HMS Formidable (67)

редактировать
1940 Авианосец класса Illustrious Королевского флота

HMS Formidable на ходу в 1942 году.jpg Грозный в пути, 3 августа 1942 года
История
Великобритания
Имя:HMS Formidable
Оператор:Royal Navy
Строитель:Harland Wolff, Белфаст, Северная Ирландия
Номер верфи:1007
Заложен:17 июня 1937 г.
Спущен на воду:17 августа 1939 г.
Реклама:Леди Кингсли Вуд
Введен в эксплуатацию:24 ноября 1940 г.
Списан:12 августа 1947 г.
Идентификация:Номер вымпела : 67
Псевдоним (ы):Корабль, который спустился на воду
Почести и. награды:Святые 1782, Матапан 1941, Крит 1941, Северная Африка 1942–43, Сицилия 1943, Салерно 1943, Окинава 1945, Япония 1945
Судьба:Продан на лом, январь 1953
Общие характеристики (как построен)
Класс и тип:Illustrious-class авианосец
Водоизмещение:23000 длинных тонн (23369 т) (ное )
Длина:
Ширина:95 футов 9 дюймов (29,2 м)
Осадка:28 футов 10 дюймов (8,8 м) (глубина нагрузка )
Установленная мощность:
Силовая установка:
Скорость:30,5 узлов (56,5 км / ч; 35,1 миль / ч)
Диапазон:10,700 морских миль (19,800 км; 12 300 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч)
Дополнение:1,299
Датчики и. системы обработки:1 × Тип 79 РЛС раннего предупреждения
Вооружение:
Броня:
Самолеты:36–54
Авиационные средства:1 катапульта

HMS Formidable был Illustrious-class авианосец заказан для ВМФ перед Второй мировой войной. После завершения строительства в конце 1940 года его ненадолго направили в Флот метрополии, а затем перевели на него в замену своему искалеченному сестринскому кораблю Прославленный. Самолеты Грозного сыграли ключевую роль в битве у мыса Матапан в начале 1941 года, имели они привалили корабли союзников и атаковали силы Оси, пока их авианосец не сильно поврежденкими пикирующие бомбардировщики в мае.

Приписанный к Восточному флоту в Индийском океане в начале 1942 г., грозный прикрывал вторжение Диего Суареса в Виши Мадагаскар в середине 1942 г. против возможности вылазки японцев в Индийский океан. «Грозный» вернулся домой для краткого переоборудования перед тем, как принять участие в операции «Факел », вторжении в Французскую Северную Африку в ноябре. Она была в Средиземном море и прикрывала вторжения в Сицилию и материковую Италию в 1943 году, чем начать длительный ремонт.

Грозный совершил несколько атак на немецкий линкор Tirpitz в Норвегии в середине 1944 года в составе Флота метрополии. Впоследствии она была направлена ​​в Британский Тихоокеанский флот (BPF) в 1945 году, где она играла вспомогательную роль во время битвы за Окинаву, а атаковала цели на Японских островах. 85>. Корабль использовался для репатриации персонала освобожденных союзников военнопленных и солдат после капитуляции, а переправлял британский по всему миру до 1946 года. Он был помещен в резерв в следующем году и продан за лом в 1953 году.

Содержание
  • 1 Предпосылки и описание
    • 1.1 Вооружение, электроника и защита
  • 2 Строительство и обслуживание
    • 2.1 Битва за Мыс Матапан
    • 2.2 Рейд в Индийском океане
    • 2.3 Операция Факел
    • 2.4 Норвежские операции
    • 2.5 Тихоокеанские операции
      • 2.5.1 Операции у побережья Японии
    • 2.6 Послевоенные действия
    • 2.7 Вывод из эксплуатации и утилизация
  • 3 эскадрильи поднялись на борт
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Сноски
  • 7 Библиография
  • 8 Ссылки
Предпосылки и описание
Управление военно-морской разведки знак признания авианосцев класса Illustrious

Королевский флотционировал строительство двух авианосцев. Адмирал Сэр Реджинальд Хендерсон, Третий морской лорд и командующий флотом, был полон решимости не просто замечательный предыдущий небронированный дизайн Арк Ройал. Он считал, что авианосцы не могут быть успешно защищены их собственными самолетами без какой-либо системы раннего предупреждения. Без этого не было ничего, что могло бы помешать наземнымам атаковать их, особенно в самолет замкнутых водых, таких как Север и. Это означало, что корабль должен оставаться в боевом состоянии после получения повреждений, а его хрупкий самолет должен быть полностью защищен от повреждений. Единственный способ сделать это - полностью защитить ангар, который будет укрывать самолет, но из-за проблем со стабильностью такой большой вес корабля позволяет создать только одноэтажный ангар. Это уменьшило вдвое грузоподъемность самолетов класса Illustrious по сравнению с более старыми небронированными авианосцами, обменяв наступательный потенциал на защитную живучесть.

Грозная длина 740 футов (225,6 м), общая и 710 футов (216,4 м) по ватерлинии . Ширина ее составляла 95 футов 9 дюймов (29,2 м) по ватерлинии, осадка составляла 28 футов 10 дюймов (8,8 м) при глубокой нагрузке . Она вытеснила 23 000 длинных тонн (23 369 т) при стандартной нагрузке, как завершено. На момент завершения строительства в 1940 году на нем было примерно 1299 человек. На корабле было три паровых турбины Парсонс с редуктором , каждая из которых приводила в движение один вал, используя пар, подаваемый шестью 3-барабанными котлами Адмиралтейства.. Турбины были спроектированы для выработки в общей сложности 111 000 л.с. (83000 кВт), достаточной для максимальной скорости 30,5 узлов (56,5 км / ч; 35,1 миль в час). На ходовых испытаниях Грозный достиг скорости 30,6 узлов (56,7 км / ч; 35,2 миль / ч) с мощностью 112 018 л.с. (83 532 кВт). Она несла максимум 4850 длинных тонн (4930 т) жидкого топлива, что давало ей дальность полета в 10700 морских миль (19800 км; 12 300 миль) при скорости 10 узлов (19 км). / ч; 12 миль / ч).

753-футовая (229,5 м) бронированная полетная палуба имела полезную длину 670 футов (204,2 м) из-за заметных «огибающих» на носу и корме, чтобы уменьшить турбулентность воздуха, и максимальной шириной 95 футов (29,0 м). На носовой части кабины экипажа была установлена ​​одиночная гидравлическая катапульта самолета. Корабль оборудован двумя небронированными лифтами на центральной линии, каждый из которых имеет размеры 45 на 22 фута (13,7 на 6,7 м). Ангар длиной 456 футов (139,0 м) и максимальную длину 62 футов (18,9 м). Он имел высоту 16 футов (4,9 м), что позволяло хранить истребители Lend-Lease Vought F4U Corsair после того, как их крылья были подрезаны. Корабль мог вместить до 54 вместо запланированных 36 самолетов после принятия «аутригеров» на летной палубе во время войны и сглаживания «округлений», которые увеличили полезную длину летной палубы до 740 футов (225,6 м) для облегчения использования постоянного палубного парка. Дополнительные члены экипажа, обслуживающий персонал и средства, необходимые для поддержки самолетов, переполнили корабль. Ему было предоставлено 50 650 имперских галлонов (230 300 л; 60 830 галлонов США) авиационного бензина.

Вооружение, электроника и защита

Основное вооружение корабля состояло из шестнадцати скорострельных (QF)) 4,5-дюймовые (110 мм) орудия двойного назначения в восьми спаренных орудийных башнях, которые были установлены в спонсонах сбоку корпуса. Крыши орудийных башен выступали над уровнем кабины экипажа, что позволяло вести огонь через палубу на большой высоте. Пушка имела максимальную дальность 20 760 ярдов (18 980 м). Ее легкая противовоздушная оборона состояла из шести восьмеричных установок для двухфунтовых («помповых») QF зенитных орудий, по две в носовой и кормовой частях остров и два спонсона по левому корпуса корпуса. Двухфунтовое орудие имело максимальную дальность действия 6800 ярдов (6200 м).

Находясь в ремонте в конце 1941 года, легкое зенитное вооружение Грозное было усилено добавлением 10 20-мм Oerlikon. автопушка в одиночных установках с максимальной дальностью 4800 ярдов (4400 м). К моменту ее последнего зарегистрированного ремонта в марте 1944 года она сменила одну восьмеричную «помпонную» монтировку на четырехместную и в общей сложности 20 сдвоенных и 14 одиночных 20-миллиметровых (0,79 дюйма) креплений. Перед боевыми действиями против японцев некоторые из них были заменены на 40-мм зенитные орудия Бофорс, так как 20-мм снаряд вряд ли уничтожит камикадзе до того, как он поразит корабль. Орудие Bofors имело максимальную дальность стрельбы 10 750 ярдов (9830 м). К концу войны на корабле было все шесть оригинальных восьмеричных «помпоновых» монтировок, пять одиночных 40-миллиметровых (1,6 дюйма) механических креплений, семь одиночных 40-миллиметровых «Boffin» и 11 двойных и 12 одиночных 20-миллиметровых.

«Грозный» был дополнен радаром раннего предупреждения Тип 79 . Информация о дополнительных радарах, данных во время войны, недоступна, но, вероятно, к концу войны у нее, вероятно, был тип 277 поиск поверхности / радар для определения высоты на мостике и радар-указатель цели Тип 293 на фок-мачте . Вероятно, она также установила радары раннего предупреждения Тип 279 и Тип 281 B, основанные на тех, что были установлены на борту ее сестринского корабля Победоносный. Кроме того, Тип 282 и Тип 285 РЛС были установлены на управляющих огнем.

Корабли класса Illustrious имели кабину экипажа, защищенную 3-дюймовым (76 мм) брони, а внутренние стороны и торцы ангаров имели толщину 4,5 дюйма (114 мм). Сама ангарная палуба толщину 2,5 дюйма (64 мм) и простиралась на всю ширину корабля, чтобы соответствовать верху 4,5-дюймовой ватерлинии бронепояса. Лента закрывалась 2,5-дюймовыми поперечными переборками в носу и корме. Система подводной защиты представляет собой многослойную систему отсеков, заполненных жидкостью и воздухом, поддерживаемых 1,5-дюймовой (38 мм) осколочной переборкой.

Конструкция и обслуживание
Рулевое управление Albacore вперед и еще один, собирающийся приземлиться

«Грозный» был заказан в рамках военно-морской программы 1937 года от Harland Wolff. Она была заложена на их верфи в Белфасте 17 июня 1937 года под номером верфи 1007 и спущена на воду 17 августа 1939 года. Церемония спуска на воду должна была начаться, деревянная люлька, поддерживающая корабль, рухнула, и корабль соскользнул по стапелю, в то время как рабочие все еще находились под кораблем и вокруг. Один зритель был убит летящими обломками и по меньшей мере 20 человек получили ранения; Грозный, однако, не пострадал. Из-за инцидента авианосец был назван «Корабль, который спустился на воду». Она была введена в строй 24 ноября 1940 года.

После очень короткой отработки, Фэйри Альбакор торпедоносцы из 826 и 829-я эскадрилья и истребители Фэйри Фулмар из 803-й эскадрильи поднялись на борт, и 12 декабря она присоединилась к флоту метрополии в Скапа-Флоу. Ее пребывание там было недолгим, поскольку она в сопровождении тяжелых крейсеров Дорсетшир и Норфолк отплыла 18 декабря для защиты конвоев и поисков немецких кораблей. крейсер «Адмирал Шеер», который недавно атаковал Конвой HX 84 в Северной Атлантике. Им не удалось найти налетчика, и они сопровождали конвой в Кейптаун, Южная Африка, прибывший 22 января 1941 года. Четыре дня спустя кораблю было приказано на север, чтобы заменить его сестру Прославленный на Средиземноморский флот после того, как он был сильно поврежден немецкими пикирующими бомбардировщиками. По пути она воспользовалась атаковать итальянские войска в итальянском Сомалиленде и Эритрее. 12 февраля они потопили пароход 5 723- брутто-регистровыми тоннами (GRT), в результате чего погибло два альбакора.

Битва у мыса Матапан

Несколько недель спустя он совершил осторожный транзит недавно заминированного Суэцкого канала и достиг Александрии 10 марта. 829-й эскадрилье были выпущены торпедоносцы Fairey Swordfish для возмещения потерь примерно в это время. 20 марта «Грозный» сопровождал конвой на Мальту и вылетелю пятью самолетами на Крит, возвращаясь в Александрию. Утром 27 марта основные элементы итальянского флота были замечены на пути к морским путям между Египтом и Грецией, и во второй половине дня авианосец отплыл, чтобы их перехватить. Усиленная тремя фулмарами из 806-й эскадрильи, ее авиагруппа насчитывала только 13 фулмаров, 10 альбакоров и 4 меч-рыбы. На следующее утро «Альбакор» заметил ведущие итальянские корабли; Ударная группа из шести Альбакоров была загружена торпедами и начала атаку итальянскому линкору Витторио Венето. Два немецких бомбардировщика Юнкерс Джу 88 вмешались, но их отогнала сопровождающая пара «Фулмарсов». Атака была неудачной, и был подготовлен еще один ударный отряд из трех альбакоров и двух меч-рыб. Вскоре после их запуска в 12:22 «Грозный» был безуспешно атакован парой торпедоносцев Savoia-Marchetti SM.79. Около 14:50 одному «Альбакору» удалось торпедировать итальянский линкор, но другой самолет промахнулся. В результате удара были остановлены двигатели и вызвано сильное наводнение. Еще один воздушный удар «Альбакоров» и двух «меч-рыб» был нанесен в 17:30, чтобы прикончить искалеченный линкор, но они приняли итальянский крейсер «Пола» за линкор в темноте. Крейсер был поражен единственной торпедой одного из самолетов, возможно, одной из двух Swordfish из 815-й эскадрильи из Малеме, которые перед атакой соединились с самолетом Formidable. Ошибка позволила линкору выйти в порт. Один Альбакор был сбит Витторио Венето, а двое других были вынуждены бросить из-за того, что в течение дня закончилось топливо.

18 апреля Средиземноморский флот вылетел для бомбардировки основной оси. порт снабжения Триполи и был атакован парой торпедоносцев SM.79 с Родоса. Их перехватила пара «Фулмаров», которые повредили один бомбардировщик настолько сильно, что он совершил аварийную посадку обратно на свою базу, хотя один «Фулмар» также был вынужден совершить аварийную посадку на борту «Грозного». На следующий день Фулмарс из 806-й эскадрильи сбил один бомбардировщик CANT Z.1007, летевший из Киреника в Сицилия, и пару Junkers Ju 52 <85.>Перевозит летнее топливо в Северную Африку. Утром 21 апреля самолет авианосца сбросил осветительные ракеты, чтобы осветить самолет, чтобы заставить его выстрелить три линкора 85 и легкий крейсер 85. По дороге домой пара «Фулмарсов» сбила летающую лодку Дорнье До 24 .

«Альбакор», только что взлетевшую с двумя другими стрелками на палубе, 1942 г.

Во время Эвакуация из Греции, Грозный прикрывал с воздуха конвой GA-15 29 апреля. 2 мая Fulmar из 803-й эскадрильи был вынужден отказаться от авианосца, на следующий день авианосец вернулся в Александрию. Он вышел в 6 мая для прикрытия с воздуха конвоев, участвовавших в операции «Тигр». Утром 8 мая пара Fulmars заявила, что сбила пару Z.1007, разыскивая флот; один Фулмар не вернулся. Позже в тот же день истребители сбили четыре немецких бомбардировщика Heinkel He 111 ценой одного Fulmar, вынужденного совершить аварийную посадку. Два Альбакора и Фулмар разбились днем ​​по небоевым причинам. На следующий день пара Фулмарсов из 806-й эскадрильи сильно повредила разведывательный бомбардировщик Ju 88, который совершил аварийную посадку на своей базе на Сицилии. Когда флот и конвой «Тигр» 11 мая подошли к Александрии, пара «Фулмарсов» атаковала группа Ju 88, повредив один бомбардировщик; Было замечено, что один Fulmar и еще один Ju 88 падали вместе в сторону моря. Многие из «Фулмаров» были выведены из строя во время операции, и «Грозный» не мог обеспечить прикрытие с воздуха, пока они не были отремонтированы.

26 мая флот совершил утренний набег на базу в Скарпанто на следующий день; авианосец мог собрать в общей сложности только 12 Fulmars и 15 Albacore и Swordfish. Шесть Альбакоров и четыре Фулмара атаковали авиабазу, уничтожив один Ju 88 и повредив два других. Также были повреждены итальянский транспортный самолет Savoia-Marchetti SM.81 и шесть истребителей Fiat CR.42. Позже тем же утром, когда флот вернулся в Египет, Фулмарс сбил He 111 и два Ju 88, в результате чего один Fulmar вынужден был приземлиться на борт авианосца, а другой вынужден был бросить вызов. В 13:10 группа пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju 87 Stuka была замечена с II./StG 2 ; базируется в Киренике; они искали корабли снабжения, направляющие в Тобрук и не участвовавшие в битве за Крит. Они ударили «Грозного» двумя 1000-килограммовыми (2200 фунтами) бомб и оторвали лук от их сопровождающего разрушителя Нубиан. В результате взрыва бомбы 12 человек погибли и 10 получили ранения. одна бомба полностью прошла через внешнюю часть передней полетной палубы правого борта и взорвалась до того, как упала в воду, изрешетив борт корпуса дырами. В результате близкого промаха также образовалась большая дыра в борту корабля под водой. Пара «Фулмарсов» из боевого воздушного патруля (CAP) сбила один из «Штуков» после того, как тот сбросил свою бомбу и смог приземлиться на борт вскоре после этого, хотя взлет не мог быть произведен до 18:00.

Грозный прибыл в Александрию на следующий день и высадил свою авиагруппу. Он прошел аварийный ремонт перед отбытием 24 июля на постоянный ремонт на Военно-морской верфи Норфолка в Соединенных Штатах, 829-я эскадрилья летела на борту со своими Альбакорами для обеспечения противолодочного патрулирования во время рейса. Она прибыла 25 августа, ремонт был завершен в начале декабря. После нескольких дней ходовых испытаний 12 декабря он отплыл в Великобританию в компании Illustrious. В ночь с 15 на 16 декабря Illustrious столкнулся с кормой Formidable, но ни один из кораблей не получил серьезных повреждений. Он ремонтировался в Белфасте с 21 декабря 1941 г. по 3 февраля 1942 г. и погрузился на борт «Альбакорс» 818 и 820 эскадрилий и Grumman Martlet истребителей 888. Эскадра.

Рейд в Индийском океане

Грозный отплыл 17 февраля, чтобы присоединиться к Восточному флоту в Индийском океане, сопровождая конвой до Фритаун, Сьерра-Леоне, en маршрут. Одним из ее пассажиров в рейсе был адмирал сэр Джеймс Сомервилль, собирающийся приступить к назначению главнокомандующим Восточнымфлотом. Корабль прибыл в Коломбо, Цейлон 24 марта, и в тот же день Сомервилль поднял свой флаг на борту линкора Варспайт. Через два дня после прибытия «Грозного» первый японский флот покинул Келебес (Сулавеси ) в Голландской Ост-Индии, чтобы атаковать британские войска в Индийском океане. Сомервилл был уведомлен, что японцы планируют атаковать Цейлон 28 марта, и приказал его флотуться к юго-востоку от 30 марта, чтобы перехватить их. Отряд А, состоящий из Грозного, ее сестры Неукротимого и Варспита, был отдан на атолл Адду для дозаправки 3 апреля после того, как японцы не смогли атаковать, как и ожидали британцы. Летающая лодка Королевские ВВС Объединенная Каталина заметила их в пределах досягаемости Цейлона всего через три с половиной часа после того, как 4 апреля отряд прибыл на атолл. Слишком далеко, чтобы перехватить их Цейлон, отряд А отбыл примерно через одиннадцать часов после прибытия по курсу, который, по мнению Сомервилля, позволит ему атаковать ночью, избегая обнаружения днем. Один из «Альбакоров» неукротимо заметил несколько японских авианосцев незадолго до наступления темноты 5 апреля, после того как японцы атаковали Коломбо, но дальнейшие поиски не смогли построить их до 8 апреля, когда японцы были в одном дне от намеченной цели., Тринкомали, и все еще слишком далеко, чтобы его было перехватить. Отряд A дозаправился на атолле Адду 9 апреля, а затем получил приказ Бомбей, чтобы успокоить опасения японского нападения на западное побережье Индии.

Сомервилль все еще беспокоился о возможности нового нападения на Цейлон и приказал отрядом А к гавани Килиндини, Момбаса, Кения, 24 апреля. По пути (5–7 мая) отряд А помог защитить вторжение в Виши Диего Суарес, Мадагаскар, от японского нападения. «Грозный» прибыл в Килиндини 10 мая и оставился там, пока 29 мая не отправился в Коломбо. Корабль чередовался между Коломбо и Килиндини все остальное время с Восточным флотом. Задний адмирал Денис Бойд поднял свой флаг надлем 24 августа, и через шесть дней он отбыл, чтобы вернуться домой для ремонта. Она прибыла в Росайт 21 сентября, и ее ремонт продлился до 18 октября. В тот день она отплыла в Скапа-Флоу, где погрузила на борт 24 истребителя 888 и 893 эскадрилий, 12 истребителей Albacores из 820-й эскадрильи и 6 истребителей Supermarine Seafire из 885-й эскадрильи подготовка к вторжению в Французскую Северную Африку.

Операция «Факел»

Мартлет на летной палубе, ноябрь 1942 г.

Прикомандирован к Force H для операции «Факел», «Грозный» отплыл 30 октября и обеспечивал прикрытие на западе. Средиземное море против любых попыток помешать высадке сил Оси в Италии или Франции. Ее Martlets сбили пару Ju 88 6 ноября, а ее Albacores заложили дымовую завесу в поддержку высадки в Алжире 8 ноября. Два ее корабля Albacores торпедировали и потопили немецкую подводную лодку U-331 17 ноября после того, как она сдалась Морж-Супермарин амфибии, которая покинула место происшествия. Она была у алжирского государства, португальским союзником с воздухом до конца месяца, и 28 ноября один из ее Seafires сбил Ju 88.

Грозный был единственным авианосцем в Средиземном море после Torch до тех, пока к ней присоединился « Неукротимый »в середине июня 1943 года в рамках подготовки к вторжению союзников на Сицилию (операция« Хаски »). Два авианосца находились к востоку от острова и были в состоянии перехватить любую попытку итальянского флота атаковать места высадки. После, как Сицилия была захвачена, Грозный стал первым авианосцем, вошедшим в Гранд-Харбор, Мальта, после Прославленного в январе 1941 года. Последний корабль присоединился к Graidable в замене торпедированному Indomitable в Force H для высадки на Салерно (операция «Лавина») 9 сентября. Как и в случае с Хаски, их заключалась в защите флота вторжения от вмешательства итальянского флота. Истребители на борту меньших авианосцев, защищающих силы на берегу, сильно истощились в первые дни операции, и грозные передали 2 Seafires и 15 Martlets Unicorn в качестве компенсации за свои потери.

Норвежские операции

Корсары и Фейри Барракуды на палубе, июль 1944 года

В Октябрьский авианосец был переведен во флот метрополии и 13 октября вместе отправился из иллютара в Гринок. с линкором Король Георг V. Шесть дней спустя она была в Скапа-Флоу, чтобы начать патрулирование Исландии в компании с линкорами Хоу и Энсон и американским авианосцем Рейнджер, которое продержалось три следующие следующие. недели. 13 ноября он вылетел из своей авиагруппы и направился в Белфаст для начала длительного ремонта, прибывшего 19 ноября. Ремонт был завершен в начале июня, и оставшуюся часть месяца корабль провел в ремонте. 18 корсаров 1841-й эскадрильи и 24 торпедоносцев Fairey Barracuda из 827 и 830-й эскадрильи поднялись на борт 29 июня, а грозный отплы. Чтобы Скапа Флоу обучался с авианосцами Furious и Indefatigable перед атакой на Тирпиц в Каафьорд 17 июля (Operation Mascot ). Ее «Корсары» сопровождали ударный самолет от других авианосцев к цели; один был сбит немецкой зенитной артиллерией. Дымовая завеса не позволила большинству Барракуд увидеть свою цель, и им не удалось поразить Тирпиц. По возвращении корабля в Скапа-Флоу, 827 и 830 эскадрильи были заменены 826 и 828 эскадрильями, также летающими на Барракудах.

Авиагруппа Грозного была усилена дюжиной Корсаров из 1842-й эскадрильи на 7 Август в рамках подготовки к дальнейшим атакам на Тирпиц (Операция «Гудвуд» ). Две эскадрильи Corsair были назначены на борт авианосца 14 августа. Первая атака была совершена утром 22 августа, когда «Грозный» запустил 24 «Корсара» и 12 «Барракуд» по немецкому линкору и близлежащим целям, и все они вернулись. Дымовая завеса снова защитила Тирпиц, и повреждений не было. Еще одну атаку, запланированную на полдень, пришлось отменить из-за низкой облачности. Дальнейшую атаку нельзя было провести до 24 августа из-за плохой погоды. Авианосец предоставил 23 «Корсара» и 16 «Барракуд», из которых 3 истребителя были сбиты над целью. Во время этой атаки «Тирпиц» был поврежден двумя попаданиями бомбы. Последняя атака была произведена пятью днями позже, снова безрезультатно.

2 сентября авианосец прибыл в Скапа-Флоу, где высадились обе эскадрильи «Барракуд». Позже она отплыла в Гибралтар, прибыв 21 сентября, чтобы начать переоборудование, которое, среди прочего, увеличило ее зенитное оснащение в рамках подготовки к операциям в Тихом океане. «Корсары» из 6-го военно-морского истребительного авиакрыла поднялись на борт 1 января 1945 года, как и 18 Grumman TBF Avengers из 848-й эскадрильи. После нескольких недель работы «Грозный» покинул Гибралтар 14 января, чтобы присоединиться к Британскому Тихоокеанскому флоту (BPF). Она прибыла в Сидней, основная база БНФ, 10 марта после нескольких остановок по пути для дозаправки и погрузки запасов и боеприпасов. 20 марта адмирал сэр Брюс Фрейзер, командующий БНФ, осмотрел корабль и его команду.

Тихоокеанские операции

Обломки самолета после столкновения камикадзе Окинава 4 мая 1945 г.

К этому времени авиагруппа Грозного насчитывала 36 Корсаров и 18 Мстителей. Она прибыла в бухту Сан-Педро на Филиппинах 4 апреля в ожидании возвращения БНФ после их усилий по нейтрализации аэродромов на островах Сакисима, между Овой и Формозой, в рамках подготовки к высадке на Окинаву. Через шесть дней Formidable был вызван в состав 1-й эскадрильи авианосцев (1-я САУ) BPF для работы в качестве замены Illustrious, который был в плохой механической форме. Она прибыла 14 апреля и предоставила самолет, когда через два дня атаки возобновились. Командир эскадрильи 1842 г. погиб в первый день боевых действий при обстреле зданий на аэродроме Нобара. После дозаправки и еще двух дней атакует БНФ 20 апреля отправился в залив Сан-Педро, чтобы пополнить свои корабли для дальнейших операций.

4 мая флот вернулся в воду у Окинавы и возобновил атаки аэродромы. на островах Сакисима. Вице-адмирал Бернард Роулингс, заместитель командующего БНФ, и его штаб определили, что более эффективным методом может быть обстрелских артиллерийских позиций тяжелыми орудиями линкоров и крейсеров. уничтожить их, чем нападение с воздуха. В то утро они отцепили короля Георга V и Хоу, а также пять крейсеров, чтобы бомбардировать аэродромы Нобара и Хиара, в то время как истребители пролетали над ними защитной шапкой и зафиксировали падение их снарядов. Потеря наиболее эффективных зенитных кораблей оказалась более эффективной, чем предполагалось, и японцы смогли воспользоваться этой возможностью. Авианосец только что запустил два «Корсара» для обнаружения бомбардировок, и палубный парк из одиннадцати «Мстителей» был перемещен вперед, чтобы самолету приземлиться, когда необнаруженный истребитель Mitsubishi A6M Zero атаковал в 11:31. «Грозного» смогло открыть огонь, а затем резконулся, чтобы нырнуть в носовую полетную палубу, несмотря на резкий поворот корабля вправо. Истребитель выпустил бомбу незадолго до того, как она должна была удариться о палубу и была уничтожена взрывом бомбы, хотя остатки Зеро поразили «Грозный».

Вмятина на летной палубе «Грозного»

Взрыв бомбы нанес удар большая вмятина в кабине экипажа, примерно 24 фута (7,3 м) на 20 футов (6,1 м) и 2 фута (0,61 м) глубиной, с отверстием 2 квадратных фута (0,19 м) в центре и большим сколов с нижней стороны. Погибли 2 офицера и 6 рядовых, еще 55 членов экипажа были ранены. Фрагмент брони полетной палубы пробил броню палубы ангара и прошел через центральные воздухозаборники котла, саму центральную котельную и масляный бак, чем остановился во внутреннем дне. Осколок разорвал паровые трубы в центре котельной и вынудил его эвакуироваться, снизив скорость корабля до 14 узлов (26 км / ч; 16 миль / ч). Взрыв на ближайшей летной палубе снесший к нему «Мститель» за борт и поджег еще один. Осколки от взрыва засыпали остров, в результате чего большая часть жертв повреждена, а также оборваны многие электрические кабели, включая кабели для различных корабельных радаров. Пожары на летной палубе и в ангаре были потушены к 11:55, а семь Мстителей и Корсар, которые были повреждены и не подлежали ремонту, были сброшены за борт. Бомба попала в точку пересечения трех броневых листов и повредила пластины на площади 20 на 24 фута (6,1 на 7,3 м). Вмятина была заполнена деревом и бетоном и покрыта тонкими стальными пластинами, приваренными к палубе , так, чтобы она могла управлять самолетом к 17:00 и двигаться со скоростью 24 узла (44 км / ч; 28 миль / ч). Тринадцать ее «Корсаров» находились в воздухе во время атаки и какое-то время действовали с других авианосцев. Повреждения котлы и ее паропроводов были отремонтированы, чтобы центральные котлы можно было повторно подключить к двигателю в 02:00 следующего дня.

Огромный пожар после удар камикадзе 4 мая

Бомбардировка значительно снизила активность японцев в воздухе 5 мая, хотя несколько «Корсаров» Грозного, временно управлявшихся от ее сестры Викториус, сбили японский разведывательный самолет на высоте 30 000 футов (9 100 м). Вечером того же дня флот вышел на станцию ​​8 мая, хотя из-за проливных дождей запланированные авиаудары были отменены. 9 мая другой пилот-камикадзе, Ёсинари Куросе, проник в CAP на малой высоте и в 17:05 врезался своим самолетом в кабину пилота и палубный парк Formidable. Удар нанес незначительный ущерб кораблю, но вызвал взрыв и большой пожар, уничтоживший 18 самолетов. Один член экипажа, старшина Джордж Хинкинс, был убит и четверо ранены. Авианосец смог возобновить работу через пятьдесят минут, но только четыре Мстителя и одиннадцать Корсаров все еще работали. Роулингс решил немедленно отойти, чтобы дать «Победоносным» и «Грозным» больше времени на ремонт и пополнение своих истощенных авиационных групп. Он также пересмотрел развертывание БПФ, чтобы противостоять новой тактике низкоуровневых японцев, разместив линкоры и крейсеры ближе к авианосцам, удерживая авианосцы ближе друг к другу и расположив крейсеры радиолокационного пикета в наибольшей вероятные направления атаки.

БНФ вернулся в строй 12 мая, и ни в тот, ни в следующий день японские самолеты не были замечены или обнаружены. 13 мая один из «Мстителей» Грозного совершил успешную посадку на борт «Неукротимого» только с одной выдвинутой стойкой шасси и без закрылков. БНФ продолжал свою рутинную двухдневную операцию, чередующуюся с одним или двумя днями, чтобы пополнить свои корабли в течение следующих нескольких дней с минимальным вмешательством со стороны японцев. Утром 18 мая оружейники загружали боеприпасы в самолет, когда оружие Corsair случайно попало в Avenger, который загорелся. Подвесные пожарные спринклеры были немедленно включены, но пожар не удавалось потушить почти час, не в последнюю очередь потому, что электродвигатели, приводящие в движение стальные противопожарные завесы, были повреждены при первой атаке камикадзе, и их можно было только устранить. ремонтируется верфью. Двадцать один Корсар и семь Мстителей были повреждены или уничтожены в результате инцидента. Роулингс решила отделиться от Formidable заранее, чтобы дать ей дополнительное время для ремонта в Сиднее, и ей было приказано отбыть 22 мая.

Операции у японского побережья

Корабль прибыл 31 мая и был доставлен в док капитана Кука на верфи острова Гарден для ремонта, при этом рабочая сила дока пополняется рабочими с верфи острова Какаду. Два из трех поврежденных 4 мая броневых листов были отремонтированы, а третий пришлось заменить двумя 1,5-дюймовыми высококачественными стальными листами, поскольку в Австралии не было броневых листов требуемой толщины. Также ремонтировалось оборудование корабля, котлы и электрические системы. Остров был расширен за счет адмиральской штабной каюты и радиолокационной мастерской. Контр-адмирал Сэр Филип Виан, командир 1-й САУ, передал свой флаг Грозному, когда ее ремонт был завершен.

Вместе с Викториусом и королем Георгом V Формидабл покинул Сидней 28 июня. и направился к передовой базе БНФ на острове Манус на островах Адмиралтейства. Ее авиагруппа теперь состояла из 36 Корсаров, 12 Мстителей и 6 Грамманов F6F Hellcats из эскадрильи 1844 года. Два из последних самолетов были модификациями фоторазведки. № 6 военно-морское истребительное авиакрыло было поглощено 2-й авиагруппой авианосца, которая контролировала все самолеты авианосца. Корабли прибыли 4 июля, заправились топливом и отправились через два дня, чтобы присоединиться к американскому Третьему флоту, уже действующему у Японских островов. БНФ встретился с американцами 16 июля и приступил к работе на следующее утро. «Грозный» вылетел 17 июля с 28 «Корсаров», направляющиеся к северу от Токио, но некоторые из них не смогли реализовать свои цели из-за плохой погоды. Двадцать четыре «Корсара» атаковали цели возле Токио на следующий день, прежде чем из-за плохой погоды полеты прекратились до 24–25 июля, когда самолеты БНФ атаковали цели вблизи Осаки и Внутреннего моря, повредив эскорт-авианосец Кайё. После пополнения авиалайнеры возобновились 28 и 30 июля, потопив эскорт Окинава около Майдзуру. Сочетание плохой погоды, требования к дозаправке и атомной бомбардировки Хиросимы задержало возобновление воздушных операций до 9 августа.

Утром грозный вылетел истребителем из дюжины Корсаров, за все через часали Мстители, атаковавшие аэродром Мацусима. Вторая истребительная атака, управляемая лейтенантом Робертом Хэмптоном Греем, RCNVR, старшим пилотом эскадрильи 1841 года, была направлена ​​на атаку японских военных кораблей, область в Онагава Ван, Префектура Мияги со своими восемью корсарами. Грей заметил два эскортных кораблей и повел свой самолет в атаку. Сильная зенитная артиллерия подожгла его двигатель, но Грей продолжил атаку, пропустив бомбардировку 500-фунтовой (230 кг) бомбой класса Эторофу эскорта Амакуса. Корабль затонул в течение пяти минут, погибло 157 человек. Самолет Грея перевернулся вскоре после сброса бомбы и рухнул в море; он не выжил. Позже Грей был посмертно награжден Крестом Виктории (ВК).

Атаки повторились на следующий день, потопив два военных корабля и торговых судов, а также уничтожив многочисленные локомотивы и припаркованные самолеты. БНФ планировалось отвести после 10 августа для подготовки к операции «Олимпик», вторжению на Кюсю, намеченному на ноябрь, и большая часть сил, включая «Грозный», отправилась в Манус на 12 августа. Капитуляция японцев через несколько дней положила конец войны.

Послевоенные действия

Черно-белое фото сцены у пристани. Автобусы едут на глазах у толпы людей. На заднем плане видны авианосец и мост. Друзья и родственники репатриированных австралийских военнопленных отмахиваются от них, когда они уезжают в автобусах после выгрузки из Грозного в Сиднее в октябре 1945 года.

«Формидэбл» прибыла в Сидней 24 августа, и ее ангар был переоборудован для размещения бывших военнопленных и солдат союзников для репатриации. Оставив свою авиагруппу, чтобы максимально увеличить количество пассажиров, которые она могла бы перевезти, грузовик 30 сентября прибыло в Манила, где 4 октября погрузило более 1000 австралийских бывших военнопленных и выгрузило их в Круговая набережная в Сиднее, 21 октября. Через три дня она отправилась в залив Каравиа, Новая Британия, где погрузила 1254 человека из индийской армии и продолжила свой путь в Сингапур где она загрузила индийских бывших военнопленных перед тем, как доставить их в Бомбей. Там Грозный загрузил батальон пехоты индийской армии для транспортировки в Батавию в голландской Ост-Индии для поддержания закона и порядка до тех пор, пока голландские колониальные войска не могут захватить власть. Затем корабль загрузил элементы 7-й австралийской дивизии и их оборудование на острове Таракан, Борнео и подобрал еще австралийцев на Моротай ; она прибыла в Сидней 6 декабря.

Вице-адмирал Виан обратился к экипажу корабля 27 декабря, прежде чем она отбыла на следующий день вместе с 800 военно-морскими силами, отправившимися для перехода домой. Она прибыла в Портсмут 5 февраля 1946 года. Там на верфи было установлено более постоянное помещение в ангаре для войсковых обязанностей, и она загрузила 480 человек перед тем, как отправиться в Сидней 2 марта. Грозный прибыл туда месяц спустя и загрузил 1336 военно-морских служащих, а также несколько медсестер Ренов и VAD. Он отплыл 12 апреля, сделав остановку в Коломбо для дозаправки и высадки 576 военно-морских сил, прежде чем прибыть в Девонпорт 9 мая. Следующее плавание она совершила в Бомбей и Коломбо с 15 июня по 25 июля. Корабль загрузил 114 офицеров, 958 рядовых и 11 медсестер VAD в Сингапуре в августе и еще 319 рядовых в Тринкомали, после чего остановился на Мальте для погрузки 41 человека из торговой флота. «Грозный» совершил свой последний поход между Портсмутом и Сингапуром, доставив последнему 1000 морских коммандос с 3 декабря по 3 февраля 1947 года.

Вывод из эксплуатации и утилизация

В начале марта 1947 года «Грозный» двинулся на север в Росайт для краткого переоборудования, прежде чем был переведен в резерв. Она была выплачена 12 августа, и более позднее исследование показало, что ее повреждение во время войны и плохая материальная форма означали, что ремонт корабля был невозможен в то время, когда денег было очень мало. В середине 1949 года ее отбуксировали в Спитхед, а затем в ноябре 1952 года на Королевскую верфь Портсмута. В январе 1953 года Formidable была продана на металлолом и отбуксирована в Инверкитинг, где и была разобрана.

Эскадрильи поднялись на борт
Фулмарс на летной палубе, май 1942 года Барракуда подверглись "бомбардировке" во время операции Гудвуд в августе 1944 года. Тяжелый крейсер Бервик на заднем плане.
ЭскадрильяЭксплуатируемые самолетыПосадка (с - по)Примечания
803 Фейри Фулмар27 ноября 1940 г. - 12 мая 1941 г.. 25 апреля 1942 г. - 24 августа 1942 г.В HMS Illustrious
806 Фэйри Фулмар4 марта - 27 мая 1942 г.
810 Fairey Swordfish13–21 декабря 1941 года
818 Fairey Albacore4 февраля - 20 апреля 1942 годаРасформирована
820 Фейри Альбакор3 февраля 1942 г. - 11 ноября 1943 г.Распущен
826 Фэйри Альбакор. Фейри-меч-рыба. Фейри Барракуда26 ноября 1940 г. - 27 мая 1941 г.. 15 августа - 2 сентября 1944 г.
827 Фейри Барракуда11–19 июля 1944 г.Возвращен на HMS Furious
828 Фейри Барракуда18 августа - 2 сентября 1944 г.Возвращен в HMS Implacable
829 Фэйри Альбакор15 ноября 1940 г. - 23 августа 1941 г.. 10– 21 декабря 1941 г.
830 Фейри Барракуда9–19 июля 1944 г.Возвращение в HMS Furious
841 Фейри Барракуда8–14 августа 1944 г.Передано HMS Implacable
848 Grumman TBF Avenger16 сентября 1944 г. - 24 августа 1945 г.
853 Grumman F4F Wildcat14–24 июня 1944 г.
Grumman F4F Wildcat10–12 ноября 1943 г.
885 Supermarine Seafire I / II28 октября 1942 г. - 18 октября 1943 г.
888 Grumman F4F Wildcat24 августа 1942 г. - 13 ноября 1943 г.
893 Grumman F4F Wildcat21 октября 1942 г. - 13 ноября 1943 г.Расформирован
1840 Grumman F6F Hellcat31 июля - 5 августа 1944 г.Передано HMS Indefatigable
1841 Vought F4U Corsair26 июня 1944 г. - 23 августа 1945 г.
1842 Vought F4U Corsair28 июня 1945 -?2 из них были фоторазведывательными версиями
См. Также
Примечания
Сноски
Библиография
  • Браун, Дэвид (1977). Архивы фактов о Второй мировой войне: авианосцы. Нью-Йорк: Arco Publishing. ISBN 0-668-04164-1.
  • Браун, Дж. Д. (2009). Авианосные операции во время Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-108-2.
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Военно-морское оружие Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4.
  • Chesneau, Roger, ed. (1980). Боевые корабли всего мира Конвея 1922–1946. Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7.
  • Фридман, Норман (1988). British Carrier Aviation: эволюция кораблей и их самолетов. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-054-8.
  • Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры оси и нейтральные линкоры во Второй мировой войне. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0.
  • Хоббс, Дэвид (2013). Британские авианосцы: история проектирования, разработки и обслуживания. Барнсли, Великобритания: издательство Seaforth Publishing. ISBN 978-1-84832-138-0.
  • Хоббс, Дэвид (2011). Британский Тихоокеанский флот: самая мощная ударная сила Королевского флота. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-044-3.
  • Хоббс, Дэвид (2017). Британский Тихоокеанский флот: самая мощная ударная сила Королевского флота. Барнсли, Великобритания: издательство Seaforth Publishing. ISBN 978-1-5267-0283-8.
  • Лентон, Х. Т. (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7.
  • Маккарт, Нил (2000). Прославленные и неумолимые классы авианосцев 1940–1969. Челтенхэм, Великобритания: фан-публикации. ISBN 1-901225-04-6.
  • Х.М. Корабли, поврежденные или потопленные действиями врага: 3-е. СЕНТ. 1939 г. по 2. СЕНТ. 1945. Адмиралтейство. 1952. Проверено 19 июля 2020 г.
  • Шорс, Кристофер (1996). Пылевые облака на Ближнем Востоке. Лондон: Граб-стрит. ISBN 1-898697-37-X.
  • Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Малиция, Никола (1987). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит. Лондон: Граб-стрит. ISBN 0-948817-07-0.
  • Стертивант, Рэй (1984). Эскадрильи авиации флота. Тонбридж, Великобритания: Air-Britain (Историки). ISBN 0-85130-120-7.
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с HMS Formidable (R67).
Последняя правка сделана 2021-05-22 09:09:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте