Немецкий крейсер Адмирал Шеер

редактировать
Немецкий военный корабль, 1934-45 гг.

Адмирал Шеер в Гибралтаре.jpg Адмирал Шеер в Гибралтаре в 1936 году
История
Нацистская Германия
Имя:Адмирал Шеер
Тезка:Рейнхард Шеер
Строитель:Kriegsmarinewerft Wilhelmshaven
Заложен:25 июня 1931 г.
Спущен на воду:1 апреля 1933 года
Введен в эксплуатацию:12 ноября 1934 года
Порт приписки:Киль
Судьба:Перевернут в гавани британцами воздушная атака 9 апреля 1945 г., частично списано и захоронено
Общие характеристики
Класс и тип:Deutschland-class крейсер
Водоизмещение:
  • Конструкция:
    • 13,660 т (13440 длинных тонн)
  • Полная нагрузка:
    • 15180 длинных тонн (15420 т)
Длина:186 м (610 футов 3 дюйма)
Ширина:21,34 м (70 футов 0 дюймов)
Осадка:7,25 м (23 футов 9 дюймов)
Установленная мощность:54000 PS ( 53 260 л.с., 39 720 кВт)
Силовая установка:
  • Восемь дизельных двигателей MAN
  • Два гребных винта
Скорость :28,3 узлов (52,4 км / ч; 32,6 миль / ч)
Диапазон:9,100 морских миль (16,900 км; 10,500 миль) при 20 узлах (37 км / ч; 23 миль / ч)
Дополнение:
  • As построено:
    • 33 офицера
    • 586 зачислено
  • После 1935 года:
    • зачислено 30 офицеров
    • 921–1040 зачислено
Датчики и. системы обработки:
  • 1940:
    • FMG 39 G (gO)
  • 1941:
    • MG 40 G (gO)
    • FuMO 26
Вооружение:
Бронирование:
Самолеты:2 × Arado Ar 196 гидросамолеты
Авиационные средства:Одна катапульта

Адмирал Шеер был немецким тяжелым крейсером (часто называемым карманным линкором), который служил с Кригсмарине нацистской Германии во время Второй мировой войны. Судно было названо в честь адмирала Рейнхарда Шеера, немецкого командующего в Ютландской битве. Он был заложен на верфи Reichsmarinewerft в Вильгельмсхафене в июне 1931 года и завершен к ноябрю 1934 года. Первоначально классифицированный как бронированный корабль (Panzerschiff) Рейхсмарине, в феврале 1940 года немцы реклассифицировали его. оставшиеся два корабля этого класса были тяжелыми крейсерами.

Корабль номинально подпадал под ограничение в 10 000 длинных тонн (10 000 т) на размер военного корабля, установленное Версальским договором, хотя и с Водоизмещение при полном грузе 15 180 длинных тонн (15 420 т), она значительно превышает его. Адмирал Шеер и ее сестры, вооруженные шестью 28-см (11 дюймов) орудиями в двух тройных орудийных башнях, были разработаны так, чтобы превосходить любой крейсер с достаточной скоростью, чтобы их догнать. Их максимальная скорость составляла 28 узлов (52 км / ч; 32 мили в час), поэтому лишь горстка кораблей англо-французских военно-морских сил могла их поймать и была достаточно мощной, чтобы потопить их.

Адмирал Шеер прошел тяжелую службу с германский флот, включая развертывание в Испании во время гражданской войны в Испании, где она бомбардировала порт Альмерия. Ее первой операцией во время Второй мировой войны была операция по коммерческому рейдерству в южной части Атлантического океана; она также совершила краткий набег в Индийский океан. Во время операции он потопил 113 223 брутто-регистровых тонн (GRT) судоходства, что сделало его самым успешным капитальным кораблем надводным рейдером войны. После ее возвращения в Германию она была отправлена ​​в северную Норвегию, чтобы воспрепятствовать доставке в Советский Союз. Она участвовала в неудачной атаке на Конвой PQ 17 и провела Операцию «Страна чудес », вылазка в Карское море. После возвращения в Германию в конце 1942 года корабль служил учебным кораблем до конца 1944 года, когда его использовали для поддержки наземных операций против Советской Армии. В марте 1945 года она переехала в Киль для ремонта, где была опрокинута британскими бомбардировщиками во время налета 9 апреля 1945 года и частично сломана; остаток обломков был захоронен, когда внутренняя часть верфи в Киле была засыпана после войны.

Содержание

  • 1 Дизайн
  • 2 История обслуживания
    • 2.1 Гражданская война в Испании
    • 2.2 Вторая мировая война
      • 2.2.1 Выход на Атлантический океан
      • 2.2.2 Развертывание в Норвегии
      • 2.2.3 Возвращение на Балтику
  • 3 Сноски
    • 3.1 Примечания
    • 3.2 Цитаты
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Дизайн

Чертеж Адмирала Шеера

Адмирал Шеер был 186 метров (610 футов) в длину, имел ширину 21,34 м (70,0 футов) и максимальную осадку. 7,25 м (23,8 футов). Корабль имел проектное водоизмещение 13440 длинных тонн (13 660 т) и полное водоизмещение 15 180 длинных тонн (15 420 тонн), хотя официально заявлено, что судно находится в пределах 10 000 длинных тонн (10 000 т). Версальский договор. Адмирал Шеер был оснащен четырьмя наборами MAN девятицилиндровыми двухтактными двигателями двойного действия дизельными двигателями. Максимальная скорость корабля составляла 28,3 узлов (52,4 км / ч; 32,6 миль / ч) при 54000 л.с. (53,260 л. При крейсерской скорости 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час) корабль мог пролететь 9 100 морских миль (16 900 км; 10 500 миль). Согласно проекту, ее стандартный набор состоял из 33 офицеров и 586 рядовых, хотя после 1935 года это число было значительно увеличено до 30 офицеров и 921–1040 матросов.

Основное вооружение адмирала Шеера составляло шесть 28 см (11,0). in) Орудия SK C / 28 установлены в двух тройных орудийных башнях, одна в носовой части и одна в корме надстройки. Корабль нес аккумуляторную батарею из восьми орудий 15 см (5,9 дюйма) SK C / 28 в одиночных башнях, сгруппированных на миделе. Ее зенитная батарея первоначально состояла из трех орудий 8,8 см (3,5 дюйма) L / 45, однако в 1935 году они были заменены шестью орудиями 8,8 см L / 78. К 1940 г. корабельная зенитная батарея была значительно увеличена и состояла из шести орудий 10,5 см (4,1 дюйма) C / 33, четырех спаренных орудий 3,7 см (1,5 дюйма) C / 30 <151.>орудий и до двадцати восьми орудий 2 см (0,79 дюйма) Flak 30. К 1945 году зенитная батарея снова была реорганизована и насчитывала шесть 4-см орудий, восемь 3,7-см орудий и тридцать три 2-сантиметровые орудия.

Корабль также нес пару счетверенных 53,3-см (21,0 мм) орудий. в) палубные торпедные установки размещены на ее корме. Корабль был оборудован двумя гидросамолетами Arado Ar 196 и одной катапультой . Бронепояс адмирала Шеера имел толщину от 60 до 80 мм (от 2,4 до 3,1 дюйма); ее верхняя палуба имела толщину 17 мм (0,67 дюйма), а основная бронепалуба - от 17 до 45 мм (от 0,67 до 1,77 дюйма). Башни ГК имели толщину граней 140 мм (5,5 дюйма) и борта 80 мм. Первоначально радар состоял из комплекта FMG 39 G (gO), однако в 1941 году он был заменен комплектом FMG 40 G (gO) и системой FuMO 26.

История обслуживания

Адмирал Шеер в 1935 году

Адмирал Шеер был заказан Reichsmarine с Reichsmarinewerft верфи в Вильгельмсхафене. Военно-морское перевооружение не было популярно среди социал-демократов и коммунистов в немецком Рейхстаге, поэтому только в 1931 году был принят закон о строительстве второго Panzerschiff. Деньги для Panzerschiff B, который был заказан как Ersatz Lothringen, были получены после того, как социал-демократы воздержались, чтобы предотвратить политический кризис. Его киль заложен 25 июня 1931 года, строится № 123. Спущен на воду 1 апреля 1933 года; при спуске на воду ее окрестила Марианна Бессерер, дочь адмирала Рейнхарда Шеера, тезки корабля. Он был завершен чуть более чем через полтора года, 12 ноября 1934 года, в день ввода в строй немецкого флота. Старый линкор Hessen был снят с эксплуатации, а его команда переведена на недавно введенный в строй Panzerschiff.

При вводе в строй в ноябре 1934 года адмирал Шеер был передан под командование Kapitän zur См. (KzS) Вильгельм Маршал. Остаток 1934 года корабль провел, проводя ходовые испытания и обучая свой экипаж. В 1935 году на нее установили новую катапульту и систему десантных парусов, чтобы управлять ее гидросамолетами Arado в условиях сильного волнения. С 1 октября 1935 года по 26 июля 1937 года ее первым офицером был Леопольд Бюркнер, позднее ставший главой внешней разведки в Третьем рейхе. К октябрю 1935 года корабль был готов к своему первому крупному круизу, когда 25–28 октября он посетил Мадейру и вернулся в Киль 8 ноября. Следующим летом она совершила круиз через Скагеррак и Ла-Манш в Ирландское море, прежде чем посетить Стокгольм на обратном пути..

Гражданская война в Испании

Первое зарубежное командование адмирала Шеера началось в июле 1936 года, когда его отправили в Испанию для эвакуации немецких гражданских лиц, оказавшихся в разгар гражданской войны в Испании. С 8 августа 1936 года она служила вместе со своим сестринским кораблем Deutschland в патрулировании без вмешательства у республиканского побережья Испании. До июня 1937 года она четыре раза служила в патруле невмешательства. Ее официальной целью было контролировать приток военной техники в Испанию, хотя она также зафиксировала, что советские корабли доставляли припасы для республиканцев и защищали корабли. поставка немецкого оружия националистическим силам. Во время командировки в Испанию Эрнст Линдеманн служил первым артиллерийским офицером на корабле. После того, как Германия была атакована 29 мая 1937 года самолетом испанских республиканских ВВС с Ибицы, адмиралу Шееру было приказано в отместку бомбить удерживаемый республиканцами порт Альмерия.. 31 мая 1937 года, в годовщину Ютландской битвы, адмирал Шеер под Имперским военным флагом прибыл в 07:29 у берегов Альмерии и открыл огонь по береговым батареям и морским объектам. и корабли в гавани. 26 июня 1937 года ее сменил родственный корабль Admiral Graf Spee, что позволило ей вернуться в Вильгельмсхафен 1 июля. Однако в период с августа по октябрь она вернулась в Средиземное море. В сентябре 1936 года KzS Отто Килиакс сменил Маршала в качестве командира корабля.

Вторая мировая война

В начале Второй мировой войны в сентябре 1939 года адмирал Шеер остался стоял на якоре на рейде Шиллиг недалеко от Вильгельмсхафена, с тяжелым крейсером Адмирал Хиппер. 4 сентября две группы по пять бомбардировщиков Bristol Blenheim атаковали корабли. Первая группа удивила зенитчиков на борту адмирала Шеера, которым, тем не менее, удалось сбить один из пяти Бленхеймов. Одна бомба попала в палубу корабля и не взорвалась, а две взорвались в воде возле корабля. Остальные бомбы также не взорвались. Вторая группа из пяти Бленхеймов столкнулась с встревоженной немецкой обороной, которая сбила четыре из пяти бомбардировщиков. Адмирал Шеер вышел из атаки невредимым. В ноябре 1939 года KzS Теодор Кранке стал командиром корабля.

Адмирал Шеер прошел ремонт, в то время как его родственные корабли отправились в коммерческие рейды в Атлантике. Адмирал Шеер был модифицирован в первые месяцы 1940 года, в том числе был установлен новый лук clipper. Тяжелая командная башня была заменена на более легкую, и она была реклассифицирована как тяжелый крейсер. Также были установлены дополнительные зенитные орудия и обновленное радиолокационное оборудование. 19–20 июля бомбардировщики RAF атаковали адмирала Шеера и линкор Tirpitz, но ни разу не попали. 27 июля корабль был объявлен готовым к эксплуатации.

Атлантический вылет

Адмирал Шеер

Адмирал Шеер отплыл в октябре 1940 года в свой первый боевой вылет. В ночь на 31 октября он проскользнул через Датский пролив и вырвался в открытую Атлантику. Ее оборудование радиоперехвата B-Dienst идентифицировало конвой HX 84, следовавший из Галифакса, Новая Шотландия. Гидросамолеты адмирала Шеера Арадо обнаружили конвой 5 ноября 1940 г. вооруженный торговый крейсер HMS Jervis Bay, единственный эскорт конвоя, сообщил о немецком рейдере и попытался предотвратить от нападения на конвой, которому было приказано разойтись под прикрытием дымовой завесы. Первый залп адмирала Шеер попал в Джервис-Бей, отключив ее беспроводное оборудование и рулевой механизм. Снаряды ее второго залпа попали в мост и убили ее командира, Эдварда Фегена VC. Адмирал Шеер потопил Джервис-Бей за 22 минуты, но бой задержал немецкий корабль на достаточно долгое время, чтобы большая часть конвоя могла уйти. Адмирал Шеер потопил только пять из 37 кораблей конвоя, хотя шестой корабль был потоплен люфтваффе после разгона конвоя.

18 декабря адмирал Шеер натолкнулся на рефрижератор Duquesa, водоизмещением около 8651 тонны (8790 тонн).) смещение. Корабль послал сигнал бедствия, который немецкий рейдер сознательно разрешил, чтобы привлечь британские военно-морские силы в этот район. Кранке хотел заманить в этот район британские военные корабли, чтобы отвлечь внимание от адмирала Хиппера, который только что вышел из Датского пролива. Авианосцы HMS Formidable и Hermes, крейсеры Dorsetshire, Neptune и Dragon, а вооруженный торговый крейсер Замок Претории сошлись, чтобы выследить немецкого налетчика, но он ускользнул от британцев.

Адмирал Шеер захватил норвежский 8,038 GRT нефтяной танкер Sandefjord на 18 января 1941 г. посадил на борт призовую команду и использовал ее для отправки пленных в Бордо. После войны Сандефьорд был преобразован в британский сухогруз Cedar Trader, показанный здесь.

С 26 декабря по 7 января адмирал Шеер встретился с кораблями снабжения Nordmark и Eurofeld, вспомогательным крейсером Тор и призы Дукеса и Сторстад. Рейдеры перевели около 600 заключенных в Сторстад, пока они заправлялись топливом из Нордмарка и Еврофельда. Между 18 и 20 января адмирал Шеер захватил три торговых корабля союзников общим объемом 18 738 брутто-регистровых тонн (брутто), включая норвежский нефтяной танкер Sandefjord. Рождество 1940 года она провела в море посреди Атлантики, в нескольких сотнях миль от Тристан-да-Кунья, прежде чем совершить набег в Индийский океан в феврале 1941 года.

14 февраля адмирал Шеер сблизился со вспомогательным крейсером Атлантис и кораблем снабжения Танненфельс примерно в 1 000 морских миль (1900 км; 1200 миль) к востоку от Мадагаскар. Рейдеры пополнили запасы Танненфельса и обменялись информацией о торговых перевозках союзников в этом районе, разойдясь с ротой 17 февраля. Затем адмирал Шеер отправился на Сейшельские острова к северу от Мадагаскара, где обнаружил два торговых судна со своими гидросамолётами «Арадо». Она взяла в качестве приза нефтеналивной танкер British Advocate валовой вместимостью 6994 тонны и потопила Grigorios под греческим флагом на 2456 тонных тонны. Третьему кораблю, 7 178 GRT Canadian Cruiser, удалось послать сигнал бедствия, прежде чем адмирал Шеер потопил его 21 февраля. На следующий день рейдер столкнулся и потопил четвертый корабль, голландский пароход GRT Rantaupandjang объемом 2542 тонн, хотя он тоже смог послать сигнал бедствия, прежде чем затонул.

Британский крейсер HMS Glasgow, который патрулировал этот район, получил оба сообщения от жертв адмирала Шеера. Глазго запустил самолет-разведчик, который 22 февраля заметил адмирала Шеера. Вице-адмирал Ральф Литам, командир Ост-Индской станции, развернул авианосец Гермес и крейсеры Кейптаун, Изумруд, Хокинс, Шропшир и австралийский HMAS Canberra присоединились к охоте. Кранке повернул на юго-восток, чтобы уклониться от преследователей, и к 3 марта достиг Южной Атлантики. Между тем британцы отказались от охоты 25 февраля, когда стало ясно, что адмирал Шеер покинул этот район.

Адмирал Шеер затем отплыл на север, прорвавшись через Датский пролив 26–27 марта и уклонившись от крейсеры Фиджи и Нигерия. 30 марта она достигла Бергена, Норвегия, где провела день в Гримстад-фьорде. Эскорт эсминца присоединился к кораблю для перехода в Киль, которого они достигли 1 апреля. В ходе рейда она преодолела более 46 000 морских миль (85 000 км) и потопила семнадцать торговых судов на общую сумму 113 223 брутто. Он был безусловно самым успешным немецким капитальным кораблем коммерческим рейдером за всю войну. Вернувшись в Германию, Кранке покинул корабль и в июне 1941 года его заменил KzS Вильгельм Мендсен-Болькен. Потеря линкора Bismarck в мае 1941 года и, что более важно, Королевского корабля. Уничтожение военно-морского флота немецкой сети кораблей снабжения после операции Бисмарка вынудило адмирала Шеер и ее сестру Лютцов в конце 1941 года отказаться от запланированной операции по нападению на Атлантический океан. 4–8 сентября адмирал Шеер был ненадолго переведен в Осло. Там 5 и 8 сентября No. 90-я эскадрилья RAF, оснащенная бомбардировщиками Boeing B-17 Flying Fortress, провела пару неудачных атак на корабль. 8 сентября корабль покинул Осло и вернулся в Свинемюнде.

Развертывание в Норвегии

Адмирал Шеер, сфотографировано из Принц Ойген на пути в Норвегию

21 февраля 1942 г. адмирал Scheer, тяжелый крейсер Prinz Eugen и эсминцы Z4 Richard Beitzen, Z5 Paul Jakobi, Z25, Z7 Hermann Шеманн и Z14 Фридрих Ин отправились в Норвегию. После краткой остановки в Гримстад-фьорде корабли проследовали в Тронхейм. 23 февраля британская подводная лодка Trident торпедировала Prinz Eugen, причинив серьезные повреждения. Первой операцией в Норвегии, в которой принял участие адмирал Шеер, была операция Rösselsprung, проведенная в июле 1942 года. 2 июля корабль совершил вылет в рамках попытки перехватить арктический конвой PQ-17. Адмирал Шеер и Лютцов сформировали одну группу, а Тирпиц и адмирал Хиппер - другую. На пути к месту встречи Lützow и три эсминца сели на мель, вынудив всю группу отказаться от операции. Адмирал Шеер был откомандирован, чтобы присоединиться к Тирпицу и адмиралу Хипперу в Альтафьорде. Британцы заметили отход немцев и приказали конвою разойтись. Понимая, что неожиданность потеряна, немцы прервали надводную атаку и передали уничтожение PQ-17 подводным лодкам и люфтваффе. Двадцать четыре из тридцати пяти транспортов конвоя были потоплены.

В августе 1942 года она провела операцию «Страна чудес, вылет в Карское море с целью воспрепятствовать советскому судоходству. и атаковать возможные цели. Продолжительность миссии и расстояния не позволили обеспечить сопровождение эсминца для операции; три эсминца будут сопровождать адмирала Шеера до Новой Земли, после чего они вернутся в Норвегию. Две подводные лодки - U-251 и U-456 - патрулировали Карские ворота и Югорский пролив. Первоначально немцы намеревались отправить адмирала Шеера на его родственном корабле Lützow, но, поскольку последний сел на мель в предыдущем месяце, он был недоступен для операции.

Карта, показывающая маршрут, пройденный адмиралом Шеером во время операции Wunderland

Оперативный план предусматривал строгое радиомолчание, чтобы обеспечить возможность внезапности. Это требовало от Мендсена-Болкена полного тактического и оперативного контроля над своим кораблем; береговые команды не смогут руководить миссией. 16 августа адмирал Шеер и его эсминец эскорт покинули Нарвик, направляясь к северу от Новой Земли. Войдя в Карское море, она столкнулась с тяжелым льдом; Помимо поиска торговых судов, гидросамолет Arado использовался для разведки путей через ледяные поля. 25 августа она столкнулась с советским ледоколом Сибиряковым. Адмирал Шеер потопил ледокол, но не раньше, чем он послал сигнал бедствия. Затем немецкий корабль повернул на юг и через два дня прибыл из порта Диксон. Адмирал Шеер повредил два корабля в порту и обстрелял портовые сооружения. Мендсен-Бохлкен рассматривал возможность высадки десанта на берег, но стрельба из советских береговых батарей убедила его отказаться от этого плана. Прервав обстрел, Мендсен-Болкен решила вернуться в Нарвик. Она достигла порта 30 августа, не добившись каких-либо значительных успехов.

23 октября адмирал Шеер, Тирпиц и эсминцы Z4 Richard Beitzen, Z16 Friedrich Eckoldt, Z23, Z28 и Z29 покинули Боген-Бэй и направились в Тронхейм. Там Тирпиц остановился на ремонт, а адмирал Шеер и Z28 продолжили свой путь в Германию. Фрегаттенкапитен исполнял обязанности командира корабля в конце ноября. В декабре 1942 года адмирал Шеер вернулся в Вильгельмсхафен для капитального ремонта, где он был атакован и слегка поврежден бомбардировщиками британских ВВС. Следовательно, адмирал Шеер перебрался в менее уязвимый порт Свинемюнде. В феврале 1943 года кораблем командовал KzS. До конца 1944 года адмирал Шеер входил в состав Учебной группы флота.

Возвращение на Балтику

KzS, последний командир корабля, принял командование адмирала Шеера в апреле 1944 года. 22 ноября 1944 г., адмирал Шеер, эсминцы Z25 и Z35 и 2-я флотилия торпедных катеров освободили крейсер Prinz Eugen и несколько эсминцев, поддерживающих немецкие войска, сражающиеся с Советами на острове Ösel в Балтика. Советские ВВС нанесли несколько воздушных атак по немецким войскам, все из которых были успешно отражены сильным зенитным огнем. Однако гидроплан корабля "Арадо" был сбит. В ночь с 23 на 24 ноября германские военно-морские силы завершили эвакуацию острова. Всего с острова было эвакуировано 4694 военнослужащих.

Адмирал Шеер опрокинулся в Киле

В начале февраля 1945 года адмирал Шеер противостоял Самланду с несколькими торпедными катерами в поддержку немецких войск, сражающихся с советскими войсками.. 9 февраля корабли начали обстрел советских позиций. С 18 по 24 февраля немецкие войска начали контратаку на местах; Адмирал Шеер и торпедные катера оказали артиллерийскую поддержку, нацелившись на советские позиции около Пейса и Гросс-Хейдекруг. Немецкое нападение временно восстановило сухопутную связь с Кенигсбергом. К марту орудия корабля были сильно изношены и нуждались в ремонте. 8 марта адмирал Шеер покинул восточную часть Балтийского моря, чтобы переставить орудия в Киле; она перевезла 800 гражданских беженцев и 200 раненых солдат. Неубранное минное поле не позволило ей добраться до Киля, и поэтому она выгрузила пассажиров в Свинемюнде. Несмотря на изношенные стволы орудий, корабль затем обстреливал советские войска за пределами Кольберга, пока она не израсходовала оставшиеся боеприпасы.

Затем корабль загрузил беженцев и покинул Свинемюнде; она успешно преодолела минные поля по пути в Киль, прибыв туда 18 марта. К началу апреля на верфи Deutsche Werke были заменены орудия в кормовой башне. В процессе ремонта большая часть экипажа вышла на берег. В ночь на 9 апреля 1945 года более 300 самолетов ВВС Великобритании нанесли удар по гавани в Киле. Адмирал Шеер был сбит бомбами и перевернулся. После окончания войны судно было частично разобрано на металлолом, хотя часть корпуса осталась на месте и засыпана обломками от нападения, когда внутренние гавани были заполнены в послевоенное время. Число жертв в результате ее потери неизвестно.

Сноски

Примечания

Цитаты

Ссылки

  • «Бюркнер, Леопольд». Bordgemeinschaft der Emdenfahrer. Проверено 18 октября 2013 г.
  • Ciupa, Heinz (1997). Die Deutschen Kriegsschiffe 1939–1945. Раштатт : Моэвиг. ISBN 978-3-8118-1409-7.
  • Эдвардс, Бернард (2003). Остерегайтесь рейдеров! Немецкие надводные рейдеры во время Второй мировой войны. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-210-0.
  • Гардинер, Роберт и Чесно, Роджер, ред. (1980). Боевые корабли всего мира Конвея, 1922–1946 гг.. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-913-9.
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг. Vol. I: Основные надводные суда. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6.
  • Грюцнер, Йенс (2010). Kapitän zur См. Ernst Lindemann: Der Bismarck-Kommandant - Eine Biographie (на немецком языке). ВДМ Хайнц Никель. ISBN 978-3-86619-047-4.
  • Хюммельхен, Герхард (1976). Die Deutschen Seeflieger 1935–1945 (на немецком языке). Мюнхен: Леманн. ISBN 978-3-469-00306-5.
  • Мейер-Велкер, Ганс; Форстмайер, Фридрих; Папке, Герхард и Петтер, Вольфганг (1983). Deutsche Militärgeschichte 1648–1939. Херршинг : Павляк. ISBN 978-3-88199-112-4.
  • О'Хара, Винсент П.; Диксон, В. Дэвид и Уорт, Ричард (2010). На морях оспаривается: семь великих флотов Второй мировой войны. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-646-9.
  • Папа, Дадли (2005). Битва у реки Плейт: Охота на немецкий карманный линкор Граф Шпее. Итака: McBooks Press. ISBN 978-1-59013-096-4.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: военно-морская история Второй мировой войны. Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-119-8.
  • Шоуэлл, Джек П. Маллманн (2003). Немецкие морские нарушители кодекса. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-308-6.
  • Уотсон, Брюс (2006). Атлантические конвои и нацистские рейдеры. Вестпорт: Прегер. ISBN 978-0-275-98827-2.
  • Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-184-4.
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие карманные линкоры 1939–1945 гг. Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84176-501-3.
  • Зеттерлинг, Никлас и Тамеландер, Майкл (2009). Тирпиц: жизнь и смерть последнего супер-линкора Германии. Хавертаун: Каземат. ISBN 978-1-935149-18-7.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с . адмиралом Шеером.

Координаты : 54 ° 19'14 ″ N 10 ° 09'50 ″ E / 54,32055556 ° N 10,16388889 ° E / 54,32055556; 10.16388889

Последняя правка сделана 2021-05-21 06:30:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте