Операция Цитронелла

редактировать

Операция Цитронелла
Часть Второй мировой войны
Spitsbergen.png . Карта Шпицбергена со Шпицбергеном на западе выделена
Дата8 сентября 1943 г.
МестоположениеШпицберген, Свальбард, Норвегия Координаты : 78 ° 54 ′ N 18 ° 01'E / 78,900 ° N 18,017 ° E / 78,900; 18.017
РезультатНемецкая победа
Воюющие стороны
Нацистская Германия Норвегия Свободная Норвегия
Командиры и лидеры
Нацистская Германия Фридрих Хюффмайер Норвегия Мортен Бредсдорф (Военнопленный ). Норвегия
Численность
2 линкора. 9 эсминцев. 1 батальон крепостной пехоты152 солдата. 2 береговые орудия. 2 зенитные орудия
Потери и потери
1 умер от ран. 15 раненых6 убитых. 31 (военнопленный )

Operation Zitronella (Operation Lemon Flavour), также известная как Unternehmen Sizilien (Сицилия ) - восьмичасовой немецкий рейд на Шпицберген, на архипелаге Шпицберген, 8 сентября 1943 г..Боевые корабли Tirpitz (единственное наступательное действие) и Scharnhorst, плюс девять эсминцев, приплыв к архипелагу, обстреляли поселения в Исфьорде <157.>и прикрывали десант. Шесть норвежцев были убиты и 31 взят в плен; один немец умер от ран и пятнадцать были ранены.

Свальбард

Архипелаг Шпицберген находится в Северном Ледовитом океане, в 650 милях (1050 км) от Северного полюса и на таком же расстоянии от Норвегии на юге. Острова гористые, с постоянно заснеженными вершинами, некоторые покрыты льдом; иногда встречаются речные террасы на дне крутых долин и некоторых прибрежных равнин. Зимой острова покрыты снегом, а заливы покрыты льдом. На западе у острова Шпицберген есть несколько больших фьордов вдоль западного побережья; Исфьорд шириной до 10 миль (16 км). Гольфстрим согревает воду, и летом море свободно ото льда. В 1940-х годах были поселения в Лонгйир (город Лонгйир) и Баренцбург, в бухтах вдоль южного берега Ис-фьорда, в заливе Кингс (Куэйд-Хок) дальше на север вдоль побережья и в Ван Миен-фьорд к югу.

Поселения привлекали колонистов из многих мест; договор 1920 г. нейтрализовал острова и признал права стран-участниц на добычу полезных ископаемых и рыболовство. До 1939 года его население составляло около 3000 человек, в основном норвежские и советские рабочие горнодобывающей промышленности. Дрейфующие шахты были связаны с берегом подвесными канатными дорогами или рельсами, а уголь, сброшенный зимой, собирался кораблем после летней оттепели. К 1939 году производство составляло около 500 000 длинных тонн (508 023 т) в год, разделенных между Норвегией и СССР.

Вторая мировая война

Топографическая карта Шпицбергена

Во время Второй мировой войны Архипелаг Шпицберген стал ареной нескольких боевых действий. В августе 1941 года британские, канадские и свободные норвежские силы высадились на Шпицбергене во время операции «Рукавица» по уничтожению угольной промышленности, связанного с ней оборудования и запасов. Не было предпринято никаких попыток создать гарнизон, и гражданское население было эвакуировано. Нацистская Германия установила пилотируемые метеорологические станции в Арктике, чтобы улучшить прогнозы погоды, жизненно важные для войны против Союзные конвои из Великобритании в СССР. Доктор, бывший полярный исследователь, руководил операцией по установке пилотируемой станции на островах. Адвент-Бей (Адвент-фьорд ) был выбран из-за его широкой долины, более безопасного подхода и места посадки для самолетов. Подземный слой аллювиального гравия был приемлем для взлетно-посадочной полосы, а юго-восточная ориентация возвышенности не препятствовала беспроводной связи с Banak в Норвегии; поселение Лонгйир было рядом. Это место получило кодовое название Bansö (от Banak и Spitzbergen Öya), и 25 сентября начались паромы с людьми, оборудованием и припасами.

Британцы следили за событиями из Блетчли-парка через Ultra и четыре британских тральщика были отвлечены для расследования и 19 октября достигли Исфьорда. A Wettererkundungsstaffel {[lang | de | Wekusta}} экипаж из 5 самолетов заметил корабли, и тридцать человек в Адвент-фьорде были быстро доставлены в безопасное место с помощью самолета и двух транспортных самолетов Junkers Ju 52. Адвент-фьорд был заброшен, когда прибыли англичане, но некоторые кодовые книги были восстановлены; Немцы вернулись, как только корабли ушли. Доктор Альбрехт Молль и трое мужчин прибыли на зиму 1941–1942 годов, чтобы передать сводки погоды. 29 октября 1941 года пять метеорологов были установлены Кригсмарине в Сигнехамна, небольшом заливе на Лиллихёок-фьорде, ответвлении Кросс-фьорда на северо-западе Шпицбергена.. Автоматическая метеостанция (Kröte) с термометром, барометром, передатчиком и батареями прибыла в Банак, чтобы ее доставить самолетом в Бансе, а отряд Молла привезли обратно. При благоприятной погоде потребовалось до 12 мая, и для установки Kröte были отправлены Heinkel He 111 и Junkers Ju 88 с припасами и техниками. В апреле 1942 года операция «Фритхэм» высадка норвежских войск в Баренцбурге для занятия островов. Операция закончилась катастрофой, но к лету 1943 года более поздние союзники Operation Gearbox и Operation Gearbox II обеспечили контроль над островами.

Prelude

Кригсмарине

Кригсмарине решила эвакуировать метеостанцию ​​Кносп летом 1942 года, поскольку безледный сезон сделал ее уязвимой для атак союзников. Подводной лодке U-435 (Kapitänleutnant Siegfried Strelow ) было приказано вернуть шесть человек. 23 августа 1942 года Стрелов без вмешательства союзников принял на борт группу в Эбельтофтхамне в Кросс-фьорде на полуострове Митра и 31 августа прибыл в Нарвик. После замены гросадмирала (гросс-адмирала) Эриха Редера на Карла Дёница в январе 1943 года порядок командования в северных водах был изменен. Посты флагманского офицера «Северные воды» в Нарвике были объединены с группой «Север», в результате чего командир немецких кораблей в Альте-фьорде под командованием генерал-адмирала Отто Шнивинда находился в Киле. Дёниц убедил Гитлера не утилизировать надводный флот и задумал продемонстрировать ценность кораблей и поднять боевой дух экипажей.

Немецкие планы

Тирпиц в Старом фьорде

Боевые корабли Тирпиц (Kapitän zur See (KzS) Hans Karl Meyer) и Scharnhorst (KzS Friedrich Hüffmeier) и девять эсминцев 4-й (KzS Rolf Johannesson), 5-й (KzS Max-Eckart Wolff) и 6-й (KzS Friedrich Kothe) флотилии эсминцев с эсминцами типа Narvik : Z27, Z29, Z30, Z31, Z33 и Эрих Штайнбринк, Карл Галстер, Теодор Ридель и Ханс Лоди погрузились в батальон 349-го гренадерского полка, 230-я пехотная дивизия. 6 сентября корабли вышли на Шпицберген. Тирпиц вел Шарнхорст, Карл Галстер, Теодор Ридель и Ханс Лоди обеспечивали противолодочную заслонку впереди, Эрих Штайнбринк, Z27 и Z30 - по правому борту, а Z29, Z31 и Z33 - по левому борту, когда корабли проплывали мимо Стьернсундета. К 8:00 утра 7 сентября силы были на полпути к Медвежьему острову. Вечером было получено сообщение о том, что британский разведывательный самолет пролетел над Альте-фьордом в 16:45, когда корабли находились всего в 400 км (220 морских миль) от Шпицбергена, а британцы - в пятидесяти часах езды, даже на полном ходу.

Действие

В 3 часа ночи 8 сентября «Шарнхорст» и 5-я и 6-я флотилии эсминцев высадили войска в Адвент-бухте, а Тирпиц и 4-я флотилия вышли в Баренцбург, откуда летел Тирпиц. белый флаг как уловка. Незадолго до того, как корабли открыли огонь, корабли перехватили беспроводное сообщение из Гренфьорда о прибытии трех крейсеров и семи эсминцев; Тирпиц начал глушить частоту, но не мог сказать, заблокировано ли сообщение. В 4 часа утра ответ из Рейкьявика предположил, что сообщение было получено, и Тирпиц отключил передатчик снарядами из своего основного вооружения. При поддержке стрельбы из восьми 15-дюймовых орудий Тирпица в Баренцбурге (пятьдесят два 15-дюймовых и восемьдесят два 5,9-дюймовых патрона) и девяти 11-дюймовых орудий Шарнхорста в Лонгиербюене по двум 3-дюймовым орудиям из обороняющихся эсминцы высадили батальон войск крепости. Были выведены из строя норвежские орудия, уничтожены отвалы угля, запасы продовольствия, воды и электричества. Когда Z29, Z31 и Z33 маневрировали в Грёнфьорд, чтобы высадить войска в Баренцбурге, они шли впереди Тирпица, и артиллеристы двух 40-мм орудий Бофорс воспользовались преимуществом и выпустили около 150 выстрелов по эсминцам, которые отошел в сторону, чтобы дать Тирпицу открытое поле для огня. Z29 и Z33 были повреждены, и Z33 пришлось брать на буксир. Залп из двенадцати снарядов заставил орудия Бофорса замолчать. Тирпиц выстрелил из основных орудий по угольной шахте в Хеероддене и поджег ее. Сообщение от Z29 привело к тому, что Тирпиц направился дальше в Грёнфьорд, выпустил еще двадцать снарядов и в 5:00 Йоханнессон сообщил, что войска высадились, как и планировалось.

Шарнхорст сфотографирован в море

Выжившие норвежцы бежали во внутренние районы, используя пылающий отвал угля для укрытия, когда десант захватил сооружения в Баренцбурге. Куммец опасался радиосообщения, отправленного норвежцами, на случай, если флот метрополии уже был в море и хотел, чтобы пехота вернулась на борт своих кораблей к 11:00. Шарнхорст отплыл дальше в Ис-фьорд в Лонгйир и доложил об этом к 5:12. что норвежцы были захвачены, и в 7:00 командир пехоты, полковник Вендте, сообщил, что разборки будут завершены к 8:00. После методичной бомбардировки немецкие корабли повторно погрузили десант и их пленных В 11:00 Тирпиц выпустил еще восемь снарядов по складам боеприпасов и горючего за пределами Баренцбурга. Возвращение последнего из гидросамолетов привело к задержке полета в Тирпиц до 12:00. а затем немецкие корабли ушли со скоростью 19 узлов (22 миль / ч; 35 км / ч). Норвежцы отремонтировали радио и получили отчет об обнаружении, в результате чего Флот метрополии вышел из Скапа-Флоу, но слишком поздно. перехватить немецкие корабли, которые достигли порта 9 сентября.

Последствия

Анализ

Арадо Ар 196 типа Тирпиц (SA-kuva 96532)

Унтернемен Цитронелла / Sizilien был успешным; это не принесло долговременной выгоды, поскольку союзники быстро повторно оккупировали остров Шпицберген. 19 октября крейсер USS Tuscaloosa прибыл в Баренцбург с поддержкой и подкреплением для норвежского гарнизона Сэмюэл Элиот Морисон, официальный историк ВМС США, охарактеризовал Цитронеллу как политический шаг со стороны Кригсмарине, чтобы показать Гитлеру, что немецкий надводный флот имеет определенную ценность. Морисон счел усилия непропорциональными результатам, предположив, что те же цели могли быть достигнуты проще. В 2013 году Никлас Цеттерлинг и Майкл Тамеландер назвали операцию несущественной, если не считать полезной подготовки экипажей.

Потери

Шестнадцать немецких моряков были ранены, один умер от ран и шесть норвежцев погибли.. Капитан Мортен Бредсдорф и 30 заключенных были отправлены в Офлаг XXI-C в Шильдберг в присоединенном Рейхсгау Вартеланд, вместе с 1089 интернированными норвежскими офицерами

Немецкий ведущий моряк с эсминца был предан военному трибуналу и приговорен к смертной казни за трусость (он прятался на своем корабле, а не сопровождал войска на берег) и был казнен на квартердеке Шарнхорста. Этот эпизод, наряду со спором о распределении медалей, когда экипаж «Шарнхорста» получил только 160 железных крестов против 400 у экипажа «Тирпица», обострил и без того плохие отношения между экипажами.

Последующие операции

Под прикрытием атаки Люфтваффе установили метеостанцию ​​на острове Хопен. (Изолированные в течение нескольких месяцев после капитуляции нацистской Германии в мае 1945 года, летчики на острове Хоуп сдались в сентябре 1945 года капитану норвежского рыболовецкого судна.) Британо-советское нападение на Тирпиц и Шарнхорст в Альта-фьорде готовился, когда корабли отплыли на Шпицберген. Летающей лодке Catalina 190-й эскадрильи, базирующейся в Саллом Во в Шотландии, было приказано провести разведку Ис-фьорда и она взлетела в 17:00. Экипаж должен был вылететь на Шпицберген, затем на юг до точки у норвежского побережья, повернуть на восток и выйти на берег в Мурманске. Если немецкие корабли были замечены, экипаж «Каталины» должен был следить за ними до тех пор, пока они не будут сбиты или не будет достигнут разумный предел выносливости (PLE), а затем долететь до Грасной на Кольском заливе. Каталина была заправлена ​​топливом и оставила свои глубинные бомбы, полетела в Соркапп, затем направилась вверх по западному побережью к Ис-фьорду и искала признаки жизни в районе мыса Линь, Баренстбург, Зеленой гавани, Грумантби и Лонгйира, сфотографировав и обнаружив только разрушенные здания и дым от пожаров, устроенных немцами. (Позже летчики услышали, что один из оставшихся в живых на холмах услышал их и побежал к берегу, но его не видели.) «Каталина» летела в сторону Норвегии по ожидаемому маршруту немецких кораблей, предполагая, что они направлялись к Альта-фьорду. Некоторое количество нефти было замечено в море, а высоко наверху был замечен Ju 88, летящий в другую сторону, но не кораблей. Каталина приземлилась, как и планировалось, и экипажу сообщили, что полет был в поддержку Operation Source, атаки X-Craft (сверхмалые подводные лодки) на корабли; их разведывательные фотографии должны были быть отправлены в Великобританию для ознакомления с материалами.

См. также
Ссылки
Библиография
Дополнительная литература
  • Торкильдсен, Торбьорн (1998). Свальбард: vårt nordligste Norge [Шпицберген: наша самая северная Норвегия] (на норвежском языке) (3-е изд.). Осло: Ашехуг и Дет норске Свальбардсельскап. ISBN 978-82-03-22224-5. Проверено 15 октября 2016 г.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 13:11:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте