Convoy PQ 17

редактировать
Кодовое название конвоя союзников во время Второй мировой войны в Северном Ледовитом океане
Convoy PQ 17
Часть Вторая мировая война, Арктическая кампания
Convoy PQ 17 sailing in Hvalfjord.jpg. Сопровождение и торговые суда в Хвалфьорде май 1942 г. перед выходом конвоя PQ 17.
Дата27 июня - 10 июля 1942 г.
МестоположениеСеверный Ледовитый океан
РезультатПобеда Германии
Воюющие стороны
Соединенное Королевство. США. Советский Союз Нацистская Германия
Командиры и руководители
United Kingdom Адм. Дж. К. Тови. United Kingdom Контр-адм. L.H.K. Гамильтон. United Kingdom Капитан. Дж. Э. Брум. United Kingdom Коммодор Джон ДаудингNazi Germany Гроссадмирал Эрих Редер. Nazi Germany Адмирал Карл Дёниц. Nazi Germany Генералоберст Ханс-Юрген Штумпфф
Сила
2 линкора, 6 крейсеров, 13 эсминцев (не вступали в бой):. 6 эсминцев,. 2 зенитных корабля,. 2 подводные лодки,. 11 малых судов,. 35 торговых судов. 6 вспомогательных кораблей1 линкор, 3 крейсера, 12 эсминцев (не бились):. 11 подводных лодок:. 33 торпедоносца,. 6 бомбардировщиков.. (Выполнено более 200 самолето-вылетов)
Жертвы и потери
24 торговых корабля потоплены,. 153 торговых моряка убиты5 самолетов

PQ 17 было кодовым названием для союзного арктического конвоя во время Второй мировой войны. 27 июня 1942 года суда вышли из Хвалфьорда, Исландии в порт Архангельск в Советском Союзе. Конвой был обнаружен немецкими войсками 1 июля, после чего за ним постоянно наблюдали и атаковали. Первый морской лорд адмирал Дадли Паунд, руководствуясь информацией о том, что немецкие надводные части, в том числе немецкий линкор Tirpitz, двигались на перехват, приказал отряду прикрытия построить вокруг линкоров союзников HMS Duke of York и USS Washington подальше от конвоя и приказал конвою разойтись. Из-за колебаний верховного командования вермахта (ОКВ, верховное командование немецких вооруженных сил) рейд на Тирпиц так и не состоялся. Конвой стал первой крупной совместной англо-американской военно-морской операцией под британским командованием; По мнению Черчилля, это побуждало более осторожно подходить к движению флота.

Когда тесный эскорт и силы прикрытия крейсеров отступили на запад, чтобы перехватить немецких рейдеров, торговые суда остались без сопровождения. Торговые суда были атакованы самолетами люфтваффе и подводными лодками, и из 35 кораблей только одиннадцать достигли места назначения, доставив 70 000 коротких тонн (64 000 метрических тонн) груза. Катастрофа с конвоем продемонстрировала трудности с доставкой необходимых грузов через Арктику, особенно летом полуночным солнцем. Успех Германии стал возможен благодаря разведке сигналов и криптологическому анализу.

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Британские планы
  • 3 Силы прикрытия
  • 4 Немецкие войска
  • 5 Движение конвоя, силы прикрытия и сопровождение
  • 6 «Конвой должен рассеяться»
  • 7 Потери конвоя
  • 8 Последствия
  • 9 Брум против Касселл энд Ко. Лтд., Дело Дэвида Ирвинга о клевете
  • 10 В популярная культура
  • 11 См. также
  • 12 Примечания
  • 13 Сноски
  • 14 Ссылки
  • 15 Дополнительная литература
  • 16 Внешние ссылки

Предпосылки

С Операцией Барбаросса, начало войны Германии против СССР, британское и американское правительства согласились отправить безоговорочную помощь своим советским союзникам. Бивербрук - Гарриман Англо-американская миссия посетила Москву в октябре 1941 года, согласившись на серию поставок боеприпасов в Советский Союз. Наиболее прямой путь доставки этих грузов был по морю в районе Мыса Мыса через арктические воды в порты Мурманск и Архангельск. В соглашении говорилось, что Советское правительство несет ответственность за прием грузов на советских кораблях в британских или американских портах. Однако, поскольку у Советов не было достаточно кораблей для объемов помощи, отправляемой западными союзниками Советскому Союзу, британские и американские корабли стали составлять все большую долю конвоев.

Хотя оборона за арктические конвои отвечал Королевский флот, американский адмирал Эрнест Кинг назначил оперативную группу 39 (TF 39), построенную на базе авианосца USS Wasp и линкор USS Washington - для поддержки британцев.

Первый конвой отплыл из Великобритании в августе 1941 года, через два месяца после начала операции «Барбаросса». К весне 1942 года переход прошли еще двенадцать конвоев, потеряв лишь 1 корабль из 103. С тех пор угроза нападения на конвои возросла, и немцы готовились остановить поток грузов в СССР всеми имеющимися в их распоряжении средствами, включая базирование тяжелых кораблей в Норвегии. В 1941 году Кригсмарине уже начал концентрировать свои силы в Норвегии зимой, чтобы предотвратить британское вторжение в Норвегию и заблокировать линии снабжения союзников в Советский Союз. Линкор Tirpitz в январе был переведен в Тронхейм, где к нему присоединился тяжелый крейсер Admiral Scheer, а в марте - тяжелый крейсер <107.>Адмирал Хиппер. боевые корабли Scharnhorst, Gneisenau и тяжелый крейсер Prinz Eugen также были отправлены в арктические воды, но стали жертвами воздушных атак союзников и вернуться на ремонт. У немцев были базы вдоль норвежского побережья, а это означало, что до тех пор, пока эскортных авианосцев не стали доступны, конвои союзников должны были проходить через эти районы без надлежащей защиты от нападений авиации и подводных лодок.

Британские планы

Трек PQ 17, показывающий приблизительные позиции затопления.

Британская военно-морская разведка в июне сообщила об Operation Rösselsprung (Unternehmen Rösselsprung) - немецкий план по привлечению основных военно-морских подразделений для атаки следующего конвоя, идущего на восток, к востоку от Медвежьего острова. Таким образом, немецкие войска будут действовать близко к норвежскому побережью при поддержке береговой воздушной разведки и ударных сил с прикрытием подводных лодок в каналах между Свальбардом и Норвегией. С другой стороны, силы прикрытия союзников не имели бы поддержки с воздуха, в одной тысяче миль от их базы, а у эсминцев не хватило бы топлива для сопровождения поврежденного корабля в гавань.

Чтобы предотвратить такую ​​ситуацию, 27 июня Адмиралтейство издало распоряжение, разрешающее временно повернуть конвой назад, чтобы сократить расстояние до ближайшей базы союзников. В этом случае наземные движения противника произошли позже, чем ожидалось, что делало эти инструкции ненужными. Адмиралтейство также проинструктировало, что безопасность конвоя от надводной атаки к западу от острова Медвежий зависит от надводных сил союзников, а к востоку от него должны были встретиться подводные лодки союзников. Кроме того, силы прикрытия крейсера конвоя не должны были идти к востоку от острова Медвежий, если конвою не угрожало присутствие надводных сил, с которыми крейсерские силы могли сражаться, а также выходить за пределы 25 ° восточной долготы ни при каких обстоятельствах.

Для отвлечения вражеских сил был также организован конвой-приманка, состоящий из Первой минной эскадры и четырех угольщиков в сопровождении HMS Sirius и Curacoa, пяти эсминцев и нескольких траулеров. Эти диверсионные силы собирались в Скапа-Флоу в течение недели, отплыв через два дня после конвоя. Немецкая разведка Скапы в период сборки не заметила диверсии, чего также не заметили при ее проходе. Операция была повторена 1 июля, снова безуспешно. Кроме того, 26 июня Адмиралтейство воспользовалось возможностью пропустить идущий на запад конвой QP 13 вместе с PQ 17. Первый состоял из торговых судов, возвращавшихся из Архангельска, а некоторые корабли уходили из Мурманск. Он состоял из тридцати пяти кораблей и сопровождался пятью эсминцами, тремя корветами, одним зенитным кораблем, тремя тральщиками, двумя траулерами и, до района Медвежьего острова, одной подводной лодкой. Его видели немецкие самолеты 30 июня и 2 июля. Однако QP 13 не подвергся атаке, так как немецкая тактика заключалась в том, чтобы сконцентрироваться на движущихся на восток (груженых) конвоях, а не на западных конвоях в балласте.

. Рекогносцировка свежего льда, проведенная 3 июля, показала, что проход к северу от Медвежьего острова имел расширился. Адмиралтейство предложило колонне пройти не менее 80 км к северу от нее. Старший офицер эскорта (ЗП), командир Дж. Э. Брум, предпочитал оставаться в условиях плохой видимости на исходном маршруте и продвигаться на восток. Контр-адмирал Л. Х.К. Гамильтон, командующий крейсерской эскадрой, позже решил, что необходим более северный маршрут, приказал SOE изменить курс конвоя, чтобы пройти 70 миль (110 км) к северу от острова Медвежий, а затем открыть для 400 миль (640 км) от Банак.

Силы прикрытия

USS Wichita и HMS London, часть сил прикрытия крейсера PQ 17.

Непосредственное сопровождение конвоя осуществлялось Первая группа сопровождения (EG1) под командиром. Дж. Брум, включая шесть эсминцев, одиннадцать корветов, тральщиков или вооруженных траулеров, а также два вспомогательных зенитных орудия. Эсминцы: HMS Keppel (SOE), Fury, Leamington, Ledbury, Offa и . Уилтон. Вспомогательными зенитными орудиями были HMS Palomares и. Другими кораблями сопровождения были корветы HMS Lotus, La Malouine и HMS Dianella, тральщики HMS Halcyon и Britomart, а также противолодочные траулеры HMT Lord Middleton, Lord Austin, Ayrshire and. В более отдаленной роли прикрытия была Первая крейсерская эскадрилья (CS1) под командованием контр-адмирала Л. HK Hamilton, состоящий из британских крейсеров HMS London (флагман) и Norfolk, американских крейсеров USS Wichita и Tuscaloosa, и четыре эсминца, два из которых принадлежали ВМС США. В качестве дополнительной защиты конвой должен был отслеживаться на расстоянии примерно 200 миль (320 км) линкорами Флота метрополии .

Второй, тяжелый отряд прикрытия под командованием адмирала Джон Тови, состоял из британского авианосца Victorious, линкора Duke of York (флагман), крейсеров Cumberland и Нигерия, американский линкор USS Washington и девять эсминцев. Когда конвой начал свое предварительное движение, силы прикрытия, запланированные Адмиралтейством, выдвигались на позиции. Первая крейсерская эскадра Гамильтона покинула Зайдисфьорд в ночь с 30 июня на 1 июля. Он прибыл на позицию прикрытия к северу от колонны 2 июля. Крейсера немцы заметили только поздно вечером 3 июля. Силы тяжелого прикрытия на короткое время находились в тени на северо-востоке Исландии 1 июля, в то время как экран крейсера дозаправлялся в Зайдисфьорде. Ранним утром 3 июля он находился в прикрытии на короткое время, когда находился к югу от колонны. Позже в тот же день курс был изменен на север, чтобы пересечь путь конвоя и достичь позиции к северо-западу от острова Медвежий. Это поставит «Победоносца» в зону поражения конвоя утром 4 июля. Было подсчитано, что это произойдет в то же время, когда ожидается, что наземная атака произойдет. На пути к новому району прикрытия к силам присоединились HMS Manchester и Eclipse со Шпицбергена.

Воздушная разведка норвежских гаваней была затруднена из-за погодных условий. но информация показала, что немецкие тяжелые части, вероятно, двигались на север, а аэрофотоснимок Тронхейма поздно вечером 3 июля показал, что Тирпиц и Хиппер вылетели. Патруль летающей лодки и две линии подводных лодок между мысом Нордкап и островом Медвежий прикрывали линию подхода к конвою, движущемуся на восток. Ввиду неопределенности позиций двух немецких кораблей контр-адмирал Гамильтон решил продолжать прикрывать крейсерскую эскадру и пройти к востоку от Медвежьего острова.

Немецкие войска

Дальний бой. против PQ 17 выступали надводные и подводные силы ВМС Германии. Группа подводных лодок направила патрульную группу под кодовым названием Eisteufel, чтобы перехватить конвой; три подводные лодки находились на патрульной линии к северу от Датского пролива, чтобы заранее предупредить, и еще пять дальше к северу от острова Ян-Майен.

У Кригсмарине также было две боевые группы в норвежских портах, всего четыре крупных корабля (линкор Tirpitz и крейсера Hipper, Scheer и Lutzow ) и двенадцать эсминцев, готовых к выполнению наземное нападение на конвой. Это было организовано как сложная двухэтапная операция под кодовым названием Rosselsprung ; силы были самыми сильными из всех, когда-либо собранных для атаки конвоя, но им мешал сложный командный процесс, при этом полномочия атаковать опирались на самого Гитлера и противоречивое заявление о миссии; силам было приказано не только атаковать и уничтожить конвой, но и избегать любых действий, которые могли бы привести к повреждению крупных кораблей, особенно Тирпица.

Эти силы поддерживались самолетами Luftflotte 5, около 243 самолетов, базировавшихся на различных аэродромах в северной Норвегии.

Движение конвоя, силы прикрытия и сопровождение

USS Wainwright 4 июля отразили воздушную атаку конвоя.

Конвой вышел из Хвалфьорда 27 июня под командованием Коммодор конвоя Джон Даудинг. В дополнение к 34 торговым кораблям с конвоем отправились нефтяник (RFA Gray Ranger) для сопровождения и 3 спасательных корабля (Rathlin, Zamalek и Zaafaran). Эскорт состоял из шести эсминцев, четырех корветов, трех тральщиков, четырех траулеров, двух зенитных кораблей и двух подводных лодок. Маршрут был длиннее, чем у предыдущих конвоев, так как лед позволял пройти к северу от острова Медвежий с уклончивым объездом в Баренцевом море. Более того, вся колонна направлялась в Архангельск, потому что недавние сильные авианалеты разрушили большую часть Мурманска. Одно судно получило механическую неисправность при выходе из порта и было вынуждено повернуть назад. Другой, SS Exford, повернул назад после повреждения льда.

Часть конвоя натолкнулась на дрейфующий лед в сильную погоду Датского пролива. Два торговых судна были повреждены и вынуждены были повернуть назад. Серый Рейнджер также был поврежден, его скорость снизилась до 8 узлов (9,2 миль / ч; 15 км / ч), и, поскольку сомнительно, что она может столкнуться с плохой погодой, было решено перевести ее на позицию заправки. к северо-востоку от Ян-Майен в обмен на RFA Aldersdale.

Вскоре после выхода в открытое море PQ 17 был замечен и отслежен U-456, и его постоянно отслеживали, за исключением нескольких коротких интервалов. в тумане. Он был дополнен Люфтваффе BV 138s 1 июля. 2 июля колонна заметила возвращавшуюся колонну QP 13. Позднее в тот же день она подверглась первой воздушной атаке девяти самолетов-торпедоносцев. Самолеты оказались неудачными, один был сбит. В 13:00 3 июля экран эсминца PQ 17 направлялся на восток, чтобы пройти между Медвежьим островом и Шпицбергеном.

Утром 4 июля немецкий Heinkel He 115 из г. получил попадание в корабль Liberty SS Christopher Newport, примерно в 56 км к северо-востоку от Bear Island, в 75 ° 49′N 22 ° 15'E / 75,817 ° N, 22,250 ° E / 75,817; 22,250. Корабль сопровождения, подводная лодка HMS P-614, попытался затопить ее, но она осталась на плаву. Немецкая подводная лодка U-457 потопила брошенный корабль Liberty в 08:08. Вечером шесть бомбардировщиков совершили неудачную атаку. USS Wainwright в тот же день успешно отразил воздушную атаку конвоя. Вечером того же дня произошла еще одна атака 25 бомбардировщиков-торпедоносцев. Два корабля были потоплены, и по крайней мере четыре самолета были сбиты.

«Конвой должен рассеять»

Отрывки сигналов между Адмиралтейством (ADMY) и. Первой крейсерской эскадрой (CS1)
ВРЕМЯОТДОСООБЩЕНИЕ
21:11ADMYCS1Cruiser Force на большой скорости отходят на запад.
21:23ADMYCS1В связи с угрозой со стороны надводных кораблей, колонна должна разойтись и проследовать в российские порты.
21:36ADMYCS1Конвой должен рассыпаться.

В 12:30 4 июля Адмиралтейство разрешило Гамильтону двигаться к востоку от 25 ° восточной долготы, если того потребует ситуация, если от адмирала Тови не поступит обратный приказ. Это было отменой предыдущих приказов, и, поскольку никакая информация в распоряжении Тови не оправдывала это изменение, Гамильтону было приказано отступить, когда конвой находился к востоку от 25 ° восточной долготы или ранее по его усмотрению, если Адмиралтейство не заверило его, что Тирпиц не будет встречен. В 18:58 Адмиралтейство проинформировало Гамильтона, что в ближайшее время ожидается дальнейшая информация, и приказало ему оставаться с конвоем до получения дальнейших указаний. В 21:11 Адмиралтейство отправило сообщение с префиксом «Немедленное», в котором Гамильтон приказал отойти на запад на большой скорости. Это произошло из-за информации о подводных лодках, о которой Гамильтон не сообщил. В 21:23 Адмиралтейство в сообщении с префиксом «Немедленно» приказало конвою разойтись и проследовать в российские порты из-за угрозы со стороны надводных кораблей. В 21:36 Адмиралтейство отправило еще одно «самое немедленное» сообщение, приказывая конвою рассыпаться.

Самолеты Люфтваффе и Кригсмарине . Северная Норвегия, июнь 1942 г.
БомбардировщикJu 88103
БомбардировщикHe 11142
Плавающий самолетHe 11515
Пикирующий бомбардировщикJu 8730
РазведкаFw 200. Ju 88. BV 13874
Всего264

Адмирал Гамильтон, командор Брум и коммодор Даудинг восприняли эти сигналы, чтобы указать на неизбежность атаки Тирпица. Конвой немедленно получил приказ разойтись, эсминцам эсминца было приказано присоединиться к крейсерским силам, а торговцам было приказано двигаться самостоятельно. Решение и приказы Адмиралтейства не были бы столь яростными, если бы были озабочены только британские военные корабли, но идея, что первая совместная англо-американская операция под британским командованием может включать уничтожение американских, а также британских частей, вполне могла повлиять на решения Первый морской лорд Фунт. Эскадра крейсеров союзников уже вышла за рамки постоянного приказа, установленного Адмиралтейством, и, если бы новые приказы не поступали, крейсерам в любом случае пришлось бы отступить через некоторое время. Более раннее движение крейсера не повлияло на тактическую ситуацию, но в свете более поздних знаний решение было сочтено поспешным.

Без ведома эскорта и командиров конвоя, Тирпиц и его боевая группа на самом деле не продвигались к конвою или в окрестности. 2 июля Тирпиц вышел из Тронхейма в порт Вест-фьорд ; На следующий день главнокомандующий Кригсмарине адмирал Редер получил разрешение перебросить «Тирпиц» в Альтенфьорд для соединения с дружественными кораблями. Перед тем, как отдать приказ, Паунд посетил Уайтхолл и проконсультировался с офицером разведки лейтенант-командир Норманом Деннингом, чтобы подтвердить, что Тирпиц покинул Альтент-фьорд. Хотя Деннинг не мог ответить, стоит ли она все еще на якоре, он объяснил, что его источники подтвердили бы, если бы корабль в это время вышел в море или собирался выйти в море. Лишь через несколько часов после приказа Паунда было подтверждено, что Тирпиц все еще стоит на якоре в Альтенфьорде. Хотя 5 июля боевая группа «Тирпица» вышла в открытое море, операция надводных кораблей по атаке конвоя была отменена, и в тот же день корабли вернулись в Альтенфьорд.

Потери конвоя

U-255 после атака на PQ 17, четыре победных вымпела и захваченный флаг торгового корабля SS Paulus Potter

Когда был получен приказ разогнать конвой, он преодолел более половины своего пути и потерял три корабля. Последствия для торговых судов были ужасными: корабли рассредоточились по обширной территории, лишенные взаимной защиты и обученного эскорта. Когда более крупные эскортные корабли отступали от предполагаемых немецких надводных сил, эсминцы начали получать сообщения на Торговом флоте на длинах волн: «Меня бомбит большое количество самолетов», «Горит во льдах. "," Покидающий корабль "," Шесть подводных лодок, приближающихся к поверхности ". Поскольку большинству эскортов было приказано вернуться в Скапа-Флоу, для защиты разбросанных кораблей оставалось только тесное сопровождение вспомогательных зенитных орудий, корветов, тральщиков и вооруженных траулеров.

5 июля шесть торговых судов, включая SS Fairfield City и SS Daniel Morgan, были потоплены люфтваффе и еще шесть - четырьмя подводными лодками. Среди потерь в тот день были SS Пан Крафт, Вашингтон, Карлтон, Хоному, флагман Коммодора Ривер Афтон, Империя Байрон и Питер Керр (Керр был брошен после пожар вышел из-под контроля.) Отказ коммодора Доудинга признать поражение способствовал спасению большинства кораблей, которые в конечном итоге пережили конвой. SS Paulus Potter был оставлен своей командой после воздушного нападения 5 июля; судно было поднято на борт моряками из U-255 13 июля; после взятия судовых документов и флага Kptlt. Reche потопил «Поттер» торпедой.

6 июля SS Pan Atlantic был потоплен Люфтваффе и SS John Witherspoon U-255. 7–8 июля было потоплено еще пять кораблей (два - U-255), в том числе SS Olapana и SS Alcoa Ranger. Оставшийся эскорт отошел в Северный Ледовитый океан 9 июля, но торговые суда в этот день больше не пострадали. Последними потерями были SS Hoosier и SS El Capitan 10 июля. Люфтваффе совершили более 200 боевых вылетов и потеряли только пять самолетов в обмен на восемь торговых судов.

После получения третьего приказа о рассредоточении 4 июля 1942 года RNVR T / Lt Лео Градуэлл командовал ASW адаптировал 575 длинных тонн (584 т) построенный в Мидлсбро траулер HMS Ayrshire (225 фин., ничто не мешало ему провожать купцов. Возглавив свой конвой из Эйршира и трех торговых судов США, зарегистрированных в Панаме «Трубадор», «Броненосный» и «Серебряный меч», он двинулся на север, используя только секстант и карманный справочник Times World Geographic. Достигнув арктического льда, конвой застрял, поэтому корабли заглушили двигатели, а затем заглушили огонь. Грэдуэлл организовал защиту, основанную на том факте, что Трубадор нес груз бункерного угля и бочки с белой краской: экипажи выкрасили все суда в белый цвет; покрытые палубы белым полотном; и расположил танки «Шерман» на палубах торговых судов в оборонительный строй с заряженными основными орудиями. После периода ожидания и уклонения от самолетов-разведчиков Люфтваффе, обнаружив, что они не застряли, они проследовали в пролив Маточкина. Там они были обнаружены флотилией из корветов, которые сопровождали конвой из четырех судов и два других торговых судна в российский порт Архангельск, прибывший 25 июля. Градуэлл был награжден Крестом за выдающиеся заслуги 15 сентября 1942 года.

Во время рейса в российские порты некоторые корабли и спасательные шлюпки укрылись на замерзшем берегу Новой Земля, посадка в Маточкин. Советский танкер «Азербайджан» потерял свой груз льняного масла, и большая часть груза SS Winston-Salem была выброшена за борт на Новой Земле.

Несмотря на поиски Coastal, местонахождение многих кораблей неизвестно. Самолеты командования, проследовавшие после патрулирования на север России, а также тральщики и корветы в водах. Прошло две недели, прежде чем были полностью известны результаты этих атак и судьба различных кораблей конвоя. Из 34 кораблей, вышедших из Исландии, 23 были потоплены и 11 вышли в порт. Два английских, четыре американских, один панамский и два русских торговых корабля достигли Архангельска. Два американских корабля, SS Samuel Chase и Benjamin Harrison, причалили к Мурманску. Общий объем поставок составил 70 000 коротких тонн (64 000 тонн) из 200 000 коротких тонн (180 000 тонн), начавшихся из Исландии.

Последствия

Премьер-министр Уинстон Черчилль Назвали это событие «одним из самых меланхоличных флотских эпизодов за всю войну». В ходе расследования никого не обвиняли, поскольку приказы отдавал Первый Морской Лорд, а обвинение самого Первого Морского Лорда считалось политически неприемлемым. Советский Союз не верил, что такое количество кораблей может погибнуть в одном конвое, и открыто обвинял западных союзников во лжи. Несмотря на помощь, предоставленную доставленными материалами, PQ 17 на самом деле ухудшил советско-союзнические отношения в краткосрочной перспективе, поскольку Советы никогда не признавали усилий союзных торговых моряков или моряков военно-морских сил. Иосиф Сталин и Советский Союз Военно-морским экспертам было трудно понять приказ о рассеянии, отданный Адмиралтейством, учитывая, что «корабли сопровождения PQ 17 должны вернуться, тогда как грузовые лодки должны рассредоточиться и попытаться достичь советских портов один за другим без какой-либо защиты. все." Адмирал Кинг, уже известный своим недоверием к британцам, был в ярости из-за того, что он считал ошибкой адмирала Паунда, и быстро отозвал TF 39, отправив его в Pacific. Он не решался проводить дальнейшие совместные операции под британским командованием. Адмирал Dan Gallery, USN, служивший в то время в Исландии, назвал PQ 17 «позорной страницей военно-морской истории».

В связи с PQ 17 Адмиралтейство предложило приостановить работу Арктики. конвои, по крайней мере, до тех пор, пока лед не отступит и не пройдет вечный дневной свет. На совещании с Гитлером главнокомандующий Кригсмарине адмирал Редер заявил: «... наши подводные лодки и авиация, которые полностью уничтожили последний конвой, вынудили врага уступить по этому маршруту временно... "На встрече с главой Советской военной миссии адмиралом Николаем Харламовым и советским послом в Лондоне Иваном Майским Советы попросили сообщить запланированный отъезд PQ 18. Паунд сказал, что ничего нельзя сделать, пока не будет обеспечено лучшее прикрытие с воздуха со стороны России, после чего Харламов раскритиковал приказ о выводе крейсеров из PQ 17. Паунд был в ярости и глубоко возмущен отношением России. Паунд сердито признал, что PQ 17 был рассредоточен по его личному приказу, в то время как Майский заявил, что «даже британские адмиралы совершают ошибки».

Только в сентябре другой конвой отправился в Северную Россию. Схема защиты конвоя была пересмотрена с очень сильным постоянным непосредственным сопровождением из шестнадцати эсминцев и первого из новых эскортных авианосцев, HMS Avenger, который сам был вооружен двенадцатью истребителями. После войны этот инцидент подвергся критике как из американских, так и из советских источников. Советские историки приводят разные причины приостановки и сокращения поставок из-за остановки арктических конвоев. Некоторые считали это результатом «того, что в 1942 году англо-американские (океанские) коммуникации были разрушены».

По крайней мере шестнадцать офицеров и солдат торгового флота были удостоены награды за храбрость или отличную службу за свои действия. в конвое. Приложение к London Gazette, опубликованное 6 октября 1942 г., содержало уведомление о двух Георгиевских медалях, шести назначениях в различные степени ордена Британской империи, шести Медали Британской Империи и две Королевской награды за храброе поведение.

В декабре 2012 года была учреждена медаль Arctic Star , а 19 марта 2013 года - первая медали были вручены примерно 40 ветеранам в Лондоне.

Broome v Cassell Co Ltd, Дело Дэвида Ирвинга о клевете

В 1968 году Дэвид Ирвинг опубликовал противоречивую книгу о PQ 17. В ней основное внимание уделялось грубым ошибкам и недостаткам союзников, утверждая, что решение Брума отозвать свои эсминцы было основной причиной катастрофы для конвоя. Брум возбудил дело о клевете Брум против Касселл энд Ко Лтд, чтобы защитить свою репутацию. Он добился успеха, выиграв 40 000 фунтов стерлингов в качестве возмещения убытков и обеспечив изъятие из обращения всех копий книги-нарушителя (с тех пор она была переиздана с исправлениями). Выплата возмещения ущерба (пожертвованная Брумом на благотворительность) была самой высокой в ​​истории права. до скандального действия Джеффри Арчера против газеты Daily Star.

В популярной культуре

  • Действие в Северной Атлантике, военный фильм 1943 года с Хамфри Богартом и Рэймондом Мэсси в главных ролях, включает Отрывок взят из действий лейтенанта Грэдуэлла после рассеивания PQ-17.
  • HMS Ulysses (1955), роман, написанный Алистером Маклином, служившим на HMS Royalist на арктических конвоях и против немецкого линкора Tirpitz.
  • Капитан, роман 1967 года, основанный на опыте этого конвоя голландским писателем Яном де Хартогом, также переведенный на голландский как De kapitein.
  • Северная сага, роман 1976 года, написанный Стивеном Лоуренсом, участник Второй мировой войны..С. Офицер торгового флота, рассказывает историю PQ-17.
  • Реквием для конвоя PQ-17, роман Валентина Пикуля посвящен судьбе конвоя. Книга интересна еще и тем, что описывает советскую веру, поразившую Тирпиц. В 2003–04 годах в России был выпущен фильм по этой книге.
  • Реквием для конвоя PQ-17 - это также название танцевальной, оркестровой и хоровой пьесы, основанной на событиях, связанных с затоплением. Отец хореографа и танцора Билла Коулмана был торговым моряком на борту замка Болтон.
  • В январе 2014 года часовой документальный фильм BBC Two PQ17: An Arctic Convoy Disaster написан и рассказан Джереми Кларксон, пересказал историю конвоя из первых рук от людей, которые служили.

См. Также

Примечания

Сноски

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-15 11:24:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте