Немецкий крейсер Prinz Eugen

редактировать
Крейсер класса Admiral Hipper
PE Atomtest 1.jpg В роли USS Prinz Eugen перед испытанием атомной бомбы на атолле Бикини
История
Нацистская Германия
Имя:Принц Ойген
Тезка:Принц Евгений Савойский
Строитель:Germaniawerft
Заложено:23 апреля 1936 г.
Спущен на воду:22 августа 1938 г.
Введен в эксплуатацию:1 августа 1940 г.
Списан:7 мая 1945 г.
Судьба:Сдан 8 мая 1945 года, передан ВМС США
История
США
Имя:USS Prinz Eugen
Введен в эксплуатации:5 января 1946 года
Списан:29 августа 1946 года
Судьба:Буксируется на атолл Кваджалейн после операции «Перекресток» испытания ядерного оружия; опрокинулся 22 декабря 1946 г.
Общие характеристики
Класс и тип:Адмирал Хиппер-класс крейсер
Водоизмещение:
  • Конструкция: 16 970 т (16 700 длинных тонн; 18 710 коротких тонн))
  • Полная нагрузка: 18750 длинных тонн (19050 т)
Длина:212,5 м (697 футов 2 дюйма) общая
Ширина:21,7 м (71 фут 2 дюйма)
Осадка:Полная нагрузка: 7,2 м (24 фута)
Движущая сила:
Скорость:32 узлов (59 км / ч; 37 миль / ч)
Состав:
  • 42 офицера
  • 1340 зачисленных
Вооружение:
Броня:
На борту самолета:3 Arado Ar 196
Авиационные средства:1 катапульта
Примечания:Цифры указаны для корабля в том виде, в котором он построен

Принц Ойген (немецкое произношение: ) Адмирал Хиппер-класс тяжелый крейсер, третий класса пяти судов. Она служила в нацистской Германии в Кригсмарине во время Второй мировой войны. Корабль был заложен в апреле 1936 года, спущен на воду в августе 1938 года и вступил в строй после начала войны в августе 1940 года. Он был назван в честь принца Евгения Савойского, 18-го корабля. -век австрийский генерал. Она была вооружена главной батареей из восьми орудий калибра 20,3 см (8,0 дюйма) и, хотя номинально не превышала предел в 10 000 длинных тонн (10 000 т), установленный англо-германским военно-морским соглашением, фактически перемещено более 16000 длинных тонн (16000 т).

Принц Ойген участвовал в боевых действиях во время Operation Rheinübung, попытки прорыва в Атлантический океан линкора Бисмарк в мае 1941 года. Два корабля уничтожили британский линейный крейсер Худ и умеренно повредил линкор Принц Уэльский в битве за Датский пролив. Принц Ойген был отделен от Бисмарка во время операции, чтобы совершить набег на торговое судоходство союзников, но это было прервано из-за проблем с двигателем. После захода в оккупированную Францию ​​и ремонт, корабль участвовал в операции «Цербер», дерзком дневном рывке через Ла-Манш обратно в Германию. В феврале 1942 года Принц Ойген был направлен в Норвегию, хотя время ее там было сокращено, когда она была торпедирована британской подводной водой Трайдент через несколько дней после прибытия в норвежские воды. Торпеда сильно повредила корму корабля, что потребовало ремонта в Германии.

Вернувшись на действующую службу, корабль несколько месяцев обучал курсантов на Балтике, прежде чем служить артиллерийской поддержкой немецкой армии на Восточном фронте. После краха Германии в мае 1945 года она была передана британскому Королевскому флоту, а затем передана ВМС США в качестве военного приза. После осмотра корабля в США, ВМС США назначили крейсер для Operation Crossroads ядерных испытаний на атолле Бикини. Пережив атомные взрывы, Принц Ойген была отбуксирована на атолл Кваджалейн, где в конце концов перевернулась и затонула в декабре 1946 года. Обломки корабля являются частично видимыми над водой в двух милях к северо-западу от армейского аэродрома Бухольц, на краю Энубуджа. Один из ее гребных винтов был спасен и выставлен в Морском мемориале Лабое в Германии.

Содержание

  • 1 Конструкция
  • 2 История обслуживания
    • 2.1 Эксплуатация Rheinübung
    • 2.2 Операция Cerberus и операции в Норвегии
    • 2.3 Служба на Балтике
    • 2.4 Служба в ВМС США
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература

Дизайн

Опознавательный рисунок крейсера класса Admiral Hipper

класса Admiral Hipper из тяжелых крейсеров был приказано в контексте переоружения военно-морского флота Германии после того, как нацистская партия пришла к власти в 1933 г. и отказалась от положений о разоружении Версальского договора. В 1935 году Германия подписала англо-германское военно-морское соглашение с помощью расширенного морского флота; в договоре указывалось, что Германия сможет построить пять 10 000-тонных (10 000 т) «договорных крейсеров ». Admiral Hippers номинально находился в пределах 10 000 тонн, хотя и превышал этот показатель.

Prinz Eugen был 207,7 метра (681 фут) в длину и имел ширину 21,7 м. (71 фут) и максимальная осадка 7,2 м (24 фута). После спуска ее прямой лук был заменен на клипер, общая длина увеличилась до 212,5 метров (697 футов). Благодаря новому носу ее носовая часть в ненастную погоду была намного суше. Корабль имел проектное водоизмещение 16 970 т (16 700 длинных тонн; 18 710 длинных тонн) и полное водоизмещение 18 750 длинных тонн (19 050 т). Prinz Eugen приводился в движение тремя наборами редукторных паровых турбин, которые снабжались паром от двенадцати жидких котлов сверхвысокого давления. Максимальная скорость корабля составляла 32 узлов (59 км / ч; 37 миль / ч) при 135 619 лошадиных силх (101,131 МВт). В соответствии с проектом, ее стандартное вооружение состояло из 42 офицеров и 1340 рядовых.

Основным вооружением корабля было восемь 20,3-см (8,0 дюймов) орудий SK L / 60, машины на четырех спаренных турели, размещенные в супрострелковых парах вперед и назад. Ее зенитная батарея состояла из двенадцати орудий 10,5 см (4,1 дюйма) L / 65, двенадцати орудий 3,7 см (1,5 дюйма) и восьми орудий 2 см (0,79 дюйма). Корабль также нес пару тройных 53,3-см (21,0 дюйма) торпедных пусковых установок рядом с задней надстройкой. Для воздушной разведки на нем были три гидросамолета Arado Ar 196 и одна катапульта. Бронированный пояс принца Ойгена имел толщину от 70 до 80 мм (от 2,8 до 3,1 дюйма); ее верхняя палуба имела толщину от 12 до 30 мм (от 0,47 до 1,18 дюйма), а ее основная бронепалуба - от 20 до 50 мм (от 0,79 до 1,97 дюйма). Башни ГК имели толщину граней 105 мм (4,1 дюйма) и борта 70 мм.

История обслуживания

Запуск Prinz Eugen

Prinz Eugen был заказан Кригсмарине из Germaniawerft верфь в Киле. Ее киль был заложен 23 апреля 1936 года под строительным номером 564 и контрактным названием Крейцера Дж. Первоначально он должен был быть назван в честь Вильгельма фон Тегеттхоффа, австрийский победитель в битве при Лиссе, хотя соображения по поводу возможного оскорбления Италии, побежденного Тегеттоффом при Лиссе, привели к тому, что Кригсмарине приняли Принц Ойген как в тезки корабля. Она была спущена на воду 22 августа 1938 года на церемонии, на которой присутствовал губернатор (Reichsstatthalter) Остмарка, Артур Зейсс-Инкварт, произнесший крестную речь. На спуске также присутствовали Адольф Гитлер, регент Венгрии, адмирал Миклош Хорти (который командовал линкорем SMS Prinz Eugen с 24 ноября 1917 г. по 1 марта 1918 г.) и его жена Магдольна Пурглы, совершившая крещение. В исходном состоянии корабль имел прямой форштевень, хотя после спуска на воду его заменили на нос клиппер. Также была установлена ​​заглушка воронки.

Ввод в эксплуатацию был немного задержан из-за незначительных повреждений, полученные во время атаки Королевских ВВС на Киль в ночь на 1 июля 1940 года. Принц Ойген пострадала от двух относительно Легкие попадания в атаку, но она не получила серьезных повреждений и 1 августа была принята на вооружение. Остаток 1940 года крейсер провел на ходовых испытаниях в Балтийском море. В начале 1941 года артиллерийские расчеты корабля вели артиллерийскую подготовку. Затем последовал короткий период в сухом доке для окончательных доработок и доработок. В апреле присоединился к недавно введенному в строй линкору Бисмарк для маневров на Балтике. Два корабля были выбраны для операции Rheinübung, прорыва в Атлантический океан для атаки на торговлю союзников.

23 апреля, проходя по пути через пояс Фемарн В Киль Принц Ойген подорвал магнитную мину, сброшенную британским самолетом. Мина повредила топливный бак, муфты карданного вала и аппаратуру управления огнем. Запланированный вылет с «Бисмарком» был отложен на время ремонта. Адмиралы Эрих Редер и Гюнтер Лютенс обсуждали возможность дальнейшего отсрочки операций в надежде, что ремонт линкора Шарнхорст будет завершен или сестринского корабля Бисмарка Тирпиц завершит испытания вовремя, чтобы корабли присоединились к «Принц Ойген» и «Бисмарк». Однако Редер и Лютьенс решили, что было бы наиболее выгодно возобновить надводные действия в Атлантике, как можно скорее и что два перемещения вылет без подкреплений.

Operation Rheinübung

11 ноября. В мае 1941 года ремонт Prinz Eugen был завершен. Под командованием Kapitän zur See (KzS - капитан в море) Гельмут Бринкманн корабль направился в Готенхафен, где экипажил его к выходу в Атлантический океан.. 18 мая Принц Ойген встретился с Бисмарком у мыса Аркона. Два корабля сопровождали три эсминца - Ганс Лоди, Z16 Фридрих Экольдт и Z23 - и флотилия тральщиков. Люфтваффе обеспечить прикрытие с воздуха во время выхода из немецких вод. Около 13:00 20 мая немецкая флотилия столкнулась со шведским крейсером HSwMS Gotland ; крейсер два часа следил за немцами в Каттегате. Готланд передал отчет в военно-морской штаб, в котором говорилось: «Два больших корабля, три эсминца, пять эскортных судов и 10–12 самолетов прошли Марстранд курсом 205 ° / 20 '». Oberkommando der Marine (OKM - Военно-морское командование) не беспокоился об угрозе безопасности, исходящей от Готланда, хотя Лютенс считал, что оперативная безопасность была потеряна. В конечном итоге отчет был доставлен капитану Генри Денхэму, военно-морскому атташе Великобритании в Швеции, который передал информацию в Адмиралтейство.

взломщики кодов в Блетчли-Парк подтвердили, что атлантический рейд неизбежен, поскольку они расшифровали отчеты о том, что Бисмарк и Принц Ойген взяли на себя призовые команды, и запросили дополнительные навигационные карты из штаб-квартиры. Паре Супермарин Спитфайр было приказано обыскать норвежское побережье в поисках немецкой флотилии. Вечером 20 мая «Принц Ойген» и остальная часть флотилии достигли норвежского побережья; тральщики были отделены, и два рейдера и их эсминцы эскорта продолжили свой путь на север. На следующее утро офицеры радиоперехвата на борту Prinz Eugen уловили сигнал, приказывающий британским самолетам-разведчикам искать два линкора и три эсминца, направляющихся на север у норвежского побережья. 21 числа в 7:00 немцы заметили четыре быстро улетевших неопознанных самолета. Вскоре после 12:00 флотилия достигла Бергена и стала на якорь в Гримстад-фьорд. Находясь там, экипажи кораблей закрашивали балтийский камуфляж стандартным "серым бортом", который носят немецкие военные корабли, действующие в Атлантике.

Находясь в Бергене, Prinz Eugen взял 764 тонны (752 длинных тонны; 842 тонны). короткие тонны) топлива; Бисмарку необъяснимо не удалось аналогичным образом заправиться. В 19:30 21 мая Принц Ойген, Бисмарк и три эсминца сопровождения покинули порт. К полуночи отряд вышел в открытое море и направился к Северному Ледовитому океану. В это время адмирал Редер, наконец, проинформировал Гитлера об операции, который неохотно позволил ей продолжить, как планировалось. Три эсминца сопровождения были выделены в 04:14 22 мая, а их отряд покинул Тронхейм. Около 12:00 Лютьенс приказал двум своим кораблям повернуть к Датскому проливу, чтобы попытаться прорваться в открытые воды Атлантики.

Карта, показывающая курс на Prinz Eugen и Bismarck и корабли, которые преследовали их

К 04:00 23 мая Лютьенс приказал Prinz Eugen и Bismarck увеличить скорость до 27 узлов (50 км / ч; 31 миль в час), чтобы прорваться через Датский пролив. При входе в пролив корабля активировали свои комплекты радиолокационного обнаружения FuMO. Бисмарк опередил Prinz Eugen примерно на 700 м (2300 футов); туман уменьшил видимость до 3000–4000 м (9800–13100 футов). Немцы натолкнулись на лед 10:00, что потребовало снижения скорости до 24 узлов (44 км / ч; 28 миль в час). Два часа спустя пара достигла точки к северу от Исландии. Кораблям приходилось делать зигзагообразные движения, избегая льдин. В 19:22 гидрофон и операторы радаров на борту немецких военных кораблей появились крейсер HMS Suffolk на расстоянии примерно 12 500 м (41 000 футов). Группа радиоперехвата Принца Ойгена расшифровала радиосигналы, посланные Саффолком, и узнала, что их местонахождение действительно было сообщено.

Адмирал Лютьенс дал разрешение Принцу Ойгену атаковать Саффолк, хотя капитан немецкого крейсера не мог ясно различил его цель и поэтому сдержал огонь. Саффолк быстро отступил на безопасное расстояние и затенил немецкие корабли. В 20:30 тяжелый крейсер HMS Norfolk присоединился к Саффолку, но слишком близко подошел к немецким налетчикам. Лютьенс приказал своим кораблем атаковать британский крейсер; «Бисмарк» произвел пять залпов, три из которых охватили Норфолк и осыпали его палубы осколками снарядов. Крейсер поставил дымовую завесу и скрылся в тумане, завершив короткое сражение. Сотрясение 38-см орудия вывело из строя радар Бисмарка FuMo 23; это побудило Лютьенс приказать Принц Ойген занять станцию ​​впереди, чтобы она могла использовать свой работающий радар для разведки строения.

Британские крейсеры всю ночь отслеживали Prinz Eugen и Bismarck, передавая местоположение и азимут корабля. Немецкие корабли. Утром 24 мая наступила суровая погода, открыв ясное небо. В 05:07 того же утра операторы гидрофонов на пару борту Prinz Eugen представили неопознанных судов, приближающихся к немецкому отряду на расстоянии 20 морских миль (37 км; 23 мили), сообщив о «Шуме двух быстро движущихся турбинных судов под углом 280 ° относительно подшипника. ! ". В 05:45 наблюдатели немецких кораблей заметили дым на горизонте; они от Гуда и принца Уэльского под командованием вице-адмирала Ланселота Холланда. Лютьенс приказал экипажам своих кораблей перейти на боевые посты. К 05:52 дальность стрельбы упала до 26 000 м (85 000 футов), и Худ открыл огонь, а минуту спустя - Принц Уэльский.

Британские корабли подошли к немцам в лоб, что позволяет им использовать только свои передние орудия в то время, как Бисмарк и Принц Евгений мог стрелять полностью залпами, которых британцы приняли за Бисмарка, ац Уэльский обстрелял Бисмарка.. Через несколько минут после открытия огня Холланд приказал развернуться на 20 ° влево, что заставило его корабль вступить в бой с задними орудийными башнями. Оба немецких корабля сосредоточили огонь на Худе., Примерно через несколько минут после открытия огня Принц Ойген получил попадание осколочно- фугасным снарядом 20, 3 см (8,0 дюйма), взорвав невращающийся снаряд боеприпасов и вызвав большой пожар по Худу, который был быстро потушен. Затем приказал сделать второй поворот на 20 ° влево, чтобы вывести свои корабли на параллельный курс с Бисмарком и Принцем Ойгеном. К этому времени Бисмарк нашел до расстояния Гуда, поэтому Лють приказал Принцу Ойгену переключить огонь и нацелить на принца Уэльского, чтобы держать обоих своих противников под огнем. В течение нескольких минут Принц Ойген произвел пару попаданий в линкор и сообщил, что начался небольшой пожар.

Затем Лютьенс приказа Принцу Ойгену отступить за Бисмарком. Норфолк и Саффолк, которые все еще находились на расстоянии от 10 до 12 миль (от 19 до 22 км; от 12 до 14 миль) к востоку. В 06:00 «Худ» завершала свой второй поворот влево, когда попал пятый залп «Бисмарка». Два снаряда приземлились без промедления, попав в воду недалеко от корабля, но по крайней мере один из 38 см бронебойных снарядов попал в Худ и пробил тонкую верхнюю поясную броню. Снаряд попал в задний магазин боеприпасов Худа и взорвал 112 т (110 длинных тонн; 123 коротких тонны) кордита пороха. Мощный взрыв сломал заднюю часть корабля между грот-мачтой и задней воронкой; передняя часть продолжала ненадолго продвигаться вперед, прежде чем набегающая вода заставила нос подняться в воздух под крутым углом. Корма так же поднялась вверх, когда вода хлынула в разорванные отсеки. Спустя всего восемь минут стрельбы Худ исчезла, забрав с собой всю команду из 1419 человек, кроме трех.

Еще через несколько минут, в течение которых принц Уэльский нанес три попадания в Бисмарк, поврежденный британец. линкор отошел. Немцы прекратили огонь по мере увеличения дальности, хотя капитан Эрнст Линдеманн, командир Бисмарка, решительно выступал за погоню за принцем Уэльским и его уничтожение. Лютенс категорически отклонил эту просьбу и вместо этого приказал Бисмарку и Принцу Ойгену отправиться в открытые воды Северной Атлантики. После окончания боя Лютьенс сообщил, что «линейный крейсер, вероятно,« Худ », потоплен. Другой линкор, «Король Георг V» или «Слава», отвернулся, поврежденный. Два тяжелых крейсера контакта ». В 08.01 он передал отчет о повреждениях и своих намерениях в OKM, которые заключаются в том, чтобы выделить Prinz Eugen для совершения торговых рейдов и направиться к St. Назер на ремонт. Вскоре после 10:00 Лютенс приказал «Принцу Ойгену» отстать от Бисмарка, чтобы оценить серьезность утечки масла от лука. Подтвердив «широкие потоки нефти по обе стороны кильватера [Бисмарка]», Принц Ойген вернулся на передовую позицию.

С ухудшением погоды Лютьенс попытался отделить Принц Ойген в 16:40. Шквал был недостаточно сильным, чтобы прикрыть ее отход от крейсеров Уэйк-Уокер, которые продолжали поддерживать радиолокационный контакт. Принц Ойген был временно отозван. Крейсер успешно отошел в 18:14. Бисмарк повернулся к строю Уэйк-Уокера, вынудив Саффолка на большой скорости повернуть прочь. Принц Уэльский произвел двенадцать залпов по Бисмарку, который ответил девятью залпами, ни один из которых не попал. Эти действия отвлекли внимание британцев и позволили принцу Ойгену ускользнуть.

26 мая «Принц Ойген» встретился с кораблем снабжения Спичерн, чтобы заправить почти пустые топливные баки. К тому времени у нее оставалось всего 160 тонн топлива, хватило бы на день. После этого корабль продолжил свой путь на юг против судоходных линий. Прежде чем какое-либо торговое судно было обнаружено, в его двигателях обнаружились дефекты, и 27 мая, в день, когда «Бисмарк» был потоплен, ему было приказано отказаться от своей миссии и направиться в порт в оккупированной Франции. 28 мая Prinz Eugen дозаправился с танкера Esso Hamburg. В тот же день обнаружились и другие проблемы с двигателем, в том числе проблема с турбиной левого двигателя, охлаждение среднего двигателя и проблемы с винтом правого борта, что привело к снижению максимальной скорости до 28 узлов. Проблемы с винтами можно было проверить и отремонтировать только в доке, поэтому в качестве пункта назначения был выбран Брест с его большими доками и ремонтными мастерскими. Несмотря на то, что в этом районе находилось много британских военных кораблей и несколько конвоев, по крайней мере 104 единицы были идентифицированы 29-го числа радистами корабля, Prinz Eugen достиг Бискайского залива неоткрытым, а 1 июня к кораблю присоединились немецкие эсминцы и самолеты. побережье Франции к югу от Бреста; и сопроводили в Брест, куда она добралась поздно вечером 1 июня, где сразу вошла в док.

Операция «Цербер» и норвежские операции

Маршрут Принц-Ойген, Шарнхорст и Гнейзенау во время операции «Цербер»

Брест не является вдали от баз на юге Англии и во время пребывания в Бресте Prinz Eugen и линкоры Scharnhorst и Gneisenau неоднократно подвергались атакам бомбардировщиков союзников. Королевские военно-воздушные силы в шутку назвали эти три корабля Брестской флотилией бомбовых мишеней, и в период с 1 августа по 31 декабря 1941 года они сбросили на порт около 1200 тонн бомб. В ночь на 1 июля 1941 года Принц Ойген был поражен бронебойной бомбой, которая разрушила центр управления глубоко под мостом. В результате нападения 60 человек погибли и более 40 получили ранения. Потеря центра управления также сделала бесполезными основные орудия, и ремонт длился до конца 1941 года.

Непрерывные воздушные атаки заставили немецкое командование решить, что Prinz Eugen, Scharnhorst и Gneisenau должны перебраться на более безопасные базы. как только были отремонтированы и готовы. Между тем операция «Бисмарк» продемонстрировала риски действий в Атлантике без прикрытия с воздуха. Вдобавок Гитлер видел норвежский театр военных действий как «зону судьбы», поэтому в начале 1942 года он приказал вернуть три корабля в Германию, чтобы их можно было разместить там. Намерение состояло в том, чтобы использовать корабли для перехвата конвоев союзников в Советский Союз, а также для усиления обороны Норвегии. Гитлер настаивал на том, что они совершат плавание через Ла-Манш, несмотря на протесты Редера, что это было слишком рискованно. Вице-адмирал Отто Килиакс получил командование операцией. В начале февраля тральщики прокладывали маршрут через Ла-Манш, хотя британцы не смогли обнаружить их активность.

В 23:00 11 февраля Шарнхорст, Гнейзенау и Принц Ойген покинули Брест.. Через час они вошли в Ла-Манш; три корабля двигались со скоростью 27 узлов (50 км / ч; 31 миль / ч), охватывая французское побережье во время плавания. К 06:30 они миновали Шербур, после чего к ним присоединилась флотилия торпедных катеров. Торпедные катера возглавлял Kapitän zur See Эрих Бей на борту эсминца Z29. Генерал дер Джагдфлигер (генерал истребительной авиации) Адольф Галланд руководил силами истребителей и бомбардировщиков Люфтваффе (операция Доннеркейл ) во время «Цербера». Истребители летели на высоте мачты, чтобы избежать обнаружения британской радиолокационной сетью. Офицеры связи присутствовали на всех трех кораблях. Позже прибыл немецкий самолет, чтобы заглушить британский радар мякиной. К 13:00 корабли очистили Дуврский пролив, но через полчаса группа из шести торпедоносцев Fairey Swordfish в сопровождении «Спитфайра» атаковала немцев. Британцам не удалось пробить щит истребителей Люфтваффе, и все шесть Swordfish были уничтожены.

У берегов Дувра Prinz Eugen попал под огонь британских батарей береговой артиллерии, хотя они не попали в цель. Несколько торпедных катеров затем атаковали корабль, но эсминец «Принц Ойген» отогнал суда прежде, чем они успели запустить свои торпеды. В 16:43 Prinz Eugen столкнулся с пятью британскими эсминцами: Campbell, Vivacious, Whitshed и Worcester. Она обстреляла их своей главной батареей и нанесла несколько ударов по Вустеру, но была вынуждена хаотично маневрировать, чтобы избежать их торпед. Тем не менее, Prinz Eugen прибыл в Brunsbüttel утром 13 февраля, полностью неповрежденный, но с единственной жертвой из всех трех больших кораблей, убитой авиационной стрельбой.

Prinz Eugen (в центре) ремонтируется в Лофьорд; рядом с ней по правому борту ремонтное судно Huascaran; Адмирал Шеер также пришвартован за противоторпедными сетями

21 февраля 1942 года Prinz Eugen, тяжелый крейсер Admiral Scheer и эсминцы Richard Beitzen, Paul Jakobi, Z25, Герман Шёманн и Фридрих Ин отправились в Норвегию. После краткой остановки в Гримстад-фьорде корабли проследовали в Тронхейм. Два дня спустя во время патрулирования у Тронхеймс-фьорда британская подводная лодка Trident торпедировала Prinz Eugen. Торпеда попала в корму корабля, в результате чего погибло 50 человек, были серьезные повреждения и корабль стал неуправляемым. Однако своим ходом ей удалось добраться до Тронхейма, откуда ее отбуксировали до [de ], где в течение следующих нескольких месяцев был произведен аварийный ремонт. Вся ее корма была отрезана и покрыта металлическими панелями, и на ней были установлены два руля, управляемых вручную с помощью кабестанов.

16 мая Prinz Eugen совершил обратный рейс в Германию под ее управлением. собственная мощность. По пути в Киль корабль был атакован британскими силами в составе 19 бомбардировщиков Bristol Blenheim и 27 торпедоносцев Bristol Beaufort под командованием командира звена Мервина Уильямса, хотя самолет не попал в корабль. Prinz Eugen был закрыт на ремонт до октября; она провела ходовые испытания, начавшиеся 27 октября. Ханс-Эрих Фосс, который позже стал офицером связи Гитлера военно-морскими силами, получил командование кораблем, когда он вернулся в строй. Что касается ее первоначально запланированного названия, то корабельный колокол австрийского линкора Тегеттофф был представлен 22 ноября итальянцем Контраммираглио (контр-адмирал) де Анхелес. В течение ноября и декабря корабль проходил длительные испытания на Балтике. В начале января 1943 года Кригсмарине приказал кораблю вернуться в Норвегию для подкрепления размещенных там военных кораблей. Дважды в январе «Принц Ойген» пытался отправиться в Норвегию с «Шарнхорстом», но обе попытки были прерваны после того, как британский разведывательный самолет заметил два корабля. После того, как стало очевидно, что перебросить корабль в Норвегию невозможно, Prinz Eugen был назначен в учебную эскадру флота. В течение девяти месяцев она курсировала с курсантами на Балтике.

Служба на Балтике

Пока Советская Армия отбрасывала Вермахт обратно на Восточный фронт, возникла необходимость повторно задействовать Prinz Eugen в качестве корабля поддержки артиллерийского огня; 1 октября 1943 года корабль переведен на боевое дежурство. В июне 1944 года Prinz Eugen, тяжелый крейсер Lützow и 6-я флотилия эсминцев сформировали вторую оперативную группу, позже переименованную в Task Force Thiele в честь своего командира, Визеадмирал Август Тиле. Prinz Eugen в это время находился под командованием KzS Ханса-Юргена Рейнике ; в течение июня она двигалась в восточной части Балтики, к северо-западу от острова Утё, как демонстрация силы во время вывода немецких войск из Финляндии. 19–20 августа судно вошло в Рижский залив и обстреляло Тукумс. Действия поддержали четыре эсминца и два торпедных катера, а также гидросамолеты Ar 196 компании Prinz Eugen; Всего крейсер произвел 265 выстрелов из своей главной батареи. Бомбардировка Принца Ойгена сыграла важную роль в успешном отражении советской атаки.

Принц Ойген в процессе

В начале сентября Принц Ойген поддержал неудачную попытку захватить остров-крепость Гогланд. Затем корабль вернулся в Готенхафен, прежде чем сопровождать конвой кораблей, эвакуирующих немецких солдат из Финляндии. Конвой, состоящий из шести грузовых судов, вышел 15 сентября из Ботнического залива в сопровождении всей Второй оперативной группы. Шведские самолеты и эсминцы следили за конвоем, но не вмешивались. В следующем месяце Принц Ойген вернулся к обязанностям поддержки стрельбы. 11 и 12 октября она открыла огонь в поддержку немецких войск в Мемеле. За первые два дня корабль произвел около 700 выстрелов из своей главной батареи. Она возвратилась 14 и 15 числа, пополнив запас боеприпасов основной батареи, чтобы выпустить еще 370 выстрелов.

На обратном пути в Готенхафен 15 октября Prinz Eugen случайно протаранил легкий крейсер Leipzig на миделе к северу от Хелы. Причиной столкновения стал сильный туман. Легкий крейсер был почти разрезан пополам, и два корабля оставались вклиненными в течение четырнадцати часов. Принц Ойген был доставлен в Готенхафен, где ремонт был произведен в течение месяца. Ходовые испытания начались 14 ноября. 20–21 ноября корабль поддержал немецкие войска на полуострове Сворбе, выпустив около 500 выстрелов боеприпасами главной батареи. К операции присоединились четыре торпедных катера - Т13, Т16, Т19 и Т21. Затем Prinz Eugen вернулся в Готенхафен, чтобы пополнить запасы боеприпасов и просверлить изношенные стволы.

Prinz Eugen в сопровождении из Копенгагена в Вильгельмсхафен после сдачи

К середине января 1945 года крейсер был готов к бою, когда он был отправлен для бомбардировки советских войск в Самланд. Корабль произвел 871 выстрел боеприпасов по советским войскам, наступавшим на германский плацдарм Кранц, удерживаемый XXVIII корпусом, который защищал Кенигсберг. В этой операции ее поддержали эсминец Z25 и торпедный катер T33. К этому моменту «Принц Ойген» израсходовала боеприпасы основной батареи, и критическая нехватка боеприпасов вынудила корабль оставаться в порту до 10 марта, когда он обстрелял советские войска вокруг Готенхафена, Данцига и Хелы. Во время этих операций она произвела в общей сложности 2025 выстрелов из своих 20,3-см орудий и еще 2446 снарядов из своих 10,5-сантиметровых орудий. Старый линкор Schlesien также обеспечивал артиллерийскую поддержку, как и Lützow после 25 марта. Командовал кораблями визеадмирал Бернхард Рогге.

В следующем месяце, 8 апреля, Prinz Eugen и Lützow отплыли в Swinemünde. 13 апреля 34 ланкастерских бомбардировщика атаковали два корабля, находясь в порту. Плотная облачность вынудила британцев прервать миссию и вернуться через два дня. Во второй атаке им удалось потопить Лютцов одним попаданием бомбы Tallboy. Принц Ойген затем отправился из Свинемюнде в Копенгаген, прибыв туда 20 апреля. Оказавшись там, она была списана 7 мая и на следующий день передана под контроль Королевского флота. За руководство Prinz Eugen в последний год войны Рейнике был награжден Рыцарским крестом Железного креста 21 апреля 1945 года. За время своей оперативной карьеры на Kriegsmarine Prinz Eugen потеряла 115 членов экипажа; 79 человек погибли в бою, 33 погибли в результате несчастных случаев и трое скончались по другим причинам. Из этих 115 членов экипажа четверо были офицерами, семь - курсантами или прапорщиками, двое - старшинами, 22 - младшими старшинами, 78 - моряками и двое - гражданскими лицами.

Служба в ВМС США

USS Prinz Eugen, проходящий через Панамский канал в 1946 году. Пушки на башне A отсутствуют.

27 мая 1945 года Prinz Eugen и легкий крейсер Nürnberg - единственный крупный корабль Немецкие военно-морские корабли, которые пережили войну в исправном состоянии, сопровождались британскими крейсерами Dido и Devonshire в Wilhelmshaven. 13 декабря «Принц Ойген» был присужден в качестве военного приза Соединенным Штатам, которые отправили корабль в Везермюнде. Соединенные Штаты не особо хотели крейсер, но они хотели помешать Советскому Союзу его приобрести. Ее командующий США, капитан Артур Х. Граубарт, позже рассказывал, как британские, советские и американские представители в Контрольной комиссии все заявили о своих правах на корабль и как в конце концов различные крупные призы были разделены на три лота, Prinz Евгений был одним из них. Затем три лота были разыграны в стиле лотереи из его шляпы, где британские и советские представители разыграли жребии для других кораблей, а Граубарт остался с жребием для Prinz Eugen. Крейсер был введен в состав ВМС США как несекретное судно разного назначения USS Prinz Eugen с бортовым номером IX-300. A composite American-German crew consisting of 574 German officers and sailors, supervised by eight American officers and eighty-five enlisted men under the command of Graubart, then took the ship to Boston, departing on 13 January 1946 and arriving on 22 January.

After arriving in Boston, the ship was extensively examined by the US Navy. Her very large GHG passive sonar array was removed and installed on the submarine USS Flying Fish for testing. American interest in magnetic amplifier technology increased again after findings in investigations of the fire control system of Prinz Eugen. The guns from turret Anton were removed while in Philadelphia in February. On 1 May the German crewmen left the ship and returned to Germany. Thereafter, the American crew had significant difficulties in keeping the ship's propulsion system operational—eleven of her twelve boilers failed after the Germans departed. The ship was then allocated to the fleet of target ships for Операция «Перекресток» на атолле Бикини. Операция «Перекресток» стала серьезным испытанием воздействия ядерного оружия на военные корабли разных типов. Проблема с двигательной установкой Prinz Eugen, возможно, повлияла на решение избавиться от нее в ходе ядерных испытаний.

Аэрофотоснимок крушения Prinz Eugen в 2018 году

Ее отбуксировали в Тихий океан через Филадельфию и Панамский канал, отправление 3 марта. Корабль пережил два взрыва атомной бомбы: Test Able, взрыв с воздуха 1 июля 1946 года и Test Baker, подводный взрыв 25 июля. Prinz Eugen был пришвартован примерно в 1200 ярдах (1100 м) от эпицентра обоих взрывов и был ими лишь слегка поврежден; Взрыв Able только погнул ее фок-мачту и сломал верхнюю часть ее грот-мачты. В результате взрывов она не получила значительных повреждений конструкции, но была полностью загрязнена выпавшими радиоактивными осадками. Корабль был отбуксирован на атолл Кваджалейн в центральной части Тихого океана, где небольшая утечка не была устранена из-за радиационной опасности. 29 августа 1946 г. ВМС США списали Prinz Eugen.

К концу декабря 1946 г. корабль находился в очень плохом состоянии; 21 декабря ее начали жестко перечислять. Команда спасателей не могла быть доставлена ​​на Кваджалейн вовремя, поэтому ВМС США попытались вывести корабль на берег, чтобы предотвратить его затопление, но 22 декабря Prinz Eugen перевернулся и затонул. Башни ее главного калибра вывалились из барбетов, когда корабль перевернулся. Корма корабля, включая ее гребные винты, остается видимой над поверхностью воды. Правительство США отказало в праве на утилизацию на основании том, что оно не желает попадания загрязненной стали на рынок. В августе 1979 года один из корабельных гребных винтов был извлечен и помещен в военно-морской мемориал Лабое в Германии. Корабельный колокол в настоящее время хранится в Национальном музее ВМС США, а колокол из Тегетгофа хранится в Граце, Австрия.

С 1974 года Правительство США начало предупреждать об опасности утечки нефти из полных топливных бункеров корабля. Правительство было нарушено риском сильного тайфуна, повредив затонувшее судно и вызвавшего утечку. Начиная с февраля 2018 г., ВМС США, в том числе Мобильное водолазное и аварийно-спасательное подразделение ВМС США, Армия США и Федеративные Штаты Микронезии, провели совместные совместные по удалению нефти с спасательное судно USNS Salvor, на котором были проделаны отверстия в топливных баках корабля, чтобы перекачивать нефть из места крушения прямо в нефтяной танкер Humber. ВМС США объявили, что работы завершены к 15 октября 2018 года; в рамках проекта было извлечено приблизительно 250 000 галлонов США (950 000 л; 210 000 имп галлонов) мазута, что составило 97 процентов топлива, оставшегося на борту корабля. Лейтенант-коммандер Тим Эмдж, офицер, ответственный за спасательную, заявленное, что «активных утечек больше нет... оставшееся масло заключено в нескольких внутренних резервуарах без утечек и защищено многоуровневой защитой».

Примечания

На Викискладе есть материалы, связанные с Prinz Eugen.

Notes

Цитаты

Ссылки

  • Беркюсон, Дэвид Дж. И Хервиг, Хольгер Х. (2003). Разрушение Бисмарка. Нью-Йорк: The Overlook Press. ISBN 978-1-58567-397-1.
  • Блэк, А. О. (ноябрь 1948 г.). «Влияние материала сердечника на конструкцию магнитного усилителя». Труды Национальной конференции по электронике. 4 : 427–435.
  • Буш, Фриц-Отто (1975). Prinz Eugen. Лондон: Первые публикации Futura. ISBN 0-8600-72339.
  • Дельгадо, Джеймс П. (1996). Призрачный флот: затонувшие корабли атолла Бикини. Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 978-0-8248-1864-7.
  • Дёрр, Манфред (1996). Die Ritterkreuzträger der Überwasserstreitkräfte der Kriegsmarine - Band 2: L - Z [Рыцарские крестоносцы надводных войск ВМФ - Том 2: L - Z] (на немецком языке). Оснабрюк: Biblio Verlag. ISBN 978-3-7648-2497-6.
  • Фридман, Норман (1994). Подводные лодки США с 1945 года: иллюстрированная история проектирования. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-260-5.
  • Гардинер, Роберт и Чесно, Роджер, ред. (1980). Боевые корабли всего мира Конвея, 1922–1946. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-913-9.
  • Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры оси и нейтральные линкоры во Второй мировой войне. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0.
  • Гейгер, Уильям А. (1957) [1954]. «Историческое развитие схемного усилителя». Схемы магнитного усилителя (2-е изд.). Нью-Йорк: Книжная компания Макгроу-Хилл. п. 11. Номер карточки библиотеки Библиотеки Конгресса 56-12532. Использование на немецком тяжелом крейсере «Принца Ойгена».
  • Грёнер., Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг. Vol. I: Основные надводные суда. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6.
  • Хутон, Э. Р. (1997). Орел в огне: падение Люфтваффе. Лондон: Брокгэмптон. ISBN 978-1-86019-995-0.
  • Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (1992). Die Schweren Kreuzer der Admiral Hipper-Klasse [Тяжелые крейсеры класса "Адмирал Хиппер"] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5896-8.
  • Ленихан, Дэниел (2003). Под водой: приключения самой элитной группы подводных археологов Америки. Нью-Йорк: Ньюмаркет. ISBN 978-1-55704-589-8.
  • Мизоками, Кайл (17 сентября 2018 г.). «США нанесли ядерный удар по этому военному кораблю в 1946 году. Теперь Америка экономить свою нефть, пока не стало слишком поздно ». Popularmechanics.com. Популярная механика. Проверено 17 сентября 2018 г.
  • Робертс, Джон, изд. (1979). "Изображение военного корабля: Принц Ойген". Военный корабль. Лондон: Conway Press. III : 59–65. ISBN 978-0-85177-204-2.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: военно-морская история Второй мировой войны. Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-119-8.
  • Шмаленбах, Пол (1971). "КМ Принц Ойген". Профиль военного корабля 6. Виндзор: Профильные публикации. С. 121–144. OCLC 10095330.
  • Шейверс, Клайд (15 октября 2018 г.). «Водолазы ВМС США добывают нефть с потерпевшего крушение корабля Второй мировой войны« Принц Ойген »». www.cfp.navy.mil. Проверено 19 октября 2018 г.
  • Славик, Джозеф П. (2003). Круиз немецкой Raider Atlantis. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-537-8.
  • Уил, Джон (1996). Фокке-Вульф Fw 190 Асы Западного фронта. Оксфорд: Книги скопы. ISBN 978-1-85532-595-1.
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие тяжелые крейсеры 1939–1945 гг. Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84176-502-0.
  • фон Мюлленхайм-Рехберг, Буркхард (1980). Линкор «Бисмарк», история выжившего. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-096-9.
  • Зеттерлинг, Никлас и Тамеландер, Майкл (2009). Бисмарк: Последние дни величайшего линкора Германии. Дрексел Хилл: Каземат. ISBN 978-1-935149-04-0.

Дополнительная литература

  • Бердик, Чарльз Бертон (1996). Конец Принца Евгения (IX300). Menlo Park: Markgraf Publications Group. ISBN 0944109101.

Координаты : 8 ° 45′9,85 ″ с.ш., 167 ° 40′59,16 ″ в.д. / 8,7527361 ° с.ш. 167,6831000 ° в.д. / 8,7527361; 167.6831000

Последняя правка сделана 2021-05-21 06:30:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте