Ограничение военно-морского вооружения | |
---|---|
Подписание Вашингтонского военно-морского договора. | |
Тип | Контроль над вооружениями |
Контекст | Первая мировая война |
Подпись | 6 февраля 1922 г. (1922-02-06) |
Местоположение | Континентальный мемориальный зал, Вашингтон, округ Колумбия |
Действует | 17 августа 1923 г. (1923-08-17) |
Истечение | 31 декабря 1936 (1936-12-31) |
Участники переговоров | |
Подписавшие лица | |
Стороны | |
Язык | английский |
Вашингтонский военно-морской договор, 1922 г. в Wikisource |
Вашингтонский военно-морской договор, также известный как Договор пяти держав, был договор, подписанный в 1922 г. r наций, выигравших Первую мировую войну, которые согласились предотвратить гонку вооружений, ограничив военно-морское строительство. Он был согласован на Вашингтонской военно-морской конференции, проходившей в Вашингтоне, округ Колумбия, с ноября 1921 года по февраль 1922 года, и был подписан правительствами Соединенного Королевства, США, Франция, Италия и Япония. Он ограничивал строительство линкоров, линейных крейсеров и авианосцев подписавшими сторонами. Количество других категорий военных кораблей, в том числе крейсеров, эсминцев и подводных лодок, не ограничивалось договором, но эти корабли были ограничены 10 000 тонн смещение каждый.
Договор был заключен 6 февраля 1922 г. Ратификациями этого договора обменялись в Вашингтоне 17 августа 1923 г., и он был зарегистрирован в Серии договоров Лиги Наций 16 апреля., 1924.
Более поздние конференции по ограничению военно-морских вооружений искали дополнительные ограничения строительства военных кораблей. Условия Вашингтонского договора были изменены Лондонским военно-морским договором 1930 года и Вторым Лондонским военно-морским договором 1936 года. К середине 1930-х годов Япония и Италия отказались от договоров, в то время как Германия отказалась от Версальского договора, ограничивавшего ее флот. Ограничение военно-морских вооружений становилось все труднее для других подписантов.
Сразу после Первой мировой войны Великобритания по-прежнему имела самый большой и самый мощный флот в мире, за ней следовали Соединенные Штаты и, более отдаленно, Япония, Франция и Италия. Британский Королевский флот интернировал флот открытого моря побежденной Германской империи. У союзников были разные мнения относительно окончательного расположения немецкого флота: французы и итальянцы хотели, чтобы немецкий флот был разделен между державами-победителями, а американцы и британцы - за уничтожение кораблей. Эти переговоры стали в основном спорными, когда немецкие экипажи затопили большую часть своих кораблей. Новости о потопе возмутили французов и итальянцев, причем французов особенно не впечатлили объяснения британцев, что их флот, охранявший немцев, в то время отсутствовал на учениях. Тем не менее, британцы присоединились к своим союзникам в осуждении действий Германии, и не появилось никаких достоверных доказательств того, что британцы активно сотрудничали с немцами в отношении затопления. Версальский договор, подписанный вскоре после затопления немецкого флота открытого моря, наложил строгие ограничения на размер и количество военных кораблей, которые только что установленному правительству Германии было разрешено построить и поддерживать.
США, Великобритания, Франция, Италия и Япония были союзниками в Первой мировой войне; но после того, как германская угроза, казалось бы, закончилась, в следующие несколько лет казалась вероятной военно-морская гонка вооружений между бывшими союзниками. Администрация президента Вудро Вильсона уже объявила о последовательных планах расширения военно-морского флота США с 1916 по 1919 год, что привело бы к созданию огромного флота из 50 современных линкоров.
В ответ: Японский парламент наконец санкционировал строительство военных кораблей, чтобы позволить японскому флоту достичь своей цели программы флота «восемь-восемь» с восемью современными линкорами и восемью линейными крейсерами. Японцы начали работу над четырьмя линейными кораблями и четырьмя линейными крейсерами, все намного крупнее и мощнее, чем корабли предшествующих классов.
Британские военно-морские оценки 1921 года планировали четыре линейных корабля и четыре линейных крейсера, а еще четыре линейных корабля последуют за последующими год.
Новая гонка вооружений не понравилась общественности США. Конгресс США не одобрил план расширения Вильсона 1919 года, и во время кампании по президентским выборам 1920 года политика возобновила невмешательство довоенной эпохи с мало энтузиазма по поводу продолжения военно-морской экспансии. Британия также не могла позволить себе возобновление строительства линкоров, учитывая непомерную стоимость.
В конце 1921 года Вашингтону стало известно, что Великобритания планирует провести конференцию для обсуждения стратегической ситуации в Тихоокеанском и Дальневосточном регионах. Чтобы предотвратить конференцию и удовлетворить внутренние требования о проведении глобальной конференции по разоружению, администрация Хардинга созвала Вашингтонскую военно-морскую конференцию в ноябре 1921 года. Конференция согласовала этот морской договор пяти держав, а также четырех- Договор о державах о Японии и Договор девяти держав о Китае.
На первом пленарном заседании, состоявшемся 21 ноября 1921 г., Государственный секретарь США Чарльз Эванс Хьюз представил предложения своей страны. Хьюз дал драматическое начало конференции, решительно заявив: «Способ разоружения - это разоружение». Амбициозный лозунг получил восторженную поддержку общественности и, вероятно, сократил конференцию, помогая обеспечить широкое принятие его предложений. Впоследствии он предложил следующее:
Предложения по капитальным кораблям были в основном приняты делегацией Великобритании, но они вызвали споры с Британская публика. Британия больше не сможет иметь адекватный флот одновременно в Северном море, на Дальнем Востоке. Это вызвало возмущение со стороны части Королевского военно-морского флота.
Тем не менее, у Великобритании был огромный спрос на согласие. Риск войны с Соединенными Штатами все чаще рассматривался как чисто теоретический, поскольку между двумя англоязычными державами было очень мало различий в политике. Морские расходы также были непопулярны как в Великобритании, так и в ее доминионах. Кроме того, Великобритания значительно сократила свой бюджет из-за рецессии после Первой мировой войны..
Японская делегация разделилась. Японская военно-морская доктрина требовала содержания флота на 70% больше, чем у Соединенных Штатов, что считалось минимумом, необходимым для победы над Соединенными Штатами в любой последующей войне. Японцы предусматривали два отдельных сражения, первое - с США. Тихоокеанский флот, а затем с США. Атлантический флот. Было подсчитано, что соотношение 7: 5 в первом бою дало бы достаточно большой запас победы, чтобы иметь возможность выиграть последующее сражение, и поэтому соотношение 5: 3 или 60% было неприемлемым. Тем не менее, руководитель делегации Като Томосабуро предпочел принять последнее, а не перспективу гонки вооружений с Соединенными Штатами, поскольку относительная промышленная мощь двух стран приведет к тому, что Япония потеряет такое вооружение. расы и, возможно, перенесут экономический кризис. В начале переговоров у японцев было только 55% крупных кораблей и 18% ВВП, чем у американцев.
Акаги (японский корабль изначально планировался как линейный крейсер, но во время постройки был преобразован в авианосец.), спущенный на воду в апреле 1925 года.Его мнению категорически противился Като Кандзи, президент Военно-морского штабного колледжа, который выступал в качестве его главного военно-морского помощника в делегации и представлял влиятельный «большой флот» «мнение, которое заключалось в том, что в случае войны Соединенные Штаты смогут построить на неопределенное время больше военных кораблей из-за своей огромной промышленной мощи, и поэтому Японии необходимо как можно тщательнее подготовиться к неизбежному конфликту с Америкой.
Като Томосабуро, наконец, смог убедить японское высшее командование принять предложения Хьюза, но договор в течение многих лет вызывал споры во флоте.
Французская делегация поначалу отреагировала на эту идею отрицательно. сокращения своего капитала корабли тоннажем до 175 000 тонн и потребовали 350 000, что немного выше Японии. В конце концов, уступки в отношении крейсеров и подводных лодок помогли убедить французов согласиться на ограничение на крупные корабли. Другой вопрос, который представители Франции сочли критическим, - это требование Италии о существенном паритете, которое было сочтено необоснованным; однако давление со стороны делегаций США и Великобритании заставило их принять его. Итальянское правительство сочло это большим успехом, но паритет никогда не был бы достигнут.
Было много споров о включении или исключении отдельных военных кораблей. В частности, японская делегация стремилась сохранить свой новейший линкор Mutsu, который финансировался с большим энтузиазмом общественности, включая пожертвования школьников. В результате были приняты положения, позволяющие Соединенным Штатам и Великобритании строить эквивалентные корабли.
Хьюз предложил ограничить второстепенные корабли (крейсеры и эсминцы ) в тех же пропорциях, что и крупные корабли. Однако это было неприемлемо как для англичан, так и для французов. Противоположное предложение Великобритании, согласно которому британцы будут иметь право на 450 000 тонн крейсеров с учетом своих имперских обязательств, а США и Япония - только 300 000 и 250 000 соответственно, оказалось столь же спорным. Таким образом, идея ограничения общего тоннажа или количества крейсеров была полностью отвергнута.
Вместо этого англичане предложили качественный предел будущей постройки крейсера. Предлагаемый предел - максимальное водоизмещение 10 000 тонн и орудия калибра 8 дюймов - был предназначен для того, чтобы позволить британцам сохранить класс Хокинса, который затем строился. Это совпало с требованиями США к крейсерам для операций в Тихом океане, а также с японскими планами в отношении класса Furutaka. Предложение было принято без особых дебатов.
Основным требованием британцев во время переговоров было полное уничтожение подводных лодок, которые оказались столь эффективными против них в войне. Однако это оказалось невозможным, особенно в результате противодействия Франции; они потребовали выделить 90 000 тонн подводных лодок, и поэтому конференция завершилась без соглашения об ограничении использования подводных лодок.
Статья XIX Договора также запрещала Великобританию, Японию и Соединенные Штаты от строительства любых новых укреплений или военно-морских баз в районе Тихого океана. Существующие укрепления в Сингапуре, на Филиппинах и на Гавайях могли остаться. Это была значительная победа для Японии, поскольку недавно укрепленные британские или американские базы были бы серьезной проблемой для японцев в случае любой будущей войны. Это положение договора по существу гарантировало, что Япония будет доминирующей державой в западной части Тихого океана, и имело решающее значение для принятия Японией ограничений на постройку капитальных кораблей.
Ограничения по тоннажу | ||
Страна | Крупные корабли | Авианосцы |
---|---|---|
Британская Империя | 525000 тонн. (533000 тонн ) | 135000 тонн. (137000 тонн) |
США | 525000 тонн. (533000 тонн) | 135000 тонн. (137000 тонн) |
Японская империя | 315000 тонн. (320 000 тонн) | 81000 тонн. (82000 тонн) |
Франция | 175000 тонн. (178000 тонн) | 60 000 тонн. (61 000 тонн) |
Италия | 175 000 тонн. (178 000 тонн) | 60 000 тонн. (61 000 тонн) |
Договор строго ограничивал как тоннаж, так и постройку крупных кораблей и авианосцев, и включал ограничения на размер отдельных кораблей.
Тоннаж l имиты, определенные статьями IV и VII (указаны в таблице), дали соотношение прочности примерно 5: 5: 3: 1,75: 1,75 для Великобритании, США, Японии, Италии и Франции соответственно.
Качественные ограничения для каждого типа кораблей были следующими:
В соглашении также подробно описаны в главе II отдельные корабли, которые должны быть сохранены каждым военно-морским флотом, включая разрешение Соединенным Штатам на завершение строительства двух дополнительных кораблей класса «Колорадо» и для Великобритании достроить два новых корабля в соответствии с условиями договора.
Глава II, часть 2, подробно описывала, что нужно сделать, чтобы вывести корабль из строя для использования в военных целях. В дополнение к потоплению или утилизации ограниченное количество кораблей могло быть преобразовано в целевые корабли или учебные суда, если их вооружение, броня и другие важные боевые части были полностью удалены. Некоторые из них также могли быть преобразованы в авианосцы.
Часть 3, Раздел II определяет корабли, которые должны быть списаны в соответствии с договором, и когда оставшиеся корабли могут быть заменены. Всего Соединенным Штатам пришлось утилизировать 30 существующих или планируемых крупных кораблей, Британию - 23 и Японию - 17.
Этот договор положил конец долгому периоду увеличения строительства линкоров. Многие строившиеся корабли были списаны или преобразованы в авианосцы. Ограничения по договору были соблюдены, а затем были продлены Лондонским военно-морским договором 1930 года. Только в середине 1930-х годов военно-морские силы снова начали строить линкоры, и мощность и размер новых линкоров снова начали расти. Второй Лондонский военно-морской договор 1936 года стремился продлить пределы Вашингтонского договора до 1942 года, но в отсутствие Японии или Италии он был в значительной степени неэффективным.
На постройку крейсеров было меньше последствий. В соглашении указывалось, что 10 000 тонн и 8-дюймовые орудия являются максимальным размером крейсера, это также был крейсер минимального размера, который любой флот был готов построить. Договор положил начало соревнованию по строительству 8-дюймовых 10 000-тонных крейсеров «договорных », что дало дополнительные основания для беспокойства. Последующие военно-морские договоры стремились решить эту проблему, ограничивая тоннаж крейсеров, эсминцев и подводных лодок.
Неофициальные последствия договора включали конец англо-японского союза. Это никоим образом не было частью Вашингтонского договора, но американские делегаты ясно дали понять, что не согласятся на договор, если Великобритания не разорвет свой союз с Японией.
В 1935 году французский флот заложил линкор Richelieu ; вместе с двумя линкорами типа Dunkerque, которые также строятся, это привело к тому, что общий тоннаж новых французских линкоров до истечения срока действия договора превысил 70 000 тонн. Закладка киля Жана Барта в декабре 1936 года, хотя и менее чем за три недели до истечения срока действия договора, увеличила масштабы нарушения Францией еще на 35000 тонн. Французское правительство отклонило возражения Великобритании против нарушений, указав, что Великобритания подписала англо-германское военно-морское соглашение в 1935 году, в одностороннем порядке отменив положения о военно-морском разоружении Версальского договора. Немецкое военно-морское перевооружение угрожало Франции, и, согласно французской точке зрения, если бы Великобритания свободно нарушила договорные обязательства, Франция не подверглась бы аналогичным ограничениям.
Италия неоднократно нарушала лимит водоизмещения отдельных кораблей; они пытались (но не смогли) удержаться в пределах 10 000 тонн для крейсеров типа Trento, построенных в середине 1920-х годов, но для крейсеров класса Zara в конце 1920-х годов и в начале 1930-х годов они отказались от всех притворств и построили корабли, которые с большим отрывом превышали 11000 длинных тонн (11000 тонн). Нарушения продолжились с линкорами типа Littorio середины 1930-х годов, которые имели стандартное водоизмещение более 40 000 длинных тонн (41 000 т). Тем не менее, ВМС Италии неверно представили водоизмещение судов как находящееся в пределах, установленных договором.
военно-морское соглашение имело глубокое влияние на японцев. При превосходящей американской и британской промышленной мощи долгая война, скорее всего, закончится поражением Японии. Таким образом, достижение стратегического паритета было экономически невозможно.
Многие японцы считали соотношение кораблей 5: 5: 3 еще одним пренебрежением Запада, хотя можно утверждать, что у японцев были более крупные силы. концентрация, чем ВМС США или Королевский флот. Это также способствовало разногласиям в высших рядах Императорского флота Японии между офицерами фракции Договора и их противниками Фракции флота, которые также были в союзе с ультранационалистами японская армия и другие части японского правительства. Для фракции Договора договор был одним из факторов, способствовавших ухудшению отношений между правительствами США и Японии. Некоторые также утверждали, что договор был одним из основных факторов, побудивших Фракцию Флота к экспансии Японии в начале 1930-х годов. Восприятие несправедливости привело к отказу Японии от Второго Лондонского военно-морского договора в 1936 году.
Ямато во время ходовых испытаний в октябре 1941 года. Водоизмещение 72 800 тонн при полной загрузке.Исороку Ямамото, который позже руководил атакой на Перл-Харбор, утверждал, что Япония должна оставаться в договоре. Однако его мнение было более сложным, поскольку он считал, что Соединенные Штаты могут превзойти Японию в большем количестве, чем соотношение 5: 3, из-за огромного производственного преимущества США, о котором он имел экспертные знания, поскольку он служил в посольстве Японии. в Вашингтоне. После подписания договора он прокомментировал: «Любой, кто видел автомобильные заводы в Детройте и нефтяные месторождения в Техасе, знает, что Японии не хватает сил для морской гонки с Америка." Позже он добавил: «Это соотношение очень хорошо работает для Японии - это договор, ограничивающий другие стороны». Он считал, что для уравновешивания шансов потребуются другие методы, кроме строительства, что, возможно, способствовало его защите плана нападения на Перл-Харбор.
29 декабря 1934 г. японское правительство официально уведомило о своем намерении расторгнуть договор. Его положения формально оставались в силе до конца 1936 года и не возобновлялись.
Участникам конференции было неизвестно, что американская "Черная палата" "(Cypher Bureau, разведывательная служба США), которым командовал Герберт Ярдли, шпионило за сообщениями делегаций в их столицах. В частности, японские сообщения были тщательно расшифрованы, и американские переговорщики смогли заключить абсолютно минимально возможную сделку, которую японцы указали, что они когда-либо пойдут.
Поскольку это было непопулярно среди большей части Императорского флота Японии и с Для все более активных и важных ультранационалистических групп ценность, которую признало правительство Японии, вызвала много подозрений и обвинений среди японских политиков и военно-морских офицеров.
Wikisource содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Вашингтонский военно-морской договор, 1922 г. |