Перехватчики Enigma снова предупредили британцев об атаке Тирпица, что им изменить маршрут конвоев. Адмирал Тови попытался преследовать Тирпиц 9 марта, но адмирал Отто Килиакс, командующий немецкой эскадрой, решил вернуться в порт накануне вечером. Ранним утром 9-го был нанесен воздушный удар; двенадцать торпедоносцев Фэйри Альбакор атаковали корабль групповыми, и Тирпиц успешно уклонился от торпед. В результате нападения были ранены только трое мужчин. Зенитчики Тирпица сбили два британских самолета. После завершения атаки Тирпиц направился к Вестфьорду, а оттуда в Тронхейм, прибыв вечером 13 марта. 30 марта тридцать три бомбардировщика «Галифакс» атаковали корабль; они не попали, пять самолетов были сбиты. В конце апреля ВВС РФ нанесли пару неудачных ударов. В ночь с 27 на 28 апреля 31 галифакс и двенадцать ланкастеров атаковали; пять бомбардировщиков были сбиты. Другой набег, состоявший из двадцати трех галифаксов и одиннадцати ланкастеров, произошел следующая ночью. Два бомбардировщика были сбиты немецкими средствами ПВО.

Действия Тирпиц и эсминцев сопровождения в марте израсходовали 8230 тонн (8100 длинных тонн) мазута, что значительно уменьшило доступный запас топлива. Немцам потребовалось три месяца, чтобы восполнить топливо, затраченное на попытку перехвата двух конвоев союзников. Конвой PQ 17, который покинул Исландию 27 июня и направлялся в Советский Союз, был следующим конвоем, на котором напали Тирпиц и остальной немецкий флот, дислоцированный в Норвегии во время Unternehmen Rösselsprung (Операция «Ход рыцаря» ). Конвой сопровождали линкоры Duke of York и USS Washington, а также авианосец Victorious. Тирпиц, адмирал Хиппер и шесть эсминцев вышли из Тронхейма, в то время как вторая оперативная группа, состоящая из Лютцов, адмирала Шеера и шести эсминцев, действовала из Нарвика и Боген-фьорда.. Лютцов и три эсминца наткнулись на неизведанные скалы по пути к месту встречи и были вынуждены вернуться в порт. Вскоре после того, как Тирпиц покинул Норвегию, советская подводная лодка К-21 выпустила две или торпеды по кораблю, и все они промахнулись. Советы заявили о двух попаданиях в линкор. Шведская разведка тем временем сообщила об уходе немцев в британское адмиралтейство, которое приказало конвою разойтись. Зная, что они были обнаружены, немцы прервали операцию и передали атаку подводным лодкам и Люфтваффе. Разбросанные суда больше не могли быть защищены конвоем конвоев, и немцы потопили 21 из 34 изолированных транспортов. Тирпиц вернулся в Альтафьорд через Лофотенские острова.

Тирпиц в сопровождении нескольких эсминцев, двигаясь в Боген-фьорде в октябре 1942 г.

Вслед за Рёссельспрунгом немцы двинулись в Тирпиц. в Боген-фьорд близ Нарвика. К этому времени корабль нуждался в капитальном ремонте. Гитлер запретил кораблю сделать опасный возврат в Германию, и поэтому капитальный ремонт был проведен в Тронхейме. 23 октября корабль покинул Боген-фьорд и вернулся в Феттен-фьорд за пределами Тронхейма. Защита якорной стоянки была дополнительно усилена; Были установлены дополнительные зенитные орудия, а вокруг корабля были установлены двойные противоторпедные сети. Ремонт проводился в ограниченные фазы, поэтому Тирпиц останется частично в рабочем состоянии на протяжении большей части капитального ремонта. кессон был построен вокруг кормы, чтобы позволить замену рулей корабля. В процессе ремонта британцы попытались атаковать линкор двумя Chariot человеческими торпедами, но прежде, чем они были запущены, бурное море заставило их оторваться от рыболовного судна, которое было буксировка их. К 28 декабря капитальный ремонт был завершен, и Тирпиц начал ходовые испытания. 4 января 1943 года она провела артиллерийские испытания в Тронхейм-фьорде. 21 февраля Топп был повышен до контр-адмирала и был заменен капитаном Хансом Мейером ; пять дней спустя линкор «Шарнхорст» получил приказ усилить флот в Норвегии. Вице-адмирал Оскар Кумметц получил командование военными кораблями, дислоцированными в Норвегии.

К тому времени, когда Шарнхорстл в Норвегию в марте 1943 года, конвои союзников в Советский Союз временно прекратились. Чтобы дать кораблю возможность работать вместе, адмирал Карл Дёниц, сменивший Редера после битвы на Баренцевом море 31 декабря 1942 года, приказал атака на Шпицберген, где размещалась британская метеостанция и заправочная база. Шпицберген защищал гарнизон из 152 человек из норвежских вооруженных сил в изгнании. Два линкора в сопровождении десяти эсминцев вышли из порта 6 сентября; используя уловку, Тирпиц на следующий день подлетел к острову на белом флаге. Во время бомбардировки «Тирпиц» произвела 52 выстрела из основных батарей и 82 выстрела из своих 15-сантиметровых снарядов. Это был первый и единственный раз, когда корабль стрелял главной батареей по вражеской надводной цели. Штурмовик уничтожил береговые сооружения и захватил 74 пленных. К 11:00 линкоры уничтожили свои цели и направились обратно в норвежские порты.

Британские атаки на Тирпиц

Тирпиц в Офот-фьорде / Боген-фьорд

Операция «Источник»

Британцы были полны решимости нейтрализовать Тирпиц и устранить угрозу, которую она представляет для арктических конвоев союзников. После неоднократных безрезультатных бомбардировок и неудачной атаки Chariot в октябре 1942 года британцы обратились к недавно разработанным X Craft сверхмалым подводным лодкам. Запланированная атака Источник операции включала атаки на Тирпиц, Шарнхорст и Лютцов. X Craft буксировались большими подводными лодками к месту назначения, где они могли проскользнуть под противоторпедные мощные сети и сбросить две двухтонные мины на морское дно под целью. Десять судов были назначены на операцию, запланированную на 20-25 сентября 1943 года. Только восемь из них достигли Кофьорда в Норвегии для атаки, которая началась рано утром 22 сентября. Три судна, X5, X6 и X7, успешно прорвали оборону Тирпица, два из которых - X6 и X7 - сумели заложить мины. X5 был обнаружен в 200 м (660 футов) от сетей и затоплен комбинация артиллерийского огня и глубинных бомб.

Мины причинили значительный ущерб кораблю; первый взорвался рядом с башней Цезарь, а второй взорвался на 45–55 м (148–180 футов) по левому борту. Топливный бак был разорван, обшивка корпуса порвалась, в днище судна образовалась большая вмятина, а переборки в двойном дне погнулись. Около 1430 т (1410 длинных тонн) воды затопило контейнер в топливных баках и пустых пространствах в двойном дне левого борта, что вызвало крен от одного до двух градусов, который был уравновешен контр- затопление по правому борту. В результате наводнения были повреждены все турбогенераторы в генераторной № 2, и все, кроме одного генератора в генераторной № 1, были отключены из-за обрыва паропроводов или оборванных силовых кабелей. Башня «Дора» вылетела из подшипников и не вращаться; это было особенно важно, поскольку в Норвегии не было кранов-тяжеловозов, достаточно мощных, чтобы поднять башню и снова установить ее на подшипники. Два гидросамолета Арадо Ар 196 корабль были полностью уничтожены. Ремонт проводился ремонтным судном Ноймарк ; историки и отметили, что успешный ремонт был «одним из самых заметных достижений военно-морской техники во время Второй мировой войны». Ремонт длился до 2 апреля 1944 года; Полные ходовые испытания были запланированы на следующий день в Альтафьорде.

Операция «Вольфрам»

Тирпиц подверглась атаке британской авианосной авиации 3 апреля 1944 г.

Британцам было известно, что Ноймарк и ремонтные бригады ушли в марте, что намекало, что Тирпиц был почти готов. Крупный воздушный удар - Operation Tungsten - с участием авианосцев Victorious и Furious и эскортных авианосцев Emperor, Fencer, Pursuer и Поисковик были назначены на 4 апреля 1944 года, но были перенесены на день раньше, когда расшифровка Enigma показала, что Тирпиц должен был отправиться в 05:29 3 апреля для ходовых испытаний. Атака состояла из 40 пикирующих бомбардировщиков Barracuda, несущих 1600 фунтов (730 кг) бронебойных бомб, и 40 истребителей сопровождения двумя волнами, в результате чего было 15 прямых попаданий и 2 близких к попаданию. Самолет оказался неожиданным, и только один был потерян в первой волне; Потребовалось от двенадцати до четырнадцати минут, чтобы все зенитные батареи Тирпица были полностью укомплектованы. Первая волна ударила в 05:29, когда буксиры готовились помочь кораблю выйти из швартовки. Вторая волна достигла цели через час, вскоре после 06:30. Несмотря на настороженность немецких зенитчиков, был сбит только один бомбардировщик.

Воздушные удары не пробили основную броню, но тем не менее значительный ущерб надстройке корабля и нанесли серьезные потери. и Роберт Дулин сообщают, что в результате нападения погибло 122 человека и было ранено 316 человек, в то время как Хильдебранд, Рёр и Штайнмец сообщают о 132 погибших и 270 раненых, включая командира корабля KzS Ханса Мейера. Два из 15-сантиметровых турелей были уничтожены бомбами, и оба гидросамолета Ar 196 были уничтожены. Несколько попаданий бомбы привели к серьезным пожарам на борту корабля. Ударная волна вывела из строя газотурбинный двигатель правого борта, а соленая вода, использованная для тушения пожаров, достигла котлов и загрязнила питательную воду. Около 2000 тонн (2000 длинных тонн) воды затопило корабль, в основном через две дыры в бортовой оболочке, образовавшиеся осколками снарядов в результате несчастных случаев. Вода, использованная для тушения пожаров, также способствовала наводнению. Дёниц приказал отремонтировать корабль, независимо от стоимости на то, что он понимал, что Тирпиц больше не может поддерживать в надводных истребителей. Ремонтные работы начались в начале мая; эсминцы переправили технику и рабочих из Киля в Альтафьорд в течение трех дней. Ко 2 июня корабль снова смог своим ходом, а к концу месяца стали возможны артиллерийские испытания. В процессе ремонта 15-сантиметровые орудия были модифицированы, чтобы их можно было использовать против самолетов, и были поставлены 38-сантиметровые снаряды со специальными взрывателями для заградительного зенитного огня.

Operations Planet, Brawn, Tiger Claw, Mascot и Гудвуд

«Тирпиц» пришвартовался в Каафьорде, что видно на снимке, сделанном британской воздушной разведкой, несмотря на искусственный дым, образовавшийся на берегу

В течение следующие трех месяцев планировалась серия ударов авианосцев, но плохая погода заставила их отменить. Повторение операции «Вольфрам» под кодовым названием «Операция« Планета »было запланировано на 24 апреля. Операция Brawn, которую должны были провести 27 бомбардировщиков и 36 истребителей из Victorious и Furious, должна была состояться 15 мая, операция Tiger Claw была намечена на 28 мая. К «Викториусу» и «Форсаж» присоединились Неустанный для операции «Талисман», которая должна была быть проведена 17 июля 62 бомбардировщиками и 30 истребителями. В конце августа погода улучшилась, что проведет серию атак Гудвуд. Операции Goodwood I и II были начаты 22 августа; авианосные силы, состоящие из авианосцев Furious, Indefatigable и Грозный и эскортных авианосцев Nabob и Trumpeter, запустили в общей сложности 38 бомбардировщиков и 43 истребителя сопровождения между двумя рейда. Атаки не причинили вреда Тирпицу, и три атакующих самолета были сбиты. Гудвуд III последовал за ним 24 августа в составе самолетов только авианосцев. Сорок восемь бомбардировщиков и 29 истребителей атаковали получили два попадания, причинив незначительные повреждения. Одна из них, 1600-фунтовая бомба, пробила верхнюю и нижнюю бронепалубы и остановилась в распределительном щите №4. Взрыватель был поврежден, и бомба не взорвалась. Вторая, 500-фунтовая (230 кг) бомба, взорвалась, нанеся поверхностные повреждения. В результате атаки было сбито шесть самолетов. Гудвуд IV последовал за ним 29-го с 34 бомбардировщиками и 25 истребителями из Грозного и Неутомимого. Сильный туман не позволяет засчитывать попадания. Артиллеристы Тирпица сбили один Firefly и Corsair. Линкор израсходовал 54 выстрела из своих орудий, 161 из 15-см орудий и до 20 процентов своих легких зенитных боеприпасов.

Операции Паравейн и Обвиат

Черно-белый аэрофотоснимок, на котором виден водоем с большим военным кораблем у берега Тирпиц при швартовке у островов Хокёйя в ноябре 1944 г.

Неэффективность подавляющего ударов, нанесенных авиацией флота в середине 1944 г., что цель уничтожения Тирпица была передана на №171 ВВС Великобритании. 5 Группа. Королевские ВВС использовали бомбардировщики Ланкастер для перевозки 6-коротких (5,4 т) бомбардировщики для пробивания тяжелой брони корабля. Первая атака, Операция Параван, произошла 15 сентября 1944 года; действуя с передовой базы Ягодник в России, 23 ланкастера (17 на каждом по одной Tallboy и шесть на двенадцати минах JW ) нанесли единственное попадание в носовую часть корабля. «Высокий мальчик» проник в корабль, вышел из киля и взорвался на дне фьорда. Носовая часть была затоплена водой от 800 до 1000 т (от 790 до 980 длинных тонн), что привело к серьезному увеличению дифферента вперед. Корабль был признан непригодным для плавания, и его скорость была ограничена от 8 до 10 узлов (от 15 до 19 км / ч; от 9,2 до 11,5 миль в час). Ударная волна нанесла серьезный ущерб оборудованию пожаротушения. Повреждения военно-морское командование отремонтировать корабль для использования только в батареях плавучих орудий. Ремонтные работы должны были занять девять месяцев, но заделка могла быть произведена в течение нескольких недель, что можно переместить Тирпиц дальше на юг в Тромсе. 15 октября совершил плавание на 200 морских миль (370 км; 230 миль) в Тромсё своим ходом, что стало последним рейсом в своей карьере.

Королевские ВВС предприняли вторую попытку 29 октября, после корабля был пришвартован у острова Хокёйя недалеко от Тромсё. Тридцать два ланкастера атаковали корабль с помощью Tallboys во время операции «Обвиат». Что касается операции "Параван", Нет. 9-я эскадрилья и No. 617-я эскадрилья осуществила атаку вместе, в результате чего был нанесен только один промах, частично из-за плохой погоды над целью. Подводный взрыв повредил левый руль направления и вал и вызвал некоторое затопление. 38-сантиметровые осколочные снаряды Тирпица оказались неэффективными в борьбе с высокоуровневыми бомбардировщиками; один самолет был поврежден наземными зенитными орудиями. После атаки якорная стоянка корабля была значительно улучшена. Под и вокруг корабля установлена ​​большая песчаная отмель, чтобы предотвратить его опрокидывание, и противоторпедные сети. Тирпиц сохранил крен на один градус от более раннего повреждения, и это не было исправлено встречным затоплением, чтобы сохранить как можно больше резервной плавучести. Корабль также был подготовлен для использования в качестве плавучей артиллерийской платформы: топливо было ограничено до уровня, необходимого для работы турбогенераторов, а экипаж сократился до 1600 офицеров и рядовых.

Операция «Катехизис»

Файл: 1944-11-22 RAF Sinks Tirpitz.ogv Play media Универсальная кинохроника о нападении на Тирпиц

Операция Катехизис, последняя британская атака на Тирпиц, произошла 12 ноября 1944 года. Корабль снова применил свои 38-сантиметровые орудия против бомбардировщиков, который подошел к линкору в 09:35; Основные орудия Тирпица вынудили бомбардировщики временно разойтись, но не смогли остановить атаку. Отряд из 32 Ланкастеров из 9-й и 617-й эскадрилий высадил на корабль 29 «высоких парней», при этом два прямых попадания и одно промахи. Несколько других бомб упали в барьер противоторпедной сети и вызвали значительные воронки на морском дне; это удалило большую часть песчаной отмели, которая была построена, чтобы предотвратить опрокидывание корабля. Одна бомба пробила палубу корабля между башнями Антона и Бруно, но не взорвалась. Второе попадание на миделе между катапультой самолета и воронкой привело к серьезным повреждениям. В боку и днище корабля была проделана очень большая дыра; вся секция поясной брони на границе попадания бомбы была полностью разрушена. Третья бомба могла попасть в левый борт башни «Цезарь».

Падение миделя вызвало сильное наводнение и быстро увеличило крен порта до 15-20 градусов. Через десять минут крен увеличился до 30-40 градусов, и капитан отдал приказ покинуть корабль. К 09:50 список увеличился до 60 градусов; это, похоже, временно стабилизировалось. Спустя восемь минут мощный взрыв сотряс башню Цезаря. Крыша башни и часть вращающейся конструкции были подброшены на 25 м (82 фута) в воздух, и группа людей, подплывшая к берегу, раздавила их. «Тирпиц» быстро перевернулась и зарыла свою надстройку в морское дно.

«Тирпиц» перевернулась.

После атаки 82 человека, оказавшиеся в перевернутом корпусе, были спасены, разрезав открытое дно. Число погибших варьируется от 950 до 1204 человека. Приблизительно 200 выживших после гибели были переведены на тяжелый крейсер Lützow в январе 1945 года.

Действия Люфтваффе по защите Тирпица подверглись резкой критике после его потери. Майор Генрих Эрлер, командующий III./Jagdgeschwader 5 (3-я группа 5-го истребительного авиаполка), был обвинен в неспособности Люфтваффе перехватить британские бомбардировщики. Он предстал перед военным трибуналом в Осло и пригрозил смертной казнью. Были представлены доказательства того, что его подразделение не помогло Кригсмарине по запросу. Он был приговорен к трем годам лишения свободы, но через месяц был освобожден, понижен в звании и переведен в истребительную эскадрилью Me 262 в Германии. Эрлер был оправдан в результате дальнейших расследований, которые пришли к выводу, что плохая связь между Кригсмарине и Люфтваффе стала причиной фиаско; экипажи не были проинформированы о том, что «Тирпиц» был выведен с острова Хокёя за две недели до атаки.

Обломки «Тирпица» оставались на месте до окончания войны, когда совместная немецко-норвежская рота начала спасательные операции. Работа длилась с 1948 по 1957 год; фрагменты корабля были проданы норвежской компанией. Людовик Кеннеди написал в своей истории о судне, что оно «прожило жизнь инвалида и умерло смертью калека».

Сноски
Цитаты
Ссылки
  • Бишоп, Патрик (2012). Мишень Тирпица. HarperPress. ISBN 978-0-00-731924-4.
  • Блер, Клей (1996). Война подводных лодок Гитлера. 1 Охотники, 1939–1942 гг. Нью-Йорк: Random House. ISBN 978-0-304-35260-9.
  • Брейер, Зигфрид (1989). Линкор "Тирпиц". Западный Честер: Schiffer Pub. ISBN 978-0-88740-184-8.
  • Браун, Дэвид (1977). Тирпиц: плавучая крепость. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-85368-341-4.
  • Браун, Дж. Д. (2009). Авианосные операции во время Второй мировой войны. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-108-2.
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Военно-морское оружие Второй мировой войны. Лондон: Конвей Маритайм Пресс. ISBN 978-0-87021-459-2.
  • Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры оси и нейтральные линкоры во Второй мировой войне. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0.
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг. Vol. I: Основные надводные суда. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6.
  • Хафстен, Бьёрн (1991). Flyalarm: Luftkrigen надией Норвегии 1939–1945 гг. Осло: Sem Stenersen. ISBN 978-82-7046-058-8.
  • Хартл, Клаудиа; Контер, Оливер; Сент-Джордж, Скотт; Кирххефер, Андреас; Шольц, Денис; Эспер, январь "Дендрохронология войны - деревья как свидетели атак Тирпица" (PDF). copernicus.org. Европейский союз наук о Земле. Проверено 12 апреля 2018 г.
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ганс-Отто (1993). Die Deutschen Kriegsschiffe (Том 7). Ратинген, Германия: Mundus Verlag. ISBN 978-3-8364-9743-5.
  • Кемп, Пол (1998). Энциклопедия конфликтных морских войн 20-го века. Лондон: оружие и доспехи. ISBN 978-1-85409-221-2.
  • Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (1998). Линкоры класса "Бисмарк": Бисмарк и Тирпиц, кульминация и финал строительства немецких линкоров. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-049-6.
  • Морган, Хью и Уил, Джон (1998). Немецкие реактивные асы Второй мировой войны. Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN 978-1-85532-634-7.
  • Оттосен, Кристиан (1983). Тета Тета: Et Blad Fra Motstandskampens Historie 1940–1945. Осло: Университетфорлагет. ISBN 978-82-00-06823-5.
  • Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-570-4.
  • Прагер, Ханс Георг (2002). Panzerschiff Deutschland, Schwerer Kreuzer Lützow: ein Schiffs-Schicksal vor den Hintergründen seiner Zeit (на немецком языке). Гамбург: Келер. ISBN 978-3-7822-0798-0.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: военно-морская история Второй мировой войны. Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-119-8.
  • Шак, Уолтер (2009). Орел Люфтваффе - От Me 109 до Me 262. Оттрингем: Hikoki Publications. ISBN 978-1-902109-06-0.
  • Сиече, Эрвин (1987). «Германия 1922–1946». В Стертоне, Ян (ред.). Все мировые линкоры Конвея: с 1906 года по настоящее время. Лондон: Конвей Маритайм Пресс. С. 28–49. ISBN 978-0-85177-448-0.
  • Свитмен, Джон (2004). Тирпиц: Охота на зверя. Глостершир: Sutton Publishing Limited. ISBN 978-0-7509-3755-9.
  • Торкильдсен, Торбьёрн (1998). Свальбард: vårt nordligste Norge (на норвежском языке) (3-е изд.). Осло: Ашехуг. ISBN 978-82-03-22224-5.
  • Ван дер Ват, Дэн (1988). Атлантическая кампания. Эдинбург: Бирлинн. ISBN 978-1-84158-124-8.
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие линкоры 1939–45. Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84176-498-6.
  • Зеттерлинг, Никлас и Тамеландер, Майкл (2009). Тирпиц: жизнь и смерть последнего супер-линкора Германии. Хавертаун: Каземат. ISBN 978-1-935149-18-7.
Дополнительная литература
  • Ноулз, Дэниел (2018). Тирпиц: жизнь и смерть последнего великого линкора Германии. Страуд: Fonthill Media. ISBN 978-1-78155-669-6.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Тирпиц (корабль, 1941).

Координаты : 69 ° 38'50 ″ N 18 ° 48′30 ″ E / 69 64722 ° N 18, 80833 ° E / 69,64722; 18.80833

Последняя правка сделана 2021-05-21 06:29:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте