Арктические конвои Второй мировой войны | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
![]() | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
85 торговых судов. 16 военных кораблей | 4 боевых корабля. 30 подводных лодок |
Арктические конвои Второй мировой войны были океанскими конвоями, которые шли из Соединенного Королевства, Исландии, и Северной Америки в северные порты Советского Союза - в основном Архангельск (Архангельск) и Мурманск в России. С августа 1941 г. по май 1945 г. было 78 конвоев, следовавших через несколько морей Атлантического и Северного Ледовитого океанов, с двумя промежутками без плавания в период с июля по сентябрь 1942 г. и с марта по ноябрь. 1943.
Около 1400 торговых судов доставили в Советский Союз необходимые товары по программе ленд-лиза в сопровождении кораблей Royal Navy, Royal Канадский флот и США Военно-морской флот. Восемьдесят пять торговых судов и 16 военных кораблей Королевского флота (два крейсера, шесть эсминцев, восемь других кораблей сопровождения) были потеряны. Нацистская Германия Кригсмарине потеряла несколько судов, в том числе один линкор, три эсминца, 30 подводных лодок и много самолетов. Конвои продемонстрировали приверженность союзников помощи Советскому Союзу до открытия второго фронта и связали значительную часть военно-морских и военно-воздушных сил Германии.
После первого конвоя под кодовым названием Операция Дервиш в августе 1941 года конвои Arctic проходили двумя сериями:
Конвои бежали из Исландии (обычно с Хвальфьордюра ) и двигались к северу от о. Ян-Майен в сторону Архангельска, когда лед позволял лед в летние месяцы, смещаясь на юг по мере увеличения пакового льда и заканчиваясь в Мурманске. С февраля 1942 года они собирались и отправлялись в плавание из Лох-Эве в Шотландии.
Конвои, отправлявшиеся и возвращавшиеся домой, планировалось использовать одновременно; Тесный эскорт сопровождал торговые суда в порт, оставаясь для последующего обратного пути, в то время как прикрытие тяжелых надводных частей также было предоставлено для защиты от вылетов таких судов, как Тирпиц. Сопровождение будет сопровождать выезжающий конвой до точки пересечения, встречая и затем проводя возвращающийся домой конвой, в то время как близкий эскорт завершает рейс со своими подопечными.
Маршрут огибал оккупировал Норвегию по пути в советские порты. Особые опасности включали:
Outbound | Homebound | ||
Dervish | вылетел Хвалфьордюр, Исландия, 21 августа;. прибыл Архангельск, Россия, 31 августа | ||
PQ 1 | выехал из Хвальфьордура 29 сентября;. прибыл в Архангельск октябрь 11 | QP 1 | вылетел из Архангельска 28 сентября;. прибыл Скапа-Флоу, Шотландия, 10 октября |
PQ 2 | отправился Ливерпуль, Англия, 13 октября;. прибыл в Архангельск 30 октября | ||
PQ 3 | вышел из Хвалфьордура 9 ноября;. прибыл в Архангельск 22 ноября | выехал из Архангельска 3 ноября;. прибыл Киркволл, Шотландия, 17 ноября | |
PQ 4 | вылетел из Хвалфьордура 17 ноября;. прибыл в Архангельск 28 ноября | ||
PQ 5 | вышел из Хвальфьордура 27 ноября;. прибыл из Архангельска 13 декабря | QP 3 | вылетел из Архангельска 27 ноября;. рассеялся, прибыл 3 декабря |
PQ 6 | вылетел из Хвалфьордюра 8 декабря;. прибыл Мурманск, Россия, 20 декабря | QP 6 | . прибыл Scapa Flow, Шотландия, 29 декабря |
PQ 7a | вылетел из Хвальфьордюра 26 декабря;. прибыл в Мурманск 12 января 1942 года | вылетел из Архангельска 29 декабря;. рассеялся, прибыл 9 января | |
PQ 7b | вылетел из Хвальфьордюра 31 декабря;. прибыл в Мурманск 11 января |
Исходящий | Homebound | ||
PQ 8 | покинул Хвалфьордюр 8 января;. прибыл в Архангельск 17 января | вылетел из Мурманска 13 января;. рассеялся, прибыл 19 января | |
Объединенный PQ 9 и PQ 10 | вылетел Рейкьявик, Исландия 1 февраля;. прибыл в Мурманск 10 февраля | вылетел из Мурманска 24 января;. рассеялся, прибыл 28 января | |
PQ 11 | вылетел Лох-Эве, Шотландия 7 февраля;. покинул Киркволл 14 февраля;. прибыл в Мурманск 22 февраля | вылетел из Мурманска 12 февраля;. разогнался, ар. 15 февраля | |
PQ 12 | выехал из Рейкьявика 1 марта;. прибыл в Мурманск 12 марта | выехал из Мурманска 1 марта;. прибыл в Рейкьявик 11 марта | |
PQ 13 | выехал из Рейкьявика 20 марта ;. прибыл в Мурманск 31 марта | выехал Кольский залив, Россия 21 марта;. прибыл в Рейкьявик 3 апреля | |
PQ 14 | выехал Обан, Шотландия 26 марта;. прибыл в Мурманск 19 апреля | QP 10 | вышел из Кольского залива 10 апреля;. прибыл в Рейкьявик 21 апреля |
PQ 15 | вышел из Обана 10 апреля;. прибыл в Мурманск май 5 | QP 11 | вылетел из Мурманска 28 апреля;. прибыл в Рейкьявик 7 мая |
PQ 16 | выехал из Рейкьявика 21 мая;. прибыл в Мурманск 30 мая | вышел из Кольского залива 21 мая;. прибыл в Рейкьявик 29 мая | |
PQ 17 | покинул Рейкьявик 27 июня;. рассредоточился, прибыл 4 июля | QP 13 | вышел из Архангельска 26 июня;. прибыл в Рейкьявик 7 июля |
(Августовский рейс отложен) | (августовский рейс отложен) | ||
PQ 18 | покинул Лох-Эве 2 сентября;. прибыл в Архангельск 21 сентября: первая колонна в сопровождении авианосца (HMS Avenger ) | QP 14 | вышла из Архангельска 13 сентября;. прибыла в Лох-Эве 26 сентября |
(цикл PQ завершен) | QP 15 | отправился в Кольский залив 17 ноября;. прибыл в Лох-Эве 30 ноября | |
Операция FB | отплыла независимыми судами без сопровождения | (цикл QP завершен) | |
JW 51A | отправился Ливерпуль 15 декабря;. прибыл в Кольский залив 25 декабря | ||
JW 51B | вышел из Ливерпуля 22 декабря;. прибыл в Кольский залив 4 января 1943 года;. см. Битва за Баренцево море | покинул Кольский залив 30 декабря;. прибыл в Лох-Эве 11 января |
Исходящий | Homebound | ||
покинул Ливерпуль 17 января;. прибыл в Кольский залив 27 января | вышел из Кольского залива январь 29;. прибыл в Лох-Эве 9 февраля | ||
выехал из Ливерпуля 15 февраля;. прибыл в Кольский залив 27 февраля | вышел из Кольского залива 1 марта;. прибыл в Лох-Эве 14 марта | ||
(цикл перенесен на лето) | (цикл перенесен на лето) | ||
JW 54A | вылетел из Ливерпуля 15 ноября;. прибыл в Кольский залив 24 ноября | вышел из Кольского залива 1 ноября;. прибыл в Лох-Эве 14 ноября | |
JW 54B | вылетел из Ливерпуля 22 ноября;. прибыл в Архангельск 3 декабря | выехал из Архангельска 26 ноября;. прибыл в Лох-Эве 9 декабря | |
JW 55A | покинул Ливерпуль 12 декабря;. прибыл в Архангельск 22 декабря | RA 55A | вышел из Кольского залива 22 декабря;. прибыл в Лох-Эве 1 января 1944 года |
JW 55B | покинул Ливерпуль 20 декабря;. прибыл в Архангельск 30 декабря;. см. Битва при мысе Нордкап | RA 55B | покинул Кольский залив 31 декабря;. прибыл в Лох-Эве 8 января |
Исходящий | Homebound | ||
JW 56A | вылетел из Ливерпуля 12 января;. прибыл Архангел 28 января | ||
JW 56B | покинул Ливерпуль 22 января;. прибыл в Кольский залив 1 февраля | вышел из Кольского залива 3 февраля;. прибыл Лох-Эве 11 февраля | |
JW 57 | отправился из Ливерпуля 20 февраля;. прибыл в Кольский залив 28 февраля | вышел из Кольского залива 2 марта;. прибыл из озера Лох-Эве 10 марта | |
JW 58 | вышел из Ливерпуля 27 марта;. прибыл в Кольский залив 4 апреля | вышел из Кольского залива 7 апреля;. прибыл в Лох-Эве 14 апреля | |
(сопровождение только в Мурманск) | вышел из Кольского залива 28 апреля;. прибыл в Лох-Эве 6 мая | ||
(цикл перенесен на лето) | (цикл перенесен на лето) | ||
вылетел из Ливерпуля 15 августа;. прибыл в Кольский залив 25 августа | вышел из Кольского залива 28 августа;. прибыл в Лох-Эве 5 сентября | ||
вылетел из Ливерпуля 15 сентября;. прибыл в Кольский залив 23 сентября | вышел из Кольского залива 28 сентября;. прибыл из Лох-Эве 5 октября | ||
вышел из Ливерпуля 20 октября;. прибыл в Кольский залив 28 октября | покинул Кольский залив 2 ноября;. прибыл в Лох-Эве 9 ноября | ||
вышел из Ливерпуля 31 октября;. прибыл в Мурманск 6 ноября | покинул Кольский залив 11 ноября;. прибыл в Лох-Эве Новемб er 17 | ||
выехал из озера Лох-Эве 29 ноября;. прибыл в Кольский залив 7 декабря | вышел из Кольского залива 10 декабря;. прибыл в Лох-Эве 19 декабря | ||
вышел из озера Лох-Эве 30 декабря;. прибыл на Кольский Вход 8 января 1945 | покинул Кольский залив 11 января;. прибыл в Лох-Эве 21 января |
Исходящий | Homebound | ||
ушел Клайд, Шотландия 3 февраля;. прибыл в Кольский залив 15 февраля | вышел из Кольского залива 17 февраля;. прибыл в Лох-Эве 28 февраля | ||
вышел из Клайда 11 марта;. прибыл в Кольский залив 21 марта | вышел из Кольского залива 23 марта;. прибыл в Лох-Эве 1 апреля | ||
покинул Клайд 16 апреля;. прибыл в Кольский залив 25 апреля | вышел из Кольского залива 29 апреля;. прибыл Клайд 8 мая | ||
покинул Клайд 12 мая;. прибыл в Кольский залив 20 мая | вышел из Кольского залива 23 мая;. прибыл в Клайд 30 мая |
Груз включал танки, истребители, топливо, боеприпасы, сырье и фо od. Первые конвои, в частности, доставляли бронированные машины и Hawker Hurricanes, чтобы восполнить дефицит в Советском Союзе. Арктические конвои вызвали серьезные изменения в дислокации флота с обеих сторон, что, возможно, оказало большое влияние на ход событий на других театрах военных действий. В результате первых набегов эсминцев на немецкие прибрежные корабли и рейда коммандос на Вогсё Гитлер пришел к выводу, что британцы намеревались снова вторгнуться в Норвегию. Это, вместе с очевидной необходимостью остановить поставки конвоев в Советский Союз, заставило его приказать отправить в Норвегию более тяжелые корабли, особенно линкор Tirpitz. Channel Dash был частично предпринят по этой причине.
В качестве «существующего флота » Тирпиц и другие крупные немецкие корабли связали британские ресурсы, которые могли иметь лучше использовать в других местах, например, для борьбы с японцами в Индийском океане. Успех Гнейзенау и Шарнхорста в Операции Берлин в начале 1941 года продемонстрировал потенциальную немецкую угрозу. Когда союзники закрыли воздушный промежуток над Северной Атлантикой самолетами очень большой дальности, Huff-Duff (радиотриангуляционное оборудование) улучшилось, был представлен бортовой сантиметровый радар и конвои получили охрану эскорт-авианосец, масштабы коммерческих рейдов уменьшились.
Помимо неудавшейся попытки перехватить PQ12 в марте 1942 г. и рейда на Шпицберген в сентябре 1943 г., Тирпиц провел большую часть Второй мировой войны в Норвежский фьорды. Она была загнана в загон и неоднократно подвергалась нападениям, пока, наконец, не была затоплена во фьорде Тромсё 12 ноября 1944 года Королевскими военно-воздушными силами (RAF). Другие Kriegsmarine крупные корабли либо так и не попали в Норвегию (например, Гнейзенау), либо были изгнаны, либо были потоплены превосходящими силами (например, Шарнхорст). В частности, неудачная атака на конвой JW-51B (Битва за Баренцево море ), когда сильные военно-морские силы Германии не смогли победить британский эскорт крейсеров и эсминцев, взбесили Гитлера и привели к стратегическому переход от надводных рейдеров к подводным лодкам. Некоторые крупные корабли были физически разобраны, а вооружение использовалось для береговой обороны.
Ленинград в соответствии с Осада была одним из важных пунктов назначения для снабжения конвоев. С 1941 г. продовольствие и боеприпасы доставлялись в Ленинград с британских конвоев поездами, баржами и грузовиками. Поставки часто уничтожались нацистскими бомбардировками и военно-морским отрядом К по пути в Ленинград. Однако конвои продолжали доставлять продовольствие в 1942, 1943 и в течение 1944 года. К концу войны материальное значение поставок, вероятно, было не так велико, как символическое значение, отсюда и продолжение - по настоянию Сталина - этих конвоев спустя много времени после того, как Советы развернули сухопутное наступление Германии.
Было сказано, что главная ценность конвоев была политической, доказывая, что союзники были привержены помощи Советскому Союзу в то время, когда им не удалось открыть второй фронт.
Ультра-сигнальная разведка, полученная в результате взлома немецкого кода Enigma в Блетчли-парке важная часть в конечном успехе конвоев. Немецкие документы, относящиеся к кодирующей машине Enigma, были захвачены во время рейдов коммандос в рамках операции «Стрельба из лука» и операции «Анклет» (27 декабря 1941 г.). Документы позволили британцам читать сообщения о морской Enigma, используемой надводными кораблями и подводными лодками в Арктике (Heimisch, позже сеть Hydra; Dolphin для британцев) до конца войны. В январе 1942 года в северную Норвегию были отправлены подкрепления бомбардировщиков, торпедоносцев и самолетов-разведчиков Люфтваффе, а в Ставангере и Киркенесе были созданы новые командные структуры, а затем флигерфюрер Лофотен, которому была поручена защита Норвегии и наступательные операции против конвоев союзников. Три подводные лодки в этом районе были увеличены до девяти, а еще шесть были распределены между Бергеном, Тронхеймом и Нарвиком для разведки и противодействия высадке союзников. В мае все подводные лодки перешли под командование Арктики, и 23 мая адмирал Шеер и Принц Ойген присоединились к Тирпицу в Тронхейме, а затем адмирал Хиппер; к 26 мая Лютцов прибыл в Нарвик.
Британцы считали эти действия из перехвата Ultra и анализа трафика с RAF Y-станции в RAF Cheadle, которая подслушивали переговоры между самолетами Люфтваффе и наземными станциями. За усилением сил подводных лодок в Арктике до 12 марта и 21 августа (позднее выяснилось, что их было 23) последовали приказы о переброске на большие немецкие корабли, что привело к засаде на Принц. Ойген на подводной лодке HMS Trident у берегов Тронхейма 23 февраля. Prinz Eugen был сильно поврежден торпедой, и Адмиралтейство было проинформировано о попадании на следующий день с помощью системы перехвата Enigma. Информацию не всегда можно было использовать, потому что большая часть ее была получена в короткие сроки, но разведывательные данные действительно позволяли Королевскому флоту подготовиться к битве, а конвои могли получать соответствующие силы сопровождения. Перехвату и потоплению Шарнхорста HMS Duke of York в значительной степени способствовали перехваты ULTRA.
Роман 1955 года HMS Ulysses Шотландский писатель Алистер Маклин, считается классиком литературы о военно-морской войне, а действие романа 1967 года Капитан голландского писателя Яна де Хартога происходит во время арктических конвоев. Эти две книги различаются по стилю, характеристикам и философии (де Хартог был пацифистом, чего нельзя сказать о Маклине). Оба живо передают атмосферу сочетания крайнего воинственного действия и негостеприимного характера, подталкивая главных героев к пределу выносливости и не только. Норвежский исторический отчет «Один из десяти должны умереть» (Hver tiende mann måtte dø) также 1967 года писателя Пера Ханссона основан на опыте норвежского моряка Лейфа Хеймстада и других членов норвежского торгового флота во время Второй мировой войны. Русский роман 1973 года Реквием по конвою PQ-17 (Реквием каравану PQ-17) писателя Валентина Пикуля описывает миссию Конвоя PQ 17, отражая храбрость и отвагу простых моряков в торговые суда и их сопровождение, которые пошли на смертельный риск, чтобы оказать помощь союзникам.
Арктический путь был самым коротким и прямым путем для помощи по ленд-лизу в СССР. хотя это было и самое опасное. По арктическому маршруту отправлено 3 964 000 тонн грузов; 7 процентов были потеряны, а 93 процента прибыли благополучно. Это составляло около 23% всей помощи СССР во время войны. Персидский коридор был самым длинным маршрутом и не работал в полную силу до середины 1942 года. После этого прошло 4 160 000 тонн товаров, что составляет 27 процентов от общего количества. Тихоокеанский маршрут открылся в августе 1941 года, но на него повлияло начало военных действий между Японией и США в результате Атаки на Перл-Харбор. После декабря 1941 года можно было использовать только советские корабли, а поскольку Япония и СССР соблюдали строгий нейтралитет по отношению друг к другу, можно было перевозить только товары невоенного назначения. Тем не менее, по этому маршруту было отправлено 8 244 000 тонн грузов, что составляет 50 процентов от общего количества.
Ответвление Тихоокеанского маршрута начало перевозить товары через Берингов пролив к советскому арктическому побережью в июне 1942 года. С июля по сентябрь небольшие советские конвои собирались в бухте Провиденс, Сибирь для сопровождения на север через Берингов пролив и на запад вдоль Северного морского пути с помощью ледоколов и Ленд-Лиз Тральщики класса "Превосходный". Всего через Берингов пролив на борту 120 судов прошло 452 393 тонны. Часть этого северного тоннажа была топливом для аэродромов на воздушном пути Аляска-Сибирь. Условия для аэродромов были переданы речным судам и баржам в устьях крупных сибирских рек. Остальные корабли продолжали движение на запад и были единственными морскими грузами, достигшими Архангельска, в то время как конвои JW были приостановлены летом 1943 и 1944 годов. Персидский коридор был единственным всепогодным маршрутом в СССР и имел 4 159 117 длинных тонн ( 4 225 858 т) припасов.
СМИ, связанные с арктическими конвоями времен Второй мировой войны на Wikimedia Commons