Битва за Баренцево море

редактировать

Битва за Баренцево море
Часть Второй мировой войны
Битва за Баренцево море.jpg . Битва за Баренцево море, Эрвин Дж. Каппес
Дата31 декабря 1942 г.
МестоБаренцево море, Северный Ледовитый океан 73 ° 15'N 29 ° 00'E / 73,25 ° N 29 ° E / 73,25; 29
РезультатПобеда Великобритании
Воюющие стороны
Соединенное КоролевствоНацистская Германия
Командиры и лидеры
Оскар Кумметц
Численность
2 легких крейсера. 6 эсминцев. 2 корвета. 1 тральщик. 2 траулера2 тяжелых крейсера. 6 эсминцев
Потери и потери
250 убитых. 1 эсминец потоплен. 1 тральщик потоплен. 1 эсминец поврежден330 убит. 1 эсминец потоплен. 1 тяжелый крейсер поврежден

Битва Баренцева моря было военно-морским столкновением Второй мировой войны 31 декабря 1942 года между военными кораблями ВМС Германии (Кригсмарине) и британскими кораблями, сопровождавшими конвой JW 51B по Кольский залив в СССР. Действие происходило в Баренцевом море к северу от мыса Нордкап, Норвегия. Неспособность немецких налетчиков нанести значительный урон конвою привела в ярость Гитлера, который приказал, чтобы отныне военно-морская стратегия Германии была сосредоточена на флоте подводных лодок, а не на надводных кораблях.

Содержание

  • 1 Предпосылки
    • 1.1 JW 51B
    • 1.2 Операция «Регенбоген»
  • 2 Прелюдия
  • 3 Битва
  • 4 Последствия
    • 4.1 Анализ
  • 5 Виктория Кросс
  • 6 День памяти
  • 7 Сноски
  • 8 Библиография
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

История вопроса

JW 51B

Конвой JW 51B состоял из четырнадцати торговых судов, перевозивших военные материалы для СССР - около 202 танков, 2046 машин, 87 истребителей, 33 бомбардировщика, 11500 коротких тонн (10 433 т; 10 268 длинных тонн) топлива, 12 650 коротких тонн (11 476 т; 11 295 длинных тонн) авиационного топлива и чуть более 54 000 коротких тонн (48 988 т; 48 214 длинных тонн) прочих запасов. Их защищали разрушители HMS Achates, Оруэлл, Ориби, Онслоу, Послушный и Прочный ; корветы класса HMS Rhododendron и; сапер HMS Bramble ; и траулеры Визалма и. Командиром эскорта был капитан Роберт Шербрук Р.Н. (флаг в Онслоу). Конвой отплыл в разгар зимы, чтобы предотвратить атаки немецкой авиации, вроде тех, что разрушили Конвой PQ 17. Отряд R (контр-адмирал Роберт Л. Бернетт ) с крейсерами HMS Sheffield и Jamaica и двумя эсминцами размещались независимо друг от друга. в Баренцевом море для обеспечения дальнего прикрытия.

Операция «Регенбоген»

31 декабря немецкие войска, базирующиеся в Альтафьорде на севере Норвегии, под командованием вице-адмирала Оскара Кумметца на адмирале Хиппере отплыли в Унтернемен-Регенбоген (операция «Радуга»). После Convoy PQ 18 силы ждали атаки следующего арктического конвоя, но их временная остановка британцами во время операции «Факел» в Средиземном море и операции FB, маршрутизации одиночных кораблей в Россия не предоставила возможности начать операцию. В состав сил входили тяжелые крейсера Admiral Hipper, Lützow (переименованные в Deutschland) и эсминцы Friedrich Eckoldt, Richard Beitzen, Теодор Ридель, Z29, Z30 и Z31.

Prelude

JW 51B отплыли из Loch Ewe 22 декабря 1942 г. и встретил свой эскорт у Исландии 25 декабря. Оттуда корабли пошли на северо-восток, встречая сильные штормы 28–29 декабря, в результате которых корабли конвоя потеряли стоянку. Когда погода улучшилась, пять торговых судов и эскорт Ориби и Визалма пропали без вести, и Брамбл был отправлен на их поиски. На следующий день к нам присоединились трое из отставших торговцев; остальные суда самостоятельно проследовали в сторону Кольского залива. 24 декабря колонна была замечена немецкими самолетами-разведчиками, а с 30 декабря за ней следил U-354 (Kptlt. Karl-Heinz Herbschleb). Когда доклад был получен немецким военно-морским штабом, Куммецу было приказано немедленно отправиться на перехват конвоя. Куммец разделил свои силы на две дивизии, возглавляемые адмиралом Хиппером и Лютцовым соответственно.

Битва

Битва за Баренцево море

В 08:00 31 декабря основные силы JW 51B, двенадцать кораблей и восемь военных кораблей находились примерно в 120 морских милях (140 миль; 220 км) к северу от побережья Финнмарка и направлялись на восток. От конвоя были отделены эсминец Oribi и один корабль, не принимавший участия в боевых действиях; В 15 морских милях (17 миль; 28 км) за кормой (северо-восток) конвоя Брамбл искал их. К северу от конвоя, на расстоянии 45 миль (52 мили; 83 км), находился Vizalma и еще один корабль, в то время как крейсеры Бернетта находились в 15 морских милях (17 миль; 28 км) к юго-востоку от них и в 30 морских милях (35 миль; 56 км). из конвоя. К востоку, в 280 км от нас, колонна RA 51, направлявшаяся домой, направлялась на запад. К северу от конвоя «Адмирал Хиппер» и три эсминца приближались, в то время как в 50 милях (58 миль; 93 км) от него Lützow и три ее эсминца приближались с юга. В 08:00 эсминец «Фридрих Экхольдт» заметил конвой и сообщил об этом адмиралу Хипперу.

31 декабря в 08:20 «Обдурате», находившийся к югу от конвоя, заметил три немецких эсминца в тылу (запад) конвоя. Затем Онслоу заметил адмирала Хиппера, также находившегося в задней части конвоя, и направился на перехват с Оруэллом, Послушным и Непреклонным, в то время как Ахатес получил приказ оставаться с конвоем и курить. После перестрелки британские корабли развернулись, очевидно, для торпедной атаки. Сильно превосходящий по вооружению, Шербрук знал, что его торпеды были его самым грозным оружием; атака была симулирована, так как как только торпеды будут запущены, их угроза исчезнет. Уловка сработала: адмирал Хиппер временно ушел в отставку, так как Куммецу было приказано не рисковать своими кораблями. Адмирал Хиппер вернулся, чтобы совершить вторую атаку, ударив Онслоу, нанеся тяжелый урон и множество жертв, включая 17 убитых. Хотя Онслоу в конечном итоге выжил, Шербрук был тяжело ранен большим стальным осколком, и командование перешло к Послушному.

Адмирал Хиппер затем двинулся к северу от конвоя, наткнулся на Брамбл, Халкион тральщик, и произошла перестрелка; Адмирал Хиппер открыл ответный огонь из своих более тяжелых орудий, вызвав большой взрыв на Брамбле. Эсминцу Friedrich Eckholdt было приказано прикончить Bramble, который затонул всеми силами, а адмирал Хиппер сместил цель на Obedient и Achates на юг. Ахат был сильно поврежден, но продолжал дымить, пока в конце концов не затонул; траулер «Северная жемчужина» спас многих членов экипажа. Немцы сообщили о потоплении эсминца, но это произошло из-за неправильной идентификации тральщика Bramble; они не осознавали, что в Ахат попали.

Обстрел привлек внимание Силы R, которая находилась еще дальше на север. Шеффилд и Ямайка незаметно приблизились и открыли огонь по адмиралу Хипперу в 11:35, поразив ее шестидюймовыми снарядами, достаточными для повреждения (и небольшого затопления) двух ее котельных, снизив ее скорость до 28 узлов (52 км / ч; 32 миль / ч). Куммец первоначально думал, что атака двух крейсеров идет с другого эсминца, но, осознав свою ошибку, он приказал своим кораблям отступить на запад. В другом случае ошибочной идентификации Фридрих Экхольдт и Ричард Бейтцен ошибочно приняли Шеффилд за адмирала Хиппера; после попытки соединения с британскими кораблями они были атакованы Шеффилдом, и Фридрих Экхольдт сломался надвое и тонул всеми руками.

Лютцов подошел с востока и безуспешно выстрелил в конвой, все еще скрытый дымом от искалеченный Ахат. Направляясь на северо-запад, чтобы присоединиться к адмиралу Хипперу, Лютцов также столкнулся с Шеффилдом и Ямайкой, которые открыли огонь. По совпадению, обе стороны решили прекратить бой одновременно, каждая из сторон опасалась неминуемой торпедной атаки на свои тяжелые корабли со стороны оставшихся эсминцев другой стороны. Это было вскоре после полудня. Бернетт с Force R продолжал слежку за немецкими кораблями на расстоянии, пока не стало очевидно, что они отходят на свою базу, в то время как корабли конвоя переформировались и продолжили движение в направлении Кольского залива.

Последствия

Анализ

Столкновение произошло посреди многомесячной полярной ночи, и немецкие и британские силы были рассеяны и не были уверены в позициях своих собственных сил, а тем более их противника. Бой превратился в довольно запутанное дело, и иногда было неясно, кто по кому стреляет и сколько кораблей было задействовано. Несмотря на это нападение Германии на конвой JW 51B, все 14 его торговых судов достигли своих пунктов назначения в СССР целыми и невредимыми.

Гитлер пришел в ярость от того, что он считал бесполезностью надводных рейдеров, видя, что два тяжелых крейсера были отгоняют простые разрушители. Это имело серьезные последствия: эта неудача чуть не заставила Гитлера привести в исполнение решение списать надводный флот и приказать германскому флоту сосредоточиться на подводных лодках войне. Адмирал Эрих Редер, верховный главнокомандующий Кригсмарине, подал в отставку, что Гитлер принял. Редера сменил адмирал Карл Дёниц, командующий флотом подводных лодок.

Дёниц спас немецкий надводный флот от слома; хотя Admiral Hipper и два (Emden и Leipzig ) из легких крейсеров стояли на приколе до конца 1944 года, пока ремонтировали и перестраивали линкор Гнейзенау были заброшены. Хотя немецкие электронные лодки продолжали действовать у берегов Франции, после битвы была проведена только одна крупная надводная операция. Это была попытка нападения на Конвой JW 55B линкора Шарнхорст. Линкор был потоплен сопровождающей британской оперативной группой в ходе того, что позже стало известно как Битва при Нордкапе.

Кросс Виктории

Капитан Роберт Шербрук был награжден Крестом Виктории. Он признал, что награда действительно была вручена в честь всего экипажа «Онслоу». В бою он был тяжело ранен и потерял зрение на левый глаз. Он вернулся к активной службе и ушел из флота в 1950-х годах в звании контр-адмирала.

Памяти

Капитан Харви Кромби сказал об экипажах у мемориала Брамблу

. преодолевали трудности и опасности, вероятно, не имевшие аналогов в анналах британского флота, и призывы к их мужеству и стойкости были постоянными, но они никогда не подводили. Они не хотели, чтобы мы грустно думали в это время, а скорее просили бы нас славить Бога за то, что они остались верны долгу до конца.

Битва была предметом книги 73 North Дадли Поупа и стихотворение JW51B: Конвой Алана Росс, служившего на Онслоу.

Сноски

Библиография

Книги

Дополнительная литература

Книги

  • Поуп, Дадли (1958). 73 Север: Битва в Баренцевом море. Лондон: Вайман и сыновья. OCLC 464156754.
  • Hinsley, F.H. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции. История Второй мировой войны (2-е изд. Абр. Ред.). Лондон: HMSO. ISBN 978-0-11-630961-7.
  • О'Хара, Винсент П. (2004). Немецкий флот в состоянии войны. Аннаполис, Мэриленд: Пресса военно-морского института. ISBN 978-1-59114-651-3.
  • Ричардс, Денис; Св. Г. Сондерс, Х. (1975) [1954]. Королевские военно-воздушные силы 1939–1945: борьба Avails. История Второй мировой войны, Военная серия. II (pbk. Ed.). Лондон: HMSO. ISBN 978-0-11-771593-6. Проверено 22 марта 2018 года.
  • Взлет и падение немецких ВВС (отредактировано Public Record Office War Histories ed.). Ричмонд, Суррей: Министерство авиации. 2001 [1948]. ISBN 978-1-903365-30-4. Air 41/10.

Сайты

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-12 07:21:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте